Научная статья на тему 'Виртуальная экскурсия на уроке немецкого языка'

Виртуальная экскурсия на уроке немецкого языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК / ПЛАН ДЕЙСТВИЙ / ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулпина Тамара Александровна

Статья посвящена созданию на занятии условий для виртуальной экскурсии в страну изучаемого языка и электронного сборника экскурсий. Показана последовательность шагов в организации самостоятельной работы учащихся по созданию индивидуальных или групповых виртуальных экскурсий по интересующим учащихся объектам страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальная экскурсия на уроке немецкого языка»

Итак, позиционное чтение придает работе с текстом личностно -ориентированный, субъективный характер. Позиционное чтение формирует навыки ведения дискуссии, развивает умение работать в команде, повышает самооценку обучающихся, делает урок эмоциональным и запоминающимся.

Поскольку современное поколение является «сетевым», то главным достоинством этой технологии является также и то, что она включают ребенка в «живое», реальное общение друг с другом, развивая тем самым одну из ключевых компетенций - коммуникативную.

Список литературы

1. Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студента // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 122-129.

2. Трифонова И.С. Технологии позиционного обучения в языковом образовании // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 11. - С. 35-39.

© Киселёва Л.А. 2016

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Тамара Александровна Кулпина

учитель немецкого языка МБОУ «ОСОШ№1 имени Героя РФ В.П. Брюхова», г. Оса

E-Mail: tam.kulpina2012@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена созданию на занятии условий для виртуальной экскурсии в страну изучаемого языка и электронного сборника экскурсий. Показана последовательность шагов в организации самостоятельной работы учащихся по созданию индивидуальных или групповых виртуальных экскурсий по интересующим учащихся объектам страны.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, электронный сборник, план действий, предполагаемый результат, индивидуализация и дифференциация обучения.

Согласитесь, что у каждого из нас есть мечты, воплощению которых иногда что-то мешает. Так пока обстоят дела и у моих школьников, которые порой не имеют возможности воочию увидеть то, о чём рассказывает на уроке учитель. С большим сожалением они говорят об этом. В таком случае я всегда говорю своим ученикам, что в наше время, век информационных технологий, можно познакомиться со страной изучаемого языка, не выходя из дома, просто открыть нужный сайт и «погулять» по объекту виртуально.

Итак, виртуальные экскурсии. Столкнувшись однажды с мнением Леонардо да Винчи, который сказал: «Познание стран мира - украшение и пища человеческих умов», мне захотелось максимально «украсить» и «насытить» умы своих учеников. Но как их украсить, если необходимой информации в действующем учебно-методическом комплексе по немецкому языку нет? Как насытить эти маленькие умы, если времени, отведённого на урок, просто не хватает? Да ещё при этом надо помнить об интересах детей и не забывать о том, что «знание тогда знание, когда приобретено усилиями собственной мысли» (Л.Н. Толстой).

Итак, одним из приёмов создания для обучающихся условий организации труда таким образом, чтобы при минимальном затрате времени, с интересом и эффективностью происходило их культурное обогащение, может стать применение на уроке виртуальная экскурсия.

Наше большое путешествие началось с маленького шага - создания обучающимися электронного сборника обзорных виртуальных экскурсий по федеральным землям Германии. Сначала на уроке (занятии) мы совместно выделяем проблему, затем определяем пути её решения, составляем план действий и предполагаемый результат. Результатом и выступает самостоятельно составленная виртуальная экскурсия по интересующему ребёнка объекту страны.

Применяя виртуальную экскурсию в своей педагогической деятельности в течение нескольких лет, я опираюсь на следующий план работы с ней:

1. Определяется цель экскурсии.

2. Выбирается объект изучения.

3. Осуществляется поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте.

4. Формулируются проблемы.

5. Определяются задачи, которые учащимся необходимо будет решить.

6. Определяется последовательность работы.

7. Создаётся экскурсия.

8. Определяются формы отчёта или наглядного оформления результатов экскурсии (презентация, мини-фильм, буклет, путеводитель).

На уроке обучающиеся действуют по следующей инструкции создания экскурсии:

1. Просмотрите экскурсию, предложенную учителем.

2. Определите содержание экскурсии.

