УДК 37.014.61
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА В КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО СОСТАВА ВУЗА К ЭКСПЕРТИЗЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
© 2016
Денисова Оксана Петровна, доктор педагогических наук, начальник управления сопровождения учебного процесса Ярыгин Анатолий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, Советник ректора Ярыгина Неля Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Интеграция системы высшего профессионального образования России в мировое образование обязывает нашу педагогическую науку перевести из традиционной российской в мировую педагогическую. Традиционные законы российского образования на приобретение знаний уступают подходу, который направлен на создание компетентностей в определенной деятельности [1]. Деятельность высших учебных заведений не является исключением. При подготовке компетентного, со сформированными профессиональными компетенциями специалиста учебное заведение само должно иметь перечень компетенций для подтверждения статуса аккредитованного.
Во многих теоретико-методологических работах исследователи из России анализируют сущность компетент-ностного подхода и проблемы создания ведущих компетентностей на различных уровнях системы образования, профессиональной деятельности и в разных процессах психологии [1]. Факт присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу сделал актуальным вопросы, касающиеся изменений в системе высшего образования на национальном уровне, и заинтересовал не только образовательные учреждения, но и работодателей, а также законодателей [2]. В следствие этого, и те, и другие стали использовать компетентностный подход в проектировании содержания образования и оценке его качества. Именно по этой причине при формировании аккредитационной комиссии одним из экспертов должен являться представитель от работодателей. Компетентностный подход предполагает замену традиционного подхода, где в центре педагогического процесса находится преподаватель, подходом, ориентированым на личность обучающегося. По завершении обучения обучающийся должен уметь применять полученные знания как по каждому отдельному модулю программы, так и по образовательной программе в целом. В данной статье рассматривается как применение компетентностного подхода влияет на эффективность деятельности вуза при подготовке кадрового состава вуза к экспертизе качества образования.
Ключевые слова: Болонский процесс, компетентностный подход, качество образования, аккредитация, процесс аккредитации, критерии оценки, этапы аккредитации, системный подход к аккредитации, управление процессом аккредитации, образовательные программы, высшее учебное заведение.
COMPETENCE APPROACH AS A TOOL FOR ENHANCING RESULTS UNIVERSITY IN THE CONCEPT OF INTEGRATED TRAINING OF PERSONNEL TO THE UNIVERSITY EXAMINATION OF THE QUALITY OF EDUCATION
© 2016
Denisova Oksana Petrovna, Doctor of Pedagogic Sciences, Head of maintenance of educational process Yarygin Anatoly Nikolaevich, Doctor of Pedagogic Sciences, Full Professor, Rector Adviser Yarygina Nelia Anatolyevna, candidate of economic sciences, Professor of Department
"Accounting, analysis and audit" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st Belorusskaya, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. Integration of Russian higher professional education system into the world education obliges our pedagogical science to translate from Russian into the world of traditional teaching. Traditional laws of Russian education for the acquisition of knowledge inferior approach, which aims to build competencies in certain activities [1]. Activity of institutions of higher education is no exception. When preparing competent, with a highly professional specialist competencies institution itself should have a list of competencies to verify the accredited status. Many theoretical and methodological works of Russian researchers analyzed the essence of competence approach and the problem of creating the leading competences at various levels of education, professional practice and psychology in different processes [1]. The fact that Russia's accession to the Bologna Process has made topical issues relating to changes in the system of higher education at the national level, and is interested in not only educational institutions, but also employers, as well as legislators [2]. In consequence of this, and they both began to use the competence-based approach in the design of educational content and assessment of its quality. It is for this reason that during the formation of the Accreditation Commission by an expert must be a representative of the employers. Competence approach involves replacing the traditional approach, where the center of the pedagogical process is the teacher, the approach and the focus on the individual student. Upon completion of training the student should be able to apply this knowledge both in each module of the program, and the educational program as a whole. This article discusses how to use the competency approach affects the efficiency of the institution in preparing the staff of the university to the expertise of the quality of education.
