Научная статья на тему 'Виды пиар-текстов в практике специалиста по связям с общественностью (на примере деятельности пресс-службы выставочного комплекса "Нижегородская ярмарка")'

Виды пиар-текстов в практике специалиста по связям с общественностью (на примере деятельности пресс-службы выставочного комплекса "Нижегородская ярмарка") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
437
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИАР-ТЕКСТ / PR-ТЕКСТ / ПИАР-МАТЕРИАЛЫ / ПИАР-ДОКУМЕНТЫ / ВИДЫ ПИАР-ТЕКСТОВ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПИАР-ТЕКСТОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болдина Ксения Александровна

В статье рассматриваются основные группы пиар-текстов, создаваемых в практике специалиста по связям с общественностью регионального выставочного комплекса, на примере деятельности пресс-службы ВЗАО «Нижегородская ярмарка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды пиар-текстов в практике специалиста по связям с общественностью (на примере деятельности пресс-службы выставочного комплекса "Нижегородская ярмарка")»

Литература

1. Мифы народов мира. В двух томах. Т. 1-2. М.: Олимп, 1998, 672 с., 720 с.

2. Рукописный фонд Национальной акадаемии наук Кыргызской Республики. Инв. № 319 (4357); 643 (5281).

3. Баялиева Т. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. Ф.: Илим, 1972, 170 б.

4. Сказания и легенды. Тбилиси, 1963.

5. Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л.: Наука, 1988. 190 с.

6. Рукописный фонд Национальной академии наук Кыргызской Республики. Инв. № 587. (1784).

7. Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений. В 5-ти томах. Т. 1. Алма-Ата, 1961.

8. Каскабасов С. А. Казахская несказочная проза. Алма-Ата: Наука, 1990.

9. Нарынбаева Н. О. Миф. Оозеки кара сездун кеене ущулары. Бишкек, 2011. 240 б.

10. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936.

11. Урманчеев Ф. И. По следам белого волка. Ранние этнокультурные связи тюрко-татарских племен. Казань, 1994. 126 с.

Виды пиар-текстов в практике специалиста по связям с общественностью (на примере деятельности пресс-службы выставочного комплекса «Нижегородская ярмарка») Болдина К. А.

Болдина Ксения Александровна /Boldina Ksenia Aleksandrovna - кандидат политических наук, кафедра журналистики, филологический факультет,

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье рассматриваются основные группы пиар-текстов, создаваемых в практике специалиста по связям с общественностью регионального выставочного комплекса, на примере деятельности пресс-службы ВЗАО «Нижегородская ярмарка». Ключевые слова: пиар-текст, рг-текст, пиар-материалы, пиар-документы, виды пиар-текстов, классификация пиар-текстов.

Творческое направление работы современного специалиста по связям с общественностью включает в себя создание ряда пиар-документов, которые в зависимости от выбранной жанровой формы могут выполнять функции прямого информирования целевых аудиторий и/или реализации мотивов воздействия на внешних и внутренних реципиентов и СМИ.

Первая и наиболее подробная классификация пиар-текстов, предложенная А. Д. Кривоносовым в монографии «РЯ-текст в системе публичных коммуникаций» в 2002 году, до сих пор продолжает оставаться актуальной с точки зрения определения типов возможных сообщений для внешней и внутренней аудитории. РЯ-текст как одна из разновидностей текстов массовой коммуникации, по мнению исследователя существует в следующих жанровых формах: оперативно-новостные жанры (пресс-релиз, приглашение), исследовательско-новостные жанры (бэкграундер, лист вопросов и ответов), фактологические жанры (факт-лист, биография), исследовательские жанры (заявление), образно-новостные жанры (байлайнер, поздравление, письмо) [1, с. 2]. Как мы видим, ставшая уже традиционной классификация базисных пиар-текстов основана сугубо на жанровых характеристиках.

Другие исследователи в свою очередь предпринимают попытку классифицировать пиар -тексты в зависимости от их функций, целевых аудиторий, ориентации на

устную/письменную речь. В частности, А. А. Горячев делит пиар-тексты на три группы по интенциональной природе: осведомляющие, фактические и убеждающие. Исследователь отмечает, что именно интенция предопределяет композиционно-стилистические особенности пиар-текстов [2, с. 79]. В свою очередь А. Е. Богоявленский предлагает идею генеалогически обусловленной систематизации, «способной отразить идеологию возникновения, существования и развития текстовых форм ПР-коммуникации» [3, с. 93]. Он говорит о двух обобщенных формах пиар-текстов: 1) собственно тексты пиар, имеющие отношение к «внутренним» и «внешним» текстам (в зависимости от аудитории); 2) валентные пиар-тексты, отличающиеся нечеткой пиар-формой, но также выполняющие явную пиар-функцию [3, с. 96].

В то же время многие пресс-службы при создании пиар-документов руководствуются не просто привычными жанровыми формами, спецификой адресата и выбранными целеустановками, но и будущим контекстом публикации/воспроизведения пиар-текста - то есть прямой ориентацией на особенности способа (канала) доставки текста до адресата.

Цель данной статьи заключается в рассмотрении видов пиар-текстов в практике специалиста по связям с общественностью в зависимости от контекста публикации или воспроизведения текстового материала. Исследование основано на практической деятельности сотрудников пресс-службы выставочного комплекса «Нижегородская ярмарка» в 2016 году.

