Научная статья на тему 'ВИДЫ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В КИТАЕ И ИХ НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ'

ВИДЫ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В КИТАЕ И ИХ НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
895
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / ТЕМАТИКО-СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ТУРИЗМ / ДУХОВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лю Ин

Виды культурного туризма, распространенные в Китае благодаря их выраженному национальному своеобразию, условно можно разделить на следующие: историко-культурный туризм, в рамках которого поддерживается память об известных в Китае людях, а также о крупных исторических событиях; культурно-религиозный туризм, цель которого - исследовать основные религии, побывать в особой, религиозной атмосфере, удовлетворить познавательные потребности граждан в области религии; тематико-событийный туризм, позволяющий реализовать множество мероприятий по интересам граждан и базирующийся на создании и функционировании тематических парков Китая как особых структур, обеспечивающих современные запросы китайских граждан в отдыхе; экокультурный туризм, ориентированный на релаксацию и получение эстетического удовольствия; электронный туризм, позволяющий оказывать дистанционные туристические услуги при сохранении их внутреннего содержания, обогащающего внутренний мир посетителей, и реализующего новый способ путешествий - духовный, без изменения места нахождения индивида. Национальная специфика каждого из указанных видов культурного туризма определяет их востребованность в современном китайском обществе, так как позволяет сохранить своеобразие культуры китайской цивилизации и находит отклик в сердцах жителей Поднебесной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF CULTURAL TOURISM IN CHINA AND THEIR NATIONAL IDENTITY

The types of cultural tourism, which are widespread in China, due to their pronounced national identity, can be divided into the following: historical and cultural tourism, which supports the memory of famous people in China, as well as major historical events. It is also classified as cultural and religious tourism, the purpose of which is to explore the main religions, to feel a special, religious atmosphere, to meet the cognitive needs of citizens in the field of religion. Moreover, it is thematic and event tourism, which allows you to implement a variety of activities for the interests of citizens and is based on the creation and functioning of Chinese theme parks as special structures that meet the modern needs of Chinese citizens in recreation. Eco-cultural tourism, which is focused on relaxation and aesthetic pleasure; e-tourism and allows you to receive remote tourist services while maintaining their internal content, enriching the inner world of visitors, and implementing a new way of traveling-spiritual, without changing the location of the individual, is also highlighted. The national specifics of each of these types of cultural tourism determine their relevance in modern Chinese society, as it allows to preserve the uniqueness of the culture of Chinese civilization and finds a response in the hearts of the inhabitants of the Middle Kingdom.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В КИТАЕ И ИХ НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ»

УДК 379.85:930.85(510)

Лю Ин

аспирант кафедры искусств и дизайна Дальневосточного федерального университета

ВИДЫ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В КИТАЕ И ИХ НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Liu Ying

PhD student, Department of Art and Design, Far Eastern Federal University

TYPES OF CULTURAL TOURISM IN CHINA AND THEIR NATIONAL IDENTITY

Аннотация:

Виды культурного туризма, распространенные в Китае благодаря их выраженному национальному своеобразию, условно можно разделить на следующие: историко-культурный туризм, в рамках которого поддерживается память об известных в Китае людях, а также о крупных исторических событиях; культурно-религиозный туризм, цель которого - исследовать основные религии, побывать в особой, религиозной атмосфере, удовлетворить познавательные потребности граждан в области религии; тематико-событийный туризм, позволяющий реализовать множество мероприятий по интересам граждан и базирующийся на создании и функционировании тематических парков Китая как особых структур, обеспечивающих современные запросы китайских граждан в отдыхе; экокультурный туризм, ориентированный на релаксацию и получение эстетического удовольствия; электронный туризм, позволяющий оказывать дистанционные туристические услуги при сохранении их внутреннего содержания, обогащающего внутренний мир посетителей, и реализующего новый способ путешествий - духовный, без изменения места нахождения индивида. Национальная специфика каждого из указанных видов культурного туризма определяет их востребованность в современном китайском обществе, так как позволяет сохранить своеобразие культуры китайской цивилизации и находит отклик в сердцах жителей Поднебесной.

