Научная статья на тему 'ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДИНАМИКИ ПРАВА'

ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДИНАМИКИ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
407
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
систематизация законодательства / виды систематизации / кодификация / инкорпорация / консолидация / учет / цифровизация.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдиева Д. А.

Целью статьи стало выявление видов систематизации и их особенностей в условиях современных цифровых трансформаций. Для достижения данной цели были использованы такие методы юридического исследования, как формально-юридический и системно-структурный. В статье проанализированы виды систематизации законодательства. Раскрыты возможные положительные и отрицательные стороны систематизации. Сделан вывод о наиболее целесообразном виде систематизации на основе конкретно определенных признаков и критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДИНАМИКИ ПРАВА»

gs4 проблемы теории права ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-73-77 NIION: 2018-0076-6/23-408 MOSURED: 77/27-023-2023-6-408

АБДИЕВА Д. А.,

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, e-mail: abdieva.izisp@mail.ru

ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДИНАМИКИ ПРАВА

Аннотация. Целью статьи стало выявление видов систематизации и их особенностей в условиях современных цифровых трансформаций. Для достижения данной цели были использованы такие методы юридического исследования, как формально-юридический и системно-структурный. В статье проанализированы виды систематизации законодательства. Раскрыты возможные положительные и отрицательные стороны систематизации. Сделан вывод о наиболее целесообразном виде систематизации на основе конкретно определенных признаков и критериев.

Ключевые слова: систематизация законодательства; виды систематизации; кодификация; инкорпорация; консолидация; учет; цифровизация.

ABDIEVA D.A.,

Institute of Legislation and Comparative law under the Government of the Russian Federation

TYPES OF SYSTEMATIZATION OF LEGISLATION IN CONDITIONS OF

MODERN DYNAMICS OF LAW

Annotation. The purpose of the article was to identify types of systematization and their features in the conditions of modern digital transformations. To achieve this goal, such methods of legal research as formal-legal and system-structural were used. The article analyzes the types of systematization of legislation. Possible positive and negative aspects of systematization are disclosed. It was concluded that the most appropriate type of systematization is based on specific features and criteria.

Key words: systematization of legislation; types of systematization; codification; incorporation; consolidation; accounting; digitalization.

В современном мире в условиях стремительного развития технологий и перехода в совершенно новую цифровую эпоху изменяются все сферы общественной жизни, включая государство и право. Систематизация законодательства является способом развития права. Исследование представленной темы связано с теоретическими проблемами юридической науки, в том числе и с совершенствованием существующего законодательства. Основными направлениями изучения систематизации законодательства в современном правоведении являются анализ ее форм, а также выявление особо важных и актуальных проблем упорядочения законодательства в различные периоды. Современные условия развития законодательства характеризуются быстрым и частым изменением правовых норм, а также увеличением их объёма и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

сложности. В связи с этим, систематизация законодательства является важным элементом его развития. Основная причина систематизации заложена в необходимости поддержания системности права в целом. В условиях, когда право оказалось перед вызовом современного технологического развития, нарастает потребность в систематизации всех отраслей права.

В современных условиях динамичного правового пространства актуальной является проблема систематизации законодательства [1, с. 80]. Принятые нормативные акты регулируют жизнь общества и являются основой правовой государственности. В связи с этим возникает задача комплексной классификации существующих видов систематизации законодательства. Систематизация в юридической практике в условиях современной динамики права обусловлена

историческими и доктринальными предпосылками. В настоящее время систематизация законодательства может осуществляться по разным направлениям. Одно из них - нисходящее - предполагает создание общих Основ законодательства, после чего идет разделение на отраслевые и специализированные кодексы. Второе направление - восходящее - начинается с учета уже существующих законов, которые затем объединяются в консолидированные и кодификационные акты, в результате чего формируется Свод законов. Выбор направления зависит от многих факторов, однако систематизация законодательства является необходимым условием для обеспечения его доступности и прозрачности, а также для удобства пользования юридическими нормами.

