Научная статья на тему 'ВИОЛОНЧЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ В. ПОЛЯКОВА: ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ'

ВИОЛОНЧЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ В. ПОЛЯКОВА: ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. Поляков / Концерт для виолончели с оркестром / концерт / виолончель / композитор. / . Polyakov / Cello Concerto / concerto / cello / composer.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лисенкова Юлия Вячеславовна, Шкафар Виктория Валерьевна

в статье проводится анализ Концерта для виолончели с оркестром Валерия Полякова, созданного им в Кишиневе в 1960 году. Произведение рассматривается с точки зрения особенностей тематического материала, музыкального языка, композиции и драматургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CELLO CONCERT V. POLYAKOV: FEATURES OF COMPOSITION STYLE AND PERFORMANCE ANALYSIS

the article analyzes the Concerto for Cello and Orchestra by Valery Polyakov, created by him in Chisinau in 1960. The work is considered from the point of view of the features of the thematic material, musical language, composition and dramaturgy.

Текст научной работы на тему «ВИОЛОНЧЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ В. ПОЛЯКОВА: ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ»

ВИОЛОНЧЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ В. ПОЛЯКОВА: ОСОБЕННОСТИ

КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

1 2 Лисенкова Ю. , Шкафар В.В.

1Лисенкова Юлия Вячеславовна - старший преподаватель, кафедра «Оркестровые струнные инструменты», Приднестровский государственный институт искусств им. А.Г. Рубинштейна;

2Шкафар Виктория Валерьевна - учитель музыки, Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение № 44, г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика

Аннотация: в статье проводится анализ Концерта для виолончели с оркестром Валерия Полякова, созданного им в Кишиневе в 1960 году. Произведение рассматривается с точки зрения особенностей тематического материала, музыкального языка, композиции и драматургии.

Ключевые слова: В. Поляков, Концерт для виолончели с оркестром, концерт, виолончель, композитор.

CELLO CONCERT V. POLYAKOV: FEATURES OF COMPOSITION STYLE AND

PERFORMANCE ANALYSIS Lisenkova Yu.V.1, Shkadar V.V.2

1Lisenkova Yuliya Vyacheslavovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ORCHESTRAL STRING INSTRUMENTS, PRIDNESTROVIANSTATE INSTITUTE OF ARTS THEM. A.G. RUBINSTEIN; 2Shkabar Victoria Valerievna - music Teacher, MUNICIPAL SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATIONAL INSTITUTION № 44, TIRASPOL, PRIDNESTRO VIAN MOLDA VAN REPUBLIC

Abstract: the article analyzes the Concerto for Cello and Orchestra by Valery Polyakov, created by him in Chisinau in 1960. The work is considered from the point of view of the features of the thematic material, musical language, composition and dramaturgy.

Keywords: V. Polyakov, Cello Concerto, concerto, cello, composer.

Молдавский композитор Валерий Поляков - один из ведущих мастеров национальной симфонической музыки с яркой своеобразной манерой письма. Глубокие философские размышления, строгое раздумье, напряженный драматизм соседствуют в его произведениях с теплой лирикой, острым юмором и гротеском. Композиторское наследие В. Полякова разнообразно. Он работал в самых различных музыкальных жанрах, начиная с песни и романса и заканчивая симфонией и инструментальным концертом.

Концерт для виолончели с оркестром был создан Валерием Поляковым в 1960 году. Впервые композитор обратился к жанру концерта в 1948 году в Риге, там он сочинил Первый концерт для фортепиано (рукопись была утеряна). В дальнейшем В. Поляковым были написаны: Концертино для оркестра с солирующим гобоем (1952 г.), Концерт для скрипки с оркестром (1953 г.), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1955 г.).

