Научная статья на тему 'Виртуализация новейшего искусства в условиях глобальной информатизации общества и его влияние на духовную жизнь россиян'

Виртуализация новейшего искусства в условиях глобальной информатизации общества и его влияние на духовную жизнь россиян Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
460
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуализация новейшего искусства в условиях глобальной информатизации общества и его влияние на духовную жизнь россиян»

Гуляев Святослав Борисович

аспирант Института социально-политических исследований РАН, г. Москва

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ НОВЕЙШЕГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ РОССИЯН

СОВРЕМЕННОМ об-

Шществе: взаимоотношения всех уровней . культуры сложны и оцениваются нео-днозначно. Социология культуры со-* - ' срёдоточивает свое

внимание на проблемах формирования, функционирования и развития культуры в органическом единстве с развитием общества. Перед нами стояла задача, опираясь на современные научно-технические достижения, детально рассмотреть не только возникновение и воспроизводство современной культурной продукции, но и ее социодинамику, ее «вхождение в массу», социализацию, т.е. сращивание с внутренним миром множества людей. Включение в предметную область исследования популярной (массовой) культуры как результата взаимодействия высокой культуры, повседневной культуры и текущего жизненного опыта народа позволило значительно расширить эти границы. Социологическому анализу в этой статье будет подвергнут один из основных институтов культуры-искусство, в частности, живопись и ее различные современные направления.

Искусство - есть интеллектуально-эстетическая форма познания социальной реальности: в художественном произведении обычно всегда сочетаются правда (авторская истина) и красота. Ввиду участия в художественном творчестве интеллекта автора, стимулируемого его интуитивными ощущениями, искусство может даже опережать развитие действительности.

Рассмотрим основные этапы познания людьми сущности искусства. Аристотель, очертив конту-

ры теории-мимезиса - подражания, выявил основную черту искусства - познание жизни в образах. Теологи Средневековья оценивали искусство как способ приобщения человека к «божественному» с помощью земных форм. Эстетическая мысль эпохи Возрождения, делала акцент на познавательную сущность- искусства как «зеркала» жизни (Леонардо да Винчи). Здесь, происходит уже сближение науки и художественного творчества- Позже (Дидро, XVII

век) искусство-рассматривалось как форма познания истины в живых картинах действительности. Немецкая классическая философия искала источники художественного творчества в царстве духа (Кант - целесообразная деятельность без цели, Гегель -проявление духа, непосредственное созерцание истины...). Материалист Чернышевский понимал искусство как форму познания жизни. Он утверждал, что предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни. Пожалуй, это определение ближе всего подходит к современной трактовке, где социальная функция искусства содействует формированию и самоформированию личности по законам красоты.

Среди западноевропейских видов зрелищного искусства в течение многих веков доминировали живопись и скульптура. Ныне, границы художественного творчества расширились и появились такие виды, как литература, кино, танец, музыка, архитектура. Ощутимый толчок в развитии, прежде всего, искусства, философии и наук дала буржуазная культура и ее господствующий класс - буржуазия. Возникли отношения вещной зависимости. Налицо был антагонизм буржуазной и пролетарских культур. Аристократия, а затем и буржуазия старались всеми возможными способами отделиться от простого народа, выделить себя. Материальные средства и

164

образование давали им возможность привлекать и поощрять наиболее талантливых художников к созданию вокруг них изысканного мира прекрасного. Необыкновенные живописные полотна, утонченные скульптуры и величественная архитектура были знаковыми символами власти и богатства. Власть -имущие жили в этой красоте, уже не ощущая этого, в то время как простой люд при виде изощренной роскоши еще больше чувствовал свою зависимость, несостоятельность, ущербность и бедность. Отныне красота была уже не спонтанна как чудо природы, а, напротив, умышленно запрограммирована. Об этом, в частности, свидетельствует выбор художниками объектов для живописания. Все чаще ими становятся не только знаменитые дивы своего времени, факт портретирования которых перерастает в одну из форм их паблисити, но и жены, и дети художников (пример тому - холсты К. Маковского начала 1880-х годов). Появление домочадцев в качестве моделей связано не только со стремлением уладить свои производственные проблемы с минимальными затратами, но и с решением вопросов чисто художественных - стремлением показать реальный человеческий быт, наполнив его милыми и знаковыми вещами. Так, возникли салон и салонная живопись. Это было время подавления масс красотой. Интерес к национальному прошлому и настоящему, реалистическое изображение натуры -вот те направления исканий салонного искусства, которые и сегодня придают ему особенную актуальность. Очевидно, налицо рождение нового музей-но-выставочного феномена, творцы которого чутко угадали'интересы и устремления современного зрителя, который устал от «умного» абстрактного творчества и все чаще хочет видеть искусство простое, не отягощенное, на первый взгляд, вторым и третьим уровнями прочтения образа. Искусство красивое и понятное, а значит, интересное.