Опыт правотворческой и правоприменительной практики в различных государствах, в том числе и в Российской Федерации доказывает, что подробный и качественный учет нормативного массива предопределяет эффективность действия всей системы законодательства. Полный и налаженный учет позволяет в условиях динамичного роста законодательных актов квалифицированно применять данные правовые нормы на практике. В настоящее время учету подлежат федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда, акты Верховного суда, акты Центрального банка.

В основе учета законодательства лежат определенные принципы ее организации, а именно:

1) полнота информационного материала, которые обеспечивают закрепление и сбор существующих справочных данных, с условием отсутствия пробелов и коллизий;

2) аутентичность информационного массива - необходимое условие для обеспечения эффективной работы с законодательством. Для достижения такой аутентичности требуется использовать официальные источники опубликования нормативных правовых актов, так как только такой подход обеспечивает точность и достоверность информации. Кроме того, для поддержания актуальности информации необходимо своевременно обновлять внесенные изменения в нормативные акты. Без такого обновления, информационный массив быстро устаревает и может привести к ошибкам в работе с нормативными правовыми актами;

3)практичность пользования - ключевой аспект в учете законодательства. Использование специальных средств, таких как удобные поиско-

вые системы, интерактивные карты, базы данных и другие специализированные инструменты упрощают нахождение необходимой информации и значительно облегчают ее анализ и оценку. Более того, такие инструменты часто позволяют быстро фильтровать и настраивать результаты поиска, что сделает процесс работы с информацией еще более эффективным.

Существует несколько способов учета, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Одним из наиболее распространенных и простых способов учета является журнальный учет. Он заключается в фиксации реквизитов нормативных актов в специальных журналах, которые могут быть ведены как в хронологическом, так и в алфавитно-предметном или системно-предметном порядке. Если журнальный учет не справляется с поставленными задачами, то можно перейти к более совершенной форме учета - картотечному учету. Он применяется в основном в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти и заключается в создании системы карточек, располагаемых по конкретным критериям. Однако самым продвинутым и эффективным способом учета является ведение контрольных текстов действующих законодательных актов. Этот вид учета подразумевает внесение в тексты официальных изданий различных отметок об отмене или дополнении, что позволяет всегда иметь актуальную информацию и быстро реагировать на изменения в законодательстве.

В эпоху развития цифровых технологий и динамики права большим и активным спросом пользуется такая форма учета, как автоматизированный учет нормативных правовых актов. В основе такого учета лежит использование компьютерной техники. Автоматизированный учет нормативных правовых актов позволяет упорядочить информацию о существующих актах, а также обеспечивает быстрый и удобный доступ к ним. Эта система позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск необходимой информации, а также обеспечивает актуальность и своевременность информации. Для создания такой системы необходимо провести комплексную работу по сбору, анализу и классификации всех нормативных актов. Каждый акт должен быть проанализирован на соответствие законодательным требованиям и отнесен к определенной категории. Система автоматизированного учета нормативных актов должна обеспечивать возможность доступа к ним из любого места и в любое время с помощью веб-интерфейса. Также она должна предоставлять возможность быстрого поиска и сортировки нормативных актов по различным критериям. Несомненно, данный вид учета имеет зна-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

чительное преимущество перед другими формами, так как система позволяет закладывать огромный объем правовой информации, при этом удобство в поиске актов по разным основаниям остается сохранным.

Одним из видов систематизации законодательства в Российской Федерации считается инкорпорация, которая представляет собой полное или частичное объединение актов определенного уровня в сборниках или собраниях. Инкорпорация, так же как и учет, может вестись в хронологическом, алфавитно-предметном или системно-предметном порядке. Функция инкорпорации заключается в непрерывном поддержании законодательства государственными органами в подконтрольном состоянии, а также в сохранении доступности нормативной базы для широкого круга субъектов.

