Медицинская служба учреждения обеспечивает своевременные обследования воспитанников и наблюдение врачами-специалистами, медикаментозную, витаминно- и фитотерапию, физиопроцедуры, массаж, занятие лечебной физкультурой.
Наиболее эффективными формами работы с родителями стали: индивидуальное и групповое консультирование родителей учащихся по вопросам коррекции звукопроизношения и совершенствования произносительной стороны речи, родительские собрания, привлечение родителей к участию в социокультурных мероприятиях (праздниках, конкурсах, концертах, походах, спортивных соревнованиях, посещениях кинотеатров, театров и др.); выполнение специальных домашних заданий детьми совместно с родителями.
Таким образом, процесс формирования произносительной стороны речи учащихся с нарушениями слуха младшего школьного возраста будет более успешным при внедрении модели дифференцированной коррекционной помощи.
Литература
1. Денисова, О.А. Формирование навыков самоконтроля над произношением глухих детей старшего дошкольного возраста: автореф. канд. ... пед. наук / О. А. Денисова. - М., 1997.
2. Волкова, К.А. Методика обучения глухих детей произношению / К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова. - М., 2008.
3. Кузьмичева, Е.П. Развитие устной речи у глухих школьников / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина. - М., 2001.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. - М., 2003.
5. Рау, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау / под ред. Т.А. Власовой, Н.Ф. Слезиной, В.И. Бельтюкова. - М., 1981.
6. Рау, Ф.Ф. Устная речь глухих / Ф.Ф. Рау. - М., 1973.
7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 1988.
8. Слезина, Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников / Н.Ф. Слезина. - М., 1984.
УДК 37.014.61
О.П. Денисова
ПОДГОТОВКА К ПРОХОЖДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрение организации, подготовки и этапов процесса подготовки к аккредитации в ракурсе управленческого аспекта свидетельствует, что ее прохождение является управлением качеством образования в образовательном учреждении.
Аккредитация, процесс аккредитации, критерии оценки, этапы аккредитации, системный подход к аккредитации, управление процессом аккредитации, качество образования.
Consideration of the organization, preparation and stages of accreditation process from the perspective of managerial aspect proves that the state accreditation is considered to be the management of quality of education in the educational institution.
Accreditation, accreditation process, evaluation criteria, stages of accreditation, the system approach to accreditation, management of the process of accreditation, quality of education.
Развитие системы обеспечения и контроля качества высшего профессионального образования включает в себя правовую базу системы оценки качества образования в Российской Федерации. Это Закон РФ от 10.07092 № 3266-1 «Об образовании» с последующими изменениями и дополнениями, Федеральный закон от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также постановления Правительства РФ от 02.12.99 № 1323 «О государственной аккредитации высшего учебного заведения» и от 18.10.2000 № 796 «О лицензировании образовательной деятельности».
Государственная аккредитация высшего учебного заведения законодательно введена в действие с 1992 г. Это механизм осуществления государством гарантии качества образования для всех граждан и установления государственного статуса: типа и вида образовательного учреждения.
Аккредитация является сложным многоуровне-
вым процессом, который нужно рассматривать как систему, т.е. как упорядоченную совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов целостной оценки образовательной деятельности. Анализ структуры этого процесса показывает, что центральное место в ней занимает целостная, единая взаимосвязанная деятельность образовательного учреждения и государственного центра аккредитации. Определяющим условием этой деятельности являются цели самоанализа и самооценки, содержание и мотивы. Эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы. Цели определяют содержание. Мотивы оказывают значительное влияние на повышение квалификации преподавателей, их активность в самосовершенствовании и, в конечном счете, на результаты процесса обучения. В свою очередь, мотивы формируются в процессе самоанализа, зависят от организации этого процесса, методов и форм. От поставленных целей зависит ха-
рактер деятельности педагогического коллектива, организационные формы и методы обучения, от содержания самооценки и самоанализа - выбор статуса образовательного учреждения. К основным функциям процесса аккредитации необходимо отнести:
- организацию работы аккредитационной комиссии во взаимодействии с аккредитационным учреждением;
- понимание особенностей образовательного учреждения и распространение положительного опыта;
- повышение профессионально-педагогической культуры коллектива образовательного учреждения;
- развитие управленческой деятельности администрации учреждения;
- формирование и развитие самоопределения в педагогической деятельности при выборе стратегии и тактики образовательного учреждения;
- анализ состояния и прогноз тенденций изменения содержания образования;
- формирование политики повышения квалификации работников образования;
- организацию разработки и внедрения новых нормативов и критериев оценки профессиональной, в том числе инновационной деятельности и т.д. [7].
