Научная статья на тему 'Масскультура как следствие массовой информации (коммуникационных технологий)'

Масскультура как следствие массовой информации (коммуникационных технологий) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
240
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Масскультура как следствие массовой информации (коммуникационных технологий)»

Гуляев Святослав Борисович,

аспирант Института социально-политических исследований РАН, г Москва

МАССКУЛЬТУРА КАК СЛЕДСТВИЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)

П^Л РИНИМАЯ за основу утверждение, что социокультурный процесс намного сложнее, чем просто «культурный процесс», я поставил перед собой цель проанализировать в этой статье такие феномены общественной жизни, которые формируются и функционируют под воздействием культуры: массовая культура, общественное мнение и в целом духовная жизнь российского общества в ХХ! веке, когда в нем стали четко очерчиваться контуры информационного общества. В связи с этим, тема масс-медиа в России будет в статье ключевой. В условиях глобализации многих процессов мир все больше сегментируется. Формируются глобальные коммуникативные сети. СМИ России при этом выполняют как внутренние социальные функции, так и глобальные функции включения страны в коммуникативные сети мира.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные сообщения. К средствам массовой информации принято относить периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, а также иные (вновь появляющиеся) формы периодического распространения массовой информации. Основной функцией всех этих средств является обес-

печение социального общения (виртуального взаимодействия людей), т.е. коммуникации - передачи информации от человека человеку в процессах их жизнедеятельности.

В условиях глобальной информатизации общества средства массовой информации приобретают черты и качества целостного социального института. При анализе массовой коммуникации, как института общества, в центре внимания социолога находится роль масс-медиа в процессах социальных и культурных изменений

Однако стремительный и неудержимый процесс расширения виртуальных границ жизни человека ведет не только к расширению горизонтов сознания, что конструктивно, но и к размыванию границ между исходным реальным миром и виртуальными мирами. При этом появляется множество новых проблем «Я» в развитии человека и коммуникационных процессов. Новое время требует новых парадигм. Парадигмой познания в нашем случае мы называем исходную концептуальную схему, модель понимания, постановки и объяснения реальных и виртуальных проблем, а также выработки на этой основе образцов решения типовых задач, возникающих в проблемном поле социогуманитарной реальности. Не подлежит сомнению тот факт, что мир находится на пороге новой научной парадигмы. Эта

172

смена будет иметь невиданные масштабы, поскольку в корне изменит наши воззрения на мир, природу, человека. Вполне возможно, что она устранит пропасть между древней мудростью и современной наукой, между восточной мистикой и западным прагматизмом, между интеллектом и интуицией.

Ныне, взгляд на культуру как на элемент структуры общественно-экономической формации испытывает кризис. Цивилизационный подход рассматривает формы общества и его культуру в зависимости от технологического уровня развития производительных сил. В 1977 году в ответ на записку в ЦК КПСС и КГБ о необходимости развития сферы видео в нашей стране доктор искусствоведения, киновед Кирилл Разлогов получил ответы: «У нас этого никогда не будет!» Через шесть лет этим все равно пришлось заниматься, но было уже поздно. На заре перестройки в Отделении информатики и вычислительной техники Академии наук СССР как-то зашел разговор о перспективах информационных технологий культуры Реакция большинства присутствующих (кроме академиков Велихова и Никиты Моисеева) была весьма своеобразной: «Может быть, вы нам еще о цирке расскажете?» Эти слова были обращены к тому же К. Разлогову Он вспоминает: иногда меня поразило и другое: внедрение электроники в быт - главный элемент глобализации культуры - рассматривалось почти как вопросы культуры на правительстве, на уровне повседневного опыта пенсионера»1.