Существует несколько видов инкорпорации, которые можно выделить на основании различных критериев. Например, в зависимости от юридической силы собраний и сборников, инкорпорация может быть официальной, официозной или неофициальной. Официальная инкорпорация имеет официальный статус, поскольку осуществляется от имени государственных органов или с их разрешения. Она приравнивается к официальным источникам опубликования и является источником правовой информации, на который можно ссылаться в правотворческой и правоприменительной деятельности. Такой Свод имеет приоритет перед ранее опубликованными официальными материалами, поскольку содержит акты в их актуальной версии. Следовательно, если возникают расхождения в тексте акта, опубликованного в Своде и других ранних изданиях, аутентичность присваивается редакции, представленной в Своде. Официозная, или также называемая полуофициальная, инкорпорация также включает издание сборников, но это происходит через поручение правотворческих органов специализированным, подведомственным органам, наделенных соответствующими полномочиями. В таком случае, например, Министерство юстиции может издать сборник актов, однако тексты, содержащиеся в этом издании, не будут иметь официального статуса. Наконец, последний вид инкорпорации, неофициальный, осуществляется различными организациями по собственной инициативе, без поручения правотворческих органов. В таких сборниках нет официальной информации и на них нельзя ссылаться при разработке или применении правовых актов.

По своей природе инкорпорация нормативного массива подразделяется на два вида - хронологический и системный. При хронологической

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

инкорпорации законы и подзаконные акты публикуются в специализированных изданиях в порядке их принятия. Текст каждого акта сопровождается уникальным порядковым номером, заголовком, датой принятия и официальной подписью должностных лиц, уполномоченных подписывать такой акт. В системной инкорпорации материал группируется по тематическим разделам в соответствии с их содержанием. Такие собрания являются более эффективными и удобными для использования, поскольку акты в тематических разделах расположены по предметному принципу, что представляет собой систематизированный, логически увязанный вид. Также по объему содержащегося материала инкорпорация может быть полной (генеральной) и частичной. Существуют два типа методологической обработки законодательства -простая и сложная инкорпорация. Применение простой формы инкорпорации законодательных актов позволяет исключить из них ненормативные положения, а также те, которые были формально отменены или утратили свою юридическую силу. В то же время, временные нормы не включаются в законодательные сборники. Однако если использовать сложную форму инкорпорации, то помимо указанных процедур, также исключаются законодательные акты, которые формально не были отменены, но уже фактически утратили свою силу.

Во всех правовых системах, в том числе и в Российской Федерации, в связи с ускоренным развитием цифровых технологий, внедрением их в различные слои общественной жизни, происходит значительный рост существующей информации [5, с. 19]. Вместе с этим увеличивается потребность в укрупнении существующего законодательного массива, преодолении множественности. Для решения такого рода задач в практике используется такой вид систематизации как консолидация. Консолидация законодательства - это процесс преобразования нескольких законов, регулирующих одну область, в один укрупненный закон, который имеет одинаковую юридическую силу с исходными актами. Полученный таким образом акт утверждается соответствующим правотворческим органом и становится самостоятельным источником права. Такой объединенный акт имеет специальную структурированную форму, где материал находится в логически последовательном порядке.

Консолидация как своеобразный вид правотворчества имеет особенность, которая заключается в том, что новый укрупненный акт не меняет содержания правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство. В ходе процесса подготовки консолидированного акта все нормы, содержащиеся в

предыдущих актах, организуются по логическому порядку, и формируется общая структура будущего акта. Также проводится редакционная правка, включающая в себя стандартизацию терминологии и устранение противоречий и повторов. Для этого нормы схожего содержания объединяются в один пункт или статью, и обновляется устаревшая терминология. Кроме того, важно обеспечить единый стиль изложения предписаний, что способствует более четкому и понятному их восприятию. Результатом данной работы является готовый консолидированный акт который соответствует всем необходимым требованиям.

