Научная статья на тему 'ВЬЕТНАМ: ИСТОРИЯ СТРАНЫ, ИСТОРИЯ КИНО'

ВЬЕТНАМ: ИСТОРИЯ СТРАНЫ, ИСТОРИЯ КИНО Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
353
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кино / Вьетнам / художественные фильмы / частные киностудии / кинопроцесс / коммерческий кинематограф / movies / Vietnam / feature films / private film studios / film process / commercial cinema

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А.А. Соколов

Кинематограф народно-демократического Вьетнама последовательно и подробно фиксировал все важнейшие этапы и события национальной истории: освободительную борьбу вьетнамского народа в двух войнах Сопротивления, самоотверженный труд людей в годы войны и на благо послевоенного восстановления страны, политику обновления с её масштабными преобразованиями экономики и общества. Вся история страны реально представлена в фильмах разных жанров, созданных за прошедшие 75 лет. В статье также анализируются социокультурные аспекты современного кинопроцесса во Вьетнаме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIETNAM: THE HISTORY OF THE COUNTRY, THE HISTORY OF THE CINEMA

The cinema of the people's democratic Vietnam consistently and in detail recorded all the important stages and events of national history: the liberation struggle of the Vietnamese people in the two Resistance wars, the selfless work of the people during the war and in the postwar reconstruction of the country, renovation policy with its major transformations of economy and society. The entire history of the country is effectively represented in films of all genres created over the past 75 years. The article also analyzes the socio-cultural aspects of the modern film process in Vietnam.

Текст научной работы на тему «ВЬЕТНАМ: ИСТОРИЯ СТРАНЫ, ИСТОРИЯ КИНО»

А.А. Соколов

ВЬЕТНАМ:

ИСТОРИЯ СТРАНЫ, ИСТОРИЯ КИНО

Аннотация. Кинематограф народно-демократического Вьетнама последовательно и подробно фиксировал все важнейшие этапы и события национальной истории: освободительную борьбу вьетнамского народа в двух войнах Сопротивления, самоотверженный труд людей в годы войны и на благо послевоенного восстановления страны, политику обновления с её масштабными преобразованиями экономики и общества. Вся история страны реально представлена в фильмах разных жанров, созданных за прошедшие 75 лет. В статье также анализируются социокультурные аспекты современного кинопроцесса во Вьетнаме.

Ключевые слова: кино, Вьетнам, художественные фильмы, частные киностудии, кинопроцесс, коммерческий кинематограф.

VIETNAM: THE HISTORY OF THE COUNTRY, THE HISTORY OF THE CINEMA

Abstract. The cinema of the people's democratic Vietnam consistently and in detail recorded all the important stages and events of national history: the liberation struggle of the Vietnamese people in the two Resistance wars, the selfless work of the people during the war and in the postwar reconstruction of the country, renovation policy with its major transformations of economy and society. The entire history of the country is effectively represented in films of all genres created over the past 75 years. The article also analyzes the socio-cultural aspects of the modern film process in Vietnam.

Keywords: movies, Vietnam, feature films, private film studios, film process, commercial cinema.

Введение

Тема кино как источника исторического знания и формирования массового представления об истории достаточно давно обсуждается в зарубежной историографии, а с недавнего времени и в отечественной1. Недавно ушедший ХХ век и особенно наступивший ХХ1 ознаменовались бурным развитием технологий и появлением нового типа человека, который формировался посредством влияния образов, стремительного развития фотографии, телевидения и кинематографа. Охватившая весь мир глобализация способствовала тому, что визуализация повседневной жизни стала повсеместным явлением. И в этих новых условиях люди, особенно молодое поколение, стали по-другому воспринимать информацию: на смену вербальному восприятию пришли визуальные образы.

Кино не принадлежит к разряду традиционных исторических источников. Даже документальные фильмы всегда заключают в себе определенный индивидуальный режиссерский замысел — на уровне отбора сюжетов, монтажа и т. д.

В известном смысле граница между кино и действительностью становится условной, также нужно учитывать и такое обстоятельство: в современном мире культура текста уступает место визуальной, экранной культуре.

Ряд учёных полагает, что кино с исторической точки зрения можно изучать по двум направлениям. Во-первых, исследуя то, насколько достоверно фильм представляет на экране людей и события прошлого. Во-вторых, анализируя фильм как культурное явление, как канал трансляции коллективной памяти о прошлом с точки зрения визуальной антропологии2.

