Научная статья на тему 'ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ И ПРАКТИКИ В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ'

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ И ПРАКТИКИ В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
211
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ПУБЛИЧНОСТЬ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / DIGITALIZATION / IDENTITY / SOCIAL NETWORKS / VIRTUALIZATION / PUBLICITY / REPRESENTATION / VIRTUAL COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лисенкова А.А.

В статье представлен анализ влияния цифровизации на стратегии и практики репрезентации идентичности в пространстве социальных сетей, обусловленные широким контекстом формирования виртуальной личности в современном мире. В результате проведенных исследований и опросов выявлены тенденции сближения виртуальной и реальной идентичности, а также перманентность процесса конструирования виртуальной идентичности не только в противопоставлении себя Другому, но и в границах ценностно приемлемого информационно-коммуникационного кокона. Социальные сети в данном отношении выступают ресурсом и полем для публичного маркирования и самоподтверждения личности, становясь подиумом для предъявления собственной идентичности и основанием «очеловечивания» цифровой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION STRATEGIES AND PRACTICES IN THE SOCIAL MEDIA SPACE

The article presents an analysis of the impact of digitalization on the strategies and practices of identity representation in the space of social networks, due to the broad context of the formation of a virtual personality in the modern world. As a result of the conducted studies and polls, tendencies of convergence of virtual and real identity, and also permanence of process of construction of virtual identity not only in opposition of oneself to other, but also in formation of borders of value-acceptable information and communication cocoon are revealed. Social networks in this respect are a resource and a field for public marking and self-confirmation of a person, becoming a podium for presentation of own identity and the basis of “humanization” of the digital environment. The most figurative strategies of identity representation in the space of social networks are expressed in project, spontaneous or reflective, modular, status-role, relevant, imaginary, and diffuse forms of identification. Thus, social networks provide many opportunities for different formats of self-presentation and strategies of identity construction, allowing not just to participate in the creation of one’s own virtual reality, but to express oneself and identify within a community, setting themselves apart from others, but also closing in on a group of persons with similar borders of value-acceptable information. These processes are actively taking place in social networks, where the playing with identity that took place at the beginning of the 21st century was replaced by socially oriented profiles of public identity.

Текст научной работы на тему «ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ И ПРАКТИКИ В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ»

DOI: 10.15643/libartrus-2020.1.4

Идентификационные стратегии и практики в пространстве

социальных сетей

© А. А. Лисенкова

Пермский государственный институт культуры Россия, 614000 г. Пермь,улица Газеты «Звезда», 18.

Email: oskar46@mail.ru

В статье представлен анализ влияния цифровизации на стратегии и практики репрезентации идентичности в пространстве социальных сетей, обусловленные широким контекстом формирования виртуальной личности в современном мире. В результате проведенных исследований и опросов выявлены тенденции сближения виртуальной и реальной идентичности, а также перманентность процесса конструирования виртуальной идентичности не только в противопоставлении себя Другому, но и в границах ценностно приемлемого информационно-коммуникационного кокона. Социальные сети в данном отношении выступают ресурсом и полем для публичного маркирования и самоподтверждения личности, становясь подиумом для предъявления собственной идентичности и основанием «очеловечивания» цифровой среды.

Ключевые слова: цифровизация, идентичность, социальные сети, виртуализация, публичность, репрезентация, виртуальные коммуникации.

Повсеместная цифровизация всех сфер жизни человека создает беспрецедентные условия не только для возникновения феномена принудительной публичности и максимального сращивания интимной и публичнои сфер, но и способствует смещению фокуса с завершенного акта обретения идентичности на постоянный непрерывный, мозаичный процесс образнои идентификации. Сегодня любое осуществление социальнои активности в цифровом пространстве приводит к трансформации поведенческих паттернов, изменению ценностно-смыслового восприятия реальности, смене коммуникативных практик, киберсоциализации, трансформации процессов идентификации и репрезентации. С развитием глобальнои виртуальнои интернет-среды существенным образом изменяются способы культурного производства и взаимодеиствия. Само понятие цифровизации выступает вызовом социальности, изменяя структуры взаимодеиствия людеи, коммуникации, форматы привычных стратификации в обществе, трансформируя ценности образования и многое другое, становясь объединяющим и интегрирующим началом, с однои стороны, а с другои - вызывая еще большие разломы в обществе и порождая новые формы неравенства и сегрегации. Человека не присутствующего в Сети будто бы и не существует, а информационная перенасыщенность стимулирует необходимость идентифицировать себя и отстраивать от Других. Индивид формирует себя таким, каким его видят другие (Дж. Мид), определяя границы самости (т.е. построения идентичности), акцентируя и подчеркивая коммуникативный характер идентичности и ее неразрывную связь с интеракциеи и восприятием образа другого, достигая тем самым устоичивость соб-ственнои целостности в противовес постоянно выявляемои динамике и изменчивости Другого. В этом пространстве мнение «одного» обращено ко мнению и знаниям «многих», а описанное М. Кастельсом «пространство потоков» [3], представляющее собои всеобщии активизм и зону конфликтов, выступает постоянным фоном формирования стратегии репрезентации идентичности.

