Общая педагогика, история педагогики и образования
М.В. Корсак, А.Л. Цынцарь
Виртуализация
образовательного пространства как социокультурный феномен
В статье осуществлено исследование социокультурных оснований виртуализации образовательной сферы как характерного явления современной действительности. Выявлены позитивные и негативные аспекты виртуализации образовательного пространства. Проанализированы последствия виртуализации образования, имеющие значение в развитии личности, а также в сфере духовного производства. В статье обрисованы перспективы и ключевые тенденции развития индустрии онлайн-образования, расширяющей возможности повышения квалификации, самообучения, саморазвития, что превращает принцип непрерывности образования в объективную реальность. Ключевые слова: информатизация образования, самореферентная коммуникационная система, киберпространство, виртуализация социального опыта, образовательный портал, дистантное образование.
Становление и развитие новой социальной системы - информационного общества характерно масштабными трансформационными процессами, принципиально меняющими значение и содержание образовательной сферы как ключевого ресурса социального развития. Дать исчерпывающее обоснование этим процессам невозможно без анализа сущности виртуализации, явления, проникающего во все сферы бытия современного общества. Здесь правомерно сослаться на мнение Д.В. Иванова, воспринимающего понятие виртуализации как ключ к пониманию современной действительности [4].
1 ^ I Превращение виртуальности в повседневность, в естественный ком-
2 " й понент человеческой жизни стало возможными вследствие действия
го ^ ^
5 си & ряда факторов - техногенных, социокультурных, экономических. Состо-сс ^ о яние современного общества коренным образом отличается от предыду-Л о ^ щих исторических этапов его развития стремительностью происходя° ^ щих изменений, небывалым ростом объемов нового знания. По мнению В. Овечкина, существование человека и общества в целом предполагают постепенное усиление деятельности по преобразованию природных ресурсов в промежуточный или конечный результат, удовлетворяющий разнообразные потребности людей. Как отмечает исследователь, «в ХХ веке, особенно во второй его половине, стало очевидным, что произошла весьма существенная качественная перемена - средства и способы преобразования в совокупности с предметами потребления и методами их применения превратились из инструментально-орудийного арсенала в среду жизнедеятельности, которая часто обозначается как техногенная» [6, с. 19]. Эта новая среда жизнедеятельности вытесняет природную среду, изменяя не только характер деятельности человека по удовлетворению своих потребностей, но и сам образ его жизни, систему ценностей и отношений в человеческом сообществе. Основанная на соединении компьютера с телекоммуникационными сетями информационная революция, свидетелями которой мы являемся, дала возможность появлению нового социального пространства, став, таким образом, отправной точкой фундаментальных трансформаций в обществе. Перед человечеством открылись новые горизонты свободы перемещения в пространстве, установления контактов с любыми точками земного шара. Процесс прироста нового знания принял небывалые обороты. Привычный человеку мир, замкнутый внутри государственных, культурных границ, в результате стал предметом серьезных изменений.
Результатом вышеуказанного выступают новые социальные вызовы, в том числе - исходящие из повседневного проникновения виртуальности в повседневность, которые необходимо учитывать в системе образования. Виртуализация социального опыта, а вслед за тем и все более явная виртуализация образовательного пространства, в том числе отечественного, становятся одними из ключевых и знаковых феноменов современности, без исследования которых невозможно спрогнозировать перспективы дальнейшего развития нашего мира. По замечанию Н. Кирилловой, «мы живем в мире медиа - расширяющейся системы массовых коммуникаций, "информационного взрыва"» [5, с. 5]. В такой среде человек строит свое поведение на основе обширной информации.
Предваряя анализ ситуации в современной системе образования, характеризующейся высокими темпами виртуализации, следует очертить
смысловые грани данного понятия. Вопрос о сущности и механизмах Е виртуализации явно полемичен и в настоящее время находится в стадии § ^ активной разработки. В обыденном сознании понятие виртуальности 5 ° непосредственно связывается исключительно со сферой искусствен- | 1 но созданной на основе компьютерных информационных технологий | <§ реальности. Однако виртуальность не всегда возникает там, где есть о § место телекоммуникационным технологиям. Интересную точку зрения 5 ю в этом отношении выражает В. Руднев: «всякая реальность является с виртуальной», т.к. наша действительность «сливается с виртуальными реальностями человеческих сознаний и придуманными этими сознаниями дискурсами (от идеологии до религии, понимаемой как языковая игра)» [7, с. 80]. Процесс образования, позиционируемый как социальное взаимодействие, соответственно, следует воспринимать как виртуальный процесс, т.к., если один или несколько объектов выступают в роли субъектов деятельностного взаимодействия - в роли учеников и учителя, то это взаимодействие становится основой, началом их виртуального состояния, отличающегося от состояния этих же субъектов до этого взаимодействия [11]. Как вывод, можно заметить, что образование представляет собой одновременно процесс и результат совместной деятельности субъектов и объектов образования, связанный с формированием ими виртуального образовательного пространства, своеобразие которого определяют эти объекты и субъекты [Там же]. Соответственно, не только дистантное телекоммуникационное обучение, но и обучение как таковое можно назвать виртуальным. Виртуальная природа образовательного процесса, его сущностная связь с информацией (воспроизведение, трансляция, добывание нового знания), а также новые цели и задачи, стоящие перед образованием в современном обществе, определяют проникновение телекоммуникационных технологий в образовательное пространство.