Кроме того, значительное влияние на создание экранных образов прошлого оказывает ряд факторов. Это, прежде всего, накопленные знания о тех или иных исторических событиях и явлениях и официальная идеология, господствующая в обществе. И в этой связи следует вспомнить, как происходило рождение вьетнамского кино, которое именно тогда стало именоваться революционным. Поэтому очень важен период Первой Индокитайской войны (1946—1954), когда вьетнамский народ самоотверженно защищал недавно обретённую независимость и свободу. Именно тогда идеологами Коммунистической партии Вьетнама была выработана культурная политика и определены основные принципы, формы и методы нового революционного искусства, включая кинематограф. И в этом процессе немалую

роль и как творческий метод, и как художественный стиль сыграл социалистический реализм, важной функцией которого — помимо пропагандистской — была эстетическая, поскольку поставленная перед ним задача заключалась не в том, чтобы описывать/отображать мир, а в том, чтобы изменять его.

Рассматривая историю страны в соотношении с историей кино, следует отметить, что такой интерес исследователей закономерен, поскольку расширение предмета исторической науки в настоящее время во многом происходит на основе междисциплинарного взаимодействия. Поэтому в сферу исторического знания совершенно естественно интегрируется социокультурная проблематика, отражённая в кинематографе и связанная с ним (зрительские предпочтения, «мягкая сила» зарубежных кинематографий и т. д.). Фильмы, созданные во Вьетнаме за прошедшие 75 лет, и прежде всего художественные, можно рассматривать как многослойные источники информации о времени, как своеобразные исторические свидетельства, помогающие понять недавнее прошлое этой страны и её народа.

Рождение революционного кино

Развитие национального кинематографа во Вьетнаме всегда совпадало с конкретными историческими и социально-политическими задачами, которые предстояло решать в процессе исторического развития страны. Это — освободительная борьба вьетнамского народа в двух войнах Сопротивления, самоотверженный труд людей в годы войны и по восстановлению страны, политика обновления с её масштабными преобразованиями экономики и общества.

Вьетнамское кино родилось вместе с Августовской революцией 1945 г. Кинохроника запечатлела грандиозный народный митинг 2 сентября на площади Бадинь в Ханое, на котором Хо Ши Мин, избранный главой Временного революционного правительства, огласил Декларацию независимости и объявил о создании Демократической Республики Вьетнам.

По решению правительства ДРВ французская киностудия была передана вьетнамским фотографам и операторам, а в 1946 г. был создан кинофотоотдел при Министерстве информации и пропаганды. Первая передвижная киногруппа, оснащённая двумя документальными фильмами и кинопроектором, пересекла страну с севера на юг, показывала фильмы, разъясняла политику правительства ДРВ, пропагандировала с помощью кинематографа идеи революции.

Позднее, в трудных условиях освободительной войны против французских колонизаторов фронтовые операторы запечатлели её главные сражения в документальных лентах: «Битва за Мокхоа» (1948), «Победа на Северо-Западном фронте» (1952), «Победа под Дьенбьенфу» (1954) и др. Несмотря на нехватку пленки и оборудования за эти годы было снято более 30 хроникально-документальных фильмов (рис. 1).

Рис. 1. Так начиналось вьетнамское революционное кино. Первые вьетнамские

кинооператоры в условиях военного времени. 1948 г. Источник: URL: https://nhandan.com.vn/dong-chay/dien-anh-cach-mang-viet-nam-nhung-ngay-dau-lap-nuoc-616097

В 1951—1952 гг. с помощью передвижных кинобригад удалось наладить регулярное кинообслуживание населения ДРВ отечественными фильмами, картинами СССР и других социалистических стран. В 1953 г. президент ДРВ Хо Ши Мин подписал Декрет о создании единого национального кинопредприятия. В 1954 г. под руководством советского режиссера Романа Кармена непосредственно в ДРВ был снят художественно-документальный фильм «Вьетнам» («Вьетнам на пути к победе»). Так рождалась вьетнамская революционная кинематография.

Именно в этот период была определена официальная государственная политика в области культуры, включая кино. Общая концеп-

ция новой вьетнамской культуры во многом формировалась под влиянием работ видного партийного теоретика Чыонг Тиня «Тезисы о вьетнамской культуре» (Be Cuang Van hoa Viet Nam) (1943) и «Марксизм и проблемы вьетнамской культуры» (CM nghia Mac va van Ee van hoa Viet Nam) (1948). Им же были предложены три характеристики новой революционной культуры в стране: национальная, научная, массовая.

После установления в 1950 г. дипломатических отношений между ДРВ и СССР в стране стали появляться переводы книг советских писателей, демонстрироваться советские фильмы, которые в значительной мере способствовали распространению среди местных писателей, художников, кинематографистов идей социалистического реализма, ставшего для многих из них доминирующим творческим методом.

