ВИРУАЛИЗАЦИЯ ПРОТЕСТАНТСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ1
Черничкин Дмитрий Алексеевич, магистрант
Астраханский государственный университет
Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: [email protected]
Религиозные сети, представляя собой одну из древнейших идеологически оформленных мировых сетевых структур, являются важнейшей частью современного сетевого общества. На современном этапе религиозное сетевое пространство можно представить как наложение транснациональных сетевых потоков на виртуальные и социальные сети традиционных религиозных институтов. В данной статье рассматриваются два этапа формирования протестантской сетевой структуры: традиционный и виртуальный. Появившись в России ещё в XVI в., протестантизм активно развивался в нашей стране, создав на сегодняшний день целую сеть объединений. Нами предпринята попытка типологизировать протестантские объединения по конфессиональной принадлежности, а также рассмотреть основные направление деятельности этих объединений в реальном и виртуальном пространствах. Целью статьи является выявление специфики сетевых протестантских объединений на территории Астраханской области. Основной методологией исследования является контент-анализ региональных сайтов протестантских религиозных сообществ.
Ключевые слова: религия, религиозная сеть, виртуализация, христианство, протестантизм, религия, церковь, баптисты, пятидесятники, социальная сеть
VIRTUALIZATION OF PROTESTANT RELIGIOUS NETWORKS IN ASTRAKHAN REGION
Chernichkin Dmitriy A., undergraduate student
Astrakhan State University
20a Tatischeva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Religious networks, representing one of the oldest ideologically designed world network structures, are an important part of the modern networked society. At the present stage, religious network space can be represented as the imposition of transnational network flows on virtual and social networks of traditional religious institutions. In this article, two stages of the formation of the Protestant network structure are considered: traditional and virtual. Appearing in Russia in the 16th century, Protestantism was actively developing in our country, creating today a whole network of associations. The author made an attempt to typify Protestant associations by confessional identity, as well as to consider the main direction of these associations in real and virtual spaces. The purpose of the article is to identify the specifics of networked Protestant associations in the territory of the Astrakhan region. The main methodology of the study is the content analysis of regional sites of Protestant religious communities.
Keywords: religion, religious network, virtualization, Christianity, Protestantism, religion, church, Baptists, Pentecostals, social network
Ускоренное развитие и повсеместное применение информационных технологий дало такому понятию, как «виртуальная реальность», широкую популярность, в частности, в научном дискурсе. Сама реальность, которая была обозначена данным определением, теперь стала одним из главных факторов развития культур. Это случилось благодаря бурному научно-технологическому прогрессу, произошедшему
'Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 17-33-01095"а2": «Транснациональные религиозные сети и конфессиональная безопасность». (The work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, Project No. 17-33-01095 "a2": "Transnational religious networks and confessional security".)
во второй половине XX в., который был неразрывно связан с изменениями в культуре и сформировал совершенно другой образ реальности - виртуальный.
Современное понятие виртуальной реальности выводит на рассмотрение ряд научных проблем. Важно отметить тот факт, что с распространением данного термина происходит переход осмысления объективного мира людьми на совершенно иной уровень. Само же понятие до сих пор не получило какой-то определённого толкования и теоретической разработки, что и повлекло за собой появление множества трактовок.
Первые попытки объяснить данное понятие можно наблюдать в работах С. Фишера, М. Крюгера, Ф. Хемита и многих других. Майрон Крюгер в конце 60-х гг. XX в. заложил предпосылки для создания технологий виртуальной реальности, введя в 1972 г. термин «искусственная реальность» ("artificial reality") в научный оборот, а уже в 1989 г. А. Ланье предложил своё определение виртуальной реальности, неофициально ставшее общемировым: «виртуальность - это иллюзорная реальность, порождённая компьютерными технологиями» [5, с. 164].
Подобные технологии активно вошли в нашу жизнь, постоянно совершенствуются, став неотъемлемой частью жизни нашего общества. Возможности интернета только усиливают вовлечение обычных пользователей в этот виртуальное пространство. Постепенно, один за другим, реальные общественные институты переходят на просторы мировой сети. Не остались в стороне и различные религиозные объединения. Ставя перед собой такую задачу, как прозелитизм, они используют социальные сети, форумы, группы и присутствующую в них огромную аудиторию для популяризации своей деятельности и привлечения новых сторонников.
