Научная статья на тему 'Сближение Вьетнама с США и политика КНР'

Сближение Вьетнама с США и политика КНР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
583
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ХЕДЖИРОВАНИЯ / США / КНР / ФИЛИППИНЫ / ТАИЛАНД / БИРМА / ВЬЕТНАМ / ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ / HEDGING POLICY / THE US / CHINA / THE PHILIPPINES / THAILAND / MYANMAR / VIETNAM / SOUTH-CHINA SEA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мосяков Дмитрий Валентинович

В статье проводится анализ попытки США реализации доктрины «hedge policy», направленной на создание заслона против экспансии Китая из таких стран ЮВА как Филиппины, Таиланд, Бирма и Вьетнам. Автор отмечает, что по мере того как ситуация в районе азиатской дуги нестабильности становится все более напряженной, борьба за доминирующее влияние в Юго-Восточной Азии между США и КНР все более обостряется. Эта борьба происходит как на морских просторах в наращивании военно-морских сил двух сторон, так и на континенте, где оба противника пытаются захватить преобладающее влияние в той или иной стране ЮВА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rapprochement of Vietnam and the US and the policy of China

The paper analyses the US attempts to realize the «hedge policy» formula aimed at creating a barrier against China’s expansion engaging the Philippines, Thailand, Myanmar and Vietnam. The author stresses that with the situation along the Asian arc of instability getting more tense the struggle for dominant influence in South-East Asia has become excessively acrimonious. It is manifested in the high seas where both countries increase their presence and on the continent where the rivals try to dominate in one Southeastern country or another.

Текст научной работы на тему «Сближение Вьетнама с США и политика КНР»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXVIII (№ 28, 2015)_

© МосякоеД.В.

ИВРАН

СБЛИЖЕНИЕ ВЬЕТНАМА с США и ПОЛИТИКА КНР

По мере того как ситуация в районе азиатской дуги нестабильности становится все более напряженной, борьба за доминирующее влияние в Юго-Восточной Азии между США и КНР все более обостряется. Эта борьба происходит как на морских просторах в наращивании военно-морских сил двух сторон, так и на континенте, где оба противника пытаются захватить преобладающее влияние в той или иной стране ЮВА.

Соединенные Штаты, в полном соответствии с принятой ими доктриной так называемой «hedge policy», стремятся выстроить реальный заслон против экспансии Китая из стран Юго-Восточной Азии, которые с ним граничат. Для формирования этого антикитайского барьера они выбрали такие государства АСЕАН как Филиппины, Таиланд, Бирма и Вьетнам. Во всех этих странах американцы действуют чрезвычайно активно, так, например, с Филиппинами во время прошлогоднего визита президента Б. Обамы в эту страну они подписали соглашение о военном присутствии американских войск и подчеркнули свою приверженность заключенному еще в 1951 г. договору безопасности, по которому обязывались защищать филиппинский суверенитет. В Таиланде они оказывают непрерывное давление на власть, пытаются ускорить уход от власти таиландских военных и передать ее гражданскому правительству, скорее всего вновь победит клан Чиннаватов, тесно связанный с США. В Бирме, играя на страхах военной верхушки относительно экспансии КНР, американцы активно продвигают свою креатуру - Аун Сан Сучжи (нобелевского лауреата и убежденного друга США) на роль неформального лидера бирманцев и возможно будущего президента страны. Они же подталкивают бирманских военных к обострению конфликтов на границе с Китаем. Последние столкновения в районе Коканга, когда почти 40 тысяч китайских переселенцев вынуждены бы-

ли уйти на китайскую территорию из-за обстрелов бирманской артиллерии, свидетельствуют о том, что и здесь американцам удается настраивать правящие круги против КНР и постепенно продвигать свои интересы.

