Научная статья на тему 'Винтоповоротные проходческие системы'

Винтоповоротные проходческие системы Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
131
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОХОДЧЕСКИЙ КОМБАЙН / ВИНТОВАЯ СПИРАЛЬ / ГОРНЫЙ МАССИВ / DEVELOPMENT MACHINE / HELICAL SPIRAL / ROCK MASSIF

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Кобылянский Дмитрий Михайлович, Горбунов Валерий Федорович, Аксенов Владимир Валерьевич

В статье приводятся конструкции нового класса проходческого оборудования винтоповоротных проходческих систем. Показано их преимущество по сравнению с применяющейся в настоящее время проходческой техникой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Кобылянский Дмитрий Михайлович, Горбунов Валерий Федорович, Аксенов Владимир Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Helicalturning development systems

Constructions of the new class of helicalturning development systems are brought in the article. The advantage is shown as compared to the development machines used presently.

Текст научной работы на тему «Винтоповоротные проходческие системы»

УДК 622.647

Д.М. Кобылянский, В.Ф. Горбунов, В.В. Аксенов ВИНТОПОВОРОТНЫЕ ПРОХОДЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Технология сооружения горной выработки определяется прежде всего горно-геологическими условиями, наборами имеющейся горнопроходческой техники, конструкциями крепи, а также многими другими факторами. В наибольшей степени технологическая схема проходки зависит от положения выработки в пространстве.

В лаборатории проходческих комплексов Института угля и углехимии СО РАН разработана геовинчестерная технология проведения горных выработок, согласно которой проходка горных выработок определена как процесс движения твёрдого тела (горнопроходческого оборудования) в твёрдой среде (вмещающей породе) [1, 2]. В результате предложено использовать приконтурный массив пород как опорный элемент для восприятия силовых нагрузок, возникающих при движении твёрдого тела в геосфере, т. е. при выполнении основных технологических операций по проведению горных выработок: разрушения породы, перемещения проходческой системы и крепления призабойной зоны. Предлагаемая технология значительно отличается от традиционных.

Геовинчестерная технология (ГВТ) - процесс механизированного проведения горных выработок с формированием и использованием системы законтурных винтовых и продольных каналов, в котором операции по разработке забоя, уборке горной массы, креплению выработанного пространства, а также перемещению всей проходческой системы на забой осуществляются в совмещённом режиме.

Новая геовинчестерная технология определила необходимость разработки специального горнопроходческого оборудования.

Головпаясекция

Концевая секция

Рис.1. Функциональная схема геохода вЭЛАНГ: Мдс - момент движущих сил: Мт -момент тре-нииия; МИО-момент сопротивления ИО; /т-сила продольной тяги

На рис.1 приведена функциональная схема геохода ЭЛАНГ. В основе концептуальной схемы заложен принцип ввинчивания ограждающей оболочки (временной проходческой крепи) в массив. У геоходов окружающий массив выполняет роль гайки, а сама оболочка - винта. На внешней по-

верхности головной секции закрепляется винтовая спираль, а концевая секция оснащается радиально выступающими продольными элементами. Головная (винтовая) и концевая (опорная) секции кинематически сочленяются в единое целое с возможностью относительного поворота посредством механизма вращения, размещённого внутри агрегата.

При приложении к винтовой оболочке момента движущих сил Мдс, создаваемого механизмом вращения, она совершает винтовое движение, а опорная секция удерживает её от реактивного поворота продольными элементами (стрингерами).

Головная секция агрегата перемещается поступательно и совершает поворот вокруг своей продольной оси в результате взаимодействия винтовой лопасти с породами винтового канала за контуром выработки. Жёстко соединённый с винтовой секцией исполнительный орган разрабатывает забой, а поступившая внутрь секции порода захватывается загрузочными лопастями и подаётся на транспортирующее устройство.

Геоход ЭЛАНГ относится к группе механизированных щитовых проходческих систем, однако, в силу своих конструктивных особенностей и характера функционирования представляет собой самостоятельный класс подземных проходческих машин. Оригинальный для щитовых проходческих систем принцип действия и функциональнокомпоновочная схема (концептуальная модель) позволили разработать на их основе целое семейство винтоповоротных агрегатов.

Трёхсекционная схема агрегата с кинематической взаимоувязкой и взаимоповоротом секций домкратами, позволяющими изменять направление движения по трассе выработки, показана на рис.2,а. Эта конструктивная схема, выполненная в реальной машине, прошла полный цикл испытаний [3].