Процесс аккредитации состоит из частей (компонентов), которыми выступают: образовательный
процесс, деятельность педагогического коллектива, деятельность экспертов (это наличие элементов), что является признаком системы [9].
Однако в современной системе образования России сложилась странная ситуация. Все сотрудники Минобразования, все образовательные учреждения, все педагоги, большая часть учащихся выступают за качество образования. Но у каждой категории - свое понятие качества. В результате мы имеем, по крайней мере, два отрицательных фактора, сдерживающих приближение нашей системы образования к международным стандартам:
- в деятельности Минобразования России, региональных систем образования и образовательных учреждений отсутствует единый системообразующий фактор, ориентирующий все элементы системы на достижение главной цели - обеспечению качества образования при минимуме непроизводительных затрат;
- система управления высшим образованием не мотивирует вузы к внедрению тех требований, которые регламентируют показатели государственной аккредитации, а многочисленные контрольные мероприятия Минобразования России не оказывают существенного влияния на политику вузов в этом направлении. Большинство вузов намеренно фальсифицируют результаты показателей эффективности образовательной деятельности и стремятся, исказив в разумных пределах информацию, завысить свой потенциал [8].
Наличие отрицательных факторов блокируют процедуру государственной аккредитации, являющуюся средством управления качеством образования. По своим сущностным характеристикам аккредитация является не только деятельностью, отноше-
нием и общением, но и одним из элементов этих систем. Аккредитация включена в образовательную систему, в систему управленческих отношений, в систему межличностного общения [5]. Главным системообразующим фактором аккредитации при этом является оценка (образовательного процесса, управления и т.д.). С.Л. Рубинштейн утверждает, что психологически в значительной степени именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности. Причем важную действенность в этом плане оценка имеет со стороны значимых для человека лиц или со стороны тех, от кого он зависит [6].
Значит, от характера оценки во многом будет зависеть успешность, полнота и качество реализации целей и задач аккредитации, эффективность ее результатов. Коллективы образовательных учреждений, включаясь в аккредитацию, удовлетворяют свою потребность в соотнесении результатов своей деятельности с результатами других учреждений образования посредством сравнения конечных результатов. Движущей силой этих процессов является оценка. Важность объективности, точности оценки для эффективности аккредитации отмечают многие специалисты в этой области. При этом в большей степени связывают характер оценки с методами и способами оценивания.
Многие ученые указывают на связь оценки и личности эксперта. В.С. Конев утверждает, что независимо от методов оценки - на основе банальных таблиц, системы коэффициентов или этапов - все они в значительной степени субъективны, так как, в конце концов, оценку выбирает человек, и неважно, какое решение, т.е. оценку, он примет [3].
Н.В. Кузьмина утверждает, что аккредитация «буксует» оттого, что эксперты по оценке деятельности являются не всегда компетентными [4].
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, чтобы преодолеть в большей степени субъективность оценки при аккредитации необходимо:
1) привлекать в качестве экспертов лиц, обладающих такими качествами, как: компетентность, справедливость, терпимость, профессиональная порядочность, доброжелательность и т.д.;
2) не ограничиваться одним оценивающим специалистом;
3) разделить действия аккредитующих экспертов на экспертизу, которую проводят одни и на заключение по итогам проведенного исследования, которое должны сделать другие;
4) организовать курсы по подготовке экспертов
[1].
Таким образом, аккредитация как системное явление, системообразующим фактором которой является оценка, а элементами - люди, может быть охарактеризована не только с точки зрения эффективности, полезности, но и нравственности.
В 2007 г. из письма заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Е.Н. Геворкян от 16.04.2007 № 02-52152/ак «О типичных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере образования и приня-
тия мер по их устранению» мы видим, что в 2006 г. Рособнадзором разными видами контроля было охвачено более 800 вузов, филиалов и представительств. По результатам проверок у 6 % вузов и филиалов приостановлено действие лицензии, 37 % образовательных учреждений направлены предписания об устранении различного рода нарушений. Всего в 2006 г. таких предписаний в вузы и филиалы направлено 280. Типичные нарушения прописаны в письме более подробно и обозначены пути их устранения, такие как: четкое соблюдение законодательных актов, нормативов установленных для образовательных учреждений [10], [11].