Религия по-прежнему охватывает все стороны жизни человека. Современное общество как никогда раньше нуждается в устоявших ценностях. Наряду с влиянием Русской православной церкви на постсоветском пространстве активно развиваются другие формы религий. В рамках данной статьи мы рассмотрим деятельность протестантских объединений, которые ведут активную религиозную деятельность на территории Астраханской области в реальном и виртуальном пространстве. Так как подобные объединения являются довольно закрытыми от посторонних, не представляется возможным провести какую-либо форму опроса, чтобы дать максимально объективную оценку их деятельности. Основными методами исследования стали наблюдение и мониторинг активности членов данных общин в сети интернет. В частности, были проанализированы наиболее популярные в России социальные сети «Вконтакте», «Одноклассники» и "Facebook", где созданы различные группы, форумы-обсуждения для оперативного оповещения адептов о местах собраний, информирования о предстоящих мероприятиях, выкладывания фото- и видеоматериалов о прошедших мероприятиях и т.п.
В качестве исторической справки можно упомянуть, что протестантизм активно проникал на территорию России ещё в XVI в. (при жизни Мартина Лютера). Первые протестанты появлялись в Москве и Великом Новгороде. В основном это были купцы-лютеране и реформаты из Германии, Швеции, Дании, Англии и других стран. Постепенно, с укреплением торговых связей, иностранные купцы строили свои подворья во многих русских городах, селились там со своими семьями и получали от московского царя право «отправлять свои богослужения с пением» [3, с. 97].
Количество протестантов в стране пополнялось за счёт приглашения в Россию различных зарубежных специалистов - архитекторов, художников, медиков, ювелиров, географов, военных командиров, оружейников и т.д. Наибольшее количество переселенцев-протестантов наблюдалось во времена правления Петра I и Екатерины II. Многие из них заняли высокие должности в сенате, Академии наук, а также в армии и флоте. Самый большой поток «иноверцев» составили жители территорий, которые были завоеваны во время войн с Ливонией, Швецией и после раздела Польши. Жителей этих территорий превращали в крепостных, расселяли в Москве и ближайших
к нему городах. Значительную часть отправляли в южные земли Российской империи для освоения здешних территорий. По конфессиональному составу это были всё те же лютеране и реформаты [13, с. 512].
В первой половине XIX в. в России появились новые протестантские объединения евангелической направленности западного происхождения: адвентизм, баптизм, евангельское христианство. Позднее, в начале XX в., появилось пятидесятничество. Их главное отличие от лютеран и реформатов состояло в этническом составе адептов. Если протестантов-лютеран представляли исключительно западные народы (немцы, шведы, датчане и др.), то новые протестантские течения пополнялись за счёт коренных россиян. В дальнейшем протестантские общины формировались только из русского населения [2, с. 2455].
Потомки именно этих общин (адвентисты, христиане веры евангельской, баптисты, лютеране, меннониты) составляют на сегодняшний день подавляющее большинство граждан нашей страны, исповедующих протестантизм. Каждая из этих религиозных групп по-своему укоренялась на территории Российского государства, сохранив до наших дней некоторые материальные и культурные особенности. Можно сказать, что за последние 150-160 лет в нашей стране сложился специфический российский протестантизм, который следует рассматривать как одну из традиционных конфессий России.
Слово «протестантизм» многие понимают по-разному: для кого-то протестанты - это баптисты и лютеране, для других - пятидесятники и мормоны, некоторые вообще считают данное религиозное направление сектантским. И каждый будет в определённой мере прав, ведь расплывчатость и неопределённость протестантской идеологии делают возможным широкое разветвление толкования библейских писаний, - от инертных и мирных до активных и деструктивных. Разнообразие пониманий и толкований Писания породило во всем мире, в том числе и в России, сотни миссий, движений и общин. Со времён Реформации протестантизм не останавливался в своём развитии, поскольку в нём нет какой-либо чёткой иерархии, централизованной системы управления, отсутствуют канонические и неканонические церкви, что отличает его от католичества и православия.