Любой сложившийся тип цивилизации предлагает людям определенный системный мир (т.е. формы обустройства общества, «социальное»), культура же является саморегулятором жизненного мира людей, проявлений их жизненных сил. Культура есть собственно человеческое в цивилизации. Иногда говорят, что она является кодом цивилизации, т.е. Позволяет «открыть» для человека его возможности, без чего невозможно «очеловечить» тот или иной тип цивилизации. Говоря в целом, необходимо подчеркнуть, что все страны Европы развиваются в едином потоке - в русле техногенной цивилизации, а культуры стран являются своеобразными кодами, расшифровывающими и адаптирующими условия цивилизации применительно к исторически устоявшейся ментальности, жизненному и историческому опыту того или иного народа. В западном варианте человек стремится быть в центре своего мира и старается формировать и организовывать объекты вокруг себя, восточная тенденция - человек скорее добровольно подчиняет себя становясь органической частью чего-то, что он полагает большим, нежели он сам, находит в нем пристанище. Эти начала являются истоками прагматизма Запада и духовности Востока. Россия также постепенно переходит к информационному обществу. Уже недостаточны «вспышки просветления» творческих гениев - инновационные процессы постепенно начинают охватывать все области жизнедеятельности людей, следовательно, и людей, занятых в этих сферах. На про-

шедшем в Новосибирске в январе 2005 года совещании по перспективам развития информационных технологий в России обсуждалась одна-единствен-ная тема: можно ли с помощью ^ реализовать на практике инновационную модель развития отечественной экономики. Президент России отметил важность развития информационных технологий в стране. Владимир Путин особо подчеркнул, «что для этого у нас есть и кадровый потенциал и весомый научный задел».

Опыт становления отрасли информационных технологий в Индии, Китае, США, Японии, Швеции, Тайване, Ирландии показывает, что основным элементом государственной политики в этих странах является программы целенаправленного создания и развития технопарков (центров развития информационных технологий !Т парков).

Единственная среда, в которой наша цивилизация еще может развиваться - это эфир. Иными словами - медиа. Вследствие власть, которой сегодня обладает тот или иной человек, определяется уже не количеством собственности, находящейся в его распоряжении, а тем, сколько минут «прайм-тайма» на телевидении или страниц новостной печати он может заполучить. Общество начинает беспокоиться, что наша медиаиндустрия взрастила поколение неспособное к принятию разумных решений или слишком пассивных, чтобы воплотить их в жизнь. Но это лишь одна сторона медали. Создание российской также как и американской «медиа-машины» лица, заинтересованные в продвижении своих товаров на рынок и, одновременно, прививании нашему поколению потребительского склада мышления. Как было показано медиааналитиками, телевидение и пресса служат нуждам корпоративных и политических образований, создавших их и поддерживающих в бизнесе.

Новое поколение медиаактивистов, демонстрируют своими техническими приемами обостренное понимание психологии, принципов психологической обработки, социологии и маркетинга. Дети восьмидесятых были добровольными участниками великого социального эксперимента, в котором мир, находящийся по ту сторону телевизионного экрана, преподносился как изображение реальности, к которой стоит стремиться. Тратя почти всю свою энергию на попытки соответствовать медиарепрезента-циям, эти малыши, в конце концов установили, что простейший способ изменить мир - это изменить телевизионную картинку. Теперь, став взрослыми и являясь продуктом эпохи медиа, они придумывают, пишут и производят наши самые изобретательные и влиятельные телепрограммы. Они свободно владеют самыми изощренными приемами контроля над мыслями, распознавания образов и используют их для создания телевидения, которое изменяет наше восприятие реальности а значит, и саму реальность.

Инфосфера, или «медиапространство» новая территория, открытая для человеческого взаимо-

1 Великий и могучий язык чиновников // Культура № 1-2. 2005.

173

действия, расширения экономических и в особенности социальных и политических махинаций. Она стала нашим 5 конференц-залом, где открыто обсуждаются темы, некогда обсуждаемые в полголоса. На смену сплетне пришло всенародное освещение особо громких сексуальных скандалов. Инфосфера в России создавалась за последнее десятилетие, когда дома и предприятия связывались в единую электронную схему с помощью кабельного телевидения, телефонных систем и компьютерных модемов. Как индивидуумы все мы под вергаемся воздействию инфосферы каждый раз, когда вступаем в контакт с коммуникационными технологиями - такими, как телевидение, компьютерные сети, журналы, факсы, радиошоу, компакт-диски или видеокассеты.

