В. М. Мазырин ВЬЕТНАМ: УГРОЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
В статье дается анализ экологической ситуации во Вьетнаме, причин ее обострения в последние десятилетия. К ним отнесен урон, нанесенный войной, которую вели США на юге страны. Более сильное воздействие оказали развитие экономики в экстенсивных формах, проведение индустриализации и урбанизации. Промышленное производство на основе отсталых технологий служит источником загрязнения природы, ведет к растрате не восполняемых ресурсов. Деградация окружающей среды вызвана также безоглядным потреблением природных богатств населением.
На основании конкретных расчетов выявлена перспектива дальнейшего ухудшения ситуации. Нарушение экологического равновесия вызвало резкое усиление природных бедствий и техногенных катастроф. На этом фоне произошло обострение социальных проблем в виде «порочного круга» бедности. Сделан вывод, что если негативные тенденции сохранятся, стране не удастся избежать полномасштабного экологического кризиса в первой половине XXI в. Показана выработка экологического законодательства, мер по улучшению состояния окружающей среды, в том числе программы развития экологически чистого производства, инновационной экономики и высоких технологий. Наряду с прогрессом в воплощении новых подходов отмечены затрудняющие обстоятельства, слабое исполнение принятых правовых норм и административных решений. Природоохранные мероприятия пока по преимуществу ведутся формально и не имеют системного, стратегического характера.
Ключевые слова: экстенсивное развитие, невосполняемые ресурсы, подрыв экологического равновесия, деградация/улучшение окружающей среды, природные бедствия и техногенные катастрофы, «порочный круг» бедности, экологически чистое производство.
Экологическая обстановка
Благодаря рыночным реформам Вьетнам добился за прошедшие 20 лет очень высоких темпов развития экономики (среднегодовой прирост ВВП в 7,5%; см.: Statistical Yearbook, 2008, p. 73). Это наряду с активным проведением здесь индустриализации резко обострило проблемы сохранения окружающей среды. В СРВ, как в и других странах, которые идут по пути догоняющего развития, причем с упором на экстенсивные факторы роста, экономическое ускорение достигнуто во многом за счет истощения природных ресурсов и подрыва экологического равновесия. Земли деградируют, биоразнообразие оказалось под угрозой, лесной покров уменьшается, а качество леса ухудшается. В крупных и средних городах, численность населения которых в ходе урбанизации растет, идет загряз-
© В. М. Мазырин, 2009
нение атмосферы, водных источников промышленными и бытовыми отходами, в том числе твердыми. В то же время их переработка не отвечает растущим потребностям, а экологическая служба остается слабой. Это вкупе с применением химических веществ при производстве продуктов питания серьезно повышает риски для здоровья людей. Морские и прибрежные ресурсы также истощаются1.
К тому же окружающая среда во Вьетнаме еще не оправилась от урона, который ей нанесли военные действия 1970-х годов, особенно с участием войск США. Над южными провинциями было распылено 80 млн литров дефолиантов, что уничтожило более 2 млн га лесов. Лесной покров, достигавший в 1945 г. 43% (около 16 млн га), в 1975 г. уменьшился до 34% территории страны. Затем этот важный показатель ухудшался вследствие хозяйственной деятельности более быстрыми темпами. Увеличение площади обрабатываемых земель с 1975 по 1990 г. привело к потере еще 2,65 млн га лесов, особенно пострадавшей на плато Тэйнгуен, юго-востоке и в горах Севера. В результате лесистость упала до 28% (10,5 млн га), что ниже порога экологической безопасности (Tang truong kinh te, 2005, tr. 150)2. Хотя уже в 2000 г., как зафиксировало национальное обследование, данный показатель вырос до 33% (в 2010 г. его планируется вернуть к уровню 1945 г.), пока не удается защитить леса, особенно те небольшие их участки, которые сохраняют биологическое разнообразие.
Ежегодные потери лесов достигали в конце 1990-х годов порядка 0,8 млн га, или 7%, имеющейся площади. Быстрое сокращение лесного покрова в данный период вызвано различными причинами, преодоление которых объективно затруднено. Это использование древесного топлива в качестве основного источника энергии, особенно в сельских и горных районах (63% потерь), подсечно-огневое земледелие, которое все еще ведут отсталые племена (24%), заготовка древесины на экспорт (10%), наконец, лесные пожары (Fueling Vietnam's Development, 2001, p. 60). Выход власти страны ищут на пути электрификации отдаленных и сельских районов, осуществления лесонасаждений и охраны лесов.