Более сложным и действенным видом систематизации в условиях непрерывного развития права, в связи с возникновением множества новых правовых отношений и субъектов из-за развития цифровых технологий, является кодификация законодательства. Данный вид систематизации законодательства представляет собой процесс кардинальной переработки законодательного массива в конкретной сфере, является эффективным способом упорядочения законодательства, результатом которого считается согласованный, компактный акт, с устранением устаревших норм, коллизий, упущений.

Кодификации присущи определенные отличительные черты. Кодификационный акт представляет собой нормативный документ, в котором собраны и систематизированы правовые акты, относящиеся к определенной области права. Он содержит нормы, регулирующие основные вопросы общественной и государственной жизни, устанавливая нормативные основы для конкретной сферы законодательства. Кроме того, этот тип законодательного акта регулирует важные и обширные области отношений, такие как трудовые, имущественные и другие. Кодификационный акт - результат многолетнего усовершенствования законодательства и является сводным актом, где структурированы взаимосвязанные предписания. Они основаны на не только опыте прошлого, но и на актуальных социальных потребностях и развитии общества. Кроме того, процесс создания кодификационного акта предполагает формирование более устойчивых и долгосрочных норм. Наконец, предмет кодификации определяется на основе разделения системы законодательства на отрасли и институты. В своем конечном итоге кодифицированный акт имеет значительный объем и сложную структуру. Кодификация является важным шагом в развитии правового государства, повышении правовой культуры граждан и обеспечении необходимой стабильности в области правового регулирования.

В научной литературе кодификацию подразделяют на несколько видов:

1) всеобщая кодификация, в начале процесса которой принимаются серии кодифицированных актов по определенным отраслям законодательства, а далее идет создание согласованной и объединенной системы, называемых «кодекса кодексов»;

2) отраслевая кодификация представляет собой создание кодифицированного акта конкретной отрасли;

3) комплексная кодификация реализуется путем создания акта, который регулирует определенный правовой институт [6, с. 46].

Кодификация представляет собой важный инструмент обеспечения правовой стабильности и прогнозируемости, что в свою очередь способствует укреплению правового государства. Также стоит отметить, что кодификация является процессом, который должен проводиться с учетом широкого общественного диалога и участия заинтересованных субъектов, что позволяет достичь максимальной точности в принимаемых нормативных актах, и помогает очистить нормативный массив от не оправдавших себя норм. В настоящее время кодификация считается более совершенной формой систематизации законодательства по существу, так как в процессе происходит создание нового крупного и более сложного по структуре акта, который возглавляет ту или иную отрасль права [4]. Отличающим и главным признаком такого вида систематизации является стабильное содержание, сочетающая и упорядочение, и обновление законодательного массива, что позволяет трактовать кодификацию как более совершенный вид систематизации, и признает ее высшей формой правотворческой деятельности.

В современную эпоху и в истории российского государства систематизация законодательства занимает важнейшее место в развитии законодательства и юридической технике. Значительной предпосылкой обеспечения законности в стране являлась как раз упорядоченная система законодательства и ее доступность для каждого слоя общества. Изучение деятельности по систематизации законодательства осуществляется на протяжении многих десятилетий, учеными отмечается ее важность в плане упорядочения нормативного материала, поиска возможно более совершенных внешних форм представления правовых норм, облегчающих процесс их нахождения [3, с. 94].

Как известно, ревизия действующего законодательства выражается в отмене неактуальных актов, своевременном внесении изменений, издании укрупненных актов. В настоящее время, когда высокие технологии проникают во все сферы общества и государства, правовая система Российской Федерации должна развиваться не как

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

совокупность разрозненных актов по ограниченным вопросам, а как научно-обоснованная и взаимосвязанная и взаимозависящая система укрупненных актов, которые в дальнейшем будут образовывать основу системы законодательства.

