Мурашева С. В. Миграционные противоречия и конфликты в контексте национальной безопасности // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 2 (77). C. 136-142.
Murasheva S. V. Migration contradictions and conflicts in the context of national security. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 2 (77). Pp. 136-142. (In Russ.)
УДК 314.74
С. В. Мурашева
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,
Орел, Россия
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И КОНФЛИКТЫ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Мурашева Светлана Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социального управления и конфликтологии.
E-mail: [email protected]
На основе научно-исследовательской деятельности лаборатории межэтнических и миграционных конфликтов дается оценка влияния миграционных противоречий и конфликтов на процессы, происходящие в современном обществе. С помощью опросных методов и методов анализа документов установлена степень воздействия миграции на местное население принимающих регионов. В результате исследования сделан вывод о необходимости использовать бесконфликтные способы урегулирования возникающих противоречий.
Ключевые слова: миграция, миграционные конфликты, дезорганизация, депривация, этнические конфликты.
S. V. Murasheva
Orel State University named after I. S. Turgenev, Orel, Russia
MIGRATION CONTRADICTION AND CONFLICTS IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY
Murasheva Svetlana V. - Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Social Control and Conflict Management.
Based on the research activities of the laboratory of migration and inter-ethnic conflicts assesses the impact of migration of contradictions and conflicts in the processes occurring in modern society. Using survey methods and methods of analysis of documents was the degree of the impact of migration on the local population of the host regions. The study concluded about the need to use conflict-free ways of settlement of arising contradictions.
Key words: migration, migration conflicts, disorganization, deprivation, ethnic conflicts.
Миграция представляет собой сложное общественное явление, отличающееся значительными масштабами и разнообразием. Именно благодаря миграционным процессам произошло расселение людей по территории земного шара. Таким образом, облик современного мира является результатом миграции.
© Мурашева С. В., 2017
Миграция - это один из лучших индикаторов социально-экономического благосостояния общества. Как правило, миграционные потоки ориентированы из менее развитых в более развитые страны и регионы с высоким уровнем заработной платы и лучшими социально-экономическими условиями. Ежегодно в мире в различные виды миграции вовлечено около 2-3 % населения.
В XXI в. миграция населения приобрела значительные масштабы. Сегодня в мире с населением более 7,5 млрд человек около 214 млн проживают за пределами стран, в которых родились. Если бы все международные мигранты создали свою собственную страну, то по количеству населения она занимала бы шестое место в мире. Миграция населения приводит к количественному и качественному изменению населения того или иного региона, государства в целом, влияет на различные стороны жизни общества [2, с. 212].
Как правило, миграция складывается из нескольких миграционных потоков. Мощности миграционных потоков зависят от двух условий: численности населения областей, между которыми осуществляется миграционный обмен, и расположения областей, между которыми осуществляется миграционный обмен. Чем больше численность населения территорий, между которыми осуществляется миграционный обмен, тем мощнее миграционные потоки; чем ближе расположены территории, тем интенсивнее миграционные связи между ними и тем значительнее миграционные потоки.
Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций. Первой функцией миграции является перераспределение населения. Оно связано с размещением производительных сил, распределением производственных мощностей и инвестиций между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Эта функция способствует решению мигрантами своих жизненных задач. С помощью переселения люди стремятся улучшить свою жизнь. В этом смысле миграция представляет собой процесс повышения жизненного уровня мигрирующего населения.
Вторая функция миграции - селективная. Она ведет к изменению качественного состава населения разных территорий за счет неравномерного участия в миграции различных социально-демографических групп. Мужчины и лица трудоспособного возраста участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные люди и женщины. При этом наблюдаются различия в миграционной подвижности лиц различных национальностей, коренных жителей того или иного района и населения, недавно вселившегося туда из других местностей.
Третья функция миграции - ускорительная. Территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологических характеристик людей, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, ее материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур. Как правило, более подвижное население является и более социально активным. Таким образом, миграция ведет к развитию населения [1, с. 12].
Представленные выше функции миграции можно назвать общими. Они тесно взаимосвязаны. Территориальное перераспределение населения и изменение его качественного состава осуществляются только при соответствующей подвижности. Количественное перераспределение населения может либо сочетаться, либо не сочетаться с изменением его качественного состава в районах оттока или притока мигрантов. Интенсивная качественная селекция населения может происходить даже тогда, когда количественный результат перераспределения незначителен.
