Научная статья на тему 'Вигилантизм в конфликтах местных жителей и этнических мигрантов: управленческий подход'

Вигилантизм в конфликтах местных жителей и этнических мигрантов: управленческий подход Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
343
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИГИЛАНТИЗМ / VIGILANTISM / ЭТНИЧЕСКИЙ ВИГИЛЕНТНЫЙ КОНФЛИКТ / ETHNIC VIGILANT CONFLICT / ЭТНИЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ / ETHNIC MIGRATION / ГРУППОВАЯ КАРАТЕЛЬНАЯ САМОПОМОЩЬ / GROUP PUNITIVE SELF-HELP / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД / MANAGEMENT APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернобровкин Игорь Павлович, Шевелев Владимир Николаевич

Рост потоков свободной и вынужденной этнической миграции в современном мире создают среду этнических вигилентных конфликтов, конфронтации местных жителей и мигрантов, в которой частные группы применяют карательную самопомощь. В управленческой исследовательской перспективе этнический вигилантизм отличается от индивидуальной карательной самопомощи, от родового и гражданского вигилантизма. Поскольку вигилентные группы возникают при восприятии неадекватности местного правоприменения, предотвращение этнических вигилентных конфликтов зависит от развития переговорных и юридических механизмов урегулирования коллективных споров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vigilantism in the conflicts of local people and ethnic migrants: a management approach

Rising flows of free and forced ethnic migration in the modern world create an environment vigilant ethnic conflicts, confrontations locals and migrants, in which private groups apply punitive self-helр. In management research perspective ethnic vigilantism differs from individual punitive self-help from the tribal and civil vigilantism. Since vigilant groups arise in the perception of inadequacy of local law enforcement, prevention of ethnic vigilant conflicts depends on the development of negotiation and legal mechanisms for resolving collective disputes.

Текст научной работы на тему «Вигилантизм в конфликтах местных жителей и этнических мигрантов: управленческий подход»

И.П. Чернобровкин доктор философских наук, профессор Южного федерального университета*

В.Н. Шевелев доктор философских наук, профессор Южного федерального университета*

Вигилантизм в конфликтах местных жителей и этнических мигрантов: управленческий подход

В современном мире рост миграционных потоков способствует распространению этнических вигилентных конфликтов. Этнический вигилентный конфликт (лат. vigilant - бдительный) представляет собой конфронтацию местной этнической общины с этническими мигрантами. Инициатором конфликта выступают местные жители, которые воспринимают поведение этнических мигрантов как девиантное. В этих конфликтах частные группы используют методы полиции и их тактика варьируется от предъявления иска до расправы и погромов1.

Сегодня проблема насилия в этнических конфликтах существует во всех странах мира и в России, охваченных потоками свободной и вынужденной миграции2. Примером вигилентного конфликта служат события в Западном Бирюлево (Москва). В ночь на 10 октября 2013 г. в Западном Бирюлево, районе на юге Москвы, неизвестный кавказской внешности зарезал молодого человека Егора Щербакова на глазах его девушки, после чего скрылся. Через три дня жители района собрались, чтобы потребовать скорейшего расследования убийства и закрытия овощебазы, на которой предположительно работал убийца. «Народный сход» (40 человек) перерос в массовые беспорядки (3 тыс. человек). Молодые люди, скандируя националистические лозунги, занялись погромами, мародерством, направленными против имущества этнических мигрантов (разгром торгового центра «Бирюза»), по итогам которых правоохранительные органы задержали 400 участников беспорядков. Также был задержан и осужден убийца. По аналогичному сценарию развивались конфликтные события г. Кондопога (Карелия) в 2006 г., в Ремонтненском районе (Ростовская область) в 2012 г., в районе Капотня (Москва) в 2013 г. и других регионах.

* Чернобровкин Игорь Павлович, e-mail: [email protected]

* Шевелев Владимир Николаевич, e-mail: [email protected]

1 Чернобровкин И.П. Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. Ростов н/Д Изд-во РГУ, 2003. С. 69.

Попов М.Ю., Цокуренко С.С. Проблема насилия в ходе этнического конфликта // Теория и практика общественного развития -2008. № 1. С. 173-177.

