Научная статья на тему 'Виды упражнений по развитию художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением'

Виды упражнений по развитию художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
712
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕЧЕТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ВОСПРИЯТИЕ / ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ / ПРОДУЦИРОВАНИЕ / SPEECH PRODUCTION ABILITIES / PERCEPTION / REPRODUCTION / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дорфман О. В.

В статье рассматриваются упражнения, позволяющие развивать художественные речетворческие способности учащихся на этапах восприятия, воспроизведения и продуцирования художественных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kinds of exercises on development speech production abilities of pupils in the course of work on a statement

The article deals exercises, which develops speeche producton abilities of pupils on the laps of perception, reproduction and production of art texts.

Текст научной работы на тему «Виды упражнений по развитию художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением»

УДК 372.881

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕЧЕТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ

О. В. Дорфман

В статье рассматриваются упражнения, позволяющие развивать художественные речетворческие способности учащихся на этапах восприятия, воспроизведения и продуцирования художественных текстов.

Ключевые слова: художественные речетворческие способности, восприятие, воспроизведение,

продуцирование.

В современной образовательной парадигме разработка методик развития способностей имеет первостепенное значение для индивидуализации обучения и воспитания. В системе обучения русскому языку и литературе особое место занимает работа по развитию художественных речетворческих способностей учащихся.

Под художественными речетворческими способностями мы понимаем способности воспринимать готовый, созданный мастерами слова художественный текст и продуцировать на его базе собственный.

Развитие художественных речетворческих способностей на уроках русского языка осуществляется в процессе деятельности, направленной на восприятие, вопроизведение и порождение художественного текста. Суть концепции диалогизации М. М. Бахтина: «Моё слово останется в продолжающемся диалоге, где оно будет услышано, отвечено, переосмыслено» -выводит нас на уровни речетворческой деятельности: уровень восприятия - «услышано», уровень воспроизведения - «отвечено» и уровень продуцирования - «переосмыслено» [1, с.10]. Методика работы над изложением в русле художественного речетворчества позволяет развивать ХРС учащихся на всех названных уровнях.

Восприятие - это сложный процесс приема и преобразования информации. Вслед за Л. Д. Пономаревой мы выделяем следующие художественные речетворческие способности, развитие которых возможно в процессе восприятия художественного текста: определять замысел автора; выявлять композиционную форму текста; находить образные средства в тексте; определять место образных средств в замысле автора, в образной системе художественного текста; выявлять направленность авторских ассоциаций в тексте; соотносить замысел автора с его художественной речевой реализацией [2, с.5].

На этапе восприятия наиболее продуктивными для развития художественных речетворческих способностей учащихся являются следующие упражнения: речетворческий анализ художественного текста, сопоставление черновых и окончательных текстов художественных произведений, синквейн, древо предсказаний, сравнение текстов различных композиционных форм, стилистический, ассоциативный, лингвистический эксперименты, определение микротем и средств связности между ними, составление пиктографического плана, членение текста, дневник двойной записи, кластер, составление словаря средств выразительности, симпл-текст, выделение образов-ключей, чтение с остановками, определение функций языковых явлений, анализ образов и способов их воплощения. Рассмотрим некоторые из названных упражнений.

Речетворческий анализ художественного текста. Анализ художественного текста -сложнейшая проблема школьного филологического образования. Довольно часто он сводится к определению темы, идеи и художественных средств. Такие же понятия, как движение художественной мысли, структура образной системы, художественный мир автора, ассоциативные образные ряды остаются не исследованными учащимися. В ходе речетворческой беседы с опорой на текст каждый ученик пропускает его через собственный опыт, происходит личностное осмысление художественного текста, которое предполагает прежде всего выявление чувств, эмоций, впечатлений им вызванных. Важно выяснить, что тронуло учащихся в тексте, что вспомнилось им. Определению направленности авторских ассоциаций в тексте помогает выстраивание ассоциативных образных рядов. Беседа по тексту постепенно перетекает в работу над художественным замыслом. Выделяя в тексте слова-ключи к замыслу, которые помогают определить направленность авторских ассоциаций, выявляется оригинальность замысла художника слова. Определение механизма речевой реализации художественного замысла требует работы над образными средствами текста. Цель такой работы - не просто найти образные средства в тексте, но и определить их место и роль в тексте, их функции. Выполняемый подобным образом речетворческий анализ художественного текста на этапе

восприятия поможет вывести учащихся в их собственную художественную речетворческую деятельность.