1 Эти оценки даны экспертами Всемирного банка в результате изучения обстановки на месте (см.: Ngan hang The gioi, 2002). Они подтверждаются и местными исследователями (см.: Tang truong kinh te, 2005, tr. 28).
2 Так, в горных северных районах на границе с Китаем, где еще в 1973 г. лесные ресурсы оценивались как неисчерпаемые, в конце 1990-х годов лес покрывал в ряде мест всего 810% поверхности (см.: Rambo, 1997, p. 20-21).
_ 181
Вследствие стихийной вырубки леса происходит эрозия почв, которую порождают также засухи, засоление и разрушение почв в горных районах в результате ливней, схода селей. Сказывается и процесс урбанизации, повышения интенсивности аграрного труда ввиду отсутствия гарантий стабильного земледелия. От активизации хозяйственной деятельности напрямую страдает и акватория. Например, в результате резкого роста разведения рыбы и креветок в полусоленой воде за 50 лет уничтожены 80% затопляемых лесов (в том числе мангровых зарослей на юге), которые служат естественной защитой почв на низких берегах от размывания. Неконтролируемый морской лов в узкой прибрежной полосе уже привел к снижению добычи в этой отрасли.
По мнению вьетнамских ученых, нарушение экологического равновесия является важной причиной резкого усиления в последние годы стихийных бедствий, включая засухи, пожары, наводнения, приносящие огромный материальный ущерб. Возник своего рода «замкнутый круг» взаимосвязей (рисунок), из которого такой отсталой стране, как Вьетнам, крайне трудно вырваться.
В условиях, когда немалая часть населения живет за чертой бедности, испытывает голод или постоянно недоедает3, безоглядное потребление природных ресурсов является естественной фор-
3 По международной методике расчетов, в 2006 г. в крайней нищете жило около 15% вьетнамского населения — его ежедневное потребление в среднем было эквивалентно 1 долл. США (в ППС по курсу 1993 г.), тогда как относительной же бедностью была охвачена еще половина населения (см.: Мазырин, 2007, с. 267-268).
182 _
мой выживания, что наносит постоянный ущерб окружающей среде. Типичным примером является поведение малых этнических групп и жителей пограничных с Китаем районов. Не имея устойчивых источников дохода и реагируя на огромный спрос в соседней стране на экзотических животных и растения (для употребления в пищу и изготовления средств народной медицины), они за несколько лет уничтожили значительную часть редких и наиболее ценных видов фауны и флоры в местах своего обитания.
Быстрое увеличение городского населения4, как фактор ухудшения экологической обстановки, создает мощное давление на слабую коммунальную инфраструктуру. Здесь помимо роста неконтролируемых свалок мусора, загрязнения водных источников из-за низкого уровня переработки вредных отходов усиливаются шум, отравление атмосферы выхлопами городского транспорта и промышленных предприятий5. В крупных городах, где сосредоточена большая часть автотранспорта, нередким явлением становится смог, а показатели содержания твердых частиц и паров тяжелых металлов в воздухе (в основном свинца, так как его содержание в топливе не лимитировалось) превышают допустимые нормы в 6-50 раз. Уровень шума на основных транспортных магистралях Ханоя и Хошимина уже в конце 1990-х годов достигал днем 83-84 децибел, что на 13-14% выше нормы. С каждым днем растущее благосостояние горожан, а с ним количество моторизованных средств передвижения (в Хошимине в 1998 г. насчитывалось почти 113 тыс. автомобилей и 1,2 млн мотоциклов) лишь усугубляют эту проблему (см.: DiGregorio, 2003, p. 184-185).
