УДК 343.9
I ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА | НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
В. М. Медведев
Статья посвящена необходимости улучшения виктимологиче-ской профилактики насильственной преступности, введения статистической отчетности относительно жертв насильственных преступлений. Предлагается методика выявления потенциальных жертв насильственной преступности.
Ключевые слова; насильственная преступность, виктимологи-ческая профилактика, жертва преступления, статистический отчет.
В России ежегодно регистрируется около 1,5 млн потерпевших, в результате умышленных преступлений погибают примерно 50 тыс. человек, 60 тыс. лиц причиняется тяжкий вред здоровью. Доля насильственных преступлений в структуре преступности не превышает 10%. Десятки тысяч россиян стали жертвами убийств и покушений на убийства (согласно данным Росстата России, в последнее десятилетие в среднем 22 смерти наступает в результате убийства), тяжких телесных повреждений, изнасилований. Так как эти преступления вызывают наибольший страх у населения, именно поэтому процесс виктимизации от этих преступлений возрастает ежегодно, и нет оснований полагаться на положительную динамику.
Вероятность стать жертвой какого-либо преступления распределяется среди населения неравномерно. Исследователи утверждают, что некоторые группы людей чаще других становятся жертвами воров, грабителей, мошенников, насильников и других преступников '. Наиболее высокая уязвимость от насильственных преступлений присуща детям, женщинам, престарелым людям, лицам с физическими и умственными нарушениями, а также вздорным, скандальным, несдержанным людям. Здесь представлен неполный перечень указанных лиц.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. установлено, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и обществен-
ной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать в том числе совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения преступлений, а также создание единой государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений 2.
Предупреждение преступлений — одна из главных функций, которая в соответствии с действующим законодательством должна реализовываться определенным кругом субъектов, в результате чего будет снижаться образовавшаяся в обществе криминогенная напряженность, которую обусловливают множество негативных факторов социального, экономического и политического характера. Вероятнее всего, деятельность по предупреждению преступлений будет иметь какие-либо результаты, если она направлена непосредственно на криминогенные факторы, которые своим существованием в обществе способствуют росту преступных посягательств.
Виктимологическая профилактика имеет сложную структуру, она осуществляется различными субъектами, на различных уровнях, в разных видах и формах, в отношении разных объектов, на ранней и непосредственной стадиях проявления виктимно-го поведения и свойств личности. При этом структура и классификация мер данного вида профилактики преступлений с тем уточнением, что конкретное содержание этих мер будет весьма специфичным, определяется самим объектом воздействия 3.
По данным В. И. Полубинского и А. Л. Сит-ковского, ведущей (68,3%) среди служб ОВД, которым в наибольшей мере присуща и соответствует их функциональной специфике виктимологическая профилактика, является служба участковых уполномоченных. Затем указаны: уголовный розыск — 22,0%; патрульно-постовая служба — 17,1; подразделения по делам несовершеннолетних — 9,8; следственные подразделения, государственная инспекция безопасности дорожного движения и паспортно-визовая служба — 2,4% 4.
Все эти подразделения в большей мере занимаются общей виктимологической профилактикой, которую Д. В. Ривман и В. С. Устинов определяют как выявление причин преступлений и условий, способствующих их совершению, если они связаны с личностью и поведением потерпевших, а также устранение этих причин и условий 5. Таким образом, практически нет субъектов, занимающихся индивидуальной вик-тимологической профилактикой.
В приказе МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», который закрепляет обязанности сотрудников по профилактике, о виктимо-логической профилактике сказано лишь в п. 14.4 относительно обязанностей сотрудников органов вну-
тренних дел по предупреждению преступлений. Сотрудники дознания должны осуществлять профилактическую деятельность среди лиц, которые ранее претерпевали в отношении себя преступные посягательства, для изменения их виктимного поведения. Данные меры виктимологической профилактики сведены к защитно-воспитательной работе с гражданами, ранее ставшими потерпевшими от преступных посягательств, а выявление лиц с повышенным уровнем виктимности не ведется.
Слабая индивидуальная виктимологическая профилактика объясняется отсутствием специальных методик по выявлению лиц с высоким уровнем вик-тимности и субъектов, которые могли бы правильно осуществлять такую специфическую профилактику. Необходимо учитывать также отсутствие законодательного акта на федеральном уровне в части профилактики правонарушений в России. В настоящее время в ряде субъектов Федерации действуют региональные системы профилактики правонарушений, сформированные на основе базовой модели комплексной профилактики правонарушений, разработанной МВД России и одобренной Государственным советом Российской Федерации. Деятельность этих программ урегулирована законами субъектов Федерации в области профилактики правонарушений и осуществляется на основе комплексных целевых программ по профилактике правонарушений.
В сложившейся ситуации создан проект Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», в котором впервые на законодательном уровне обращают внимание на виктимологическую профилактику. В статье 2 проекта дается понятие виктимологиче-ской профилактики правонарушений, которое определяется как деятельность субъектов системы профилактики правонарушений, ориентированная на предупреждение преступлений и иных правонарушений путем снижения у лиц риска стать жертвами противоправных посягательств. В статье 13 проекта определяются меры виктимологической профилактики как общей, так и индивидуальной. Представленные виды виктимологической профилактики вполне ясны и понятны, но без отсутствия специальных методик по выявлению групп и лиц с повышенным уровнем вик-тимности сложно вести виктимологическую профилактику 6.