3. Выделите интересующую вас информацию при просмотре экскурсии.

4. Откройте сайт с интересующим вас материалом.

5. Познакомьтесь с информацией в Интернете.

6. Определите содержание текста, которое будете представлять в своей экскурсии.

7. Выделите главное.

8. Создайте слайды в программе PowerPoint.

9. Сохраните выбранный материал в папке на рабочем столе.

10. Подготовьте устную защиту работы (здесь можно предложить план).

По представленной схеме можно создавать разные виртуальные экскурсии по разным темам, собственно, так мы и сделали с ребятами. Сейчас наш электронный банк виртуальных экскурсий насчитывает свыше 50 работ обучающихся.

Уверены, что благодаря такой организации учебной деятельности обучающихся с использованием современной педагогической технологии виртуальной экскурсии обеспечивается индивидуализация и дифференциация обучения; дети учатся определять проблему, осуществлять запрос информации, понимать материал, определять основную мысль, выделять главное, делиться впечатлениями, самостоятельно создавать продукт собственной деятельности, публично выступать. Стремясь к развитию у школьников информационной и социокультурной компетенций, я нашла и успешно применяю такой способ подачи материала, при котором у учащихся развивается информационно-компьютерная грамотность, систематизируются знания, формируются исследовательские навыки, развиваются творческие способности, пробуждается интерес к познавательной деятельности. Считаю, что виртуальная экскурсия делает урок более интересным, эмоциональным и содержательным. Виртуальная экскурсия «оживляет» процесс преподавания предмета, делает его самостоятельным, познавательным, проблемным, творческим, информационным и коммуникативным.

Убеждена, что именно такие уроки, уроки познания культуры другой страны, позволят обучающимся лучше узнать страну изучаемого языка. В качестве примера приведу разработанный нами урок по теме «Саксония».

1. Участники: обучающиеся (выбор зависит от уровня языковой и речевой подготовленности учащихся).

2. Предмет, тема занятия: занятие (урок) по теме «Саксония».

3. Стратегическая цель: создание электронного сборника обзорных виртуальных экскурсий «Федеральные земли Германии».

4. Цель на данном занятии: создание виртуальной экскурсии по теме «Саксония».

5. Тип занятия: виртуальная экскурсия (проектная работа).

6. Используемые приёмы, методы, технологии обучения: проектный, частично исследовательский, словесный, наглядно-демонстрационный методы, компьютерная технология.

7. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная, парная.

8. Оборудование и основные источники информации. Материально-техническое и дидактическое оснащение: компьютер с установленной операционной системой Windows ХР, выходом в Интернет, мультимедиа; карточки, рефлексивные листы .

9. Проблемная ситуация: незнание процедуры работы над созданием виртуальной экскурсии.

10. Выход из ситуации: разработать и создать виртуальную экскурсию по теме «Саксония».

11. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

социальные (способность к сотрудничеству, умение выявлять проблему и находить пути её решения, формирование навыков взаимопонимания, взаимопомощи, мобильности, умение выступать публично);

мотивационные (способность к обучению, умение достигать успеха, интересы и внутренняя мотивация (потребность), умение делать собственный выбор);

функциональные (умение оперировать научным материалом, своими знаниями и умениями, использовать источники информации для собственного развития).

В ходе данного занятия обучающиеся должны овладеть процедурой работы над созданием виртуальной экскурсии, создать (разработать) и представить продукт собственной деятельности (виртуальную экскурсию).

Сценарий учебного занятия (урока) по теме «Саксония» (создание виртуальной экскурсии)

1. Оргмомент

Guten Tag, Kinder. Ich begrüsse euch herzlich! Begrüsst einander! Sagt Komplimente! Kinder! Wiegehtes euch? Fragteinander! (Обучающиеся приветствуют друг друга, делают комплименты).