Сопоставление черновых и окончательных текстов художественных произведений. Упражнение позволяет развивать художественные речетворческие способности по определению замысла и способов его реализации. Сопоставление черновых записей, вариантов фрагментов текста, планов к будущему произведению с его окончательным вариантом делает авторскую работу понятнее, поясняет механизмы речетворчества. К примеру, цикл занятий по рассказу К. Г. Паустовского «Снег»: первый урок - работа над понятием «замысел», «идея» текста, диктант по тексту-плану К. Г. Паустовского к рассказу «Снег»; второй урок - творческая работа, написание рассказа по приведенному плану; третий урок - изложение по рассказу автора. Подобная деятельность, безусловно, успешна: заинтересованность учащихся в сопоставлении собственного и авторского замыслов проявилась во включенности в работу и в ее результативности - понимание авторского замысла и путей его реализации стало доступнее.

Синквейн. Понять степень восприятия, адекватности трактовки авторского замысла позволяет синквейн, характерный для технологии Развития критического мышления через чтение и письмо. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание или для работы в парах, реже -как коллективное творчество.

Правила написания синквейна: первая строка - тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; вторая строка - описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме; пятая строка - одно слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

К примеру, работа по «затеси» В. П. Астафьева «Из далекого сна».

Установка: Какие ассоциации вызывает у Вас слово «сон»? Какие бывают сны (сон-приключение, сон-воспоминание, сон-раздумье...)?

«Что же ты,девочка из далекого детского сна более не приходишь ко мне и не зовешь меня? Ты была в синеньком ситцевом платье.»

О чем миниатюра? Какая разновидность сна описана? После рассмотрения миниатюры учащиеся написали следующие синквейны:

Любовь.

Глубокая, искренняя.

Не приходишь, не зовешь - была...

Особое чувство мимолетной жизни.

Мечта.

Сон.

Мечтательный, недолгий.

Ушел. Вспоминал. Скучал.

Мечта моя давняя, но не забытая.

Сожаление.

Девочка.

Любимая, незабываемая.

Не приходишь... Не зовешь... Не вспоминаешь...

Почему так краток мой сон?

Единственная!

Древо предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. В рамках работы над изложением прием позволяет прогнозировать развитие сюжета, опираясь на уже известный фрагмент текста, что актуализирует восприятие, делает его целостным и позволяет с легкостью воспроизводить художественный текст на следующем речетворческом этапе.

На этапе воспроизведения текста формируются следующие художественные речетворческие

способности учащихся: излагать текст в соответствии с авторским замыслом; воспроизводить текст в соответствии с особенностями композиции; излагать текст, используя потенциал его образных средств; воспроизводить текст, используя образные средства в соответствии с их местом в замысле автора; излагать текст в соответствии с направленностью авторских ассоциаций; излагать текст в соответствии с художественной реализацией замысла.

Упражнения, направленные на развитие названных способностей: восстановление

(развертывание) текста по ключевым словам; древо предсказаний; установление ассоциативного перехода; расширение авторского текста за счет включения эпизодов, выдержанных в стиле автора; создание контекста для образного средства; изложение с перекомпоновкой; интерпретация; воспроизведение ключевого фрагмента текста с пояснением его роли; авторский стул. Рассмотрим некоторые из них.

Расширение авторского текста за счет включения эпизодов, выдержанных в стиле автора. Такое упражнение предполагает как включение в текст зарисовок, размышлений, выполненных в манере автора текста, так и продолжение предлагаемого отрывка. К примеру, работа по фрагменту рассказа И. А. Бунина «Велга»с выходом в художественную речетворческую деятельность: школьникам предлагается продолжить «старую северную легенду». Предварительная работа по выявлению гнетущего, тревожного настроения текста, средств его создания позволила учащимся определить направленность авторских ассоциаций, сочинить удивительные северные легенды.

Создание (воссоздание) контекста для образного средства. Упражнение позволяет развивать ХРС излагать текст, используя потенциал его образных средств. Интересны случаи воссоздания контекста не для ключевых образов, а, скажем, для деталей описания. К примеру, в ходе работы по фрагменту очерка Н. А. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» школьники создавали контекст для образного средства: «теплые молочные сумерки стояли над городом».

