Психологические науки
УДК 316.614.6
ВИКТИМОЛОГИЯ ДЕТСТВА И ВИКТИМОЛОГИЯ СЕМЬИ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ РАЗДЕЛОВ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВИКТИМОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Е.В. Руденский
Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия)
Аннотация. Представлена концептуализации двух новых разделов инновационной социально-психологической теории развития и социального функционирования личности - социально-психологической виктимологии: виктимология детства и виктимология семьи, осуществленная автором в процессе методологического анализа собственной социально-терапевтической практики. Даны характеристики актуальности и практической значимости этих разделов в решении задач культурного социогенеза компетентности личности. Показаны перспективы научных исследований проблем семьи и детства с позиции дефицитно-компетентностной концепции клинико-социологической методологии социально-психологической виктимологии личности.
Ключевые слова: социально-психологическая виктимология личности, виктимология детства, виктимология семьи, квадра-виктимность личности, дефицитно-компетентностная концепция, дефицитно-компетентностная уязвимость личности, виктимайзер, виктимайзинг.
UDC 316.614.6
VICTIMOLOGY OF CHILDHOOD AND FAMILY VICTIMOLOGY: CONCEPTUALIZATION OF NEW SECTIONS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL VICTIMOLOGY OF PERSONALITY
E. V. Rudensky
Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)
Abstract: The author presents the conceptualization of two new sections of the innovative socio-psychological theory of development and social functioning of the individual - socio-psychological victimology: the victimology of childhood and the family's victimology in the course of a methodological analysis of its own social therapeutic practice. The characteristics of the relevance and practical significance of these sections in solving the problems of cultural sociogenesis of a person's competence are given. The prospects of scientific research on the problems of family and childhood from the standpoint of the deficit-competence concept of the clinical and sociological methodology of the socio-psychological victimology of personality are shown.
Keywords: socio-psychological victimology of personality, child victimology, family victimology, quadra-victimhood of personality, deficiency-competence concept, deficit-competence vulnerability of personality, victimizer, victimization
Рассматривая компетентность личности как регулирующую социальную деятельность личности и обеспечивающую саморегуляцию личности в качестве субъекта деятельности, как матрицу сознания, формирование которой обеспечивает мета-система культурного социогенеза компетентностей личности, социально-психологическая виктимология личности обосновывает и представляет в качестве детерминирующего основания развития виктимности личности дефицит функциональных и психотехнических компетентностей. Эта позиция
определяет суть дефицитно-компетентностной концепции социально-психологической виктимологии личности.
Дефицитно-компетентностная концепция
социально-психологической виктимологии личности
определяет уникальность этой социально-психологической теории в системе социально-психологического знания и определяет оригинальность разрабатываемых на ее основе психологических и социально-психологических технологий девиктимизации личности. Технологий, совокупность которых формирует инновационное направление социальной терапии - социально-психологическую терапию виктимности (девиктимизация личности) и оригинальную методологию ее реализации - социально-драматическую методологию девиктимизации личности.
Социально-драматическая методология
девиктимизации личности положена в основу формирования программы подготовки магистров психологии на факультете психологии Новосибирского государственного педагогического университета по программе «Драматерапия виктимности». Открытие этой магистерской программы - это продолжение подготовки социальных психологов-виктимологов, начатой запуском и реализацией программы подготовки магистров психолого-педагогического
образования «Психологическая и социально-педагогическая виктимология», позволившей осуществить практическое внедрение клинико-социологической методологии
социально-психологической виктимологии личности не только в учебный, научно-исследовательский процесс, но и практику деятельности социальных и образовательных учреждений.
Клинико-социологическая методология социально-психологической виктимологии личности как теория организации и система методов гносеологии детерминант, механизмов и феноменов интерактивного виктимогенеза позволяет прийти к пониманию новых для отечественных
клинической психологии, психологии развития, психологии и социологии личности феноменов, прежде всего таких, как культурная патология развития, культурная патология личности, культурная патология брутальной адаптации, культурная патология межличностных отношений, культурная патология экзистенционального вакуума. Исследование этих феноменов осуществляется на базе дефицитно-компетентностной концепции социально-психологической виктимологии личности, являющейся для этих исследований теоретико-методологической базой [5].
