Научная статья на тему 'Виды политического режимов'

Виды политического режимов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
11675
1394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лубнин Дмитрий Александрович

В литературе, посвященной классификации политических режимов, выделяется достаточно много их разновидностей. Однако мы коснемся только одного деления. Это деление политических режимов в зависимости от степени гарантированности прав и свобод человека и гражданина, поскольку именно права и свободы являются универсальной характеристикой политического режима. По этому основанию выделяют демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные) режимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды политического режимов»

ф

80

ВЛАСТЬ

05’2008

Дмитрий ЛУБННН

виды ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

В литературе, посвященной классификации политических режимов, выделяется достаточно много их разновидностей. Однако мы коснемся только одного деления. Это деление политических режимов в зависимости от степени гарантированности прав и свобод человека и гражданина, поскольку именно права и свободы являются универсальной характеристикой политического режима.

По этому основанию выделяют демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные) режимы.

Йемократию мы будем понимать исключительно как политико-правовое явление, связанное с функционированием публичной власти и ее правовым регулированием. Вместе с тем, мая демократию только в политико-правовом смысле, мы сталкиваемся с несколькими подходами.

Во-первых, демократия выступает формой политического мировоззрения и в этом смысле она представляет собой «образ мысли, противоположный догматизму, схематизму, одномерности и нетерпимости»1. Во-вторых, демократия выступает в виде политической ценности, что проявляется в убежденности общества о преимуществе демократии как политического режима. В-третьих, демократия понимается как общественно-политическое движение за либеральные ценности, права и свободы против недемократических политических режимов. В-четвертых, демократия как политический процесс представляет собой «совокупность определенных институтов, процедур и принципов управления, обеспечивающих функционирование всей системы в соответствии с принципами народовластия»2. Изложенные выше подходы не являются различным пониманием сущности демократии, а составляют гармоничное единое целое, отражают различные стороны рассматриваемого явления.

Демократии как разновидности политического режима присущи следующие основные признаки, выделяемые в научной литературе.

— Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Речь идет в первую очередь о личных и политических правах (так называемых «правах первого поколения» или «естественных правах») человека и гражданина. К гарантированным в демократическом государстве правам следует отнести также и социальные права, «права второго поколения» — право на достойную жизнь, право на труд, на повышение своего культурного статуса.

Когда мы говорим о демократии как о виде политического режима, то в первую очередь подразумеваем политические права гражданина государства. Наличие и гарантированность политических прав проявляется в свободных периодических выборах, возможности проведения референдума и других поли-ЛуБНИН тических правах. Гарантированность прав и свобод человека и

Дмитрий гражданина включает в себя наличие правового государства,

Александрович - правовой законности, разделение властей на законодательную,

Московский исполнительную и судебную, высокое развитие гражданского

государственный -----------

областной 1 Нудненко Л.А. Теория демократии. М., 2001, стр. 9

университет 2 Там же, стр. 10

#

05’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________81

общества, недопустимость нарушения установленных прав и свобод1.

Гарантированность прав и свобод человека и гражданина может быть обеспечена двумя способами: эффективным участием гражданина в осуществлении публичной власти и общественным контролем над принимаемыми решениями.

— Равенство прав. Говоря о равенстве прав, следует отметить, что данный принцип понимается далеко не однозначно. А. Токвиль еще в середине XIX в. писал, что демократические народы, любя свободу, лучше понимают и ценят прелести равенства, поэтому иногда согласны пожертвовать свободой ради равенства2 — антиномия свободы и равенства и по сей день вызывает споры в литературе.

Другой проблематичный аспект равенства прав и возможностей — это соотношение между равенством и равноправием. Равноправие, в отличие от равенства, предполагает, что любой человек обладает равными правами и возможностями, поскольку, исходя из первоначальных фактических различий между людьми (как психических, так и физических), фактическое равенство не только в принципе недостижимо, но и социально неоправдано.