Кино, благодаря быстрому и прочному воздействию на сознание людей, пользовалось повышенным вниманием вьетнамского руководства и стало частью государственной машины по формированию нового мышления. Также были определены и основополагающие принципы соцреализма в молодом революционном вьетнамском кино: форма, доступная миллионам, идейное содержание и герой-созидатель, активный борец за новую жизнь. В сущности, метод социалистического реализма стал определённым художественным каноном, имеющим ярко выраженный идеологический характер. Исторически сложилось так, что с первых дней своего существования кинематограф в Северном Вьетнаме формировался как искусство социалистического реализма, в отличие от литературы, театра и изобразительного искусства, уже имевших свою историю, традиции и достижения. Однако именно массовость киноаудитории определяла для кино и особое положение среди других видов искусства, ведь оно, будучи средством коммуникации, имело большое воздействие на население страны. Фильм воспринимался как учебник жизни для зрителей, представленные в нём положительные герои должны были вызывать желание подражать, а отрицательные — осуждение.

В течение последующих десятилетий кино приходилось выполнять самые разные функции, и прежде всего — реализации государственной политики по утверждению и пропаганде нормативных представлений о социализме и «новом человеке». Тогда же определились и две главные темы национальной культуры в целом и кинематографа в частности: героизм армии и народа в освободительной борьбе, самоотверженный труд населения по восстановлению и социалистиче-

скому переустройству страны. Именно они утвердили идейно-художественное содержание, жанры, стилистические особенности и героев вьетнамского кино на многие десятилетия.

После окончания войны и заключения Женевских соглашений в Северном Вьетнаме наступил период мирного восстановления и начала социалистического строительства (1954—1965). С помощью СССР и других социалистических стран в ДРВ была создана материально-техническая база национального кино. В 1956 г. была образована первая киностудия, начался регулярный выпуск художественных фильмов. Позднее были созданы студии хроникально-документальных, научных и мультипликационных фильмов.

Кино активно включилось в работу по мобилизации народа на строительство новой жизни в стране. В фильмах, созданных вьетнамскими кинематографистами за этот период, нашли выражение актуальные проблемы нового Вьетнама: освободительная борьба, трудовой энтузиазм масс, проведение аграрной реформы, ликвидация неграмотности и т. д. В первые послевоенные годы были сняты документальные фильмы о начавшихся преобразованиях в стране: «Угольная шахта Камфа» — о восстановлении промышленности, «Борьба с засухой» — о сельском хозяйстве, «Вода приходит в Бакхынгхай» — о строительстве оросительного канала (золотая медаль на Междуна-

Рис. 2. Первый вьетнамский художественный фильм «На берегах одной реки» (1959). Источник: URL: https://nhandan.com.vn/megastory/2018/03/29/

родном кинофестивале в Москве в 1959 г.), «В новой школе» — о переменах в сфере народного образования» и др.

В 1959 г. был выпущен первый вьетнамский художественный фильм «На берегах одной реки», посвящённый борьбе за единство и свободу страны (рис. 2).

В 1960-е годы созданы художественные ленты, рассказывавшие о начавшемся социалистическом строительстве в ДРВ, — «Апельсиновый сад» (1960) и «Деревня на воде» (1965), об освободительной борьбе вьетнамского народа — «Сувенир погибшего» (1960), «Синичка» (1962), «Молодой боец» (1964) и др.

В годы героической борьбы против американской агрессии (1965— 1975), развернувшейся на Севере и Юге страны, вьетнамские кинематографисты продолжали создавать патриотические произведения, показывая на экране народ, который борется за свободу и независимость своей страны. Это — художественные фильмы «Буря поднимается» (1966), «Лес девушки Тхам» (1967), «17-я параллель: дни и ночи» (1972), «Девочка из Ханоя» (1974), документальные ленты «Боевые позиции на дорогах» (1970), «Стальная крепость Виньлинь» (1971) и др. (рис. 3).

Рис. 3. Художественный фильм «17-я параллель: дни и ночи» (1972). Актриса Ча Жанг (на фото) получила приз за лучшее исполнение женской роли на Международном кинофестивале в Москве в 1973 г. Источник: URL: https://zingnews.vn/vi-tuyen-17-ngay-va- dem-ban-hung-ca-cua-tho

i-khoi-lua-post789284.html

Уже тогда проявились характерные черты вьетнамского кино: простота и наглядность образного строя, определённый схематизм сюжета, военно-патриотический пафос, которые должны были соответствовать прежде всего агитационно-пропагандистским задачам. При этом фильмы оставались для населения Вьетнама одним из глав-

нейших видов досуга и получения информации о мире, недостаток которых в определённой степени восполняли фильмы из Советского Союза, Китая и других социалистических стран.

