Научная статья на тему 'ВИНОДЕЛИЕ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КРЫМСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ВИНОДЕЛИЕ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КРЫМСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Ключевые слова
виноделие / культурная идентичность / местность / терруар / крымская идентичность / winemaking / cultural identify / locality / terroir / Crimean identify

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пугачёва Виктория Олеговна

В данной работе мы обратились к изучению специфики виноделия как важного фактора в конструировании крымской идентичности. Используя опыт обращения различных отраслей к винодельческим предприятиям, мы отмечаем, что существует определенные аспекты, в контексте которых жители неразрывно ассоциируют свою идентичность с виноделием опираясь на культуру, историю региона и на важные ценности при производстве вина. Также мы активно отмечаем в нашей статье, что сходные маркеры в формировании культурной идентичности винодельческих регионов могут стать важными элементами при выявлении характеристик крымской идентичности в рамках истории и культуры развития виноделия Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this paper, we turned to the study of the specifics of winemaking as an important factor in the construction of the Crimean identity. Using the experience of applying various industries to wineries, we note that there are certain aspects in the context of which residents inextricably associate their identity with winemaking based on the culture, history of the region and important values in the production of wine. We also actively note in our article that similar markers in the formation of the cultural identity of wine-growing regions can become important elements in identifying the characteristics of the Crimean identify within the history and culture of the development of winemaking in the Crimea.

Текст научной работы на тему «ВИНОДЕЛИЕ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КРЫМСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

рассмотрим основные виды и способы рекламного продвижения предприятий туристической индустрии.

Список литературы:

1. Алдарова, И.К. Социальные сети как инструмент современного маркетинга / И.К. Алдарова // Бизнесобразование в экономике знаний. - 2017. - №2. - С. 7.

2. Анакшина, Н.А. Режиссура Телевизионной рекламы [Текст] / Н.А. Анакшина. -Москва: Юнити-Дана, 2008. - 208 с.

3. Артюхова, Т.З. Маркетинг. Часть II: учебное пособие / Т.З. Артюхова. - Томский политехнический университет. - 3-е изд., перераб. и доп. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. - 236 с.

4. Бабаев, А. Контекстная реклама / А. Бабаев, Н. Евдокимов, А. Иванов // Изд-во «Питер», 2011.-226 с.

5. Бабарицька, В.К. Менеджмент туризму [Текст]: учебное пособие // В.К. Бабарицька, О.Ю. Малиновская. - К: Альтерпрес, 2020. - 288 с.

УДК 008.009

ВИНОДЕЛИЕ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КРЫМСКОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ

Пугачёва Виктория Олеговна,

аспирант

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В данной работе мы обратились к изучению специфики виноделия как важного фактора в конструировании крымской идентичности. Используя опыт обращения различных отраслей к винодельческим предприятиям, мы отмечаем, что существует определенные аспекты, в контексте которых жители неразрывно ассоциируют свою идентичность с виноделием опираясь на культуру, историю региона и на важные ценности при производстве вина. Также мы активно отмечаем в нашей статье, что сходные маркеры в формировании культурной идентичности винодельческих регионов могут стать важными элементами при выявлении характеристик крымской идентичности в рамках истории и культуры развития виноделия Крыма.

Ключевые слова: виноделие, культурная идентичность, местность, терруар, крымская идентичность.

Annotation. In this paper, we turned to the study of the specifics of winemaking as an important factor in the construction of the Crimean identity. Using the experience of applying various industries to wineries, we note that there are certain aspects in the context of which residents inextricably associate their identity with winemaking based on the culture, history of the region and important values in the production of wine. We also actively note in our article that similar markers in the formation of the cultural identity of wine-growing regions can become important elements in identifying the characteristics of the Crimean identity within the history and culture of the development of winemaking in the Crimea.

Key words: winemaking, cultural identity, locality, terroir, Crimean identity.

Постановка проблемы. Вино, связанное с определенным географическим происхождением, культурным и природным ландшафтом, историей, становится все более важным элементом в формировании и сохранении культурной идентичности региона, и, как следствие, влияет на восприятие идентичности местного сообщества. Обращаясь к определенным аспектам виноделия, которые могли быть упущены при его рассмотрении как одного из важных факторов влияющих на формирование культурной идентичности, мы отмечаем, что ассоциация с общей культурной идентичностью, в которую включены культурные традициями, наследие культурного и природного ландшафта, опыт, упор на

ценности при производстве вина, являются показательными для винодельческой территории.

В данной работе мы стремимся обозначить определенный набор символических факторов, которые выступают в качестве показательно важных элементов в конструировании культурной идентичности в контексте развития виноделия со стороны культурологического подхода. Опираясь на различные исследования, особенно экономические и туристические, мы стараемся выделить культурные аспекты и ценности в винодельческой деятельности, которые интерпретируются главным образом как культурная ценность или как укрепление культурной самобытности материального и нематериального культурного наследия территории. Мы отмечаем, что создание культурной ценности для определенной винодельческой территории и укрепление ее местной идентичности играют важную роль в создании устойчивой крымской культурной идентичности.