Ключевые слова:

Китай, культурный туризм, историко-культурный туризм, культурно-религиозный туризм, тема-тико-событийный туризм, экокультурный туризм, электронный туризм, духовное путешествие

Summary:

The types of cultural tourism, which are widespread in China, due to their pronounced national identity, can be divided into the following: historical and cultural tourism, which supports the memory of famous people in China, as well as major historical events. It is also classified as cultural and religious tourism, the purpose of which is to explore the main religions, to feel a special, religious atmosphere, to meet the cognitive needs of citizens in the field of religion. Moreover, it is thematic and event tourism, which allows you to implement a variety of activities for the interests of citizens and is based on the creation and functioning of Chinese theme parks as special structures that meet the modern needs of Chinese citizens in recreation. Eco-cultural tourism, which is focused on relaxation and aesthetic pleasure; e-tourism and allows you to receive remote tourist services while maintaining their internal content, enriching the inner world of visitors, and implementing a new way of traveling-spiritual, without changing the location of the individual, is also highlighted. The national specifics of each of these types of cultural tourism determine their relevance in modern Chinese society, as it allows to preserve the uniqueness of the culture of Chinese civilization and finds a response in the hearts of the inhabitants of the Middle Kingdom.

Keywords:

China, cultural tourism, historical and cultural tourism, cultural and religious tourism, thematic and event tourism, ecocultural tourism, e-tourism, spiritual travel

Уровень жизни в современном Китае характеризуется как достаточно высокий. Это значит, что граждане в большинстве своем не испытывают проблем в удовлетворении своих материальных потребностей. Однако такое положение дел, когда человеку не нужно ежедневно заботиться о том, как обеспечить свое существование, закономерно ведет к развитию духовных потребностей общества, к стремлению его граждан к культурному развитию. В этом отношении туризм как нельзя лучше отвечает запросам современных жителей Китая. Поездки, предпринимаемые ими в свободное время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, способствуют удовлетворению потребностей граждан в духовном саморазвитии, позволяют им узнавать новое о своей стране, расширять собственные культурные горизонты.

Понятие «культурный туризм» предполагает посещение индивидами разного рода достопримечательностей - архитектурных, исторических, географических и др. [1]. На территории Китая явление культурного туризма приобрело массовый характер. Именно распространенность и популярность данного направления повышения культурной грамотности и духовного обогащения среди современного населения Поднебесной и определяют актуальность настоящего исследования.

Несмотря на то, что в научной среде понятие культурного туризма и его типы изучены достаточно подробно [2], следует обратиться к характеристикам основных видов культурного туризма в Китае с точки зрения их национального своеобразия.

Хотя индустрия данного направления туризма Китая в последние годы быстро развивалась, исследование его как социального явления началось относительно недавно, и на сегодняшний день в Поднебесной нет устоявшейся классификации видов культурного туризма. Изучение наиболее распространенных его форм может способствовать развитию новых видов культурного туризма на основе исходных.

Рассмотрим наиболее приоритетные из них для современного китайского общества.

Культурно-исторический туризм как один из самых распространенных видов отдыха китайских граждан следует назвать и самым познавательным. Массовое посещение исторических достопримечательностей Поднебесной обусловлено выраженным интересом ее жителей к собственному прошлому, истории великой страны, их желанием закрепить в памяти значимые моменты ушедших эпох. Уникальность данного вида туризма определяется особой значимостью для китайского народа исторического наследия страны, которое аккумулирует в себе всю духовную суть национального самосознания. Кроме того, нельзя не признать, что мероприятия, организуемые в рамках культурно-исторического туризма, не лишены эстетической составляющей, чем также привлекают граждан.