В современной России протестантизм давно пересёк региональные и национальные границы, а перейдя в виртуальное пространство, стал вести ещё более активную религиозную деятельность. По данным полевых исследований Р.Н. Лукина, численность зарегистрированных религиозных объединений в стране по состоянию на 2014 г. составляет около 10 тыс. приходов (4,4 тыс. приходов зарегистрированы официально) и 3 млн верующих [8, с. 136].
Что касается Астраханской области, то на основании анализа списков зарегистрированных протестантских религиозных объединений в области, подсчёта списков участников групп в различных социальных сетях, а также фотографий и видеозаписей со служб, можно условно сказать, что на территории Астраханской области ведут свою деятельность двадцать официально зарегистрированных протестантских общин, церквей и движений различных конфессиональных направленностей. Общая численность адептов составляет примерно 2900 человек. Более точную цифру указать сложно по причине того, что церковные союзы не всегда осведомлены о том, какое количество объединений входят в их состав, не всегда ведется статистика групп, не учитывается постоянное число прихожан и т.п. При подсчёте мы исходили из того, что средняя численность подобных объединений в России - 200-250 человек; учитывая этнический состав Астраханского региона, данное количество уменьшится до 150-200 человек. Не следует забывать, что существуют также маленькие общины по 50-70 человек. Но зачастую количество реальных верующих намного больше чем зарегистрированных. Поэтому конечная цифра, по нашим подсчётам, будет в полтора - два раза выше заявленной.
Конфессиональный состав протестантов на территории Астраханской области представлен по большей части пятидесятниками (10 объединений) и баптистами (4 объединения, рис.). Помимо них на территории города и области присутствуют лютеране, адвентисты, неопятидесятники (умеренные харизматы), Евангельский христианский миссионерский союз и Международное христианское межконфессиональное движение XXI в. Два последних образовались в конце 90-х - начале 2000-х гг. в России и имеют достаточно разветвлённую сеть церквей практически по всей стране [10, с. 7].
Рис. Протестантские деноминации Астраханской области
Все вышеперечисленные протестантские объединения ведут свою деятельность в интернете, создав группы, форумы для информирования о деятельности той или иной деноминации, а также привлечения новых сторонников. Так как подобные группы дублируют всю информацию в разные социальные сети, мы рассмотрим реальную и виртуальную деятельность общин баптистов и пятидесятников.
Пятидесятничество - это одно из протестантских постреформационных движений христианства, которое зародилось в начале XX в. в США. Рассматриваемое ка-кодно из самых противоречивых течений в христианстве, на сегодняшний день оно имеет огромное количество последователей по всему миру (279 млн человек, включая неопятидесятников) [1]. Адепты данного течения придают большое значение крещению Святым Духом и понимают его как особое духовное переживание. Считается, что подобное переживание испытывали апостолы на пятидесятый день после воскресения Христа. Этот день был назван пятидесятницей, отсюда и название - пятидесятники [9, с. 31].
Отличительной особенностью пятидесятников является вера в то, что Святой Дух может воплощаться в любого верующего. При этом они полагают, что этот избранный наделяется особыми способностями, такими как знание и умение говорить на других языках (в том числе и на мертвых), дар пророчества и т.п. На территории Астраханской области пятидесятники являются самой многочисленной протестантской деноминацией.
По данным Министерства юстиции, на территории города и области зарегистрированы десять некоммерческих религиозных организаций пятидесятников [14]. Точное количество прихожан в этих организациях подсчитать сложно, но если брать в расчёт то, что почти все адепты, состоящие в виртуальных объединениях пятидесятников г. Астрахани являются прихожанами реальных церквей, то их количество достигает приблизительно 1150 человек [14].
В качестве примера рассмотрим самую многочисленную виртуальную группу пятидесятников «Церковь Христа Спасителя» (314 участников) [15]. Группа является действующей, практически ежедневно выкладываеются информация о предстоящих собраниях (каждые четверг и воскресенье). В процессе исследования данной виртуальной группы (просмотр ленты новостей, фотографий, видеозаписей) мы выделили основные направления их деятельности:
1) проведение молитвенных собраний (имеют постоянное место расположения, в отличие от других церквей пятидесятников);
2) активная работа с молодежью (проведение отдельных молодёжных служений, концертов, обучение различным народным ремеслам, выезды на природу, совместные походы, поездки на всероссийские религиозные конференции и т.д.);
3) благотворительность (помощь детям из детских домов, постройка и служение в реабилитационном центре для зависимых алкоголем);
4) творческая деятельность (организация развлекательных мероприятий, чаще всего внутри своей церкви, силами прихожан).
