Научная статья на тему 'Элементы противовращения как функциональное устройство геоходов'

Элементы противовращения как функциональное устройство геоходов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Аксенов Владимир Валерьевич, Резанова Елена Викторовна

Обоснована актуальность исследований, направленных на создание одного из важнейших функциональных устройств, определяющих работоспособность геоходов, элементов противовращения. Определена цель и сформулированы задачи предстоящих исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элементы противовращения как функциональное устройство геоходов»

УДК 622.285

В.В. Аксенов, Е.В. Резанова ЭЛЕМЕНТЫ ПРОТИВОВРАЩЕНИЯ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ГЕОХОДОВ

Проведение подземных выработок горнодобывающих предприятий представляет собой трудоемкий и дорогостоящий процесс. При образовании полости в подземном пространстве с использованием горнопроходческого оборудования необходимо решать задачи безопасности проведения горных работ, повышения скорости проходки и производительности труда, снижения себестоимости.

Некоторые проблемы проходки горных выработок могут быть решены с помощью нового подхода к освоению подземного пространства - геовинчестерной технологии (ГВТ) [1, 2]. При-контурный массив выработки здесь используется как опорный элемент, воспринимающий реактивные усилия от работы базового элемента ГВТ - геохода.

Геоход - это аппарат, движущийся в подземном пространстве с использованием геосреды. Принципиальной отличительной особенностью геохода является его вращение вокруг продольной оси и одновременное поступательное перемещение на забой выработки [2].

Вращение головной секции геохода обеспечивается за счет расположенных по хордам гидроцилиндров поворота, цапфы штоков которых закреплены на головной секции, а цапфы корпусов крепятся к хвостовой. При выдвижении штоков, за счет геометрической особенности расположения гидроцилиндров, создается мощный вращательный момент. При этом, являясь внутренним движителем, гидроцилиндры поворота не только начинают вращать головную секцию, но и передают такой же по величине момент, порядка 3500 - 3600 кН-м, на

хвостовую секцию геохода. Для нормальной работы геохода необходимо удерживать хвостовую секцию от проворота. В противном случае будет вращаться хвостовая, а не головная секция геохода.

Задача удержания хвостовой секции от проворота обусловила необходимость введения элементов противовраще-ния, которые должны воспринимать реактивный момент и перераспределять его на массив [1,2].

Элементы противовраще-

ния, являясь одним из важней-

мента противовращения 8. Выполненные в виде секторов, закрепленные на кольцевых секциях с помощью шарниров 9 и гидродомкратов 10, конструктивно изогнутые под значительным углом, элементы про-тивовращения предотвращали проворачивание хвостовой части геохода и создавали наибольшее удерживающее усилие на секциях В, Г.

Во время работы геохода ЭЛАНГ-3, элементы противовращения 8, разворачиваясь на шарнирах 9, выходили за контур выработки и врезались в

Рис.1. Принципиальная конструктивная схема геохода ЭЛАНГ-3

ших функциональных устройств геохода, впервые были применены в первых экспериментальных образцах геоходов ЭЛАНГ-3 и ЭЛАНГ-4 (аббревиатура авторского коллектива

- Эллер А.Ф., Аксенов В.В., Нагорный В. Д., Горбунов В.Ф.) [1].

Геоход ЭЛАНГ-3 представлял собой цилиндрическую конструкцию, собранную из трех кольцевых секций: головной Б, промежуточной В и хвостовой Г (рис.1). На промежуточной В и хвостовой Г секциях были смонтированы по три эле-

окружающий массив горных пород, фиксируя кольцевые секции В, Г, то есть воспринимали реактивный момент, предотвращая проворот хвостовой части геохода. Работа элементов противовращения 8, установленных на секциях В и Г, происходила циклично [2, 3].

Усовершенствование функционально-конструктивных элементов геоходов вылилось в разработку винтоповоротного проходческого агрегата

ЭЛАНГ-4.

Принципиальным отличием двухсекционного геохода

ЭЛАНГ-4 от трехсекционного

Геотехнология

23

ЭЛАНГ-3 являлась возможность совмещенного во времени перемещения секций (рис. 2).