Все инструментальные концерты этого периода сочинены по одному классическому принципу трёхчастного цикла. Их объединяет также прямое обращение к музыкальному фольклору либо в виде моделирования мелодии и жанровых особенностей прототипа, либо в виде цитирования народных образцов. «Познакомившись с молдавским фольклором... В. Поляков стал со временем одним из самых авторитетных его знатоков и настолько глубоко проникся интонациями и ритмами народных песен, что их элементы сделались впоследствии неотъемлемой частью его собственного музыкального языка и стиля» [1, с. 52].

В Концерте для виолончели с оркестром отразились общие черты советской музыки того времени. Его образный мир составляют контрасты между жанрово-бытовыми и лирическими эпизодами. В каждом из них виолончель выступает как лирический герой. Партия солирующего инструмента прекрасно сочетает кантилену, широту дыхания мелодий с ярко выраженной инструментальностью, большим диапазоном, хроматизмами и альтерациями мелодической линии.

По форме Концерт для виолончели с оркестром представляет собой трехчастный цикл, в котором первая часть - Moderato, вторая - Lento (выполняет функцию драматической кульминации), финал -Allegro (в торжественном и жизнеутверждающем настроении обобщает и замыкает форму).

В развитии концерта заметна целостность, чему способствует образное и интонационное единство. Образное сходство прослеживается в жанровом варьировании, поскольку во всех частях наблюдается маршеобразный характер: во вступлении к первой части, в разработке начального сонатного allegro, во

второй части - в драматической кульминации произведения, в третьей части - между темами. Речитативные фразы с восходящими октавными ходами на протяжении всего концерта становятся одной из лейтинтонаций произведения. Непрерывность самого концерта заключается в отсутствии остановок между частями, начинающимися attacca.

Первая часть написана в форме сонатного allegro в тональности a-moll, размер % (пример 1). пример 1

В. Поляков Концерт для виол, с орк.

Ve. solo _ 1 ч"глав' паР™я-

Moderato

¡8 jf" f 1g ¡

f f -, |»r r»r Г

¿

£

Главной партии предшествует небольшое оркестровое вступление, построенное на маршеобразном материале фанфарного, героического склада. Затем на первый план выходит солирующая виолончель. Главная партия экспозиции имеет явный национальный колорит (повышенная IV и VI ступени в миноре, характерные мелодические обороты, типичные для молдавских народных мелодий). Она носит певучий, лирический характер. В мелодической линии главной партии фигурирует синкопированный ритм. Во втором проведении тема звучит у группы скрипок.

Второй раздел главной партии (она написана в простой двухчастной форме АВ) выполняет функцию оттеняющего контраста. В нем происходит усиление динамики и достигается кульминация главной партии, за которой следует спад. Четкое и энергичное звучание второго раздела главной партии у солиста создает решительный характер, который невозможно осуществить без ритмической точности исполнителя.

Словно продолжая развитие образа главной партии, появляется партия связующая. Она не только дополняет образ главной, но и за счёт сходных интонаций подготавливает естественное появление побочной партии. Её характерные черты - интонации «вздохов» - создают состояние тревожности и ожидания.

Побочная партия (ц. 8) звучит в более сдержанном темпе (/-шо11), обретает интонации нежной и светлой грусти и задумчивый мечтательный характер. Развертывание побочной партии сначала спокойное и плавное, далее приобретает восторженно-приподнятый оттенок.

Побочная и главная партии носят кантиленный характер. Контраста между партиями композитор добивается за счёт смены темпа и образов, а также с помощью соотношения типичных элементов молдавского лада в главной партии с натуральным ладом в побочной.

Разработка начинается (ц. 12) с диалога солиста и оркестра, который носит декламационный характер (пример 2).

пример 2

Moderato

В. Поляков Концерт для виол, с орк.

1 ч. разраб.