Люди, лишенные политической власти в традиционном ее понимании, но все равно стремящиеся воздействовать на развитие нашей культуры, делают это, вводя новые идеи в эту непрерывно расширяющуюся инфосферу. Эти информационные «бомбы» за считанные секунды разлетаются по всей информационной сети. Например, в Ираке в удаленном от столицы местечке американские солдаты находят в декабре 2003 года бывшего иракского лидера Саддама Хусейна. Это событие снимается на бытовую видеокамеру и мы видим, как американские доктора без устали копаются в голове и в бороде неопрятного бомжа, заглядывают к нему в рот с лампочкой, и через несколько часов находка воспроизводится на миллионах телеэкранов. Через несколько дней оно становится темой дневного ток-шоу; через несколько недель дело об аресте направляется в суд; через несколько месяцев появляется телефильм; к концу года - новая видеоигра, книжка комиксов и набор рождественских масок со всеми приспособлениями для игрушечной казни. Индустрия сувениров, спешащая любую коллизию обратить в фарс, среагировала мгновенно на витринах подарочных магазинов уже появилась кукла Саддама с бородой, в которой копается кукла Буша. То, что вначале было просто тридцатисекундной видеонарезкой, превращается в боевой лозунг широкомасштабных городских беспорядков в Ираке. Эти беспорядки, в свою очередь, подхлестываются новыми ток-шоу, радиопрограммами с ответами на звонки слушателей и новыми эпизодами уличных митингов. Кадры с проверкой на вшивость заросшего Саддама и заглядывание ему в рот стоят тех, на которых были запечатлены пляски палестинцев 11 сентября. В том и другом случае это ритуальные акции победителей. Провоцирующая «картинка» или идея - будь то Саддам Хуссейн, пойманный американскими солдатами, или захват заложников «Норд Оста» - распространяется с быстротой огня. Медиа-индустрия, в свою очередь, готова любой фарс довести до абсурда.

Событие привлекает наше внимание и порождает реакцию медиа в течение нескольких секунд, минут или даже месяцев ... но его влияние на нас на этом не заканчивается. Внутри каждой медиасен-

сации заключены идеи, вопросы и концепции - зачастую намеренно туда помещенные - которые воздействуют на нас не так прямо.

К примеру, любительская видеосъемка захвата заложников «Норд Оста» вызывает у зрителя целый ряд откликов. Вопросы терроризма, политика властей в отношении национальных меньшинств, работа правоохранительных органов, реакция президента, наличие нового поражающего газа и медицинских средств, быстрота реакции городских властей и служб спасения, применение наркотиков, даже могущества бытовой электроники и мобильной связи - все эти вопросы заставляет задать одна единственная медиакартинка, находящаяся в своем медиаконтексте. Таким образом, такой медиапер-сонаж, как Саддам Хусейн, привлекает наше внимание потому, что под его имиджем скрывается - и заставляет нас реагировать политика американского президента Джорджа Буша и отсутствие у американцев юридических оснований для развязывания превентивной войны в Ираке, и моральная правота нанесших первый удар, и предстоящие выборы в Америке. Возникло противоречие, когда воздушно-морская армада США, ассоциировавшаяся с могучим Голиафом, навалилась на тщедушного иракского Давида.

Если мы хотим понять инфосферу как питательную среду, в которой развиваются новые идеи нашей культуры, тогда мы должны признать тот факт, что медиасобытия, вызывающие подлинные социальные перемены - это не просто троянские кони. Это медиавирусы.

Известно, что стержнем любой культуры, в том числе и отечественной, является ее Ценностно-нормативная структура, которая служит ориентиром мотиваций конкретных действий людей. Гипотетические ценностно-нормативные координаты поведения в современном постиндустриальном обществе сводятся к набору определяющих позиций - это отношение к человеку, к труду, к богатству. Это культурное сообщество имеет в своей основе потребляющего человека, у которого обычно понимаемый труд выпадает из списка приоритетных ценностей, а богатство выступает как средство обеспечения удовольствий. Такая среда повлекла за собой непременное развитие индустрии развлечений и культурного рынка. Она предопределила рождение массовой культуры, как следствия массового образования и влияния средств массовой коммуникации.

