Научная статья на тему 'Виктимологическая профилактика насильственной преступности'

Виктимологическая профилактика насильственной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5780
698
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛЬСТВЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ЖЕРТВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ / VIOLENT CRIME / VICTIMOLOGICAL PREVENTION / VICTIM OF CRIME / STATISTICS RECORD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведев Валерий Михайлович

Статья посвящена необходимости улучшения виктимологической профилактики насильственной преступности, введения статистической отчетности относительно жертв насильственных преступлений. Предлагается методика выявления потенциальных жертв насильственной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Victimological Prevention of Violent Crimes

The article dwells on the necessity to improve victimological prevention of violent crime and implement statistics records of victims of violent crimes. The author suggests the system of methods of revealing potential victims of violent crime.

Текст научной работы на тему «Виктимологическая профилактика насильственной преступности»

УДК 343.9

I ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА | НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В. М. Медведев

Статья посвящена необходимости улучшения виктимологиче-ской профилактики насильственной преступности, введения статистической отчетности относительно жертв насильственных преступлений. Предлагается методика выявления потенциальных жертв насильственной преступности.

Ключевые слова; насильственная преступность, виктимологи-ческая профилактика, жертва преступления, статистический отчет.

В России ежегодно регистрируется около 1,5 млн потерпевших, в результате умышленных преступлений погибают примерно 50 тыс. человек, 60 тыс. лиц причиняется тяжкий вред здоровью. Доля насильственных преступлений в структуре преступности не превышает 10%. Десятки тысяч россиян стали жертвами убийств и покушений на убийства (согласно данным Росстата России, в последнее десятилетие в среднем 22 смерти наступает в результате убийства), тяжких телесных повреждений, изнасилований. Так как эти преступления вызывают наибольший страх у населения, именно поэтому процесс виктимизации от этих преступлений возрастает ежегодно, и нет оснований полагаться на положительную динамику.

Вероятность стать жертвой какого-либо преступления распределяется среди населения неравномерно. Исследователи утверждают, что некоторые группы людей чаще других становятся жертвами воров, грабителей, мошенников, насильников и других преступников '. Наиболее высокая уязвимость от насильственных преступлений присуща детям, женщинам, престарелым людям, лицам с физическими и умственными нарушениями, а также вздорным, скандальным, несдержанным людям. Здесь представлен неполный перечень указанных лиц.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. установлено, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и обществен-

ной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать в том числе совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения преступлений, а также создание единой государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений 2.

Предупреждение преступлений — одна из главных функций, которая в соответствии с действующим законодательством должна реализовываться определенным кругом субъектов, в результате чего будет снижаться образовавшаяся в обществе криминогенная напряженность, которую обусловливают множество негативных факторов социального, экономического и политического характера. Вероятнее всего, деятельность по предупреждению преступлений будет иметь какие-либо результаты, если она направлена непосредственно на криминогенные факторы, которые своим существованием в обществе способствуют росту преступных посягательств.

Виктимологическая профилактика имеет сложную структуру, она осуществляется различными субъектами, на различных уровнях, в разных видах и формах, в отношении разных объектов, на ранней и непосредственной стадиях проявления виктимно-го поведения и свойств личности. При этом структура и классификация мер данного вида профилактики преступлений с тем уточнением, что конкретное содержание этих мер будет весьма специфичным, определяется самим объектом воздействия 3.

По данным В. И. Полубинского и А. Л. Сит-ковского, ведущей (68,3%) среди служб ОВД, которым в наибольшей мере присуща и соответствует их функциональной специфике виктимологическая профилактика, является служба участковых уполномоченных. Затем указаны: уголовный розыск — 22,0%; патрульно-постовая служба — 17,1; подразделения по делам несовершеннолетних — 9,8; следственные подразделения, государственная инспекция безопасности дорожного движения и паспортно-визовая служба — 2,4% 4.

Все эти подразделения в большей мере занимаются общей виктимологической профилактикой, которую Д. В. Ривман и В. С. Устинов определяют как выявление причин преступлений и условий, способствующих их совершению, если они связаны с личностью и поведением потерпевших, а также устранение этих причин и условий 5. Таким образом, практически нет субъектов, занимающихся индивидуальной вик-тимологической профилактикой.

В приказе МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», который закрепляет обязанности сотрудников по профилактике, о виктимо-логической профилактике сказано лишь в п. 14.4 относительно обязанностей сотрудников органов вну-

тренних дел по предупреждению преступлений. Сотрудники дознания должны осуществлять профилактическую деятельность среди лиц, которые ранее претерпевали в отношении себя преступные посягательства, для изменения их виктимного поведения. Данные меры виктимологической профилактики сведены к защитно-воспитательной работе с гражданами, ранее ставшими потерпевшими от преступных посягательств, а выявление лиц с повышенным уровнем виктимности не ведется.

Слабая индивидуальная виктимологическая профилактика объясняется отсутствием специальных методик по выявлению лиц с высоким уровнем вик-тимности и субъектов, которые могли бы правильно осуществлять такую специфическую профилактику. Необходимо учитывать также отсутствие законодательного акта на федеральном уровне в части профилактики правонарушений в России. В настоящее время в ряде субъектов Федерации действуют региональные системы профилактики правонарушений, сформированные на основе базовой модели комплексной профилактики правонарушений, разработанной МВД России и одобренной Государственным советом Российской Федерации. Деятельность этих программ урегулирована законами субъектов Федерации в области профилактики правонарушений и осуществляется на основе комплексных целевых программ по профилактике правонарушений.