Интересным, например, будет посещение Мемориального зала Сунь Ятсена на месте бывшей резиденции первого президента Китайской Республики. Достопримечательность представляет собой не просто музейный комплекс, созданный в память о выдающемся политическом деятеле, ее архитектурный ансамбль обращает на себя внимание сочетанием традиционных китайских элементов и модернистских идей. Здание было построено с учетов новейших технологий, однако в нем удалось сохранить и национальную культурную специфику, она проявляется во множестве образцов китайского искусства, размещенных в музейном комплексе. Парк, который окружает мемориал, поддерживает особую атмосферу этого места, создавая виды, впечатляющие посетителей.

Аналогичным объектом культурно-исторического туризма следует назвать и бывшую резиденцию Ву Ченгена, о которой говорит в своей статье Е Жэньджи [3].

В работе Сюн Линмана «Анализ развития туризма бывшего места жительства знаменитости», взявшего за пример дом художника У Чаншуо, также подчеркнута культурная значимость подобных объектов исторического наследия для граждан Поднебесной [4].

В основе организации подобного музейного комплекса лежит идея использования места рождения, жительства или работы известных в китайской культуре личностей с целью привлечения туристских потоков. Однако в реальности содержание таких культурных объектов намного глубже: туристы погружаются в особую культурную среду, которая создается не только самим мемориалом, но и окружающим его ландшафтом, способом подачи исторических фактов, особенностями экскурсионного обслуживания. Пытаясь «разработать серию периферийных продуктов туризма» вокруг исторически значимого места, организаторы предоставляют посетителям возможность оценить целый пласт китайской культуры, скрытой за бывшей резиденцией знаменитости. В своеобразии подхода к сохранению и демонстрации объекта мемориального наследия и проявляется уникальность китайского культурно-исторического туризма.

Другим, не менее важным элементом туристической индустрии Поднебесной, отражающим национальный колорит страны, является китайский сад. Сам по себе он представляет собой культурный феномен, ставший выражением китайской философии и воплощением символизма китайского мышления. Его уникальность заключается в том, что сад состоит не только из деревьев, в него органично включены композиции из редких камней, многочисленные искусственные водоемы. Суть такой организации релаксационного пространства состоит в максимальной приближенности к природе - отказ от геометризации, наличие разнообразных природных элементов, их сочетание сообразно гармонии. Как правило, туристический интерес представляют сады, созданные историческими личностями, знаменитостями, выдающимися людьми Китая, так как они не просто являются произведением искусства, а выступают свидетелями целой исторической эпохи, в которой жил их хозяин. Ярким примером такого сада можно назвать Императорский сад в Запретном городе в Пекине.

Лю Юйсяо в своей статье, посвященной описанию монументального и культурного значения сада, пишет: «Китайский сад сам по себе является коллекцией, которая отражает сущность традиционной китайской культуры, включающей литературу, живопись, древнюю архитектуру и т. д., и одновременно с этим представляет собой произведение дизайнерского искусства. Благодаря наследию знаменитостей - посаженным ими деревьям и установленным памятным камням - мы имеем возможность говорить о садовой архитектуре известных людей Китая, о том, что она имеет глубокий духовный и идеологический смысл» [5].

Таким образом, широкое использование в китайской туристской индустрии бывших резиденций и садов известных личностей в качестве объектов историко-культурного наследия следует назвать характерной чертой китайского культурно-исторического туризма; при этом они, согласно Тан Либяо, не только обладают внешними национальными культурными атрибутами, привлекающими туристов, но и несут в себе суть китайской цивилизации, которая нашла отражение в жизни и деятельности известных людей страны [6].

Необходимо отметить, что объекты туризма, представляющие историческую ценность, в том числе древние города, архитектурные сооружения и т. д., находятся под защитой государства. И это неслучайно. Их сохранение требует особой организации туристической нагрузки, планирования посещений [7, с. 100]. С этой же целью создаются сопутствующие основному, дополнительные туристические объекты, благодаря которым посетители интегрируются в контекст и культуру исторической эпохи, а их туристический опыт становится более ярким. Кроме того, осуществляется формирование независимой всеобъемлющей туристической зоны, предполагающей удовлетворение не только желания посетителей в просмотре объектов культурно-исторического наследия, но и их потребности находиться в это время в комфортных для них условиях: иметь возможность остановиться на ночлег, получить питание, приобрести сувениры и т. д. [8, с. 100].