Техническое решение, устраняющее вращение концевой секции с находящимся в ней пультом управления, показано на рис.2,б. Геоход представляет собой двухсекционную конструкцию, в которой головная секция вращается относительно хвостовой секции, причём последняя перемещается лишь поступательно. Двухсекционная конструкция заметно короче трёхсекционной, а значит повышается манёвренность всего агрегата при движении по трассе.

На базе двухсекционного геохода разработана схема, приведённая на рис. 2,в, с управляемыми копир-ножами. Схема даёт возможность целенаправленного управления по трассе проводимой выработки. Копир-ножи крепятся к оболочке головной секции с возможностью радиального сме-

по заявке №4033831Й1-03

по заявке №4307241722^03

Рис. 2. Схемы геоходов типа ЭЛАНГ

щения за поверхностью секции. Поэтому, вращаясь вместе с головной секцией, они вырезают некоторую полость, размеры и местоположение которой можно регулировать с пульта управления. В эти полости затем смещается и весь проходческий агрегат, осуществляя требуемый манёвр или проектное изменение трассы выработки. На основе схемы, показанной на рис.2,в, разработан рабочий проект геохода ЭЛАНГ-4 с раздельным перемещением секций (условный диаметр щита составляет 4м).

Конструкция геохода ЭЛАНГ-4 с ножевым исполнительным органом (рис. 3) представляет собой цилиндрическую оболочку, состоящую из винтовой 1 и хвостовой 2 секций. Исполнительный орган 3 посредством фланца 4 крепится к винтовой секции 1. Исполнительный орган 3 имеет коническую форму и шесть радиальных брусьев с закреплёнными на них секциями режущих ножей 5. На винтовой секции 1 по её внешней поверхности выполнена винтовая лопасть 6 в форме геликоида. Внутри секции размещается роторный погрузчик 7 с цевочной кольцевой рейкой 8, приводной звёздочкой 9 и высокомоментным гидродвигателем 10.

По периметру кольца 12 механизма вращения

11 установлены четыре блока спаренных гидроцилиндров 13. Каждый блок прижимается к анкер-

ному сдвоенному кольцу 14. С этими кольцами входят в зацепление на прямом ходе специальные цапфы 15. В пространстве между кольцом

12 и внутренней поверхностью винтовой секции монтируются гидроцилиндры малого рабочего хода 16. Один их торец закрепляется к фланцу 17 кольца 12, а другой - к фланцу 18 винтовой секции 1.

На внешней поверхности хвостовой секции расположены шесть продольных опорных элементов 19, имеющих треугольное поперечное сечение. Внутри этой секции размещается пульт управления 20.

Внутри исполнительного органа 3 на вершине конуса ограждающей диафрагмы 21 вварена гильза 22. От неё в трёх направлениях под углом 1200 отходят талрепы 23, которые шарнирно связаны с корпусом копир-ножа 24. В свою очередь, корпус на своей винтовой лопасти 25 с резцом 26 и шарниром 27 соединяется с внешней оболочкой исполнительного органа 3. Торец гильзы 22 оснащается породоразрушающим инструментом 28.

Работа геохода происходит следующим образом. При выдвижении штоков гидродомкратов 13 приходит во вращение винтовая секция 1. В результате ножи 5 при своём круговом движении срезают стружку (разрабатывают забой). По завершении цикла подвижки включается обратный

Рис. 3 Конструктивная схема двухсекционного геохода ЭЛАНГ-4 с раздельным перемещением секций

ход гидроцилиндров 13. Одновременно с этим включаются в работу гидроцилиндры надвига 16.

Хвостовая секция 2, преодолевая сопротивление трения оболочки и внедрения стрингеров 19, перемещается вслед за винтовой секцией 1. Порода, отделённая ИО, роторным погрузчиком 7 подаётся в транспортирующее устройство, разработка которого представляет самостоятельное исследование [4]. Для выполнения манёвра геохода, возможного при образовании полости за контуром выработки в нужном направлении, копир-ножи 23 поочерёдно выдвигаются в радиальном направлении на необходимую величину.

Для работы в широком диапазоне горногеологических условий в винтоповоротном проходческом агрегате предусмотрена установка сменных породоразрушающих модулей. Являясь разборным, модуль может быть заменён на другой в процессе работы агрегата при проведении выработки. Если геоход с ножевым исполнительным органом предназначен для проходки выработок по породам крепостью М по шкале М. М. Протодъ-яконова, то вариант геохода ЭЛАНГ-4 с барабанным исполнительным органом - по породам средней крепости (1<!<4).

Барабанный ИО (рис.4,а) состоит из двух барабанов, смонтированных на винтовой секции.