Любая культура, раз возникнув, формирует свои законы функционирования и развития, передается новым поколениям, другим народам, содействуя их взаимопониманию и наполняя самобытным содержанием духовную, социальную и материальную жизнь человека. Она входит в привычки масс, содействует формированию их нравов, вкусов, стиля жизни, определяет ценностные опоры и контуры образа жизни множества людей. Проблемами культуры и культурной политики в глобальном и локальных масштабах рано или поздно все равно при дется

174

заниматься в России. Ведь не случайно сегодня культурное многообразие оказывается важнейшим политическим приоритетом для стран Европейского союза или интенсивно развивающихся государств Юго-Восточной Азии. Я уже не говорю о США, где культурные индустрии - давно уже главный стимул социального и экономического развития. И дело тут вовсе не в том, что за этим стоят «большие деньги» - за этим стоит естественная в нынешних условиях тяга к развлечениям, снимающая нал повседневности, и вечное стремление людей сохранить душевное здоровье.

В последнее время актуальными стали также проблемы глобализации культуры, тенденции к диффузии ценностей, норм и образцов поведения во всемирном масштабе. Объективно-историческими причинами изменения массовых информационных систем являются появление и развитие производительных сил и отношений, которые создают условия и требования для превращения информации в товар, выгодно продаваемый массовым покупателям.

Внедрение рекламного спонсорства в экономическом отношении поддержало институты массовой коммуникации, но способствовало их коммерциализации. Товарность информации привела к триумфу развлекательной индустрии с преобладающим персонализмом, негативизмом, краткосрочностью и бесперспективностью долгосрочной социально-политической информации. С этой точки зрения основная функция СМИ ныне - это обеспечить себе целевую аудиторию, спрос на продукты средств массовой коммуникации. И таким образом делать деньги1.

Именно эта функция СМИ по обеспечению своего функционирования в рыночном мире ведет к естественному социальному следствию: поскольку масс-медиа поддерживаются большим бизнесом, связанным с существующей социально-экономической системой, то эти средства оказываются неспособными ставить под сомнение структуру общества и даже оказывают цементирующее воздействие на него. Например, в США возник новый тип централизованной власти над информацией - национальные и мультинаци-ональные корпорации, объединенных общими интересами с другими видами крупной индустрии и с рядом влиятельных международных банков.

Компьютерные технологии ведут к глобализации виртуальной реальности, к сужению значимости конкретной социальной реальности в формировании субъективной реальности, внутреннего мира человека, его ориентаций. Это порождает множество новых проблем и противоречий. Субъективная реальность, в силу внедрения новых информационных технологий, ныне обретает глобальные масштабы. На наших глазах возникает нечто новое и грандиозное своими законами.

Такое киберпространство стремительно разрастаясь, все более приобретает черты человеческого общества, но поскольку строится это мегаоб-щество на основе преобразованного, видоизменен-

ного способа деятельности человека, то оно обретает очертания и свойства, зеркальные, а порой и «зазеркальные», реальному обществу. Это - квазиобщество, результат разовеществления реального общества. Отчуждение человека, ранее диктуемое развитием собственности и государственных структур за счет исторического противопоставлению ими себя человеку труда и гражданину, ныне начинает преодолеваться не политико-экономически, а образно-мыслительно. Образ начинает - мир становится как бы «с ног на голову». Это преодоление отчуждения в сознании, его иллюзорное преодоление. Такое «кажущееся» социального неравенства и угнетения начинает вполне удовлетворять сегодня и аутсайдеров общества.

Возникшая на смену современной (буржуазной) культуре синтетическая культура ведущей формой духовной жизни выбравшая гуманизм, общечеловеческие ценности в виде прав и свобод человека, привела к массовизации искусства. Она стала как общемировой ориентир в условиях глобализации. В период глобализации у культуры уже нет возможности остаться внутри своей территории.

Ныне культуру надо понимать как целостное явление, в котором можно выделить в целях анализа артефакты - объективированные «опредмечен-ные» продукты культурной деятельности, т. е. искусственно созданные объекты культуры.

Мы идем к эпохе, где, с одной стороны, наша повседневная жизнь, т.е. ее образ, уровень, уклад, качество детерминированы реальным (системным миром), а с другой - наш внутренний, интеллектуально-духовный мир все больше вовлекается в глобальные информационные потоки, а тем самым и в умонастроения, движения идей в масштабе человечества. Неадекватность, несоответствие развития этих миров человека порождает уже сегодня весьма серьезные последствия - поступки людей все больше становятся неожиданными для окружающих. Исследования, пока пилотного характера, привели к выявлению отрицательных, с точки зрения целостности личности, свойств, приобретаемых человеком в многопользовательской среде. К ним относятся угрозы потери человеком идентичности, а также его чувства зависимости от Интернета2.