Современное искусство многих сколь притягивает, столь и отпугивает. Порою кажется, будто вам никогда не найти средств коммуникации с его миром... Но ведь это искусство рождается у нас на глазах, подчас - прямо из грубой ткани окружающей реальности, даря нам шанс стать свидетелями, если не участниками, процесса явления на свет еще непонятно какого дитяти. И немало зависит от нашей фантазии, воли к сотворчеству и готовности рисковать, отзываясь на чужие наблюдения, эмоции, даже фобии, не боясь собственных переживаний. Размах, а главное, многообразие Первой московской биеннале современного искусства, заполнившей мегаполис зимой 2005 года, дает подобную уверенность: здесь были рука об руку молодежная тусовка и зрелые размышления. Актуальный дискурс, «отвяз-ные» почти до хулиганства средства выражения, безудержное веселье и горькая ирония. Форум современного искусства выявил основные проблемы - в его полифонии, в мнимой агрессивности и бесшабашности «актуалов» на первый план вышли проекты, связанные с «вечными ценностями». В их числе - тема Памяти, Истории и НитапШ. Иначе - человеческой судьбы, неотделимой от судеб всей цивилизации

В условиях все большей глобализации экономических, политических и культурных процессов

формируется всеобщий виртуальный мир, следовательно, возникает новый, невиданный доселе, социальный мир, производимый сознанием человека. Стремительно расширяется виртуальная сфера жизнедеятельности людей. Развитие средств массовой информации, Интернета, международного туризма, глобальной телефонной сети и т.д. ведут к тому, что взаимодействие людей все больше будет приобретать виртуальный характер.

Информационная революция, базирующаяся на соединении компьютера с телекоммуникационными сетями (Интернет), приводит к появлению нового социального пространства, и, следовательно, к фундаментальным сдвигам в бытии людей. Отсюда будет вытекать и виртуализация в искусстве. Сжатие времени и пространства открывает государственные границы, позволяет устанавливать контакты с любой точкой земного шара в любое время, к человеку приходит новое знание, неимоверно расширяя горизонты бытия его сознания. Привычные приватные и публичные миры людей, развивавшиеся ранее в рамках национально-государственных границ и культур, обретают ныне вселенский простор, следовательно, подвергаются серьезной ломке, испытывают неожиданные и необратимые изменения. В то же время, человечество впервые в своей истории может приходить к единому пониманию и единым действиям, адекватно, т.е. творчески отвечающим вызовам времени. Но процесс глобализации таит в себе и огромные возможности и смертельные угрозы. Он обостряет старые противоречия и создает новые. Исходя из национальных ■ интересов, одни трактуют глобализацию как победу принципов свободного рынка, другие - как угрозу возрождения неоколониализма, третьи - как развитие особой виртуальной реальности, могущей оказать серьезное воздействие на сознание и внутренний мир человека. В последнем случае речь идет о новом факторе социализации личности, способном, по предварительным оценкам, разрушить устоявшиеся в культурах народов самобытные ценностно-нормативные координаты человеческого поведения. Интегрированность личности в эту область, ведущая к формированию «гражданина мира», вызывает, в конечном счете, образование мегаобщества. Исследование такого загадочного общества необходимо начать с изучения воздействия глобальных компьютерных сетей на человека-пользователя.

Виртуальный мир - это иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем, создается этот мир некоей имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и _ воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени. Основой формирования «внутренней природы» виртуальной реальности выступает измененный способ деятельности человека - им становится, прежде всего, интеллектуально-художественная деятельность, связанная с импровизацией, познавательным интересом и развитием воображения. Однако эта деятельность лишена своей важнейшей составляющей - осязаемого результата

Посредником между человеком и виртуальной реальностью являются знаковые системы с их зна-

165

чениями (слово, письмо, образ, символ, язык жестов). Они являются, к сожалению, своеобразным фильтром, пропускающим в зону Интернета лишь представителей письменной и постписьменной (информационной) цивилизаций. Между тем, из 749 зафиксированных на сегодня культур лишь меньше половины относятся к таким. Но в любом случае виртуальность, поскольку она основана на воображении человека, является экстрактом реального социального мира и конструируется согласно принципу жизнеподобия.

В процессе изучения воздействия Интернета на человека были выявлены и признаны в качестве гипотетических черты глобального виртуального мира, порождающие во внутреннем мире человека - участника группового общения, ценностные и психологические сдвиги:

- идентичность протекания времени в обеих реальностях (межличностные события возникают и протекают по принципу «здесь и теперь», т.е. в рамках реального времени);

- безграничность (граница между виртуальной реальностью и объективной реальностью явным образом человеком-не ощущается);

- амбивалентность (ощущение человеком,, действующим в виртуальном пространстве, чувства как разделенности своей личности, так и как целостно-го существа);

- преобразованность способа деятельности человека, следовательно, статуса его личности и воли (изменение modus vivendi, ведущее к изменениям ценностных и нормативных ориентаций пользователя).