В то же время очевидно, что для целостности и полноты всей этой линии противостояния американцам явно не хватает контроля над Вьетнамом, который в силу географии и истории отношений с Китаем должен был бы стать центральным звеном hedge policy. Поэтому, именно СРВ сегодня является главным центром американских усилий, направленных на то, чтобы превратить его в своего союзника. Расчеты американских политиков очевидны - Вьетнам в случае его дальнейшего сближения с США сможет стать главным призом американской политики в Юго-Восточной Азии. Ведь эта страна обладает наиболее многочисленной и опытной в ЮВА армией, которая при условии перевооружения современным оружием в случае обострения ситуации в регионе может стать серьезным противником Китая. Кроме того, континентальное расположение Вьетнама у границ самых развитых районов Китая, длинная береговая линия с глубоководными портами, выходящими фронтом к Южно-Китайскому морю, позволяет, имея во Вьетнаме военные базы, угрожать наиболее развитым и важным районам КНР. Следует добавить также и то, что возможное военное присутствие американцев во Вьетнаме позволит им еще и контролировать ключевые международные торговые пути, через которые проходит почти половина международной морской торговли. Поэтому не случайно США, объявив о своем «возвращении в Азию», особое внимание уделили именно Вьетнаму, несмотря на то, что, казалось бы, их отношения после краха американской агрессии во Вьетнаме в 60-70-е годы характеризовались особой холодностью и отчуждением.

В качестве повода для сближения с Вьетнамом американцы, которые только в 1995 г. установили с ним дипломатические отношения, использовали озабоченности СРВ экспансией со стороны своего северного соседа, который в нарушение всех международных норм захватил к этому времени Парасельские острова и часть островов Спратли и объявил их своими. Вьетнам оказался в еще более сложной ситуации, когда в 2009 г.

Пекин провел по всему Южно-Китайскому морю так называемую девятипунктирную линию, обозначив свою морскую границу, и присоединив таким путем к своей территории почти 80% акватории этого моря. При этом китайская береговая охрана стала все более активно преследовать вьетнамские рыболовные суда, которые исстари ввели промысел в этих районах. В США увидели в таком противостоянии Китая с Вьетнамом, который был категорически против агрессивных и незаконных действий Китая возможность сближения с Ханоем и перетягивания его на свою сторону.

В Ханой последовали визиты высокопоставленных американских политиков, которые в один голос убеждали вьетнамцев, что американская агрессия против Вьетнама в 60-е и начале 70-х годов дело прошлое, что сегодня государства должны развивать сотрудничество, тем более что у них общие подходы к ситуации в Южно-Китайском море. Наконец, в 2010 г. во время визита во Вьетнам госсекретаря США Хиллари Клинтон произошел настоящий прорыв, когда она заявила, что свобода мореплавания, равно как и безопасность и стабильность этого региона, относятся к числу национальных интересов США. Это был важный знак Вьетнаму о том, что США готовы вмешаться в конфликт на его стороне. Вслед за этим представители американской администрации объявили о том, что США готовы поддерживать тех, кто выступает за сохранение статус-кво в Южно-Китайском море, против попыток КНР закрепить за собой почти три четверти акватории этого моря - примерно 2,2 млн. кв. километров.

Следует отметить, что американцы с присущим им прагматизмом немедленно отставили на второй план вопросы, связанные с развитием во Вьетнаме демократии и прав человека, которые долгое время оставались главным препятствием на пути сближения. Реальная возможность приобрести в ЮВА такого важного и сильного союзника, и с его помощью создать своему китайскому оппоненту новые проблемы, перевесила все соображения о гуманитарных свободах. Вьетнам в свою очередь также проявил большой интерес к развитию отношений с США, тем более что с точки зрения экономики и особенно торговли и инвестиций они оказались крайне важными для их раз-

вития. Уже в 2013 г. отношения с США получили во Вьетнаме статус «всеобъемлющего партнерства». На уровне принятых во Вьетнаме политических формул это означало, что не осталось больше сфер, закрытых для взаимодействия. В 2014 г. прорывы были совершены в стратегически важных областях: частично снято эмбарго на поставку во Вьетнам боевых видов вооружений и одобрено профильной комиссией Сената США соглашение, позволяющее американским компаниями продавать Вьетнаму оборудование для АЭС. Взаимная торговля Вьетнама и США превысила 36 миллиардов долларов, причем Вьетнам имеет в этой торговли значительный профицит (около 80% - это вьетнамский экспорт), что позволяет несколько сбалансировать дефицит вьетнамской торговли с Китаем. Американские инвестиции во Вьетнам превышают 11 млрд. долларов. Кроме того, число вьетнамских студентов обучающихся в США превысило 16 тыс. человек и Вьетнам занимает сегодня 8 место по числу студентов в США.

