Научная статья на тему 'Вильгельм и Александр Гумбольдт в поисках научных парадигм'

Вильгельм и Александр Гумбольдт в поисках научных парадигм Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
856
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН ГУМБОЛЬДТ / АЛЕКСАНДР ФОН ГУМБОЛЬДТ / ПРУССИЯ / НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ XIX ВЕКА / WILHELM VON HUMBOLDT / ALEXANDER VON HUMBOLDT / PRUSSIA / XIX CENTURY SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ростиславлева Наталья Васильевна

В статье на основе анализа биографических данных и сфер общественной и научной деятельности братьев Вильгельма и Александра фон Гумбольдт рассматривается вопрос о сопоставимости научных результатов ученых. Автор приходит к выводу, что, несмотря на различие их научных интересов, оба они стояли у истоков междисциплинарности, утверждали приоритет целого над частью, придерживались идеи развития и внесли вклад в интернационализацию науки и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вильгельм и Александр Гумбольдт в поисках научных парадигм»

ВИЛЬГЕЛЬМ И АЛЕКСАНДР ГУМБОЛЬДТ В ПОИСКАХ НАУЧНЫХ ПАРАДИГМ

Н.В. Ростиславлева

Аннотация. В статье на основе анализа биографических данных и сфер общественной и научной деятельности братьев Вильгельма и Александра фон Гумбольдт рассматривается вопрос о сопоставимости научных результатов ученых. Автор приходит к выводу, что, несмотря на различие их научнъхс интересов, оба они стояли у истоков междисциплинарноти, утверждали приоритет целого над частью, придерживались идеи развития и внесли вклад в интернационализацию науки и образования.

Ключевые слова: Вильгельм фон Гумбольдт, Александр фон Гумбольдт, Пруссия, научное знание XIX века.

Summary. The article examines the issue of comparability of researchers' scientific results based on the biographical data and fields of pmblic and scientific works of the brothers Wilhelm and Alexander von Humboldt. It also elaborates on the fact that despite the difference of their scientific interests, they both were at the origins of interdisciplinary approach to the problem, approved of the priority of the whole over the part, claimed the development and contributed to the science and education internalization.

Keywords: Wilhelm von Humboldt, Alexander von Humboldt, Prussia, XIX century scientific knowledge.

ратья Вильгельм и Александр Гум-268 больдт внесли крупный вклад в

развитие науки, оставили заметный след в истории Пруссии. Они до сих пор являются символами фундаментального универсального научного познания. Не случайно крупнейший немецкий фонд поддержки фундаментальных исследований носит имя Александра фон Гумбольдта.

Вильгельм фон Гумбольдт (17671835) был основоположником теоретического языкознания, либеральным мыслителем, государственным деятелем, реформатором системы образования. Его младший брат Александр (1769-1859) известен как основоположник географии растительности,

физик, метеоролог, минеролог, зоолог, путешественник, разработчик метода изотерм, изобретатель рудничной лампы, а также он находился у истоков позднее появившихся наук, например, вулканологии, геофизики, океанографии, спелеологии, лимнологии, гидрологии, психологии, экологии [1, с. 50]. Что лежало в основе их научной деятельности, можно ли, несмотря на столь различные сферы деятельности воспринимать их как единое целое?

В 1817 г. Вильгельм фон Гумбольдт в письме к жене Каролине писал: «Это полное чуда явление в моральном плане, что мои отец и мать имели только двух детей, которые могли жить в мыс-

Преподаватель XX

3 / 2012

лях и духовной созерцательности вещей, а потом однажды во всем в величайшем различии и противоречиях существовать как люди в различных мировых телах» [2, с. 49]. Действительно это различие ближе к чуду, которое граничит с тревогой, как двое из одной семьи смогли стать столь различными, но часто они воспринимаются как единое целое. Например, моментом их единства, лежащим на поверхности, стало восприятие братьев Гумбольдт в 1949 г., когда в ГДР их именем был назван университет, создателем которого был Вильгельм фон Гумбольдт.