Выявление потенциальных жертв насильственной преступности представляет сложную задачу, с учетом того, что большинство потерпевших от насильственной преступности не обращаются в органы внутренних дел. Поэтому в отношении лиц с повышенным уровнем виктимности различается, в зависимости от формы профилактики, групповая или индивидуальная профилактика. Наиболее простым
можно назвать установление лиц, высокий уровень виктимности которых обусловлен их профессиональной деятельностью.
Гораздо сложнее обстоит дело с выявлением лиц, индивидуальная высокая виктимность которых связана с их поведением, возрастными аспектами и т. д.
Относительно преступлений, связанных с убийствами, умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, изнасилованием, меры виктимологической профилактики должны осуществляться на основе характеристики жертвы, ее принадлежности к определенной группе. Повысить эффективность виктимоло-гической профилактики можно путем создания базы данных о потерпевших. В настоящее время в статистической карточке на выявленное преступление (форма № 1), в разделе 2 есть подраздел «Информация о потерпевших», есть также статистическая карточка о потерпевшем (форма № 5). Правильное составление и рациональное использовании информации из статистических карточек позволили бы составить базу данных о потерпевших от преступлений и способствовали бы эффективности как общей, так и индивидуальной виктимологической профилактики. Мы согласны с мнением В. С. Устинова и А. А. Глуховой 7, которые считают, что ряд позиций не соответствует требованиям научной обоснованности такого документа. Пункт 33 «Характеристика потерпевших» (форма № 1) не основан на системности. В этом пункте содержатся и половозрастные характеристики, показатели социального и физического состояния потерпевшего. Неясно, что понимать под формулировкой «иное лицо, находящееся на объекте транспорта». В результате проведенных исследований установлено, что лишь в 15% случаев заполняются позиции статистической карточки формы № 1, относящиеся к информации о потерпевших. Это объясняется, видимо, тем, что статистические данные о потерпевших практически не входят в существующую статистическую отчетность МВД России (за исключением информации о пострадавших в ДТП, от пожаров и о потерпевших — иностранцах и лицах без гражданства), а также неясностью формулировок 8.
Учитывая тот факт, что в МВД России отсутствует форма статистической отчетности по жертвам преступления, предлагаем ввести данную форму отчетности по таким тяжким насильственным преступлениям, как убийство, тяжкие телесные повреждения и изнасилование.
Введение формы статистической отчетности о потерпевших от данных преступлений обосновывается главным образом тяжестью последствий.
Ведение форм отчетности по потерпевшим позволит составить таблицу лиц, наиболее подверженных возможности стать жертвой насильственного преступления. Таблица должна составляться с уче-
том ряда признаков: гендерные особенности; возраст; место работы, учебы; род занятий, увлечения; темперамент; отношение к алкоголю, наркотикам и др. Это позволило бы заранее устанавливать потенциальных потерпевших от насильственных преступлений.
Для более эффективного проведения виктимо-логической профилактики насильственной преступности предлагаем следующую методику по выявлению потенциальных потерпевших от насильственных преступлений:
1. От лица, склонного к совершению насильственного преступления: изучая его связи, следует определять круг потенциальных потерпевших.
2. От конкретного лица: путем изучения статистики по потерпевшим можно выйти на конкретное лицо, группу лиц с повышенным уровнем виктим-ности.
Данные методы по выявлению лиц с повышенным уровнем виктимности позволят органам внутренних дел осуществлять профилактику еще до момента «зарождения» преступления, и это поможет реальному снижению количества преступлений насильственного характера за счет понижения виктимности у населения и «готовности» потенциального потерпевшего «столкнуться» с опасной ситуацией, что позволит ему выбрать правильное поведение.
В заключение отметим, что предупреждение преступлений — это более гуманное и экономически выгодное средство борьбы с криминальными явлениями. Еще Шарль Монтескье в одном из своих сочинений писал: «...хороший законодатель не столько заботится о наказаниях за преступления, сколько о предупреждении преступлений.» 9.
1 См., напр.: Блувштейн Ю. Д., Зырин М. И., Романов В. В. Профилактика преступлений : учеб. пособие. Минск, 1986. 287 с.
2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Рос. газета. 2009. 19 мая.
3 Басков А. В. Виктимологическая профилактика корыстнонасильственных преступлений, совершаемых в общественных местах : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 91.
4 Полубинский В. И., Ситковский А. Л. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии : монография. М., 2006. 291 с.
5 Ривман Д. В., Устинов В. С. Виктимология. СПб., 2000. С. 172.
6 URL: http://www.rg.ru/printable/2011/08/16/profllaktika-site-dok.html (дата обращения: 21.04.2013).
7 Устинов В. С., Глухова А. А. Понятие и значение вик-тимологической статистики // Вестник Нижегородского гос. ун-та. 2000. № 5. С. 24.
8 Шинкевич Н. Е. Виктимологическая профилактика убийств и умышленного причинения вреда здоровью. URL: http://library.shu.ru/pdf/1/shink001.pdf (дата обращения: 21.04.2013).
9 Монтескье Ш. Л. О духе законов. М., 1999. С. 78.