Ван Тин отмечает, что такая организация туристического бизнеса «может в полной мере продемонстрировать ценность китайской культуры, привлечь туристов для осмотра достопримечательностей и способствовать развитию местной экономики» [9].

В исследовательской статье Лян Цзюня о стратегии развития туризма в области исторического и культурного наследия автор призывает: «Начните с культурного подтекста и полностью задействуйте ценность исторического наследия. Основываясь на нем, раскрывайте туристические ресурсы и способствуйте местному культурному, экономическому и социальному развитию» [10].

Историческое и культурное наследие является сокровищем китайской нации, в нем содержится все материальное и духовное богатство граждан Поднебесной. Развитие культур но-исторического туризма способствует его сохранению для будущих поколений, популяризации национальных ценностей и приоритетов.

Другим востребованным направлением времяпрепровождения в современном Китае является культурно-религиозный туризм. Его развитие имеет два вектора: паломнический, связанный с посещением верующими святых для них мест с целью поклонения, обретения смысла жизни, избавления от проблем и т. д.; познавательный, обусловленный желанием путешественников познакомиться с особенностями разных религий, узнать их историю, получить представление о даосизме и конфуцианстве как традиционных религиях Китая, прикоснуться к особой атмосфере храмов и других религиозных сооружений и т. д. [11].

В статье Ли Мингмея описывается культурное значение религиозного туризма в Китае [12]. Автор отмечает, что его результатом становится распространение основных идей традиционной китайской религии, приобщение человека к высоким материям, что в целом способствует его нравственному совершенствованию и повышению уровня культуры.

В статье Сунь Яня о религиозном туризме и межкультурном общении указывается, что «религиозная культура - это система убеждений, веры в сверхъестественные силы, которая является неотъемлемой частью мировой культуры. Основными ее чертами следует назвать символизм, универсальность и национальное своеобразие» [13].

По сравнению с другими формами культурного туризма религиозный туризм имеет определенные особенности, а основой для его развития является собственно религиозная культура. Особая, «святая» атмосфера объектов посещения воздействует на физическое самочувствие и духовное самоощущение туристов. При этом большинство из них можно охарактеризовать как образцы китайской национальной культуры. Величественные церкви, уникальный стиль изображений и скульптур на религиозные темы, красивая сопроводительная музыка - все это пронизано множеством культурных коннотаций и вызывает живую ответную реакцию у туристов, дает им пищу для философских размышлений.

Религиозная культура Китая является важной частью общечеловеческой цивилизации, поэтому туристические ресурсы, связанные с ней, имеют большую историческую и культурную ценность для китайского народа.

Еще одним видом культурного туризма в Поднебесной является посещение тематических парков и новых зон культурной индустрии. И то, и другое представляет собой инновационный туристический продукт, сочетающий в себе традиционную культуру с современными развлечениями. Такой вид туризма можно назвать тематико-ситуативным. Его объекты ориентированы на отдых по интересам, привлекают людей созданными специально культурными достопримечательностями, организацией масштабных выступлений, концертов, тематических мероприятий, специальных конференций в сфере бизнеса, здравоохранения и т. д., что способствует повышению культурного уровня населения.

В статье Го Цюаньчжуна говорится: «Парки индустрии культуры - это новые кластеры культурного туризма, созданные с целью творческого самовыражения посетителей» [14].

Чжан Юньлун, изучая ландшафтное строительство городских культурных тематических парков, отмечает, что в них «в полной мере используются традиционные китайские элементы, которые интегрируются с местной народной культурой, а затем внедряются в культуру тематического парка. Культурные тематические парки также имеют традиционную культуру, которая совместима с современной цивилизацией» [15].