Кино Вьетнама в условиях рыночной экономики

После окончания войны в 1975 г. и последовавшего объединения страны вьетнамский кинематограф приступил к развёртыванию кинопроизводства в условиях мирного времени. Постепенно произошла унификация всей кинематографической деятельности в соответствии с идеологическими задачами социалистического строительства. Государство по-прежнему продолжало контролировать кинематограф от сценария до кинопроката. Ежегодно в стране выпускалось пять-семь художественных фильмов, и хотя их количество, благодаря расширившейся производственной базе, должно было возрастать, оно явно было недостаточным для увеличившейся киноаудитории. Государственные студии выпускали только правильно идеологически ориентированные картины. В них действовали образцовые герои — бойцы Народной армии, труженики тыла, крестьяне, учителя, врачи, представители национальных меньшинств и т. д.

Главной задачей таких картин была пропаганда соответствующих политических установок, поэтому они были дидактическими, чрезмерно морализаторскими, образы действующих лиц были стандартны и лишены какого-либо психологизма. Многие годы официальное искусство СРВ своей основной задачей считало выполнение воспитательной, познавательной и эстетической функций, но пренебрегало развлекательной функцией. В наступивших мирных условиях у населения возрос спрос на культурный досуг, в том числе и на фильмы развлекательного характера, которые в Северном Вьетнаме ранее не выпускались, но до 1975 г. были чрезвычайно популярны в Южном Вьетнаме. Ещё в 1965 г. знаменитый итальянский кинорежиссер Джу-зеппе Де Сантис, выступая на пресс-конференции Московского кинофестиваля, сказал: «Кино — это зритель». Действительно, жизнь фильма начинается после того, как он вышел на экран. Именно зритель является главным судьей произведённой кинопродукции, и он же её главный заказчик. Очевидно, что его запросы не всегда совпадают с теми идейными и художественными требованиями, которые выдвигают власти.

Возникший жанровый дисбаланс и критическая ситуация с прокатом отечественных фильмов побудили власти СРВ корректировать

свою политику в области кинематографа. И это совпало с общей ситуацией в стране, когда во второй половине 1980-х годов КПВ начала осуществлять политику обновления всех сфер жизни в стране и внедрения механизмов рыночной экономики. В эти масштабные преобразования была вовлечена и культурная сфера, включая кинематографию.

Первый шаг коммерциализации вьетнамского кино был связан с введением хозрасчетных отношений в деятельности киностудий и кинопрокатных организаций. В начале 2000-х годов начинают появляться отечественные картины развлекательного жанра, рассчитанные на массового зрителя. Родоначальником коммерческого направления считается режиссер Ле Хоанг, снявший в 2003 г. мелодраму «Девушка из бара». Этот фильм совершил подлинную революцию, заставив вьетнамских зрителей вернуться в кинозалы именно тогда, когда они стали терять интерес к отечественному кино. Вьетнамские режиссёры стали активно снимать ленты развлекательного жанра — мелодрамы и комедии, в которых играли красивые артисты, а действие происходило в модных интерьерах или на фоне красивых пейзажей. Такие картины особенно нравятся молодёжи, которая во Вьетнаме, как и повсюду в мире, составляет основную часть кинозрителей. Тогда же стали создаваться частные киностудии, и уже к 2010 г. в стране было зарегистрировано около 40 таких студий.

Следующим фактором коммерциализации кино в СРВ стало активное участие вьетнамских эмигрантов (вьет киеу) — режиссёров и артистов — в общенациональном кинопроцессе, в первую очередь в создании фильмов как в форме коопродукции, так и самостоятельно. Снятые ими во второй половине 2000-х годов картины, такие как «Героическая кровь», «Белое шёлковое платье», «Сайгонское затмение», представляют собой типичные образцы массовой культуры; именно они способствовали дальнейшему усилению коммерческого направления в местном кино.

До 2000—2005 гг. в СРВ на государственных киностудиях ежегодно выпускалось от пяти до 10 художественных фильмов. С появлением частных киностудий ситуация начала меняться, общее количество снятых в стране картин стало возрастать. Об этом свидетельствуют такие данные: в 2013 г. было выпущено 19 фильмов (три по госзаказу), в 2014 — 24 (два — госзаказ), в 2015 — 42 (восемь — государственно-частные), в 2016 — 41, в 2017 — 33, в 2018 — 37, в 2019 г. — 38 фильмов3. Очевидным стало преобладание фильмов, снятых на частных киностудиях (рис. 4).

Рис. 4. Художественный фильм «Желтые цветы на зеленой траве» (2015) — самый

успешный вьетнамский фильм последних лет. Источник: URL: https://vnexpress.net/phim-toi-thay-hoa-vang-tren-co-xanh-tao-con-

sot-phong-ve-3288421.html

О состоянии современного кинопроцесса наглядное представление даёт отчет Киноуправления СРВ за 2018 г.: были выданы разрешения для проката 34 вьетнамских художественных фильмов, 234 иностранных художественных фильмов, 16 художественных видеофильмов, двух фильмов совместного производства с иностранными компаниями, пяти документальных фильмов на плёнке и 33 в цифровом формате, 32 короткометражных фильмов. В стране имеется 901 кинозал на 130 900 мест4. Главными тенденциями кинопроцесса в современном Вьетнаме стало доминирование коммерческого кино и приоритет на создание развлекательных картин. Самые популярные жанры — комедии, боевики, фэнтези, мелодрамы, мистика5. Практически пропали фильмы социальной проблематики.

