Научная статья на тему 'Виды контроля в инвестиционно-строительной сфере'

Виды контроля в инвестиционно-строительной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
423
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ВИДЫ КОНТРОЛЯ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / УРОВНИ КОНТРОЛЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савина Наталья Викторовна

В статье обосновывается необходимость совершенствования методологии контроля как актуального направления научного исследования и как условия повышения его эффективности. При этом в качестве метода исследования применяется классификация. Выделены определенные базовые признаки, положенные в основу классификации. Представлены результаты исследования, позволяющие провести детальную характеристику отдельных видов контроля, осуществляемого в инвестиционно-строительной сфере, в целях проведения последующей систематизации направлений контроля. Особо подчеркнута многоуровневость контроля и необходимость исследования каждого уровня и направления. Особенности осуществления контроля определенного вида рассматриваются с учетом специфики выполнения комплекса процедур. При этом принимаются во внимание как экономические, так и технологические аспекты выполнения контрольных процедур, характерных для определенных видов контроля. В статье рассматриваются специфические формы контроля, приводится их характеристика и сравнительный анализ, позволяющий определить сходные черты и выявить отличительные особенности каждой организационной формы контроля, осуществляемого в отношении субъектов инвестиционно-строительной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды контроля в инвестиционно-строительной сфере»

Виды контроля в инвестиционно-строительной сфере The controls in the investment and construction sphere

Савина Наталья Викторовна

кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры «Аудит и контроль» Финансового Университета при Правительстве РФ 107996, Москва, ул. Кибальчича, 1

Natalya Savina,

PhD of Economics, Assistant professor of «Audit and Control» Department FGOBU VPO «Financial University under the Government of the Russian

Federation»

107996, Moscow, Kibalchicha st., 1 E-mail: savina-vzfei@mail.ru

Аннотация

В статье обосновывается необходимость совершенствования методологии контроля как актуального направления научного исследования и как условия повышения его эффективности. При этом в качестве метода исследования применяется классификация. Выделены определенные базовые признаки, положенные в основу классификации. Представлены результаты исследования, позволяющие провести детальную характеристику отдельных видов контроля, осуществляемого в инвестиционно-строительной сфере, в целях проведения последующей систематизации направлений контроля. Особо подчеркнута многоуровневость контроля и необходимость исследования каждого уровня и направления. Особенности осуществления контроля определенного вида рассматриваются с учетом специфики выполнения комплекса процедур. При этом принимаются во внимание как экономические, так и технологические аспекты выполнения контрольных процедур, характерных для определенных видов контроля. В статье рассматриваются специфические формы контроля, приводится их характеристика и сравнительный анализ, позволяющий определить сходные черты и выявить отличительные особенности каждой организационной формы контроля, осуществляемого в отношении субъектов инвестиционно-строительной сферы.

Abstract

The article substantiates the necessity of improving the methodology of control as current trends in scientific research and as conditions improve its efficiency. The research method used classification. Highlighted certain basic characteristics, underlying the classification. Presents the results of the study, to allow a detailed description of different types of supervision, in the investment and construction sphere, in order to conduct subsequent systematization control directions.

Emphasized multi-level control and the necessity of studying each level and direction. Features control of a certain type are considered taking into account the specifics of the execution of complex procedures. This takes into account both economic and technological aspects of the implementation of control procedures, specific to certain types of control. The article discusses specific forms of control, given their characteristics and comparative analysis in order to identify similarities and to identify the distinctive features of each of the organizational forms of monitoring undertaken in relation to the subjects of investment and construction sphere.

Ключевые слова: контроль, инвестиционно-строительная сфера, виды контроля, формы контроля, уровни контроля, классификация, субъекты контроля.

Keywords: control, investment and construction sphere, controls, forms control, level control, classification, control subjects

Контроль в инвестиционно-строительной сфере дифференцируется в зависимости от субъекта его осуществления. Несовершенство методического обеспечения контроля, отсутствие четкого разграничения контрольных полномочий между субъектами контроля, внедрение новых строительных технологий, повышение технической сложности строящихся зданий содействует повышению значимости контроля, определяет актуальность темы и необходимость развития и совершенствования методической базы осуществления контроля в инвестиционно-строительной сфере. Разработка методического обеспечения должна учитывать выполнение определенных условий, а именно, содействовать повышению качества строительства, обеспечить соблюдение требований по безопасности и надежности, но при этом соблюсти экономические интересы как субъекта инвестиционно-строительной сферы, заинтересованного в получении прибыли, так и государства, заинтересованного в обеспечении готовыми строительными объектами и одновременно в предотвращении снижения показателей эффективности строительного сектора, в связи с финансовыми и временными затратами по устранению возможных нарушений.[7,8] Контроль в

инвестиционно-строительной сфере проводится в целях проверки

соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, проектной документации требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Контроль включает в себя комплекс технических, экономических и организационных мер, осуществляемых на всех этапах строительного производства.