Это гипотетические черты и свойства, на основе которых формируются основы синтетической, гибридной, во многом, культуры.в сетях Интернет. Предварительный анализ .показал, что человек в потоке информации быстрее и точнее воспринимает информацию, соответствующую его «Я-концепци.и».

Возникшая на смену современной (буржуазной) культуре синтетическая культура, ведущей формой духовной жизни выбравшая гуманизм, общечеловеческие ценности в виде прав и свобод человека, привела к массовизации искусства. Она стала как общемировым ориентиром в условиях глобализации,

Каждый человек, проживая константы своего существования (труд, любовь, борьбу за доминирование, игру и смерть), является участником и творцом повседневной культуры. Повседневная («низовая», «обыденная») культура включает в себя все то, что необходимо освоить индивиду для того, чтобы стать и быть членом социума, общества.

В обобщении процессов жизненной практики в науке, искусстве, просвещении, взятых со своим инфрастуктурным обеспечением, зарождается совокупность форм интеллектуально-духовной деятельности, именуемая «высокой» (специализированной) культурой. Она опирается на повседневную культуру. Ныне культуру надо понимать как целостное явление, в котором можно выделить в целях анализа артефакты - объективированные («опред-

меченные») продукты культурной деятельности, т. е. искусственно созданные объекты культуры.

На жизненный мир людей культура, прежде всего, высокая, воздействует своей продукцией. В качестве продуктов культуры выступают идеи (мир знаков); рассказы, сказки (мир мифов); произведения печати (мир литературы); картины (мир изображений); пантомима, кино и театр (мир движений); музыкальные произведения (мир музыки); публикации и теории (мир науки)1.

Специализированная («высокая»- И. Кант) культура формируется на основе деятельности профессионально подготовленных людей (ученых, художников, учителей, духовенства), результаты которой поддерживают и развивают такие институты, как наука, искусство, система образования и религия. В «высокой» культуре можно выделить искусство, знание, формирующее и развивающее ментальность, картину мира социума и трансляцию социально значимого опыта: вещание (информирование населения о событиях и фактах интеллектуальной жизни -пресса, телевидение, радио), формирующее массовую («популярную») культуру, как важнейшую инфраструктуру специализированной культуры. Это определение относится, прежде всего, к области искусства. Ее появление связывают с технологическим прогрессом в сфере,массовых коммуникаций, позволяющим транслировать произведения искусства-(пение, музыда, танец, фильм) большой массе людей - потребителей художественной продукции. Именно в процессе преобразования продукции высокой культуры в популярный вид происходит ряд изменений,.делающих эту продукцию усвояемой миллионами слушателей и зрителей. В XX веке началась массовизация процессов, связанных с переходом в экономике к нематериальному производству (к производству услуг). Происходит стандартизация потребления. В целом, массовая культура есть производство культурных ценностей, рассчитанных на. массовое потребление. Но она привлекательна в.силу своей демократичности .

Если наука ориентирована больше на поиск истины, ■этика - на добро, то искусство - на прекрасное. Из всех этих видов творчества искусство выражает жизнь наиболее целостно - оно формирует во внутреннем мире человека образы жизни, ориентирующие человеческое поведение и деятельность на достижение целей в рамках ценностей и норм принятой в обществе культуры. Следовательно, чтобы понять сущность художественного творчества необходимо провести анализ понятий: истина, красота и добро, взятых вместе с их тенями - заблуждением, безобразным и злом.

Истина есть результат адекватного отражения реальности познающим субъектом. Художественная продукция всегда несет в себе авторское ощущение жизни, следовательно, истинность в искусстве «...есть то же самое, что...чувственность»2.

В художественном творчестве автор является как бы красочной призмой, преломляющей противоречия существования человека в современном мире. Аристотель утверждал, что истина - есть соот-

1 Типология А.Моля. ...........

2 Фейербах Л.М. 1955. С. 182-183.

_166

ветствие мысли предмету, а заблуждение - несоответствие их. Истинность в Искусстве сводится к истинности ощущений художника. Пространство истинности художественного произведения расширяется и будет расширяться неимоверно. Постмодернизм утверждает, что все больше людей, т.е. «эстетических призм» включается в процессы художественного творчества.