На этапе продуцирования текста развиваются следующие художественные речетворческие способности учащихся: создавать замысел текста; выбирать композиционную форму воплощения замысла; использовать образные средства в тексте, отбирая их в соответствии с замыслом; создавать образные средства, адекватные замыслу, используя образный потенциал слова; направлять ассоциации в тексте по адекватному замыслу руслу; совершенствовать текст, приводя его в полное соответствие с замыслом.

Развитию названных способностей помогают такие упражнения, как: озаглавливание, расширение авторского текста за счет включения эпизодов, выдержанных в стиле автора, синквейн, авторский стул, совершенствование текста, редактирование, моделирование истоков творческой работы, отбор языковых средств, речетворческие мастерские, создание контекста для образного средства, клоуз-текст, кластер, составление карты-речекреатива, составление ассоциативных полей текста, речетворческие тренинги, проверка-рецензия. Рассмотрим некоторые из них.

Клоуз-текст. Упражнение заключается в восстановлении пропущенных элементов текста. Восстановить единицу текста или его фрагмент можно, лишь выявляя его мысль и стиль, связи слов в предложениях. Восстановление крупных фрагментов предполагает их продуцирование в режиме подражания. К примеру, по рассказу Н. В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница» возможно

восстановление и единиц текста: «Как тихо колышется вода, будто ______________ ( дитя в люльке)! -

продолжала Ганна, указывая на пруд, ____________ (угрюмо) обставленный тёмным кленовым лесом и

____________ (оплакиваемый) вербами, потопившими в нём _______________ (жалобные) свои ветви. Как

___________________ (бессильный старец), держал он в ____________ (холодных) объятиях своих далёкое,

тёмное небо, обсыпая_________ (ледяными) поцелуями огненные звёзды, которые тускло реяли среди тёплого

ночного воздуха, как бы предчувствуя скорое появление блистательного ______________ (царя ночи)...» и

фрагментов: учащиеся должны восстановить описание «роскошного украинского неба».

Кластер. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Для подобной работы характерна следующая последовательность действий: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; вокруг разместить слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием, у каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы. Данная работа возможна и на этапе восприятия, в таком случае она поможет на следующем этапе - этапе воспроизведения, позволяя учащимся системно рассмотрев содержание текста, отразить в изложении его смысл. На этапе продуцирования кластер позволяет выделить

составляющие образа, проработать ассоциативные ряды, проследить направленность ассоциаций, что помогает сформировать замысел собственного текста и наметить пути его реализации.

Успешность художественной речетворческой работы на этапе восприятия обусловливает продуктивность деятельности на этапах воспроизведения и продуцирования: воспроизведение текста становится доступнее, если понятен авторский замысел; после речетворческого анализа замысла текста от его реализации учащимся становится понятнее и обратная работа - от замысла к его воплощению.

Использование приведенных упражнений на каждом из этапов речетворческой деятельности способствует развитию художественных речетворческих способностей учащихся. Развитие художественных речетворческих способностей представляется актуальным в связи с намеченным в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России № 1089 от 5.03.2004 г.) компетентностным подходом, который отразился в содержании экзаменационной работы для государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов. Одна из целей ГИА - определение уровня владения учащимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности. Именно речетворческая деятельность, развивающая художественные речетворческие способности учащихся, и предполагает деятельность по восприятию, воспроизведению и продуцированию художественных текстов. Продуктивные виды упражнений по развитию ХРС учащихся позволят не только совершенствовать речь школьников, но и подготовить их к выполнению итоговой аттестационной работы.

The article deals exercises, which develops speeche producton abilities of pupils on the laps of perception, reproduction and production of art texts.

The key words: speech production abilities, perception, reproduction, production.

Список литературы

1. Бахтин М. М. Человек в мире слова. / М. М. Бахтин. -М . : Изд-во Рос. Открыт. Ун-та, 1995. - 140с.

2. Пономарева Л. Д. «Со струнами души созвучья согласуя.» (Художественное речетворчество учащихся старших классов) : Монография. / Л. Д. Пономарева. СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 167 с.

Об авторе

Дорфман О. В. - старший преподаватель кафедры журналистики и речевой коммуникации Магнитогорского государственного университета (ФГБОУ ВПО «МаГУ»), 455047 Челябинская область, г.Магнитогорск, ул. 50-лет. Магнитки, д. 52, кв. 16, [email protected], 8(3519)410218, 89507455247.

Kinds of exercises on development speech production abilities of pupils in the course of work on a statement, O.V. Dorfman.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.