Термин «вигилантизм» обозначает практику карательной самопомощи местных частных групп. В этническом вигилентном конфликте карательная самопомощь имеет групповую форму и отличается агрессивной и конфронтационной реакцией местных жителей в отношении этнических мигрантов. Социологи (Ю.Г. Волков, В.В. Черноус, О.Ю. Посухова, А.В. Сериков) отмечают распространенность местной ксенофобии под влиянием

о

националистической риторики организаторов социальных беспорядков3. В акциях бдительности участвует масса людей, т.е. толпа, имеющая своих организаторов. Поводом беспорядков становятся инцидент или ряд инцидентов, в которых мигранты воспринимаются виновной стороной. В односторонних реакциях местные жители требуют от власти наказания преступника или правонарушителя и возмещения физического, финансового или морального ущерба посредством ограничения миграции. Если требования не удовлетворяются, сторона, заявляющая коллективную претензию, предпринимает агрессивные действия в отношении противоположной стороны. Считающая себя потерпевшей, конфликтная сторона нападает на обидчика без переговорного или судебного урегулирования споров.

В социологическом объяснении природы и источников этнического вигилантизма возможны различные исследовательские перспективы. В данной статье применяется управленческий подход: переход от коллективных исков к карательной самопомощи распространяется в той мере, в какой местные административные и правовые органы власти оказываются слабыми или недоступными4. Вигилентные группы возникают при восприятии неадекватности местного правоприменения, недостаточной деятельности правоохранительных органов, полиции, суда.

Этнический вигилантизм, т. е. практика групповой карательной самопомощи в конфликтах местных жителей и этнических мигрантов, отличается от индивидуальной карательной самопомощи, которая применяется индивидом против другого индивида и мотивируется личной местью. Хотя индивидуальная, как и групповая, карательная самопомощь может быть запрещена законами государства, когда индивиды перестают зависеть от сторонней поддержки своих требований, защита чести становится главным компонентом карательной самопомощи. Индивиды начинают лично мстить обидчику за поруганную честь. Индивидуальная карательная самопомощь по мотивам личной мести, распространённая в традиционном обществе, сохранилась в современных странах, в особенности, во внутрисемейных и любовных отношениях, в подростковых группах, изолированных от взрослого контроля, в девиантных молодёжных субкультурах,

3 Волков Ю. Г., Черноус В.В., Посухова О.Ю., Сериков А.В. и др. Ростовская область: двадцать лет реформ глазами жителей// Гуманитарий Юга России. 2012. № 1. С. 196-197.

4 Black D. Crime as social control. American Sociological Review,1983. № 48. РР. 34-45.

криминальной среде, между соседями местных жителей и в маргинальных группах этнических мигрантов. Отсутствие в социальном пространстве неформальных и формальных органов эффективного разрешения споров повышает вероятность использование индивидами карательной самопомощи.

Вигилантизм в конфликте местных жителей и этнических мигрантов является действием повышенного риска. Местные жители, применяющие карательную самопомощь против мигрантов, рискуют не только испытать возмездие, но и навлечь его на референтную группу. Поэтому этнические мигранты также используют метод ответной карательной самопомощи. Все общества применяют запреты односторонних реакций, содержащих потенциал нескончаемой спирали мести и возмездия. Тем не менее, карательная самопомощь возобновляется в условиях слабости переговорного и судебного урегулирования конфликтов.

Этнический вигилантизм отличается от родового вигилантизма, в основе которого находится обычай кровной мести. Данный обычай возник в родовом обществе как универсальное средство защиты достоинства, чести и имущества рода. Обычай требует от родственников убитого отомстить убийце или его родным. Сегодня групповая карательная самопомощь распространена в сохранившихся родовых обществах, в которых отсутствуют эффективно действующие медиаторы и судьи. По наблюдениям К. Коха, у папуасских народов, населяющих Новую Гвинею, «недоступность централизованной власти приводит к ситуациям, в которых незначительные споры родственников перерастают в войну соседских поселений»5. Аналогичные данные приводят другие социальные антропологи. По наблюдениям Э. Гобель, сохранившиеся родовые группы эскимосов имеют хрупкую социальную структуру отношений, элементом которой остается карательная самопомощь в конфликтной ситуации. Эскимосская социальная структуры состоит из малых местных племён со слабыми связями родства и малочисленными контактами между местными группами. В эскимосском родовом обществе типичной формой социального контроля является кровная месть, перерастающая в межплеменную вражду. Она может быть заменена менее радикальной формой - поединком потерпевшего и обвиняемого - в сопровождении песнопения зрителей6. По данным К. Фарера -Хаймендорфа, в племенах коренного народа дафла, проживающего в северо-восточной Индии, отсутствие признаваемой общей власти и перекрестных связей членов семей, приводит к насильственной самопомощи, вражде и «охоте за

5

Koch K. F. War and peace in Jalemo: The management of conflict in Highland New Guinea. Cambridge: Harvard University Press, 1974. P. 74.

6 Hoebel E. A. The law of primitive man: A study in comparative legal dynamics. Cambridge: Harvard University Press,1954. P. 69.

головами»7. Месть как реакция на правонарушения и преступления распространена в конфликтах между представителями разных семей, не подчиняющихся общей власти.