Следующей составляющей художественного творчества является оппозиция «прекрасное и безобразное». Безобразное по определению противоположно прекрасному. Оно есть нечто уродливое, низменное, вызывает чувство протеста. Именно в этом ключе был выражен в искусстве XX век с его двумя мировыми войнами. Сегодняшние метания художников в пространстве между прекрасным и безобразным во многом объясняются античеловечным социальным опытом XX века, когда насилие, террор и войны стали признаваться как естественное сопровождение эволюции человечества. XXI век начался появлением масштабного терроризма, что повлекло за собой и «героизацию террористов» в ряде произведений искусства. . «Безобразный герой» имеет право на свою «презентацию» в современном искусстве. Но если он подан не «безобразно», т.е. высокохудожественно, то он порождает уже у зрелого зрителя и читателя не смех, а тревогу за подрастающие поколения, подверженные возрастному подражанию «героям» СМИ. Время диктует художнику творить профессионально, т.е! нё только талантливо, но и ответственно.

В советскую эпоху культура была только государственной, со всем отсюда вытекающим идеологическим диктатом, однако, спрос на ее услуги был гарантированным. Своеобразие нынешней ситуации в том, что уже исчезает тот тип спроса на культурные ценности, который был характерен для советской экономики, но еще не сформировался окончательно тип спроса, действующий в рыночных экономиках. Сейчас поменялись приоритеты, но желание отделиться от основной массы народа у вла-стьимущих осталась, и эту функцию на себя взяло качество противоположное красоте - безобразие. Шокируя публику откровенным уродством «современного» искусства, «влиятельные» галерейные идеологи пытаются выделить себя из основной массы простых людей, дают ей почувствовать, что она опять чего-то не понимает, не доросла, все также ущербна. Со временем изменились средства, разделяющие богатых и бедных. Достаточно неплохое советское образование позволило приобщиться к классике мирового искусства почти всем. Телевидение донесло до сел и деревень историю искусства. Все музеи страны, а с недавних пор и мира, открыли свои двери для россиян. Очарование красотой стало доступно всем и подавить ей психику человека уже невозможно, скорее всего это стало психотерапевтическим лечением в тяжелые года перестройки и пересмотра экономической формации. Парадокс, но в море современного искусства практически нет места традиционным видам изобразительно-художественного творчества - живописи, скульптуре и графике, но приветствуются инсталляции, видео, перформансы и всякого рода эксперименты с пограничными техниками, а также откро-

венное переплетение искусств, близкое к шоу или театральному действу.

К этим характеристикам, вполне адекватным российской действительности, надо добавить, что массовую культуру формируют в основном средства массовой коммуникации. Именно в XX веке в любом виде искусства наблюдались стремления к отходу от традиций XIX века. Основной упор делался на форму и средства выражения, а не на содержание и тематику. В изобразительном искусстве уходит в историю фигуративность, в литературе, взамен обычному повествованию, пришел метод повествования, когда писатель излагает непрерывный поток мыслей, впечатлений и чувств персонажа без обычных приемов диалога и описаний; в музыке - традиционные тональности сменились антитональностью; в архитектуре - функционализм занял ведущее, место по отношению к декоративности.

Видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров получило определение «постмодернистской чувствительности».

Постмодернизм в искусстве сознательно отвергает всякие правила и ограничения, выработанные предществующей культурной традицией. Постмодернистская мысль и искусство обрушиваются на иллюзионизм масс-медиа и тесно связанную с ним массовую культуру, «мистифицирующую» массовое сознание. Их язык, тематика, манера интерпретации (клишеобразное, стереотипное), поверхностные знания комментаторов о социальной жизни порож-дают'у аудитории огрубленное, а порой и искаженное представление о социальной реальности. Искусство становится кйтчем, способствует неразборчивости вкуса, ценность Произведений искусства оказывается возможным и полезным определять по той прибыли, которую они дают. Подобная реальность примиряет все, закрепляет состояние бездумного потребительского отношения к искусству.

Говоря в целом, необходимо подчеркнуть, что всё страны Европы развиваются в едином потоке - в русле техногенной цивилизации, а культуры стран являются своеобразными кодами, расшифровывающими и адаптирующими условия цивилизации применительно к исторически устоявшейся ментально-сти, жизненому и историческому опыту того или иного народа.

В условиях формирования все новых глобальных информационных сетей появляется дополнительное виртуальное поле для расширенного воспроизводства массовой культуры. Массовая культура стимулирует возникновение информационного, технократического общества, приводящего к изменению структуры не только самого общества, но и культуры в целом, ее новой структурализации, причем, все более ясным становится понимание того, что массовая культура есть порождение рыночной экономики. Следовательно, массовую культуру можно охарактеризовать как форму организации социума и регулирования поведения личности, связан-, ную с созданием культурных стереотипов, новых потребностей и интересов, формированием потребительского спроса (реклама отныне является органической частью теле- и радиовещания), стандартизацией убеждений.

