УДК 338.4:663.25(470.62) ББК 65.325.154(2Рос-4Кра) Т 52
О.И. Толмачева
Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 399 93 56, e-mail: tolia.61@mail.ru.
С.А. Филатова
Аспирант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (928) 66 44 577, e-mail: irmasusha2009@yandex.ru.
Виноградарство и виноделие Кубани: состояние и перспективы развития
(Рецензирована)
Аннотация. В статье проведен обзор развития виноградарства и виноделия Краснодарского края за последнее десятилетие. Выявлены позитивные тенденции и проблемы, сдерживающие развитие. Предложено объединение государственных мер и усилий предприятий с целью получения конкурентных преимуществ путем создания территориально-производственных кластеров для преодоления существующих проблем.
Ключевые слова: кластер, виноградарство, виноделие, проблемы развития отрасли.
O.I. Tolmachyovа
Candidate of Economics, Associate Professor of Accounting, Analysis and Audit Department, the Kuban State University of Technology, Krasnodar. Ph.: (918) 399 93 56, email: tolia.61@mail.ru.
S.A. Filatova
Post-graduate student of Accounting, Analysis and Audit Department, the Kuban State University of Technology, Krasnodar. Ph.: (928) 66 44 577, e-mail:
irmasusha2009@yandex.ru.
Viticulture and wine-making in the Kuban region: condition and development prospects
Abstract. The paper provides a review of development of viticulture and wine-making in the Krasnodar territory for the last decade. Positive tendencies and the problems constraining the development are identified. The authors suggest that it is necessary to consolidate the state measures and enterprise efforts to obtain the competitive advantages by creation of territorial and production clusters to overcome the existing problems.
Keywords: cluster, viticulture, wine growing, winemaking, problems of development of
sector.
Отрасли виноградарства и виноделия Кубани по праву занимают лидирующее положение в Российской Федерации, и их развитие относится к приоритетным направлениям экономики Краснодарского края.
В настоящее время на территории Краснодарского края выращиванием винограда занимаются более 40 специализированных предприятий, а производством винодельческой продукции - 44, из них по полному циклу (от переработки винограда до розлива готовой продукции) работают 26 [1].
Виноградарство и виноделие тесно связаны между собой и динамичное развитие
виноделия сейчас невозможно без совершенствования виноградарства. По состоянию на январь 2011 г. общая площадь виноградников в России составляет около 60 тыс. га, причем на долю Краснодарского края приходится около 40% насаждений и 50 % урожая винограда всей страны. Сравнение размеров площадей виноградников России и других ведущих виноградарских стран мира, представленных на рисунке 1, дает неутешительную картину.
1 400
1 200
1 000
800
600
400
200
Г
* * ^ ^
Рисунок 1. Площади виноградников в странах мира в 2010 году
Площади виноградников Испании, Франции, Италии в десятки раз превышают насаждения России, которые с 1984 г. сократились практически в три раза. Обнадеживает то, что в последние годы значительно активизировалась работа предприятий по закладке молодых виноградников, оснащению предприятий современной техникой, агротехнологиями. За период с 2002 года в крае посажено виноградников на площади 20,5 тыс. га, средняя урожайность увеличилась почти в 2 раза (с 47,2 ц/га до 88,7 ц/га) [1].
Отмеченные результаты были достигнуты за счет проведения интенсивной реновации посадок, предусматривающей исследования физико-химического состава почв, научнообоснованный подбор сортового состава посадочного материала. Кроме этого, существенное влияние на развитие отрасли оказало приобретение хозяйствами современной техники для агротехнических мероприятий и использование новых эффективных технологий, изменивших подход к уходным работам.
Источником финансирования подобных преобразований в основном послужили средства, полученные виноградарскими предприятиями в рамках государственной поддержки по таким направлениям, как закладка виноградников, установка шпалеры, уходные работы и развитие инфраструктуры питомниководства. На развитие виноградарства за период с 2002 г. было направлено 607 млн. рублей из федерального бюджета и 373,6 млн. рублей из краевого. На региональном уровне поддержка осуществлялась в соответствии с краевой целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 20082012 годы [2].
Существенные изменения в последнее десятилетие коснулись и виноделия.
