Научная статья на тему 'ВИРТУАЛИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА'

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
148
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕЛФИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тулузакова Марина Валентиновна

Статья посвящена проблеме трансформации идентичности личности в условиях виртуализации социума. В статье рассматриваются специфика указанной трансформации как социально значимого явления. Конкретизировано понятие «виртуальная идентичность», определены риски процесса социализации в условиях виртуальной реальности. Процесс формирования идентичности показан как процесс формирования полиидентичности, включая селфи-творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUALIZATION AS A TOOL FOR TRANSFORMING A PERSON'S IDENTITY

The paper is devoted to the issue of personal identity transformation under the conditions of society virtualization. The specifics of the mentioned transformation are explained as a socially significant phenomenon. The notion virtual personal identity is specified and risks of socializing within virtual reality are detailed. The process of a personal identity formation is presented as multiple or poly-identity variant comprising selfie-creation.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРА ДИЦИИ ОБЩЕСТВ

Тулузакова

Марина Валентиновна

Кандидат философских наук, доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Балаковского филиала РАНХиГС

Marina V. Tuluzakova

Candidate of Philosophical Sciences, Doctor of Sociological Sciences, Professor at the Department of Humanities and Natural Science, Balakovo branch of RANEPA

e-mail: tuluzakova-mv@ranepa.ru УДК 316

Виртуализация как инструмент формирования идентичности человека

Virtualization as a tool for transforming a person's identity

Статья посвящена проблеме трансформации идентичности личности в условиях виртуализации социума. В статье рассматриваются специфика указанной трансформации как социально значимого явления. Конкретизировано понятие «виртуальная идентичность», определены риски процесса социализации в условиях виртуальной реальности. Процесс формирования идентичности показан как процесс формирования полиидентичности, включая селфи-творчество.

Ключевые слова:идентичность, виртуальная реальность, виртуальная идентичность, селфи

The paper is devoted to the issue of personal identity transformation under the conditions of society virtualization. The specifics of the mentioned transformation are explained as a socially significant phenomenon. The notion virtual personal identity is specified and risks of socializing within virtual reality are detailed. The process of a personal identity formation is presented as multiple or poly-identity variant comprising selfie-creation.

Keywords: identity, virtual reality, virtual identity, selfie.

Современный человек с помощью технологий уже практически живет в виртуальной реальности, которая распространена повсеместно: от социальных сетей и ролевых компьютерных игр, до виртуальных тренажеров позволяющих обучаться и осваивать мир. Виртуальная реальность позволяла строить интенсивное взаимодействие с людьми, не перемещаясь в пространстве и делиться не только информацией, но и чувствами и эмоциями.

Виртуальная реальность влияет на наше восприятие себя как личности и социума, окружающего нас. Как следствие и сознание, и идентичность трансформируются. Как влияет виртуальный мир на развитие реальных отношений? Представляет он угрозу для Я-идентичности или все же открывает новые возможности формирования толерантности и способности уверенно решать возникающие в повседневной жизни задачи? Если в перспективе все аспекты человеческой жизни смогут воспроизводиться с помощью виртуальной реальности, то как скажется на индивидуальном бытии человека и характере его взаимодействия в социуме? Не приведет ли виртуальная жизнь к нереалистичным ожиданиям в отношении реальных людей, к потере понимания потребностей других людей? Не будет ли реальный мир восприниматься как удручающая обязанность?

Поиск ответов на поставленные вопросы заставляет задуматься о проблеме формирования идентичности человека в виртуальном пространстве.

Традиционно идентичность рассматривалась как отражение усвоенных образцов или стандартов поведения, сложившихся в рамках определенного социума и воспринимаемых большинством. Такого взгляда придерживались В. С. Иноземцев, X. Абельс, А. Д. Урсул, Э. Гидденс, Ч. Кули, Дж. Мид, и др.

