Научная статья на тему 'ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ'

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1869
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РОССИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Опенков Егор Алексеевич, Жапов Анжур Тумурович

В данной статье рассматриваются в теоретическом и практическом аспектах различные виды юридических лиц в Российской Федерации. В качестве исследовательской задачи авторами была определена цель: детально рассмотреть классификаций юридических лиц, т.к. они являются неотъемлемой частью правового института «юридическое лицо» в гражданском праве. Также, в статье подробно рассмотрены коммерческие и некоммерческие организации, составляющие главную классификацию юридических лиц. Проведен анализ различных концепций природы юридического лица. Действующее законодательство о гражданско-правовом статусе юридического лица не имеет единых критериев его правового конструирования, что приводит к наличию множественности законодательных актов, которые к тому же содержат противоречащие друг другу нормы. Поэтому в целях дальнейшего совершенствования гражданского законодательства по определению правового статуса юридического лица следует сократить количество и разнообразие законодательных актов, определяющих гражданско-правовой статус отдельных видов юридических лиц. Статья выполнена под научным руководством Ващекиной И.В., доцента кафедры информационного права Российского государственного университета правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Опенков Егор Алексеевич, Жапов Анжур Тумурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF LEGAL ENTITIES: FEATURES AND CLASSIFICATION

This article examines various types of legal entities in the Russian Federation in theoretical and practical aspects. As a research task, the authors defined the goal: to consider in detail the classifications of legal entities, since they are an integral part of the legal institution "legal entity" in civil law. Also, the article discusses in detail the commercial and non-profit organizations that make up the main classification of legal entities. The analysis of various concepts of the nature of a legal entity has been carried out. The current legislation on the civil status of a legal entity does not have uniform criteria for its legal construction, which leads to the presence of a plurality of legislative acts, which, moreover, contain conflicting norms. Therefore, in order to further improve civil legislation on determining the legal status of a legal entity, it is necessary to reduce the number and variety of legislative acts that determine the civil legal status of certain types of legal entities. The article was written under the scientific supervision of Irina Vashchekina, Associate Professor of the Department of Information Law of the Russian State University of Justice.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ»

© Квициния Н.В., Кулик П.А., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №6/2022.

Для цитирования: Квициния Н.В., Кулик П.А. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИЗНАНИЯ СУДОМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВЫ ХИМИКАТАМИ, НЕ УКАЗАННЫМИ В ПЕРЕЧНЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №6/2023.

Столыпинский вестник

Научная статья Original article

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ

TYPES OF LEGAL ENTITIES: FEATURES AND CLASSIFICATION

Опенков Егор Алексеевич, студент 4-го курса, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», (117418, город Москва, Новочерёмушкинская ул., д. 69), тел: 8 926 784 44 05, ORCID: 0009-0001-76017672, https://orcid.org/0009-0001-7601-7672, e-mail: openkov2225@gmail.com Жапов Анжур Тумурович, студент 4-го курса, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», (117418, город Москва, Новочерёмушкинская ул., д. 69), тел: 8-999-410-60-39, ORCID: 0009-00053533-5606, https://orcid.org/0009-0005-3533-5606 , e-mail: anzhur zh@mail.ru

3091

Egor A. Openkov, 4th year student, Russian State University of Justice, (117418, Moscow, Novocheryomushkinskaya st., 69), tel: 8 926 784 44 05, ORCID: 00090001-7601-7672, https://orcid.org/0009-0001-7601-7672, e-mail: openkov2225@gmail.com

Anzhur T. Zhapov, 4th year student, Russian State University of Justice, (117418, Moscow, Novocheryomushkinskaya st., 69), tel: 8-999-410-60-39, ORCID: 00090005-3533-5606, https://orcid.org/0009-0005-3533-5606, e-mail: anzhur zh@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются в теоретическом и практическом аспектах различные виды юридических лиц в Российской Федерации. В качестве исследовательской задачи авторами была определена цель: детально рассмотреть классификаций юридических лиц, т.к. они являются неотъемлемой частью правового института «юридическое лицо» в гражданском праве. Также, в статье подробно рассмотрены коммерческие и некоммерческие организации, составляющие главную классификацию юридических лиц. Проведен анализ различных концепций природы юридического лица.

