УДК 343.988 Виктимология 4(14) / 2017, с. 29-32
Нигматуллин М. Р.
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАТЕРИСТИКА ЖЕРТВ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В статье рассматривается криминологические особенности преступлений в сфере семейно-бытовых отношений, анализируется характеристика и типология жертв домашнего насилия, а также причины совершения преступлений подобного рода.
Ключевые слова: семья, семейно-бытовое преступление, семейно-бы-товые отношения, виктимность, типология жертв (потерпевших).
Семья — это фундамент Российского общества и государства в целом. Обеспечение безопасности, сохранности семьи является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. В отечественной криминологии семья рассматривается, как малая социальная группа, которая является носителем социальных, культурных и моральных ценностей.
Под семейно-бытовым преступлением следует понимать — общественно опасное деяние (действие или бездействие), причинившее физические, психологические, моральные, сексуальные и (или) экономические страдания лицу в сфере семейно-бытовых отношений.
Многие отечественные криминологи, такие как Антонян Ю.М., Ахматов А.А., Ермаков В.Д., Ильяшенко А.Н., Маликов М.Г., Мясников К.А., Харламов В.С., Чу-раков А.В., Шикула И.Р., Шестаков Д.А. и др. связывают преступления, совершаемые в сфере семейно-бытовых отношений с физическим, психологическим и сексуальным насилием, причинением вреда здоровью различной степени тяжести, угрозой убийством, убийством и изнасилованием.
Так по официальным данным статистики МВД РФ на территории России за 2016 год было зарегистрировано 347322
преступления против личности, из них 10444 убийства и покушения на убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 27442, изнасилование или покушение на изнасилование 3893 [1, с. 6]. При этом в сфере семейно-быто-вых отношений совершается каждое четвертое убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждое шестое преступление против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних [2].
Однако на наш взгляд к семейно-бытовым преступлениям стоит относить не только насильственные преступления, но и преступления корыстной направленности, а также некоторые преступления против свободы, чести и достоинства личности, конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 127, ст. 127\ст. 1281, ст. 137, ст. 138, ст. 139, 157, 158, 159 УК РФ).
В ходе проведения исследования была изучена судебная практика Тюменской области, по рассматриваемой теме было проанализировано 193 судебных решения.
Анализ судебной практики показывает, что порядка 83% преступлений в сфере семейно-бытовых отношений носят насильственный характер, более 7% пре-
ступлений совершаются против собственности. Насильственные преступления как правило совершаются мужчинами, а их жертвами, становятся близкие родственники (супруга, сожительница, родители пожилого возраста, дети, братья и сестры, дедушки и бабушки). Около 75 % преступлений в сфере семейно-бытовых отношений совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
Как показало проведенное исследование, чаще всего потерпевшими от преступлений в сфере семейно-бытовых отношения являются жены (сожительницы) (46%), дети (15%), мужья (сожители) (14 %), родители (9%), сестры и братья (6%), а также иные родственники виновных (10%). Стоит отметить, что в отношений мужей и сожителей как правило совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления.
Исследования, проводимые авторами, свидетельствуют, что рассматриваемые преступления преимущественно совершаются против лиц зрелого возраста (26-50 лет), на долю которых в структуре всех жертв семейно-бытовой насильственной преступности приходится 57,8%. При этом самой виктимной является возрастная группа 36-45 лет, представители которой пострадали от насилия в семье почти в каждом третьем случае (27,9%). Повышенной виктимностью также обладают возрастные группы 3135 лет и 46-50 лет, на долю которых в структуре всех жертв криминального семейного насилия пришлось, соответственно, 10,9% и 10,2%. [3, с.255].
Вместе с тем обращает на себя внимание то обстоятельство, что относительно высокой степенью виктимности характеризуются несовершеннолетние и лица преклонного возраста. Так, каждое десятое (10,2%) семейно-бытовое насильственное преступление было совершено в отношении несовершеннолетних членов семьи; 11,6% — в отношении членов семьи в возрасте 51 - 60 лет; а почти каждое седьмое (13,6%) — в отношении лиц в возрасте 61 года и старше [4, с.33].