Одновременно с технологическим развитием происходят изменения и в представлении о времени и пространстве, приводящие к модификации идентификационных стратегии и практик. В связи с этим виртуальные коммуникации продуцируют все более усложняющуюся креативность и создают интерактивность нового порядка, порождая новые способы идентификации и самопрезентации. Наиболее ярко данные тенденции проявляются в среде новых медиа- и социальных сетеи, ставших полноценным социальным институтом современного общества. Очевидно, что сегодня социальные сети - это не просто модньш и востребованный феномен, расширяющии информационное пространство глобальнои Сети, но и самостоятельное средство коммуникации со своиственными ему уникальными характеристиками контента, функциональнои структурои, иерархиеи и все возрастающими различиями в форматах взаимодеиствия и репрезентации повседневного опыта.

Благодаря публичнои самокатегоризации, маркированию, самоподтверждению на различных цифровых сервисах и платформах происходит создание персонального нарратива и автопроекта каждого индивида от рождения до конца жизни в виде транзитивнои виртуаль-нои цифровои личности. Социальные сети в качестве визуализированного коммуникационного ресурса в данном отношении выступают основанием для «очеловечивания» и «обжива-ния» цифровои среды, позволяя презентовать подлинные своиства личности и выстраивать новые каналы и стратегии коммуникации и презентации. Таким образом сеичас в пространстве Сети человек удовлетворяет потребности в принадлежности, самовыражении, общении, признании, одобрении, размывая границы между реальными статусами и социальными ограничениями, нарабатывая паблицитныи капитал с «чистого листа», вне зависимости от соци-альнои принадлежности пользователя в реальном мире.

Отмечая изменения в процессе идентификации, вызванные развитием цифровых технологии и прежде всего виртуального пространства, где «идентификация как процесс обладает высокои степенью динамичности, позволяя свободно выбирать тот или инои вариант самопрезентации, сохраняя устоичивость целостности благодаря постоянному присвоению новых форм» [5], необходимо отметить принципиальную незавершаемость данного процесса. Процесса, в котором выбор идентификационнои стратегии приобретает характер непрерывных изменении и находится в процессе постоянного избрания и самоизобретения, где виртуальность выступает сценои и подиумом для предъявления собственнои идентичности.

Наиболее образно стратегии репрезентации идентичности в пространстве социальных сетеи выражены в формах:

проектной идентификации, построения персональнои идентичности в формате индивидуального бренда по законам сетевого маркетинга и продвижения;

спонтанной, или рефлексивной, идентификации, формируемои в зависимости от ситуативно возникающих обстоятельств внешнеи среды и связанных с ними трансформациями внутренних ценностных факторов личности;

модульной идентификации, мобильно конструируемои и предъявляемои в качестве моза-ично-фрагментированнои идентичности в различных обстоятельствах, представляя собои воплощение тоффлеровского «модульного «Я», отражающего принцип детского конструктора LEGO;

статусно-ролевой идентификации, верифицируемои в перформативном процессе демонстрации актуальности жизненных стратегии и способов освоения окружающего мира, согласно сложившеися ценности определеннои социальнои роли;

релевантной идентификации, основанной на первичной и вторичной социализации (П. Бергер и Т. Лукман), когда «то, что реально „извне", соответствует тому, что реально „внутри", а объективная реальность может быть „переведена" в субъективную реальность, и наоборот» [2, с. 104];

мнимой идентификации. где в попытке олицетворения себя с Другим либо группои других, к которои индивид принадлежать не может, происходит присвоение внешних признаков даннои группы или индивида;

диффузной идентификации, основаннои на неустоичивом и неопределенном представлении о себе и других, постоянном поиске, сравнении себя и соотнесении себя с внешним миром в гипертрофированнои зависимости от внешнеи оценки и категоризации.