Действующее законодательство о гражданско-правовом статусе юридического лица не имеет единых критериев его правового конструирования, что приводит к наличию множественности законодательных актов, которые к тому же содержат противоречащие друг другу нормы.

Поэтому в целях дальнейшего совершенствования гражданского законодательства по определению правового статуса юридического лица следует сократить количество и разнообразие законодательных актов, определяющих гражданско-правовой статус отдельных видов юридических лиц.

3092

Статья выполнена под научным руководством Ващекиной И.В., доцента кафедры информационного права Российского государственного университета правосудия.

Abstract. This article examines various types of legal entities in the Russian Federation in theoretical and practical aspects. As a research task, the authors defined the goal: to consider in detail the classifications of legal entities, since they are an integral part of the legal institution "legal entity" in civil law. Also, the article discusses in detail the commercial and non-profit organizations that make up the main classification of legal entities. The analysis of various concepts of the nature of a legal entity has been carried out.

The current legislation on the civil status of a legal entity does not have uniform criteria for its legal construction, which leads to the presence of a plurality of legislative acts, which, moreover, contain conflicting norms.

Therefore, in order to further improve civil legislation on determining the legal status of a legal entity, it is necessary to reduce the number and variety of legislative acts that determine the civil legal status of certain types of legal entities.

The article was written under the scientific supervision of Irina Vashchekina, Associate Professor of the Department of Information Law of the Russian State University of Justice.

Ключевые слова: юридические лица, коммерческие организации, Россия, некоммерческие организации, субъекты предпринимательской деятельности. Keywords: legal entities, commercial organizations, Russia, non-profit organizations, business entities.

Современное общество не может функционировать без разнообразных объединений, союзов, корпораций - деловых, торговых, финансовых, промышленных, профессиональных и политических, аккумулирующих усилия многих людей для достижения общих целей. Именно юридическое

3093

лицо является основной правовой формой для коллективного взаимодействия лиц, участвующих в гражданских правоотношениях.

Хотя российское законодательство позволяет достаточно эффективно находить и учитывать подходящие условия для самых разных субъектов предпринимательской деятельности, постоянное развитие общества определяет необходимость в реформировании законодательства и приведении его в соответствие с вновь возникающими и модернизирующимися разновидностями социально-экономических отношений [1, с. 61].

Поскольку юридические лица представляют собой довольно сложное социально-правовое явление, то, соответственно, существует большое разнообразие в их классификациях. Приведем в качестве примера некоторые из них.

В зависимости от формы собственности нередко выделяют такие юридические лица, как публично-правовые (государственные, муниципальные) и частные. Основная же классификация проводится в зависимости от цели деятельности (есть ли цель извлечения прибыли, а также распределение ее между участниками) и юридические лица могут представлять собой организации коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности ставят извлечение прибыли (согласно ст. 50 ГК РФкоторая распределяется между их участниками [2, с. 39].

При внимательном изучении п.2 ст. 50 ГК РФ можно получить достаточно широкий перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц, которые могут создаваться в виде хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а в реальной экономике

1http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/3a585d0351c74adc4c9878b6019 d704cdd9d3699/

3094

организовываться и функционировать как совокупность элементов закрытых и открытых систем [3, с. 37].

Стоит удалить внимание таким понятиям, как «филиалы» и «представительства», представляющим собой обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица. Сами по себе они не рассматриваются с точки зрения наличия основных признаков юридического лица, поскольку таковыми фактически не являются, не имеют собственных уставов, а действуют на основании положений, утверждаемых юридическими лицами, под руководством управляющих, назначенных юридическим лицом и выполняющих свои функции по доверенности; имущество филиалов и представительств также принадлежит юридическому лицу.

Главное отличие между филиалом и представительством заключается в объеме функций. Филиал вправе вести как часть деятельности юридического лица, так и полностью, а представительство обладает меньшим объемом полномочий (представление интересов юридического лица подразумевает под собой совершение правовых действий, которые связаны с административным и вспомогательным характером).