Keywords: Bologna process, competence-based approach, the quality of education, accreditation, accreditation, evaluation criteria, accreditation stages, systematic approach to accreditation, management of the process of accreditation, educational programs, higher education institution.
Отметим, что компетентность - это не только наличие знаний и опыта, но и умение реализовать их применительно к своей занимаемой должности. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка - оно включает их в себя [3].
Безусловно, есть свои преимущества в использовании компетентностного подхода и в результатах его применения в работе вуза, например:
1. На этапе разработки образовательных программ/
учебных дисциплин:
- гарантирует преемственность в рамках блоков и программ;
- делает разработку учебных планов гораздо проще и понятнее, так как возможно частичное совпадение между модулями;
- разработчикам курса легче определить цели и задачи курса, и сделать более понятным процесс соотношения компонентов программ курса;
- большое внимание уделяется взаимосвязям «преподавание — обучение — оценивание», что, безусловно, способствует совершенствованию программ учебной и образовательной дисциплины;
- обеспечивает интеграцию учебных планов ВПО с учебными планами СПО, что дает возможность исключения дублирования тем, пройденных ранее;
- способствует развитию и разработке эффективных критериев и методов оценивания;
- обеспечивает создание учебных программ по заказу работодателя;
- обеспечивает положительную экспертизу учебных планов при внешней экспертизе на соответствие ФГОС ВПО.
2. В области обеспечении качества:
- повышает качество предоставляемых услуг;
- усиливает прозрачность и упрощает возможность сравнивать стандарты внутри квалификаций и между ними.
3. Развитие академической мобильности у студентов и сотрудников:
- помогает развивать мобильность у студентов и облегчает признавать квалификацию;
- делает квалификацию более прозрачной;
- перезачет кредитов становится проще;
- делает возможным развитие своей компетенции за рубежом.
Исходя из этих данных, видно, что концептуальная основа компетентностного подхода состоит из [4]:
- реконструкции сущности образования;
- новоприобретенных амплуа преподавателей;
- повышения обязательств у студентов;
- установления систем зачетных единиц (кредитов ECTS);
- взаимодействия высшего образования и области труда;
- образовательного процесса сконцентрированного на студентах;
- учебного заведения ответственного за качество образовательных услуг.
Компетентностный подход в области образования предусматривает важное переосмысление целей образовательных программ, построения процесса образования, сущности образовательных программ и оценку результатов обучения [5].
Такой подход содержит следующие характеристики:
1. Содержание подготовки носит комплексный, междисциплинарный характер и ориентировано на овладение не только знаниями и умениями, но и на готовность их использовать в профессиональной деятельности.
2. Модель обучения, определяемая как активная, направлена на формирование компетенций, что осуществляется практико-ориентированным подходом к обучению.
3. К приоритетным образовательным технологиям относятся следующие: проблемное обучение, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии, модульное обучение и др.
4. Качество подготовки специалиста определяется степенью его приобщения к целостной сфере профессиональной деятельности.
5. Результат образовательного процесса описывается комплексом компетенций специалиста [6].
Из рассмотренных данных можно сделать вывод, что компетентностный подход является наиболее подходящим механизмом повышения эффективности деятельности вуза.
Все вышесказанное дает основание сделать вывод о том, что в законодательстве РФ в сфере образования существуют четко сформулированные компетенции как проверяющих и надзорных органов, так и высших учебных заведений. Однако наличие компетенций кадрового состава вуза по обеспечению качества образования не входят в перечень компетенций вуза, хотя от их про-
фессиональной подготовленности зависит обеспечение данного качества.
На сегодняшний день компетентностный подход представляет собой попытку целостно описать требования к специалисту, которые включают в себя его знания и умения, последние из которых являются основой для становления компетенций [7-13]. При приеме на работу в высшее учебное заведение каждый сотрудник знакомится с должностной инструкцией, в которой прописываются требования к выполнению конкретного вида деятельности. Однако анализ должностных инструкций всех предусмотренных категорий сотрудников высшего учебного заведения показал, что данный документ не содержит перечень и требования к компетенциям, которые так необходимы при подготовке вуза к внешней экспертизе качества образования.