Вильгельм родился в Потсдаме, Александр в Берлине на Егерштрассе. Братья получили домашнее воспитание, которым во много руководила их мать, которая происходила из семьи французских гугенотов (девичья фамилия Коломб) и принесла в семью Гумбольдтов не только хорошее приданное (например, дом в Берлине, поместье Рингнвальде и замок Тегель), но и утонченные европейские культурные традиции. Семья братьев по линии отца происходила из Поморья (Pommern) и с начала Тридцатилетней войны служила Гогенцоллернам. Отец Гумбольдта Александр Георг был прусским офицером и входил в круг приближенных Фридриха II и Фридриха Вильгельма II [3, с. 16-17].

Мать много занималась воспитание сыновей. Именно она сделала выбор в пользу таких наставников как Иоахим Кампе и Христиан Кунт. Они были отличными педагогам и понимали, что соответствует «духу времени», а что нет. Тогда в Германии повсюду ссылались на Руссо, восхищались Лес-сингом и молодым Гете, который бывал в поместье Гумбольдтов в Тегеле в эру детства братьев. Большой интерес

вызывали тогда плавания Кука и освоение Запада Северной Америки. Кунт заботился об обширном образовании своих питомцев, и он ввел их в просвещенное берлинское общество. Например, в доме врача Маркуса Герца, ученика Канта, обсуждались не только философские идеи, но и проявляли интерес к экспериментальным естественным наукам [2, с. 44]. И братья учились собственному пониманию мира. Пристальное внимание к индивидуальному развитию, как считается более присуще Вильгельму. Позже в его работе «О пределах государственной деятельности» он фактически уравняет понятие индивидуальной свободы с индивидуальным развитием[4, с. 13]. Вильгельм в детстве проявлял большую ученость, но под определение индивидуального развития подпадает и Александр. Хотя Кунт считал Александра тугодумом, но брат Вильгельм замечал: «Вообще люди не знают его, думая, что я превосхожу его талантом и знаниями. Таланта у него гораздо больше, а знаний столько же, только в других областях» [5, с. 17].

В конце XVIII в., согласно «духу времени» преобладало воспитание, нацеленное на подготовку к государственной службе, поскольку развитого среднего сословия в Пруссии тогда не существовало, то именно в бюрократической среде нашла прибежище наиболее талантливая часть общества.

Оба брата с 1787 г. обучались в университет Франкфурта на Одере, а с 1789 г. - в Геттингенском университете. Они пока вместе. Позже братья не были призваны к прусскому двору, но исполняли свои общественные и политические обязанности покорно и дружественно.

В доме филолога Хайне оба познакомились с Георгом Фостером, с которым

269

270

подружились и который оказал на них большое влияние. Фостер считал себя гражданином мира, боготворил французскую революционную идею, сблизился с якобинцами. Вильгельм провел в доме Фостера в Майнце часть своих каникул. Александр путешествовал вместе с Фостером по Рейну, проехал с ним через Голландию в Англию и вернулся в Германию через Париж. В 1789 г., спустя три недели после взятия Бастилии, оказался в Париже и Вильгельм. Дальше пути братьев расходятся.

По возвращении в Германию Вильгельм стал судейским чиновником в Берлине, но через год оставил службу. В 1791 г. Гумбольдт женился на Каролине Дахереден и опубликовал анонимно свою первую статью «Идеи конституционного государственного устройства в связи с новой французской конституцией (из письма к другу, август 1791 г.), где уже призывал проводить все изменения в соответствии с традицией [6, с. 184]. Александр в 1791 г. ненадолго заехал в Берлин. Оба брата посещали салон Генриетты Герц, где собиралось блестяще образованное общество. Александр позже учился еще в торговой академии в Гамбурге, а затем в своем последнем университете - в Горной академии во Фрейберге, где слушал лекции знаменитого геолога Вернера. Закончив ее, он работал в Штебене вблизи Байрета инспектором рудников [7, с. 4-36]. Недалеко были Йена и Ваймар. Пути братьев там пересекаются. Шиллер и Гете, круг ваймарской классики - круг общения братьев. Именно в журнале Шиллера «Орры» Вильгельм и Александр публиковали свои первые опусы. Профессор истории Йенского университета Ф. Шиллер призывал к сопереживанию прошлого историком, что повлияло на интерес Вильгельма к истории.