В сложившейся ситуации создан проект Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», в котором впервые на законодательном уровне обращают внимание на виктимологическую профилактику. В статье 2 проекта дается понятие виктимологиче-ской профилактики правонарушений, которое определяется как деятельность субъектов системы профилактики правонарушений, ориентированная на предупреждение преступлений и иных правонарушений путем снижения у лиц риска стать жертвами противоправных посягательств. В статье 13 проекта определяются меры виктимологической профилактики как общей, так и индивидуальной. Представленные виды виктимологической профилактики вполне ясны и понятны, но без отсутствия специальных методик по выявлению групп и лиц с повышенным уровнем вик-тимности сложно вести виктимологическую профилактику 6.

Выявление потенциальных жертв насильственной преступности представляет сложную задачу, с учетом того, что большинство потерпевших от насильственной преступности не обращаются в органы внутренних дел. Поэтому в отношении лиц с повышенным уровнем виктимности различается, в зависимости от формы профилактики, групповая или индивидуальная профилактика. Наиболее простым

можно назвать установление лиц, высокий уровень виктимности которых обусловлен их профессиональной деятельностью.

Гораздо сложнее обстоит дело с выявлением лиц, индивидуальная высокая виктимность которых связана с их поведением, возрастными аспектами и т. д.

Относительно преступлений, связанных с убийствами, умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, изнасилованием, меры виктимологической профилактики должны осуществляться на основе характеристики жертвы, ее принадлежности к определенной группе. Повысить эффективность виктимоло-гической профилактики можно путем создания базы данных о потерпевших. В настоящее время в статистической карточке на выявленное преступление (форма № 1), в разделе 2 есть подраздел «Информация о потерпевших», есть также статистическая карточка о потерпевшем (форма № 5). Правильное составление и рациональное использовании информации из статистических карточек позволили бы составить базу данных о потерпевших от преступлений и способствовали бы эффективности как общей, так и индивидуальной виктимологической профилактики. Мы согласны с мнением В. С. Устинова и А. А. Глуховой 7, которые считают, что ряд позиций не соответствует требованиям научной обоснованности такого документа. Пункт 33 «Характеристика потерпевших» (форма № 1) не основан на системности. В этом пункте содержатся и половозрастные характеристики, показатели социального и физического состояния потерпевшего. Неясно, что понимать под формулировкой «иное лицо, находящееся на объекте транспорта». В результате проведенных исследований установлено, что лишь в 15% случаев заполняются позиции статистической карточки формы № 1, относящиеся к информации о потерпевших. Это объясняется, видимо, тем, что статистические данные о потерпевших практически не входят в существующую статистическую отчетность МВД России (за исключением информации о пострадавших в ДТП, от пожаров и о потерпевших — иностранцах и лицах без гражданства), а также неясностью формулировок 8.

Учитывая тот факт, что в МВД России отсутствует форма статистической отчетности по жертвам преступления, предлагаем ввести данную форму отчетности по таким тяжким насильственным преступлениям, как убийство, тяжкие телесные повреждения и изнасилование.

Введение формы статистической отчетности о потерпевших от данных преступлений обосновывается главным образом тяжестью последствий.

Ведение форм отчетности по потерпевшим позволит составить таблицу лиц, наиболее подверженных возможности стать жертвой насильственного преступления. Таблица должна составляться с уче-

том ряда признаков: гендерные особенности; возраст; место работы, учебы; род занятий, увлечения; темперамент; отношение к алкоголю, наркотикам и др. Это позволило бы заранее устанавливать потенциальных потерпевших от насильственных преступлений.

Для более эффективного проведения виктимо-логической профилактики насильственной преступности предлагаем следующую методику по выявлению потенциальных потерпевших от насильственных преступлений:

1. От лица, склонного к совершению насильственного преступления: изучая его связи, следует определять круг потенциальных потерпевших.

2. От конкретного лица: путем изучения статистики по потерпевшим можно выйти на конкретное лицо, группу лиц с повышенным уровнем виктим-ности.

Данные методы по выявлению лиц с повышенным уровнем виктимности позволят органам внутренних дел осуществлять профилактику еще до момента «зарождения» преступления, и это поможет реальному снижению количества преступлений насильственного характера за счет понижения виктимности у населения и «готовности» потенциального потерпевшего «столкнуться» с опасной ситуацией, что позволит ему выбрать правильное поведение.

В заключение отметим, что предупреждение преступлений — это более гуманное и экономически выгодное средство борьбы с криминальными явлениями. Еще Шарль Монтескье в одном из своих сочинений писал: «...хороший законодатель не столько заботится о наказаниях за преступления, сколько о предупреждении преступлений.» 9.

1 См., напр.: Блувштейн Ю. Д., Зырин М. И., Романов В. В. Профилактика преступлений : учеб. пособие. Минск, 1986. 287 с.

2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Рос. газета. 2009. 19 мая.

3 Басков А. В. Виктимологическая профилактика корыстнонасильственных преступлений, совершаемых в общественных местах : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 91.

4 Полубинский В. И., Ситковский А. Л. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии : монография. М., 2006. 291 с.

5 Ривман Д. В., Устинов В. С. Виктимология. СПб., 2000. С. 172.

6 URL: http://www.rg.ru/printable/2011/08/16/profllaktika-site-dok.html (дата обращения: 21.04.2013).

7 Устинов В. С., Глухова А. А. Понятие и значение вик-тимологической статистики // Вестник Нижегородского гос. ун-та. 2000. № 5. С. 24.

8 Шинкевич Н. Е. Виктимологическая профилактика убийств и умышленного причинения вреда здоровью. URL: http://library.shu.ru/pdf/1/shink001.pdf (дата обращения: 21.04.2013).

9 Монтескье Ш. Л. О духе законов. М., 1999. С. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.