Пользуясь растущей зависимостью, американцы всячески стараются расширить сотрудничество, а главное - перевести его в новые сферы особенно в сферу военного взаимодействия, предлагают проведение взаимных совместных маневров, приглашают вьетнамских офицеров на свои корабли. Вьетнам идет навстречу этим предложениям, причем с каждым годом делая это все более решительно. Недавний визит Генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга в США стал лишним подтверждением этому. Как отмечал по итогам визита Ла Тхаи Бань - заместитель генерального директора американского департамента министерства иностранных дел Вьетнама, «этот визит не только подтвердил прогресс в отношениях Вьетнама и США, достигнутый в последние двадцать лет, но и оказал влияние на дальнейшее развитие этих отношений. В дружеской атмосфере стороны, по словам вьетнамского дипломата, обсудили все наиболее важные проблемы и в том числе вопросы общего видения ситуации в Южно-Китайском море... (A historic visit to the United States by Lai Thai Binh).

В то же время следует отметить, что в таком энтузиазме вьетнамского дипломата относительно успеха визита Нгуен Фу Чонга в Вашингтон есть и очевидный элемент самообмана, де-

монстрирующий явное нежелание определенных кругов вьетнамской политической элиты замечать угрозы от все более близких отношений с США, которые вблизи не видны, а со стороны совершенно очевидны. Речь идет, прежде всего, об угрозах в сфере гуманитарной - в борьбе за умы вьетнамского общества. В ответ на сближение с США Вьетнам уже допустил на свою территорию массу неправительственных американских организаций, которые убеждают всех в необходимости большей демократизации, смены существующего механизма управления, действуют в направлении большей демократизации в стране. В самом Вьетнаме пустил корни Университет американской модели - Fulbright, а вслед за ним пришли Корпус мира (Peace Corps) и другие американские институты «мягкой силы». Уже сейчас по тем дискуссиям, которые развернулись во Вьетнаме перед предстоящим XII съездом КПВ можно оценить масштабы американского влияния и в партии и в стране.

Можно сказать, что ситуация в американо-вьетнамских отношениях очень напоминает знаменитую формулу: «бойтесь данайцев дары приносящих». США, как настоящий змей-искуситель, с одной стороны, все более притягивает на свою сторону официальный Ханой, а с другой - шаг за шагом уже готовит смену политического режима, чтобы окончательно перевести страну под свое влияние. Вьетнамские средства массовой информации американцам в этом очень помогают, находясь в постоянном позитиве относительно США. Уже не говоря о том, что освещается буквально каждый шаг американского посла, то, как он восхищается вьетнамской природой и дарит детям конфетки. Вот, например, как теперь подается информация официального вьетнамского агентства новостей о том, что Китай незаконно строит маяки на островах Чыонгша: «Вьетнам и мировое сообщество выразили резкий протест в связи с незаконным крупномасштабным строительством маяков на рифах, в том числе рифе Чжоу Юань на вьетнамском архипелаге Чыонгша. Американское правительство неоднократно подтверждало, что односторонняя постройка Китаем вышеупомянутых сооружений в Восточном море не помогает этой стране подтвердить свой суверенитет над островами Чыонгша, наоборот серьезно угрожает свободе мореходства в регионе. Амери-

канская сторона также заявила, что будет постоянно направлять боевые патрульные суда в район вблизи рифов, где Китай ведет незаконное строительство своих сооружений». Как говорится в таких случаях - без комментариев.