Спектр пиар-документов, создаваемых пресс-службой Нижегородской ярмарки, можно классифицировать следующим образом:

1. Информационно-имиджевые материалы

Создаются с целью проинформировать целевую аудиторию и одновременно укрепить имидж выставочного комплекса и его руководителей. Публикуются на собственном официальном сайте и сайтах компаний-партнеров в форме пресс-релизов, анонсов, статей, интервью. По жанровым характеристикам очень приближены к газетной публицистике, имеют четкую структуру, схожую со структурой информационной заметки: «24 мая 2016 года в Первом павильоне Нижегородской ярмарки начал работу 17-й Международный медицинский форум. Участниками форума стали... » [4, электронный ресурс: yarmarka.ru].

2. Рекламно-имиджевые материалы

Создаются с целью продвижения собственных выставочно-конгрессных проектов, ориентированы на посетителей и потенциальных экспонентов. Публикуются на страницах информационных, информационно-развлекательных и специализированных изданий, на сайтах компаний-партнеров в форме новостных, анонсовых, аналитических статей и интервью. Значительное место в таком материале отводится описанию продвигаемого выставочно-конгрессного мероприятия, его роли в отрасли, которую оно представляет, а также мнению участников, посетителей и организаторов о мероприятии: «выставка «Серебристый ландыш» приобрела статус высоко значимого профессионального мероприятия в сфере индустрии красоты, стала идеальной деловой практической площадкой для специалистов» [5, электронный ресурс: alliancebeauty.ru].

3. Официальные обращения руководства

Создаются с целью поддержания позитивного имиджа руководства выставочного комплекса. Публикуются в форме приветственных адресов в каталогах мероприятий, поздравительных адресов в подарочных папках, поздравлений и комментариев на официальном сайте Нижегородской ярмарки, озвучиваются руководителями в рамках информационно-аналитических программ регионального телевидения и докладов в рамках тематических конференций. Данные пиар-материалы представляют собой единство образцов спичрайтинга и газетной публицистики: «Валерий Барулин: Результатом постоянного совершенствования внутренней работы выставочного комплекса становится расширение географии участия, положительная динамика финансовых и количественных показателей выставок и форумов. Только за последние 5 лет в выставочном плане Нижегородской ярмарки появилось 10 новых проектов, посвященных образованию, атомно-энергетическому комплексу, химической отрасли, легкой промышленности,

24

аварийно-спасательным системам и технологиям. Стоит особо отметить, что в 2010 году Нижегородской ярмаркой успешно проведен первый в России Всемирный автобусный салон BUSWORLD» [6, электронный ресурс: yarmarka.ru].

Таким образом, мы видим, что творческое направление деятельности специалиста по связям с общественностью регионального выставочного комплекса включает в себя разработку трех групп пиар-текстов: информационно-имиджевых (пресс-релизы, новости, анонсы, статьи), ориентированных на размещение в печатных и онлайновых источниках информационного характера; рекламно-имиджевых (рекламные и аналитические статьи, интервью, анонсы) с явным рекламным мотивом, ориентированных на размещение в печатных и онлайновых источниках как информационного, так и развлекательного характера; официальных обращений руководства (приветственные адреса по событийному случаю, поздравительные адреса отдельным персоналиям, поздравления широкого круга лиц, комментарии, доклады и выступления), ориентированных на публикацию в специализированных источниках и устное воспроизведение в рамках тематических программ и конференций.

Литература

1. Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. 288 с.

2. Горячев А. А. Убеждающие тексты в сфере связей с общественностью: опыт интенционально-стилистического анализа. Медиалингвистика, 2015. № 1 (6). С. 77-88.

3. Богоявленский А. Е. Генеалогическая классификация ПР-текстов. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 2006. № 1. С. 93-102.

4. Новости Международного медицинского форума. Качество и безопасность в здравоохранении. [Электронный ресурс]. URL: http://www.yarmarka.ru/news/news490. html. 2016.

5. Союз парикмахеров и эстетистов Северо-Запада. Анонс выставки «Серебристый ландыш - 2016». [Электронный ресурс]. URL: http://aniancebeauty.ru/site/serebristyj-landysh, 2016.

6. Обращение В. Н. Барулина. [Электронный ресурс]: Сайт Нижегородской ярмарки. URL: http://www.yarmarka.ru/content/fair.html, 2016.

Власть денег и материальных ценностей в романе Диниса Булякова

«Взорванный ад» Шарипова Р. Р.

Шарипова Руфина Ринатовна / Sharipova Rufina Rinatovna - аспирант, кафедра башкирской литературы, фольклора и культуры, факультет башкирской филологии и журналистики, Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: в статье рассматривается тема материальных и духовных ценностей в романе Д. Булякова «Взорванный ад», анализируется мотив денег и власти в произведении. Ключевые слова: деньги, материальные ценности, духовные ценности, власть.

Роман «Взорванный ад» описывает явления периода, когда в страну нахлынула «волна демократии». Конфликт в романе строится на столкновении интересов народа и представителей власти, которым не выгодно, чтобы вся их преступная деятельность выходила наружу.

Главный герой романа Сагит Харисович Курмантаев - генеральный директор телевидения. Это человек, который живет интересами народа, старается сделать все, что в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.