Теперь остановимся на хозяйственных товариществах и обществах, создающихся для оказания услуг, выполнения работ, для производства продукции, которые крайне необходимы людям для ведения ими полноценной жизнедеятельности, являясь также материальными и духовными ценностями. Следовательно, определение «хозяйственные» дает конкретную характеристику.

Такие товарищества и общества основываются на принципах членства (корпоративные организации). Высший орган в корпорации - общее собрание ее участников (согласно п.1 ст. 65.3 ГК РФ)2, имущество их создается из

2http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/038d7bf588070a52b57e90e5588 d2ab9922268b1/

3095

вкладов учредителей и производится и приобретается ими в процессе хозяйственной деятельности.

Разновидностями хозяйственных обществ являются общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные; последние с 2014 года подразделяются на непубличные акционерные общества (или просто АО) и публичные (ПАО) [4, с. 30]. До 2014 года существовали еще и закрытые акционерные общества (ЗАО). Но для того, чтобы исключить сложности, которые возникали при переводе и сопоставлении российских и зарубежных юридических лиц между собой, было принято вышеуказанное решение. Публичное акционерное общество называется таковым, поскольку на бирже размещаются его акции по открытой подписке. Количество акционеров не регламентируется, что создает почву для различных трактовок, интерпретаций и потенциальных злоупотреблений [5, с. 122].

Полными товариществами являются такие хозяйственные товарищества, в которых участники несут полную ответственность по их обязательствам. В отношении граждан России существует определенное ограничение - нельзя являться членом более чем одного полного товарищества. Участники такого товарищества обязаны подписать учредительный договор, являющийся обязательным условием при создании товарищества. У каждого участника есть один голос необходимый в управлении деятельностью товарищества, вести дела могут отдельные лица или же все участники. Согласие всех участников товарищества на совершение сделок необходимо в том случае, если управлением занимаются все участники. Если же управляют несколько лиц, то данные лица могут доверить совершать отдельные сделки другим участникам.

Участник полного товарищества обязан принимать участие в его деятельности, не должен совершать от своего имени без согласия остальных участников сделки в своих собственных интересах, относящиеся к предмету ведения полного товарищества, обязан вносить в складочный капитал не

3096

меньше половины своего вклада. При выходе участника из состава полного товарищества, он обязан заявить о данном решении за полгода.

Товарищество на вере характерно тем, что в нем помимо полных товарищей (участников, действующих и отвечающих своим имуществом по обязательствам товарищества) присутствуют еще и вкладчики, которые несут определенный риск, связанный с возможностью возникновения убытков товарищества. Вкладчики «рискуют» в пределах суммы своих вкладов. Полные товарищи ведут деятельность товарищества на основании учредительного договора. Количество коммандитистов (вкладчиков) не может превышать 20 человек - данное ограничение вступило в силу в конце 2015 года.

У общества с ограниченной ответственностью уставной капитал разделен на доли. Участники такого общества в переделах стоимости внесенных ими вкладов несут риск убытков, но не отвечают по всем обязательствам. ООО ограничено 50 участниками, которыми могут быть как юридические лица, так и граждане.

ГК РФ, федеральный закон от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»3 составляют необходимую правовую основу деятельности ООО.

Наиболее распространенная форма корпоративной коммерческой организации - акционерное общество [6, с. 91]. Стоит заметить, что публичные и непубличные общества представляют собой актуальное разделение акционерных обществ в ГК РФ. В старой редакции существовало разделение на закрытые и открытые акционерные общества. Если акционерное общество было образовано до 1 сентября 2014 года и, при этом, оно соответствует всем основным признакам публичного акционерного общества, то такое общество признают в качестве публичного акционерного общества независимо от того, именовалось оно публичным или нет.

3 http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/

3097

Акционеры или не отвечают по обязательствам общества, а риск убытков, который связанный с его деятельностью, несут в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество образуется на основе уставного капитала, разделенного на акции (простые и привилегированные). 100 тыс. руб. - это минимальная сумма уставного капитала у публичного общества. Управляется оно собранием акционеров и формируемыми этим высшим органом структурами. Финансово-хозяйственную деятельностью общества контролируют ревизоры.