Воздействие промышленного развития
Мощным источником загрязнения природы выступает промышленное производство, базирующееся преимущественно на отсталых технологиях. В частности, быстрое развитие топливно-энергетического комплекса СРВ оказывает техногенное воздействие на окружающую среду и здоровье людей. Угледобывающая промышленность наносит ущерб гидро- и литосфере в зонах своего размещения, работа электростанций также сопровождается рядом отрицательных экологических последствий. Так, строительство
4 Доля городских жителей в составе вьетнамского населения выросла за 1990-2007 гг. с 19,5 до 27,4% (см.: Statistical Yearbook, 2002, p. 28; 2008, p. 40).
5 Например, крупнейший мегаполис страны г. Хошимин ежедневно сбрасывал еще десять лет назад от 800 до 1000 тыс. куб. метров водных отходов, причем 80% поступало из домашних хозяйств — они сбрасываются в реки и каналы без очистки (Vietnam News. 8.07.1998).
_ 183
дамб и водохранилищ в составе ГЭС ведет к потере больших площадей плодородных земель на равнине, изменению материального баланса водной среды. ТЭС, сжигающие уголь, выбрасывают в атмосферу твердые частицы, которые снижают урожайность растений и вызывают заболевания дыхательной системы у людей. ТЭС, работающие на жидком топливе, в свою очередь, загрязняют воздух сернистым ангидридом, который превращается в серную кислоту и золу и способствует парниковому эффекту (Fueling Vietnam's Development, 2001, p. 59-63).
Все отрасли вьетнамской промышленности расходуют чрезмерное количество природных богатств. Особенно большое беспокойство вызывает расточительство в использовании основных видов ресурсов, таких как вода и энергия. Например, если среднемировая норма расхода воды при производстве пива составляет 4 литра, то здесь на это уходит в 3 раза больше. «Лидерами» по данному показателю выступают текстильная и бумажная промышленность. При выплавке стали затраты электроэнергии и сырья в 2,5 раза превосходят другие страны, а время плавки превышает передовые нормы в 3,6 раза (Tang truong kinh te, 2005, tr. 143-144).
Аналогично положение и с невосполнимыми ресурсами — полезными ископаемыми. Хотя пока добывающая промышленность дает 4-5% ВВП, не считая добычи нефти, но занимает важное положение в экономике страны. По данным национальной статистики, средние потери при добыче основных минералов, в частности нефти, достигают 50-60% (минимально они составляют 10-15%), продолжаясь и при переработке сырья, что наглядно видно на примере золота6. Дело этим не ограничивается — из-за кустарных способов разработки месторождений большинство из них, прежде всего мелкие и средние, забрасываются после извлечения наиболее легко доступных и богатых запасов. Кроме того, отвалы земли и добытой породы занимают значительные площади, отработанные участки не рекультивируются, что наносит ущерб сельскому хозяйству, водным источникам.
Вьетнамские специалисты констатируют загрязнение окружающей среды всеми отраслями промышленности в размерах, превышающих среднемировые нормы (табл. 1). По их данным, вредные выбросы намного превосходят реальные масштабы промышленного производства, особенно отличаются металлургия, кожевенная, текстильная и добывающая промышленность, теплоэнергетика.
6 Выход драгоценного металла при выплавке из породы не превышает во Вьетнаме 30-40% при мировой норме 92-97% (Tang truong kinh te, 2005, tr. 146-147).
184 _
Иначе говоря, разрушение природной среды вызвано не столько низкой сознательностью или неграмотностью населения, сколько экономическими причинами. При этом ввиду того, что ухудшение качества окружающей среды трудно наблюдать, многие люди не понимают необходимости ее защиты. К тому же обеспечение экологической безопасности — довольно капиталоемкий процесс, так как требует перехода на современные, сберегающие природу технологии или строительства мощных очистных сооружений, что не устраивает большинство частных предпринимателей, озабоченных только погоней за прибылью.
Таблица 1. Оценка загрязняющего воздействия отраслей промышленности на окружающую среду и здоровье человека*
Элементы воздействия Влияние на
пыль ядовитые шум вода тяжелые здоровье
Отрасль газы металлы местного населения
Теплоэнергетика **** **** ** *** ** V
Гидроэнергетика V V V V V ****
Механическая ** ** *** ** ** ***
промышленность
Химическая *** **** ** ** ** ****
промышленность
Металлургия **** **** *** *** *** ***
Электронная V V V ** *** V
промышленность
Добывающая **** ** *** **** *** **
промышленность
Текстильная **** *** ** **** *** V
промышленность
Бумажная **** *** ** **** V V
промышленность
Кожевенная *** **** ** **** **** V
промышленность
Пищевая ** ** V **** V V
промышленность
Примечание: **** — высокая степень воздействия, *** — средняя степень, ** — легкая степень, V — нет воздействия.