Стратегии конструирования идентичности претерпевают значительные изменения, в первую очередь связанные с особенностями цифрового пространства и форматами интерак-тивнои виртуальнои коммуникации. Социальные сети как пространство активного взаимо-деиствия и общения, предоставляют множество возможностеи для различных форматов самопрезентации, обретения социальных связеи, контактов (как деловых, так и личных) и стратегии конструирования идентичности.

Производство сетевого контента позволяет не просто участвовать в создании собствен-нои виртуальнои реальности, но проявлять себя и идентифицировать в рамках некоего сообщества и перед самим собои, отстраивая себя от Других и замыкаясь в группе похожих, идентичных, ценностно аналогичных. Невозможно утверждать, что таким образом создается особая виртуальная социальная реальность, но совершенно ясно, что так создается информационный социально-значимыи и ценностно приемлемый кокон, в котором пользователь может проявлять себя, расширяя круг возможных репрезентации. «Социальные сети - это онлаин-коммуникация, в которои индивидуум плавно и гибко меняет свою роль, выступая то в качестве аудитории, то в качестве автора» [7, с. 8], создавая в постояннои интерактивности и производстве гипертекста виртуальный ценностно близкии кокон, который стимулирует и одновременно ограничивает идентификационные процессы, где постоянно, но дискретно выстраивается и подтверждается образ желаемого Я, актора социальных сетеи.

Для современнои молодежи проживание свои жизни в параллельнои реальности Сети является частью повседневных практик.

Данные процессы активно протекают в пространстве социальных сетеи, где на смену игр с идентичностью начала XXI в. пришли социально ориентированные профили публичнои идентификации и маркирования. Сегодня социальные сети - площадка деловых коммуникации и удаленнои работы, место обретения социального признания и паблицитного капитала, пространство для создания профессиональных, любительских сообществ и репутационнои прозрачности, где на первый план выходят стратегии самоутверждения личности. Мы видим, что в Сети все в большеи степени происходит уход от анонимности, и данные опросов подтверждают это, свидетельствуя о том, что молодые люди сегодня размещают реальный контент и реальные фотографии. Так, например, в результате проведенного в социальнои сети ВКон-такте опроса1 можно констатировать, что 74% пользователеи размещают на страницах контент, который соответствует их реальнои жизни и содержательно им близок (84%), а также

1 «Практики репрезентации в социальных сетях» опрос проводился среди пользователей Сети с 01.11.2019 г. по 20.12.2019 г. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfuXqIjW0kbJQsOAqUoNq7DrkLMILnXGAUO01DKrpYTlyf4fQ/viewform

78.4% пользователей уверены, что о них и их взглядах можно составить представление по профилям в социальнои сети. Таким образом сегодня практически любои участник сетевого вза-имодеиствия осознает конструируемость и верифицируемость собственнои виртуальнои презентации и стратегии идентификации.

В связи с выбранными стратегиями трансформируются и практики репрезентации идентичности в социальных сетях. Под влиянием глобализации и интеграции происходит размывание культурных норм и границ, утрачивают свою значимость аскриптивные категории (возраст, раса, пол и т.п.), на первьш план выводя новые своиства гипервизуализированнои нарра-тивизации персонального опыта и символического обмена в фреимах, задаваемых контентом социальных сетеи. Постоянное желание фиксации бытия, перформативность собственнои идентичности, потребность в самокатегоризации через визуальную наррацию сериями ярких, карнавальных образов становится признаком современного мира, мира, в котором неустои-чивость всех процессов идентификации становится основанием для модульности и мозаично-сти. Мы заявляем о своем присутствии лаиками, комментариями, постами и репостами, фотографиями и изменениями статусов, предъявляя себя миру и другим людям в режиме реального времени и практически непрерывно, т.к. в мире тотальнои визуализации и маркетизации всех сфер жизни оставаться вне этого поля невозможно. Таким образом, мы видим, что виртуальное пространство сегодня с успехом заменяет и дворовые компании, и общественные организации, и публичные дискуссии, и институты, не говоря уже о семеином воспитании. Современная социализация в большеи степени также опосредована виртуальными сетевыми платформами и проходит в интернет-пространстве. На этом фоне самопрезентация и продвижение в социальных сетях становятся вариативным множественным процессом, позволяющим отыгрывать различные жизненные стратегии модульного «Я», выстраивая эффективные каналы взаимодеиствия. Идентификационные практики также определяются форматом сетеи. В наиболее общем виде их можно представить как форму самокатегоризации, разделенную в различные виды таких презентации, как демонстрация:

