Научная статья на тему 'Художественно-речетворческий аспект словаря языковой личности девятиклассника'

Художественно-речетворческий аспект словаря языковой личности девятиклассника Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА / КОНЦЕПТ / РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / INTERPRETATION / KEYWORDS / CONCEPT / SPEECH PRODUCTION / ASSOCIATIVE FIELD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дорфман Оксана Вячеславовна

В статье в русле оттекстового подхода рассматривается ассоциативно-смысловой слой концепта «Дом», анализируется интерпретационная деятельность учащихся, обогащающая словарь языковой личности и развивающая речетворческие способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH PRODUCTION ASPECT OF A NINTH-FORM STUDENT VOCABULARY

The article deals with an associative sense plane of the concept "home" and analyzes students' interpretation performance that enriches the vocabulary of a linguistic personality and develops speech production abilities.

Текст научной работы на тему «Художественно-речетворческий аспект словаря языковой личности девятиклассника»

© 2011

О. В. Дорфман

ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕТВОРЧЕСКИЙ АСПЕКТ СЛОВАРЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕВЯТИКЛАССНИКА

В статье в русле оттекстового подхода рассматривается ассоциативно-смысловой слой концепта «Дом», анализируется интерпретационная деятельность учащихся, обогащающая словарь языковой личности и развивающая речетворческие способности.

Ключевые слова: интерпретация, ключевые слова, концепт, речетворческая деятельность, ассоциативное поле.

Проблема изучения словаря языковой личности обращена прежде всего к слову в тексте, поскольку именно в процессе восприятия, воспроизведения и продуцирования текста языковая личность формирует и обогащает свой словарь. Исследования слова и его природы можно условно свести к двум подходам: отсистемному (изучение слова в системе языка) и оттекстовому (описание специфики функционирования слова в тексте). Внутри оттекстового подхода также можно выделить два пути исследования: от словарного значения к тексту и от текста к словарному значению слова. В процессе изучения слова нами используется оттекстовый подход: именно функционирование слова в тексте создаёт не только содержательное, но и ассоциативно-смысловое поле, позволяющее исследовать заявленный аспект словаря языковой личности.

Словарь конкретной языковой личности воплощается прежде всего в лексической структуре текста, а специфика языковой личности определяет специфику её картины мира. Выбор лексики, отражающей то или иное явление действительности, переосмысление семантической структуры ключевого слова, использование синонимических ресурсов языка, воспроизведение и создание образных средств — это далеко не полный перечень речевых механизмов, включающихся в процессе анализа художественного произведения и выявляющих особенности мировидения и его автора, и его интерпретатора.

Воспринимаемый личностью окружающий мир не просто отражается в её сознании, но ею интерпретируется. И т. к. сознание субъективно, то естественно, что образы мира имеют множество интерпретаций. Образы подвергаются анализу, обработке, обрастают дополнительной информацией, коннотативными компонентами, важными только для данного носителя языка. Поэтому интерпретация является важной составляющей понимания языковой личностью художественного текста и ключом к определению художественно-речетворческого аспекта её словаря. Заявленный аспект требует концептуального рассмотрения, и так же, как и слово, интересует нас в «оттекстовом» направлении исследования.

Одной из главных характеристик слова как единицы лексической организации текста является наличие у него множества текстообразующих связей. В этом плане значимыми являются ключевые слова, несущие художественную информацию. Именно в ключевых словах и актуализируется концепт. Под концептом вслед за

Дорфман Оксана Вячеславовна — аспирант кафедры журналистики и речевой коммуникации Магнитогорского государственного университета. E-mail: mandorfFoks@yandex.ru

578

ДОРФМАН

Н. Ю. Шведовой мы понимаем содержательную сторону словесного знака, за которой стоит понятие, принадлежащее умственной, духовной или жизненно важной материальной сфере существования человека, выработанное и закрёпленное общественным опытом народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и соотносимое с другими понятиями, бли-жайше с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемыми [Шведова 2005: 603].

Основная информация о концепте отражена в различных словарях и отражает картину мира всего социума; текстовая же реализация концепта сугубо специфична. И текстовое, ассоциативно-смысловое поле, и системное, семантическое, могут стать инструментом анализа концепта: в первом случае речь будет идти о художественном, индивидуальном концепте, во втором — о познавательном, коллективном. При любом из названных типов анализа концепта невозможно не затронуть мировоззренческую составляющую. Так, в рамках рассмотрения худо-жественно-речетворческого аспекта словаря языковой личности, мировоззренческая составляющая может быть рассмотрена на примере концепта «Дом», включённого в систему «человек-мир». Возрастные психологические особенности девятиклассников обусловливают актуальность обращения к данному концепту как одной из составляющих «я-концепции».