Любое перемещение группы людей влечет за собой множество разнообразных и противоречивых событий, зачастую инициирующих конфликты. Причины многих миграцион-
ных конфликтов характеризуются значительной сложностью и запутанностью. Чтобы разобраться в подлинных причинах конфликтов, необходимо тщательно проанализировать всю цепочку взаимосвязей между событиями и людьми.
Анализируя причины поведения сторон в конфликтах, можно заметить, что они обычно сводятся к стремлению удовлетворить потребности и интересы. Мотивами конфликтов могут выступать корысть, месть, ненависть, обида, неудовлетворенность принятым решением, стремление обеспечить себя материально, чувствовать себя в безопасности и др. [5, с. 220]
Не менее разнообразна и мотивация конфликтов. Это экономические трудности, территориальные претензии, политические симпатии и антипатии, стремление к лидерству, национальная гордость и др. В какой-то степени мотивы конфликтов способны отразить всю сложность жизни мигрантов и резидентов.
Однако мотивы поведения индивидов, социальных групп и общностей не являются глубинными причинами конфликтов. Человек, реагируя на изменения внешней ситуации, изменяется и сам. В первую очередь психологические факторы действуют на ход процессов, связанных с миграцией. Осознание своих проблем преломляется через чувства, потребности, мотивы, разум, интересы, что в свою очередь порождает различные мнения, позиции, поступки и действия конкретных людей.
В целом конфликтные ситуации, связанные с миграцией, свидетельствуют о необратимом изменении социальных структур, обеспечивающих стабильность общества, о протекании социально-дезорганизационных процессов как на мировом, так и на региональном уровне. Дезорганизация - это совокупность социальных процессов, приводящих к тому, что отклоняющиеся от нормы и негативно оцениваемые действия в рамках определенной общности превышают допустимый предел, серьезно угрожая при этом установленному течению процессов коллективной жизни. В частности, дезорганизация заключается в неконтролируемых потоках миграции, в таком состоянии социальных институтов, когда они не могут выполнять свои задачи, в ослаблении механизмов формального и неформального контроля, в неустойчивости оценок, появлении образцов поведения, противоречащих допустимым нормам [7, с. 145].
Состояние дезорганизации характеризуется усилением многих негативных явлений, таких как коррупция, распространение преступности, алкоголизма и наркомании в масштабах, угрожающих нормальному функционированию общества, деятельность националистических организаций, рост уровня нервных заболеваний, психических расстройств. Симптомами дезорганизации выступают массовые столкновения и погромы.
Как правило, возникновение миграционных конфликтов обусловлено объективными причинами, способствующими столкновению интересов социальных субъектов. На общегосударственном уровне объективными причинами конфликтогенности миграции могут быть характер социально-этнической структуры, противоречия в институциональной структуре, в системе ценностей, неразвитость материальной базы [4, с. 245].
Однако в общественной жизни существует немало противоречий, которые порождаются субъективными факторами, не имеющими прямого отношения к их действительным мотивам и потребностям сторон. Подобные причины вытекают из противоречий между отдельными индивидуумами, вынужденными постоянно общаться друг с другом. С точки зрения других людей эти противоречия могут быть незначительными, но в силу особенностей характера они становятся непреодолимыми препятствиями для установления нормальных взаимоотношений. Постоянно наносимые мелкие душевные раны становятся конфликтогенными. Такими чувствительными сторонами характера или поведения могут быть вполне нормальные естественные качества, которые отсутствуют у другого человека:
пунктуальность, бережливость, точность, терпение и т. п. Например, чье-то неудовольствие может вызывать иностранный или региональный языковой акцент [2, с. 22].