Контроль в инвестиционно-строительной сфере процесс многоуровневый, что соответственно оказывает влияние на его организацию и целевую направленность. Контроль может выражаться в виде государственного строительного надзора и распространяться на весь строительный сектор, может осуществляться со стороны саморегулируемых организаций (СРО), а также может быть организован в виде внутреннего контроля на базе отдельного субъекта инвестиционно-строительной сферы [5]. Независимо от субъекта осуществления и организационного уровня система контроля должна быть действенной, результативной и эффективной. Организационные и методические аспекты государственного строительного надзора в инвестиционно-строительной сфере определены на уровне законодательства и четко регламентированы.

Рассмотрим ряд организационных и методических характеристик отдельных видов контроля.

В зависимости от этапов строительного производства, в процессе которого осуществляется проверка, контроль следует подразделять на входной, операционный и приемочный. [1]

Входной контроль призван обеспечить высокое качество организации и реализации строительного процесса и организуется по двум основным направлениям:

- контроль проектной документации;

- контроль качества материалов, изделий и конструкций, поступающих в монтаж.

В ходе контроля проектной документации проверке следует подвергать:

- комплектность проектной документации;

- наличие всех необходимых согласований и утверждений;

- соответствие характеристик строительной площадки, представленным в проектной документации, стройгенплане, установленным требованиям;

- наличие перечня работ и конструкций, качество выполнения которых, влияют на безопасность объекта.

При обнаружении недостатков соответствующая документация возвращается на доработку.

Вторым основополагающим направлением контроля является проверка качества материалов, изделий и конструкций, поступающих в монтаж. При этом проверяется наличие и содержание сопроводительных документов поставщика и производителя, подтверждающих качество указанных материалов, изделий и оборудования. При необходимости могут выполняться контрольные измерения и испытания качества материалов, изделий и конструкций, поступающих в монтаж. Результаты входного контроля должны быть зафиксированы в письменной форме.

В случае выявления материалов, изделий, оборудования, несоответствующих установленным требованиям. Работы с применением таких материалов и оборудования следует приостановить и известить застройщика/заказчика о сложившейся ситуации.

Основной целью операционного контроля является обеспечение соответствия выполняемых строительно-монтажных работ утвержденному проекту и требованиям нормативных документов, своевременное выявление отклонений, установление причин их возникновения и принятие мер к их устранению.

В ходе осуществления операционного контроля следует установить:

- соответствие выполняемых операций технологической и нормативной документации, распространяющейся на данные строительные процессы;

- соблюдение условий и технологических режимов, установленных технологическими картами, регламентами, внутренними стандартами;

- соответствие показателей качества выполнения операций и их результатов требованиям проектной и технологической документации, а также распространяющейся на данные операции нормативной документации.

В ряде условий к проведению операционного контроля привлекаются лабораторные, геодезические, метрологические и другие службы специального контроля, сотрудники которых могут участвовать в проверке как привлеченные независимые эксперты, а также осуществлять контроль в составе рабочей группы проверяющих. [1]

Результаты операционного контроля должны быть зафиксированы в письменном виде. Основными источниками информации при операционном контроле являются нормативные документы, рабочие чертежи, технологические карты и схемы.

Оценка и контроль качества выполненных строительных работ должна осуществляться в течении всего строительного процесса. Однако ряд работ, оказывающих значительное влияние на безопасность и качество готового строительного объекта невозможно проверить и оценить используя обычные процедуры и методы. Для этого необходимо выработать особый технологический механизм проверки качества скрытых работ и разработать соотвествующую методическую базу по осуществлению контроля на данном участке. При проведении проверки качества выполнения скрытых работ необходимо предусмотреть участие в этом процессе представителей соответствующих субъектов контроля (государственного надзора, авторского надзора, независимых экспертов).

Приемочный контроль включает оценку (совместно с исполнителем работ) соответствия выполненных работ, конструкций, участков инженерных сетей, подписание двухсторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением исполнителем работ требований о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов;

заключительную оценку (совместно с исполнителем работ) соответствия законченного строительством объекта требованиям законодательства, проектной и нормативной документации.

Классификация в зависимости от субъекта контроля подразумевает выделение производственного и инспекционного контроля.