Гражданский Кодекс РФ, федеральные законы от 19 июля 1998 г. №115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»4, ФЗ «Об акционерных обществах»5 от 26 декабря 1995 г., а также другие нормативные правовые акты регулируют деятельность акционерных обществ.

Унитарное предприятие - коммерческая организация, имущество которого является неделимым. Этой форме выступают только муниципальные и государственные предприятия (в качестве варианта -казенные). Государственные или муниципальные предприятия создаются при наличии необходимости использования имущества, для которого приватизация строго запрещена (сюда же относится имущество, необходимое для обеспечения безопасности РФ), также при наличии необходимости проведения научно-технической деятельности в тех отраслях, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности РФ и другие.

Казенное предприятие образуется при наличии потребности в осуществлении деятельности, которая предусмотрена федеральными законами в исключительном ведении предприятий такого типа, в случае, если существенная часть выполняемых работ, производимой продукции

4 http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19458/

5 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/

3098

предназначается для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации, если есть необходимость в производстве отдельных видов продукции, которая имеет ограниченную оборотоспособность или изъята из оборота, а также в других случаях и в случаях, схожих с вышеприведенными примерами у государственных или муниципальных предприятий [7, с. 61].

Производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его участниками имущественных паевых взносов. Участники такого кооператива вносят так называемый паевый взнос. Немаловажным фактором является численный состав - нужно, чтобы членами кооператива выступали не менее пяти человек. Учредительным документом является устав кооператива, который содержит много важной информации, а именно: наименование, место нахождение кооператива, его членство, в каком порядке распределяется прибыль и другие сведения. В фирменном наименовании в обязательном порядке должно быть указано наименование и фраза «производственный кооператив» («артель»).

Производственные кооперативы не имеют права на выпуск акций, далеко не каждое имущество может рассматриваться в виде паевого взноса (например, если данное имущество законодательством РФ отнесено к федеральной, иной государственной или муниципальной собственности) - все вышеперечисленное в данном абзаце рассматривается в качестве ограничений [8, с. 273].

Среди других видов коммерческих организаций выделяется хозяйственное партнерство - относительно новый для современного российского гражданского законодательства, узаконенный в 2012 году (с

3099

вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах»)6.

Хозяйские партнерства и хозяйственные товарищества и общества часто сопоставляются между собой, поскольку они имеют много схожих черт. В рамках нашей статьи интерес представляют основные отличия и особенности хозяйственных партнерств. Перечислим их.

Во-первых, данным партнерствам запрещено размещать рекламу о своей деятельности, во-вторых, выпуск облигаций и других ценных бумаг также запрещен, в-третьих, хозяйственное партнерство не может стать участником или учредителем другого юридического лица (за исключением ассоциаций и союзов), в-четвертых, Правительство РФ может устанавливать специальные нормативы собственных средств для некоторых партнерств.

Хотя крестьянские (фермерские) хозяйства напрямую не отнесены российским законодательством к коммерческим организациям, тем не менее, они хозяйства осуществляют предпринимательскую деятельность, к которой применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, которые являются коммерческими организациями, фактически имеющими важное значение для продовольственной безопасности страны и поддерживаемыми на государственном уровне [9, с. 194]. Федеральный закон от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»7 содержит подробное описание их деятельности.

Стоит отметить, что основной целью деятельности практически любой коммерческой организации (какое бы большое количество их не существовало) является извлечение прибыли. Такие организации, как правило, имеют общую правоспособность (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, они могут заниматься разными видами деятельности,

6 http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122730/

7 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/

3100

которая, естественно, должна быть не запрещена законом). Заметим, что для юридического лица обязательна государственная регистрация, в противном случае, оно не вправе участвовать в гражданском обороте (это же относится и к некоммерческим организациям).

Некоммерческие организации не провозглашает в качестве основной своей цели извлечение прибыли (согласно ст. 2 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»)8. Указанный Федеральный Закон регулирует деятельность данных юридических лиц, а также ГК и прочие нормативные правовые акты [10, с. 40].

Некоммерческие организации наравне с коммерческими осуществляют свою деятельность в качестве самостоятельных субъектов, обладают имуществом и отвечают этим имуществом по своим обязательствам.