Александра больше привлекала универсальность Гете, который также интересовался естествознанием.

Необходимо отметить, что братьев отличало огромное трудолюбие, исключительная способность к обобщениям и подлинная всеобщность интересов. Как взаимодействовали их научные интересы?

С 1820 г. Вильгельм Гумбольдт целиком посвятил себя науке. Берлинская Академия наук еще 10 лет назад избрала его своим членом. Он проявлял большой интерес к осмыслению исторического процесса и вполне возможно, уйдя в отставку, собирался посвятить себя философии истории. В 1814 г. В. фон Гумбольдт опубликовал статью «Размышления о всемирной истории» [8], а в 1818 г. - работу «Размышления о движущих причинах всемирной истории» [9]. Признавая идею прогресса исторического развития и рассматривая вслед за Кантом и Гердером человечество как часть природы, он считал самым важным в понимании всемирной истории -наблюдать за продвижением, преобразованием, а подчас и гибелью духа человечества. Ученый писал: «Однако природа и дух не пребывают в борьбе друг с другом: напротив, дух использует природу и ее созидающую силу» [8, с. 282] и поэтому задача историка - «изобразить стремление идеи обрести бытие в действительности» [9, с. 290].

В свою очередь Александр фон Гумбольдт также не рассматривал мир как нечто неизменное: он изучал природные явления в их взаимодействии и эволюции. В конце жизни эти научно-философские взгляды нашли отражение в произведении «Космос», которое появилось в середине XIX в. Именно единый мир был для Александра предметом науки. Ярко это проявилось в

Преподаватель |_

3 / 2012

одном из очерков «Картин природы», который назывался «Идеи к физиономике растений». В нем его видение мира как целого прилагается к исследованию конкретных научных проблем: растения рассматриваются как составные части ботанических ландшафтов [10].

Вильгельму фон Гумбольдту было присуще своеобразное восприятие истории. 12 апреля 1821 г. состоялось выступление Гумбольдта в Академии с докладом «О задаче историка», где он попытался рассмотреть познание истории в контексте антропологических, эстетических и лингвистических идей. В докладе он размышлял об извечно волновавшем историческое знание вопросе - как сделать историческое познание истинным. «В исторических фактах мы обретаем основу истории, ее материал, но не саму историю.... Истинность всего происходившего требует добавления той недоступной взору части каждого факта. ее и должен привнести историк» [11, с. 293], - писал В. фон Гумбольдт. Он полагал, что историк может работать как художник, обращаясь к фантазии, но, подчиняя ее опытным данным и согласовывая с законами духа идеи. Цель истории по Гумбольдту - «создать подлинную картину человеческих судеб в ее истине, живой полноте, чистоте, ясности, воспринятой духом.» [там же, с. 294]. Но историческое познание должно также корреспондироваться с господствующей направленностью идей, устранять случайное, чтобы «сделать очевидной внутреннюю истину форм, затемненную в реальном явлении» [там же, с. 296]. Э. Трельч рассматривал В. фон Гумбольдта в контексте связи между историей и теорией ценностей и утверждал, что именно благодаря этическому осмысле-

нию прошлого его имя было вписано в палитру историографических исследований [12, с. 174]. В свою очередь, понимание людей, человечность историка помогают ему достичь истины. В письме к Гете Гумбольдт объяснял истоки своего понимания истории как искусства: «Но меня занимает эта идея давно, и нет ли действительно чего-то общего в изображении человеческого облика и человеческих действий. Я не могу забыть слова Шиллера, они все время мне вспоминались во время этой работы. Он говорил о том, что его исторические работы находят слишком поэтическими и закончил: историк должен вести себя как поэт; если он владеет материалом, то он должен воссоздать его совершенно заново. Тогда это мне показалось парадоксальным, и я его не понял. Стараниям постепенно постичь его мысль обязан этот трактат своим появлением на свет» [13, с. 584].