У современного человека картина мира мозаична, часто с преобладанием либо знаний, либо верований, либо эстетических представлений и норм. Каждый человек, проживая константы своего существования (труд, любовь, борьбу за доминирование, игру и смерть), является участником и творцом повседневной культуры. Повседневная «низовая», «обыденная» культура включает в себя все то, что необходимо освоить индивиду для того чтобы стать и быть членом социума, общества.

В обобщении процессов жизненной практики в искусстве, науке, просвещении, взятых со своим инфраструктурным обеспечением зарождается со-

1 Чепурнаева О.Н. Российские СМИ: эволюция места и роли в обществе // Тезисы... С. 50.

2 См. URL htt: // Jounal/ tinymush/ org/-gomr/v2nl/sempsey/ html; также - Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000. С. 132-140.

175

вокупность форм интеллектуально-духовной деятельности, именуемой «высокой» (специализированной) культурой. Она опирается на повседневную культуру.

На жизненный мир людей культура, прежде всего высокая, воздействует своей продукцией. В качестве продуктов культуры выступают идеи (мир знаков); рассказы, сказки (мир мифов); произведения печати (мир литературы); картины (мир изображений); пантомима, кино и театр (мир движений); музыкальные произведения (мир музыки); публикации и теории (мир науки)1.

Эти миры являются как бы виртуальной надстройкой жизненного мира людей.

Специализированная «высокая» - И. Кант) культура формируется на основе деятельности профессионально подготовленных людей (ученых, художников, учителей, духовенства), результаты которой поддерживают и развивают такие институты, как наука, искусство, система образования и религия. В «высокой» культуре можно выделить искусство, знание, формирующее и развивающее менталь-ность, картину мира социума и трансляцию социально значимого опыта: вещание (информирование населения о событиях и фактах интеллектуальной жизни - пресса, телевидение, радио) формирующее массовую культуру как важнейшую инфраструктуру специализированной культуры. Таким образом, специализированная культура, выступающая обобщением жизненного и исторического опыта множества людей, «помогает»2 повседневной культуры в виде «массовой» (популярной) культуры.

В мировой литературе массовая культура часто характеризуется как эрзац-культура. Это следствие деления культуры на элитарную и массовую.

В последнее время стали выделять и «популярную» культуру. Это определение относится, прежде всего, к области искусства. Ее появление связывают с технологическим прогрессом в сфере массовых коммуникаций, позволяющим транслировать произведения искусства (пение, музыка, танец, фильм) большой массе людей - потребителей художественной продукции. Именно в процессе преобразования продукции высокой культуры в популярный вид происходит ряд изменений, делающих эту продукцию усвояемой миллионами слушателей и зрителей.

В ХХ веке началась массовизация процессов, связанных с переходом в экономике к нематериальному производству (к производству услуг). Происходит стандартизация потребления. Появилось внимание к исследованию массы и ее культуры. Было выяснено, что масса как недифференцированное множество: не имеет организации, конформна, потребитель информации распространяемой средствами массовой коммуникации; стандартизированный материал воспринимается ей единообразно. Масса фигурировала как синоним невежественности.

Масса есть толпа. Отсюда «охлократия» как

власть толпы. Толпа не рассуждает, а повинуется. Это сумма однотипных посредственностей, а человек в толпе - варвар.

Понимание массовой культуры вытекает из этих характеристик. Регуляция, управление массой сводится к манипуулированию, имиджам, к стереотипам мышления, поведения и действия, к рекламе.

В целом, массовая культура есть производство культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление. Но она привлекательна для нас в силу демократичности. В массовой культуре в последнее время стали различать две ее разновидности: мертвую и живую масскультуру.

Мертвая масскультура коммерциалюирован-ная по духу и продукции, рассчитанная на пассивное потребление, стандартна, антигуманистична, используется властями и держателями средств массовой информации в целях массового внушения нужных стереотипов поведения Конечная цель этой ширпотребной культурной продукции - поиск формул манипулирования публикой, сведению всех к одному типу личности.