Интенсивное развитие интереса к дефицитно -компетентностной концепции понимания сущности феномена «виктимность», который является объектом социально -психологической виктимологии личности [7], продиктовано необходимостью вскрыть глубинные, психологические факторы дизадаптации личности и ее девиантного поведения. Социально-психологическая виктимология личности формируется как объяснительная теория социального и психологического детерминизма девиантности личности, обосновывающая дефицит функциональных (как невозможность адаптивной деятельности
самодетерминированной личности) и психотехнических (как невозможность субъектом осуществлять саморегуляцию адаптивной деятельности) компетентностей в качестве базового психологического основания зарождения, формирования и развития квадра-виктимности личности. Становление социально-психологической виктимологии личности во многом связано с тем реальным диссонансом, который возник между состоянием понимания и теоретическими трактовками концепта «виктимность», представленного в работах современных исследователей виктимологи, а также реальными проявлениями виктимности как социально-психологического и психологического качества личности, создающего ее дефицитно-компетентностную уязвимость к социально-психологическим
деструкциям современного общества - общества виктимогенного риска.
Общество виктимогенного риска характеризуется наличием значительного числа опасностей и угроз для функционирующей личности стать жертвой этих феноменов общественной жизни, если у нее имеется дефицитно-компетентностная уязвимость к социально-психологическим деструкциям. Уязвимость к риску перейти на критическое социальное функционирование вместо полноценного социального функционирования возникает при условии несформированности такого социально-психологического качества личности, как адаптивность функционирующей личности [4].
Адаптивность функционирующей личности - это
социально-психологический комплекс качеств личности как субъекта адаптивной деятельности, который включает психологическую систему психотехнических
компетентностей субъектной саморегуляции личности, интегрированную с системой социальных качеств личности, определяющих уровень ее функциональных возможностей как социального актора адаптивного действия - систему социально-функциональных компетентностей.
Дефицит психотехнических или социально-функциональных компетентностей приводит к субъектной или функциональной дефектности личности, запуская деструктивный психологический механизм дефицитно-компетентностной деформации личности, вследствие которого формируется деструктивно-психологическое качество личности - квадра виктимность.
Квадра-виктимность личности - это социально-психологический синдром, характеризующий систему дефицитно-компетентностных уязвимостей личности к критическим ситуациям (или ситуациям, требующим от личности адаптации как социально-психологического действия и адаптивности как социально-психологического
качества), которые знаменуют переход личности на критическое функционирование в условиях психологического или социально-психологического кризиса, конфликта, социальной фрустрации или стресса [6]. Критическое функционирование личности порождает для нее ряд проблем психологического и социально-психологического характера. И прежде всего, проблемы достижения психологического и социального благополучия, а также, проблемы функциональной самодетерминированности.
Значимыми для понимания проблем критического функционирования личности являются четыре вида виктимности личности, образующие интегрированный комплекс квадра-виктимности - личная виктимность; социальная виктимность; когнитивная виктимность; субъектная виктимность. Их интеграция, образуя психологический комплекс квадра-виктимности, не только запускает деструктивное для психики личности эмоциональное состояние - функциональную
неудовлетворенность, но и парализует психологические и социально-психологические механизмы самодетерминации и саморегуляции. Паралич психологических и социально-психологических механизмов самодетерминации и саморегуляции характеризует функционирующую личность, у которой диагностируется квадра-виктимность, как социально-дефектную личность.
Поэтому, социально-психологическая виктимология личности оперирует понятием «квадра-виктимность личности» и, следуя клинико-социологической методологии социально-психологической виктимологии личности, использует концепт «синдром квадра-виктимности личности» для характеристики дефицитно-компетентностной уязвимости к социально-психологическим деструкциям в системе общественных отношений общества виктимогенного риска.