Истоки многих национальных предубеждений коренятся в неприемлемости различий в образе жизни или манере общения, отсутствии терпимого отношения к людям. Часто трудно объяснить столкновения между людьми, имеющими общие интересы, но различные темпераменты, скорости реакций. Причинами конфликтов могут стать чья-то раздражительность или дурное расположение духа. Иногда они инициируются проблемами, неприятностями, конфликтами, произошедшими у человека в других ситуациях. Это особенно заметно в этнических конфликтах, которые в силу иррациональности, непродуманности действий людей, преобладания негативных эмоций приобретают неуправляемый характер и по мере своего расширения и обострения могут привести к катастрофическим последствиям. Эту опасность следует четко осознавать, поскольку миграционные конфликты чаще всего носят этнический и конфессиональный характер [6, с. 85].
Неопределенность поведения человека в общении может порождать у окружающих невротические реакции, которые ведут к конфликтам, кажущимся посторонним абсурдными и беспричинными. Иррациональный компонент может служить подлинной причиной конфликта, если в нем участвуют душевнобольные или психопатические личности. Например, в толпе, возбужденной националистическими или религиозными чувствами, нередко присутствуют нездоровые люди, способные обострить конфликт.
Объективные, субъективные и иррациональные элементы, служащие причинами конфликтогенности миграции, в реальной жизни не имеют четких границ. Такое условное деление необходимо для того, чтобы показать спектр возможных вариаций причин конфликтного поведения. Нередко абсурдность поступков сторон является лишь кажущейся, а конфликт был основан на ошибочном представлении одного или всех участников конфликта о действиях друг друга [3, с. 52].
Для объяснения причин конфликтного взаимодействия в сфере миграции необходимо использовать концепцию депривации. Депривация - это состояние, возникающее при явном расхождении между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения. С течением времени депривация может усиливаться, уменьшаться или оставаться неизменной. Изменение депривации зависит от того, в каком соотношении находятся ожидания, с одной стороны, и возможности их удовлетворения - с другой [5, с. 222].
Депривация усиливается, и повышается вероятность возникновения конфликта:
• при уменьшении средств для удовлетворения уже сформировавшихся запросов. Такая ситуация может наблюдаться, в частности, в случае экономического кризиса;
• в ситуации, когда ожидания и запросы растут значительно быстрее, чем возможности их удовлетворения.
Депривация снижается и уменьшается вероятность возникновения конфликта:
• при уменьшении уровня притязаний,
• при более быстром, чем рост ожиданий, росте удовлетворения запросов [7, с. 167].
Сохранение стабильного уровня депривации или снижение его ведет к созданию
психологических условий, способствующих стабилизации морально-психологической атмосферы в обществе, ослаблению напряженности. Усиление депривации порождает агрессивные реакции, которые обычно выражаются:
• в выступлениях, направленных против источников разочарования, подлинных или придуманных виновников бедственного положения;
• в поисках виновных, которыми в одних случаях становятся мигранты, в других -лица, получающие «несправедливо много» за свой труд (торговцы, частные предприниматели, ученые и т. д.), в иных - органы власти и управления, функционеры [1, с. 272].
140
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Усиление депривации способствует росту напряженности и вероятности возникновения открытых социальных, политических и этнических конфликтов.
Особо выделяются случаи условной депривации, которые встречаются в группах как резидентов, так и мигрантов, чьи запросы сильно возросли по сравнению с возможностью их удовлетворения. Именно тогда появляется отчетливая тенденция к агрессивному поведению, направленная против той группы, которую считают виновницей депривации. Все исследователи мигрантов одной из главных характеристик этой группы считают их неравное положение относительно резидентов. Основными признаками социального неравенства считаются различия в отношениях собственности, власти и статуса. Эти особенности отражены в социально-классовой структуре любого общества, фиксирующей неравенство в отношениях между социальными группами. С социально-политическим и социально-экономическим неравенством связаны и существенные различия в образе жизни, культуре, психологии социальных групп и индивидов [3, с. 53].
Социальные действия, направленные на создание материальных и духовных ценностей, их обмен и распределение, неизбежно ведут к напряженности между социальными группами, а при определенных условиях - к открытым конфликтам. В основе непосредственного столкновения интересов больших социальных групп лежит расхождение между достигнутым уровнем получения материальных и культурных благ и твердым убеждением, что для них доступ к этим благам несправедливо ограничен противоположной стороной. Осознание незаслуженного социального «прессинга» со стороны противника мотивирует поведение людей [5, с. 224].