Живая масскультура обращается к личности, стремится ответить на многообразные вопросы и запросы. Массы стали более образованными, более организованы в различные субкультурные общности, информированы.

Массовое сознание - это своеобразный фокус культуры общества; неотъемлемый элемент многоуровневой структуры ее духовной жизни; это реальное, наличное знание больших общественных групп, это народный здравый смысл.

Массовое сознание формируется в процессе повседневной жизни, отражая ее ценности, нормы, оценки; оно инертно, консервативно, в структуре стереотипов - чувства симпатии, антипатии, доверия и недоверия; массовое сознание ограничено. К этим характеристикам, вполне адекватным российской действительности, надо добавить, что массовую культуру формируют в основном средства массовой коммуникации.

Именно их язык, тематика, манера интерпретации (клишеобразное, стереотипное), поверхностные знания комментаторов о социальной жизни порождают у аудитории огрубленное, а порой и искаженное представление о социальной реальности.

В современном обществе взаимоотношения всех уровней культуры сложны и оцениваются неоднозначно. Социология культуры сосредотачивает свое внимание на проблемах формирования, функционирования и развития культуры в органическом единстве с развитием общества, опираясь на современные научно-технические достижения.

Попробую проанализировать как происходит проникновение в массу специализированной культурной продукции, а именно, художественных образов и как, в свою очередь, воздействует повседневная (базовая) культура на высокую. Объектом воз-

1 Типология А. Моля.

2 Кнабе Г.С. Двуединство культуры.

_176

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2005 • №3(9)

действия этих уровней специализированной культуры является прежде всего внутренний мир, менталь-ность группы, этноса, народа. Сознательно организовывается вторжение сюжетов, нравственных и политических ценностей и норм одной культуры в иную культуру. Средствами языковой политики, политики в образе образования и СМИ. Язык есть несущая основа передачи культурного опыта от поколения к поколению, он обеспечивает возможность традиции, а диалог между культурами осуществляется через поиск общего языка. При этом большее одобрение получают те ценности, которые близки к культуре данного общества; Тард Г. утверждал, что в процессе подражания идеи проникают быстрее, чем с помощью материальных субстрат. Линтон Р. делает вывод, что материальные ценности проникают и одобряются быстрее, чем нематериальные. Роджерс Д. Считает, что основным побудителем восприятия новшества является осознание людьми выгоды, им приносимой.

Эволюция происходит и в нравственной области - становится расхожей фраза «морально то, что выгоднее». Появляется идея постепенного совпадения движения общества и требований человеческой природы, как общей, так и исторической. Этот процесс все в большей степени будет сопровождаться безграничным развитием творческого (духовно-интеллектуального) мира людей, имеющим, однако, основой не реальность, а образность этой реальности, создаваемую информационными потоками (видео, телевидение, Иитернет).

В общественной жизни все большее распространение получает театральность, социально-эстетическая вуаль, набрасываемая на действительность, опосредующая взаимодействие человека и общества. Этим самым объективные возможности для манипулирования сознанием масс безмерно увеличиваются. В той же мере увеличиваются, в силу развития свободы в мире информации, и возможности сопротивления человека этому угнетающему процессу.

Свобода слова, свобода печати, доступность информации могут развиваться лишь при соблюдении прав личности на неприкосновенность частной жизни, уважения его чести и достоинства, переписки и пр.

Главным средством трансляции и внедрения западных культур в российское культурное пространство являются массовые коммуникации, особенно телевидение с его возможностями соединения образа, звука, пространства и времени воедино в демонстрируемом сюжете. Принцип соблюдения таких общих правил общения, как «лицом к лицу» и «здесь и теперь» наилучшим образом реализуется в телевещании, и этот момент играет важнейшую роль в размывании символической картины мира, сложившейся у российских этносов и регулирующей практическое взаимодействие людей, социальных групп и этносов.

Телевидение - самое эффективное из средств

масс-медиа по массовизации общественного сознания - заменяет социальные функции, ранее выполняемые религией, фольклором и мифологией, превращавшими представления людей в формы символической социализации и контроля. Оно создает символический образ реальности, который в свою очередь формирует восприятие жизненного пространства индивидом, формирует «политический баланс и культивирует типологию политической ори-ентаций, которую мы называем коммерческим популизмом»,- этим делается ставка на среднего деи-деологизированного массового зрителя-потребителя и хранителя мифов о всеобщем согласии (Дж. Гербнер, и Л. Грос).