2. Постановка проблемы

Was kommt in eure Köpfe, wenn ihr das Wort «Deutschland» hört? (Учитель предлагает составить ассоциограмму к понятию «Германия»)

Was mich anbetrifft, so assoziere ich Deutschland mit Bundesländern. (Учитель демонстрирует слайды, на которых представлены Федеральные земли Германии). Seid ihr damit einverstanden? Was wisst ihr schon über die Bundesländer? (Учитель предлагает учащимся вспомнить некоторые факты о Германии, это может быть так: Deutschlandhat 16 Bundesländer. Das sind .... Jedes Bundesland hat seine Sehenswürdigkeiten. Wir können einige Sehenswürdigkeiten nennen. Das sind Semperoper, Brandenburger Tor, Fernsehturm, Humboldtuniversität und so weiter und so fort. Jedes Bundesland hat seine Städte, wo viele Flüsse sind. Jede Stadt hat ihre Feste und Traditionen).

3. Определение темы. Выявление проблемы. Целеполагание

(Учитель предлагает определить способ представления информации

другим обучающимся, изучающим немецкий язык. Обращает внимание на представление информации таким образом, чтобы было наглядно, интересно, познавательно и быстро. Ученики приходят к выводу, что можно сделать виртуальный экскурс по интересующему объекту).

Wollen wir eine Exkursion machen. Jeder von euch bekommt eine Karte. Markiert bitte die Bundesländer, die im Film gezeigt werden. (Учитель показывает мини- фильм, содержащий краткую информацию о землях Германии, и предлагает учащимся отметить на карточке те земли, информацию о которых они увидят и услышат). Welches Bundesland fehlt? (Учащиеся на карточке № 1 определяют отсутствующую в фильме землю Германии, Саксонию).

Jetzt wollen wir noch eine Exkursion machen. Jeder von euch bekommt noch eine Karte. Markiertbittealles, wasmitSachsenverbundenist. (Учитель предлагает посмотреть фильм о Саксонии и отметить на карточке № 2 объекты, относящиеся к данной земле. Эту работу можно предложить в парах).

Was können wir über Sachsen erzählen? Lest bitte, was ihr geschrieben habt. (Учащиеся делятся полученной информацией, проанализировав видеоряд, это может быть так: In meinerKartesind .... Ich habe ....geschrieben. In meiner Liste habe ich ... markiert).

Markiert bitte in der Reflexionliste! Was möchtet ihr noch über Sachsen erfahren? (Учитель предлагает отметить в карточке №3, рефлексивном листе, цель урока, это может выглядеть так: I ch möchte über Sehenswürdigkeiten erfahren, Ich möchte über Flüsse erfahren, Ich möchte erfahren, was jede Sehenswürdigkeit bedeutet, Ich möchte erfahren, welche Feste in Sachsen sind, Ich möchte etwas Neues und Interessantes erfahren).

4. Планирование учебно-познавательной деятельности по новой теме. Практическая работа с информацией (создание виртуальной экскурсии)

Jetzt arbeiten wir am Computer. Sucht die Information und macht Zusammenfassung. Besprechen wir die Schritte, die euch bei der Arbeit helfen werden. (Обучающиеся определяют процедуру создания экскурсии, составляют план собственной деятельности). Алгоритм работы над созданием виртуальной экскурсии может быть таким:

Die Arbeit mit der Information:

1. Выделите интересующую вас информацию.

2. Откройте сайт с интересующим материалом.

3. Познакомьтесь с информацией в сети Интернет.

4. Определите содержание текста, которое будете представлять в своей экскурсии.

5. Выделите главное.

6. Создайте слайды в программе PowerPoint или MovieMaker (в зависимости от умений учащихся).

7. Сохраните выбранный материал в папке на рабочем столе.

8. Подготовьте устную защиту работы (можно предложить план).

Данную работу можно сделать в группах. Безусловно, алгоритм можно

предложить учащимся на немецком языке. Это зависит от уровня языковой подготовки обучающихся.

5. Защита проектов, представление виртуальных экскурсий

Zeigt jetzt eure Präsentationen. Wer ist der erste? (Выступление детей)

6. Рефлексия, анализработы

Seht bitte eure Reflexionliste an! Schreibt, was ihr heute erfahren habt. Was habt ihr gemacht, um euer Ziel zu erreichen? (Ответы детей).

7. Оценка учителем работы обучающихся

(Учитель обращает внимание учащихся на полученные ими в ходе практикума знания, пути достижения цели и решения задач).

© Кульпина Т.А. 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.