Научная статья на тему 'Виды международно-правовых актов, применяемых при расследовании уголовных дел'

Виды международно-правовых актов, применяемых при расследовании уголовных дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1165
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / СТАТУТ / ДЖЕНТЕЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / КОНВЕНЦИЯ / ВЫДАЧА ЛИЦ ДЛЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Д.В.

В статье рассматриваются различные виды международных соглашений, применяемых органами предварительного расследования, прокуратурой и судом в России при производстве по уголовным делам. Также представлена история возникновения отдельных видов соглашений и их примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды международно-правовых актов, применяемых при расследовании уголовных дел»

УДК 341.45

Д.В. Кузнецов

ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

В статье рассматриваются различные виды международных соглашений, применяемых органами предварительного расследования, прокуратурой и судом в России при производстве по уголовным делам. Также представлена история возникновения отдельных видов соглашений и их примеры.

Ключевые слова: международное уголовное право, международный договор, статут, джентель-менское соглашение, конвенция, выдача лиц для уголовного преследования.

Когда идет речь о международных правовых актах, которые должны применяться при борьбе российских правоохранительных органов с преступностью как совместно с другими государствами, так и с преступлениями внутри России, совершаемыми иностранными гражданами, следует обратить внимание на международное уголовное право и его источники. Само по себе международное уголовное право считается подотраслью международного публичного права, и именно его источники следует считать основными источниками первого. Более конкретизированно о них писал известный профессор международного права, судья Специального трибунала по Ливану Антонио Кассезе. Он указал на то, что, исходя из значимости источников международного уголовного права, их следует упорядочить следующим образом: первичные источники (начальный уровень иерархии), к которым относятся международные договоры и обычное право (правовой обычай), вторичные источники, то есть соответствующие правила, вытекающие из первичных источников, и общие принципы международного уголовного права, или общие принципы закона. Также Кассезе обращает внимание на наличие так называемых вспомогательных источников, таких как общие принципы права, которые принимаются и признаются существующим сообществом ряда государств [1, р. 26].

Отдельно видится необходимым рассмотреть источники, которые возникли при самостоятельном развитии международного уголовного права как отдельной отрасли права. В них отдельные ученые включают следующие виды документов:

1. Уставы международных уголовных судов и трибуналов и связанные с ними документы:

1.1. Уставы международных военных трибуналов и судов, созданных после Второй мировой войны, и связанные с ними документы;

1.2. Проекты Кодексов преступлений против мира и безопасности человечества;

1.3. Уставы Специальных трибуналов ООН по бывшей Югославии и Руанде;

1.4. Уставы гибридных (международно-национальных) судов;

1.5. Римский статут Международного уголовного суда.

2. Правила процедуры и доказывания международных уголовных судов и трибуналов.

3. Международные договоры:

3.1. Многосторонние международные договоры по вопросам борьбы с международными преступлениями (преступлениями против мира и безопасности человечества, военными преступлениями);

3.2. Международные двусторонние договоры, многосторонние договоры уни-версального и регионального характера по вопросам борьбы с отдельными видами преступлений международного характера;

3.3. Соглашения о сотрудничестве государств по уголовно-правовым вопросам, и, прежде всего, по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам;

3.4. Международные договоры, регламентирующие правовой статус, принципы и процедуру деятельности международных судебных органов и международных правоохранительных органи-

Кузнецов Дмитрий Владимирович, адъюнкт Казанского юридического института МВД России e-mail: iaogsu@mail.ru © Кузнецов Д.В., 2016 Статья получена: 18.04.2016

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(24)2016

заций, координирующих усилия государств в вопросах борьбы с преступностью.

4. Общие принципы права [2, с. 69-79].

Кроме предложенной выше классификации можно выделить и другие. Так, к примеру, международные договоры видится возможным разделять по кругу участников, выделяя двусторонние и многосторонние, а также по времени их действия

- срочные, краткосрочные и бессрочные. Ко многим международно-правовым актам, в том числе и в области уголовного права, считаем возможным применение классификации их по возможности присоединения к действующему акту других стран-участников - открытые и закрытые и др.