Произведение Александра фон Гумбольдта «Картины природы» называют книгой географической лирики, но автор рисовал картины безлюдной природы, единственным зрителем которой был он сам. Создав шедевры географического видения природы, поэтом он все же не стал [5, с. 107]. Находясь в Америке, он изучал язык индейских племен, экономику испанских колоний, благодаря этому появились его «Политические опыты о Кубе и Мексике».

В. фон Гумбольдт, изучая историю и разрабатывая принципы ее познания, подчинил в итоге историю философии языку. Он писал: «Но существуют и такие идеальные формы, которые, не воплощаясь в человеческую индивидуальность, воздействуют на нее лишь косвенно. К ним относятся языки. Ибо хотя в каждом языке отражается дух нации, каждый из них имеет и более ран-

271

272

нюю, независимую основу, а его собственная сущность и внутренняя связь настолько могущественны и определя-ющи, что его самостоятельность оказывает большее воздействие, чем испытывает таковое, и каждый имеющий значение язык выступает как своеобразная форма создания и сообщения идей». А поскольку вся история по Гумбольдту «является лишь осуществлением идеи» [11, с. 305], то роль языка в познании истории существенна [14]. Именно в контексте языка им была поставлена проблема индивидуального и всеобщего в истории. Так, полагая, что человеческий род - это феномен природы, он видел индивидуализацию в генетической связи языка и народа.

Таким образом, вполне корректно сопоставить идею Александра фон Гумбольдта о влиянии среды на живой мир и мысль Вильгельма о воздействии языка на формирование культуры.

Лингвистика стала главным предметом исследовательской деятельности В. фон Гумбольдта. Ученый свободно владел многими языками и создал в конце 20-х гг. XIX в. важнейшие труды по теоретическому языкознанию [15]. Его основное произведение «О языке кави на острове Ява» увидело свет уже после смерти автора. Как лингвист Вильгельм использовал материалы, собранные Александром.

После своего американского путешествия Александр фон Гумбольдт привез решения и попытки решения таких задач, в которых почти стирались границы отдельных дисциплин, например, задачи о взаимном влиянии океанов и материков в распределении осадков, ветров, течений, температур, задачи о большей холодности и влажности климата Нового света по сравнению со Старым светом. В современных

работах об А. фон Гумбольдте отмечается прежде всего его вклад в развитие трансдисциплинарности [16, с. 17].

В. фон Гумбольдт стал также одним из первых мыслителей, искавших ответ на волнующие его и мир вопросы на стыке наук: политико-правовые идеи он связывал с антропологией, познание истории - с лингвистикой, и это уже был своеобразный вариант синтетического знания, объясняющего развитие.

Пути братьев пересекаются также на поприще образования. Как отмечалось, Вильгельм фон Гумбольдт стоит у истоков создания Берлинского университета (1810), краеугольным камнем которого стало утверждаемое им единство исследования и преподавания [17]. В 1827 г. начал читать в этом университете свой знаменитый курс публичных лекции его брат Александр. Он читал обо всем и от имени всех дисциплин, читал о космосе. Затем занимался популяризацией научного знания. За этот цикл лекций ему была подарена медаль с надписью «Озаряющий весь мир сверкающими лучами» [5, с. 123] . Для российских ученых наиболее интересен период жизни Александра фон Гумбольдта с 12 апреля 1829 до 3 декабря 1829 г., когда он совершил путешествие в Россию, посетил Санкт-Петербург, Москву, Казань, Урал, Тюмень, Омск, Алтай [5, с. 125-150].