Какими же компетенциями должен владеть работник вуза, для того чтобы с достоинством обеспечить качество образования согласно своей квалификации?
Для решения данного вопроса рассмотрим основные этапы процедуры государственной аккредитации, определенные Положением о государственной аккредитации.
На первом этапе проводится процедура самообследования, которая включает в себя:
- плановые работы и предварительную подготовку к самообследованию;
- организационные действия по проведению самообследования;
- систематизация и анализ полученных результатов, подготовка отчетов о самообследовании ООП, УГС, общего отчета по показателям деятельности вуза;
- обсуждение и утверждение отчета о самообследовании на заседании Ученого совета вуза.
Во время проведения самообследования анализируются все представляемые к государственной аккредитации образовательные программы организации, их показатели и показатели деятельности самого образовательного учреждения.
В настоящее время в качестве отчета о самообследовании Рособрнадзор принимает разработанный Росаккредагентством Модуль по показателям деятельности вуза за 6 лет, который включает в себя три раздела:
I. Реквизиты вуза и Справочные данные.
II. Сведения о соответствии содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям ГОС и ФГОС [14].
III. Сведения по показателям государственной аккредитации [15].
Представленные в модуле данные характеризуют основные показатели деятельности учебного заведения, а его подготовка является подготовительным этапом к процедуре государственной аккредитации. Отчет о самообследовании (модуль) должен быть размещен на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет до приезда экспертов.
Второй этап представляет собой подготовку и представление комплекта документов в Рособрнадзор для рассмотрения на предмет их полноты и достоверности сведений. Данный этап является очень важным, так как от корректности представленных данных зависит дальнейшее решение о соответствии/несоответствии образовательной программы установленным показателям.
После приема документов и регистрации Рособрнадзором аккредитационное дело вуза направляется в Информационно-методический центр анализа и Росаккредагентство для дальнейшей работы.
Информационно-методический центр анализа организует камеральную проверку, а именно автоматизированный анализ учебных планов и экспертизу других документов учебного процесса выборочно (методические пособия по курсовому проектированию, курсовые работы/проекты и др.). Как правило, основная доля не-
соответствий выявляется при анализе учебных планов, а учебно-методические материалы содержат устаревшую информацию (не актуальную тематику курсовых работ/ проектов, ссылки на недействующие документы, устаревшие источники литературы).
Росаккредагентство формирует состав комиссии, задание на проведение экспертизы, план тестирования, подготовку проекта распоряжения Рособрнадзора, заключает договорные отношения с экспертами. Такой подход позволяет сохранять конфиденциальность мероприятия до момента фактического его проведения.
Непосредственное проведение процедуры государственной аккредитации происходит на третьем этапе. Фактическое присутствие экспертов, их работа в вузе, представление им запрашиваемых документов регламентируется сроками, установленными распоряжением Рособрнадзора.
На данном этапе работает комиссия в составе тесто-логов, выездных экспертов по УГС и показателям деятельности вуза. Далее все констатирующие экспертные заключения направляются в Росаккредагентство, которое формирует документы на Аккредитационную коллегию, а коллегия уже принимает решение о присвоении государственного статуса и аккредитации УГС и ООП.
Из представленного алгоритма видно, что работа по подготовке к внешней экспертизе качества образования проводится не только на местах, где реализуется образовательный процесс, но и в тех подразделениях, которые задействованы по показателям научной, методической, инновационной деятельности вуза.
Анализ организационной структуры вуза показал, что в обеспечении качества образовательных услуг задействованы три категории сотрудников: административно-управленческий персонал, научно-педагогические работники и учебно-вспомогательный персонал.
Каждая из выделенных категорий имеет свое особое место в образовательной системе. Таким образом, у каждой категории должна быть определена совокупность компетенций в области экспертизы качества образования.