167

Компьютерные технологии ведут к глобализации виртуальной реальности, к сужению значимости конкретной социальной реальности в формировании субъективной реальности, внутреннего мира человека, его ориентаций. Это порождает множество новых проблем и противоречий. Субъек тивная реальность, в силу внедрения новых информационных технологий, ныне обретает глобальные масштабы. На наших глазах возникает нечто новое и грандиозное - информационное мегаобщество со своими законами. Такое киберпространство, стремительно разрастаясь, все более приобретает черты человеческого общества, но, поскольку строится это мегаобщество на основе преобразованного, ви-доизмененого способа деятельности человека, то оно обретает очертания и свойства, зеркальные, а порой и «зазеркальные», реальному обществу. Это - квазиобщество, результат разовеществления реального общества. Отчуждение человека, ранее диктуемое развитием собственности и государственных структур за счет исторического противопоставления ими себя человеку труда и гражданину, ныне начинает преодолеваться, не политико-экономически, а образно-мыслительно. Образ начинает заменять оригинал - мир становится как бы «с ног на голову». Это преодоление отчуждения в сознании, его илю-зорное преодоление. Такое кажущееся преодоле-ниие социального неравенства и угнетения начинает, вполне удовлетворять сегодня и аутсайдеров общества. Мы идем к эпохе, где, с одной стороны, наша повседневная жизнь, т.е. ее образ, уровень, уклад, качество .детерминированы реальным (системным миром), а с другой - наш' внутренний, интеллекту-ально-духовный мир все больше вовлекается в глобальные информационные потоки, а тем самым и в умонастроения, движения идей в масштабе человечества. Неадекватность, несоответствие развития этих миров человека порождает уже сегодня весьма серьезные последствия - поступки людей все больше становятся неожиданными для окружающих.

Современное искусство мозаично. Мозаич-ность его объясняется постепенным переходом искусства, как и социальных наук, к парадигмаль-ной форме развития. Эта тенденция актуализируется ныне в силу стремительного умножения и усложнения виртуальных реальностей, воздействующих через людей и их творчество на социальную реальность. Однако стремительный и неудержимый процесс расширения виртуальных границ жизни человека ведет не только к расширению горизонтов сознания, что конструктивно, но и к размыванию границ между исходным реальным миром и виртуальными мирами. При этом появляется множество новых проблем в развитии «Я» человека и коммуникационных процессов. Новое время требует новых парадигм. .

На протяжении XX века, едва художник отринул функцию ремесленника, закрепленную за ним с эпохи Древнего мира, все активнее набирала силу новая парадигма: произведением искусства либо артефактом считать все, к чему прикоснулась артистическая натура. С этим можно спорить, но факты неопровержимы - цену и ценность может иметь что угодно из наследия, от монументальных опусов до почеркушек; а если так, почему бы не возвести в ранг

арт-события все, что случилось с художником еще живым, но уже осознавшим или утверждающим свой звездный статус... И вот вам пример, полсотни эрмитажных гравюр XVI - XVII веков сопоставлены на 1-й Московской биенале современного искусства с работами культового фотографа из Фонда Гуггенхайма. Далее можно увидеть еще одно, хоть и менее плодотворное, обращение к истории искусства. Как к живописному источнику, к ней припала модная группа, с помощью фотоаппаратуры эффектно «переписав» батальные полотна. Вручив сабли подро-сткам-андрогинам, словно сошедшим с картин Караваджо.

Появляется идея постепенного совпадения движения общества и требований человеческой природы, как общей, так и исторической. Этот процесс все в большей степени будет сопровождаться безграничным развитием творческого (духовно-интеллектуального) мира людей, имеющим, однако, основой не реальность, а образность этой реальности, создаваемую информационными потоками (видео, телевидение, Интернет). Пример тому - видеоинсталляция Билла Виолы в рамках Биеннале современного искусства, показанная Пушкинским музем.

Старинный/итальянский город Урбино. Тесная улочка в летний зной, вдали - силуэт собора, будто на картине Ренессанса. На первом плане две женщины беседуют между собой. Мы не слышим голосовано странную музыку, похожую на гул; он усиливается, когда с порывом ветра подходит третья женщина, одетая в яркое красное платье, которое притягивает к себе внимание, и приветствует подругу. Краткое объятие - какие-то слова на ухо - знакомство - общая беседа. Развеваются легкие одежды... Вот и' в.се дейстеие в знаменитом «Приветствии». То, что в жизни длится 45 секунд, а зритель наблюдает 10 минут, - классика новейшего мирового искусства. Сам Виола, которого за эксперименты с освещением й загадочность «ночных» видео прозвали «Рембрандтом видеоэпохи», говорит, что, в основе его творчества - взаимный интерес людей друг к другу, и называет это «прекрасной бесконечной встречей с человечностью». Оперируя замедленной съемкой и прочими чудесами техники, Билл Виола умеет показать на плоском экране трехмерное пространство и время - то, чего не удавалось сделать старым мастерам живописи. Однако его волнуют те же классические сюжеты из христианской истории и те же человеческие чувства, проявляемые в обыденных жестах: так, «Приветствие» создано по мотивам картины «Встреча Марии с Елизаветой»; но вдохновлено еще и размышлениями о чуде встреч, ежеминутно происходящем в любом аэропорту или на вокзале, о пронзительности приветствий и прощаний... Его персонажи кажутся невесомыми, шествуют плавной, летящей походкой - будто картина ожила. Важнее всего для Виолы мгновение эмоциональной взаимосвязи между людьми - этот магический момент часто стремились воспроизвести художники. Каждому зрителю позволено увидеть нечто свое: кто-то вспомнит библейскую притчу или фреску Джотто, кто-то - бытовую сцену либо жест. Такие произведения полны серьезности и величественности, но лишены иронии, присущей постмо-