Производственный контроль, осуществляемый производителями работ в порядке их текущей профессиональной деятельности. При этом к числу контрольных функций следует относить контроль проектной документации; контроль, исключающий поступление в монтаж некачественных материалов, изделий и конструкций; контроль соответствия последовательности и состава выполняемых технологических операций технологической и нормативной документации, распространяющейся на данные технологические операции; контроль соблюдения технологических режимов, установленных технологическими картами и регламентами; контроль соответствия показателей качества выполнения операций и их результатов требованиям проектной и технологической документации, а также распространяющейся на данные технологические операции нормативной документации, предполагающий участие представителей организации-производителя строительных работ в оценке соответствия законченного строительством объекта требованиям законодательства, проектной и нормативной документации.

Инспекционный контроль, осуществляется представителями организации, выполняющей функции и наделенной полномочиями застройщика-заказчика и осуществляющей технический надзор за ходом строительства. Таким образом, осуществляемый и предусмотренный законодательством технический надзор, по своей сути является инспекционным контролем со всеми присущими этому виду контрольными полномочиями.

Проведение инспекционного контроля или технического надзора включает в себя:

- проверку наличия у исполнителя работ сертификатов качества и других документов, подтверждающих безопасность применения в строительном процессе сырья, материалов, строительной техники и оборудования;

- контроль условий складирования и хранения применяемых материалов, сырья, оборудования;

- оценка уровня организации и осуществления исполнителем работ операционного контроля;

- контроль наличия и правильности ведения исполнительной документации;

- контроль за устранением дефектов, выявленных в процессе строительства, а также в проектной документации;

- контроль за своевременным исполнением предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления исполнителем работ;

- контроль соответствия объемов и сроков выполнения работ с позиции соблюдения условий договора.

Нормативные документы, регулирующие технологические и контрольные процессы в инвестиционно-строительной сфере предусматривают ряд специфических видов контроля, таких как геодезический контроль, лабораторный, авторский контроль и др.

Приведенные классификационные признаки и определенные виды не охватывают всего многообразия контрольной деятельности в инвестиционно-строительной сфере, но позволяют провести более четкую характеристику существующей практики контроля с научной точки зрения.

Все виды и организационно-методические формы контроля в инвестиционно-строительной сфере имеют единую целевую установку и направлены на своевременное обнаружение отклонений строительного процесса от требований нормативных документов и проекта.

К специфическим организационно-методическим формам контрольно-надзорной деятельности, характерным для осуществления контроля в инвестиционно-строительной сфере, следует отнести: государственную

экспертизу; негосударственную экспертизу; судебную экспертизу; инспекционную проверку.

В соответствии с часть 1 статьи 49 Градостроительного кодекса государственная экспертиза проектной документации организуется застройщиком или техническим заказчиком, который направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением ряда случаев, когда законодательством определено проведение исключительно государственной экспертизы.[1] К подобным случаям следует отнести строительство объектов, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств.

Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 Градостроительного Кодекса РФ.

Не менее значима и эффективна для достижения целей контроля строительная судебная экспертиза, которая проводится на основании вынесенного определения суда для получения судебного доказательства. Строительная судебная экспертиза представляет собой комплекс мероприятий, направленных на проведение определенных обследований, в ходе которых экспертами применяются специальные инженерно-технические знания в области строительного дела, проектирования, материаловедения, составления смет, строительных норм и правил. [5] В ходе строительной экспертизы активно применяются методы фактического контроля, такие как лабораторный анализ, инструментальное исследование.

Требования к процессу осуществления строительной экспертизы дифференцируются в зависимости от основополагающих документов, регламентирующих порядок рассмотрения судебных дел, в том числе Гражданским процессуальным кодексом РФ; Арбитражным процессуальным кодексом РФ; Кодексом об административных правонарушениях. [1,2,3,4]

В соответствии со ст. 79 Гражданско-процессуального кодекса РФ назначение экспертизы осуществляется при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. При этом проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. [2] Участники процесса вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, требующих заключение эксперта, определяется судом. Участники процесса вправе ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

В соответствии со ст. 82 Арбитражно-процессуального кодекса РФ назначение экспертизы осуществляется для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. [3] Основанием для ее назначения могут являться предписание арбитражного суда, закона или договора; необходимость проверки заявления о фальсификации представленного доказательства; необходимость проведение дополнительной или повторной экспертизы.

В соответствии со ст.26.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях экспертиза осуществляется в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы [4]. Основанием для проведения экспертизы является определение, в котором указываются: основания для назначения экспертизы; фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов,

предоставляемых в распоряжение эксперта. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы. Следует учесть, что заключение эксперта не является обязательным для суда, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Проведение строительной экспертизы может быть назначено по решению суда, по ходатайству заинтересованного лица или прокуратуры и в ряде других случаев.