Основная масса преступлений в сфере семейно-бытовых отношений совершается в результате напряженных, конфликтных отношений в семье, обусловленных падением уровня жизни населения, образования, нравственных и куль-
турных ценностей личности, а также вследствие употребления спиртных напитков и наркотических, психотропных веществ.
К совершению преступлений в сфере семейно-бытовых отношений также способствует тот факт, что жертвы насилия чаще всего не обращаются за помощью в полицию из-за отсутствия уверенности в разрешении конфликтной ситуации, нежелания выносить личные, семейные проблемы в общественность, чувства стыда перед родственниками, соседями, знакомыми, желание сохранить семью, страха мести со стороны насильника, вследствие чего семейное насилие является наиболее латентным видом преступлений.
Как отмечает Э.Г. Юзиханова, правоохранительная практика почти не использует меры профилактического характера, направленные на снижение возможностей граждан стать жертвами преступных посягательств. Между тем опросы населения показывают, что большинство граждан не имеют представления, как повысить уровень безопасности своих жилищ, жизни и здоровья от насильственных и корыстно-насильственных преступлений [5, с. 45].
Изучение поведения жертв домашнего насилия, их психологических особенностей при совершении преступлений в сфере семейно-бытовых отношений, значительно расширяет возможности предупреждения преступлений подобного рода.
Д.В. Ривман, предлагает следующую типологию потерпевших (жертв), основанных на характере и степени личностных качеств человека, определяющих их индивидуальное поведения в той или иной ситуации:
Агрессивный тип потерпевшего. К этому типу относятся лица, оказавшиеся потерпевшими в результате проявленной ими агрессии в форме нападения на причинителя вреда или других лиц, иного провоцирующего поведения (оскорбление, клевета, издевательства и т.д). Для потерпевших этого типа характерно намеренное создание конфликтной ситуации.
Активный тип потерпевшего. К потерпевшим этого типа относятся лица, поведение которых не агрессивно и не конфликтно, но в конечном счете приво-
30
ВИКТИМОЛОГИЯ № 4(14) / 2017
дит к причинению вреда им самим. Оно заключается в обращении с просьбой о причинении вреда или в иной форме провоцирует причинение вреда.
Инициативный тип потерпевшего. Потерпевшие этого типа - лица, поведение которых имеет положительный характер, но приводит к причинению им вреда. Сюда относятся в первую очередь те лица, служебное или общественное положение которых делает их вмешательство в опасные ситуации обязательным.
Пассивный тип потерпевшего. Потерпевшие этого типа - лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: в силу возраста, физической слабости, беспомощного состояния, трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия и т.д.
Некритичный тип потерпевшего. К потерпевшим этого типа относятся лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации. Некритичность может проявляться как на базе личностных негативных черт (алчность, корыстолюбие и др.), так и положительных (щедрость, доброта, отзывчивость, смелость и др.), а кроме того, в силу невысокого интеллектуального уровня.
Нейтральный тип потерпевшего. К этому типу относятся лица. поведение которых во всех отношениях безупречно: оно не было негативным и никоим образом не вызывало преступное действие; в пределах своих возможностей потерпевший критически осмыслял ситуацию [6, с. 62-68].
На наш взгляд, наиболее удачной в части практического применения, является классификация потерпевших, предложенная А.В. Майоровым. В данной типологии потерпевших предлагается учет квалифицирующих признаков от-
дельных статей уголовного законодательства Российской Федерации, с целью выявления личностных особенностей потенциальных жертв преступлений и в дальнейшим осуществления виктимоло-гической профилактики:
Возрастные признаки. В ряде статей в качестве квалифицирующего признака состава преступления законодатель определяет охрану прав несовершеннолетних лиц и лиц пожилого возраста.
Физиологические признаки потерпевшего в уголовном законодательстве определяются как беспомощное состоянии лица, состояние беременности женщины, болезненное состояние.
Психологическое состояние лица законодателем закреплено в качестве привилегированных составов. Так, ст. 107 и ст. 113 предусматривают состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта).
Признаки, характеризующих поведение потерпевшего (в УК РФ различаются положительные, или правомерные; отрицательное, или не правомерное , аморальное поведение; согласие потерпевшего). [7, с. 58-59].
При планировании и проведении профилактической работы как правило акцент направлен на личность, совершающую преступления в сфере семейно-бытовых отношений, при этом зачастую забывается о самой жертве.