- образов тела (в т.ч. возраст, гендер и сексуальность, ЗОЖ);

- активностеи в сообществах (комментарии);

- духовных и религиозных практик;

- профессиональных активностеи;

- образов и ценности знания, компетентности и образования;

- разнообразных досуговых практик;

- политических активностеи.

В попытках самокатегоризации и самоопределения, так называемои «народнои таксономии» (фолькосомии), пользователи пытаются не только соотнести себя с классами аналогичных событии, объектов, но и противопоставить собственные ценности, оценки, интересы, взгляды по отношению к «другим», параллельно включая себя в социум и выделяя из него в качестве индивидуальности.

Деиствительно, в современном «прозрачном» цифровом мире игры с идентичностью становятся все менее возможными, т.к. сам процесс идентификации подвержен тотальнои де-анонимизации, а «цифровые следы» формируют реальныи цифровои профиль каждого участника цифрового мира, объединяя реальную и виртуальную личности в единои цифровои идентичности. Как отмечает Михал Касински, проведя анализ профилеи социальных сетеи и

сопоставив данные, возможно практически 100% определить идентичности современного человека [6], т.к. в социальных сетях сегодня преобладают именно стратегии репрезентации подлинных своиств личности, создание ложных виртуальных профилеи осталось в прошлом, став бессмысленнои стратегиеи проявлении различных девиации. В итоге игры с идентичностью и анонимность благодаря повсеместнои цифровизации утратили актуальность, а социальные сети стали пространством обретения признания, местом выхода из одиночества, местом, в котором происходят самоактуализация, самореализация и самоутверждение личности через управление впечатлениями Другого.

Таким образом произошло сращивание виртуальнои и реальнои личностеи, а в связи с тем, что цифровая тотальная визуальность породила новые форматы образности, на первыи план активно выступила жизнь тела и представление о его физическом присутствии в коммуникационном пространстве виртуальнои середы через самосозерцание и отожествление с Другими в опосредованном взаимодеиствии череды телесных образов в рамках заданных цифровых фреимов репрезентации собственного «Я».

Сегодня мы наблюдаем вектор развития, как отмечает профессор О. Н. Астафьева, от «со-циокультурнои идентичности личности, которая относится к осознанию своеи принадлежности к определеннои общности, осуществляющеи деятельность в информационно-коммуникативных средах, прежде всего - в компьютерном виртуальном пространстве» [1, с. 124] к репрезентации заданного автопроекта в заранее обусловленном контенте цифровои прозрачности и последующего его переноса в реальную жизнь в постоянном видоизменении себя в зависимости от того, кем он в данныи момент хочет себя показать.

Таким образом, особенность современных идентификационных процессов выражена в самом формате цифровои среды и тех тенденциях, которые они порождают, позволяя пользователю категоризировать себя по заранее заданным параметрам и алгоритмам, оказываясь таким образом в плену агрессивного идентификационного таргетинга и закрываясь в удобную ценностно приемлемую капсулу. Также отличительнои особенностью современных идентификационных процессов в виртуальном пространстве является тот факт, что социальные сети выступают уже не только пространством самовыражения, мощным коммуникационным ресурсом и полем репрезентации, но и позволяют активно наращивать паблицитныи капитал, а иногда и финансовое благосостояние пользователя за счет правильного артикулирования и репрезентации собственного «Я».

В итоге все сведения, которые мы с такои легкостью оставляем в различных форматах и на различных платформах в социальных сетях в виде индивидуальных предпочтении, лаиков, дизлаиков, репостов и поисковых запросов, формируют колоссальный информационный банк данных о пользователях, чья повседневность сопряжена с ежедневнои информационнои деятельностью и цифровым присутствием. «Обратная связь» этои базы данных создает и верифицирует идентичность, этот процесс непрерывен и неостановим, а социальные сети позволяют создавать максимальное зримое «экзистенциальное расширение» собственнои цифровои личности, выстраивая продуманный образ «Я» с использованием различных практик самоконструирования.