В этот период в оснащении винодельческих предприятий произошла настоящая техническая революция. Серьезные инвестиции на ряде предприятий края обеспечили
замену всего оборудования на высокотехнологичное, начиная от переработки винограда и заканчивая розливом вина. За последние десять лет объем выпуска вина в крае (рис.2) увеличился в 6 раз, с 3,8 млн. дал до 23 млн. дал, что свидетельствует о том, что винодельческая промышленность вошла в число наиболее динамично развивающихся отраслей в Краснодарском крае.
3,8 3,8
23
21,6
20,5
18,9
14,4
7,3
8,4
6,3
5,1
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Год
Рисунок 2. Объём производства виноградного вина в Краснодарском крае в 2000-2010 г.г.
5
0
Инвестиции, направленные на развитие отрасли, обеспечили и стабильное качество продукции. На крупнейшем Международном конкурсе вин и спиртных напитков в Лондоне в 2009 и 2010 годах вина кубанских производителей были удостоены серебряных и бронзовых медалей. Впервые в истории России производители российских вин были высоко оценены экспертами мирового уровня, такими, как Дженсис Робинсон, Элеонора Скоулз, Роберт Джозеф, посетившими винодельческие хозяйства ЗАО АФ «Мысхако», ООО АПФ «Фанагория», ООО «Саук-Дере», ЗАО АФ «Абрау-Дюрсо» [3].
Причины роста объемов производства и повышения качества вин кроются в модернизации существовавших ранее производств, а также строительстве новых.
Первыми полную модернизацию производственных мощностей осуществили ОАО «Южная», ЗАО «Мысхако», ООО «Южная винная компания», ОАО АПФ «Фанагория». Позже аналогичный путь проделали ООО «Мирный», ООО «Кубань-Вино», ООО «Кубанские вина», ООО «АПК Мильстрим - Черноморские вина» и ООО «Долина». За прошедшее десятилетие построены и начали работать такие предприятия, как ООО «Шато ле Гран Восток», ООО «Союз-Вино», ООО «Лефкадия» и ООО «Русский Азов». Строящиеся винодельни набором оборудования и технологиями поражают даже известных винных экспертов. Так, на ООО «Лефкадия» реализована уникальная технология с использованием ультрасовременного оборудования с компьютерным управлением, позволяющим задавать оптимальные условия для сбраживания и созревания вина.
Значительную роль в открытии возможностей для модернизации и технического переоснащения виноделия оказала поддержка краевой целевой программой [2]. Краснодарский край - единственный регион России, где из краевого бюджета выделяются средства для субсидирования предприятиям винодельческой отрасли 100% ставки рефинансирования Центробанка по кредитам на закупку технологического оборудования для
переработки винограда и производства винодельческой продукции. В 2008 году субсидии составили 50 млн. рублей, в 2009 году - 55 млн. рублей. В результате этого инвестиции в производство в 2008 году выросли в 1,5 раза и составили 1,2 млрд. рублей. В 2009 и в 2010 годах предприятия отрасли вложили в развитие около 2 млрд. рублей [1].
Несмотря на позитивные изменения, произошедшие в виноградарстве и виноделии Краснодарского края, за последние десять лет, существует ряд проблем, которые тормозят развитие отрасли.
Во-первых, виноградарские хозяйства края пока неспособны обеспечить сырьем винодельческие предприятия в полном объеме. Собственное сырье для виноделия в Краснодарском крае покрывает только около 40% спроса [1].
Одной из причин сложившейся ситуации является снижение площадей виноградников более быстрыми темпами, чем освоение виноградопригодных земель. Это связано с низкой рентабельностью, а в отдельных случаях и убыточностью деятельности ряда виноградарских хозяйств. На данную ситуацию с одной стороны влияет ввоз дешевых импортных виноматериалов, а с другой - высокая себестоимость выращивания винограда.
Еще одну причину недостаточно быстрого освоения виноградопригодных земель назвал председатель Союза виноградарей и виноделов России Б. Титов: «Виноградарство -очень тяжелая для инвесторов отрасль. Плодоносить виноградники начинают на третий год, но реальный выход на мощность - это четвертый год. То есть на четыре года средства инвестора замораживаются» [4].
