Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №3
УДК 327(439) Любовь ШИШЕЛИНА
ВИКТОР ОРБАН: 10 ЛЕТ У ШТУРВАЛА ВЕНГРИИ
Аннотация. В статье анализируется десятилетнее правление Виктора Орбана, партия которого в 2018 г. в четвёртый раз победила на парламентских выборах, став, таким образом, самой стабильной политической силой страны. С именем политика, преодолевшего за годы своей политической карьеры непростые мировоззренческие повороты, ассоциируются крупные успехи в экономике и политике. В данной статье, однако, в фокусе внимания преобладают оценки внутренней ситуации. Опросы населения и цифры однозначно свидетельствуют о подъёме, тем не менее, в опросах явно присутствует и эмоциональное начало, особенно, когда это касается лагеря, не сочувствующего нынешнему кабинету министров. На сегодня Венгрия при достаточно скромных внутренних ресурсах умело пользуется всеми инструментами привлечения иностранного капитала без ущерба для национальных интересов страны. За прошедшие годы, несмотря на критику руководства партии ФИДЕС из Брюсселя, страна расширила свой международный авторитет, активно выступая по наиболее актуальным вопросам глобальной повестки, среди которых миграционный кризис, изменения климата, борьба с эпидемиями и т.д. До следующих парламентских выборов остаётся два года. Судя по региональным выборам 2019 г., когда партия ФИДЕС уступила оппонентам главный город страны - Будапешт, они будут напряжёнными и интригующими. Весь опыт В. Орбана, обретённый на посту руководителя страны, не позволяет делать простые прогнозы. Страна меняется, но и политик, отмеривший десять лет пребывания у власти, тоже не стоит на месте.
Ключевые слова: Виктор Орбан, ФИДЕС, экономическая политика, политическая консолидация, Европейский союз, Вишеградская группа.
Сегодня, когда центральноевропейский регион отметил 100-летие со дня своего образования и ряд других знаменательных дат, открытым остаётся вопрос: кто он, настоящий (или хотя бы типичный) центральноевропейский политик? Как в нынешних геополитических реалиях должны соотноситься в его личности национально-консервативные и либеральные ценности? В мире с этой частью Европы чаще ассоциируются имена Т.Г. Масарика, Ю. Пилсуд-ского, не столь широко известны М. Хорти, М. Штефаник... Всех этих деятелей, по большей части консервативного толка, вспоминают за вклад в «нациестроительство», в связи с идеями об устройстве региона. Из этой плеяды выпадает Масарик, который, строя самостоятельное государство, широко опирался именно на демократические ценности и прославил межвоенную Чехословакию как наиболее демократичное государство этой части Европы. Безусловно, всё ещё на слуху Я. Кадар, Г. Гусак, В. Ярузельский, олицетворявшие уже совсем другую эпоху. Однако их уже затмили имена В. Гавела и Л. Валенсы. Венгрия же и 30 лет назад, и сего-
© Шишелина Любовь Николаевна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник, руководитель Отдела исследований Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию: 17.06.2020. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320204854.
дня ассоциируется с именем Виктора Орбана.
Мировоззренческая эволюция
29 мая 2020 г. Виктор Орбан отметил 10 лет непрерывного руководства кабинетом министров Венгрии. Суммарно же он руководит Венгрией 14 лет - практически половину сложного переходного периода. Он находится у власти всего на год меньше, чем канцлер Германии Ангела Меркель, непрерывно сохраняющая за собой пост канцлера ФРГ с 2005 г. Однако В. Орбан стал известным европейским политиком задолго до немецкой коллеги, уже в 1988 г. Его карьера, в отличие от Меркель, не была поступательной и прямолинейной. Убеждённый либерал в начале политической траектории, он стал национал-консерватором в расцвете своей деятельности. Отчасти схожий мировоззренческий путь прошли и другие видные централь-ноевропейские лидеры: Вацлав Клаус, Милош Земан, да и самый громкий политик эпохи революций Лех Валенса. Эта перемена в В. Орбане с явным разочарованием была отмечена в Брюсселе. Один из лидеров французского анархистского молодёжного движения 1968 г., депутат Европарламента Д. Кон-Бендит, реагируя на речь В. Орбана в качестве лидера страны, заступавшей на пост председателя Совета ЕС, даже обрушился тогда на него с гневным обвинением: «Я был на стороне премьер-министра Орбана, когда он боролся с коммунистами в конце 1980-х и начале 1990-х гг. Я был на стороне премьер-министра Орбана, когда он просил либеральных европейцев исключить Йорга Хайдера из европейской либеральной партии. Виктор Орбан был политиком, которого следовало уважать. Сегодня, премьер-министр Ор-бан, вы находитесь на пути к тому, чтобы стать европейским Чавесом, национальным популистом, который не совсем понимает сущность и структуру демократии»1.