Обратимся к анализу международных исследований в области компетентностного подхода. В Европейском сообществе проводилась «Настройка образовательных структур в Европе» (Tuning Educational structures in Europe) [16], направленная на определение квалификаций и оценки компетентности международного проекта «Настройка образовательных структур» («Tuning Educational Structures»). В данный проект вошли более 200 вузов-участников из Европы, Латинской Америки, и стран ближнего зарубежья. Основной задачей проекта являлось включение инструментов Болонского процесса в процесс формирования структур и описаний программ для всех уровней подготовки на основе компетентност-ного подхода.
«Tuning» в основу своей идеи закладывает формирование и развитие общих компетентностей на основе образовательных программ высшего профессионального образования. Проект «Tuning» включает «три типа общих компетентностей: инструментальные компетентности (познавательные способности, методологические способности, технологические способности и лингвистические способности; межличностные компетентности (индивидуальные способности типа социальных навыков, навыков социального взаимодействия и сотрудничества); системные компетентности (системы способностей и навыков, комбинации понимания, восприимчивости и знания; предварительное приобретение инструментальных и межличностных компетентностей, становление которых происходит на более поздних этапах обучения)» [17].
Рассмотрим в деталях компетенции, необходимые для обеспечения качества образования:
Организационные компетенции предусматривают управление работой и включают: 204
1) управление временем и расстановка приоритетов. Охватывая все уровни должностей, управление временем является обязательной компетенцией, которой должны обладать все. Это способность управлять своим временем и временем других людей. Оно подразумевает самодисциплину, управление перерывами посредством формирования стиля работы других людей, имеющих различные приоритеты, и эффективное и продуктивное использование времени.
2) установка целей и задач. Установка целей и задач - это компетенция, обязательная для административных и контролирующих должностей. Это способность определять действия относительно измеримых целей, устанавливать их совместно с другими людьми, чтобы достигнуть отчетливого понимания и добиться результата.
3) планирование работы. Этой компетенцией должны обладать все уровни должностей. Она предусматривает: анализ сложных задач и разделение их на управляемые элементы, отбор и управление ресурсами, подходящими для задач, использование систем и методов для планирования и составления графика работы, установку контрольных точек и средств управления для осуществления мониторинга проекта.
4) информационные технологии. Организация образовательного процесса опирается на информационное обеспечение. Уже становится нормой использование интерактивных методов в обучении с использованием новейших технологий [17-27], к ним можно отнести современную офисную технику: компьютеры, множительную технику, мультимедийные проекторы; Internet- сервер, локальные сети, программные продукты, электронный каталог научной библиотеки. Для этого специалистам необходимо владеть навыками работы с информационными технологиями.
5) координация деятельности людей для достижения целей.
6) готовность и способность руководителя в любой момент создавать необходимые условия для эффективной работы коллектива и работников (к этому относится также постановка самих задач, которые понимаются как результат реализации управленческих функций).
7) способность работников самостоятельно организовывать свою деятельность и координировать ее.
Организационные компетенции играют особую роль при организации учебного процесса, которая основывается на действующей лицензии, регламентируется учебным планом, который включает в себя график учебного процесса, а также перечень всех дисциплин, изучаемых студентами за период обучения, с указанием времени изучения, форм контроля усвоения знаний (экзамен, зачет, курсовая работа и др.).
Аналитические компетенции охватывают:
1) выявление и решение проблем, способность обнаруживать барьеры, препятствующие достижению целей [28-33]. Сюда входит применение систематичных наборов процедур для устранения и уменьшения причин и истоков проблем. Оно требует таких навыков, как проведение различия между проблемами, вводимыми ресурсами и результатами, сбор и оценка данных, относящихся к причинам, построение матрицы решений и окончательного выбора и рекомендации лучших вариантов. Эта компетенция должна быть обязательна для должностей, занятых оценкой, на административных, контролирующих или технических уровнях должностей.
2) оценка рисков и принятие решений - компетенции предусматривают способность строить матрицу решений, помогающую выявить и оценить альтернативы и варианты, выявить пределы, желаемые результаты и риски, которые нужно учесть, назначить вес каждому варианту и выбрать лучший вариант достижения желаемых целей.