Опираясь на изложенное, можно предположить, что сама природа виртуального имеет различные основания и, соответственно, носит различный характер - виртуальность, опосредованная человеком, и виртуальность, опосредованная машиной. В первом случае виртуальность возникает в процессе непосредственного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Обучение как таковое предполагает моделирование реальных жизненных ситуаций, погружение в них и их разрешение учащимися. Своеобразие и, прежде всего, интеллектуальная, духовная и этическая польза такого обучения определяются именно непосредственностью воздействия, которое невозможно «выключить», «переформатировать», перемотать назад. Достоянием духовного мира человека становится только то, чем он по-настоящему «переболел».
*
га ^ к
1 1 1 Способность к моделированию таких, имеющих для личности воспиту-
^ 4- го
2 2 о емых ключевое значение, ситуаций обучения и воспитания характерна
ГО ГО ^
шш^ для выдающихся педагогов, например, А. Макаренко. Виртуальность,
с ^ О г
сс ^ о опосредованная человеком, на бессознательном уровне все же сохраня-о ^ ет у него чувство ответственности за свои действия, понимание невоз-
° ^ можности исправить сделанное. Этот факт предполагает совершенно иное качество восприятия учебных ситуаций, а также действий по их разрешению. Именно человеческая опосредованность виртуальности обучения привносит в него специфический компонент, отличающий нас от других высших млекопитающих, - духовность, направленность на развитие духовного мира личности. Соответственно, такого рода обучение должно всегда предшествовать и превалировать над обучением, виртуальность которого опосредована техникой. В противном случае возникает риск необратимой потери человеческого в человеке.
Благодаря средствам мультимедиа, информационным и телекоммуникационным технологиям человек получил возможность формировать новую реальность, только симулирующую законы реального мира, где все может быть таким, как того требует субъект, оперирующий этой реальностью. Ответственность, анализ собственных действий здесь отступают на второй план, открывая пространство для свободного экспериментаторства, которое не имеет ни основы, ни какого-либо значимого смысла, кроме удовольствия, самовыражения, получения информации. Однако и здесь человек не становится свободным, т.к. сам смысл свободы, видимо, скрыт в наличии в ткани бытия ее антитезы - ответственности. Когда человек действует в полной уверенности возможности исправить, устранить ошибки без особых усилий, мы приходим к опасному не только для него, но и всего общества, факту - атрофии личности, ее моральных и духовных качеств, социальной ответственности. Меняется во многом и само отношение к обыденному миру, человек теряет способность «вчувствования» в его жизнь, которая проплывает перед глазами, подобно видеоролику. Сложно недооценить возможные социальные последствия такой бесчувственности, проявляющейся, в том числе, и в игнорировании воспитательного воздействия семьи, педагогов, культуры и искусства. Подобная ситуация определяется специфическими сущностными качествами виртуальности, которые следующим образом трактуются в статье С. Хоружего: явления виртуальной реальности отличаются всегда неким частичным или недовоплощенным существованием, для них характерен всегда определенный недостаток, отсутствие сущностных черт, присущих явлениям повседневной эмпирической реальности. Они представляют собой неполное, урезанное наличествование, не способное к устойчивому
9
ее г^
и самоподдерживающемуся присутствию в мире [9]. Основополага- | ющие характеристики виртуальной реальности выделил Д.В. Иванов: § ^ это нематериальность воздействия (изображаемое производит эффек- 5 ° ты, характерные для вещественного); условность качеств и характе- ^ 1 ристик (объекты искусственны и изменяемы); эфемерность (свобода | 2 входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления о § существования) [4]. Здесь непосредственно возникает закономерный чю вопрос о ценности существования. Существование в неком свободном, с хаотическом полете, прекращающееся и возобновляемое, меняющее свое содержание и смысл, постепенно как бы отделяется от личности, не имеющей в себе ни средств, ни сил разрешить свои внутренние противоречия. Кроме того, алгоритмы и стереотипы действий, привычные в виртуальном мире, будучи привнесенными в реальность, повседневность, часто становятся отправной точкой девиантного поведения.