С тех пор поводов гневить Брюссель становилось всё больше. С одной стороны, в них находили отзвук внутриполитические венгерские противоречия, с другой - превалирующий в брюссельской номенклатуре либеральный настрой, до сих пор сочетающийся с несколько высокомерным отношением к странам, присоединившимся к ЕС в 2004 г.
Такая перемена взглядов В. Орбана вполне объяснима: он был либералом и почти анархистом, создав и возглавив Союз молодых демократов (ФИДЕС), когда полагал главной задачей борьбу с тоталитаризмом, олицетворением которого в Венгрии считался кадаровский социализм. Разрушение прошлого виделось основной целью, и либерализм подходил много больше других принципов. Когда же он в первый раз пришёл к власти в 1998 г., перед ним встали задачи созидания, строительства и консолидации нации. И для этих целей требовались уже совершенно иные идеологические убеждения. Им более соответствовал консерватизм. Хотя даже в либеральной ипостаси идеи В. Орбана сочетались с национальными интересами. Это особый случай Венгрии, особо примечательный в столетнюю годовщину Трианонского мирного договора, который в стране воспринимается не иначе как «Трианонская травма», разделившая историю страны на «до» и «после»: на королевство с входящими в него немалыми инонациональными общинами, и на почти мононациональное государство с обширными ко-национальными диаспорами во всех направлениях от новых границ страны. История современной Венгрии показала, что отрыв от данной реальности, вернее попытка её игнорирования, опасны крахом. Таким образом, в политике Виктора Орбана - если быть до конца точными - наблюдается разновидность национального либерализма и более универсальный - в понятийном смысле - национальный консерватизм.
1 The programme of activities of the Hungarian Presidency of the Council (debate). 19.01.2011. Strasbourg. URL: https: //www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+CRE+20110119+rrEM-005+DQC+XML+W/EN (дата обращения: 02.06.2020).
«Орбану всегда удавалось заранее уловить смену глобальных трендов и оказаться на несколько шагов впереди других политиков Восточной Европы, - удачно подмечает российский политолог Максим Саморуков. - Партию ФИДЕС, тогда молодёжную и отчаянно либеральную, он основал в марте 1988 г., когда Валенса, Гавел или Желев ещё сидели в подполье, не надеясь на скорый успех. Два десятилетия спустя, успев поработать четыре года либеральным и проевропейским премьер-министром, Орбан не потерял чутья, перековался в консервативного патриота и триумфально вернулся к власти в 2010 г., начав строить первую в Европе нелиберальную демократию»1.
Общественное мнение
Сам премьер оценивает последние 10 лет как самые успешные в 100-летней истории Венгрии. Его оппоненты, напротив, вменяют руководству ФИДЕС демонтаж демократии, рост социального неравенства, резкое ухудшение качества государственных услуг и безудержную коррупцию провластных политиков.
В канун юбилея, фонды Policy solutions и Friedrich-Ebert-Stiftung провели совместное исследование. Согласно нему, 57% венгров считают, что за последние 10 лет наибольший прогресс был достигнут в увеличении государственной поддержки многодетных семей - такая доля респондентов предпочла этот вариант из трёх возможных. В этом венгерское и польское консервативное правительства демонстрируют схожие линии. Поддержка семей является реальным приоритетом современных центральноевропейских консерваторов. На втором месте - антииммигрантские меры (45%), а на третьем - снижение стоимости для конечных потребителей коммунальных услуг в 2013 г. Последнее поставили в тройку ключевых достижений правительства 35% опрошенных2.
30% опрошенных считают, что одним из важнейших успехов правительства Орбана стало также повышение заработной платы и улучшение уровня жизни, а 29% отметили снижение безработицы. По мнению 24% опрошенных, правительство сделало очень много для развития венгерского спорта, а 18% полагали, что ФИДЕС дал людям возможность зарабатывать больше денег, если они действительно больше работают. В целом большинство опрошенных констатировали повышение жизненного уровня за годы правления В. Орбана.
Одноврéменно опрашиваемым было предложено назвать и три наиболее крупные проблемы десятилетия правления ФИДЕС. На первом месте среди неудач оказался уровень медицинского обслуживания (57% опрошенных). На втором месте был отмечен рост социального неравенства (34% респондентов). Третьей проблемой стала уязвимость наёмных работников (31%). На примыкающих следом позициях оказались рост российского влияния (28%), недостаточно амбициозная климатическая политика (27%) и массовая коррупция (27%)3.