В качестве материала для анализа нами отобраны ученические тексты (как на этапе продуцирования, так и на этапе воспроизведения), в которых девятиклассники реализуют концепт «Дом». Импульсом к речетворческой деятельности послужили отрывки из произведений В. П. Астафьева, К. Булычева, И. А. Бунина, Н. В. Гоголя, К. Г. Паустовского, при этом выбор текстов был мотивирован предлагаемыми в учебных программах списками литературы для самостоятельного чтения.

По справедливому утверждению Ю. С. Степанова, концепт существует в виде «пучка» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово: «концепты не только мыслятся, они переживаются» [Степанов 1997: 40-41]. Следовательно, наряду с понятийным, символическим, оценочным, можно выделить и ассоциативный слой концепта.

Так, ассоциативное поле концепта «Дом» определяется девятиклассниками довольно широко: семья (родители/бабушка) — родина (Россия) — люди (Земля) — защита (покой) — достаток (комфорт) — очаг (тепло) — душевное спокойствие (мир) — досуг (телевизор/интернет) — недвижимость (расходы) — домовой (Дрёма) — любимое место (кровать) — уют (комнатные растения) — своя комната (друзья) — семейные фотографии (радость) — в скобках приведены ближайшие к словам-ассоциациям ключи. Названные ассоциации представляют и современные установки подростков на благосостояние, проведение свободного времени («интернет», «недвижимость»), и исконное, заложенное с детства, напр., появление фольклорного домового, Дрёмы — персонажа, воспетого в известной колыбельной.

Реализация девятиклассниками ассоциативного поля на этапе воспроизведения отличается от этапа продуцирования: заложенное в средней школе стремление передавать содержание текста, а не его смысл диктует использование исключительно лексики автора, боязнь употребления собственных образных средств

и ограниченное использование авторских, в то время как в творческих работах реализуется естественное для подростков желание выразить себя. Именно подростковый возраст является сензитивным, у учащихся явно выражена потребность высказать своё мнение, самовыразиться в творчестве, поэтому передача смысла, интерпретация должны выступать на первое место. Поэтому, воспроизводя концептуальное наполнение понятия «Дом» того или иного автора, девятиклассники неизменно переходят на собственное толкование концепта, выражая своё отношение к дому, описывая идеальный для себя дом как место, где «тебя ждут и всегда поддержат», где «тепло и вкусно пахнет», как место, в котором «можешь отдохнуть и снять с себя маски», в которое «хочется вернуться после школы» — «дом там, где ты счастлив». Безусловно, имеет место и проявление «я-концепции», поскольку в ученических работах прочитывается отношение к собственному дому, выявляется характер межличностных отношений с близкими или же круг жизненных установок. Напр., для ряда девятиклассников смысловыми опорами являются слова «дом» — «семья» — «поддержка» — «умиротворение» — «доверие» «защита» — «счастье» — «любовь» — и даже «рай»; для других — «квартира» — «достаток» — «усадьба» / «особняк» — «пластиковые окна» — «бассейн» — «икорка» — «евроремонт» — «компьютер за 300 000 рублей»; наравне с творческими «треугольными», «воздушными» домами, домами, обладающими «как и душа тремя разделами», «выстроенными на сплетении культур многих народов», «обладающими выходами в тропики, на север, в зону дождей и в сказочную саванну», встречаются и оборонительные крепости с «армейскими нарами вместо кровати, потайными оружейными и бронированными стенами».

Нельзя не отметить тот факт, что текст-первоисточник, отрывок из художественного произведения даёт девятиклассникам речетворческую установку. Так, авторские «сенсорные ориентиры» диктуют ученические интерпретации, ориентированные на те же органы чувств. Напр., отрывок из рассказа И. А. Бунина: «войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах...» вызывает ученическое: «дом — это маленький уютный для всех мир, где всегда тепло и вкусно пахнет»; «это вкуснейшие посыпучки собственного приготовления, издающие по утрам волшебный аромат»; фантазийные элементы в отрывке К. Г. Паустовского: «... дом стоит у самого моря <...> на окнах ещё с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то подымает занавеску и осторожно следит за тобой <... > Днём в доме идёт привычная жизнь <...> Но вечером кромешная тьма окружает дом...» ассоциативно рождают замысел вымышленных историй: «... в одной глухой местности стоял очень старый дом. В нём давно никто не жил, и никто даже близко старался к нему не подходить: с ним происходили странные вещи.».

Очевидно, что концепт «Дом» в словаре девятиклассника включает в себя несколько ассоциативно-смысловых слоёв: дом как семья, пространство дома, его материальная составляющая. Интерпретационная деятельность учащихся, вызывающая посыл к речетворчеству, обогащая словарь языковой личности, развивает способности учащихся воспринимать, воспроизводить и продуцировать художественный текст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.