В условиях, когда группа мигрантов или резидентов не имеет осознанных потребностей, она не в состоянии приступить к единым действиям. Поэтому сначала эти действия носят спонтанный, хаотический характер. Однако под влиянием тех или иных обстоятельств происходит быстрое (или медленное) осознание интересов. Возникает сомнение в правильности не только существующей системы распределения благ, но и самого группового статуса, при этом конфликт приобретает политический характер.
Конфликты, связанные с противостоянием мигрантов и резидентов, показывают, что лидеры используют интересы разных групп в чисто прагматических и эгоистических целях. Выяснение интересов, выходящих за рамки внутригрупповых отношений, стимулируется и управляется теми или иными экономическими и политическими центрами, зачастую находящимися вне конфликтных групп [6, с. 27].
Не менее важная проблема, связанная с миграционными конфликтами, заключается в усиливающейся время от времени поляризации самих групп, которая вызывается неравенством доходов. Конкуренция порождает структурную безработицу, бедность, появление беззащитных слоев населения, которые никогда не удовлетворятся своим положением. В современной России произошло наложение новых экономических форм иерархии и господства на старые политические формы, результатом этого стал социально-политический «гибрид», соединяющий в себе интересы разных социальных слоев.
В обществе не существует эффективных способов устранения конфликтов, связанных с неравенством больших социальных групп. Периодически повторяющиеся реформы могут изменить типы, формы и методы реализации неравенства, однако устранить его они не в состоянии. В любом обществе всегда существовал и будет существовать конфликт интересов различных социальных групп за право обладать и (или) распоряжаться жизненно важными ресурсами. Такие конфликты могут быть смягчены либо перенесены на другие уровни. Однако эти возможности ограничиваются общим уровнем культуры, усилением социальной поляризации, сохранением отчуждения и другими не менее важными обстоятельствами [4, с. 247].
Когда в конфликты вступают крупные социальные общности, интересы, цели, притязания могут реализовываться не столько экономически, сколько через использование власти, т. е. политическими средствами. Поэтому в конфликте непосредственным и самым активным образом участвуют такие политические институты, как государство, партии, общественные организации, группы давления, парламентские фракции, церковь и т. д.
Одни большие социальные группы воздействуют на другие группы, включая миг-рантские, так же как и на своих членов, посредством социально-политических институтов. В конфликте эти группы имеют большие шансы для достижения своих целей при двух условиях: при наличии достаточной (по сравнению с другими) силы и высоком уровне самосознания. Сила группы обусловлена ее сплоченностью и способностью эффективно добиваться своих целей вопреки сопротивлению противной стороны. При этом способность к противодействию не обязательно реализуется в активных формах: воздержание от тех или иных действий зачастую более эффективно, чем неконтролируемое поведение противника. Высокий уровень самосознания усиливает группу, структурирует ее, сообщает способность к действию [5, с. 230].
Осознание членами группы своих интересов, подчинение политической и иных организаций этим целям, тождественность интересов группы и интересов руководителей политической организации, относительное совпадение интересов индивида и группы на практике встречаются редко. Та или иная группа, например старожилы, одновременно является и не является субъектом конфликта, поскольку в реальном конфликте участвует не группа как таковая, а лидеры, выразители интересов группы, а также различные ее организации. В переломные, критические моменты большие социальные группы играют роль «последней инстанции» - на улицу выходят массы. В обычной жизни в конфликтах участвуют главным образом отдельные лица, представляющие группу [2, с. 5].
На макроуровне конфликт возникает в тех случаях, когда противоположны интересы сильных классов. В остальных случаях возможны относительно стабильные отношения: подчиненность, независимость, поддержка и др. Слабая группа (мигранты) при совпадении ее интересов с интересами других общностей может находиться под их покровительством, а при расхождении интересов - в подчиненном положении. Когда интересы нейтральны, эта группа обретает независимость [1, с. 303].
Корни российских миграционных проблем легко выявляются именно через отношения неравенства групп. В настоящее время в результате глубоких экономических и социальных преобразований российского общества социальная структура выглядит следующим образом:
• появились новые социальные группы, открыто заявила о себе буржуазия (финансовая, промышленная и т. д.), создающая собственные политические организации, кардинально изменяющая отношения собственности;
• формируются новые группы маргинального типа - промежуточные, более поляризованные и контрастные, к ним можно отнести и мигрантов [6, с. 102].
