Научная статья на тему 'Вьетнамо-китайское взаимодействие в сфере международной безопасности'

Вьетнамо-китайское взаимодействие в сфере международной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
проблемы безопасности в АТР / Вьетнам / Китай / Южно-Китайское море / национальная безопасности / взаимодействие по безопасности / security issues in the Asia-Pacific region / Vietnam / China / South China Sea / national security / security cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шпаковская М.А., Понька Т.И., Чан Зуй Тхань

Предлагаемая статья посвящена взаимодействию Вьетнама и Китая в сфере безопасности, а именно, в сфере противодействия транснациональной преступности, международному терроризму, экстремизму, незаконной транспортировки наркотиков, незаконной миграции, незаконной транспортировки оружия и т.д. Цель исследования заключается в выявлении особенностей сотрудничества Китая и Вьетнама в указанных областях. Теоретической основой исследования стал структурный реализм, позволивший рассмотреть двустороннее взаимодействие как инструмент для усиления потенциала двух государств в наиболее значимых для них сферах. Автор отмечает, что обе стороны уделяют взаимодействию по вопросам безопасности большое внимание как на официальном политическом, партийном, так и на общественном, экспертном уровне, учитывая, что данный вопрос, в силу географического расположения государств и наличия общей границы между ними, а также в силу наличия выходов к Южно-Китайскому морю, прямо затрагивает вопросы национальной безопасности обоих государств. Взаимодействие реализуется на базе концепций и под¬ходов государств, а также т.н. «стратегического видения» анализи¬руемых отношений двумя государствами. Автор выделяет такие инструменты взаимодействия, как регулярные встречи на высшем уровне и уровне профильных министерств, специальных структур, деятельность специальных двусторонних и многосторонних рабочих групп, приграничная деятельность, проведение совместных учений и специальных операций, совместный контроль границы, а также разработка новых механизмов в области безопасности и дальнейшее практическое использование данных механизмов. Вьетнам и Китай демонстрируют высокий уровень заинтересованности в развитии текущего инструментария межгосударственного взаимодействия, что в целом оказывает благоприятное влияние на подходы государств к разрешению ситуативных противоречий в сфере обеспечения безопасности. В заключении автор приходит к выводу, что особенность взаимодействия Вьетнама и Китая по вопросам безопасности подходят комплексно, на всех уровнях как по вертикали власти двух государств, так и по таким направлениям как взаимодействие общества, взаимодействие специальных профильных структур и подразделений, общественных организаций (обсуждение инициатив в сфере трудоустройства, занятости населения, приграничной торговли, учет интересов предпринимателей и т.п.), а также по направлению юридического взаимодействия двух государств, что позволяет осуществлять сотрудничество в сфере безопасности на регулярной, стабильной и системной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vietnamese-Chinese cooperation in the field of international security

The proposed article is devoted to the interaction between Vietnam and China in the field of security, namely, in the field of countering transnational crime, international terrorism, extremism, illegal drug trafficking, illegal migration, illegal transportation of weapons, etc. The purpose of the study is to identify the features of cooperation between China and Vietnam in these areas. The theoretical basis of the study was structural realism, which made it possible to consider bilateral cooperation as a tool for strengthening the potential of the two states in the most significant areas for them. The author notes that both sides pay great attention to interaction on security issues both at the official political, party, and at the public, expert level, given that this issue, due to the geographical location of the states and the presence of a common border between them, as well as due to access to the South China Sea directly affects the national security of both states. Interaction is implemented on the basis of the concepts and approaches of states, as well as the so-called. “strategic vision” of the analyzed relations between the two states. The author highlights such interaction tools as regular meetings at the highest level and at the level of relevant ministries, special structures, the activities of special bilateral and multilateral working groups, border activities, joint exercises and special operations, joint border control, as well as the development of new security mechanisms. and further practical use of these mechanisms. Vietnam and China demonstrate a high level of interest in the development of the current tools of interstate interaction, which generally has a favorable effect on the approaches of states to resolving situational contradictions in the field of security. In conclusion, the author comes to the conclusion that the peculiarity of the interaction between Vietnam and China on security issues is approached comprehensively, at all levels, both along the vertical of power of the two states, and in such areas as the interaction of society, the interaction of special profile structures and divisions, public organizations (discussion of initiatives in the field of employment, employment, cross-border trade, taking into account the interests of entrepreneurs, etc.), as well as in the direction of legal interaction between the two states, which allows for cooperation in the field of security on a regular, stable and systematic basis.