Признак равноправия применительно к политическому режиму предполагает, во-первых, что в политических отношениях имеют право участвовать все граждане государства (за исключением особо установленных законом категорий — несовершеннолетние, умалишенные и т.д.). Если речь идет о такой важной форме реализации прав, как голосование, то все участвующие в голосовании имеют равные и реальные возможности для голосования, все голоса имеют равную сил. Во-вторых, к признаку равноправия относится такая важная характеристика демократии, как плюрализм. Плюрализм проявляется в свободе создания политических и иных ассоциаций, в политическом, культурном, идеологическом и ином многообразии.

— Наличие у населения высокого политического и правового сознания с устоявшимися демократическими принципами.

1 Иногда перечисленные признаки выделяют в качестве самостоятельных. Кузьмин Э.Л. Демократия. Некоторые вопросы теории, методологии, практики М., 1986, стр. 39. Даймонд Л. Прошла ли «третья волна» демократизации? Политические исследования — 1999 № 1, стр. 13—14

2 Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992, стр. 373

— Эффективное участие. Этот признак заключается в том, что все граждане должны иметь равные и действенные возможности для изложения своих взглядов на существо политики. К тому же признаку относится фактор контроля «за повесткой дня», в соответствии с которым каждый должен иметь возможность влиять на то, какие вопросы подлежат обсуждению. В литературе часто указывается на необходимость вовлечения населения в управление делами общества и государства, однако такой аспект гражданской вовлеченности фактически маловероятен ввиду невозможности решения оперативных вопросов большими массами людей. Кроме того, в привлечении широких слоев населения к делам управления обществом в демократическом государстве нет особой необходимости, поскольку текущие вопросы управления должны решать лица, которым было делегировано данное право.

Эффективное участие предполагает прежде всего установление мнения народа при принятии наиважнейших решений; свободные выборы, путем которых народ делегирует право принимать публично властные решения определенным, избранным им, лицам; право создавать ассоциации, а также идеологический и политический плюрализм, в результате которого каждый вправе отстаивать свою идеологию и участвовать в осуществлении публичной власти. Перечисленные формы эффективного участия являются самыми важными, но, конечно, не единственными.

— Контроль над принимаемыми органами публичной власти решениями. Такой контроль предполагает: периодические свободные выборы (здесь контроль пересекается с эффективным участием), гласность в работе органов публичной власти, ограниченность правом и подотчетность должностных лиц, осуществляющих публичную власть, ответственность должностных лиц за принимаемые ими решения и т.д.

— Информированность о происходящих в обществе процессах. Главную роль здесь играют независимые средства массовой информации, особое место среди которых занимает компьютерная сеть Интернет в связи с оперативностью и относительно недорогим способом распространения информации.

ф

82_______________________ВЛАСТЬ___________________05’2008

— Подчинение меньшинства большинству, охрана прав меньшинства. Эти два положения в демократическом государстве связаны, поскольку нарушение прав меньшинства само по себе является отрицанием демократического политического режима.

Противоположными демократии являются авторитарные и тоталитарные политические режимы, различаемые по степени жесткости.

Отличие тоталитарного общества от авторитарного, по мнению российского политолога А.Н. Медушевского, заключается в том, что если авторитарное общество представляетсобой пирамиду, то тоталитарное имеет «луковичную» форму — центр власти и управления — сердцевина организации, которая выстраивает вокруг себя все общество. Здесь нет иерархии в традиционном смысле, так как между вождем и управляемыми нет значимых промежуточных уровней. Все функционеры власти — лишь «воплощение вождя»1.

Отличительные признаки авторитаризма: чрезмерная централизация власти; монополизация власти одной группой, лицом или партией; формирование элиты на основе наследования или кооптации; ограниченный плюрализм; широкое использование силовых структур для удержания власти; политическая оппозиция исключается из процесса занятия политических позиций и принятия решений. При авторитаризме могут существовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Однако их функционирование достаточно ограничено и носит формальный характер. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость гражданского общества и экономическая отсталость; преобладание вертикальных связей и отношений патронажно-кли-ентального типа в обществе; господство подданнического типа политической культуры; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

Таким образом, авторитарный политический режим характеризуется следующими признаками:

— Права и свободы человека и гражданина (за исключением политических)

1 Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм, российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1998 стр. 156

могут быть гарантированы в том или ином объеме (в зависимости от жесткости режима), но вместе с тем фактически могут быть нарушены в любой момент, если их осуществление будет противоречить интересам правящей элиты.