3) аналитическое мышление. Компетенция включает такие навыки, как определение действенных предпосылок, получение логических выводов на их основе, отде-
ление необоснованных предположений и ложных выводов, применение индуктивной и дедуктивной логики надлежащим образом, отбраковка логических ошибок, ошибочных предпосылок и выводов, основанных на недостаточной информации. Умение анализировать свою деятельность и вносить корректировки по мере необходимости.
Методические компетенции предусматривают:
1) владение методическими приемами. Компетенция включает в себя: методические приемы, направленные на реализацию профессиональной деятельности; на формирование умений в различных видах деятельности, связанной с подготовкой к экспертизе качества, и контроль уровня их сформированности; на организацию процесса деятельности по подготовке к экспертизе качества в целом и управление им.
2) обучение, наставничество и передача полномочий. Это способность развивать людей для достижения более высоких уровней мастерства. Навыки могут включать обучение, консультирование, передачу знаний, обучение и заострение внимания сотрудников на том, какие задачи могут быть доверены им.
3) консультирование и установление дисциплины. Способность советовать и консультировать, а также задавать дисциплину положительным образом. Сюда входит восстановление в рамках приемлемого диапазона стандартов работоспособности сотрудников при поддержании уважения и доверия. Сюда входит и способность уверенно и решительно налагать взыскания и санкции в соответствующих случаях согласно занимаемой должности.
Методические компетенции отражаются в организации методической работы. В каждом вузе методическая работа имеет свою специфику. От ее организации, широты и доступности для каждого руководителя, преподавателя, специалиста по учебно-методической работе в значительной мере зависит уровень целостного образовательного процесса в вузе.
Профессиональные компетенции включают:
1) знание нормативно-правовой документации по аккредитации вуза согласно занимаемой должности.
2) выполнение своей должностной инструкции.
3) умение вести документацию, заполнять все виды отчетности и установленные формы в соответствии с занимаемой должностью.
4) умение решать поставленные задачи повышенной сложности, включающие в себя как теоретические вопросы по нормативно-законодательной базе процедуры аттестации, так и практические - правильность и своевременность подготовки и ведению необходимой документации.
Таким образом, экспертиза качества образования предполагает выполнение административных, организационных, аналитических, методических, профессиональных действий со стороны кадрового состава вуза, что определяется совокупностью их общих и специальных компетенций. Таким образом, анализ компетенций Министерства образования и науки РФ, Росаккредагентства, вуза и его кадрового состава позволяет сформулировать новую содержательную составляющую организационной, аналитической, методической и профессиональной компетенций работника высшей школы, необходимых для обеспечения качества образования.
Организационная компетенция - актуализация цели и задач вуза в области обеспечения качества образовательных услуг, разработка стратегии подготовки вуза к экспертизе качества образования, разработка системы управления качеством образования и обеспечение ее функционирования в вузе, рациональное распределение рабочего времени, планирование своей деятельности при высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности, ориентация в быстро меняющихся условиях._
Аналитическая компетенция - систематизация и оценка профессиональной и научной информации, анализ документации вверенного структурного подразделения, проведение внутреннего аудита вверенного подразделения вуза/участка работы, подготовка аналитических материалов для управления процессами образовательной (научно-исследовательской и др.) деятельности в вузе, оценка результативности и эффективности деятельности структурного подразделения и оперативное принятие решения по устранению недостатков.
Методическая компетенция - применение действующей нормативно-правовой документации по высшей школе в деятельности структурного подразделения и в вузе в целом, разработка документации для организации образовательного процесса в вузе, оформление и документирование отчетов (форм) по результатам деятельности вверенного структурного подразделения, применение критериальных показателей к оценке деятельности структурного подразделения.
Профессиональная компетенция - знание нормативной документации и умение применять теоретические знания в практике своей деятельности; оценка организационной, практической, методической составляющей обучения в вузе, применение технологии анализа отчетной документации по структурному подразделению, использование средств измерения качества выполняемых процессов, проведение корректирующих действий.