Текст научной работы на тему «Вьетнамо-китайское взаимодействие в сфере международной безопасности»

Шпаковская М.А.

Доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов.

Понька Т.И.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры Теории и истории международных отношений.

Российский университет дружбы народов.

Чан Зуй Тхань

Аспирант кафедры теории и истории международных отношений.

Российский университет дружбы народов.

Вьетнамо-китайское взаимодействие в сфере международной безопасности

«Данная статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-514-92001/21 ВАОН «Российско-вьетнамское сотрудничество в контексте современной геополитической ситуации в Восточной Азии».

Анализируя взаимодействие Вьетнама и Китая в сфере безопасности, в первую очередь необходимо отметить, что взаимодействие государств в данной сфере осуществляется на базе концепций и подходов государств, а также т.н. «стратегического видения» анализируемых отношений двумя государствами, которое было изложено в первой главе данной работы. Иными словами, вопросам сотрудничества государств в сфере безопасности (равно как и другим аспектам в совокупной системе межгосударственного взаимодействия), уделяется большое внимание как на официальном политическом, партийном, так и на общественном, экспертном уровне, учитывая, что данный вопрос, в силу географического расположения государств и наличия общей границы между ними, а также в силу наличия выходов к Южно-Китайскому морю, прямо затрагивает вопросы военного характера, противодействия транснациональной преступности, международному терроризму, экстремизму, незаконной транспортировки наркотиков, незаконной миграции, незаконной транспортировки оружия и влияет как на торгово-экономические, политические, инвестиционные.

Указанные факторы приводят к формированию государствами комплексного подхода к взаимодействию в сфере безопасности

на всех уровнях - как по вертикали власти двух государств, так и по ■

таким направлениям как взаимодействие общества, взаимодействие специальных профильных структур и подразделений, общественных организаций (обсуждение инициатив в сфере трудоустройства, занятости населения, приграничной торговли, учет интересов предпринимателей и т.п.), а также по направлению юридического взаимодействия двух государств, что позволяет осуществлять сотрудничество в сфере безопасности на регулярной, стабильной и системной основе.

Характерным примером данной деятельности является проведение межминистерских конференций по сотрудничеству Вьетнама и Китая в борьбе с преступностью, осуществляемое на уровне Министерства общественной безопасности КНР и Вьетнама. Стоит отметить, что данный форум проводится на регулярной (ежегодной) основе, что позволяет сторонам системно развивать подходы и обмениваться информацией в контексте взаимодействия в сфере обеспечения безопасности и, как результат, позволяет формировать государствам последовательную и эффективную политику в указанной области с учетом текущих геополитических и геоэкономических пертурбаций. Также показательным примером является регулярное проведение вьетнамско-китайского стратегического диалога по вопросам безопасности (осуществляется на уровне заместителей глав МИД двух государств). Другим примером данных подходов в свою очередь, является факт регулярных встреч представителей Вьетнама и Китая на уровне министров безопасности - так, в октябре 2014 г., состоялся визит вьетнамской военная делегации во главе с членом Политбюро ЦК Коммунистической партии Вьетнама генералом Ф. Гуанцином. Следует отметить, что данная встреча являлась частью более комплексного взаимодействия между Вьетнамом и Китаем, и в рамках данной встречи принимали участие высшие делегации на уровне Министерства общественной безопасности Вьетнама и министерства общественной безопасности Китая. Визит высокопоставленной делегации был направлен на укрепление всесторонних отношений дружественного сотрудничества между вооруженными силами Вьетнама и Китая, а также на обсуждение того, как укрепить оборонное сотрудничество между двумя странами, чтобы сохранить общую ситуацию дружественных отношений. Несколько детализируя содержательную часть данной встречи необходимо отметить, что в процессе визита в Китай, вьетнамская сторона принимала активное участие в переговорном процессе на уровне глав министерств, а также

в процессе упомянутой ранее ежегодной конференции по вопросам _

■ сотрудничества в борьбе с преступностью на уровне Министерств об-

щественной безопасности КНР и Вьетнама. Также в рамках данного визита состоялась встреча Министра обороны Вьетнама Ф. Гуанцина с заместителем председателя Центрального военного комитета КНР Ф. Чанлуном, по итогам которой стороны выразили удовлетворенность текущим уровнем межгосударственного взаимодействия в сфере безопасности, но также отметили важность дальнейшего углубления и расширения сотрудничества между двумя государствами, с вовлечением в структуру межгосударственного взаимодействия органов исполнительной власти двух государств.