Отношения между братьями на протяжении их жизни были непростыми. Александр иронизировал над стремлением Вильгельма сделать карьеру государственного чиновника. Не стоит забывать, что для того времени это было ведущим трендом выстраивания карьеры. В Государственном архиве Российской федерации нами обнаружены вырезки из немецкой газеты «Афоризмы» о значении гражданской

Преподаватель |_

3 / 2012

службы и ведущей роли чиновников в жизни в государства в противовес военной службе. В этой газете не подвергается сомнению, что чиновная карьера - это вершина успеха [18]. Когда 1814 г. В. фон Гумбольдт получил железный крест первого класса, Александр высказался в том роде, что ему больше бы подошел Южный крест. Жена Вильгельма Каролина не могла смириться с тем, что Александр так долго находится в Париже, что его там щедро спонсируют и что он тратит столько денег на свой гардероб, а также с тем, что Александр во всех мелочах стал парижанином [2, с. 54].

В период патриотического подъема 1815 г., когда Вильгельм был участником Венского конгресса, он назвал убеждения Александра мелкими, а в письме к жене Каролине жестко его критиковал [2, с. 55], отмечая, что тот не понимает людей, искусства. И как это ни парадоксально звучит, но, по мнению Вильгельма, Александр не понимает даже природы, в которой он ежедневно делает открытия. После 1818-1819 гг. наступает время смягчения в братских отношениях. Оба вновь в Берлине. Вильгельм в 1819 г. покинул государственную службу и занялся наукой. Как отмечал Манфред Гайер, чем больше В. фон Гумбольдт занимался влиянием языков на культуру, тем слабее становились проявления его немецкости [19].

В начале 30-х гг. XIX в. Вильгельма преследовала череда потрясений: ушли из жизни жена и бесценный друг Гете [3, с. 146]. После смерти жены Вильгельма Александр поддержал брата. Находясь в России, он в одном из писем назвал того бесценным другом, а не братом. Это рассматривают как гораздо более высокую ступень их

единения, чем прежде [2, с. 57].

8 апреля 1835 г. Вильгельм фон Гумбольдт скончался, после его смерти Александр издал трехтомное собрание сочинений брата, написал предисловие к его исследованию о языке кави.

Александр фон Гумбольдт дожил до 90 лет. В последние годы он работал над «Космосом», стремясь в этом произведении изобразить весь материальный мир - все, что мы знаем о явлениях в небесных пространствах и на земном шаре, от туманных звезд до мхов на гранитных скалах, показать эпохи в развитии человечества, в познании человеком природы. Здесь ярко выраженный синтез знаний ученого и отчасти его стремление к популяризации науки. Вильгельм видел в просвещении путь к свободе. Научное популяриза-торство было важным и для Александра. 6 мая 1859 г. Александр фон Гумбольдт ушел из жизни [7, с. 151-155].

Братья проявили себя в разных дисциплинах, но вполне корректен тезис о сопоставимости результатов их научной деятельности: они смело перешагивали границы дисциплин, по сути, они стояли у истоков междисциплинарной парадигмы, утверждали приоритет целого над частью, предвосхитив в чем-то подходы позитивистов, придерживались идеи развития, которая была так любима в эпоху Просвещения. Вильгельм и Александр фон Гумбольдт - это центральные фигуры в научном знании XIX в. и момент связи научного принципов Просвещения с междисциплинарными подходами рубежа XX-XXI в. Их актуальность в XXI в. определяется стремлением к интернационализации науки и образования. Если Александр, совершая многочисленные путешествия, утверждал интернационализацию исследования,

273

то Вильгельм, разработав концепцию классического университета, которая была востребована не только в Германии, стоял у истоков интернационализации образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шадрин Н. Александр фон Гумбольдт -первый эколог // Россия и Германия. -2011. - № 2. - С. 50-53.

2. Brose-MüllerJ. Wilhelm und Alexander von Humboldt eines berümten Geschwisterpaares // Reflexionen zu Alexander von Humboldt anlässlich der 150. Wiederkehr seines Todestages. Manheim: Verl. Humboldt Gesellschaft. - S. 37-59.