Таким образом, приходим к выводу, что осуществление образовательного процесса является своеобразной реконструкцией виртуальной среды [9]. В нашем обществе образование обладает статусом устоявшегося, реального социального института со своей структурой, общественно значимыми функциями. Поэтому, анализируя виртуализацию современного образования, мы рассматриваем опосредованный научно-техническим прогрессом и внедрением в образовательное пространство телекоммуникационных, информационных технологий процесс виртуализации уже существующего виртуального по своей природе явления (образования). На настоящее время виртуализация образования представляет собой сложно структурированное сочетание очно-заочного образования и самообразования, что связывается, прежде всего, с активным развитием телекоммуникационных систем, средств мультимедиа, трансляции информации, широкими возможностями сетевого общения.
Проникновение виртуальности в пространство образования совершенно естественно и обусловлено экономическими и социокультурными факторами. Однако важно обратить внимание на то, что виртуальность не должна поглощать, подменять сложившуюся образовательную систему, оставаясь в ней одним из компонентов, обеспечивающих соответствие результатов обучения требованиям времени, жизнеспособность, значимость образования как социального института. Виртуализация образовательного процесса, опосредованная телекоммуникационными технологиями, должна сохранить, прежде всего, статус средства, оптимизирующего образовательную деятельность. В условиях ускорения темпов жизни, небывалого приращения объемов нового знания, необходимости постоянного обновления знания полноценное образование едва ли было бы реализуемым без привлечения современных
*
го" ^ к
технологий. Виртуализация образовательного процесса, при этом,
4- го
£2 Ё о должна осуществляться параллельно с повышением информационна го ^
5 си & ной культуры личности, развитием умения находить, анализировать,
с с л.
сс к о систематизировать информацию, отделять истинное знание от ложно-Ло^ го, использовать информацию для самосозидания. Все наличное знание ° ^ можно представить себе как каменную глыбу, из которой человек, формируя свое видение мира, свои представления, идеалы, ценности, методы действий, отсекает все лишнее, оставляя значимое для него, превращенное в уникальную целостность, подобную творению искусства. Эта целостность, являющаяся основой гармонически развитой личности, определяется ее моральными и духовными качествами.
Использование и привлечение современных средств коммуникации в сферу образования определяется самой его спецификой. Как замечает А. Старадченко, «системно-дифференцированные от внешней среды части - структуры образовательного процесса - постоянно циклически общаются, находятся в процессе постоянного соотнесения, самосогласовывания подсистем в элементарных и более сложных коммуникативных операциях, т.е. реферируют сами с собой. Следовательно, образование - это самореферентная коммуникационная система. Коммуникация взаимодействия в образовании обусловлена конкретной необходимостью, т.е. подчиняется определенной цели - процессу передачи знаний. Кроме того, образование - это и самовоспроизводство коммуникаций» [8, с. 429]. Коммуникация - одно из основных звеньев образовательного процесса, для поддержания которого необходимо постоянное повышение качества коммуникации, раширение ее средств. В этом отношении значимы телекоммуникационные технологии, позволяющие осуществлять обучение дистантно.
Дистанционное обучение имеет достаточно долгую историю развития от заочных курсов до видеокурсов и курсов, использующих спутниковое телевещание. Но такого рода дистанционное обучение не достигало тех результатов, что достигаются в процессе традиционного образования. Подобные результаты стали возможными уже в настоящее время благодаря использованию сети Интернет и современного программного обеспечения. Современное дистантное обучение в режиме онлайн отличается гибкостью (не зависит от времени и места), усилением возможностей преподавателей и учащихся благодаря привлечению новых мультимедийных технологий, недостижимым в традиционном образовании. Дистанционное обучение предполагает следующие виды деятельности: телеконференции различных видов, рассылку электронных учебных материалов, переписку преподавателя и студента, общение и консультации онлайн. Опыт дистанционного обучения приводит
Б. Старцев: «Современный гуманитарный университет... заключил дого- | вор о сотрудничестве с Кембриджским университетом: офис СГУ сое- § ^ диняется оптоволоконной связью с Кембриджем и через спутник со сво- 5 ° ими 134 филиалами в городах России и 42 филиалами в странах СНГ. | 1 Профессор Кембриджа появляется на экране одновременно во всех | <§ филиалах. Студенты могут задать ему вопросы по телефону, пейджеру о § или электронной почте. Лекции читаются на английском языке с син- чю хронным переводом» [3]. с
Для процесса виртуализации образовательного пространства характерны следующие явления: «превращение информационных технологий в актуальную форму процесса виртуализации; усиление влияния современных информационных технологий на всех участников образовательного процесса; плюрализация практик функционирования и формирования субъектов образовательного процесса» [2, с. 9].