По оценкам вьетнамской стороны, вовлечение органов исполнительной власти в структуру межгосударственного взаимодействия в сфере обеспечения безопасности, будет в полной мере соответствовать интересам и ориентирам обществ двух государств и также будет способствовать дальнейшему сохранению безопасности, поддержанию общественного порядка в Вьетнаме и Китае, и станет мощным ресурсом обеспечения региональной и глобальной безопасности, элементом стабильного развития в политической и экономической плоскости на региональном и глобальном уровне.

В свою очередь, китайская сторона в лице неоднократно отмечала важность китайско-вьетнамского взаимодействия в сфере безопасности, а также использование схожих ориентиров государств для углубления дружбы и обеспечения благополучного развития взаимодействия: «и Китай, и Вьетнам согласны с тем, что в новый исторический период мы должны работать вместе, чтобы способствовать непрерывному развитию отношений между двумя вооруженными силами и сделать их одной из важных опор отношений между двумя странами».

Необходимо отметить, что заявления представителей Вьетнама и Китая демонстрировали высокий уровень заинтересованности государств в развитии текущего инструментария межгосударственного взаимодействия, что в целом оказывает благоприятное влияние на подходы государств к разрешению ситуативных противоречий в сфере обеспечения безопасности (к примеру, в Южно-Китайском море). Также следует отметить последовательность данного подхода, что позволяет проводить встречи как на уровне политических элит двух государств, так и на уровне профильных ведомств Вьетнама и КНР.

В частности, по итогам встречи Председателя Национального собрания Вьетнама Нгуен Тхи Ким Нган с министром обороны Китая В. Фэнхэ в мае 2019 г. было отмечено, что сотрудничество между | _

двумя вооруженными силами и министерствами обороны двух стран играет ключевую роль. Стороны высоко оценили военные силы и министерства обороны в поддержании мира, который способствует экономическому и социальному развитию двух стран. Министерства национальной обороны двух стран эффективно внедрили важные механизмы сотрудничества - например, договорились о регулярном обмене опытом по поводу вьетнамско-китайской границы.

Вьетнамская и китайская стороны на регулярной основе проводят вьетнамо-китайский стратегические диалоги по вопросам сотрудничества м безопасности по итогам которых высказываются намерения о нацеленности государств в дальнейшем углублять и расширять сотрудничество в сфере обеспечения безопасности в таких сферах как обмен разведывательной информацией, совместное проведение антитеррористических операций, совместное проведение рейдов, мониторинг границы, проведение совместных антитеррористических учений, внедрение информационных технологий на приграничном уровне (разработка новых систем отслеживания и пресечения правонарушений, незаконного пересечения границы и т.п.), а также развитие новых инструментов взаимодействия в сфере обеспечения безопасности в тех аспектах, в которых пересекаются интересы Вьетнама и Китая.

Так, по оценкам Дж. Ченга, вьетнамо-китайский диалог имеет большое значение для качественного развития двустороннего взаимодействия и способствует последовательному развитию отношений государств в рамках всеобъемлющее стратегического партнерства, поднимая данные отношения на новый уровень.

Немаловажным инструментом обеспечения безопасности является взаимодействие государств в рамках Министерской конференции по борьбе с транснациональной преступностью, в которой принимает участие Вьетнам, Китай, Лаос, Мьянма, Камбоджа, Филиппины. Важно отметить, что широкий круг государств, который принимает участие в данной конференции, сформирован с целью максимального привлечения государств к региональным инициативам в сфере безопасности и осуществления политики в сфере безопасности на комплексной (региональной), основе..

