УДК 347.9
Лазарева Е.С.
студент Приволжского филиала Российский государственный университет правосудия (г. Нижний Новгород, Россия)
ВИДЫ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Аннотация: в статье обозначены основные виды обжалования решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов.
Ключевые слова: госорганы, Конституция, административное обжалование, защита интересов, судебное обжалование.
Осуществление гражданами своего конституционного права на обжалование решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов осуществляется несколькими способами. В юридической практике выделяются два основных пути для обжалования решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов: административный и судебный порядок обжалования.
Административный порядок обжалования, также именуемый как досудебный порядок рассмотрения жалоб, занимает одно из центральных мест в системе реализации права на обжалования решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов. В ряде случаев соблюдение досудебного порядка является обязательным. Например, в соответствии с положениями налогового законодательства, к таковым относится обжалование решений налогового или таможенного органа [1].
Зарембо Е.С. в своих работах отмечает, что административный процесс обжалования имеет заметную неоднородность. Это обусловлено различиями в обжаловании решений, принятых органами ФНС (Федеральной налоговой службы) и ФТС (Федеральной таможенной службы), как между собой, так и в контексте обжалования решений в общем порядке [2].
Несмотря на существующие различия в процедурах обжалования, все государственные органы, рассматривая жалобы и принимая по ним решения, обязаны руководствоваться основными правовыми принципами.
Говоря про судебный порядок, необходимо отметить, что до принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ), нормы, регулирующие правила рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, содержались в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, однако после принятия КАС РФ произошли изменения, связанные с регламентацией компетенций судов общей юрисдикции [3]. В свою очередь нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по данному вопросу остались без существенного изменения [4].
Стоит отметить, что нормативная база, регулирующая порядок обжалования решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов не огранивается КАС РФ, поскольку существуют и иные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок обжалования [3]. В первую очередь это связано с тем, что сфера деятельности органов государственной власти, иных государственных органов весьма широка и затрагивает многие, если не все сферы жизни современного общества.
Особенностью судебного обжалования решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов является то, что в отличие от административного (досудебного) порядка рассмотрения жалоб, суд является элементом, который позволяет процессуально уровнять стороны, участвующие в споре.
Судебное обжалование решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов представляет собой особый вид судебных разбирательств. Отличительной чертой данного вида судебного разбирательства выступает тот факт, что указанной категорией дел рассматриваются споры, связанные с деятельностью органов государственной власти и их должностных лиц, которые обладают властными полномочиями. Таким образом, существует угроза нарушения прав и законных интересов граждан, создание каких-либо помех в осуществлении ими своих прав.
Так, на сегодняшний день основными органами, рассматривающими дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов являются суды общей юрисдикции и арбитражные суды в рамках своей компетенции. Подсудность административных дел, закрепленная в КАС РФ, определяет разграничение компетенции между судами общей юрисдикции по первой инстанции в зависимости от территориального и родового видов [3].
Подведомственность административных дел, рассматриваемых в порядке КАС РФ, определяется посредством трех факторов: предмета административного дела, отнесение конкретного административного дела к категории рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, разграничение административных и иных дел публично-правового характера [3]. В арбитражных судах рассматриваются дела об оспаривании действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, подлежащих разрешению в порядке АПК РФ [4]. В судах общей юрисдикции рассматриваются административные иски об оспаривании действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов по правилам КАС РФ [3]. Самая большая категория рассматриваемых дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов отнесена к компетенции судов общей юрисдикции.
Таким образом, в настоящее время существует несколько видов судебного оспаривания действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, которые подлежат рассмотрению и разрешению судами разной компетенции. Помимо изложенных категорий, в судах общей юрисдикции также рассматриваются жалобы на действия и бездействия лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве в порядке Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Все перечисленные виды судебного оспаривания регулируются разнообразными нормативно-правовыми актами. Этот факт оказался под пристальным изучением некоторых исследователей-юристов, которые выделяют его как недостаток процесса оспаривания действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов. Тем не менее, следует отметить, что судьи, рассматривающие жалобы по указанной категории дел, обладают высокой профессиональной подготовкой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 29.11.2010. № 48. Ст. 6252;
2. Зарембо Е.С. Особенности обжалования решений, действий, бездействий некоторых органов государственной власти российской федерации и их должностных лиц // Международный журнал конституционного и государственного права. 2018. № 1. С. 96-98;
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Российская газета, № 49, 11.03.2015;
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Российская газета, № 137, 27.07.2002
Lazareva E.S.
Russian State University of Justice (Nizhny Novgorod, Russia)
TYPES OF APPEALS AGAINST DECISIONS, ACTIONS (OMISSIONS) OF STATE AUTHORITIES AND OTHER STATE BODIES
Abstract: article outlines the main types of appeals against decisions, actions (omissions) of public authorities and other state bodies.
Keywords: government agencies, Constitution, administrative appeal, interests protection, judicial appeal.