Каждый барабан имеет свой привод. Оси барабанов разнесены относительно поперечной оси винтовой секции на некоторое расстояние и наклонены к продольной оси агрегата под определённым углом. Разрушение забоя происходит уступами по всему сечению (рис.4,б). Ширина уступов зависит от шага винтовой лопасти Ь и количества барабанов Пб. Усилие подачи осуществляется при повороте винтовой секции домкратами вращения.

Предложенные конструкции геоходов не имеют аналогов в области горного машиностроения и признаны как новый класс горнопроходческих машин. Геоходы имеют следующие отличи-

тельные особенности:

- интеграция основных рабочих органов на щитовой механизированной проходческой крепи с внешним винтовым движителем;

- наличие новых конструктивных элементов и механизмов;

- ввинчивание в массив с образованием полости;

- безразгрузочная подача на забой;

- образование винтовых и продольных каналов в массиве пород за контуром проводимой выработки.

Рис.4. Схема барабанного исполнительного органа

Включение приконтурного массива в технологический процесс проведения выработок, а также применение нового типа горно-проходческих машин (ЭЛАНГ) в сочетании с материалосберегаю-

щими типами постоянной крепи позволяют в данной технологии [2]:

- полностью механизировать и совместить во времени выполнение всех основных операций проходческого цикла;

- снизить в 4^5 раз металлоёмкость применяемого горно-проходческого оборудования и на 20^30% - материалоёмкость постоянной крепи при сохранении её прочности и устойчивости;

- уменьшить в 5 раз по сравнению с проходческими щитами традиционного исполнения необходимое усилие перемещения;

- увеличить в среднем на 5^10% полезную площадь проводимой выработки после её обустройства;

Применение предлагаемой технологии создаёт благоприятные предпосылки для разработки и освоения принципиально новых типов проходческих крепей, причём, малоэлементность и однотипность крепей значительно увеличивают воз-

можность создания и применения средств механизации процесса крепления.

Следует ожидать снижения стоимости проведения выработок по ГВТ на 40^50% по сравнению с традиционными технологиями.

В месте с тем следует отметить значительное трение оболочек геохода с окружающими породами, снижающее КПД проходческих систем. Снизить коэффициент трения оболочек с массивом можно, реализовав вибрационное перемещение секций [5].

Таким образом, впервые разработаны конструктивные схемы, технические и компоновочные решения винтоповоротных проходческих агрегатов, отвечающие требованиям геовинчестерной технологии проведения горных выработок. В частности, получена патентная грамота США на проходческий щитовой агрегат [15], аналогом которого является геоход ЭЛАНГ-4.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Эллер, А. Ф. Винтоповоротные проходческие агрегаты/А. Ф. Эллер, В. Ф. Горбунов, В. В. Аксёнов. - Новосибирск: ВО Наука. Сибирская издательская фирма, 1992. - 192 с.

2. Аксёнов, В. В. Геовинчестерная технология проведения горных выработок/В. В. Аксёнов. - Кемерово: Институт угля и углехимии СО РАН. 2004, -264 с.

3. Горбунов, В. Ф. Разработка и испытание вращающегося проходческого агрегата/В. Ф. Горбунов, А. Ф. Эллер, В. В. Аксёнов//Шахтное строительство. - 1985. - №6. - С. 37-42.

4. Кобылянский, Д. М. Обоснование конструктивных и режимных параметров винтового перегружателя геохода: дис. ... канд. техн. наук: 05.05.06: защищена 29.05.08. - Кемерово, 2008. - 185 с.

5. А. с. № 1668678, МКИ5 Е 21 Д 11/00. Проходческий щитовой агрегат/ А. Ф. Эллер, В. В Аксёнов, Н. Б. Пушкина, Л. А. Сарцев, П. Я. Крауиньш (РФ). - №4981110/08; заявл. 24.10.89; опубл. 17.12.91, Бюл. №29, - 3 с.: ил.

6. Пат. 5072992 США, МКИ7 Е 21 Д 9/06. Проходческий щитовой агрегат/Горбунов В. Ф., Эллер А.

Ф., Ткаченко А. Я., Аксёнов В. В., Нагорный В. Д.; заявитель и патентообладатель ИУУ СО РАН. -№62237462/10; заявл. 14.06.93; опубл. 17.12.91, Бюл. №14, - 3 с.: ил.

□ Авторы статьи:

Кобылянский Дмитрий Михайлович

- канд. техн. наук, ст. преп. каф. стационарных и транспортных машин КузГТУ Тел. 384-2-36-50-93

Горбунов Валерий Федорович.

- докт. техн. наук, проф. каф. стационарных и транспортных машин КузГТУ. Тел. 384-2- 36-42-54

Аксенов Владимир Валерьевич

- докт. техн. наук, в.н.с.Института угля и углехимии СО РАН. Тел. 384-2-31-87-08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.