Изложение основного материала. Вино обладает определенным набором символов и знаков, которые представляют собой отличительную социальную и культурную конструкцию, которая может «рассказать» историю региона и опыт формирования своей идентичности. Связано это с тем, что практические каждое вино имеет свой собственный, разработанный, культурный ландшафт, отражающий взаимодействие природы и общества, и он обладает символической силой в процессе формирования культурной идентичности как региона, так и проживающих в нем людей. Трансляция «винных» ценностей на культурную идентичность тесно связана с местной культурой, традициями, территорией и ощущениями от потребления вина. Как итог, вино может стать эталоном коллективной идентичности, вектором распространения местной культуры и территориальной идентичности как общей символической системы, включая этнографию, ландшафт и его статус в качестве важного ценного продукта для региона.

Можно отметить, что в большинстве западноевропейских исследованиях подчеркивается устойчивая культурная идентичность определенного региона или страны со стороны экономики, так как в современном мире обращение к культурным ценностям виноделия неизбежно происходит через экономическую выгоду. Но несмотря на сильную экономическую составляющую винодельческого бизнеса, мы можем выявить определенные аспекты, которые существуют и формируют культурную идентичность региона с помощью культурологического подхода в контексте винодельческой культуры.

В российской и крымской практике обращения к виноделию, мы отмечаем, что в последние годы культура, культурная идентичность и сильная история виноделия были определены в качестве потенциальных движущих сил культуры и экономики регионов. Все большее внимание уделяется социально-экономическим, культурным и географическим условиям (возможностям ландшафта), которые могли бы благоприятствовать развитию местной культуры, и что взаимодействие между различными сторонами и субъектами, действующими в данной винодельческой среде, могут способствовать формированию культурной идентичности, или если говорить о конкретной идентичности, - крымской.

Кроме того, винодельческие предприятия, которые могут быть интегрированы в сферу культуры и творчества, считаются отличительными в регионе, поскольку в основном они руководствуются сильными целями, связанными с культурой. Такие предприятия пытаются создать не только экономическую, но культурную и социальную ценность для граждан и местных сообществ, что в итоге, помогает сформировать культурную идентичность региона.

Конструирование и продвижение культуры определенного региона все чаще интерпретируется на основе особого «местного призвания», что отлично может соединиться с перспективами местной экосистемы. Винодельческие предприятия, ассоциации, сообщества, винные эксперты рассматриваются как часть культурной среды, где коммерческая культура взаимодействует с культурной идентичностью и местной культурой. Одной из движущих сил, объединяющих эти культурные экосистемы, является общая культурная идентичность и общие культурные ценности различных заинтересованных сторон, действующих в данной региональной экосистеме.

Местная культурная идентичность и ценности действительно рассматриваются не только как основа, гарантирующая необходимое «отношение к сотрудничеству», ведущее

к созданию эффективных коммерческих проектов, но и как движущая сила, которая может побудить различные стороны данного процесса поддерживать друг друга в формировании культурной идентичности региона. Этот аспект представляется особенно актуальным в последние годы, когда экономическая и финансовая потребность изменили отношение к крымскому виноделию, которое в целом сталкивалось с ограничениями как в государственной поддержке, так и в утрате собственной винодельческой культуры. Идея о том, что создание ценности на территориальном уровне и создание общей местной культурной идентичности могут привести крымский регион не только к финансовой поддержке своих винодельческих предприятий, но и обозначить важные аспекты при формировании крымской идентичности, нуждается в дальнейшем изучении.

Далее, для полного понимания важности виноделия в контексте формирования и развития крымской культурной идентичности, следует обратиться к понятию «терруар», который сегодня активно используется в маркетинговых компаниях по продвижению и повышению продаж «местного» вина. Но здесь, мы обратимся именно к культурной составляющей данного понятия, так как оно обладает отличительной ценностью в определении крымской культурной идентичности.

В винодельческих регионах каждое поведение, выбор и действие, как отдельных лиц, так и групп, играет определенную роль в формировании и развитии целостной и сильной идентичности. Терруар - это ограниченная географическая область, где определенное сообщество на протяжении долгого времени развивает коллективные знания о производстве вина, основанные на системе взаимодействия между культурной и природной средой и человеческим фактором. Терруар - это многогранное понятие, и его «продукты» являются синонимами культурного разнообразия, отражением эволюции общества, его привязанности к определенным привычкам производства и потребления, они выступают в качестве хранителей культуры и участвуют в построении культурной идентичности.

Терруар - это «процесс культурной переоценки, результат которого все еще неясен, так данный процесс практически бесконечен, но который потенциально указывает на будущее региона, включающее ценное культурное прошлое» [1]. Территориальная сплоченность относится к ощущению природного ландшафта, в которой местные субъекты разделяют набор практик, стратегий и институтов, способствующих формированию местной идентичности, и где они создают правила, стандарты, а также ценности и способы их репрезентации.