В первую очередь некоммерческие организации существуют для выполнения образовательных, спортивных, научных, благотворительных и других целей. Например, ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Москва, прежде всего, осуществляет образовательную функцию, т.е. подготовку бакалавров и специалистов для судебной системы РФ, а уже во вторую очередь может предлагать платные образовательные услуги (такие как курсы переподготовки) для получения прибыли.

Анализируя гражданское законодательство, можно прийти к выводу, что полного и исчерпывающего перечня некоммерческих организаций нет. Некоммерческие организации могут возникать только в формах, которые непосредственно содержатся в законе, а именно: учреждения (как было показано на примере с ФГБОУВО «РГУП»), различные фонды, общественные объединения, государственные корпорации и другие формы. Также необходимо конкретизировать тот факт, что если некоммерческая организация

8 http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/

3101

ведет предпринимательскую деятельность, то она должна проводиться именно для тех целей, для которых организация создавалась.

Государственная корпорация - некоммерческая организация, которая создается для осуществление общественно полезных функции на основе имущественного взноса Российской Федерацией, опираясь на ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»9. Государственная корпорация представляет собой новое понятие в современном российском гражданском законодательстве.

Слово «государственная» в данном понятии связано с публичным собственником, т.е., целью создания этого юридического лица является решение определенных, важных государственных задач, юридическое лицо учреждается государством, которое и осуществляет руководство деятельностью юридического лица либо непосредственным управлением, либо при помощи своих представителей в органах, предназначенных для управления; с помощью специального федерального закона юридическое лицо может как окончательно ликвидироваться, так и реорганизоваться.

Существует несколько классификаций государственных корпораций по разным основаниям и элементам: по функциям, по целям, по сферам деятельности.

По целям создания выделяют помощь в развитии государственной политики в перспективной сфере (нанотехнологий, образования, в сфере космической отрасли) и др., а строительство важных объектов (например, олимпийских).

Внутри- и межгосударственные функции задают вторую классификацию. К выполнению внутригосударственной функции можно отнести, например, создание госкорпорации «Ростех», перед которой стоят задачи по осуществлению технологической модернизации производства, развитию и

9http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/933187ac22e14635e1e3ba1c5d5 ca118bca5b17d/

3102

укреплению связей, как с российскими промышленными компаниями, так и с международными, развитию научного потенциала страны. К международно-политической относится создание Государственной корпорации развития (ВЭБ.РФ).

По сферам деятельности можно выделить сферу жилищно-коммунального хозяйства (Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), сферу страхования (Агентство по страхованию вкладов) и т.п.

К некоммерческим унитарным организациям относятся и учреждения (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ10), организуемые для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственные и муниципальные учреждения могут быть трех видов -бюджетные, автономные или казенные. Рассмотрим немного поподробнее каждый из этих видов.

Бюджетным учреждением признается созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием некоммерческая организация для оказания услуг, выполнения работ в разнообразных сферах (в сфере здравоохранения, образования, науки, физической культуры и спорта и в других сферах) для эффективной реализации полномочий, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Особенностью бюджетных учреждений является то, что на собственника имущества данного учреждения не возлагаются обязательства бюджетного учреждения.

Автономное учреждение создается Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для того, чтобы выполнить определенные работы, оказывать услуги в целях обеспечения полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в разнообразных сферах.

10http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/6ba78dc353d5903a5b7476716c bb8a13b559c2cc/

3103

Главным же отличием казенного учреждения является то, что оно располагаемыми денежными средствами отвечает по своим обязательствам, а не находящимся в непосредственном распоряжении имуществом. Если у казенного учреждения не хватает денежных средств, чтобы исполнить обязательства, то ответственность возлагается на собственника его имущества.

Делая небольшой вывод по учреждениям, можно отметить, что на основании ст. 168 ГК РФ11 учреждения обладают специальной правоспособностью и, соответственно, сделки считаются ничтожными в том случае, когда они выходят за пределы, установленные законом или иными нормативными правовыми актами.

Общественные и религиозные объединения (организации) -объединения граждан в добровольном порядке на основании установленного закона, главной целью которых является удовлетворение религиозных, духовных потребностей. Помимо ГК РФ еще и Федеральные законы от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»12, от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»13, от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»14 являются правовым положениям религиозных организаций.