— Концентрация публичной власти в руках небольшого круга лиц. Власть сконцентрирована в руках политической элиты, которая носит относительно закрытый характер (поскольку она не применяет методы принуждения в том объеме, как тоталитарная элита, в обществе возникают оппозиционные течения). Выборы в органы публичной власти являются формальностью. В политические отношения могут допускаться подконтрольные группы с целью создать видимость демократии, свободных выборов, политического плюрализма и т.д.2 Политические права граждан крайне ущемлены.

— Подавление любых политических групп, претендующих на обладание публичной властью.

— Наличие относительно свободной от вмешательства государственной власти сферы общественных отношений. Если авторитарное государство развилось из демократического, то можно говорить о блокированном гражданском обществе, если из тоталитарного — то о зачатках гражданского общества. В любом случае относительно свободная сфера общественных отношений может являться источником оппозиции правящей элите.

Более жестким является тоталитарный политический режим. Анализируя его характер, можно выделить следующие его признаки.

— Отсутствие каких-либо гарантий прав и свобод человека и гражданина. В принципе государственная власть в тоталитарных государствах может предоставить определенные гарантии прав и свобод, но она в любое время может их отозвать. Особо следует отметить отсутствие политических прав и свобод у населения. Публичная власть «рекрутирует» в свои ряды определенную часть населения, но само население не участвует в реализации публичной власти и оказать на нее какого-либо влияния не может.

2 Дробышев А.А. Политические режимы. Омск, 1997, стр. 18

#

05’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________83

— Наличие массового тоталитарного сознания. Возникновение тоталитарного режима многими исследователями связывается с возникновением «масс»

— огромного количества индивидов, выполняющих функции «винтиков». «Тоталитарные движения, — пишет X. Арендт, — возможны везде, где имеются массы, по той или иной причине приобретшие вкус к политической организации... Термин «массы» применим только там, где мы имеем дело с людьми, которых по причине их количества либо равнодушия, либо сочетания обоих факторов нельзя объединить ни в какую организацию...»1. Тоталитарное сознание предполагает и наличие «вождя» — чаще всего харизматической фигуры, своеобразного символа существующего строя.

— Концентрация публичной власти в руках небольшого круга лиц. Управление массами предполагает единый центр и источник публичной власти, при этом единственно возможной публичной властью является власть государственная. Точно такой же признак имеется у авторитарных политических режимов, что в какой-то мере сближает их между собой, позволяя группировать их в так называемые «недемократические политические режимы».

1 Ареддт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996, стр. 414

— Проникновение государственной власти во все сферы жизни человека и их унификация. Данный признак предполагает унификацию идеологии, политических отношений, огосударствление экономики.

— Система тотального контроля над всеми сферами общественных отношений. Этот признак вытекает из предыдущего, поскольку унификация всего человеческого существования невозможна без постоянного удерживания отношений в требуемых государством рамках. Система тотального контроля включает в себя: бюрократический тотальный контроль (бюрократизм вместе с властью проникает в общественную жизнь), монопольный контроль над средствами массовой информации, наличие системы тотального подавления.

Если обобщить изложенное, то демократия — это политический режим, суть которого заключается в гарантированности прав и свобод человека и гражданина, в первую очередь политических.

Авторитаризм — политический режим, суть которого состоит в концентрации публичной власти в руках правящей элиты и ограничении либо исключении политической оппозиции, ущемлении политических прав граждан.

Тоталитаризм — такой политический режим, суть которого состоит в полной узурпации публичной власти правящей элитой, лишении человека каких-либо прав и полной унификации всех общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.