Природа взаимопроникновения культур такова, что людьми обычно воспринимается вначале в основном лишь эрзац-культура, базисные же ценности и нормы иной культуры остаются неосвоенными ввиду отсутствия жизненной практики человека в ино-культурной среде. Возникают ложные, иллюзорные символы, управляющие ожиданиями- требованиями людей в процессах взаимодействия. Это ведет в конечном счете к дестабилизации общества. Такие сюжеты особенно наглядны в молодежной среде, вообще восприимчивой ко всякой новизне.

В условиях, когда телевидение оказалось захвачено капиталом, сращенным с иноземным (реклама иностранных товаров принесла «большие деньги» телевидению), и когда стало возможным вещать миллионам что вздумается, не заботясь о социальных последствиях, и когда государство в лице своего правительства остается совершенно равнодушным к этим вопросам, наши надежды на выживание основ родной культуры основаны на ее природной силе. Отсюда наше внимание сосредотачивается на исследовании механизмов самозащиты культуры.

Стремительное и целенаправленное сокращение в СМИ общественного сектора - и в западных странах, и в России, коммерциализация отечественных СМИ, противоречия политической ситуации в нашей стране создают новый социальный климат функционирования СМИ.

Интернет свидетельствует о наступлении нового бытия: виртуальная реальность, формируемая в сети, непосредственно опирается на духовную составляющую деятельности человека, что усиливает фантазийность, «отлет мысли» от жизненных реалий. Уход пользователя в мир, не требующий жизненных усилий, зачастую формирует его психологическую зависимость от сети (сокращение зоны личного общения ведет к появлению «ножниц» между Я-реальным и Я-идеальным). В Интернете отмечается значительная маргинализация сети, преобладание анархизма как основной сетевой идеологии, восприятие Интернета как места без этики и правил регулирования, господство подвижного общественного договора» как основы отношений1.

Ряд законов о СМИ, указывают о недопустимо-

1 Аверьянов Л.Я., Рунев А.В. Социологические характеристики российского Интернета. Тезисы... С. 52.

177

сти злоупотребления свободой массовой информации. Так, не допускаются разжигание национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости и розни, пропаганда войны, а также распространение передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается также использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье1.

В условиях формирования все новых глобальных информационных сетей появляется дополнительное виртуальное поле для расширенного воспроизводства массовой культуры. Массовая культура стимулирует возникновение информационно технократического общества приводящего к изменению структуры не только самого общества, но и культуры в целом, ее новой структура причем все более ясным становится понимание того, что массовая культура есть порождение рыночной экономики. Следовательно, массовую культуру можно охарактеризовать как форму организации социума и регулирования поведения личности, связанную с созданием культурных стереотипов новых потребностей и интересов, формированием потребительского спроса (реклама отныне является органической частью теле- и радиовещания), стандартизацией убеждений.

Анализ современных функций коммуникационных процессов, возникающих под воздействием СМИ, позволил установить, что главной при рассмотрении поставленного в статье вопроса является рекреационная коммуникация (творческая, развлекательная). Источниками информации могут являться: частные лица, властные структуры, институты СМИ, группы, представляющие интересы партий, социально-политических движений, институты культуры, образования, науки, религии.

Россия сейчас переживает период трансформации социалистических устоев жизни в капиталистические. Эти перемены коснулись и социальных основ художественного творчества. Речь идет прежде всего о степени свободы художника. К искусству совершенно не применима известная формула «Свобода - есть познанная необходимость» (Спиноза). Такое «соглашательское» понимание свободы, когда главным путем ее достижения объявляется лишь путь познания, отвергается художником, ибо раскрепощенность его творческих сил достигается не путем познания, а деяния.

«Социальный хаос» возникший в годы перестройки, под которым и стали понимать свободу, привел, вопреки ожиданиям, к обратным результатам. Ориентация на коммерциализацию духовного творчества также не дает ожидаемых результатов.

За последние десять лет в изобразительном искусстве, кино, музыке, литературе, архитектуре и скульптуре не появилось ничего значительного.