Во-вторых, серьезной проблемой виноделия является недостаточный уровень конкурентоспособности по отношению к зарубежным производителям. В настоящее время виноматериалов и вина импортируется более 80 млн. дал в год, что составляет в масштабах страны 80% потребления. Отечественное производство вина уступает по такому параметру, как соотношение цена-качество. Вместе с тем в направлении снижения цены на выпускаемое вино предприятия сталкиваются с невозможностью снижения отдельных непроизводительных затрат и особенностями производственного процесса. К первым можно отнести дорогостоящую систему ЕГАИС. Предприятия несут затраты, связанные не только с приобретением оборудования (счетчики и компьютерное оснащение), но и с обновлением программного обеспечения, а также с необходимостью поддержания высокоскоростного интернета для передачи данных. В ряду особенностей, делающих производство более затратным, можно назвать замедляющий оборачиваемость длительный цикл производства, высокий уровень брака, необходимость осуществлять переналадки оборудования для розлива в тару различных размеров.
В-третьих, наличие барьеров для вхождения в отрасль малых предприятий. К числу таковых можно отнести законодательные ограничения по размеру уставного капитала для получения лицензии на деятельность, связанную с виноделием (10 млн. руб.), а также законы и нормативы, создающие существенные затруднения для деятельности предприятий отрасли и экономически непреодолимые условия для развития малого бизнеса [5].
В-четвертых, - непризнание виноделия из собственного винограда сельскохозяйственной деятельностью, ведущее к затруднениям в получении государственной поддержки. Российская Федерация является одной из немногих европейских стран, в которых производство вина из собственного винограда не считается сельскохозяйственным производством. Вследствие этого на предприятия, выращивающие и перерабатывающие виноград, не распространяется весь комплекс государственных мер, поддерживающих сельское хозяйство. В целях получения субсидий и льгот они вынуждены создавать новые предприятия с тем, чтобы выделить сельскохозяйственную деятельность в отдельные структуры. В последние годы были разукрупнены такие агропромышленные фирмы, как ОАО АПФ «Фанагория». ЗАО «Абрау-Дюрсо», ОАО «Южная». Данная вынужденная мера не могла не сказаться на увеличении управленческих расходов.
В-пятых, - сокращение субсидирования виноградарства и виноделия. Объем государственной поддержки виноградарей в 2010 году сократился на 154 млн. руб.
Приостановлено в 2010 году и предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам на приобретение оборудования и реконструкцию винодельческих предприятий.
В-шестых, - подведомственность виноградарства и виноделия различным органам исполнительной власти. Реформирование исполнительной власти разрушило единение виноградарства и виноделия. Виноделие теперь курирует Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), а виноградарство осталось в ведении Минсельхоза. Такое разделение усложняет дальнейшее развитие как виноградарства, так и виноделия.
Одним из направлений преодоления вышеназванных проблем является решение вопросов, касающихся государственной политики в области правового регулирования винодельческого виноградарства, производства и оборота винодельческой продукции, налогообложения, лицензирования и субсидирования.
Второе направление решения проблем отраслей может быть реализовано посредством объединения государственных мер и усилий предприятий с целью получения определенных конкурентных преимуществ. О том, каким образом могут быть получены такие преимущества, говорится в программе социально-экономического развития Краснодарского края до 2012 г. Программа предусматривает обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста края на основе реализации государственной структурноинституциональной политики, направленной на формирование глобальных конкурентных преимуществ экономики края. А формирование таких конкурентных преимуществ должно осуществляться на основе создания территориально-производственных кластеров. В частности, в АПК стратегической задачей должно стать обеспечение ведущей роли края в формировании крупного агропромышленного кластера на Юге России в составе Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей как ядра единого сельскохозяйственного региона, имеющего общую транспортную и торговую инфраструктуру [6].
Идея кластеризации находит отражение и в «Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года». Данный документ содержит положение о том, что одним из ведущих направлений организации в стране системы господдержки инноваций, которая позволит закрепить позиции на мировых рынках, является стимулирование развития территориально-производственных кластеров [7].
Согласно исследованиям основоположника кластерного подхода М. Портера, «фирмы отраслей, имеющих неоспоримые конкурентные преимущества внутри страны (или в международных масштабах), обычно не бессистемно разбросаны по территории страны, а имеют свойство концентрироваться в одном и том же регионе страны». Конкурентоспособные фирмы распространяют свое влияние на субъекты рынка, с которыми они находятся во взаимодействии: поставщиков, потребителей и конкурентов. Итогом такого взаимодействия является формирование кластера, то есть сообщества тесно связанных фирм, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. По мнению Майкла Портера, «в современной экономике, особенно в условиях глобализации, традиционное деление экономики на сектора или отрасли утрачивает свою операциональность. На первое место выходят кластеры - системы взаимосвязей фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей» [8].