Инициаторы опроса учитывали различия в мнениях приверженцев различных политических партий. Естественно, что больше негативных оценок было собрано в стане последователей венгерских социалистов, Моментума, Демократической коалиции, партии Йоббик и других. Хотя о русской угрозе, как одном из негативных факторов, также больше говорила оппозиция, однако и пятая часть сторонников ФИДЕС высказала недовольство заметным потеплением в отношениях с Россией.
В итоге венгры видят улучшения в основном в экономическом плане: в системе поддержки семьи (44 %), состоянии венгерской экономики (31 %) и уровне жизни (27 %). Но нема-
1 Саморуков М. Клуб четвёртого срока. Как долго Орбан будет непобедим? Саrnegie.ru, 09.04.2018. URL: https:// carnegie.ru/commentary/76014 (дата обращения: 02.06.2020).
2 Szabo Z. Ilyen volt az Orban - kormany elmùlt 10 éve - Îme, a nép itélete. Napi.hu, 23.04.2020.
3 Ibid.
лые усилия ещё предстоит приложить для исправления ситуации со свободой печати, борьбы с бедностью, для повышения качества государственного образования. Особый прорыв, по мнению опрошенных, необходим в борьбе с коррупцией и улучшением состояния здравоохранения.
В заключение авторы исследования задаются вопросом: можно ли рассчитывать на смену правительства Орбана? Ответ, как и в большинстве других аналитических материалов, -весьма расплывчат. Авторы констатируют: «нельзя не заметить, что в оценке понятия "демократия в Венгрии" венгерское общество сегодня разделено на два полностью сбалансированных лагеря, т.е. количество тех, кто считает, что в стране есть демократия (48%) равно тем, кто считает, что в Венгрии её нет (47%)»1.
Взгляд снаружи
По традиции общепризнанным экономическим лидером в вишеградском регионе считается Польша. Однако и Венгрия Орбана также выглядит вполне достойно, особенно на фоне предшествовавших правительств Дюрчаня/Байнаи. М. Саморуков справедливо утверждает, что «если посмотреть на динамику практически любого макроэкономического показателя Венгрии, то окажется, что Орбан проводит самую ответственную экономическую политику в новейшей венгерской истории. В предыдущие восемь лет правления леволиберальных кабинетов (2002-2010) дефицит венгерского бюджета и близко не подходил к маастрихтским критериям, составляя по 6-8% ВВП. А у Орбана уже на третьем году правления упал ниже 3% ВВП и с тех пор не превышал этого порога. То же самое с государственным долгом. За лево-либеральную восьмилетку он вырос с 55% ВВП в 2002 г. до 80% в 2010-м. За восьмилетку Орбана упал с 80% ВВП до 73%»2
Таким образом, продолжает российский эксперт, «апокалиптические прогнозы, что чрезвычайные налоги Орбана на банки и торговые сети приведут к бегству иностранного капитала и затяжной рецессии, не оправдались. Некоторые западноевропейские компании действительно ушли, но в основном не только из Венгрии, а из региона в целом. А суммарные накопленные прямые иностранные инвестиции продолжили расти: с 68 млрд до 78 млрд евро в 2010-2017 гг. К тому же исчез дефицит платёжного баланса: дефицит 7-8% ВВП сменился профицитом 35%»3.
Российские аналитики предпочитают оперировать в своих выводах не опросами населения, особенно оппозиционно-настроенного, а цифрами, которые как раз и отражают лишённую эмоций оценку результатов. Экономический анализ, в частности, разбивает миф о несоответствии политики Орбана западным ценностным ориентирам. Как пишут А. Дрыночкин и Е. Сергеев4, «нынешний этап экономического развития Венгрии рассматривается многими исследователями преимущественно в контексте «отката» от либеральных западных ценностей, институтов, практик и моделей и формированием некоего подобия «авторитарного капитализма». При этом наиболее яркими проявлениями этого отката видятся, прежде всего, усиление «автократичности» центрального правительства, рост негативных настроений по отношению к ЕС, а также миграционный кризис». Авторы подчёркивают, что «безусловно, в этом неизбежно присутствует некоторая ангажированность, предопределённость оценок ряда исследователей, вытекающая из-за их приверженности либеральному крылу экономической науки».
1 Szabó Z. Ilyen volt az Orbán-kormány elmúlt 10 éve...
2 Саморуков М. Клуб четвёртого срока ...
3 Там же.