Главные отличия общественных и религиозных объединений состоят в том, что участниками их являются граждане, поскольку деятельность таких объединений тесно связана с нематериальными ценностями, и если участники передают какое-то имущество, вносят членские взносы в собственность объединений, то они не сохраняют за собой право на это имущество.

Совершеннолетние граждане, которые постоянно живут в одном поселении или местности в количестве не менее 10 человек, могут создать

11http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/183678d2113457065c42784a56 33890012a9a37c/

12 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/

13 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/

14 http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3104

местную религиозную организацию. Такие организации, в свою очередь, могут быть объединены в централизованную религиозную организацию.

В уставе религиозной организации в обязательном порядке должны быть указаны: наименование, вид организации, место нахождения, структура, задачи, цели, вероисповедание, порядок внесения изменений в устав и другие.

В качестве отличительных особенностей от других видов юридических лиц следует также рассмотреть ограничения, которые налагаются при создании религиозной организации. Запрет распространяется на создание в различных органах государственной власти и местного самоуправления, в государственных учреждениях, в воинских частях. И, конечно, запрещено создание организации, цели и задачи которой противоречат закону.

На основании Федерального закона от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»15 религиозная организация может быть ликвидирована, ее деятельность может быть приостановлена или запрещена в случаях, когда нарушается общественный порядок, общественная безопасность путем осуществления экстремисткой деятельности, происходит принуждение со стороны организации к разрушению семьи, когда происходит посягательство на личность, а также на права и свободы граждан.

Фонд - еще один вид унитарной некоммерческой организации (п.1 ст. 123.17 ГК РФ16). Он не имеет членства, учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных взносов и преследует общественно полезные цели - благотворительные, образовательные, культурные или иные. Разновидностями фондов, таким образом, являются благотворительные и общественные [10, с. 22]. Помимо ГК РФ в основу деятельности фондов легли такие Федеральные законы, как: от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве

15 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/

16http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/3edce79a344038feba86bdbf5 a8 bc4d66bdcf111/

3105

(волонтерстве)»17, от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»18, от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»19.

В контексте особенностей фондов стоит отметить следующие: на них лежит ежегодная обязанность в предоставлении отчетов об использовании находящего в их ведении имущества (иначе говоря, публично вести дела для фондов - это обязанность), они имеют особый порядок в изменении и ликвидации устава.

Раз уж зашла речь об особом порядке по действиям, связанным с уставом, то необходимо отметить, что при создании фонда учредители могут самостоятельно установить орган, который будет вносить изменения и дополнения в устав фонда. Если же уставом не предусмотрен порядок внесения в него изменений, то в таком случае, устав может быть изменен только в судебном порядке. Но при решении вопроса в судебном порядке необходимо иметь в виду два основных условия: если есть необходимость в изменении устава, но он не предполагает внесения изменений; если устав предполагает изменения и присутствует необходимость в данных изменениях, т.к. на момент создания фонда не было возможности предвидеть внесения существенных изменений.

В ГК РФ и ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»20 указывается на попечительский совет, осуществляющий контроль за деятельностью, денежным оборотом фонда. В остальном, фонды сами имеют право на определение органов управления и распределение полномочий между ними. И нетрудно догадаться, что это связано с уставом фонда, содержащим сведения о порядке управления фондом.

Среди многообразия некоммерческих организаций следует упомянуть потребительские кооперативы, объединяющие граждан или граждан и

17 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/

18 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18626/

19 http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/

20 http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/

3106

юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей на основе имущественных паевых взносов (согласно п. 1 ст. 123.2 ГК РФ)21. Потребительские кооперативы существуют в разных формах -гаражные, сельскохозяйственные, кредитные, накопительные, потребительские и другие. Их деятельность осуществляется в пределах Закона РФ от 19.06.1992 №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»22, Федерального закона от 30.12.2004 №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»23, от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»24.

Совсем иной тип организаций - ассоциации и союзы, - объединяющие юридических лиц и (или) граждан, для достижения общественно-полезных целей и защиты общих интересов участников [11, ^ 48].

