Научная статья Original article УДК 332.132
DOI 10.55186/27131424 2023 5 3 5
АНАЛИЗ РЫНКА ВИНОДЕЛИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ANALYSIS OF THE WINEMAKING MARKET IN THE RUSSIAN
FEDERATION
Бебекова Светлана Викторовна, студент кафедры «Экономика предприятия», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». г. Севастополь, Россия, [email protected]
Полетаева Юлия Александровна, студент кафедры «Экономика предприятия», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». г. Севастополь, Россия, [email protected]
Курило Анастасия Владимировна, магистрант кафедры «Экономика предприятия», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия, [email protected]
Svetlana V. Bebekova, Student of the Department of Enterprise Economics,
Sevastopol State University, Sevastopol, Russia, [email protected]
Yulia A. Poletaeva, Student of the Department of Enterprise Economics, Sevastopol
State University, Sevastopol, Russia, [email protected]
Anastasia V. Kurilo, Master's Student of the Department of Enterprise Economics,
Sevastopol State University, Sevastopol, Russia, [email protected]
Аннотация: В статье представлен результат анализа рынка виноделия в Российской Федерации. Исследовано современное состояние отечественной винодельческой отрасли. Выявлены основные динамики ее изменения и выявлены основные тенденции развития винодельческой отрасли. Приведена структура производства и потребления вина в Российской Федерации, что определяет основные приоритеты развития отрасли. Особое внимание уделено развитие винодельческой отрасли в Крымском регионе, как одном из перспективных регионов развития отечественного виноделия. Summary: The article presents the result of the analysis of the winemaking market in the Russian Federation. The current state of the domestic wine industry is investigated. The main dynamics of its changes are revealed and the main trends in the development of the wine industry are revealed. The structure of wine production and consumption in the Russian Federation is given, which determines the main priorities of the industry development. Special attention is paid to the development of the wine industry in the Crimean region, as one of the promising regions for the development of domestic winemaking.
Ключевые слова: виноград, вино, виноделие, рынок, продукция, динамика, виноградники, производство.
Keywords: grapes, wine, winemaking, market, products, dynamics, vineyards, production.
Виноделие и винодельческая продукция в России всегда были важной составляющей жизни населения, поскольку потребление вина традиционно считалось одним из элементов организации отдыха и праздников. Развитие виноделия в России имеет многовековую историю, во время которой виноделие испытывало как взлеты развития, так и резкое сокращение. На территории современной России виноделие существовало уже во времена Древней Греции, в частности на полуострове Крым и Таманском полуострове
[1, 3].
На сегодняшний день в России имеется семь виноградовинодельческих зон: Кубань, Дагестан, Крым и Севастополь, Ставрополье, Долина Дона, Долина Терека, Северная Осетия; каждая из них отличается уникальным терруаром и обладает большим потенциалом производства разнообразных по купажу и органолептическим свойствам вин редких автохтонных и «европейских» сортов винограда.
Наиболее крупным регионом по выращиванию винограда и производству вина является Кубань, где расположено около 30 тыс. га виноградников. В Дагестане расположено около 26 тыс. га, но большая часть выращиваемого винограда используется для производства дистиллятов. На полуострове Крым объем виноградников составляет порядка 20 тыс. га., в Ростовской области - около 4 тыс. Также существуют небольшой объем виноградников и в других регионах, однако для рынка виноделия России они не имеют существенного значения. Самым северным регионом выращивания винограда и производства вина в России является Самарская область [2].
Винодельческие регионы в России подразделяются по признаку почвенно-климатических условий на две зоны: защищенное географическое указание (ЗГУ) и защищенное наименование места происхождения (ЗНМП). В России имеется 15 ЗГУ, которые соответствуют границам административных образований, и 23 ЗНМП - отдельных виноградников или малых зон производства. Почти все малые зоны виноградарства и виноделия расположены в Краснодарском крае [3, 4].