4 Дрыночкин А., Сергеев Е. Иностранный капитал и «недемократическая» Венгрия: меняются ли взгляды друг на друга? Вишеградская Европа. Центральноевропейский журнал, 2019, №3-4. С. 118-136.
Подобные оценки, к сожалению, многократно тиражируются и нашей прессой, и т.н. «экспертным сообществом». Утверждения об усилении авторитарных тенденций и непрозрачности системы выборов опрокидывают результаты региональных выборов 2019 г., когда ФИ-ДЕС уступила оппозиции столицу. Впрочем, это обстоятельство значительно оживило внутриполитическую дискуссию и соревновательный дух, которые стали несколько затухать в последние годы.
Важной особенностью экономического развития Венгрии является достижение за годы правления В. Орбана баланса интересов в сфере привлечения иностранного капитала и усиления национальных позиций. Как отмечают Дрыночкин и Сергеев, стоит обратить внимание на «"первопроходческий" (по сравнению с другими государствами В4) характер страны в её отношениях с иностранным капиталом. Так, страна первой начала активно привлекать иностранный капитал и сегодня это единственная из стран В4 с довольно заметными объёмами экспорта капиталов. Не зря многие иностранные ТНК выбирают именно Венгрию в качестве базы для своего транзитного капитала. Но в то же время страна инициировала некоторые точечные изменения во взаимоотношениях с иностранными инвесторами (скажем, в энергетике). Однако подобные действия не привели к масштабному изменению модели взаимодействия с иностранным капиталом. Взаимные взгляды "недемократической" Венгрии и иностранного капитала друг на друга кардинально не поменялись, их нынешняя модификация скорее соответствует реалиям сегодняшнего дня, когда период "первичного накопления" иностранного капитала в стране закончился, а на его место пришёл период своеобразного равновесия»1.
Очевидно, это равновесие раздражает и свою либеральную общественность, и брюссельскую, отчего Орбан последние десять лет является самым «обсуждаемым» и «осуждаемым» политиком на пространстве ЕС. Стоит упомянуть реакцию, которую в мире вызвал Закон о чрезвычайных мерах в связи с пандемией коронавируса, принятый венгерским парламентом 30 марта 2020 г. Посыпались ставшие уже традиционными обвинения в узурпации власти и т.п. Однако 15 июня парламент принял постановление об отмене Закона и о мерах на переходный период2.
Вызывает сожаление сужение свободы прессы, закрытие нескольких печатных изданий, успевших стать символами ХХ столетия. Однако либеральный спектр успешно реализовал себя в интернет-пространстве. В принципе печатную прессу покупает преимущественно старшее поколение, а молодёжь живёт в виртуальной реальности. Очевидно, есть над чем ещё работать и в сфере здравоохранения и образования. Ведь именно эти области являются реально «нациеформирующими», «нациесберегающими». Но для их развития необходима твёрдая экономическая основа.
Успехи Виктора Орбана во внешнеполитической сфере достойны отдельной статьи. Заметим, однако, что Венгрия успешно справилась со сложной международной ситуацией на посту страны - председателя Совета ЕС, заложив подходы к решению проблем миграции во время «арабской весны»; заставила Европу задуматься о последствиях неконтролируемой миграции с других континентов; в целом разумно открылась на разных направлениях, реализуя свою миссию центральноевропейского моста.
Виктор Орбан - тот редкий лидер, речи которого разбирают сегодня на цитаты. Одной из самых ярких стала фраза, поминаемая и другими центральноевропейскими политиками, в которой венгерский премьер оценил путь, проделанный страной за три десятилетия реформ:
1 Там же.
2 Megszavazta a parlament, hogy legyen vege a veszelyhelyzetnek. Index, 16.06.2020. URL: https ://index. hu/belfold/ 2020/06/16/veszelyhelyzet koronavirus torveny felhatalmazas visszavonas orszaggyules parlament elfogadta/ (дата обращения: 16.06.2020).
«Тридцать лет мы думали, что Европа - наше будущее, теперь мы знаем, что мы - будущее Европы»1.