Кроме вышеобозначенных, классификаций стоит отметить достаточно специфический их вид, называемый статутом. Термин «статут» в правовых науках имеет несколько значений. Его происхождение следует от латинского слова statuo, что переводится как «выносить определение, формулировать, решать, определять» [3, с. 500]. В своем толковом словаре Крысин Л.П. определяет значение слова «статут» как устав, положение о правах и обязанностях лиц или органов либо как название закона в Великобритании и некоторых иных странах [4, с. 942]. В большом юридическом словаре, составленном Борисовым А.Б., термин статут определен не только как название ряда законодательных актов Британии, Конгресса США и стран англосаксонской правовой системы, но и как положение о деятельности международного органа в форме многостороннего международного соглашения [5, с. 711]. В самой Великобритании наиболее известен Вестминстерский статут 1931 года [6], который был вынесен парламентом Британии и определял соответствующее правовое положение государств в составе Британской империи и их взаимоотношения с самой Великобританией. Данным актом была фактически создана правовая база ныне существующего Содружества Наций (ранее до 1946

- Британское Содружество наций). Также известен Органический статут Царства Польского, изданный Николаем I в Санкт-Петербурге 14 февраля 1832 года. В соответствии с ним Царство Польское было объявлено частью российского государства [7, с. 181-185]. Стоит заметить, что в истории Польши и ранее существовали такого рода акты, а именно Нешавские статуты 1454 года, в соответствии с которыми Великий Князь Литовский, Король Польский Казимир IV представил польской шляхте определенные привилегии, ставшие в истории формирования в Польше шляхетской демократии одним из важнейших этапов развития [8, с. 217].

В современном международном уголовном праве наиболее известен Римский Статут Меж-

дународного уголовного суда, принятый 17 июля 1998 года на дипломатической конференции в столице Италии - Риме и вступивший в силу с 1 июля 2002 года [9]. Создание данного акта фактически было инициировано Генеральной Ассамблеей ООН по результатам деятельности Международных трибуналов 1990-х годов (по бывшей Югославии и по Руанде). Рассматриваемым Статутом был создан Международный уголовный суд, который уполномочен осуществлять свою юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества, а именно - геноцид, преступления против человечества и военные преступления. Также в статуте закреплена юрисдикция суда в отношении преступлений агрессии, но было указано, что она начнет осуществляться, как только будет принято соответствующее статуту положение, определяющее это преступление и излагающее условия юрисдикции суда.

Таким образом, существование межгосударственных статутов в международном праве, как это видно из Органического статута Царства Польского 14 февраля 1832 года, Вестминстерского статута 1931 года и Римского Статута Международного уголовного суда, принятого 17 июля 1998 года, обусловлено необходимостью регуляции определенных сложных процессов многостороннего характера. При этом результатами данных регуляций практически всегда является принятие и представление отдельным структурам либо государствам согласованного перечня прав и обязанностей по обозначенным в статуте обстоятельствам.

Говоря о форме рассматриваемых нормативных актов, следует обратить внимание, что теоретически в международном праве существуют как письменная, так и устная форма заключения договоров, и практически всеми государствами признаются обе. Однако, в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 1 Венской Конвенции о праве международных договоров, под термином «договор» понимается именно письменное соглашение в одном либо нескольких документах, состав и объем которых зависит от конкретных обстоятельств заключаемого договора и согласуемых в нем вопросов [10, с. 221].

В отношении устных договоров на данный момент не существует какой-либо конкретной нормы международного права, которая бы регулировала способ и форму его заключения. Однако существует общепризнанный термин, введенный в оборот с 1878 года и обозначающий устную форму международных договоров - «джентльменское соглашение». Оно возникло из тайной договоренности между Россией и Великобританией, и впервые этот термин использовал руководитель

ведомства иностранных дел Британии Роберт Артур Талбот Гаскойн Сесил (более известный как маркиз Солсбери). Именно он, когда английской общественности стали известны сведения об этом соглашении и начались определенные недовольства, заявил, что достигнутая договоренность - не больше чем джентльменское соглашение, которое обязывает лично его к конкретным действиям, но никоим образом не должно обязывать к чему бы то ни было его правопреемников. Таким образом, данная форма договоренности лишь указывает на моральную обязанность конкретных представителей государств к определенным поступкам либо соблюдению определенных условий.

Одним из наиболее известных джентльменских соглашений можно считать достигнутую договоренность между министром иностранных дел Австро-Венгрии Аллоизом Леопольдом Джоханом Баптистом (более известен как граф Аллоиз фон Эренталь) и министром иностранных дел России А.П. Извольским о том, что последний указывает на признание Россией аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией с условием поддержать требование России открыть Черноморские проливы для прохода русских военных судов и предоставление территориальных компенсаций Сербии.