В условиях современной динамики права систематизация законодательства играет важную роль в обеспечении его правильной интерпретации и применения. Формы систематизации, предназначенные для определения порядка и структуры законодательства, вносят ясность в законодательное поле, упрощая процесс его изучения и использования. По нашему мнению, кодификация как вид систематизации представляет собой наиболее эффективный и результативный инструмент, который способствует укреплению стабильности существующего законодательного массива, а также содействует совершенствованию и содержания, и формы законодательства в целом. Кодификация призвана предоставить единый и системный нормативный акт [4, с. 5]. Стоит отметить, что кодификация законодательства в условиях современной динамики права является одной из ключевых задач для обеспечения юридической стабильности и предсказуемости для всех участников правовой системы. Однако она должна быть гибкой и приспособляемой к изменяющимся обстоятельствам, а также гармонизировать с международными стандартами и обеспечивать прозрачность и четкость правовых норм. Анализ истори-ко-правовых и доктринальных предпосылок систематизации законодательства, а также современных тенденций в этой сфере позволяет высказать предположение о целесообразности создания Свода законов Российской Федерации [2, с. 35], представляющего собой целостный систематизированный акт, построенный на отраслевом принципе, имеющий многоуровневую взаимосвязанную структуру. Такого рода издание позволит совершенствовать законодательство, рассчитанное на долгосрочную перспективу.

Список литературы:

[1] Абдиева Д. А., Рогачев М. А. Систематизация законодательства: опыт Российской империи // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2021. № 2. С. 80-85.

[2] Литягин Н.Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации // Журнал Российского права. 1999. № 11. С. 35-53.

[3] Российское законодательство: проблемы и перспективы / Редкол.: Булошников М.Я., Окуньков Л.А. (Гл. ред.), Орловский Ю.П., Тихомиров Ю.А. - М.: БЕК, 1995. - 478 с.

[4] Пашенцев Д.А. Кодификация как инструмент конструирования системы законодательства в начальный период советского государства (к 100-летию первых советских кодексов) // Журнал российского права. 2018. № 11. С. 5-13.

[5] Пашенцев Д.А. Основные направления и особенности развития законодательства в условиях цифровизации и перехода к новому технологическому укладу // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2021. № 3. С. 31 - 39.

[6] Систематизация законодательства в Российской Федерации / под. ред. А.С. Пиголкина. -СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. - 382 с.

Spisok literatury:

[1] Abdieva D. A., Rogachev M. A. Sistema-tizaciya zakonodatel'stva: opyt Rossijskoj imperii // Vestnik MGPU. Seriya «YUridicheskie nauki». 2021. № 2. S. 80-85.

[2] Lityagin N.N. O podgotovke Svoda zakonov Rossijskoj Federacii // ZHurnal Rossijskogo prava. 1999. № 11. S. 35-53.

[3] Rossijskoe zakonodatel'stvo: problemy i perspektivy / Redkol.: Buloshnikov M.YA., Okun'kov L.A. (Gl. red.), Orlovskij YU.P., Tihomirov YU.A. - M.: BEK, 1995. - 478 c.

[4] Pashencev D.A. Kodifikaciya kak instrument konstruirovaniya sistemy zakonodatel'stva v nachal'nyj period sovetskogo gosudarstva (k 100-letiyu pervyh sovetskih kodeksov) // ZHurnal rossijskogo prava. 2018. № 11. S. 5-13.

[5] Pashencev D.A. Osnovnye napravleniya i osobennosti razvitiya zakonodatel'stva v usloviyah cifrovizacii i perekhoda k novomu tekhnologich-eskomu ukladu // Vestnik MGPU. Seriya «YUridicheskie nauki». 2021. № 3. S. 31 - 39.

[6] Sistematizaciya zakonodatel'stva v Rossijskoj Federacii / pod. red. A.S. Pigolkina. - SPb.: Izdatel'stvo «YUridicheskij centr Press», 2003. - 382 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.