Конструирование прочной идентичности требует, чтобы участники винодельческой отрасли взаимодействовали друг с другом на постоянной основе и в долгосрочной перспективе, чтобы укрепить доверие и социальный капитал, а также определить общие ценности, взаимопонимание и интересы, которые формируют основу общей культурной идентичности.

Существует достаточно много литературы, которая исследует связь между предпринимателями, созданием ценности и территорией, в которой основное внимание уделяется культурным и экономическим силам и механизмам территории, где поддерживается создание и развитие местной культуры [4]. Хотя эти исследования имеют существенные различия не только в методологии, но и в их концептуальных взглядах, они выдвигают общую идею о том, что существуют определенные символические атрибуты региона и ландшафта, которые могут способствовать развитию и распространению культурной идентичности территории. Данные атрибуты включают в себя важность общего культурного взаимопонимания, влияние институциональной среды на винодельческие предприятия, значимость коммуникации между различными субъектами, трансформацию наработанной истории и культуры виноделия в современных практиках, которые будут выступать не только в качестве расширения экономической выгоды, но и смогут обозначить особенность местной культурной идентичности.

Винодельческое предпринимательство действительно требует особых подходов в их привязке к культуре региона, которые связаны с акцентом на вопросах культурной идентичности и культурных ценностях. Одним из первых, кто поддержал необходимость переосмысления того, как мы интерпретируем культуру, в пользу подхода «экологии культуры», выступил Дж. Холден. Он утверждал, что культуру следует анализировать

как экологию, а не как экономику. Действительно, в культурных экосистемах коммерческие предприятия взаимодействуют с местным производством и культурой, что больше напоминает экологию, чем экономику. Таким образом, культурные экосистемы имеют сильный местный компонент и создаются на «мезо» уровне: они разрабатываются не на основе административных критериев, а на основе ценностей и идентичности, разделяемых различными участниками.

С этой точки зрения, винодельни вместе с другими местными заинтересованными сторонами вносят свой вклад в укрепление ценностей территории, одновременно извлекая выгоду из сети сотрудничества на основе их общей идентичности территории. Согласно этому направлению, местная идентичность тесно связана с материальным и нематериальным культурным наследием территории, которое идентифицируется как региональная особенность. Компонент «культуры» в предпринимательских экосистемах действительно интерпретируется не как благоприятное отношение к развитию предпринимательской деятельности, а как признание и отождествление с общей культурной идентичностью, связанной с культурными традициями и культурным наследием, типичными для данной территории. Культурное наследие создает общее чувство принадлежности у различных членов культурной экосистемы и, следовательно, позитивное отношение к различным видам деятельности, включая виноделие, которые усиливают культурную идентичность и становятся факторообразующими при ее формировании.

Для примера, возьмем популярный винодельческий регион Бургундия во Франции. Регион был выбран из-за его сильной культурной идентичности, которая связана как с его культурными традициями, так и с его материальным и нематериальным наследием. Бургундия-Франш-Конте действительно является регионом, где вопросы идентичности и сплоченности различных заинтересованных сторон имеют особое значение. Этот регион имеет давние традиции виноделия, которые повлияли на культурное наследие, территориальное развитие и нематериальное культурное наследие, тем самым создавая сильное чувство сопричастности у местных граждан. В 2015 году этот район был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО за его «Климат Бургундии». Предложение о включении в список было представлено ассоциацией, в состав которой входят местные власти, виноделы, учреждения культурного наследия и различные местные сообщества. Кроме того, в этом районе существует множество культурных инициатив, которые направлены на укрепление культурной идентичности как региона, так и его местных сообществ.

Выводы. Здесь мы можем провести прямую аналогию с Крымом, где аспект виноделия является важным элементом в культурной идентичности крымчан, но из-за недостаточного количества исследовательских работ в культурологии и других гуманитарных дисциплинах, данная тема не была должным образом раскрыта, что требует более детального изучения культурного наследия местного ландшафта, истории и культуры виноделия Крыма в контексте влияния на формирование крымской идентичности. В ходе теоретического анализа также были изучены различные научные материалы о взаимосвязи между местной культурной идентичностью и винодельческими предприятиями конкретной территории, особое внимание было уделено появлению концепции взаимного обмена между местными сообществами и винодельческими хозяйствами, которые активно влияют друг на друга, что помогает сформировать идентичность как региона, так и местного сообщества.

Список литературы:

1. Barham, Е. Translating terroir: the global challenge of French AOC labelling / E. Barham // Journal of Rural Studies. - 2013. - Vol. 9, No. 1. - P. 138.

2. Christensen, B. Régional identity can add value to agricultural products / B. Christensen, M. Kenney, D. Patton // California Agriculture, 2015. - Vol. 69, No. 2.-Pp. 191.

3. Holden, J. The Ecology of Culture. Arts and humanities research council / J. Holden. -2015.

4. Roodhouse, S. Cultural Quarters. Principles and Practice (2nd ed.) / S. Roodhouse. -Intellect Imprint, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.