Ä Ä Ä
Возвратившись на пост руководителя правительства Венгрии в 2010 г., В. Орбан принял страну, переживавшую серьёзный экономический кризис, с одним из крупнейших в Европе дефицитом бюджета и государственным долгом. Тяжёлым бременем повис кредит МВФ, запрошенный предыдущим кабинетом либералов. Две первые позиции главе ФИДЕС удалось существенно снизить, а последнюю закрыть в течение года и выслать из страны представителя Международного валютного фонда. Кризис наблюдался и в политической сфере. Венгрия долго не могла отойти от «скандала Дюрчаня», после обнародования его речи на собрании партии социалистов в 2006 г. Орбану удалось консолидировать страну и стать действительно сильным лидером, вернув доверие избирателя. Три срока подряд у власти при конституционном большинстве в парламенте - такое случилось впервые в венгерской истории и потому говорит о многом. Региональные же выборы 2019 г. показывают, что это отнюдь не повод расслабиться и почивать на лаврах. Всего два года остаётся до следующих парламентских выборов. С приходом к власти в столице оппозиции политическое соперничество возросло, однако опыт искушённого политика пока не оставляет шансов оппонентам. В любом случае избирательная кампания 2022 г. станет отнюдь не рутинной. Интрига её в том, пойдёт ли лидер ФИДЕС на очередной европейский рекорд. Страна меняется, но меняется и сам политический долгожитель. Ответ на этот вопрос знает только он сам.
Список литературы
Дрыночкин А., Сергеев Е. Иностранный капитал и «недемократическая» Венгрия: меняются ли взгляды друг на друга? Вишеградская Европа. Центральноевропейский журнал, 2019, №3-4. С. 118-136.
Саморуков М. Клуб четвёртого срока. Как долго Орбан будет непобедим? Саmegie.ru, 09.04.2018. URL: https://carnegie.ru/commentary/76014 (дата обращения: 02.06.2020).
References
Drynochkin A., Sergeev E. Inostrannyi kapital i «nedemokraticheskaya» Vengriya: menyayutsya li vzglyady drug na druga? Vishegradskaya Evropa. Tsentral'noevropeiskii zhurnal, 2019, №3-4. S. 118-136.
Megszavazta a parlament, hogy legyen vége a veszélyhelyzetnek. Index. 16.06.2020. URL: https://index.hu/belfold/2020/06/16/veszelyhelyzet koronavirus torveny felhatalmazas visszavona s_orszaggyules_parlament_elfogadta/ (дата обращения: 16.06.2020).
Orbán Viktor beszéde a XXIX. Bálványosi Nyári Szabadegyetem és Diáktáborban. 28.07.2018. Tusnádfürdo (Bäile Tusnad). URL: http://www.miniszterelnok.hu/orban-viktor-beszede-a-xxix-balvanyosi-nyari-szabadegyetem-es-diaktaborban/
Samorukov M. Klub chetvertogo sroka. Kak dolgo Orban budet nepobedim? Carnegie.ru, 09.04.2018. URL: https://carnegie.ru/commentary/76014 (дата обращения: 02.06.2020).
Szabó Z. Ilyen volt az Orbán - kormány elmúlt 10 éve - Íme, a nép ítélete. Napi.hu, 23.04.2020.
1 Orbán Viktor beszéde a XXIX. Bálványosi Nyári Szabadegyetem és Diáktáborban. 28.07.2018. Tusnádfürdo (Bäile Tusnad). URL: http://www.miniszterelnok.hu/orban-viktor-beszede-a-xxix-balvanYosi-nYari-szabadegyetem-es-diaktab orban/
The programme of activities of the Hungarian Presidency of the Council (debate). 19 January 2011. Strasbourg. URL: https://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+C RE+20n0n9+rrEM-005+DQC+XML+V0//EN (дата обращения: 02.06.2020).
Viktor Orban: 10 Years at the Helm of Power in Hungary
Author. Lyubov Shishelina, Doctor of Sciences (History), Head of the Department for Central and Eastern Europe, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The article analyzes the decade of Viktor Orban's rule, whose party won the parliamentary elections for the fourth time in 2018, thus becoming the most stable political force in the country. The name of the politician who passed serious changes in ideological prefereces over the years of his political career is associated with major successes in economics and politics. In this article, however, the focus is made on evaluating the internal situation. Polls and figures clearly indicate an upturn, however, there could be noticed an emotional approach as to the polls, especially when it comes to the camp that is not sympathetic to the current Cabinet of ministers. Today, Hungary, with its remaining modest domestic resources, skillfully uses all the tools to attract foreign capital without compromising the country's national interests. Over the past years, despite the criticism of the leadership of the FIDESZ party in Brussels, the country has expanded its international authority, actively speaking on the most pressing issues on the global agenda, including the migration crisis, climate change, the fight against epidemics, and so on. Next parliamentary elections will be in two years. Judging by the 2019 regional elections, when the FIDESZ party gave up the country's main city - Budapest- to its opponents, they will be tense and intriguing. Viktor Orban's experience as the country's leader does not allow us to make simple forecasts. The country is changing, but the most mentioned country's politician is also changing...
Key words: Viktor Orban, FIDESZ, economic policy, political consolidation, European Union, Visegrad group.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320204854.