Ввиду вступления мира и страны в фазу информационного общества художественная продукция все больше начала приобретать характер дайджеста и шоу, обслуживая спрос массовой культуры. Эта объективная тенденция упадка искусства у нас была сознательно использована для разрушения строя - антисоциалистическое наступление было идейно-политически и даже художественно согласовано, синхронизировано. Участившиеся в последнее время переоценки рядом художников своих позиций перестроечных лет - далеко не случайность.

Сегодня можно вполне ясно сказать, что искренние искания интеллигенции в сфере литературы и искусства были цинично использованы постдемократической волной для мародерства на развалинах Союза. Возникший «из ничего» олигархический слой стал энергично отстаивать свои интересы, захватывая, в первую очередь, прессу, стремясь использовать ее для обретения и политической власти. В очередной раз художественной интеллигенции приходится, ради обеспечения материальных условий своей жизни и творчества, идти на поклон к «спонсорам», и прочим «благодетелям». Преследующим в любом случае свои корыстные совершенно не совпадающие с целями художественного творчества. Указанные уроки истории не должны повторяться - об этом говорят несмолкающие дискуссии о социальном состоянии искусства, идущие ныне среди художников.

Единственный путь к оздоровлению этой сферы - укрепление позиций среднего класса, нуждающегося больше всех слоев общества в развитии свободы во всех областях жизни. Именно его интересы могут со временем обеспечить гармонию между «львиным: Я хочу!» и «верблюжьим: Я должен!» (Ф. Ницше) - состоянием между молотом и наковальней, постоянно разрывающим духовный мир современного человека - художника.

В ХХ веке в любом виде искусства наблюдались стремления к отходу от традиций XIX века. Основной упор делался на форму и средства выражения, а не на содержание и тематику. В изобразительном искусстве уходит в историю фигуративность, в литературе - взамен обычному повествованию пришел метод повествования, когда писатель излагает непрерывный поток мыслей, впечатлений и чувств персонажа без обычных приемов диалога и описаний; в музыке - традиционные тональности сменились антитональностью; в архитектуре функционализм занял ведущее место по отношению к декоративности. Видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров получило определение «постмодернистской чувствительности».

Искусство становится китчем, способствует не-

1 Закон о средствах массовой информации / В ред. Федерального закона от 19.07.95, № 14-ФЗ. Статья 4.

_ив

разборчивости вкуса, ценность произведений искусства оказывается возможным и полезным по той прибыли, которую они дают. Подобная реальность примиряет все, закрепляет состояние бездумного потребительского отношения к искусству. Постмодернизм в искусстве сознательно отвергает всякие правила и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией. Постмодернистская мысль и искусство обрушиваются на иллюзионизм масс-медиа и тесно связанную с ним массовую культуру, «мистифицирующую» массовое сознание. Видно, что в формировании художественных интересов молодых людей решающую роль играет доступность пользования тем или иным видом искусства.

Стремительная информатизация общества вызывает к жизни много проблем, связанных с информированием населения о событиях в мире и стране, о действиях властей, начинающих все больше зависеть от состояния общественного мнения, от экономических процессов, о социальном поведении групп и этносов, информационной безопасности общества и т.д. Появляется проблема защиты и самозащиты населения от манипулирования его сознания. Обманчивый порой характер виртуальных миров лучше всего анализировать на основе зна-

ний о рекламе. Реклама создает символический мир - архитектура этого мира наполнена идеями, традициями, коллективной памятью, языковым многообразием, менталитетом. Однако ввиду безудержного расхваливания товара происходит постепенная девальвация слов.

Возможности злонамеренного введения в заблуждение сознания масс заключены уже в, казалось бы, естественной селекции новостей репортером, редактором и, в конечном счете, владельцем средств массовой коммуникации - потому что акт насилия является более захватывающим для показа, чем изображение людей, ведущих себя мирно и дисциплинированно.

Приходится делать вывод о том, что альфой и омегой современных масс-медиа является погоня за сенсацией.

Оказывается, что быстротекущие эмоции не имеют памяти - память масс может существовать лишь при интеллектуальном напряжении за счет «подпитки» извне. В современных условиях меняется роль культуры в обществе - она выступает уже не как производное от экономики и политики явление, а, наоборот, превращается в смысловой движитель их модернизации.

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.