Конструкция геохода

ЭЛАНГ-4 представляла собой цилиндрическую двухсекционную оболочку. Режущая секция 1 посредством фланца крепилась к головной секции 2, на наружной поверхности которой была выполнена винтовая лопасть 4, являющаяся внешним движителем. Головная секция 2 сопрягалась с хвостовой секцией 9 посредством механизма вращения 10.

На внешней поверхности хвостовой секции 9 было смонтировано шесть элементов про-тивовращения 17, выполненных в виде пластин, плоскости которых были параллельны образующим цилиндрической оболочки секции 9. Элементы про-тивовращения, взаимодействуя с массивом, предотвращали

проворачивание хвостовой секции. Поэтому головная секция

2, имеющая винтовую лопасть 4, начинала вращаться и перемещаться на забой. При включении в работу гидроцилиндров 13, головная секция 2 увлекала за собой в осевом направлении хвостовую секцию 9 [2, 3].

Анализ шахтных испытаний показал, что работа элементов противовращения геохода ЭЛАНГ-3 вызвала наибольшие нарекания. Ввиду недостаточной площади контакта элементов противовращения с окружающим массивом горных пород наблюдался проворот хвостовой секции геохода.

В конструкции геохода ЭЛАНГ-4 заложено противоречие. Исполнительный орган, выполненный в виде барабана с резцами, предназначался для разрушения пород (геосреды) /=4^6 (по шкале проф. М.М Протодьяконова), а элементы противовращения (стрингеры) оснащались ножами, которые могли разрушать породу до f=1. Предусмотренные конструкцией окна, предназначенные для

возможно активного разрушения пород большей крепости, проблемы не решали. То есть элементы противовращения остались самым слабым звеном геохода.

Поэтому работа, направленная на обоснование конструктивных и силовых параметров элементов противовращения геоходов является актуальной.

Использование в качестве силового звена приконтурного массива горных пород, наличие дополнительной технологической операции - формирование системы продольных каналов за контуром выработки и необходимость маневрирования геохода по трассе выработки требуют рассматривать элементы проти-вовращения как самостоятельное функциональное устройство.

На сегодняшний день выявлено следующее.

1. Отсутствуют:

- обоснованные конструктивные решения;

- методики расчета конст-

руктивных и силовых параметров элементов противовраще-ния, адаптивные к работе в различных горно-геологических

условиях.

2. Не исследованы:

- возможность работы элементов противовращения в непрерывном режиме;

- возможность минимиза-

ции массово-габаритных характеристик по условию прочности, варианты расположения элементов противовращения на корпусе геохода.

3. Не проработаны вопросы:

- прочности элементов крепления элементов противовра-щения к хвостовой секции геохода;

- уборки и транспортирования отделенной горной массы;

- замены и ремонта элементов противовращения;

- управления движением геохода по трассе выработки и возможность реверсирования с помощью элементов противо-вращения.

Для достижения поставленной цели - обоснования конструктивных и силовых параметров элементов противовраще-ния геоходов, необходимо решить следующие задачи:

- сформировать требования к элементам противовращения геоходов;

- наработать варианты конструктивных решений элементов противовращения;

- разработать методики расчета конструктивных, силовых и прочностных параметров элементов противовращения с учетом различных горногеологических условий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Винтоповоротные проходческие агрегаты / А.Ф. Эллер, В.Ф. Горбунов, В.В. Аксенов. - Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. - 192 с.

2. Аксенов В.В. Геовинчестерная технология проведения горных выработок. - Кемерово: Институт угля и углехимии СО РАН, 2004. - 264 с., ил.

3. Проектирование и расчет проходческих комплексов/Горбунов В. Ф., Аксенов В. В., Эллер А. Ф. и др.- Новосибирск: Наука, 1987.

□ Авторы статьи:

Аксенов Резанова

Владимир Валерьевич Елена Викторовна

- докт. техн. наук, ведущий научный - ст. преп. каф. прикладной

сотрудник ИУУ СО РАН механики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.