Учитывая тот факт, что благодаря цифровым технологиям идентичность личности становится достоянием всех, кластеризуется по различным признакам и становится реальнои в фреиме новых технологии, то изменяются подходы к бинарности и многоканальности данного процесса. И уже все в большеи степени не я себя идентифицирую, а меня идентифицируют,

а множественность каналов коммуникации все больше интегрируются в единую омниканаль-ную систему, где в условиях заданных алгоритмов глобальных цифровых платформ непрерывно формируется публичная гибридная, трансграничная матрица идентичности.

Литература

1. Астафьева О. Н. Виртуальные сообщества: «сетевая» идентичность и развитие личности в сетевых пространствах // ВкникХартвського нацюнальногоушверситету. Теор1я культури та фыософ1я науки. 2007. №776. С. 120-133.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. 2000. URL: http://polbu.ru/kast elsjnformepoch/.

4. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 225.

5. Тульчинский Г. Л. Total Branding: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. 280 с.

6. Kosinski M., Lambiotte R. Tracking the Digital Footprints of Personality. URL: http://www.ieee.org/publicatio ns_standards/publications/rights/index.html.

7. Murthy D. Twitter: Social communication in the Twitter Age. Cambrige, 2013. Pp. 7-8.

Поступила в редакцию 24.12.2019 г.

DOI: 10.15643/libartrus-2020.1.4

Identification strategies and practices in the social media space

© A. A. Lisenkova

Perm State Institute of Culture 18 Gazety "Zvezda"Street, 614000 Perm, Russia.

Email: oskar46@mail.ru

The article presents an analysis of the impact of digitalization on the strategies and practices of identity representation in the space of social networks, due to the broad context of the formation of a virtual personality in the modern world. As a result of the conducted studies and polls, tendencies of convergence of virtual and real identity, and also permanence of process of construction of virtual identity not only in opposition of oneself to other, but also in formation of borders of value-acceptable information and communication cocoon are revealed. Social networks in this respect are a resource and a field for public marking and self-confirmation of a person, becoming a podium for presentation of own identity and the basis of "humanization" of the digital environment. The most figurative strategies of identity representation in the space of social networks are expressed in project, spontaneous or reflective, modular, status-role, relevant, imaginary, and diffuse forms of identification. Thus, social networks provide many opportunities for different formats of self-presentation and strategies of identity construction, allowing not just to participate in the creation of one's own virtual reality, but to express oneself and identify within a community, setting themselves apart from others, but also closing in on a group of persons with similar borders of value-acceptable information. These processes are actively taking place in social networks, where the playing with identity that took place at the beginning of the 21st century was replaced by socially oriented profiles of public identity.

Keywords: digitalization, identity, social networks, virtualization, publicity, representation, virtual communications.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at edit@libartrus.com if you need translation of the article.

Please, cite the article: Lisenkova A. A. Identification strategies and practices in the social media space // Liberal Arts in Russia. 2020. Vol. 9. No. 1. Pp. 35-41.

References

1. Astaf'eva O. N. Visnik Kharkivs'kogo natsional'nogo universitetu. Teoriya kul'turi ta filosofiya nauki. 2007. No. 776. Pp. 120-133.

2. Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sotsiologii znaniya [Social construction of reality. A treatise on the sociology of knowledge]. Moscow: Medium, 1995.

3. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura. 2000. URL: http://polbu.ru/kast els_informepoch/.

4. Mid Dzh. Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl'. Moscow, 1996. Pp. 225.

5. Tul'chinskii G. L. Total Branding: mifodizain postinformatsionnogo obshchestva. Brendy i ikh rol' v sovremennom biznese i kul'ture [Total branding: the design of myths of a post-information society. Brands and their role in modern business and culture]. Saint Petersburg: Filologicheskii fakul'tet SPbGU, 2013.

6. Kosinski M., Lambiotte R. Tracking the Digital Footprints of Personality. URL: http://www.ieee.org/publica-tions_standards/publications/rights/index.html.

7. Murthy D. Twitter: Social communication in the Twitter Age. Cambrige, 2013. Pp. 7-8.

Received 24.12.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.