Сегодня вьетнамские киностудии не в состоянии насытить отечественный рынок фильмами, позволяющими удовлетворить разнообразные запросы своих соотечественников. Поэтому репертуар кинотеатров заполняется иностранными лентами. Ежегодно в СРВ импортируется от 200 до 300 фильмов6. По данным Киноуправления СРВ,

за десять лет — с 2007 по 2017 г. — импортировано примерно 1380 зарубежных фильмов, главным образом из США и Южной Кореи. Причём этот импорт нарастает: в 2015 г. закуплено 199 фильмов, в 2016 — 177, в 2017 — около 3007. Соответственно, увеличивается и сеть кинозалов в стране, основной репертуар которых составляют иностранные фильмы. По данным на середину 2019 г., 75 % фильмов в кинотеатрах Вьетнама — снятые за рубежом8. Таким образом, получается, что на 7—10 иностранных фильмов приходится один вьетнамский фильм.

Как и во всем мире, большинство зрителей в стране составляет молодёжь от 14 до 25 лет, у которой достаточно чётко проявляются признаки такого явления, как американизация — процесс усвоения черт американской массовой культуры и американского образа жизни. И этому во многом способствуют фильмы из Нового Света, они лидируют в репертуаре кинотеатров СРВ. Несомненное воздействие на зрителей оказывают и пропагандируемые в этих фильмах индивидуализм, консюмеризм (потребительство) и другие присущие западной культуре ценности. По мнению государственных чиновников СРВ, курирующих вопросы культуры, содержание определённой части импортируемых фильмов не соответствует морали и образу жизни вьетнамцев. И хотя ежегодно 20—30 иностранных фильмов не получают разрешение на прокат в стране, тем не менее, как пишет вьетнамская пресса, «нет никакого способа остановить этот поток западной кинопродукции», заполнивший все кинотеатры и кинозалы страны, которые стали основным каналом культурной экспансии

9

извне .

Именно кинотеатры сегодня владеют душами вьетнамских кинозрителей, особенно кинозалы (мультиплексы) в торгово-промышленных центрах, которые становятся основными местами молодёжного досуга. Кинопрокат в СРВ фактически полностью находится в руках зарубежных компаний, крупнейшими из них являются две южнокорейские — «СиДжейВи» и «Лотте», — а также значительно уступающая им индонезийская. Первым двум принадлежат соответственно 43 и 30 % всего вьетнамского рынка, компании «Платинум» — 10 %, другим частным компаниям — 15 % («Гэлакси» — 9 %, «БХД» — 6 %); государственные кинотеатры обеспечивают чуть более 2 % проката10. В таких условиях вьетнамским фильмам трудно пробиться в кинотеатры своей страны. Доля вьетнамских фильмов в прокате в 2017 г. составила: в кинотеатрах «СиДжейВи» 45,3 %, «Лотте» — 18,2 %, «Гэлакси» — 12 %, «БХД» — 7,7 %, в кинотеатрах других компаний —

11,7 %11, в государственных кинотеатрах — 5 %. Речь идёт о фильмах, снятых не только на государственных киностудиях, но и на частных киностудиях. В результате вьетнамские фильмы, хотя присутствуют минимально в репертуаре, оказываются в невыгодном положении.

Вьетнамские продюсеры и кинопрокатчики обращались в Министерство культуры, спорта и туризма СРВ с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, особо подчёркивая, что они лишены какой-либо возможности оказывать влияние на репертуарную политику кинотеатров зарубежных компаний. В результате отечественные фильмы фактически изымаются из системы кинопроката и зрители не могут увидеть картины, снятые в своей стране. Главный вывод этого обращения: иностранные компании заинтересованы в прокате только импортируемых фильмов, что «несомненно, будет влиять на стратегию развития вьетнамской культуры в целом»12.

Общую позицию коллег-кинематографистов сформулировала Нго Тхи Бить Хань, генеральный директор вьетнамской компании «БХД»: «Если не будет соответствующей политики, то на современном этапе вьетнамские зрители смогут смотреть только те фильмы, которые сделали и выпустили в прокат иностранные компании и студии. Иностранная культура с каждым днем всё больше и больше проникает в страну и захватывает вьетнамскую культуру посредством кино, которое является самым эффективным каналом культурной

пропаганды. И это — реальность, которая требует разных путей реше-

13

ния со стороны государственных органов управления» .