В указанных условиях значимой целью образования становится не сама по себе подготовка личности к ее будущей профессиональной деятельности путем накопления ею в ограниченный по времени период обучения определенного объема знаний, уже систематизированных и верифицированных, а всестороннее развитие личности, овладение ею способами работы с информацией, приобретения и порождения знаний. Данные умения дают возможность не только осуществлять непрерывное образование и саморазвитие в течение жизни, но и успешно ориентироваться и функционировать как профессионалу в современном информационном мире. Таким образом, современность приходит к формированию новой образовательной парадигмы, одним из оснований которой является понимание образования как непрерывного процесса, охватывающего весь жизненный путь личности. И. Бокачев характеризует данный процесс таким образом: «Если сущность старой системы образования можно выразить формулой "образование - на всю жизнь", то новая образовательная система может быть представлена в качестве лозунга: "образование в течение всей жизни", а это есть не что иное, как своего рода стратегия образования для будущего» [1, с. 16].
Помимо дистантного образования, еще одним из результативных путей организации виртуального образовательного пространства является создание образовательных порталов. В настоящее время это активно развивающаяся и достаточно востребованная область деятельности. Соответственно, постоянно растут объемы литературы, раскрывающей опыт формирования и функционирования образовательных порталов. В мировой образовательной практике известны три типа образовательных порталов: организационно-ориентирующие порталы, осуществляющие помощь в выборе абитуриентами очного учебного заведения;
ГО s ^
ü ü порталы дистанционного образования, являющиеся альтернативой
^ 4- го
£2 Ё о дневного обучения; вспомогательные порталы, дополняющие базы
го го m
шш^ данных очных учебных заведений. В России наиболее развиты обра-к gg о зовательные порталы, обеспечивающие возможность поиска и доступа ^ о s ко всей необходимой информации по интересующим студента дисци-° ^ плинам. Эта возможность реализуется, прежде всего, в форме электронной библиотеки.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что информатизация и компьютеризация образования, широкое использование глобальной сети Интернет приводят к радикальным изменениям образовательной системы в целом. Грандиозная сила воздействия и темпы проникновения во все образовательные структуры определяют наличную необходимость разумного использования технических средств, предполагающего всесторонне развитие личности и нивелирование факторов, ведущих к ее саморазрушению.
Современная экономическая, социокультурная ситуация складывается таким образом, что у системы образования в настоящий момент не остается выбора использовать или нет какие-либо технологии. Действия образовательной системы в данном направлении достаточно жестко регулируются современными рыночными отношениями: требуются все новые направления профессиональной подготовки, знания стремительно обесцениваются, дополняются, видоизменяются, поддерживается необходимость включения будущих специалистов в жестко очерченный круг значимых для современного социума компетенций. Однако процесс виртуализации образовательного пространства не должен развертываться стихийно. Он должен развиваться поступательно и целесообразно, с учетом требований и возможностей как самих образовательных организаций, так и общества в целом. Следует обратить внимание и на то, что не следует допускать превалирования виртуального образования над традиционным, живым педагогическим взаимодействием, которое более значимо для формирования личностных качеств.
Библиографический список
1. Бокачев И.А., Лукинова И.А. Виртуализация современной системы образования: за и против // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 1. 2015. С. 15-19.
2. Борисенко И.Г. Виртуализация отечественного образовательного пространства: социально-философский анализ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук (социальная философия). Красноярск, 2016.
3. Виртуализация образования. Медиагнозис. URL: http://www.mediagnosis. ru/mshsen/4-1.htm (дата обращения: 20.01.2016).
4. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2000.
5. Кириллова Н. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005.
6. Овечкин В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды // Педагогика. 2005. № 10. С. 18-28.
7. Руднев В. Прочь от реальности. М., 2000.
8. Страданченко А.А. Виртуализация образования // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 429-432.
9. Силаева В.Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2004.
10. Храпов С.А., Новиков А.С. Виртуальная социальность: социокультурный анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 7 (33). Ч. 2. С. 189-193.
11. Хуторской А.В. Виртуальное образование и русский космизм // Интернет-журнал «Эйдос». 1999. 20 января. URL: http://www.eidos.ru/ jomal/1999/0120.htm (дата обращения: 12.09.2016).
А.Е. Рацимор, Т.А. Янбухтин
Формирование позитивного отношения к возрождению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
В статье актуализируется процесс возрождения физкультурно-оздоровительного движения ГТО с целью улучшения здоровья нации, увеличения числа граждан страны, систематически занимающихся физкультурой; формирования у населения потребности вести здоровый образ жизни; дальнейшего развития массового детского, подросткового, юношеского и возрастного спорта в стране. Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», испытания и нормативы, здоровье нации.
Безусловно, что все спортивные достижения на международной арене дают повод для проявления национальной гордости, для укрепления международного авторитета Российской Федерации. Однако
о §
¡± о
го £Р ч: vo
ш о