¡£8

дернизму. В качестве девиза Виола избрал слова персидского поэта-мистика Руми: «Каждое мгновение мир рождается и умирает, и знай, что для тебя в каждом мгновении таится смерть и возрождение». Слова из XIII века американский художник считает применимыми к цифровым технологиям: «Сущность их близка человеческой, и хрупкая природа мерцающих, движущихся образов дает рождение новому гуманизму в искусстве XXI века, пятьсот лет спустя после Ренессанса».

Особая техника съемки позволяет художнику-прежде невозможное - воплотить время: он замедляет его течение и делает видимым шорох секунд. Он открыто апеллирует к наследию культуры: старые мастера в его глазах - такие же новаторы, как и он, ибо неважно, какими средствами создается новое видение мира.

В современном искусстве все большее распространение получает театральность, социально-эс-тетическая вуаль, набрасываемая на действительность, опосредующая взаимодействие человека и общества. Этим самым объективные возможности для манипулирования сознанием масс безмерно увеличиваются. В той же мере увеличиваются, в силу развития свободы в мире информации, и возможности сопротивления человека этому угнетающему процессу.

В условиях глобализации многих процессов мир всё больше сегментируется. Формируются глобальные коммуникативные сети. СМИ России при этом выполняют как внутренние социальные функции, так и глобальные функции включения страны в коммуникативные сети мира.

В условиях глобальной информатизации общества средства массовой информации приобретают черты и качества целостного социального института. При анализе массовой коммуникации, как института общества, актуальными для социолога стали в последнее время проблемы глобализации культуры, тенденции к диффузии ценностей, норм и образцов поведения во всемирном масштабе.

Объективно-историческими причинами изменения массовых информационных систем являются появление и развитие производительных сил и отношений, которые создают условия и требования для превращения информации в товар, выгодно продаваемый массовым покупателям.

Внедрение рекламного спонсорства в экономическом отношении поддержало институты массовой коммуникации, но способствовало их коммерциализации. Товарность информации привела к триумфу развлекательной индустрии с преобладающим персонализмом, негативизмом, краткосрочностью и бесперспективностью долгосрочной социально-политической информации. С этой точки зрения, основная функция СМИ ныне - это обеспечить себе целевую аудиторию, спрос на продукты средств массовой коммуникации. И таким образом - делать деньги.

Именно эта функция СМИ по обеспечению своего функционирования в рыночном мире ведет к естественному социальному следствию: поскольку масс-медиа поддерживаются большим бизнесом, связанным с существующей социально-экономической системой, то эти средства оказываются не спо-

собными ставить под сомнение структуру общества и даже оказывают цементирующее воздействие на него. Например, в США возник новый тип централизованной власти над информацией - национальные и мультинациональные корпорации, объединенные общими интересами с другими видами крупной индустрии и с рядом влиятельных международных банков.

Интернет свидетельствует о наступлении нового бытия: виртуальная реальность, формируемая в сети, непосредственно опирается на духовную составляющую деятельности человека, что усиливает фантазийность, «отлет мысли» от жизненных реалий. Уход пользователя в мир, не требующий жизненных усилий, зачастую формирует его психологическую зависимость от сети (сокращение зоны личного общения ведет к появлению «ножниц» между Я-реальным и Я-идеальным).

Из всего выше приведенного можно сделать вывод о том, что Интернет есть поле проявления, свободного духа человека, преодоления того исторического духовного отчуждения, когда силы человека изначально противопоставлялись ему и извне повелевали процессами духовной жизни людей (религия, цензура). Интернет открывает новые, невиданные доселе горизонты для развития человечества. Интенсивное практическое осваивание его -задача современного поколения людей.

В свете безопасности человека - пользователя Интернета - ожидаются следующие негативные последствия.

1. Происходит сужение поля труда, т.е. источника правды.

2. Постепенно уменьшается возможность проверки соответствия слов человека его мыслям через реальное поведение, деятельность. Реальное общение все больше опосредуется машиной - межличностные отношения людей лишаются необходимой теплоты, иссушаются.

Все это расширяет возможности для манипулирования массовым сознанием, игры в «управляемую демократию».

3. Сужение реальных основ для получения и осмысления человеком своего жизненного опыта ведет обычно к неустойчивости его внутреннего мира, шаткости духовного равновесия.