* Источник: Tang truong kinh te, 2005, tr.145—146.
Деградация окружающей среды прямо влияет на жизнь вьетнамцев, сказываясь на их здоровье и условиях жизни, и, прежде всего, поражает бедных. Они чаще сталкиваются с загрязнением воды и почв, а в городах — атмосферы. Это, по наблюдениям специалистов ВОЗ, обусловило в нижних социальных слоях повышенный показатель самоубийств, заболеваний желудочно-кишечного
_ 185
ПОЯИТЭКС. 2009. Том 5. № 4
тракта и дыхательных путей. Закономерно, что данная группа населения обычно сильнее других страдает и от стихийных бедствий. Ежегодно в среднем более миллиона граждан СРВ (при численности населения в 2008 г. свыше 86 млн человек) нуждаются в экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях (Ngan hang The gioi, 2003, tr. 68).
Понимание государственными органами экологических последствий современной экономической политики и выработка мер по их сокращению приобретают особое значение ввиду вступления Вьетнама в более сложный этап своего развития, ведущий к повышению нагрузки на окружающую среду. По оценке известного американского экономиста Дж. Штиглица, сделанной им во время посещения страны в ноябре 2004 г., если взаимовлияние экономического роста и экологии не будет учтено в политике государства, дальнейший прогресс окажется под большим вопросом. Это вызвано тем, что потери от экологической деградации снижают фактический прирост ВВП. Например, в КНР такие потери оцениваются в 8-12% ВВП, или треть от его прироста (см.: Мельянцев, 2006, с. 32). Хотя в СРВ степень деградации окружающей среды выглядит не столь угрожающе, темп увеличения экологически скорректированного ВВП здесь, очевидно, также ниже официального (по нашей оценке, на 12 процентных пункта).
Перспектива дальнейшего ухудшения нынешней экологической ситуации в СРВ подкреплена конкретными расчетами (табл. 2). Смоделировав возможное увеличение основных вредных выбросов в атмосферу по мере развития экономики — в увязке с ростом производимого общественного продукта, — вьетнамские эксперты сделали вывод, что эти выбросы только за вторую половину текущего десятилетия удвоятся по всем рассмотренным параметрам.
Таблица 2. Прогноз состава и объемов вредных выбросов во Вьетнаме до 2010 г.
Вид выбросов Объем выбросов, (кг/млрд донгов прироста ВВП*) Темпы роста (раз) за 2004-2010 гг.
Диоксид серы ^02 ) 1027,5 2,065
Диоксид азота (N0^ 924,1 2,088
Оксид углерода (СО) 2466,5 2,208
Летучие органические вещества и смолы ^ОС) 1590,3 2,172
Итого: 6008,4 2,154
* Примечание: 1 млрд донгов по курсу 2005 г. эквивалентен примерно 60 тыс. долл. США. Источник: Tang truong kinh te, 2005, tr. 141.
Легко сделать экстраполяцию и до 2020 г., учитывая план удвоения ВВП к данному сроку. На основе приведенных расчетов при-
186 _
ПОЯИТЭКС. 2009. Том 5. № 4
знано необходимым перенести акцент на развитие отраслей, менее зависимых от использования природных ресурсов, ориентированных на научные знания и высокие технологии, не наносящих вреда экологическому равновесию. Однако воплотить этот, безусловно верный, курс в жизнь будет крайне сложно, поскольку он противоречит доминирующим тенденциям и факторам роста вьетнамской экономики.