Помимо этой деятельности часто приглашаются различные лекторы, зарубежные пасторы, тренеры. Несколько месяцев назад редакторами этой группы был создан канал на видеохостинге '^оиТиЬе", где ежемесячно выкладываются новостные репортажи о деятельности прихожан церкви «Христа Спасителя» и подводятся итоги этой деятельности [15].
Что касается баптизма, то на данный момент он является второй по численности протестантской деноминацией в Астраханском регионе (4 официально зарегестриро-ванные баптиские церкви) [14]. Само течение образовалось в начале XVII в. (первая община была сформирована в 1609 г. в Амстердаме основателем течения Джоном Смитом) и получило своё название от греческого «погружаю в воду» по причине того, что люди принимали ритуал крещения уже в осознанном возрасте. Считается, что баптизм сформировался на основе учений радикальных английских пуритан, которые в конце XVI в. бежали из Англии в Голландию [6, с. 59]. Отличительной особенностью баптизма, лежащей в основе их учения, является добровольное и осознанное крещение по вере. Обязательным условием является наличие твёрдых христианских убеждений и полный отказ от греховного образа жизни. Крещение младенцев категорически отвергается [11, с. 44].
В церковной жизни баптисты придерживаются принципа конгрегационализма. Все важные церковные вопросы решаются на общих собраниях верующих. Богослужения проводятся в основном по воскресеньям, но иногда проводят дополнительные, посвящённые другим видам религиозной деятельности. Сценарий собраний похож на собрания пятидесятников: проповедь, пение под инструментальную музыку, трапезы в перерывах, чтение импровизированных молитв [4].
Самой многочисленной по числу прихожан является церковь ЕХБ «Новая Жизнь» г. Астрахани (263 участника) [16]. Как и в церкви Христа Спасителя, большая часть деятельности направлена на молодое поколение, воспитывая их в духе
христианских ценностей. Так, из основных видов их активности можно выделить: 1) общие проповеди, молодежные служения; 2) благотворительные поездки в детские дома; 3) вовлечение в деятельность молодёжи (организация детских праздников, дворовых клубов, проведение спортивных игр и т.п.); 4) организация и проведение концертов и песенных вечеров силами прихожан в стенах церкви.
На стене группы активно выкладываются новости посвящённые чтению Библии, аудио- и видеозаписи на религиозную тематику. Следует упомянуть, что в феврале 2018 г. в собственность местной религиозной организации «Церковь евангельских христиан-баптистов "Новая жизнь"» было бесплатно передано второе здание в черте г. Астрахани для размещения дома молитвы [12]. Это позволяет говорить о значительном увеличении числа прихожан данной церкви.
Помимо описанных выше протестантских течений, ставших уже традиционными для России, стоит упомянуть про два интересных течения, сформировавшихся в России в конце 90-х - начале 2000-х гг.: Международное христианское межконфессиональное движение XXI в. и Евангельский христианский миссионерский союз. Первое движение сформировалось в 2006 г. в г. Москве. Основной целью его деятельности является «всестороннее содействие развитию международного сотрудничества с христианами различных вероисповеданий» [10]. Данное сотрудничество, по их мнению, должно осуществляться в объединении христиан всего мира в творческом, просветительском, культурном служении, а также подъёме общего уровня христианства в России. Также на официальном сайте существует система пожертвований на развитие это движения [10].
В Астраханской области данным движением организована интернет-община «Истина». Известно, что данная община функционировала в г. Астрахань с 2009 г. Они не имеют постоянного места пребывания и постоянно арендуют помещения для проведения молитвенных собраний. Анализируя их группы в различных социальных сетях, можно сказать, что они имели достаточно малое количество последователей (от 60 до 84), и их деятельность ограничивалась только молитвенными чтениями и хлебопреломлением. Последнее упоминание об астраханской общине в сети интернет датируется началом 2017 г.