Синдром квадра-виктимности является объектом
социально-психологической виктимологии личности, а интерактивный виктимогенез личности - предметом. Морфология социально-психологической виктимологии личности раскрывает интерактивный виктимогенез -деструктивный культурно-генетический мета-механизм зарождения, формирования и развития квадра-виктимности на двух уровнях: процессуальном и институциональном.
Процессуальный уровень морфологии социально -психологической виктимологии личности раскрывает основные социально-психологические процессы,
формирующие виктимность личности.
Институциональный уровень морфологии социально -психологической виктимологии личности представляет социально-психологические институты как социально-психологические системы, детерминирующие спецификой своего функционирования зарождение, формирование и развития квадра-виктимности личности.
Индуктором морфологического динамизма социально -психологической виктимологии личности является социально-аналитическая деятельность социальных психологов-виктимологов, позволяющая вскрыть проблемы мета-системы культурного социогенеза компетентностей личности и проблемы детерминированного виктимностью критического функционирования личности, ведущие ее к брутальной адаптации, на фоне прогрессирующей социальной фрустрации и дезорганизующей психическую организацию личности беспомощности, и, в конечном счете, - к состоянию экзистенционального вакуума: бессмысленности жизни [8].
Брутальная адаптация, социальная фрустрация, личная беспомощность и экзистенциональный вакуум - четыре основных социально-психологических синдрома виктимана -человека-жертвы патологии культурного социогенеза компетентностей и патологии культуры брутальной
адаптации как социально-функционального механизма, детерминированного квадра-виктимностью. Квадра-виктимность формируется у личности вследствие возникающих проблем функционирования мета-системы культурного социогенеза компетентностей личности.
Одной из таких проблем является проблема жестокого обращения с детьми, исследования которой дали импульс развитию в структуре социально-психологической виктимологии личности двух новых направлений: виктимология семьи и виктимология детства.
Виктимология семьи раскрывает интерактивные механизмы и субъектный детерминизм виктимогенеза личности как следствия деструкции интерактивной системы семьи. Разработкой этого направления занимается кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии факультета психологии НГПУ Ю.Е. Руденская [1; 2; 3].
Виктимология детства, разработку которой осуществляет доктор социологических наук, профессор кафедры социальной психологии и виктимологии НГПУ Е.В. Руденский, раскрывает феномен культурной патологии межличностных отношений в культурном социогенезе компетентностей личности и ее влияние на деструктивную психодинамику социально-психологического развития личности ребенка.
В рамках обозначенных направлений основное внимание сосредоточено на рассмотрении деструктивного культурно-генетического механизма интерактивного виктимогенеза личности - виктимайзинга. Концепт «виктимайзинг» определяется социально-психологической виктимологией личности в качестве концептуального ядра виктимологии семьи и виктимологии детства.
Виктимайзинг - это система дисфункциональных культурно-генетических интеракций, посредством которых виктимайзер, определяемый нами как порождаемый
культурой общества виктимогенного риска провайдер деструкции социального научения, реализует собственный виктимогенный синдром (виктимогенный синдром
виктимайзера) и формирует культурную патологию межличностных отношений с развивающейся личностью, боль от которых вводит ее в состояние беспомощного страдания.
Беспомощное страдание концептуализируется социально-психологической виктимологией личности как деструктивный, разрушающий целостность и гармонию психической организации личности, психологический механизм интрапсихической виктимизации личности, приводящей не только к дефициту основных психотехнических и функциональных компетентностей, но и выпадению целого ряда психических функций, приводящей к состоянию личной виктимности.
Введение в концептуальное поле социально -психологической виктимологии личности концепта «интрапсихический виктимогенез личности» раскрывает возможности исследования не только социодинамики децидивной виктимности, но и психодинамики эвентуальной виктимности, а, также связать эти два процесса в единый системный процесс интерактивного виктимогенеза личности.