Мировой опыт развитых стран убедительно доказывает как эффективность, так и неизбежную закономерность возникновения разного вида кластеров. В последние пятнадцать лет формирование кластеров стало важной частью государственной политики в области регионального развития во многих странах мира. На основании опыта зарубежных стран можно сделать вывод о том, что кластерная организация бизнеса является эффективной, а ее возникновение неизбежным.
Что касается механизмов создания и развития кластеров, мировой опыт демонстрирует отсутствие единообразных принципов действий в данном направлении. Поэтому следует
разработать кластерную политику, отражающую порядок их формирования и механизм реализации государственной поддержки, адаптированные для российских условий.
Оценивая перспективы создания винодельческого кластера на Юге России, следует отметить, что в Краснодарском крае существуют все необходимые для этого условия. Причем именно предпринимательские структуры края должны составить ядро такого кластера. Виноградарство и виноделие Краснодарского края объединяют многообразные по форме собственности, организационно-правовому статусу, отраслевой и географической принадлежности организации в целостную систему производства конечного продукта -виноградного вина. В систему включаются все стадии цепочки создания стоимости - от добычи сырья, разработки нововведений и подготовки соответствующих кадров до производства и реализации конечной продукции, обслуживания её потребителей. В случае образования винодельческого кластера его участники сохранят свою юридическую и хозяйственную самостоятельность, что не потребует создания иерархических органов управления и не приведет к росту административных и организационных издержек. Руководство кластером может осуществлять совет представителей производственных, исследовательских, торговых, финансовых, транспортных и других инфраструктурных организаций с участием потребителей, региональных властей и общественности.
Формирование такого кластера в Краснодарском крае будет способствовать созданию предприятий малого и среднего бизнеса вокруг крупных организаций, появлению новых рабочих мест, наращиванию отраслевого инновационного потенциала, формированию сетевого устройства экономического пространства, упрочению его целостности, а также обеспечит суммарные конкурентные преимущества предприятиям, вошедшим в кластер.
Примечания:
1. Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края. URL: http://www.krasnodar.ru/content/507/show/4024/, свободный. - Загл. с экрана.
2. Об утверждении краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2008-2012 г.: Закон Краснодарского края от 29.12.07 № 1354-К3 // СПС «КонсультантПлюс». М., 2011.
3. Берзин В.А. Виноделие и право. М., 2009. 392 с.
4. Евпланов А. Лозе жара не помеха // Российская Бизнес-газета. 2010. № 764 (31).
5. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: ФЗ РФ от 22.11.95 №171-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». М., 2011.
6. О программе социально-экономического развития Краснодарского края до 2012 г.: Закон Краснодарского края от 3.02.09 № 1692-КЗ // СПС «КонсультантПлюс». М., 2011.
7. О Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.: распоряжение правительства РФ от 17.11.08 № 1662-р // СПС «КонсультантПлюс». М., 2011.
8. Портер М. Международная конкуренция. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.
References:
1. A portal of executive powers of the government of Krasnodar territory. URL: http://www.krasnodar.ru/content/507/show/4024/, free. - Title from the screen.
2. About the statement of the regional target program “Development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and the foodstuffs in Krasnodar territory” for 2008-2012: the Law of Krasnodar territory of 29.12.07 No. 1354-KZ// SPS“ConsultantPlus”. М., 2011.
3. Berzin V.A. Winemaking and the law. М., 2009. 392 p.
4. Evplanov A. Heat is not a hindrance to a rod // The Russian Business Newspaper. 2010. No. 764 (31).
5. On state regulation of manufacture and a turn of ethyl spirit, alcoholic and alcohol-containing production: Federal Law of the Russian Federation of 22.11.95 No.171-FZ // SPS “ConsultantPlus”. M., 2011.
6. On the program of social and economic development of Krasnodar territory till 2012: the Law of Krasnodar territory of 3.02.09 No. 1692-KZ // SPS “ConsultantPlus”. M., 2011.
7. On the Concept of strategy of long-term social and economic development of the Russian Federation till 2020: the order of the government of the Russian Federation of 17.11.08 No. 1662-r // SPS “ConsultantPlus”. M., 2011.
8. Porter M. The international competition. M.: International Relations, 1993. 896 p.