Государственная защита

Приведённая выше картина в современном кинематографе СРВ наглядно свидетельствует, что без государственной помощи и протекционизма он не сможет выжить. Вопрос о существовании национального кино зависит от инвестиций — и прежде всего государственных. Очевидно, вьетнамское государство не может и не должно допустить исчезновения своего национального кино. Государство оказывает ему финансовую поддержку, так как признает его важным и эффективным средством формирования имиджа нации, воспроизводства её культурной идентичности. Вывод очевиден: не может быть национального кинематографа без политики поддержки национального кино.

Для решения задач дальнейшего существования национального кинематографа в последнее время в СРВ были предприняты кон-

кретные шаги. Недавно Министерство культуры, спорта и туризма приняло решение выделить средства для съёмок трёх художественных фильмов на киностудии «Освобождение» (г. Хошимин) и частных киностудиях. В июле 2019 г. во Вьетнаме была создана Ассоциация поддержки и развития кино, основной задачей которой является объединение кинематографических организаций и творческих работников, реализация конкретных мероприятий дальнейшего развития национального кино14. С руководящим составом этой новой общественно-профессиональной организации встретился заместитель премьер-министра СРВ Ву Дык Дам, который обсудил проблемы и задачи дальнейшего развития кинематографа в стране. Тем более что, согласно государственной стратегии развития кино, количество кинозалов к 2030 г. должно составить 1050 единиц (из них 80 % в частном секторе), чтобы принимать 210 млн кинозрителей ежегодно. Это позволит киноиндустрии Вьетнама занять ведущие позиции в Юго-Восточной Азии15.

Вьетнамские кинематографисты также сформулировали ряд конкретных предложений, которые должны будут помочь выбраться из сложившейся ныне трудной ситуации. Среди этих мер были выделены следующие:

• прекратить диктат иностранных компаний на кинорынке СРВ;

• для спасения вьетнамской киноиндустрии пересмотреть квоты на импорт зарубежных фильмов. Так, иностранная компания, действующая в СРВ, может импортировать определённое количество зарубежных фильма и при этом должна отчислять средства на производство вьетнамских фильмов. Например, желательно такое соотношение: при импорте трёх-четырёх иностранных фильмов отчисляются средства на производство одного вьетнамского фильма;

• в мультиплексах выделить соответствующее количество кинозалов для показа вьетнамских фильмов и предоставить для них удобное расписание сеансов;

• государству больше заботиться о национальной киноиндустрии, строить и открывать кинотеатры и национальные киноцентры, прежде всего в крупных городах;

• государству надлежащим образом формировать бюджет и обеспечивать ежегодно производство не менее 10 художественных картин. Это должны быть патриотические, реалистические картины, не преследующие как главную цель получение при-были16.

Все эти меры позволяют предположить, что, объединив усилия, государство и творческие работники СРВ смогут решить задачу сохранения и дальнейшего развития национального кинематографа.

Заключение

Доминировавший во вьетнамском кинематографе социалистический реализм постепенно уходит в тень. И это страница истории не только вьетнамского искусства, но и идеологической пропаганды, цель которой помочь воспитанию нового человека. Феномен соцреализма возник как явление массовой культуры, развлекательному искусству придавалось первостепенно важное пропагандистское значение. Можно даже говорить о своего рода экспансии массовой культуры, представленной в XX в. в двух вариантах: товарно-денежном (западный вариант) и идеологическом (советский вариант). Социалистическую идеологию потеснила идеология потребления, универсально представленная в современной массовой культуре, включая кинематограф.

Сегодня в условиях тотального распространения телевидения, Интернета и гаджетов кино больше не является главным воспитателем и пропагандистом. В СРВ, как и в других странах мира, самая массовая аудитория кинозрителей — это молодёжь, которая в большой мере определяет векторы развития национального кино и потребительские запросы на фильмы.

Кино — это индустрия и искусство, отражающее национальные идеи. Кино — это культурная картина страны. Но сегодня во Вьетнаме оно стоит перед опасностью быть подчинённым иностранной культуре и иностранной идеологии. И в этом виноваты не только Голливуд и Южная Корея, но и свои отечественные, сделанные во Вьетнаме фильмы, которые абсолютно упростили массовый вкус и сделали главной ценностью потребление.

Перед вьетнамской культурой в целом и конкретно перед кинематографом поставлена трудная задача: сохранить свою национальную идентичность, не раствориться в чужой, пришедшей извне культуре, не превратиться в культуру, обслуживающую потребительскую цивилизацию. Решить эту задачу можно только с помощью государства, и главной стратегической целью государственной политики в области кинематографии должно стать обеспечение её долгосрочного устойчивого развития, повышение конкурентоспособности вьетнамских фильмов и обеспечение доступности их просмотра в кинозалах для массового зрителя.