Актуальность разработки виктимологии семьи и виктимологии детства как структурных разделов социально-психологической виктимологии личности прошла экспертизу на совещаниях директоров профессиональных колледжей в Министерстве образования Новосибирской области и научных сессиях НИА «Лаборатории социально -психологической виктимологии личности профессора Е.В.Руденского» с участием родительской общественности и педагогов-психологов, социальных педагогов и социальных работников образовательных и социальных учреждений Новосибирской области. В результате этого разработана социально-педагогическая программа социально-
терапевтической превенции детей и подростков «Превентивная адаптация детей и подростков», поддержанная Министерством образования Новосибирской области и вызвавшая интерес аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Это является свидетельством конструктивной перспективы разработки новых структурных разделов морфологии социально-педагогической виктимологии личности и продуктивности клинико-социологической методологии социально-психологической виктимологии личности и социально-драматической методологии девиктимизации личности с синдромом квадра-виктимность.
Список литературы
1. Руденская Ю.Е. Патологизирующее виктимное воспитание как проблема социально-психологической виктимологии личности // Развитие человека в современном мире: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 16 - 18 апреля 2013 г.) / под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. Новосибирск: НГПУ, 2013. С. 279 - 281.
2. Руденская Ю.Е. Факторы онтогенетической виктимизации личности в интерактивной системе семьи //Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 180 - 184.
3. Руденская Ю.Е. Коммуникативная ситуация виктимогенеза личности ребенка: опыт феноменологического анализа // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 167 - 172.
4. Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. Введение в психологическую теорию социального функционирования личности. Новосибирск: Институт психологии личности, 1997. 224 с.
5. Руденский Е.В. Концептуальное введение в культурно-генетическую виктимологию. Новосибирск: НГПУ, 2012. 180 с.
6. Руденский Е.В., Руденская Ю.Е. Дефект социализации личности как базовая категория педагогики критического конструктивизма: введение в социально-генетическую виктимологию. Новосибирск: НГПУ, 2012. 254 с.
7. Руденский Е.В. Методология и теория исследования виктимогенеза личности. Новосибирск: НГПУ, 2013. 222 с.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 178 с.
References
1. Rudenskaya Yu.E. Patologiziruyushchee viktimnoe vospitanie kak problema social'no-psihologicheskoj viktimologii lichnosti // Razvitie cheloveka v sovremennom mire: Materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (g. Novosibirsk, 16 - 18 aprelya 2013 g.) / pod red. N.Ya. Bol'shunovoj, O.A. SHamshikovoj. Novosibirsk: NGPU, 2013. Pp. 279 - 281.
2. Rudenskaya Yu.E. Faktory ontogeneticheskoj viktimizacii lichnosti v interaktivnoj sisteme sem'i //Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2013. № 3. Pp. 180 - 184.
3. Rudenskaya Yu.E. Kommunikativnaya situaciya viktimogeneza lichnosti rebenka: opyt fenomenologi-cheskogo analiza // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2014. № 6. S. 167 -172.
4. Rudenskiy E.V. Konceptual'nye osnovy psihologii adaptiruyushchejsya lichnosti. Vvedenie v psiho-logicheskuyu teoriyu social'nogo funkcionirovaniya lichnosti. Novosibirsk: Institut psihologii lichnosti, 1997. 224 p.
5. Rudenskiy E.V. Konceptual'noe vvedenie v kul'turno-geneticheskuyu viktimologiyu. Novosibirsk: NGPU, 2012. 180 p.
6. Rudenskiy E.V., Rudenskaya Yu.E. Defekt socializacii lichnosti kak bazovaya kategoriya pedagogiki kriticheskogo konstruktivizma: vvedenie v social'no-geneticheskuyu viktimologiyu. Novosibirsk: NGPU, 2012. 254 p.
7. Rudenskiy E.V. Metodologiya i teoriya issledovaniya viktimogeneza lichnosti. Novosibirsk: NGPU, 2013. 222 p.
8. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. M.: Progress, 1990. 178 p.