Этот вид некоммерческих юридических лиц также имеет свои особенности: Во-первых, преобразование ассоциации или союза в хозяйственное общество (в такой ситуации ассоциация или союз должны участвовать в хозяйственном обществе) или товарищество происходит в том случае, если участники решили определить ведение предпринимательской деятельности на союз (ассоциацию) в том порядке, которые определяет гражданское законодательство. Во -вторых, на членов союза (ассоциации) возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам данного союза (ассоциации) в том размере, который предусмотрен учредительным документом.

Общественными организациями (помимо перечисленных выше) являются также политические партии, общественные движения,

21http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/8e6182e907ca1e2440ee2cc42a3 138£3Ш049£/

22 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_608/

23 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51058/

24 http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8572/

3107

профессиональные союзы, территориальные общественные самоуправления, органы общественной самодеятельности.

Потребительские общества представляют собой еще один особенный вид некоммерческих организаций. Данное юридическое лицо имеет в качестве высшего органа управления собрание пайщиков, которое определяет размер взносов (паевых и вступительных), принимает, дополняет или изменяет устав в случае необходимости, назначает распорядительные и контрольные органы потребительского общества с заслушиванием отчетов об их деятельности, а также решает другие вопросы, отнесенные к непосредственной компетенции (согласно Закону РФ от 19.06.1992 г. №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»)25.

Примечательным является то, что потребительские общества вправе устанавливать и укреплять международные связи с зарубежными предприятиями, пользоваться кредитами как российских банков, так и иностранных, в том числе в иностранной валюте.

Подводя итог, отметим, что одной из самых заметных особенностей некоммерческих организаций является то, что они не ставят цель по извлечению прибыли на первое место. Что касается коммерческих организаций, то они не распределяют полученную прибыль между их участниками (если такая прибыль появляется, то ее нужно определить для достижения целей, для которых организация была создана, в качестве дополнительных финансовых средств). Такие организации, в основном, создаются для выполнения и достижения общественно значимых и необходимых целей (среди них благотворительные, социальные, научные, культурные и другие цели).

25 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_608/

3108

Помимо вышеперечисленного стоит отметить, что, в отличие от коммерческих организаций, некоторые виды некоммерческих могут иметь возможность существования без государственной регистрации. Не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Некоммерческие организации обладают ограниченной правоспособностью, что связано с целями создания. Безусловно, существует возможность и для предпринимательской деятельности, но она должна не отступать от требований по целям.

На основе вышеприведенных примеров мы приходим к выводу, что действующее законодательство о гражданско-правовом статусе юридического лица характеризуется в настоящее время отсутствием единых критериев его правового конструирования, что приводит к наличию множественности законодательных актов, которые к тому же содержат противоречащие друг другу нормы.

Поэтому в целях дальнейшего совершенствования гражданского законодательства по определению правового статуса юридического лица следует сократить количество и разнообразие законодательных актов, определяющих гражданско-правовой статус отдельных видов юридических лиц.

Литература

1. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чаркин С. А. Гражданское право России. Общая часть 4-е изд., пер. и доп. - М., 2022. 408 с.

2. Ващекин А. Н. Новые формы организации оптово-розничного звена в России - торговые корпорации как открытые системы // В сборнике: Ценности и интересы современного общества: материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2019. С. 36-42.

3109

3. Ващекин А. Н., Ващекина И. В. О развитии моделей непрямой государственной поддержки сельхозпроизводителей в Российской Федерации // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. 2018. №2 6 (18). URL: http://aeconomy.ru/science/economy/o-razvitii-modeley-nepryamoy-gosuda (дата обращения: 19.03.2023)

4. Ващекин А. Н., Ростовцева К. А. О формализации применения правовой доктрины «снятия корпоративной вуали» // Мониторинг правоприменения. 2019. № 4. С. 29-34.

5. Ващекина И. В. Социальная ответственность российских банков: управление региональными программами и взаимодействие с общественными организациями // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3-1. С. 121-124.

6. Гришаев С. П. Производственные кооперативы как юридические лица: изменения в законодательстве // Гражданин и право. 2020. № 4. С. 90-94.

7. Иохин В. Я., Мартынчук О. И. О некоторых аспектах процесса постиндустриализации // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2021. № 3. С. 60-63.