Приведенные цифры заставляют задуматься о том, что зачастую сотрудники вуза не знают, как и в каком виде должны заполняться и представляться те или иные документы. Семинары, ежегодно организуемые Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Росаккредагентством и Учебно-консультационным центром по таким темам, как: «Новое в системе гарантии качества высшего образования: нормативно-правовое и технологическое обеспечение процедур лицензирования и государственной аккредитации», «Государственная аккредитация образовательных программ», «Технология лицензирования и государственной аккредитации высших учебных заведений», «Документальное сопровождение и программное обеспечение лицензирования и государственной аккредитации высших учебных заведений». Они предназначены для таких категорий слушателей, как: ректоры, проректоры, директора филиалов, деканы, заведующих выпускающими кафедрами, начальники учебных управлений, специалисты, но не всегда эффективны. Причинами этого являются: человеческий фактор (отсутствие умения донести полученную информацию до сведения остальных сотрудников вуза) и кратковременный характер организуемых семинаров (от одного до трех дней). Из этого можно сделать вывод, что ситуация в России по обеспечению и контролю качества высшего профессионального образования с каждым годом ухудшается. Поэтому подготовка вуза к аккредитации в целом, на наш взгляд, зависит от профессиональной готовности административно-управленческого, профессорско-преподавательского составов и учебно-вспомогательного персонала.
Для построения эффективной программы по формированию профессиональной готовности специалистов вуза к аккредитации нами были выделены основные процессы образовательной деятельности (см. рис. 1).
Из приведенной схемы мы видим, что во всех основных процессах образовательной деятельности участвуют административно-управленческий, профессорско-преподавательский составы и учебновспомогательный персонал. Так как уровень подготовки у данных категорий специалистов разный, то следует дифференцированно подходить к разработке программы по формированию профессиональной готовности специалистов к аккредитации вуза, опираясь на их функциональные обязанности.
Анализ должностных инструкций в высшем учебном заведении показал, что подготовку специалистов одновременно нужно вести в трех направлениях:
1. Подготовка административно-управленческого состава.
2. Подготовка профессорско-преподавательского состава.
3. Подготовка учебно-вспомогательного персонала.
При реализации данных направлений следует использовать многоуровневую систему подготовки (см. рис. 2).
Переход от первой ступени к последующей гарантирует готовность специалиста профессионально решать поставленные задачи данного уровня. Предложенная система имеет несомненное преимущество: специалист не может перейти на следующую ступень, не освоив предыдущую. Это дает возможность качественно подойти к процессу профессиональной готовности специалистов к аккредитации вуза.
Реализация многоуровневой системы подготовки специалистов вуза к экспертизе качества включает в себя три компонента:
1. Когнитивный - знания нормативной документации и умение применять теоретические знания в практике своей деятельности по направлению специалиста согласно его должностным обязанностям.
2. Личностный - оперативность принятия решений, аккуратность в ведении документации, ответственность, целеустремленность специалиста.
3. Мотивационно-ценностный - мотивационная направленность личности на получение знаний, умений и навыков в зависимости от занимаемой должности, вознаграждение за компетентное выполнение своих должностных обязанностей, продвижение по службе.
Многоуровневая система дает возможность не только подготовить специалиста в теоретическом плане, но и закрепить полученные знания на практике. Программой предусмотрена аттестация после каждого прохождения уровня, включающая ситуации, предполагающие применение полученных теоретических и практических навыков. Система также позволяет перейти в случае положительно сработавшей мотивации на следующую ступень: с учебновспомогательного персонала, при условии наличия высшего профессионального образования и при успешной сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру перейти в категории профессорско-преподавательского состава или административно-управленческого персонала (например: ассистент или инженер отдела); с профессорско-преподавательского состава в категорию административно-управленческого состава (например: заведующий кафедрой или декан факультета). При переходе из одной категории в другую специалист обязан пройти все ступени подготовки того направления, в котором он находился на тот момент.