В целом в стране происходит своеобразное разделение социальной структуры на части. Этому процессу присуще все большее расхождение характера труда, размера доходов, уровня образования и престижа. Такое положение чревато множеством конфликтов.
На данный момент осознание мигрантами своих интересов еще только формируется. Его слабыми сторонами являются: весьма условное признание широкими слоями населения регионов, стран, из которых они выехали, привязанность к диаспорам, широко распространенные криминальные методы ведения дел и пр. Однако оформление их интересов происходит довольно быстро. От безразличия в реализации своих интересов они постепенно переходят к прямому и открытому вмешательству в политическую жизнь прини-
мающих регионов. Особенно это заметно, когда определяющим поведением мигрантов является их этническая принадлежность [3, с. 55].
Конфликт с другими группами разворачивается вокруг распределения кредитов, механизмов приватизации, налогового законодательства, правил регистрации и т. д. Каждая этническая группа пытается реализовать свои интересы, организуя давление на исполнительную и законодательную ветви власти. Не ограничиваясь этим, они ищут союзников среди других объединений. Отсутствие явно выраженной идеологии, низкая общая и политическая культура лидеров приводят к расширению конфликтного пространства в России.
В России формируется общество с новым соотношением этносов, классов и социальных групп. Поэтому особое значение приобретают усилия законодательных, исполнительных и судебных структур по смягчению существующих и потенциальных конфликтов, связанных с миграцией. Общество, устранившее преграды к выдвижению индивидов по их классовой (групповой) и территориальной принадлежности, становится более стабильным, решает свои конфликты мирным образом - путем формирования толерантности, с помощью компромиссов и переговоров.
В работе с участниками миграционных конфликтов необходимо создавать позитивные установки на толерантное отношение к другим личностям, формировать ценностную ориентацию на сохранение собственных культурных традиций и уважение к традициям других народов, потребность в предупреждении конфликтов.
На современном этапе развития общества необходимо формировать просоциальное (помогающее) поведение как у мигрантов, так у принимающего населения, т. к. это способствует, помимо объективной (конкретной, результативной) помощи партнеру, расширению точек соприкосновения с внутренним миром оппонента и ценностями той культуры, к которой он принадлежит. Проникновение (соприкосновение) ценностных, глубинных позиций и представлений людей, в свою очередь, влияет на взаимное развитие и взаимное обогащение их внутреннего мира, формирование общих культурных ценностей и умение строить практические отношения. Особенно значимо это для полиэтнических регионов, где есть разнообразный по своим культурным и этническим особенностям контингент, поэтому необходимо осознанно выбирать стратегию поведения в отношении представителей других культур и национальностей.
Библиографический список
1. Дмитриев А. В., Жуков В. И., Пядухов Г. А. Миграция: конфликт, безопасность, сотрудничество. М.: Изд. РГСУ, 2009. 354 с.
2. Дмитриев А. В., Слепцов Н. С. Конфликты миграции. М.: Альфа-М, 2008. 224 с.
3. Мурашева С. В. Проблема интеграции мигрантов в принимающее общество и предупреждения конфликтов с местным населением // Межкультурное взаимодействие в современном обществе: проблемы и перспективы развития: материалы межрегион. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и соискателей. Орел: ООО «Горизонт», 2014. С. 52-55.
4. Мурашева С. В. Причины конфликтогенности миграции. Интеграция теории и практики в решении социальных проблем // Интеграция теории и практики в решении социальных проблем: материалы V междунар. заоч. науч.-практ. конф. Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2013. С. 245-249.
5. Мурашева С. В. Межгрупповой диалог: подготовка конфликтологов для работы с участниками миграционных конфликтов // Профайлинг и медиация: сферы, ценности, технологии, обучение / отв. ред. М. Р. Арпентьева. Калуга: Калуж. гос. ун-т им. К. Э. Циолковского, Эйдос, 2016. С. 220-230. (Сер. «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка». Вып. 2).
6. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса: Очерки теории и методов исследования. М.: Наука, 2001. 114 с.
7. Юдина Т. Н. Социология миграции: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2006. 272 с.