Государством принята целевая программа развития виноградарства и виноделия, которая предусматривает увеличение площади отечественных виноградников до 125,7 тыс. га к 2025 году. Программой также предусматривается субсидирование отечественного посадочного материала, поскольку долгие годы российские виноделы использовали импортный виноматериал и импортную лозу для разработки виноградников. Только по состоянию на 2020 год в Россию было ввезено 8,8 млн. черенков для
виноделия. Большая часть лозы было ввезено из Италии (34%) и Сербии (29%). Остальную лозу ввозили из Франции, Австрии, Молдавии [6].
Несмотря на меры поддержки и стимулирования развития виноградарства, по мнению аналитиков «Национальные кредитные рейтинги» (НКР), чтобы восстановить количество площадей высадки виноградников до показателей периода, предшествующего антиалкогольной компании 19851990 годов, необходимо еще 20-25 лет при условии, что ежегодно будут высаживаться 4-7% новых виноградников [4, 7].
Недостаток виноградного сырья является основным фактором постоянного роста цен на сырье для производства вина, и, как следствие, на цену самого вина. Так, в 2020 году, после введения закона о запрете на использование импортного виноматериала, российский виноград подорожал на 25-49% [3, 7].
В России также активно развивается гаражное виноделие, то есть производство вина обычными гражданами, которые приобретают небольшие партии винограда и самостоятельно производят вино в небольших объемах. Поскольку государством в последние годы проводится политика ужесточения контроля за нелегальным производством и продажей алкоголя и, в том числе, нелегальной продажей вина, многие частные производители вина заложили собственные виноградники и получили статус крестьянских (фермерских) хозяйств и необходимые лицензии для законного производства собственного вина [5, 7].
Необходимо отметить, что производство вина винодельческими предприятиями России имеет нестабильную динамику (рисунок 1).
В 2017 году объем производства винодельческой продукции в России составил 44,7 млн. дал. В 2018 году в России объем производства вина сократился до 42,0 млн. далл, что было вызвано неблагоприятными погодными условиями и вызванным ими сокращением урожайности российских виноградников. В 2019 году объем производства вина увеличился
до 46,0 млн. дал. Однако уже в 2020 году объем производства вина снова сократился до 44,2 млн.далл. 2021 год показал рост объема производства вина, что вызвано увеличением плодоносящих виноградников и связанным с этим роста урожайности винограда в России.
47.3
46
44.7
■ 44.2
42.9
48 -
47 -
46 -
45 -
44
43 -
42 -
41 -
40
2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021г.
Рисунок 1 - Динамика производства винодельческой продукции в России в 2017-2021 годах, млн. далл. [4]
За 8 месяцев 2022 года, по данным Ассоциации «Винодельческий союз» производство винодельческой продукции увеличилось на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года [6].
Наибольший рост показало производство шампанских вин - на 31,2% и составило и составило 7,5 млн. далл., производство тихих вин увеличилось на 8,2% и составило 20,6 млн.далл., однако при этом производство фруктовых вин сократилось на 1,8% и составило 6,8 млн.далл.
Показатели первого полугодия 2022 года говорят о том, что основную долю производства российского рынка вина занимают вино тихое, вино игристое и вино с добавлением напитков винных (рисунок 2).
Так, доля производства вина тихого на российском рынке виноделия за первое полугодие 2022 года составило 23,52%, вина игристого - 31,61%, вина
■ Шампанское
■ Вино
■ Вино игристое
■ Вино с добавлением напитков винных
■ Напитки винные без добавления этилового спирта
Рисунок 2 - Структура производства винодельческой продукции по видам продукции в России в 2022 году [6]
Доля производства шампанских вин незначительна и составила 8,09%, что вызвано тем, что сам по себе бренд «Шампанское» принадлежит французским виноделам, поэтому производство по лицензии шампанского незначительно.