В других родовых обществах каждый участник конфликта может быть интегрирован в сильные родственные клановые группы, между которыми существуют слабые связи. Поскольку кланы имеют свои вооружённые отряды, структурные условия кланового общества ограничивают использование ненасильственных механизмов разрешения конфликтов. По данным исследования 30 родовых обществ, осуществленного М. Куни, 80% случаев межгрупповых убийств вызвали месть, и ни один случай внутрикланового убийства не вызвал карательную самопомощь8. Отсутствие межгрупповых связей дружбы и кооперации приводит к использованию мстительных средств карательной самопомощи, тогда как вовлеченность индивидов в устойчивые межгрупповые отношения побуждает к обращению к переговорам, посредничеству или судопроизводству в конфликтной ситуации.

В отличие от родового вигилантизма, в этническом вигилентном конфликте карательная самопомощь местных жителей направлена не только на преступника и его родственников, но и на неродственников этнических мигрантов.

Картельная самопомощь распространена не только в родовых обществах. Отсутствие сильного правительственного социального контроля было характерной чертой традиционных и раннесовременных обществ. Они управлялись могущественными династиями, которые не подчинялись правовому регулированию. В этот период высокий уровень межличностного и межгруппового насилия свидетельствовал о системе социального контроля, зависящего от односторонних форм мести.

Этнический вигилантизм отличается от гражданского вигилантизма, деятельности частных добровольных организаций граждан («комитетов бдительности»), берущих на себя полномочия законной власти по сдерживанию преступности. Гражданский вигилантизм вызван конфликтом между местными жителями и преступностью. Одновременно гражданский вигилантизм является способом разрешения конфликта. Комитеты бдительности возникли в США со времен Войны за независимость в 18 в. и получили распространение к середине 19 в. Движения гражданского вигилантизма возникали в тех поселениях, где учрежденный правопорядок воспринимался местными жителями слабым, коррумпированным и излишне медлительным, а угроза преступности - высокой. На американском Западе большие географические расстояния препятствовали созданию эффективных правовых и посреднических органов социального контроля. Вигилентные

7 Furer-Haimendorf C. V. Morals and merit: A study of values and social controls in South Asian societies. Chicago: University of Chicago Press,1967. PP. 55-62.

8 Cooney M. The social control of homicide: A cross-cultural study. Harvard Law School, 1988. P.158.

группы возникали в поселениях, жители которых воспринимали усилия полиции в контроле преступности недостаточными. Разбирательство дел в комитетах бдительности напоминало суд, и по их приговору толпа избивала, порола кнутами или казнила осужденного. Нередко толпа чинила самосуд над осужденными законным судом, но скрывшимися от правосудия преступниками. Фактически эти частные организации установили относительный порядок во всех западных штатах. Большинство из них добровольно самораспускались с приходом и усилением законной власти9. В нынешних США комитеты бдительности возникают под влиянием восприятия местным населением растущей угрозы своей безопасности. Деятельность групп бдительности, например, организации невооруженных добровольцев «Ангелы-хранители», патрулирующих нью-йоркский метрополитен, Центральный парк и районы с высоким уровнем преступности в других городах, встречает положительные отзывы со стороны граждан и часто отрицательные со стороны полиции по причине непрофессионализма добровольцев. Рост неуверенности в безопасности побуждает население приобретать личное оружие как потенциальное средство самозащиты гражданских прав10. Следовательно, гражданский вигилантизм направлен на сдерживание преступности, а не на противодействие этнической миграции карательными мерами.

Движения этнорасового вигилантизма впервые возникли в США во второй половине 19 в. Они были вызваны малой способностью центральной и местной власти урегулировать расовые и этнические конфликты. Радикальное вигилентное движение Ку-клукс-клан (ККК) (возникло в 1865 г.) имело тайную террористическую организацию, вдохновлялось идей превосходства белой расы и способствовало росту насилия против чернокожего населения. В 70-е гг. 19 в. были приняты законы, направленные на пресечение деятельности ККК и аналогичных организаций. В связи с принятием потоков этнической миграции, вигилентные конфликты сохранились. В США снижение распространенности этнических вигилентных конфликтов связывалось с политикой «переварочного котла», проводимой в 20 в. Мечта всеобщей культурной ассимиляции и единой американской идентичности оказалась иллюзорной. Вигилентные этнические конфликты в США в 21 в. свидетельствуют о сохранении социальной дискриминации и об отсутствии либеральной толерантности в отношениях между местными жителями и не ассимилированными группами этнических мигрантов11.