Необходимо подчеркнуть, что создание культурных тематических парков происходит в рамках развивающегося вида культурного туризма. Всемирная туристская организация прогнозирует, что посещение таких мест в ближайшее время станет хорошей альтернативой традиционным формам времяпрепровождения.

Культура как феномен характеризуется многогранностью и разноплановостью. Именно поэтому в Китае последних лет получают развитие новые виды культурного туризма, возникновение которых обусловлено смещением акцентов актуальности в обществе с одной характеристики культуры на другую. В качестве активно востребованного среди граждан Поднебесной следует назвать и относительно молодой экокультурный туризм.

В статье Чэнь Цзинь подчеркивается эстетическая ценность первоначальной экологической культуры, описывается важность ее народной и самобытной природы. По сравнению с традиционным туризмом, экологический открывает новую эстетическую область. «Народная первобытная культура все больше подчеркивает свою драгоценную эстетическую ценность», - указывает Чэнь Цзинь [16].

Напряженная городская жизнь современного жителя мегаполиса Китая вынуждает его искать варианты релаксации, взаимодействия с природой для восстановления работоспособности и внутренних резервов. В этом случае возможности экокультурного туризма трудно переоценить. Посещение природных парков, заповедных зон позволяет человеку прикоснуться к истокам, к природе, пополнить запас физических и духовных сил. В качестве примера объектов экокультурного наследия, используемых туристами в подобных целях, следует назвать священную гору Ху-ашань, национальный парк Волун, горную деревню Венхай и др.

Национальная специфика китайского экокультурного туризма состоит в его обусловленности особенностями географического положения природных парков, спецификой флоры и фауны. Так, например, на горе Юйшань (Нефритовой горе), самой высокой в Китае, можно обнаружить сосны причудливых форм, а в национальном парке Волун полюбоваться пандами.

Распространение коронавирусной инфекции в 2019 г. стало причиной введения на территории Китая жестких ограничительных мер, карантина. Туристическая отрасль экономики страны понесла значительные убытки в 2019-2020 гг. Однако пандемия COVID-19 спровоцировала развитие в Китае особого вида культурного туризма, доступного всем без исключения желающим. Это так называемый «Юнь Гуань Шан», что значит «электронный туризм». Суть его состоит в удаленном просмотре достопримечательностей Поднебесной в режиме онлайн. Так, Уханьский университет организовал дистанционное наблюдение за цветущей сакурой в Интернете, которое началось в 10 часов утра 16 марта, транслировалось в прямом эфире с использованием нескольких программ («Таобао» (китайский интернет-магазин), ШТок, Доуинь (китайское социальное видеоприложение), официальный веб-сайт «Сина вэйбо» (сервис микроблогов в Китае), iQiyi (видеоплатформа, базирующаяся в Пекине, запущена в 2010 г.) и т. д. в течение 10 дней подряд.

В рамках электронного культурного туризма появился новый способ путешествий - «духовное». Традиционное путешествие основано на том, чтобы покинуть место обычного проживания, духовное же предполагает, что путешествует не человек, а только его сознание. В его основе лежит использование цифровых технических средств, виртуальных накопителей информации (например, облачных сервисов), систем дистанционного взаимодействия граждан через мобильные электронные устройства. Это действительно новый способ узнать о культуре, обычаях и красоте разных мест через прямую видеотрансляцию из них [17].