Нет сомнений, что очевидный успех США в сближении с Вьетнамом связан во многом с тем, что политика Китая в отношении Вьетнама остается практически неизменной. Много разговоров о прошлом боевом братстве, об общности в идеологии, но никаких реальных уступок по ключевым для Вьетнама вопросам территориального размежевания в Пекине не делают. Даже соглашение о разделе залива Бак-бо, где Вьетнам явно проявил добрую волю и способность к компромиссу, никак не повлияли на изменение жесткой политики КНР в отношении Вьетнама. Китай как бы показывает вьетнамскому руководству, что если вы хотите использовать сближение с США как фактор давления на нас , то это у вас не получится. Ситуация складывается так, что все новые вьетнамо-американские инициативы вроде участия Вьетнама в Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) в Пекине вызывают только еще большее раздражение.

В то же время формально отношения Вьетнама и Китая, особенно на межпартийном уровне, развиваются довольно интенсивно. Обе страны проводят регулярные встречи партийных лидеров и государственных руководителей на всех уровнях вплоть до самого высшего. Они обычно тщательно готовятся и позволяют обмениваться мнениями и принимать решения по широкому кругу вопросов. В 2006 г. стороны учредили Объединенный руководящий комитет по двустороннему сотрудничеству на уровне вице-премьеров, призванный координировать все области их отношений. Он собирается ежегодно и поочередно то в Китае, то во Вьетнаме. В 2011 г. стороны подписали Программу осуществления стратегических отношений всестороннего сотрудничества и партнерства между правительствами Китая и Вьетнама, а также пятилетний План развития торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Вьетнамом на 2012-2016 гг. Межпартийные и межгосударственные отношения на высшем уровне подкрепляются обменом многочисленных делегаций различных отделов ЦК правящих партий и про-

винциальных властей, совместными семинарами по различным идеологическим и теоретическим вопросам.

С 1992 г. возобновились контакты министерств обороны, которые с 2005 г. превратились в ежегодные консультации, а с 2010 г. проводятся как Диалоги по стратегическим вопросам на уровне заместителей министров. Вьетнамские высокопоставленные чиновники подписывают с китайскими коллегами совместные заявления, соглашения и протоколы, в которых всегда усиленно подчеркивают значение и взаимовыгодный характер тесных отношений в прошлом как бы в противовес нынешним противоречиям.

Но в реальности вьетнамско-китайские отношения очень сложны, неоднозначны и, подчас, носят глубоко эмоциональный характер. Так, например, во время визита президента СРВ Чыонг Тан Шанга в Индию, в октябре 2011 г. он договорился об участии индийских компаний в разведке и эксплуатации нефтяных месторождений на шельфе Вьетнама. Сообщение об этом вызвало гневную реакцию в китайских СМИ, впрочем, как и информация о российско-вьетнамских нефтегазовых проектах в ЮКМ. В ответ Вьетнам тоже ужесточил свою позицию. Выступая в Национальном собрании СРВ 25 ноября 2011 г.,, премьер-министр Нгуен Тан Зунг впервые открыто потребовал переговоров о возвращении Парасельских островов, которые, как он указал, были отторгнуты силой у Вьетнама в 1974 г. Такое заявление свидетельствовало о том, что политические уступки, сделанные ранее, не вызвали ответной и позитивной реакции Китая. Тогда же президент Чыонг Тан Шанг совершил демонстративную поездку в северные провинции на границе с КНР, где в 1979 г. проходили основные события войны с Китаем.

Представляется, что Китай своим игнорированием интересов Вьетнама рассчитывает, на то, что Ханой никуда не денется, поскольку он слишком зависим от торговли и экономических связей, ведь общий объем товарооборота составляет 56 млрд. долларов с огромным профицитом у Китая. В Пекине, видимо, рассматривают вьетнамо-американское сближение как игру в контрбалансы, как желание Вьетнама получить козыри в переговорах с Китаем. К сожалению, такой расчет может ока-

заться в корне неверным и, не чувствуя даже намека на компромисс, Вьетнам может сделать решающий выбор в сторону США, что с моей точки зрения будет носить самоубийственный характер для правящего ныне режима.

Подводя некоторые итоги можно сказать, что борьба за Вьетнам в рамках общей борьбы в азиатской дуге нестабильности переходит в критическую фазу. Нет никаких гарантий, что США не смогут создать фронт из числа стран противостоящих Китаю и Вьетнам может стать центром этого противостояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.