В Англии движения вигилантизма получили распространение в 19 в. Первоначально они имели гражданский характер, были вызваны оттоком сельского населения в города и ростом городской преступности,

9 Friedman L. A history of American law (3^d ed.). New York: Simon and Schuster,2005. Р. 550.

10 McDowall D., Loftin C. Collective security and the demand for legal handgun //American Journal of Sociology. 1983. № 88. Р. 1146-1161.

11 Левин З.И. Менталитет диаспоры. М., 2001. С. 38-39.

тогда как правовое регулирование отношений еще не была полностью установлено. Понижение уровня преступности в современный период было связано с утверждением централизованного и затем правового государства и действием механизмов урегулирования конфликтов третьей стороной. По мере роста потоков этнических мигрантов в 20 в.,

Л о

вигилантизм в Англии приобрел этническую направленность12.

В развивающихся странах, не имеющих авторитетной судебной системы, управление этническими вигилентными конфликтами так же концентрируется на самопомощи, включающей вигилантизм масс, карательные действия толпы и создание богатыми людьми частных органов безопасности13.

В Европе идеологизированные движения этнического вигилантизма получают распространение во второй половине 20 в. В истории этнонационализма крайним проявлением этнического гегемонизма был фашизм - форма открытой террористической диктатуры, опирающаяся на идеи и силы расизма и мирового господства. Казалось бы, этническому гегемонизму пришел конец после краха фашизма во Второй мировой войне. Однако этого не случилось. Он возродился в виде коммунального гегемонизма, стремления националистических организаций к местному политическому и духовному преобладанию. Гегемонистскую мораль превосходства сохранили движения этнического вигилантизма в Европе. Они преимущественно вызваны потоками свободной миграции в развитые страны и ростом напряжения между местными жителями и этническими мигрантами. В нынешней Европе вигилантизм практикуют доминирующие этнорелигиозные группы и консервативные партии, исповедующие националистическую идеологию. В Северной Ирландии община римских католиков, пополняемая мигрантами, периодически становится объектом группового вигилантизма преобладающей протестантской общины. В 90-х гг. в ответ на насилие сепаратистской организации ИРА католическое меньшинство Белфаста подверглось нападениям со стороны протестантских групп. Во Франции Национальный фронт Ж. Ле Пена поддерживает вигилантизм не только против Фронта освобождения Бретани и Ассоциации корсиканских патриотов, но и против мигрантов из Восточной Европы. В Испании акции бдительности партии Национального единства направлены против партии басков и против мигрантов из африканских стран. Нелигитимная вигилентная тактика приводит к обострению этнонационального конфликта в названных странах.

Таким образом, рост потоков этнической миграции в современном мире создают среду этнических вигилентных конфликтов. Конфликты

12

Little С. В., Sheffield C. P. Frontiers and criminal justice: English private prosecution societies and American vigilantism in the eighteenth and nineteenth centuries // American Sociological Review. 1983. № 48. РР.796-808.

13 Чернобровкин И.П. Указ. соч. С. 69-76.

возникают в условиях недоверия жителей к местным органам власти, отличаются акциями групповой карательной самопомощи, поддерживаются националистическими идеологиями. Предотвращение этнических вигилентных конфликтов зависит от развития переговорных и юридических механизмов урегулирования споров.

Чернобровкин И.П., Шевелев В.Н. Вигилантизм в конфликтах местных жителей и этнических мигрантов: управленческий подход. Рост потоков свободной и вынужденной этнической миграции в современном мире создают среду этнических вигилентных конфликтов, конфронтации местных жителей и мигрантов, в которой частные группы применяют карательную самопомощь. В управленческой исследовательской перспективе этнический вигилантизм отличается от индивидуальной карательной самопомощи, от родового и гражданского вигилантизма. Поскольку вигилентные группы возникают при восприятии неадекватности местного правоприменения, предотвращение этнических вигилентных конфликтов зависит от развития переговорных и юридических механизмов урегулирования коллективных споров.

Ключевые слова: вигилантизм, этнический вигилентный конфликт, этническая миграция, групповая карательная самопомощь, управленческий подход.

Chernobrovkin I.P., Shevelev V.N. Vigilantism in the conflicts of local people and ethnic migrants: a management approach. Rising flows of free and forced ethnic migration in the modern world create an environment vigilant ethnic conflicts, confrontations locals and migrants, in which private groups apply punitive self-he^. In management research perspective ethnic vigilantism differs from individual punitive self-help from the tribal and civil vigilantism. Since vigilant groups arise in the perception of inadequacy of local law enforcement, prevention of ethnic vigilant conflicts depends on the development of negotiation and legal mechanisms for resolving collective disputes.

Key words: vigilantism, ethnic vigilant conflict, ethnic migration, group punitive self-help, management approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.