Несмотря на то, что указанные выше примеры договоренностей сейчас уже стали историей, не следует пренебрегать их существованием и в настоящее время. Так, к примеру, Ангела Меркель неоднократно настаивала на переводе из формата джентльменского соглашения в соответствующее документальное отображение июльской договоренности 2013 года между США и Германией о запрете слежки друг за другом. В то же время правоприменитель должен с предельной осторожностью относиться к такого рода соглашениям между странами, поскольку в судебных инстанциях России данная терминология не используется. На международной арене в вопросах уголовно-правового характера, возникающих с участием РФ, наша страна не признает такую форму договоренностей, кроме отдельных ситуаций, в большинстве своей связанных с экстрадицией преступников [11, с. 264-270]. В то же время такие договоренности в России не принято называть джентльменским соглашениям, и вытекают они в большинстве своем из общепринятых норм международного права.

Видится необходимым также обратить внимание на п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 14 июня 2012 г. № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания

наказания». В нем указано на необходимость учитывать оставшийся к отбытию минимальный срок наказания в виде лишения свободы при передаче лица для его отбывания в другое государство. Это является одним из условий передачи осужденных в соответствии с международными договорами РФ и соглашениями компетентных органов России и иностранных государств. То есть даже в ситуации наличия каких-либо договоренностей между странами по конкретному уголовному делу, определенные в самих договорах центральные органы государственной власти, занимающиеся регуляцией вопросов по оказанию взаимной правовой помощи по уголовным делам, в случае, если запрашиваемое для отбытия наказания лицо осуждено либо может быть осуждено на срок ниже указанного в международных договорах и рассмотренном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, передавать его в другое государство не должны.

Также указано, что передача осуществляется на основе принципа взаимности. Под принципом взаимности в международном праве понимают общепризнанный принцип межгосударственных отношений, в соответствии с которым государства должны строить отношения друг с другом на взаимовыгодной, равноправной основе, с учетом законных интересов другой стороны [12, с. 703]. Принципы международного уголовного права и джентльменское соглашение прямого отношения друг к другу не имеют. В указанном ранее Постановлении Пленума ВС РФ также указано не только на заключенные договоры между странами, но и на действующие соглашения между компетентными органами РФ и иностранных государств. Что именно подразумевается под термином «соглашение», не указано.

С учетом неконкретных формулировок в области определения соотношения терминологий «джентльменское соглашение» и «соглашение» следует в каждой отдельной ситуации, когда иностранный гражданин ссылается на наличие якобы действующего джентльменского соглашения между Россией и другими странами, которое определяет нестандартный порядок производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, обращаться за разъяснениями в соответствующее подразделение МИД РФ. Сотрудникам же органов внутренних дел следует обращаться за разъяснением в соответствующее региональное подразделение договорно-правового департамента МВД РФ, а именно: в отделы управления международного протокола либо к сотрудникам, на которых возложены обязанности осуществлять функции по данному направлению деятельности.

Несмотря на такое достаточно сложное разде-

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(24)2016

ление международных правовых актов в области уголовного права, наибольшее значение при расследовании уголовных дел следственными подразделениями МВД России имеют международные договоры различного рода, непосредственно регламентирующие порядок взаимодействия государств в области осуществления уголовного преследования и борьбы с преступностью в целом.

В соответствии с п. «а» ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 16 июня 1995 года №101-ФЗ, международный договор - это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Понятие «международный договор» в России в соответствии Федеральным законом № 101-ФЗ охватывает не только непосредственно сами международные договоры, но и международные соглашения, конвенции, пакты, протоколы, акты, трактаты, уставы, декларации, меморандумы, коммюнике, хартии, регламенты, обмен нотами, совместные заявления, а также всеми документами, являющимися дополнениями и приложениями к ним. Стоит отметить, что юридическая сила международных документов не зависит от их наименования.

Применение российскими правоохранителями международно-правовых актов при в уголовном делопроизводстве обусловлено не только существованием международной преступности в целом и наличием в уголовном законодательстве РФ преступлений против мира и безопасности человечества. Это связано и с фактом совершения преступлений на территории России иностранными гражданами. К примеру, по данным МВД РФ за 2015 год, иностранцами в нашей стране было совершено порядка 46,4 тысячи преступлений, что на 4,4% больше, чем за 2014 год [13, с. 405]. При этом в процессе осуществления уголовного преследования таких лиц возникает необходимость соблюдения их прав и свобод, в том числе представляемых и охраняемых другими государствами, поскольку они точно так же, как и Россия, представляют интересы своих граждан и за пределами собственной территории. Таким образом, если рассматривать взаимодействие России и различных стран при расследовании уголовных дел по противодействию преступно-

сти, стоит обратиться изначально к огромному спектру конвенций и протоколов к ним, а также различным многосторонним соглашениям в рассматриваемой области. Так, одним из первых таких документов, действующих по настоящее время, следует считать Международное соглашение о принятии административных мер для пресечения торга женщинами от 18 мая 1904 года [14]. И, хотя в нем напрямую не ведется речь об уголовном преследовании конкретных лиц, само соглашение оговаривает не только борьбу с проституцией, поскольку основная речь в нем именно об этом, но, к примеру, в статье 2 указывается на необходимость противодействия лицам, организующим торговлю и транзит женщин. После принятия указанного соглашение появилось и большое количество других, непосредственно связанных с противодействием преступности. Условно их можно разделить следующим образом:

1. Международные конвенции, конвенции, дополнительные конвенции и протоколы к ним, связанные с противодействием разному роду преступлений, а также экстрадиции лиц, их совершивших.