Таким образом, виды культурного туризма, распространенные в Китае благодаря их выраженному национальному своеобразию, условно можно разделить на следующие: историко-культурный туризм, в рамках которого поддерживается память об известных в Китае людях, а также о крупных исторических событиях; культурно-религиозный туризм, цель которого - исследовать основные религии, побывать в особой, религиозной атмосфере, удовлетворить познавательные потребности граждан в области религии; тематико-событийный туризм, позволяющий реализовать множество мероприятий по интересам граждан и базирующийся на создании и функционировании тематических парков как особых структур, обеспечивающих современные запросы китайских граждан в отдыхе; экокультурный туризм, ориентированный на релаксацию и получение эстетического удовольствия; электронный туризм, позволяющий оказывать дистанционные туристические услуги

при сохранении их внутреннего содержания, обогащающего внутренний мир посетителей, и реализующего новый способ путешествий - духовный, без изменения места нахождения индивида. Национальная специфика каждого из указанных видов культурного туризма определяет их востребованность в современном китайском обществе, так как позволяет сохранить своеобразие культуры китайской цивилизации и находит отклик в сердцах жителей Поднебесной.

Ссылки:

1. Шаруненко Ю.М. Рекреационный туризм. Орел, 2014. 102 с.

2. Артемова Е.Н., Владимирова О.Г. Основные виды туризма. Орел, 2015. 172 с. ; Красная С.А. Культурный туризм: просветительская сущность и факторы развития : автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2006. 21 с. ; Нгуен Куок Хынг. Культурный туризм как сфера социокультурных практик и среда обитания // Мир науки, культуры и образования. 2013. № 6 (43). С. 521-522 ; Харитон В.В. К вопросу определения понятия «культурный туризм» и его классификации на современном этапе развития туризма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № 28. С. 169-176. https://doi.org/10.17223/22220836/28/16 ; Ширинкин П.С. Культурный туризм как метод развития территорий // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 1 (41). С. 62-67.

3. Е Жэньджи. Исследования по разработке продуктов культурного туризма бывших резиденций знаменитостей на примере бывшей резиденции Ву Ченгена // Руководство по экономическим исследованиям. 2019. № 10. С. 170-171.

4. Сюн Линман. Анализ развития туризма бывшей резиденции знаменитости, берущей в качестве примера бывшую резиденцию У Чаншуо // Жизнь литературы и искусства. 2014. № 10. С. 261.

5. Лю Юйсяо. Мемориальный сад знаменитости Сишу и его мемориальные исследования // Дом и недвижимость. Ландшафтный дизайн. 2015. № 9. С. 31.

6. Тан Либяо. Применение историко-культурных зданий бывшей резиденции в туризме // Шанхайская недвижимость. 2017. № 4. С. 21.

7. Ян Симей. Анализ развития туризма в исторических и культурных городах // Обзор туризма. Городское планирование туризма. Пекин, 2016. С. 100-101.

8. Там же. С. 100.

9. Ван Тин. Туризм как способ межкультурного взаимодействия в условиях глобализации // Социологические науки. 2016. № 6. С. 75-79.

10. Лян Цзюнь. Исследование стратегий развития туризма для историко-культурного наследия // Теоретические и методические исследования. 2017. Т. 2. № 2. С. 58-60.

11. Ма Цзиньфу. Ресурсы религиозного туризма и глубокое развитие в Китае // Журнал Шэньси педагогического университета. 1997. № 3. С. 107-112.

12. Ли Мингмей. О религиозном культурном туризме в Китае // Вестник Ухань-Ханьского профессионально-технического колледжа. 2011. Т. 10. № 3. С. 99-102.

13. Сунь Янь. О религиозном туризме и межкультурной коммуникации // Журнал Цзилиньского института бизнеса и технологий. 2014. Т. 30. № 1. С. 32-35.

14. Го Цюаньчжун. Исследование парков индустрии культуры Китая // Пресс. Промышленно-экономический форум. 2012. № 18. С. 62-67.

15. Чжан Юньлун. Ландшафтное строительство городского культурного тематического парка // Современное садоводство. 2016. № 4. С. 101.

16. Чэнь Цзинь. Основы эстетической ценности оригинальной экологической культуры // Журнал педагогического колледжа Ниндэ. 2015. № 1. С. 12-14.

17. В Китае сообщили о стремительной цифровизации туристической сферы [Электронный ресурс] // ИА Красная Весна. 11Р1_: https://rossaprimavera.ru/news/cabe9736?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 08.02.2021).

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.