Второе движение - Евангельский христианский миссионерский союз - было основано в 1994 г. в Москве, а четыре года спустя получило статус общероссийской организации. Основной целью данного союза является создание новых миссионерских церквей по всей России для того, чтобы выполнять «разностороннюю помощь окружающим людям» [7]. В Астраханской области данным объединением была церковь «Преображение». Поскольку это сеть церквей является достаточно закрытой, то более подробная информация, кроме адреса расположения молитвенного дома и имени пастора, отсутствует.
Таким образом, на постсоветском пространстве Астраханского региона сформировалась целая сеть протестантских объединений, которые заняли устойчивое положение за счёт своей способности трансформироваться в постоянно изменяющемся обществе, несмотря на то, что несколько десятков лет назад протестанты, волею власти, подвергались жестоким преследованиям. Поэтому многие общины были вынуждены отказаться от активной миссионерской деятельности и пополнения своих общин за счёт молодежи.
За счёт недостаточной представленности протестантов в элите общества (в престижных областях государственного и муниципального управления, производства, культуры и бизнеса) отмечается низкая активность протестантских объединений и общин в решении глобальных религиозных вопросов государства. Поэтому на се-
годняшний день протестантам приходится самим воспитывать элиту подобного рода, а активное использование интернет-технологий только ускоряет этот процесс.
Духовно-нравственный потенциал астраханского протестантизма и его растущая социальная активность позволяют предположить, что его конструктивная роль в российском обществе в ближайшее время будет заметно возрастать.
Список литературы
1. Global Christianity A Report on the Size and Distribution of the World's Christian Population. - Режим доступа: http://www.pewforum.org/2011/ 12/19/global-christianity-movements-and-denominations/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
2. Shterin, M. S. Russia / M. S. Shterin // Religions of the World, Second Edition A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices. - Santa Barbara, California : ABC-CLIO, 2010. -P. 2455.
3. Васильева, О. Современный русский протестантизм: в поисках себя / О. Васильева // Путь Востока. Культурная, этническая и религиозная идентичность. Сер. Symposium. -Санкт-Петербург, 2004. - Вып. 33. - С. 96-100.
4. Винс, Я. Я. Наши баптиские принципы / Я. Я. Винс. - Режим доступа: http://www.rusbaptist.stunda .org/vins.html/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
5. Гаврилов, А. А. Основные подходы к определению категории «виртуальная реальность» в современном философском дискурсе / А. А. Гаврилов // Молодой ученый. - 2012. -№ 9. - С. 162-166.
6. Григорьева, Л. И. Баптизм / Л. И. Григорьева // Енисейский энциклопедический словарь / гл. ред. Н. И. Дроздов. - Красноярск : Русская энциклопедия, 1998. - С. 59.
7. Евангельский христианский миссионерский союз - Режим доступа: http://exmc.ru/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
8. Лункин, Р. Н. Российский протестантизм: евангельские христиане как новый социальный феномен / Р. Н. Лукин // Современная Европа. - Москва : Ин-т Европы РАН, 2014. -№ 3 (59). - С. 133-143.
9. Лункин, Р. Н. «Пятидесятники и харизматы: единство в многообразии» / Р. Н. Лукин // Религия и право. - 2007. - № 2 (41). - С. 31-33.
10. Международное Христианское Межконфессиональное Движение XXI века. - Режим доступа: http://iicm.ru/dokumenty/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
11. Митрохин, Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки) / Л. Н. Митрохин. - Санкт-Петербург : РХГИ, 1997. - С. 44.
12. Распоряжение Администрации МО «Город Астрахань» № 62-р от 12.01.2018 г. -Режим доступа: https://vk.com/novaya_zhizn?z=photo-4794592_456239585%2Falbum-4794592_00%2Frev, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
13. Санников, С. В. Двадцать веков христианства : в 2 т. / С. В. Санников. - Одесса : Богомыслие, 2001. - Т. 2. Второе тысячелетие. - С. 512.