Выработка экологической политики
Власти СРВ постепенно осознают серьезность экологических проблем. С начала 90-х годов ведется выработка политики и мер по улучшению условий жизни населения и состояния окружающей среды. В 1991 г. был принят первый план защиты окружающей среды, а в 1994 г. вступил в силу соответствующий закон, затем введены налоги за пользование природными ресурсами. На IX съезде Компартии Вьетнама (2001) экологические задачи поставлены в увязке с проблемой устойчивого развития. Приняты другие правовые и нормативные акты, а соответствующие цели и обязательства правительства включены в национальную стратегию охраны окружающей среды и стратегию социально-экономического развития на 2001-2010 гг. Экологические ориентиры стали важной частью проводимой под эгидой ООН программы обеспечения экономического роста и борьбы с бедностью.
Так, начали действовать законы об охране леса, о природных ресурсах, экологические стандарты, порядок санкций за нарушение природоохранных требований и др. За их выполнение отвечает специально выделенное в 2002 г. из состава министерства науки и технологий подразделение по охране окружающей среды, которое тесно координирует свою работу с другими министерствами и ведомствами. В аппарате управления с верхних до нижних этажей созданы органы, ответственные за мониторинг и решение экологических задач. Подразделения, занимающиеся вопросами экологии, начали действовать и в ряде крупных государственных компаний.
В первую очередь проводятся меры по минимизации масштабов отрицательного воздействия ТЭК на окружающую среду. Заметного снижения уровня атмосферного загрязнения намечено добиться за счет увеличения в производстве электроэнергии доли экологически чистого вида топлива — природного газа. Он также будет распространяться на автомобильном и железнодорожном транспорте, хотя ни его промышленная добыча, ни переработка в сжиженный газ пока не начаты. Готовы другие проекты использования альтернативных, экологически чистых источников энергии, такие как геотермальные и ветряные, атомные электростанции, станции, работаю_ 187
ПОЯИТЭКС. 2009. Том 5. № 4
щие на энергии морских приливов и отливов, солнца. Для сокращения площадей затопления при строительстве объектов гидроэнергетики применяется увеличение количества ГЭС в каскаде с уменьшением напора на каждой ступени, а одновременно и зеркала водохранилища. Для улучшения экологической ситуации в городах введены ограничения на предельный уровень содержания тяжелых металлов в автобензине.
В 1996 г. начала действовать программа развития экологически чистого производства, которая охватила многие отрасли промышленности. Она поставила целью повысить эффективность производства и снизить факторы риска для человека и природы. Эта программа основана на сокращении вредных отходов промышленности и экономии потребляемых ресурсов, минимизации негативного эффекта использования готовых товаров. Для повышения экологической чистоты вьетнамской промышленности (ее потенциал см. в табл. 3), по оценкам местных специалистов, требуются более решительные меры, так как за первые 7 лет (к 2003 г.) в данную программу удалось включить менее 10% государственных предприятий и половину административных единиц (Tang truong kinh te, 2005, tr. 157-158).
Таблица 3. Оценка потенциала экологически чистого производства
во Вьетнаме (в %)
Показатели по промышленности Возможности сокращения потребления/выброса, %
Потребление воды 40-70
Потребление электроэнергии 20-50
Сырье, дающее вредные отходы 50-100
Химическое потребление кислорода (COD) 30-75
Биологическое потребление кислорода (BOD) 50-75
Доля токсичных соединений в отходах (TSS) 40-60
Доля тяжелых металлов в отходах 20-50
Потребление топлива 20-50
Сокращение «парникового» эффекта 20-50
Источник: Tang truong kinh te, 2005, tr. i58.
С 2003 г. началось осуществление очередной правительственной экологической программы, в основу которой положены итоги проведенной минприроды инспекции. Согласно последней, опасные для окружающей среды объекты найдены в пятнадцати провинциях северной, четырех провинциях центральной и трех провинциях южной частей страны, прежде всего в крупных городах. Согласно программе, предусмотрено переместить, закрыть или приостановить работу 439 предприятий или заменить в них технологию производства на более безопасную, в частности путем создания системы 188 _
очистки сточных вод. Предприятия-загрязнители окружающей среды, которые игнорируют предписания и общественное мнение, стали привлекаться к материальной ответственности за нарушение закона. За период 2008-2012 гг. намечено расширить список контролируемых объектов почти в 9 раз — до 3856 (см.: DiGregorio, 2003, p. 195). Эта задача сложна сама по себе в силу масштабности, к тому же если относительно крупные государственные предприятия поддаются мерам экологического регулирования, то установить контроль над мелкими объектами в городе и деревне, которые также загрязняют окружающую среду, практически невозможно.