8. Михайленко Е. М. Гражданское право. Общая часть. - М., 2023. С. 268279.

9. Мухаметзянова Э. З. Коммерческие юридические лица // Теория и практика современной науки. 2020. № 4. С. 192-195.

10. Овчинникова Т. А. Корпоративные юридические лица // Право и государство: теория и практика. 2021. № 2 (194). С. 20-23.

11. Соловьева С. В. Некоммерческие юридические лица: конфликты внутренние и внешние // Журнал Российского права. 2019. № 1 (193). С. 39-52.

References

3110

1. Anisimov A. P., Ryzhenkov A. Ya., Charkin S. A. (Eds) (2022) Grazhdanskoe pravo Rossii. Obshchaya chast' 4-e izd. [Civil Law of Russia. The general part of the 4th ed] - M., 2022. 408 p.

2. Vashchekin A. N. (2019) Novye formy organizacii optovo-roznichnogo zvena v Rossii - torgovye korporacii kak otkrytye sistemy [New forms of organization of wholesale and retail link in Russia - trading corporations as open systems] // V sbornike: Cennosti i interesy sovremennogo obshchestva: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF; Moskovskij gosudarstvennyj universitet ekonomiki, statistiki i informatiki. // [In the collection: Values and interests of modern society: materials of the international scientific and practical conference. Ministry of Education and Science of the Russian Federation; Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics] - M., 2019. pp. 36-42.

3. Vashchekin A. N., Vashchekina I. V. (2018) O razvitii modelej nepryamoj gosudarstvennoj podderzhki sel'hozproizvoditelej v Rossijskoj Federacii [On the development of models of indirect state support for agricultural producers in the Russian Federation] // Aekonomika: ekonomika i sel'skoe hozyajstvo. [Aeconomics: economics and agriculture] 2018. № 6 (18). URL: http ://aeconomy.ru/science/economy/o-razvitii-modeley-nepryamoy- gosuda/.

4. Vashchekin A. N., Rostovtseva K. A. (2019) O formalizacii primeneniya pravovoj doktriny "snyatiya korporativnoj vuali" [On the formalization of the application of the legal doctrine of "removing the corporate veil"] // Monitoring pravoprimeneniya [Monitoring of law enforcement. 2019] No. 4. pp. 29-34.

5. Vashchekina I. V. (2016) Social'naya otvetstvennost' rossijskih bankov: upravlenie regional'nymi programmami i vzaimodejstvie s obshchestvennymi organizaciyami [Social responsibility of Russian banks: management of regional programs and interaction with public organizations] // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij

3111

[International Journal of Applied and Fundamental Research] 2016. No. 3-1. pp. 121-124.

6. Grishaev S. P. (2020) Proizvodstvennye kooperativy kak yuridicheskie lica: izmeneniya v zakonodatel'stve [Production cooperatives as legal entities: changes in legislation] // Grazhdanin i pravo [Citizen and law] 2020. No. 4. pp. 90-94.

7. Iokhin V. Ya., Martynchuk O. I. (2021) O nekotoryh aspektah processa postindustrializacii [On some aspects of the postindustrialization process] // Ekonomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta [Economic Bulletin of Rostov State University] 2021. No. 3. pp. 60-63.

8. Mikhailenko E. M. (Ed) (2023) Grazhdanskoe pravo. Obshchaya chast' [Civil law. General part] - M., 2023. pp. 268-279.

9. Mukhametzyanova E. Z. (2020) Kommercheskie yuridicheskie lica [Commercial legal entities] // Teoriya i praktika sovremennoj nauki. [Theory and practice of modern science] 2020. No. 4. pp. 192-195.

10. Ovchinnikova T. A. (2021) Korporativnye yuridicheskie lica [Corporate legal entities] // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika [Law and the State: theory and practice] 2021. No. 2 (194). pp. 20-23.

11. Solovyova S. V. (2019) Nekommercheskie yuridicheskie lica: konflikty vnutrennie i vneshnie [Non-commercial legal entities: internal and external conflicts] // ZHurnal Rossijskogo prava [Journal of Russian Law] 2019. No. 1 (193). pp. 39-52.

3112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.