Доля винных напитков с добавлением спирта этилового в первом полугодии составила 2,54%, поскольку данный вид продукции является наименее качественным и наиболее дешевым видом винодельческой продукции, поэтому не пользуется большим спросом, а, следовательно, производится в небольших объемах.
По данным исследовательского центра компаний «Делойт», около 82% жителей России приобретают продукцию виноделия. Население в возрасте до
с добавлением напитков винных - 34,20%.
35 лет предпочитают тихое вино, старшее поколение в возрасте за 60 лет предпочитает приобретать крепленые вина [7].
При этом чем больше растет уровень доходов российских граждан, тем больше выражена склонность к приобретению алкогольных напитков -алкогольную продукцию приобретают 74% граждан с низким доходом и 90% граждан с высоким уровнем дохода.
Граждане с высоким уровнем дохода приобретают алкогольную продукцию гораздо чаще (в среднем 6,5 раза в месяц), а средний чек покупки составляет приблизительно 1200 рублей, что в 1,5 раза выше, чем в среднем по стране.
Приблизительно 18% населения России вообще не приобретают алкоголь, а 82% граждан приобретают алкоголь в традиционных продуктовых магазинах и супермаркетах.
В среднем, мужчины приобретают алкоголь чаще (6 раз в месяц) по сравнению с женщинами (4 раза в месяц), и тратят на приобретение алкоголя практически на 20% больше чем женщины. Большая часть населения (93%) положительно относятся к скидкам на алкоголь. Особую важность скидки имеют для молодежи и женского населения в возрасте от 18 до 35 лет.
При выборе игристого вина 53% населения России отдают предпочтение российскому вину и 34% продукции иностранного производства. При выборе тихих вин 32% российского населения предпочитает приобретать российское вино, а 52% предпочитают вина импортного производства [4, 6].
Важное значение для потребления вина также играет культура потребления. Традиционно, вино в значительной мере употребляет население в тех регионах, где развито его производство. Поэтому население южных регионов России и Северо-Кавказского федерального округа при приобретении вина отдают предпочтение винам отечественного производства. Молодежь в возрасте от 18 до 25 лет, следуя модным трендам, предпочитает приобретать вина импортного производства, как и жители Москвы и Санкт -
Петербурга. Наибольшей популярностью пользуются вина европейского производства. При этом материальное положение практически не оказывает никакого влияния на выбор между российским и импортным вином [4].
Каналами сбыта винодельческой продукции являются два сектора -ресторанно-отельного бизнеса и розничные продажи. В розничной торговле продаются вида готовые к употреблению, в то время как в ресторанах и отелях, помимо готового к употреблению вина, также предлагаются различные коктейли на базе вина.
В структуре продаж, как в натуральном, так и в стоимостном выражении, в России преобладает розничная торговля вином, что обусловлено особенностями культуры потребления и уровнем доходов населения: в России вино чаще пьют в домашних условиях, нежели в предприятиях общественного питания.
Наибольшее доверие в рознице у потребителей вызывают магазины Duty Free и специализированные алкогольные магазины.
Исходя из ценовой категории все продаваемые в России вина можно разделить на несколько сегментов:
- недорогие вина (масс-маркет) — до 500 рублей;
- медиум — от 500 до 1000 рублей;
- премиум — от 1000 до 2000 рублей;
- суперпремиум — свыше 2000 рублей.
Большую долю рынка продаж вина, по данным Ассоциации «Винодельческий Союз», занимают вина медиум сегмента - на их долю приходится 31,1% продаж вина (рисунок 3).
■ Недорогие вина ■ Медиум ■ Премиум ■ Суперпремиум
Рисунок 3 - Структура потребления винодельческой продукции в России по ценовым сегментам, % [4] На долю продаж недорогих вин приходится 28,6%, на долю премиум-сегмента приходится 26,6%, на долю сегмента суперпреимума приходится 13,7% продаж. При этом в сегменте недорогих вин наблюдается высокий уровень конкуренции между российскими и зарубежными производителями винодельческой продукции.