Сложилась определенная традиция рассматривать идентичность на основе концепций Дж. Мида, Э. Эриксона. По сути дела формирование идентичности указанными авторами рассматривается как процесс социального взаимодействия. Исходя из этого, можно утверждать, что ощущение идентичности - это

АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСТИ:НАУКА И ОБЩЕСТВО - 1/2022

- 31 -

Socio-cultural yraditions of society

непрерывный процесс ощущения себя независимо от ситуации. Полагаем, что в современных условиях данная проблема давно стала предметом междисциплинарного дискурса. Обращает на себя внимание тот факт, что одни исследователи исходят из того факта, что персональная идентичность выступает как осознание личностью собственного единства и целостности в пространстве и во времени. [ 1 ;2] Другие придерживаются философско-антропологического подхода, утверждая, что нет «никакого единого образа человека как такового. Вместо этого мы имеем ряд образов, каждый из которых наделен собственной, неповторимой убедительностью такового. Вместо этого мы имеем ряд образов, каждый из которых наделен собственной, неповторимой убедительностью» [3, 74] Не менее интересен социокультурный подход, предполагающий рассмотрение идентичности в корреляции с нормами социальной среды и символическим миром культуры.[4;5] Обобщая вышесказанное, предлагаем рассматривать идентичность как динамическую характеристику, предполагающую прохождение процессов социализации инкультурации. При этом человек будет испытывать постоянную потребность в поиске средств адаптации к новым условиям жизни и в самоидентификации.

Можно согласиться с мнением Н.В. Рейнгард, утверждающей, что в настоящее время происходит формирование «нового типа человека - «homo informaticus», причём виртуальная реальность выступает здесь как механизм создания такого типа». [6]

Проблема формирования идентичности личности может быть рассмотрена в двух аспектах. С одной стороны, этот процесс сопряжен с глобальными социокультурными изменениями, а потому традиционные ценности и смыслы сосуществуют с новыми образцами. С другой стороны, человек все менее заинтересован в сохранении статуса пассивного наблюдателя. Современный мир дает возможность стать полноценным актором, ищущим и находящим новые контакты. Мы можем наблюдать процесс формирования новой культуры, основанной на принципах развития самосознания в процессе погружения в виртуальную реальность. Но все это в комплексе отнюдь не гарантирует развитие духовного мира самого человека, сохранения его нравственных идеалов, возникает угроза потери индивидуальности.

Начнем с простого - с аватара (или аватарки), представляющего собой репрезентацию Я-образа пользователя социальных сетей и используемый для идентификации пользователя. Насколько аватар (а это по сути дела нередко фантом или псевдообъект) совпадает с идентичностью человека? Почему для некоторых пользователей искусственно сконструированный виртуальный образ важнее собственного Я?

Дело в том, что в обществе изменилась система социальных связей. Если раньше человек с детства погружался в систему «человек - мир - отношения», то в настоящее время уже ребенок ориентирован на реальные связи иного толка. Они фактически замещаются или подменяются/дополняются системой «человек - компьютер - интерактивность». А в этой среде конструируются не только новые типы социального поведения личности, но и видоизменяется характер формирования идентичности.

Следующий аспект - феномен селфи. Интерсна, на наш взгляд, практика использования этого термина в науке и повседневности. Так, Дж. Мид и Чарльз Кули вместо термина «идентичность» использовали понятие «самость» (Self). Согласно Миду, «самость» - это не apriori человеческого существования. Она складывается в ходе «социальной интеракции» и представляет собой изначально социальное образование; индивид формирует себя в соответствии с тем, каким его видят другие.[7] Кули называл это, в свою очередь, «зеркальной самостью» - the lookingglass Self. [8]

В настоящее время феномен «селфи» может быть рассмотрен как один из симптомов трансформации идентичности человека. В связи с этим неизбежен вопрос - Зачем человек с навязчивой частотой делает автопортреты, которые потом доступны практически всем пользователям всемирной паутины? С одной стороны, это может оцениваться как стремление человека актуализировать сам факт своего существования, заявить о себе как можно большему числу людей. В свое время, задолго до появления селфи-мании К.

Ясперс обратил внимание на распространение принципа формирования межличностного интереса в современном ему обществе: «отдельный человек ценится в качестве интересного, не в качестве самого себя, а как раздражитель; раздражение прекращается, как только он больше не удивляет».[9,358] Следовательно, современное селфи-творчество выступает как демонстрация «себя для других», такого себя, который будет интересен другим. Массовое распространение этого явления, таким образом, свидетельствует о появлении инструмента, позволяющего формировать множественные идентичности или, иначе говоря, конструировать своего «цифрового двойника».