Примечания

1 См., например, Волков Е.В., Пономарева Е.В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 10(269). С. 22—25; Горбачев О.В. Советский художественный фильм как исторический документ: особенности анализа и интерпретации // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. Вып. 15. С. 126—

136 и др.

2

Волков Е.В., Пономарева Е.В. Указ. соч. С. 23—24.

3 Статистические данные предоставлены ханойским журналом «Thê giói diên ành».

4 TS. Ngô Phuang Lan: Môt chiên lugc và quy hoach phát triên diên ành Viêt Nam. URL: http://baovannghe.com.vn/ts-ngo-phuong-lan-mot-chien-luoc-va-quy-hoach-phat-trien-dien-anh-viet-nam-19484.html (дата обращения: 02.08.2019).

5 Doàn Tuân. Nhân vât chinh cùa phim truyên 10 nam gân dây. URL: https://the gioidienanh.vn/nhan-vat-chinh-cua-phim-truyen-10-nam-gan-day-32617.html (дата обращения: 11.01.2019).

6 Su phát triên thi truàng phim chiêu rap tai Viêt Nam. URL: http://vhtt.ninhbinh. gov.vn/bai-viet/su-phat-trien-thi-truong-phim-chieu-rap-tai-viet-nam.html (дата обращения: 17.06.2019).

7

Phim Viêt dang bi ghé lanh trên sân nhà. URL: http://doanhnghiephoinhap.vn/ phim-viet-dang-bi-ghe-lanh-tren-san-nha.html. (дата посещения: 26.06.2019); Doàn Tuân. Nhin lai 10 nam xa hôi hóa cùa diên ành Viêt Nam. URL: https://thegioidienan h.vn/nhin-lai-10-nam-xa-hoi-hoa-cua-dien-anh-viet-nam-32726.html (дата обращения: 23.06.2019).

8 '' -

Sùa dôi Luât diên ành, cúu... cá nam trên thót. URL: https://tuoitre.vn/sua

-doi-luat-dien-anh-cuu-ca-nam-tren-thot-20190824090327493.htm (дата обращения: 24.08.2019).

9 Ibid.

10 Thi truàng phát hành phim Viêt Nam và nguy ca thua ngay trên sân nhà. URL: https://www.nhandan.com.vn/binhluan/binh-luan-phe-phan/item/40337702-thi-truon g-phat- hanh-phim-viet-nam-va-nguy-co-thua-ngay-tren-san-nha.html. (дата обращения: 26.05.2019); PhimViêt dangbi ghé lanh trên sân nhà. URL: http://doanhnghiephoin hap.vn/phim-viet-dang-bi-ghe-lanh-tren-san-nha.html (дата обращения: 27.05.2019).

11 Bao luc, cành 'nóng' tràn ngâp màn ành mà không có cành báo tré em. URL: https://tuoitre.vn/bao-luc-canh-nong-tran-ngap-man-anh-ma-khong-co-canh-bao-tre -em-2018070308543823.htm (дата обращения: 19.08.2019).

12 Thi truàng phát hành...Op. cit.

13

Phim ngoai dang lân át thi truàng diên ành. URL: http://cstc.cand.com.vn/giai -tri-the-thao/Phim-ngoai-dang-lan-at-thi-truong-dien-anh-551828 (дата обращения: 26.06.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Gap gö TS Ngô Phuang Lan — Truàng ban Ban Vân dông thành lâp Hiêp hôi xúc tiên phát triên diên ành Viêt Nam. URL: https:// thegioidienanh.vn/gap-go-ts-ngo-phuo

ng-lan-tmong-ban-ban-van-dong-thanh-lap-hiep-hoi-xuc-tien-phat-trien-dien-anh-vi et-nam-37529.html (дата обращения: 27.06.2019); Dien ành Viet Nam cân môt nguài bào tro dinh huóng mói. URL: https://thegioidienanh.vn/dien-anh-viet-nam-can-mot-nguoi-bao-tгo-dinh-huong-moi-37808.html (дата обращения: 02.07.2019).

15 Su phát tгiên thi trnàng phim chiêu rap tai Viet Nam. URL: http://vhtt.ninhb inh.gov.vn/bai-viet/su-phat-tгien-thi-tгuong-phim-chieu-гap-tai-viet-nam.html (дата обращения: 26.06.2019).

16 Doàn Tuân. Nhin lai 10 nam xa hôi hóa cùa dien ành Viet Nam. URL: https: // thegioidienanh.vn/nhin-lai-10-nam-xa-hoi-hoa-cua-dien-anh-viet-nam-32726.html (дата обращения: 23.06.2019).

Библиографический список

Волков Е.В., Пономарева Е.В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти // Вестник ЮУрГУ, Челябинск. 2012. № 10 (269). С. 21—25.