Таким образом, в ходе изучения судебной практики мы пришли к выводу, что меры профилактического характера по предупреждению семейно - бытовых преступлений необходимо строить с учетом поведения жерты, так как именно оно (поведение) не редко является катализатором конфликтной ситуации, которая в последующем способствует совершению преступления.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Состояние преступности в России за январь - декабрь 2016 года // МВД — ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России». М. — 2017. — 56 с.
2. Пресс-центр МВД России [Электронный ресурс] // МВД - Министерство внутренних дел Российской Федерации : [сайт]. Режим доступа: https://мвд.рф/news/item/3257808 (дата обращения: 26.06.2017).
3. Ильяшенко А.Н. Потерпевший в механизме совершения насильственных преступлений в семье // Общество и право. — 2012. — № 3. — С. 255-259.
4. Шикула И.Р. Семейно-бытовое насилие в отношении женщин: проблемные вопросы виктимологической профилактики // Российский следователь. - 2014. — № 6. — С. 30-35.
5. Юзиханова Э. Г. Виктимологическая обусловленность насильственной преступности / Э. Г. Юзиханова, В. А. Нифонтов // Юридическая наука и правоохранительная
практика : научно-практический журнал. — Тюмень : ТИПК МВД России, 2013. — № 4. — 2013. - С. 43-48.
6. Ривман Д.В. Криминальная виктимология — СПб.: Питер, 2002. — 304 с.
7. Майоров А.В. Виктимологическая модель противодействия преступности: монография. — М.: Юрлитинформ, 2014. — 224 с.
REFERENCES:
1. Sostoyaniye prestupnosti v Rossii za yanvar' - dekabr' 2016 goda // MVD — FKU «Glavnyy informatsionno-analiticheskiy tsentr MVD Rossii». M. — 2017. — 56 s.
2. Press-tsentr MVD Rossii [Elektronnyy resurs] // MVD - Ministerstvo vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii : [sayt]. Rezhim dostupa: https://mvd.rf/news/item/3257808 (data obrashcheniya: 26.06.2017).
3. Il'yashenko A.N. Poterpevshiy v mekhanizme soversheniya nasil'stvennykh prestupleniy v sem'ye // Obshchestvo i pravo. — 2012. — № 3. — S. 255-259.
4. Shikula I.R. Semeyno-bytovoye nasiliye v otnoshenii zhenshchin: problemnyye voprosy viktimologicheskoy profilaktiki // Rossiyskiy sledovatel'. - 2014. — № 6. — S. 30-35.
5. YUzikhanova E. G. Viktimologicheskaya obuslovlennost' nasil'stvennoy prestupnosti / E. G. YUzikhanova, V. A. Nifontov // Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika : nauchno-prakticheskiy zhurnal. — Tyumen' : TIPK MVD Rossii, 2013. — № 4. — 2013. — S. 43-48.
6. Rivman D.V. Kriminal'naya viktimologiya — SPb.: Piter, 2002. — 304 s.
7. Mayorov A.V. Viktimologicheskaya model' protivodeystviya prestupnosti: monografiya. — M.: Yurlitinform, 2014. — 224 s.
НИГМАТУЛЛИН М. Р., адъюнкт кафедры информационно - аналитического и документационного обеспечения деятельности ОВД ТИПК МВД России лейтенант полиции; участковый уполномоченный полиции отдела участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних межмуниципального отдела МВД России «Тобольский», г. Тобольск, Тюменская область. E-mail: [email protected]
Nigmatullin M. R.
VICTIMOLOGICAL CHARACTERISTICS OF VICTIMS OF FAMILY-MUNICIPAL CRIMES
The article examines the criminological features of crimes in the sphere of family and household relations, analyzes the characteristics and typology of victims of domestic violence, as well as the causes of crimes of this kind.
Keywords: family, family - household crime, family - household relations, victimization, typology of victims.
NIGMATULLIN M. R., associate professor of the Department of Information, Analytical and Documentation Support of the Department of Internal Affairs of the TIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia lieutenant of police; the district police commissioner of the department of district police commissioners and the department for the affairs of minors of the inter-municipal department of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Tobolsk», Tobolsk, Tyumen region. E-mail: [email protected]
32
ВИКТИМОЛОГИЯ № 4(14) / 2Ö17