Вместо обращения к собственной индивидуальности реализуется попытка найти свою идентичность, создать новые образы своего личностного «я», определить и переопределить уже сложившееся мнение о

Социально-культурные традиции общества

себе с позиций других, часто совершенно незнакомых, людей. Осознание себя как личности основывается, прежде всего, на том, как и какими люди видят нас в социальных сетях. Субкультура «селфи» наглядно демонстрирует переход процесса социальной идентификации человека в виртуальное пространство. Можно согласиться с мнением Кислых Д.Н., которая утверждает, что «социальные медиа являются площадкой для создания собственной самоидентификации и социальной идентичности.. Для каждого человека селфи - это своего рода передача сообщения о его расовой принадлежности, сексуальной ориентации, мужественности или женственности и других аспектов. В этом же контексте селфи рассматривается как форма определенного перфоманса и самовыражения».

В большей мере участие в селфи-творчестве отражает не процесс формирования идентичности как представления человека о себе самом, а процесс идентификации как процесс отождествления человеком себя с какой-то группой, подражание ей, стремление соответствовать. Как отмечал, Э. Эриксон, идентичность (результат) начинается там, где заканчивается идентификация (процесс).

Вместе с тем виртуальное пространство дает возможность участвовать в так называемых «персонализируемых сообществах». Например, «Вконтакте», есть группы по интересам - для кулинаров, для любителей рукоделия, для дачников, любителей кошек и собак. Есть группы профессионального толка -сообщества, представляющие конкретные организации. Есть группы социально ориентированные на помощь животным, на охрану окружающей среды и т.д. Во всех указанных случаях присутствуют межличностные связи, а взаимодействие не столько сориентировано на формирование идентичности, сколько на социальную поддержку и взаимопонимание по каким-либо проблемам. Подобного рода группы реализуют, прежде всего, личные потребности в общении.

Виртуальное пространство создает условия для постоянного эксперимента с собственной идентичностью, что приводит к постоянной трансформации не только идентичности, но и личности как таковой. Постоянная трансформация общества ведет к постоянному усложнению механизмов формирования идентичности. «И если сегодня мы говорим о развитии личности за счет информационных ресурсов мира оффлайна, то о процессах конструирования идентичности в изначально виртуальном мире остается только догадываться» [10, 6]

Для «виртуального Я» уже важен сам процесс конструирования или трансформации идентичности, но не конечный результат как достигаемое состояние. А потому идентичность остается незавершенной, а человек, теряя собственную индивидуальность, становится функцией для создания потока информации в виртуальном пространстве.

Таким образом, виртуальное пространство выступает актуальным инструментом, с одной стороны, выражения реальной идентичности человека, а с другой стороны, оно транслирует возможности формирования полиидентичности (множественной идентичности) как средства самовыражения и саморепрезентации человека. В настоящее время мы можем наблюдать кризис процесса идентификации человека и самоотождествления личности. Современный мир создает неопределенную множественность вариантов восприятия себя в виртуальном пространстве.

И, как следствие, мы получаем новый феномен - идентичность как компиляция чужих мыслей за счет репоста и лайков. А это может стать предметом отдельного анализа.

Библиографический список

1. Лысак И.В., Косенчук Л.Ф. Формирование персональной идентичности в условиях сетевой культуры. - М.: Издательство «Спутник +», 2016. - 147 с.

2. Емелин В.А. Философско-методологический анализ трансформации идентичности человека в условиях развития технологий информационного общества Автореф. дисс...д-ра филос. наук, М, 2017

3. Гуревич П.С. Проблема идентичности человека в философской антропологии // Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2010. Т. 4. Человек в поисках идентичности. / Под ред. Ю.М. Резника, М.В. Тлостановой. М.:Междисциплинарное общество социальной теории, 2010. С. 63-87

4. Сенченко Н.А. Виртуальная личность в социокультурном интернет-пространстве//Культура и цивилизация. -2016. - №1. - С.128-137.

5. Магомедова М.З. Социокультурная идентичность в условиях трансформирующегося общества// «Вестник АГУ». Выпуск 4(130) 2013, С.113-118.

АКТУАЛЬНЫЕПГОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСШ:НАУКАИОБЩЕСТВО - 1/2022

- 33 -

Matters of education and personnel training

6.Рейнгард Н.В. Трансформация идентичности человека в информационно-компьютерном мире. Автореф. дисс...канд.филос. наук, Курс, 2006

7. См.: Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 225-234.

8. См.:Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 314-327.

9. Ясперс К. Духовная ситуация времени / Смысл и назначение истории / Пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991. - С.287-418.

10. Асмолов, А.Г. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. - № 1. - С. 3-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.