3. Berglar P. Wilhelm von Humboldt / mit Selbstzeugnissen u. Bilddok. dargest. von Peter Berglar. - [9. Aufl.]. - Hamburg: Rowohlt, 2003. - 187 S. - (Rowohlts Monographien).

4. Гумбольдт В. фон. О пределах государственной деятельности: пер. с нем. - Челябинск: Социум; М.: Три квадрата, 2003.

- 195 с. - (Философия свободы; вып. 1).

5. Сафонов В.А. Александр Гумбольдт. -М.: Молодая гвардия, 1959. - 189 с.

6. Гумбольдт В. фон. Идеи конституционного государственного устройства в связи

274 с новой французской конституцией // О свободе: антология западноевропейской классической либеральной мысли / Отв. ред. М.А. Абрамов. - М.: Наука, 1995. -С. 184-189.

7. Meyer-Abich A. Alexander von Humboldt.

- [15. Aufl.]. - Hamburg: Rowohlt, 2001. -189 S. - (Rowohlts Monographien).

8. Гумбольдт В. фон. Размышления о всемирной истории / В. фон Гумбольдт // Язык и философия культуры: пер. с нем. / Вильгельм фон Гумбольдт; сост., общ. ред. и вступ. ст. А.В. Гулыги и Г.В. Рамишвили.

- М.: Прогресс, 1985. - С. 279-286.

9. Гумбольдт В. фон. Размышления о движущих причинах всемирной истории // Язык и философия культуры: пер. с нем.;

сост., общ. ред. и вступ. ст. А.В. Гулыги и Г.В. Рамишвили. - М.: Прогресс, 1985. -С. 287-292.

10. Терра Де Г. Александр фон Гумбольдт и его время. - М.: Изд-во Иностр. лит-ра, 1961.

11. Гумбольдт В. фон. О задаче историка // Язык и философия культуры: пер. с нем.; сост., общ. ред. и вступ. ст. А.В. Гулыги и Г.В. Рамишвили. - М.: Прогресс, 1985. -С. 292-306. - (Языки мира).

12. Трельч Э. Историзм и его проблемы: логическая проблема философии истории: [пер. с нем.]; [отв. ред. и авт. послесл. Л.Т. Миль-ская]. - М.: Юристъ, 1994. - 719 с.

13. Wilhelm von Humboldt, sein Leben und Wirken dargestellt in Briefen, Tagebüchern und Dokumenten seiner Zeit / hrsg. von R. Freese. - Darmstadt: Verl. der Nation, 1953. - 1018 S.

14. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на темы Гумбольдта. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. -216 с.

15. Humboldt W. von. Sämtliche Werke. Schriften zur Sprachphilosophie; hrsg. von W. Stahl. - Berlin: Mundus Verl., 1999. -Bd. 4. - 272 S.; Bd. 5. - 287 S.

16. Ette O. Alexander von Humboldt und Globalisierung. Das Mobile des Wissens. Frankfurt am Main, Leipzig: Insel Verlag, 2009. -476 S.

17. Humboldt W. von. Ueber die innere und äussere Organisation der höheren wis senschaft-lichen Anstalten in Berlin // Sämtliche Werke / hrsg. von W. Stahl. - Berlin: Mundus Verl., 1999. - Bd. 6: Schriften zu Kultus und Unterricht. - S. 197-205.

18. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Особая канцелярия МВД. - Ф. 1165. - Оп. 3. - Д. 2. - Л. 5.

19. Geier M. Die Brüder Humboldt, eine Biographie, Hamburg; 1. Aufl. - Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 2009. - 349 S.

20. Ростиславлева Н.В. Основатель Берлинского университета В. фон Гумбольдт как мыслитель и политик // Новая и новейшая история. - 2009. - № 3. - С. 179-197. ■

Преподаватель

3 / 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.