Таким образом, компетентностный подход в системе комплексной подготовки кадрового состава вуза к экспертизе качества образования рассматривается как совокупность мероприятий по формированию аналитической, методической, организационной и профессиональной компетенций работника высшей школы, направленных на обеспечение эффективной деятельности вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ярыгин, О. Н. Компетентностный подход к управлению качеством обучения в процессе изучения дискретной математики / О. Н. Ярыгин // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. вып.: Технологии управления организацией. Качество продукции и услуг. 2006. Вып. 2. С. 60-64.
2. Васильева, Е. Ю., Граничина, О. А., Трапицын, С. Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе: Методическое пособие. / Е. Ю. Васильева, О. А. Граничина, С. Ю. Трапицын. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 159 с. Режим доступа: http://window. edu.ru/resource/253/64253/files/VAS_GRAN_TRAP.pdf, свободный. Загл. с экрана.
3. Орлова, Л. В. Компетентностная модель выпускника / Л. В. Орлова // Вестник Самарского муниципального института управления. 2010. № 3 (14). С. 96-97.
4. Байденко, В. И. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: экспериментальная учебная авторская программа обучения разработчиков образовательных стандартов нового поколения / В. И. Байденко. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. 157 с.
5. Криушова, А. А. Подготовка преподавателей вузов к проектированию инженерных образовательных программ с учетом международных критериев аккредитации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Криушова. Москва, 2010. 24 с.
6. Орлова, Л. В. Компетентностный подход в образовательном процессе вуза / Л. В. Орлова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 2. С. 41-42.
7. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как механизм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53-56.
8. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов
неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36-40.
9. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Математическое описание распознавания образов компетенций методом последовательного тестирования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 144-151.
10. Ермакова Т.Ф. Сравнительный анализ общекультурных компетенций бакалавров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 44-45.
11. Зубков А.Ф., Пономарева Н.В. Построение ква-лиметрии компетенций в процессе обучения в высшей школе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 80-84.
12. Сыротюк С.Д., Одарич И.Н. Применение принципа актуализации компетенций персонала в самообучающихся организациях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 63-66.
13. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Требования к компетенциям магистров в современных социально-экономических условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 34-35.
14. Брючко, А. М. Комплексная оценка деятельности образовательных учреждений федеральной службы исполнения наказаний в механизме управления качеством образования: дис. ... канд. юрид. наук / А. М. Брючко. Рязань, 2005. 351 с.
15. Петропавловский, М. В. Методологические основы построения информационно-аналитической системы государственной аккредитации учреждений профессионального образования: дис. ... д-ра техн. наук / М. В. Петропавловский. Москва, 2005. 335 с.
16. Татаринова, И. С. Педагогические основы общественно-государственной аккредитации современных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. С. Татаринова. Москва, 2012. 25 с.
17. Материалы портала Tuning Educational structures [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unideusto. org/tuning/, свободный. Загл. с экрана.
18. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.
19. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23
20. Белашов П.Д., Разуваев И.С. Понятие «компьютерные технологии» в рамках информационных технологий в обучении // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 54-60.
21. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.
22. Зуева С.В., Кривоногов С.В. Аспекты и перспективы развития современных информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 10-12.
23. Сальников И.И. Информационные технологии в вузовской науке на современном этапе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 10 (14). С. 10-12.
24. Ярыгина Н.А. Применение инновационных технологий обучения экономических дисциплин в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 82-84
25. Ефремкина И.Н., Туйдукова О.А. Возможности применения информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин (на примере психологии) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 123-127._
26. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16
27. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине «современные информационные технологии» // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 42-45.
28. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность : выявление противоречий на основе ТАРРОС «Landrail» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 123-127.
29. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 38-41.
30. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.
31. Коваль Н.Н. Аналитическая деятельность: «пирамида целей» на основе ТАРРОС «Landrail» // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 38-42.
32. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45.
33. Коваль Н.Н. Современные информационно-коммуникационные технологии в аналитической управленческой деятельности: проблемы и перспективы // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 39-44.