- к. t H- -t—i— - ЛдЬа-- -1

« 4_* Ы>—1 Or ?- M i-^ Md л H ItfjW 1 ' J - > - W_.11

у?1- Li П u r ) 7 ?- - ---

i— — Vf 1 fí H Г *

В ц. 15 меняется ладовость главной темы у солиста (полутоновые ходы сменяются тоновыми), а нисходящие хроматические ходы в оркестре создают характер настороженности. В процессе развития главная партия заметно изменяется, приобретая драматизм.

Разработка построена по принципу непрерывного динамического нарастания, приводящего к развернутой кульминации (ц. 14, т. 9 - ц. 17, т. 9). Затем наступает резкий спад и звучит оркестровое tutti.

Реприза (ц. 20) несколько видоизменена в сравнении с экспозиционным разделом. Она начинается с проведения солистом второго раздела главной партии, который звучит очень решительно и энергично в нюансе fff. Ее продолжает тема вступления концерта. Характер темы поддерживает движение двойных нот шестнадцатыми в партии сольной виолончели.

Главная партия (ц. 21) проходит в оркестре у группы флейт на фоне секвенционного движения по хроматизмам ритмического рисунка шестнадцатыми у солиста. Темы в репризе носят более ярко выраженный характер. Побочная партия усиливается за счет добавления второго голоса и аккордов в теме у солиста.

Вторая часть представляет собой трехчастную форму (А В А1 + каденция). Она звучит в жанре скорбно-героического марша (E-dur), размер % (пример 3). На фоне мерной пульсации аккомпанемента в оркестре звучит тема у солирующей виолончели. Она отличается распевностью и широтой дыхания. Во время исполнения темы у солиста должен сохраняться первоначальный импульс при смене смычка, это добавит мощное концертное звучание главной партии.

С ц. 33 начинается подготовка смены характера в танцевальный жанр. Он достигается с помощью accelerando, которое приводит к оркестровому tutti (ц. 34, Allegretto). Гротескно-танцевальная тема вдруг отодвигает трагические чувства. Безудержное веселье заканчивается постепенным замедлением и возвращением в первоначальную тему второй части.

Вторая часть завершается каденцией виолончели (ц. 40), в которой темы концерта трансформируются и приобретают черты драматизма. Аккордовая музыкальная ткань создаёт патетический и декламационный характер.

Третья часть начинается с монолога виолончели с ускорением в размере 6/8. Она написана в форме свободно трактованного рондо (А В А1 С А2 В2 С1). Тема A сочетает твёрдую и уверенную аккордовую поступь с пластичным вальсообразным мелодическим кружением. Её музыкальную основу составляет волнообразное движение вокруг IV ступени. Ритмическая выразительность определяется сочетанием быстрого темпа, трехдольного метра и мягких внутритактовых синкоп.

В теме B (ц. 45, ц. 58) музыкальная ткань напоминает лирические восточные мотивы. Мелодическая линия строится с использованием пониженных II и VI ступеней в мажоре. Первоначально мелодия темы B звучит у группы струнных инструментов, второе проведение у деревянных духовых, которое завершает виолончель.

Тема C имеет торжественное и празднично-ликующее настроение. Она написана в танцевальном жанре. Партия виолончели носит виртуозный характер. Музыка отмечена богатством ритмики, блеском тембровых и гармонических красок. Для исполнения шестнадцатых в партии солиста необходимо выработать навык незаметной смены струн. Движение должно быть плавным, как бы волнообразным.

Третья часть заканчивается торжественно на fff, что символизирует волевой и жизнеутверждающий характер финала.

В инструментальном концерте Валерий Поляков придерживается традиционной формы концертного стиля, существовавшей в то время и основанной на тематике фольклорного типа. Принципы, лежащие в основе концерта, позволили композитору проявить собственную индивидуальность и оставить свой яркий след в музыкальном искусстве Молдовы.

Список литературы /References

1. Клетинич E. Очерки о советских молдавских композиторах. Кишинев: Литература артистикэ, 1984.

196 с.

2. Столяр З. Композиторы молдавской ССР. Москва: Советский композитор, 1960. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.