14. Управление министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области. - Режим доступа: http://to30.minjust.ru/ru/rezultaty-proverok-nekommercheskihorganizaciy-provedennyh-v-2012-godu, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
15. Церковь Христа Спасителя. - Режим доступа: https://vk.com/club3132741, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
16. Церковь ЕХБ г. Астрахани «Новая жизнь». - Режим доступа: https://vk.com/novaya_zhizn, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
References
1. Global Christianity A Report on the Size and Distribution of the World's Christian Population. Available at: http://www.pewforum.org/2011/12/19/global-christianity-movements-and-denominations/.
2. Shterin M. S. Russia. Religions of the World. Second Edition A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices. Santa Barbara. California, ABC-CLIO, 2010, p. 2455.
3. Vasilyeva O. Sovremennyy russkiyprotestantizm: v poiskakhsebya [Modern Russian Protestantism: in search of yourself]. Put Vostoka. Kulturnaya, etnicheskaya i religioznaya identichnost. Seriya "Simpozium " [The way of the East. Cultural, ethnic and religious identity. Series "Symposium"]. St. Petersburg, 2004, no. 33, pp. 96-100.
4. Vins Ya. Ya. Nashi baptiskiye printsipy [Our Baptist Principles]. Available at: http://www.rusbaptiststunda .org/vins.html/.
5. Gavrilov A. A. Osnovnye podkhody k opredeleniyu kategorii "virtualnaya realnost" v sov-remennom filosofskom diskurse [Basic approaches to the definition of the category "virtual reality" in modern philosophical discourse]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2012, no. 9, pp. 162-166.
6. Grigoryeva L. I. Baptizm [Baptism]. Yeniseyskiy entsiklopedicheskiy slovar [Enisei Encyclopedic Dictionary]. Ed. N. I. Drozdov. Krasnoyarsk, Russkaya entsiklopediya Publ., 1998, p. 59.
7. Evangelskiy khristianskiy missionerskiy soyuz [The Evangelical Christian Missionary Union]. Available at: http://exmc.ru/.
8. Lunkin R. N. Rossiyskiy protestantizm: evangelskiye khristiane kak novyy sotsialnyy fe-nomen [Russian Protestantism: Evangelical Christians as a New Social Phenomenon]. Sovremennaya Yevropa [Modern Europe]. Moscow, Institute of Europe of RAS Publ., 2014, no. 3 (59), pp. 133-143.
9. Lunkin R. N. Pyatidesyatniki I kharizmaty: edinstvo v mnogoobrazii [Pentecostals and Charismatics: Unity in Diversity]. Religiya ipravo [Religion and Law], 2007, no. 2 (41), pp. 31-33.
10. Mezhdunarodnoye Khristianskoye Mezhkonfessionalnoye Dvizheniye XXI veka [The International Christian Interfaith Movement of the 21st century]. Available at: http://iicm.ru/dokumenty/.
11. Mitrokhin L. N. Baptizm: istoriya i sovremennost filosofsko-sotsiologicheskiyeocherki) [Baptism: history and modernity (philosophical and sociological essays)]. St. Petersburg, Russian Christian Humanities Institute Publ., 1997, p. 44.
12. Rasporyazheniye Administratsii MO "Gorod Astrakhan " No. 62-r ot 12.01.2018 g. [Ordinance of the Administration of the Ministry of Defense "Astrakhan City" No. 62-r of 12/01/2018]. Available at: https://vk.com/novaya_zhizn?z=photo-4794592_456239585%2Falbum-4794592_00%2Frev.
13. Sannikov S. V. Dvadtsat vekov khristianstva: v 2 tomakh [Twenty centuries of Christianity. Textbook on the history of Christianity: in 2 vol.]. Odessa, Bogomysliye Publ., 2001, vol. 2, p. 512.
14. Upravleniye ministerstva yustitsii Rossiyskoy Federatsii po Astrakhanskoy oblasti [Administration of the Ministry of Justice of the Russian Federation for the Astrakhan region (official website)]. Available at: http://to30.minjust.ru/ru/rezultaty-proverok-nekommercheskihorganizaciy-provedennyh-v-2012-godu.
15. Tserkov Khrista Spasitelya [The Church of Christ the Savior]. Available at: https://vk.com/club 3132741.
16. Tserkov EKhB g. Astrakhani "Novaya zhizn" [Church of Evangelical Baptist Christians of the Astrakhan "New Life"]. Available at: https://vk.com/novaya_zhizn.