■ Базы практик
• Расписание
Персонал, финансовые ресурсы, образовательная программа, оргтехника
Рис. 1. Основные процессы образовательной деятельности вуза
Улебно-Учеоно-вспомогате льный „ вспомогательный персонал персонал
Рис. 2. Многоуровневая система подготовки специалистов вуза к экспертизе качества
Предложенная нами многоуровневая система подготовки специалистов должна быть постоянной в вузе. Это связано с тем, что периодически вносятся изменения в нормативную документацию вуза, меняются требования к оформлению и (или) ведению документации, а так же немаловажным является тот момент, что кадровый состав вуза постоянно меняется, дополняется. У вновь пришедшего человека должна быть возможность пройти обучение, незави-
симо от того, когда он поступил на работу.
Для сотрудников, успешно прошедших подготовку по всем уровням, предусмотрен элективный ежегодный курс, на котором доводятся до их сведения все изменения и новшества при реализации программ высшего профессионального образования, о процедуре лицензирования, аттестации и аккредитации.
Оценкой эффективности разработанной нами
программы являются результаты лицензирования и аккредитации. Таким образом, мы предполагаем, что работа в данном направлении поможет подготовить специалистов вуза различных категорий к аккредитации образовательных учреждений, которая в тоге будет представлять собой особый вид поиска и профессиональной подготовки, предполагающий развитие профессионально-педагогической культуры педагогов и администрации, развитие образовательного учреждения, а значит, и средство управления качеством образования.
Литература
1. Боженко, О.П. Аттестация образовательных учреждений как средство управления качеством образования: дис. ... канд. пед. наук / О.П. Боженко. - Калининград, 2006.
2. Денисова, О.П. Психологическая и профессиональная готовность специалистов к аттестации вуза / О.П. Денисова // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 3. - С. 105 - 110.
3. Конев, B.C. Курс «Философия образования (культу-рантропологический аспект)» / B.C. Конев. - Самара, 1996.
4. Кузьмина, Н.В. Понятие «Педагогическая система» и критерии ее оценки / Н.В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования. - Л., 1980.
5. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Официальные документы в образовании.
- 2005. - № 13. - С. 76 - 77.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 2000. - Т. 1.
7. Самсонов, Ю.А. Аттестация руководителя образовательного учреждения. Научно-методическое пособие для работников органов управления в образовании и образовательных учреждениях / Ю.А. Самсонов. - М., 2000.
8. Стратегия и тактика управления качеством образования: Методическое пособие / В. Н. Нуждин [и др.]. -Иваново, 2003.
9. Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии / П.И. Третьяков. - 2004.
10. www.obrnadzor.gov.ru
11. www.newseducation.ru
УДК 372.881.161.1
О.В. Дорфман
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Н.Д. Пономарева МОДЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧЕТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматривается модель художественной речетворческой деятельности учащихся на этапах восприятия, воспроизведения и продуцирования художественного текста.
Художественная речетворческая деятельность, художественный текст, восприятие, воспроизведение, продуцирование.
The paper considers the model of an artistic speech activity of pupils at the stages of perception, reproduction and production of an artistic text.
Artistic speech activity, artistic text, perception, reproduction, production.
- соотносить замысел автора с его художественной речевой реализацией.
На этапе воспроизведения нам представляется возможным развитие следующих ХРС учащихся:
- излагать текст в соответствии с авторским замыслом;
- воспроизводить текст в соответствии с композиционной формой;
- излагать текст, используя потенциал его образных средств;
- воспроизводить текст, используя образные средства в соответствии с их местом в замысле автора;
- излагать текст в соответствии с направленностью авторских ассоциаций;
- излагать текст в соответствии с художественной реализацией замысла.
При продуцировании художественного текста необходимо развивать следующие ХРС учащихся:
Художественная речетворческая деятельность -это деятельность по восприятию, воспроизведению и продуцированию художественных текстов, направленная на развитие художественных речетворческих способностей (ХРС) учащихся. ХРС заключаются в способностях воспринимать готовый, созданный мастерами слова художественный текст, воспроизводить его и продуцировать на его основе собственный. На каждом из этапов речетворческой деятельности развиваются определенные ХРС. Так, на этапе восприятия целесообразно развивать следующие ХРС учащихся:
- определять замысел автора;
- выявлять композиционную форму текста;
- находить образные средства в тексте;
- определять место образных средств в замысле автора, в образной системе художественного текста;
- выявлять направленность авторских ассоциаций в тексте;