2. Конвенции, соглашения и протоколы к ним различных международных организаций (ООН, Совет Европы, СНГ, Шанхайская организация сотрудничества и др.), связанные с противодействием различным преступлениям и выдачей преступников.

3. Многосторонние договоры и соглашения между различными странами с участием Российской Федерации по противодействию и борьбе с преступностью, а также оказанию правовой помощи по уголовным делам.

4. Двусторонние международные договоры и соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью и оказании правовой помощи по уголовным (гражданским, семейным) делам.

Указанные документы следует рассматривать при расследовании уголовных дел с участием иностранных граждан начиная с первого их вида, в котором в большинстве случаев описывается общий порядок противодействия преступности, заканчивая последними двумя, где непосредственно представлены механизмы борьбы с ней и оказания взаимной правовой помощи. Практически все договоры и конвенции в настоящее время представлены на официальном интернет ресурсе Министерства иностранных дел РФ по адресу http://www.mid.ru. Механизмы применения международных правовых актов всегда контролируются центральными органами власти, уполномоченными на осуществление этого самими международными договорами. В большинстве случаев в России это Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая контролирует ве-

дение дел в области оказания правовой помощи, и Министерство юстиции Российской Федерации, за которым закреплено разрешение вопросов, связанных с деятельностью судов РФ в рамках международных соглашений. Указанное следует из большинства двусторонних договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам.

Подводя итог всему сказанному, видится также необходимым отметить, что разнообразие существующих в настоящее время международных правовых актов, регулирующих отношения в области борьбы с преступностью, создает большое количество сложностей не только в их применении, но и в определении самого спектра документов, которые оговаривают конкретную сложившуюся ситуацию в области уголовного права, осложненную иностранным элементом. В связи с указанным видится верным законодательное разграничение всех правовых актов международного характера по их силе действия, в том числе исходя из их названия. Так-

же полагаем, что для удобства применения в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 г. № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» необходимо конкретизировать представленный в приложении перечень официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, предусматривающих возможность выдачи лица для уголовного преследования, исполнения приговора, а также передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого такое лицо является. Это видится возможным путем добавления в него краткого содержания каждого документа, что даст возможность правоприменителю определять необходимый для использования перечень международных актов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Cassese A. International Criminal Law. 2nd edn. Oxford, Oxford University Press. 2008.

2. Степенко В.Е., Чернова О.А., Источники международного уголовного права / Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Одесса: Черноморье, 2011.

3. Латинско-русский словообразовательный словарь / авт.-сост. Г.Вс. Петрова. М.: Издательство Оникс, 2008.

4.Толковый словарь иноязычных слов: свыше 25000 слов и словосочетаний / сост. Л.П. Крысин. М.: Эксмо, 2005.

5. Большой юридический словарь / авт.-сост. А.Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2010.

6. Statute of Westminster 1931. URL: http://www.legislation.gov.Uk/ukpga/Geo5/22-23/4/contents (access date: 02.02.2016).

7. Луферчик Е.Г. Органический статут Царства Польского 1832 г.: сб. работ 69-й науч. конф. студентов и аспирантов БГУ. Минск: Изд. центр БГУ, 2013. Ч.2.

8. Henryk Samsonowicz Historia Polski i Swiata / Historia Polski - Polska do 1586. Mediasat Group.: 2007. Т. 1.

9. Римский статут Международного уголовного суда. URL : https://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf (дата обращения: 03.02.2016).

10. Венская конвенция от 18 апреля 1961 года о дипломатических сношениях // Ведомости ВС СССР. 1964. № 18.

11. Бойцов А.И. Выдача преступников. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

12. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. 5-е изд., доп. и перераб. М., 2006.

13. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2015 года. URL: https://mvd.ru/upload/site1/ document_file/sb_1512.pdf (дата обращения: 01.02.2016).

14. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. С 1 марта 1881 г. по 31 декабря 1913 г. СПб.: Государственная типография, 1907. T.XXVIV 1271c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.