Наряду с административными шагами осуществляются организационные и научно-технические меры. Внедряются стандартные модели переработки отходов больниц и очистки мусорных свалок, созданы пункты приема вредных веществ от загрязняющих природу предприятий, проделана работа по закупке новых, экологически безопасных видов оборудования, привлечению необходимого иностранного капитала и содействия. В частности, предприятиям из «черного списка» оказана помощь в организации международной кооперации по решению стоящих перед ними задач. Ученые Вьетнама сами также активно разрабатывают методы уменьшения загрязнения окружающей среды и водных ресурсов.
Хотя за последнее время в этом деле достигнут заметный прогресс, эффективность исполнения принятых правовых норм и административных решений остается довольно низкой, а внимание к ним недостаточным. Природоохранные мероприятия по преимуществу ведутся в форме кампаний, отдельных проектов и не имеют системного, стратегического характера. В экологических службах не хватает кадров, и их способность управлять окружающей средой пока не адекватна стоящим задачам. Показательно, что в целом по стране на 1 млн жителей приходится всего 4 управленца этой сферы, тогда как в КНР — 20, Таиланде — 30, Камбодже — 100. Расходы на экологические программы крайне ограничены, составляя 1% расходной части госбюджета. При растущих экологических проблемах в государственный Фонд охраны окружающей среды выделяется всего около 13 млн долл. в год (Tang truong kinh te, 2005, tr. 154, 162). Поэтому правительство СРВ привлекает дополнительные средства от международных доноров, старается использовать методику работы НПО в этой сфере, активнее опираться на местные общественные организации в деле повышения национальной экологической безопасности.
Согласно выводам вьетнамских экспертов, если негативные тенденции по-прежнему будут преобладать и сохранится современная модель экономического развития, как и отношение к окружаю_ 189
ПОЯИТЭКС. 2009. Том 5. № 4
щей среде, стране не избежать полномасштабного экологического кризиса в первой половине XXI в. Но есть основания надеяться, что осознание реальности такой угрозы и желание ее преодолеть помогут властям Вьетнама осуществить эффективные меры по сохранению природного равновесия.
Литература
1. Мазырин В. М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006): направления, динамика, результаты. М.: Изд-во «Ключ-С», 2007. 336 с.
2. Мельянцев В. А. Развивающиеся страны: рост, дифференциация, экономический вызов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2006. № 2.
3. DiGregorio M., Rambo A. T., Masayuki Yanagisawa. Clean, Green, and Beautiful: Environment and Development under the Renovation Economy // Postwar Vietnam: Dynamics of Transforming Society / Ed. by Hy Van Luong. ISEAS. Oxford: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2003. 336 p.
4. Fueling Vietnam's Development. World Bank Report. WB, Washington DC, 2001. 84 с.
5. Ngan hang The gioi va Ngan hang Phat trien Chau A. Viet Nam: Bao cao dien bien moi truong. Ha-noi: Trung tam Thong tin Phat trien Viet Nam, 2002. 97 с.
6. Ngan hang The gioi va Ngan hang Phat trien Chau A. Viet Nam: thuc hien cam ket. Bao cao phat trien 2003. Ha-noi: Trung tam Thong tin Phat trien Viet Nam, 2003. 141 с.
7. Rambo A. T. Development Trends in Vietnam's Northern Mountain Region // Development Trends in Vietnam's Northern Mountain Region / Ed. by Donovan D. et al. Hanoi: The gioi Publishers, 1997. 118 с.
8. Statistical Yearbook of Vietnam 2001. General Statistic Office (Tong cuc thong ke Viet Nam). Hanoi: Statistical Publishing House, 2002. 600 p.
9. Statistical Yearbook of Vietnam 2007. General Statistic Office (Tong cuc thong ke Viet Nam). Hanoi: Statistical Publishing House, 2008, 831 p.
10. Tang truong kinh te Viet Nam: Nhung rao can can phai vuot qua. Nguyen Van Thuong chu bien. Ha Noi: Nha xuat ban Ly luan chinh tri, 2005. 228 p.
11. Vietnam News. (Hanoi). 8.07.1998.