4. Ломается культурная традиция воспитания личности самодисциплиной посредством ориентации на чувство долга.

Невозможно дать однозначное определение творчеству, ибо как многогранность и сложность творчества, так и изменение эталонов оценки нового во времени и пространстве не дают оснований для формирования единого, универсального понятия.

Немецкая классическая философия понимала творчество как деятельность, рождающую мир. Философия жизни рассматривает творчество как творчество культуры и истории. Марксу был близок пафос Возрождения, поставившего человека и человечество на место Бога, а поэтому творчество для него выступает как деятельность человека, созидающего самого себя в ходе истории. Древние определяли творчество как созидание и введение в бытие того, что не существовало прежде. Современ-

169

ная расшифровка этой формулы гласит - деятельность по созиданию нового и его социальная оценка^ Наряду с научным и художественным творчеством ныне изучается и социокультурное творчество, т.е. творчество в рамках повседневной культуры: рождение и распространение новых ценностей, норм поведения, образцов деятельности. Такое творчество направлено на обновление и самообновление жизни миллионов.

Россия сейчас переживает период трансфор мации социалистических устоев жизни в капиталистически е. Эти перемены коснулись и социальных основ художественного творчества. Речь идет прежде всего о степени свободы художника. К искусству совершенно не применима известная формула «Свобода есть познанная необходимость» (Спиноза). Такое «соглашательское» понимание свободы, когда главным путем ее достижения объявляется лишь путь познания, отвергается художником, ибо раскрепощенность его творческих сил достигается не путем познания, а деяния.

«Социальный хаос», возникший в годы перестройки, под которым и стали понимать свободу, привел, вопреки ожиданиям, к обратным результатам. Ориентация на коммерциализацию творчества также не дает ожидаемых результатов. За последние десять летв изобразительном искусстве, кино, музыке, литературе, архитектуре и скульптуре не появилось ничего значительного. •

■ Ввиду вступления мира.и .страны в фазу-информационного общества художественная продукция все больше начала приобретать характер дайджеста и шоу, обслуживая спрос массовой культуры. Эта объективная тенденция упадка искусства у нас была сознательно использована для разрушения строя -антисоциалистическое наступление было идейно-политически и даже художественно согласовано, синхронизировано. Участившиеся в последнее время переоценки рядом художников своих позиций перестроечных лет - далеко не случайность.

Сегодня можно вполне ясно сказать, что искренние искания интеллегенции в сфере искусства были цинично использованы постдемократической волной для мародерства на развалинах Союза. Возникший «из ничего» олигархический слой стал энергично отстаивать свои интересы, захватывая, в первую очередь, прессу, стремясь использовать ее для обретения политической власти. В очередной раз художественной интеллигенции приходится, ради обеспечения материальных условий своей жизни и творчества, идти на поклон к «спонсорам», «меценатам» и прочим «благодетелям», преследующим в любом случае свои корыстные интересы, совершенно не совпадающие с целями художественного творчества. Указанные уроки истории не должны повторяться - об этом говорят не смолкающие дисскуссии о социальном состоянии искусства, идущие ныне среди художников

Единственный путь к оздоровлению этой сферы - укрепление позиций среднего класса, нуждающегося больше всех слоев общества в развитии свободы во всех областях жизни. Именно его интересы могут со временем обеспечить гармонию между «львиным: «Я хочу!» и «верблюжьим: «Я должен!» (Ф. Ницше) - состоянием между молотом и наковаль-

ней, постоянно разрывающим духовный мир современного человека - художника.

Видно, что в формировании художественных интересов молодых людей решающую роль играет доступность пользования тем или иным видом искусства. Важно заметить, что важнейшим транслятором новых идей, является Интернет, глобальное население которого насчитывает ныне свыше 350 миллионов пользователей. Интернет позволяет распространить информацию в 722 раз быстрее и в 355 раз дешевле, чем почтой.

С началом перехода к рыночным отношениям государство полностью отказалось от поддержки художников. Последующая коммерциализация живописи, как и всего искусства, привела к известным негативным явлениям, в том числе, и к сокращению имевшейся инфраструктуры: резко сократилось количество организованных выставок.

В условиях выживания явно обнаружилась зависимость стилей от состояния, переживаемого обществом в целом. Так, если экономический триумф США привел к благополучному обществу с его стилем потребительства и поп-арто|\л (в содержание произведений живописи вторгается реклама, серийное производство и пр.), то российская живопись возвращается к фигуративному искусству, находящему рыночный спрос. Этому способствует также то, что художники часто продают свои вещи непосредственно на рыночных площадях. Поэтому, если на Западе жанровая живопись уходит в историю, то ■ в России, происходит обратное, явление. .