Горбачёв О.В. Советский художественный фильм как исторический документ: особенности анализа и интерпретации // Документ. Архив. История. Современность. Вып. 15. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015.

Bao luc, cành "nóng" tran ngâp màn ành mà không có cànhbáo trè em [Сцены насилия и эротики демонстрируются на киноэкране без предупреждения о запрете для детей]. URL: http://www.tuoitгe.vn/bao-luc-canh-nong-tгan-ngap-man-anh-ma-k hong-co-canh-bao-tre-em-2018070308543823.htm (дата обращения: 19.08.2019).

Dien ành Viet Nam cân môt nguài bào tro dinh huóng mói [Вьетнамскому кино нужны руководители с новым кругозором]. URL: https://www.thegioidienanh.vn/die n-anh-viet-nam-can-mot-nguoi-bao-tro-dinh-huong-moi-37808.html (дата обращения: 02.07.2019).

Doàn Tuân: Nhân vât chính cùa phim trnyen 10 nam gân dây [Доан Туан: Герои фильмов последнего десятилетия]. URL: https:// thegioidienanh.vn/nhan-vat-chin h-cua-phim-tmyen-10-nam-gan-day-32617.html (дата обращения: 11.01.2019).

Doàn Tuân : Nhin lai 10 nam xa hôi hóa cùa dien ành Viet Nam [Доан Туан: вновь о десяти годах социализации вьетнамского кино]. URL: https://thegioidienanh.vn/nhi n-lai-10-nam-xa-hoi-hoa-cua-dien-anh-viet-nam-32726.html (дата: обращения 23.06.2019).

Gap gö TS Ngô Phucmg Lan — Trnàng ban Ban Vân dông thành lâp Hiep hôi xúc tiên phát triên dien ành Viet Nam [Интервью с д-ром Нго Фыонг Лан, председателем комиссии по созданию Ассоциации содействия развитию вьетнамского кино]. URL: https://thegioidienanh.vn/gap-go-ts-ngo-phuong-lan-tmong-ban-ban-van-dong -thanh-lap-hiep-hoi-xuc-tien-phat-trien-dien-anh-viet-nam-37529.html (дата обращения: 27.06.2019.

Lich sù Dien ành Cách mang Nam Bô (1945—1975) [История революционного кино Южного Вьетнама]. Tp. HCM, Nxb: Hôi Dien ành — Tp. HCM, 2005. 394 trang.

Lich sù dien ành Viet Nam [История вьетнамского кино]. Q. 1. Hà Nôi: Nxb Cuc Dien ành, 2003. 512 trang.

Lich sù diên ânh Viêt Nam [История вьетнамского кино]. Q. 2. Hà Nôi: Nxb Cuc Diên ânh, 2005. 668 trang.

Phim ngoai dang lân át thi truàng diên ânh [Иностранные фильмы заполонили кинорынок]. URL: http://cstc.cand.com.vn/giai-tri-the-thao/Phim-ngoai-dang-lan-at -thi-truong-dien-anh-551828 (дата обращения: 26.06.2019).

Phim Viêt dang bi ghé lanh trên sân nhà [Вьетнамские фильмы бесправны в своей стране]. URL: http://doanhnghiephoinhap.vn/phim-viet-dang-bi-ghe-lanh-tren-san-nha.html (дата обращения: 27.05.2019).

Su phát triên thi truàng phim chiêu rap tai Viêt Nam [Развитие кинорынка во Вьетнаме]. URL: http://vhtt.ninhbinh.gov.vn/bai-viet/su-phat-trien-thi-truong-phim-chieu-rap-tai-viet-nam.html (дата обращения: 26.06.2019).

Sùa dôi Luât diên ânh, cúu... cá nâm trên thàt [Поправки в Закон о кино — это спасение... рыбы на разделочной доске]. URL: https://tuoitre.vn/sua-doi-luat-dien -anh-cuu-ca-nam-tren-thot-20190824090327493.htm (дата обращения: 24.08.2019).

TS. Ngô Phuang Lan: Môt chiên lugc và quy hoach phát triên diên ânh Viêt Nam [Д-р Нго Фыонг Лан: стратегия и планы по развитию вьетнамского кино]. URL: http://baovannghe.com.vn/ts-ngo-phuong-lan-mot-chien-luoc-va-quy-hoach-phat-tri en-dien-anh-viet-nam-19484.html (дата обращения: 02.08.2019).

Thi truàng phát hành phim Viêt Nam và nguy ca thua ngay trên sân nhà [Вьетнамский кинорынок и опасность поражения в собственной стране]. URL: https://www. nhandan.com.vn/binhluan/binh-luan-phe-phan/item/40337702-thi-truong-phat-hanh-phim-viet-nam-va-nguy-co-thua-ngay-tren-san-nha.html (дата обращения: 26.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.