Основание для ее проведением является судебное определение, содержащее задание, то есть перечень вопросов, ответы на которые, должен представить эксперт по результатам строительной экспертизы. В случае если судебная строительной экспертизы инициирована судом судебная инстанция и экспертная организация становятся процессуальными сторонами с четко регламентированными правами и обязанностями.

Результатом строительной экспертизы является формирование на их основе проведенного обследования мотивированного суждения по определенным, значимым для судебного разбирательства, вопросам. Методика проведения строительной экспертизы не входит в сферу процессуального регулирования. Судебный эксперт определяет порядок и состав проверочных процедур исходя из своего профессионального мнения и суждения. Целью судебно-строительной экспертизы является профессиональная оценка полученных ею в ходе обследования сведений и формирование на их основе обоснованных выводов.

Инспекционная проверка направлена на проведение оценки соответствия процессов строительного производства обязательным требованиям. Следует выделить в числе основных направления инспекционных проверок: проверку полноты и своевременности контроля строительных процессов; проверку достоверности оформления результатов производственного контроля;

проверку полноты, достоверности и правильности документирования процедур освидетельствования скрытых работ; проверку правильности проведения и документирования промежуточной приемки выполненных работ и др.

Одним из существенных условий эффективного функционирования инвестиционно-строительной сферы, является то, специалисты, осуществляющие контроль, должны иметь достаточный уровень профессиональной компетенции. В случае необходимости получения дополнительных знаний и навыков необходимо предусмотреть возможность повышения квалификации и переподготовки в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую аккредитацию. Библиографический список:

1. Градостроительный Кодекс РФ : Утвержден 29.12.04 г. № 190-ФЗ (с изм. от 24.11.2014 г.) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: БД Консультант плюс.

2. Гражданско-процессуальный кодекс РФ: Утвержден 14.11.02 г. № 138-ФЗ (с изм. от 21.07.2014 г.) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] -Режим доступа: БД Консультант плюс.

3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ: Утвержден 24.07.02 г. № 95-ФЗ (с изм. от 28.06.2014 г.) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] -Режим доступа: БД Консультант плюс.

4. Кодекс об административных правонарушениях: Утвержден 30.12.01 г. № 195-ФЗ (с изм. от 24.11.2014 г.) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: БД Консультант плюс.

5. Федеральный закон от 01.12.2008 №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

6. Кеворкова Ж.А. Бухгалтерская экспертиза хозяйствующих субъектов: методология и практика [Текст] / Кеворкова Ж.А. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2007. - 228 с. 152

7.Магадова С.О. Особенности формирования и использования оборотных средств предприятий строительной отрасли [Текст] / Магадова С.О. - М.: «Бухучет в строительных организациях», 2012. №1. С.14-19.

8.Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль. [Текст] / Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. - М.: КНОРУС, 2006. - 231 с.

Bibliographic list:

1. The town-planning Code of the Russian Federation Approved 29.12.04, No. 190-FZ (with amendments. from 24.11.2014 g) // Consultant Plus [Electronic

resource] - Mode of access: database Consultant plus.

2. Civil procedure code of the Russian Federation Approved 14.11.02, No. 138-FZ (with amendments. from 21.07.2014 g) // Consultant Plus [Electronic resource] -Mode of access: database Consultant plus.

3. The arbitration procedural code of the Russian Federation Approved 24.07.02, No. 95-FZ (with amendments. from 28.06.2014 g) // Consultant Plus [Electronic resource] - Mode of access: database Consultant plus.

4. The code of administrative offences: Approved 30.12.01, No. 195-FZ (with amendments. from 24.11.2014 g) // Consultant Plus [Electronic resource] - Mode of access: database Consultant plus.

5. Federal law dated 01.12.2008 No. 315-FZ "On self-regulating organizations" (as amended on 24.11.2014 N 359-FZ)

6. Kevorkova J. A. Accounting expertise of business entities: methodology and practice [Text] / kevorkova J. A. - Stavropol: Stavropol publishing house, 2007. -228 S. 152

7.Magadova C. O. Peculiarities of formation and use of working capital in the construction industry [Text] / Magadova S. O. - M.: "accounting in construction companies", 2012. No. 1. C. 14-19.

8.Miller M. C., Panteleyev, A. S., Zvezdin A. L. Revision and control. [Text] / Miller, M. C., Panteleyev, A. S., Zvezdin A. L. - M.: KNORUS, 2006. - 231 C.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.