Так по итогам встречи в сентябре 2019 г., вьетнамская сторона отметила важность межгосударственного взаимодействия в сфере противодействия транснациональной преступности, учитывая, что ни одного государство не может на самостоятельной основе, в силу транснациональности данных явлений, эффективно противодей-

ствовать указанной угрозе. В свою очередь, реальное противодействие транснациональной преступности возможно только в случае выработки единого мнения по вопросу противодействия транснациональной преступности, а также таких аспектов как обмен опытом, создание эффективных механизмов противодействия и повышение эффективности борьбы с транснациональной преступностью и наркопреступностью. Стороны достигли консенсуса в вопросах необходимости последовательного укрепления пограничного контроля, что в целом соответствует долгосрочным интересам государств как в сфере обеспечения безопасности, так и в сфере здравоохранения и обеспечения социальной стабильности.

Также важно отметить, что несмотря на активное сотрудничество государств в сфере безопасности, по оценкам исследователей, регулярно можно отметить усиление ситуативных противоречий в спорных для государств регионах.

Так, 3 декабря 2018 г., в Ханое было обсуждено проведение Тайванем военных учений в районе вьетнамского острова Бабинь, что по мнению представителя МИД Вьетнама Л. Ханг, указывает на необходимость активизации последовательной политики государства в отношении архипелагов Чыонгла и Хангша. Также вьетнамская сторона осудила нарушение суверенитета Вьетнама в указанном регионе и акцентировала внимание на необходимости разработки новых, совместных с Китаем мер взаимодействия с целью недопущения дальнейших нарушений суверенитета двух государств. Проведение Тайванем военных учений с использованием боевых снарядов, является нарушением суверенитета Вьетнама в регионе, что несет потенциальные угрозы миру, стабильности, безопасности судоходства и требует активизации сотрудничества государств в рассматриваемой сфере. Необходимо отметить, что данный пример не является единичным случаем, что указывает, с одной стороны, на наличие перманентных проблем в китайско-вьетнамских отношениях, а также в отношениях государств с учетом т.н. «фактора Тайваня», и, с другой стороны, указывает на необходимость дальнейшего сотрудничества государств с целью минимизации и недопущения эскалации противостояния в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

К проблемным же моментам необходимо отнести опасения китайской стороны, связанные с возможным влиянием на Вьетнам крупных вне региональных центров принятия стратегических решений (главным образом - США), что может привести к смене приоритетов в структуре внешнеполитической деятельности Вьетнама и, как

результат, стать одной из базовых причин, обусловившими переход ■

Вьетнама от созерцательного взаимодействия с Китаем в сфере безопасности к эскалации противоречий и противоречащей интересам Китая политике. Данные опасения основываются на достаточно длительном периоде вьетнамо-американского взаимодействия, активизация которого наблюдается с начала XXI в., и проявляется в гуманитарных программах (очистка территории Вьетнама от бомб, поиск погибших солдат), финансовой помощи, работе неправительственных организаций во Вьетнаме (к примеру, Фонда жертв войны им. Патрика Дж. Лихи, Фонда ветеранов войны во Вьетнаме), что обуславливает американское присутствие в государстве и позволяет реали-зовывать ситуативные проекты (программы образования, поставки оборудования, утилизация снарядов, строительство инфраструктуры), дополняемые отдельными межправительственными меморандумами «О взаимопонимании, сотрудничестве», что дополняется регулярными визитами вьетнамских делегаций в США и американских делегаций во Вьетнам.

Таким образом, необходимо отметить, что сотрудничество между Вьетнамом и Китаем в целом отражает стратегические интересы и приоритеты государств на региональном и глобальном уровне. Инструментами межгосударственного взаимодействия в сфере безопасности выступают регулярные встречи на высшем уровне и уровне профильных министерств, специальных структур, деятельность специальных двусторонних и многосторонних рабочих групп, приграничная деятельность, проведение совместных учений и специальных операций, совместный контроль границы, а также разработка новых механизмов обеспечения безопасности и дальнейшее практическое использование данных механизмов. Следует отметить, что данный подход в целом обладает своей стабильностью и устойчивостью, что позволяет государствам достоверно прогнозировать дальнейшие шаги и ситуативные аспекты взаимодействия, а также долгосрочное поведение двух государств в сфере обеспечения безопасности. Стороны, по результатам двусторонних и многосторонних встреч (к примеру, в рамках международных конференций либо по итогам официальных визитов), выражают удовлетворение текущим уровнем межгосударственного взаимодействия в сфере безопасности и делают акцент на необходимости дальнейшего и последовательного укрепления взаимодействия в указанной сфере, при увеличении совокупных объемов сотрудничества и вкладываемых в сферу безопасности средств (политических, финансовых, юридических). _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.