Ныне усложняется проблема духовности. Ее практическая актуальность особенно усилилась в условиях перестройки общества на рыночные основы, а также в условиях все расширяющейся и углубляющейся глобализации, виртуализации общения, когда взаимодействуют не сами люди, а мир их сознания. Возникают, глобальные интеграционные процессы, все больший вес приобретает «мировое общественное мнение». Наиболее ощутимая черта современности - ее динамичность. Олвин Тоффлер в.книге «Шок будущего» (1970 г.) сделал вывод о том, что ускорение социальных и технологических изменений создает все больше трудностей для взаимной адаптации внешней и внутренней среды человека. Количество окружающих нас предметов удваивается через каждые пятнадцать лет. Тоффлер опасается, что внутренний мир человека не сможет приспособиться и эффективно взаимодействовать с этим окружением. Отсюда психологический шок, ожидающий человека в будущем.

Однако, прошедшее с 1970 г. время показало, что не все так мрачно. Культура этносов, а также складывающаяся киберкультура пока обеспечивает процессы адаптации человека к динамике материального мира. Одна из найденных за это время информационных технологий - Интернет - увеличивает возможности выхода духовной любознательности (энергии) людей в виртуальные миры и за счет усиления эффекта духовно-зрительного общения снимает пока возможность указанного шока.

Изменения в мировоззрении человека связаны с накоплением его знаний, отражающих изменчивый реальный мир. В России, ныне движущейся от социализма к капитализму, многие испытали и

НО

испытывают состояние приводящее к отчаянию, к ощущению бессмысленности своего дальнейшего существования. Здесь необходимо подчеркнуть, что чем больше личных усилий вложил человек в творение общественных достижений, тем болезненнее он переживает процесс ломки своих мировоззренческих представлений, побуждавших ранее его к такой социальной активности. Происходящие перемены, связанные с реставрацией в России частнособственнических отношений, привели и приводят к ослаблению духовных ориентаций масс, связанных с идеями социальной справедливости и равенства. Переосмысление системы ценностей творческой личностью проходит болезненно, сопровождается душевными страданиями.

Мы живем также в ситуации глобализации всех сфер жизнедеятельности, ведущей не только к дальнейшему развитию человека и его мира, но и к размыванию локально-территориальных смысловых ценностей, что ведет к утере ряда важных черт самобытности родной культуры.

После того, как было расчищено поле для новых ценностей, оно оказалось весьма кстати для молодых людей, у которых отцовские ценностные ориентации не были закреплены жизненой практикой. Естественно, в этом сдвиге ценностей есть и полезный момент - у общества без этих ценностных волнений нет будущего. Но, случилось так, что процессы в духовной жизни пошли по пути духовного «беспредела». Опыт жизни старших поколений становится непригодным для молодежи, она начинает искать свое русло жизни самостоятельно, и тогда в качестве примера начинает выступать культура, сформировавшаяся в других географических, экономических и социальных условиях. Прямое заимствование обычно начинается с верхних этажей культуры, т.е. с наиболее подвижной ее части. Вторжение в ментальную область, не согласованное с устоявшейся системой норм, вызывает хаотическое, неустойчивое состояние, психическую и душевную неуравновешенность людей.

Стараясь охарактеризовать современную духовную жизнь россиян, необходимо заметить, что духовная жизнь российского общества начинает выходить из шокового состояния, на ее содержание серьезное воздействие оказывают процессы глобализации. В межпоколенной передаче жизненного опыта - основе культуры, ныне наблюдается устойчивый разрыв. В мире и в России обостряется проблема защиты самобытности культур, а в духовной жизни наблюдается экспансия конфессий.

Надо отдавать себе ясный отчет в том, что интеллигенция станет ведущим классом в будущем обществе, но при этом весьма действенным фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние духовной жизни общества, оказывается постепенное, но неуклонное падение общественного спроса на всесторонние дарования людей. Этот момент усиливается в связи с появлением платного высшего образования. Уход русской культуры в небытие стремителен. Она исчезает гораздо быстрее, чем сокращается население. Все большее количество «случайных людей» (К. Маркс) будет занимать ключевые посты в обществе, что неуклонно ведет к его деградации. Вызов общественному мнению, существующим культурным стандартам, брошенный молодыми людьми, может скрывать базисные ценности, лежащие в глубине личности и освоенные в далеком детстве. В большинстве случаев именно они могут диктовать поведение группы в экстремальных условиях (особенно^ когда решаются воп-рось: быть или'не быть личности, группе, этносу, обществу и т.д.). В период глобализации у культуры уже' нет возможности остаться внутри своей территории: все охранительные механизмы тут не работают Миллиардер может купить Репина, Сурикова, Рембрандта и Ван-Гога, спрятать их от людей и любоваться. в одиночку. Но никакой мультимиллиардер не сможет уже купить всемирную паутину - Интернет и отрезать молодежь от источника информации.

ПН

щ

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.