Сегменты премиум и суперпремиум на российском рынке практически полностью принадлежат зарубежным производителям, поскольку отечественное производство таких вин незначительно. Цена и спрос на рассматриваемую категорию вин на внутреннем рынке остаются стабильными ввиду покупательской способности целевой аудитории (особенно в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае) и ее нежеланием изменять своим привычкам и приоритетам.
Необходим отметить, что для российского рынка потребления вина характерна жесткая дифференциация спроса на вино при росте цен на него -чем больше растут цены, тем больше спрос потребителей склоняется к наиболее дешевым и наиболее дорогим винам.
Литература
1. Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" от 27.12.2019 N 468-ФЗ (последняя редакция) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341772/
2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 27.12.2018) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
3. Аблаев, Р. Р. Современные тенденции развития виноградарства и виноделия в агропромышленном комплексе Российской Федерации / Р. Р. Аблаев, Л. С. Абрамова, А. Р. Аблаев // International Agricultural Journal. -2023. - Т. 66, № 2. - DOI 10.55186/25876740_2023_7_2_20. - EDN BWUIPI.
4. Узун, Е. В. Виноградарство и виноделие как развивающаяся отрасль агропромышленного комплекса Российской Федерации / Е. В. Узун, Р. Р. Аблаев // Экономика и управление: теория и практика. - 2022. - Т. 8, № 1. - С. 80-87. - EDN SQWINW.
5. Аблаев, Р. Р. Обеспечение конкурентоспособности российских предприятий как основа политики импортозамещения / Р. Р. Аблаев, А. В. Михалев, К. С. Левчук // Вектор экономики. - 2021. - № 1(55). - С. 12. - EDN JSQLZK.
6. Винная индустрия России от А до Я // Vine and Wine Консалтинг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://vineandwine.vin/ru/publikacii/vinnaja-industrija-rossii-2020/
7. Возрождение российского виноделия // НКР https://ratings.ru/analytics/corps/Wine-080721/
References
1. Federal'nyj zakon "O vinogradarstve i vinodelii v Rossijskoj Federacii" ot 27.12.2019 N 468-FZ (poslednyaya redakciya)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341772/
2. Federal'nyj zakon ot 26.07.2006 N 135-FZ (red. ot 27.12.2018) «O zashchite konkurencii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 08.01.2019) // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 31.07.2006, N 31 (1 ch.), st. 3434
3. Ablaev, R. R. Sovremennye tendencii razvitiya vinogradarstva i vinodeliya v agropromyshlennom komplekse Rossijskoj Federacii / R. R. Ablaev, L. S. Abramova, A. R. Ablaev // International Agricultural Journal. - 2023. - T. 66, № 2. - DOI 10.55186/25876740_2023_7_2_20. - EDN BWUIPI.
4. Uzun, E. V. Vinogradarstvo i vinodelie kak razvivayushchayasya otrasl' agropromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii / E. V. Uzun, R. R. Ablaev // Ekonomika i upravlenie: teoriya i praktika. - 2022. - T. 8, № 1. - S. 80-87. - EDN SQWINW.
5. Ablaev, R. R. Obespechenie konkurentosposobnosti rossijskih predpriyatij kak osnova politiki importozameshcheniya / R. R. Ablaev, A. V. Mihalev, K. S. Levchuk // Vektor ekonomiki. - 2021. - № 1(55). - S. 12. - EDN JSQLZK.
6. Vinnaya industriya Rossii ot A do YA // Vine and Wine Konsalting [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https ://vineandwine.vin/ru/publikacii/vinnaja-industrija-rossii-2020/
7. Vozrozhdenie rossijskogo vinodeliya // NKR https://ratings.ru/analytics/corps/Wine-080721/
© Бебекова С.В., Полетаева Ю.А., Курило А.В., 2023 Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" 3/2023
Для цитирования: Бебекова С.В., Полетаева Ю.А., Курило А.В. Анализ рынка виноделия в Российской Федерации// Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" 3/2023