Научная статья на тему 'Виды коммуникации живой и неживой природы и их классификация'

Виды коммуникации живой и неживой природы и их классификация Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2018
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА / ANIMATE AND INANIMATE NATURE / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / КОММУНИКАНТ / COMMUNICANT / РЕЦИПИЕНТ / RECIPIENT / ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ КОММУНИКАЦИИ / OBJECT AND SUBJECT OF COMMUNICATION / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ / COMMUNICATION WARFARE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стефанов Стефан, Глинская Ирина Юрьевна

Статья призвана продемонстрировать необычный взгляд по известной проблеме взаимодействие живой природы (человек, социум, флора, фауна, цивилизация) с неживой (Земля, Солнце и Звездный мир). Авторы рассматривают модели коммуникации известных авторов, построенные в зависимости от объекта коммуникации, и предлагают свой нетрадиционный взгляд на рассмотрение разновидностей субъектов коммуникации. Коммуникации в современном мире и взаимодействие людей с живыми структурами, природными неживыми структурами и различных структур между собой рассмотрены с целью раскрыть сущность и природу коммуникации человека с окружающим миром и их проявления. Выделены параметры коммуникации и предложена классификация видов коммуникации, проведен анализ сущности коммуникации, форм ее проявления и реализации, определены значащие факторы, средства, объекты и субъекты (структуры живой и неживой природы) для классификации разновидностей коммуникации. Статья адресована тем, кто изучает процессы коммуникации, её особенности в современном мире, её возможные угрозы для человечества в глобальном контексте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды коммуникации живой и неживой природы и их классификация»

ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Для цитирования: Глинская И,Ю., Стефанов С.И. Виды коммуникации живой и неживой природы и их классификация // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №2. 2017. С. 27-37.

Авторы: ГЛИНСКАЯ И.Ю., СТЕФАНОВ С.И.

ГЛИНСКАЯ Ирина Юрьевна - доктор политических наук, доцент Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов; e-mail: irina_glinskaya@mail.ru; СТЕФАНОВ Стефан -кандидат технических наук, профессор Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов (117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6); e-mail: stefanin@mail.ru

Аннотация

Статья призвана продемонстрировать необычный взгляд по известной проблеме - взаимодействие живой природы (человек, социум, флора, фауна, цивилизация) с неживой (Земля, Солнце и Звездный мир). Авторы рассматривают модели коммуникации известных авторов, построенные в зависимости от объекта коммуникации, и предлагают свой нетрадиционный взгляд на рассмотрение разновидностей субъектов коммуникации. Коммуникации в современном мире и взаимодействие людей с живыми структурами, природными неживыми структурами и различных структур между собой рассмотрены с целью раскрыть сущность и природу коммуникации человека с окружающим миром и их проявления. Выделены параметры коммуникации и предложена классификация видов коммуникации, проведен анализ сущности коммуникации, форм ее проявления и реализации, определены значащие факторы, средства, объекты и субъекты (структуры живой и неживой природы) для классификации разновидностей коммуникации. Статья адресована тем, кто изучает процессы коммуникации, её особенности в современном мире, её возможные угрозы для человечества в глобальном контексте.

Ключевые слова: коммуникация, живая и неживая природа, глобализация, коммуникант, реципиент, объект и субъект коммуникации, коммуникационные войны

Человеческие формации прошли различные стадии развития, связанные с устной речью, письменностью, печатным словом, электронными средствами массовой коммуникаций (СМК). По мере трансформации субъектов коммуникации, менялся и её объект. XXI век - век глобализации коммуникаций. Термин «глобализация» отражает качественные изменения в различных сферах социума и цивилизации, в каждой из которых, возникают

новые коммуникативные связи. При более широком рассмотрении, люди связаны не только между собой как личности и как участники социума, но и со всеми объектами, явлениями и событиями в природе, которые их окружают его. Компоненты природы связаны между собой и воздействуют друг на друга независимо от человека. В то же время они воздействуют на отдельного человека и даже на глобальное сообщество. Следовательно, исследователям структуры и процесса коммуникаций необходимо рассматривать не только и состояние структуры (модели) коммуникации, процесс взаимодействия, но и причинно-следственные связи, вызывающие их.

Понятие и авторское структурирование моделей коммуникации

Понятие «коммуникация» (от лат. communication), означает - делаю общим, общаюсь, взаимодействую. Это процесс, протекающий между отправителем и получателем сообщения - передача информации от субъекта объекту и обратно. При таком рассмотрении коммуникация - это разновидность взаимодействия между субъектами [Глинская, Трубникова, 2013, с. 13]. Исключение составляет автокоммуникация, когда субъект общается с самим собой и одновременно выступает и как коммуникант, и как реципиент. Существуют и другие определения термина «коммуникация»: «коммуникация (лат. communicatio, от communico - делать общим, делать сообща, связывать, общаться), взаимодействие людей и животных, предполагающее обмен информацией с помощью специализирующих сигналов -посредников. В человеческом обществе коммуникация - общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, поступками. Коммуникация осуществляется посредством знаков; основным средством человеческой коммуникации считается вербальный (словесный) язык. В то же время невербальная коммуникация (жесты, мимика, условные знаки и т.д.) первична по происхождению, шире по объёму и иногда важнее для взаимопонимания»

При более широком рассмотрении коммуникация - это процесс, протекающий между отправителем и получателем, передача информации и взаимодействие (связь, воздействие) между живыми и неживыми структурами (компонентами) природы.

Сегодня широко известны модели коммуникации, сформированные известными авторами по различным основаниям классификации [Глинская, Трубникова, 2013, с. 15].

1) лингвистическая (У. Матурано);

2) литературная (В. Шкловский);

3) герменевтическая (Г. Шлет);

4) семиотическая (Ю. Лотман);

5) культурологическая (М. Бахтин);

6) психоаналитическая (З. Фрейд);

7) архетипическая (К.Г. Юнг);

8) психотерапевтическая (Ж.М.Э. Лакан);

9) «спираль молчания» (Э. Ноэль-Нойман);

10) диффузная (Э. Роджерс);

11) «привратника» (К. Левин);

12) мифологическая (Р. Барт, К. Леви-Стросс, Б. Малиновский) и др.;

13) цветовая (социальная коммуникация, осуществляемая с помощью цветовых символов) (И. Глинская, С. Стефанов).

Важность учета перечисленных выше моделей при их теоретической интерпретации и практическом применении обоснована следующими факторами:

- Лингвистическая модель крайне важна, поскольку в качестве объекта коммуникации используется язык (определенная система знаков), с помощью которой информации придается смысловое значение.

- Литературная модель предполагает структуру или схему, по которой строится то, или иное литературное произведение.

- Герменевтическая модель подчеркивает значение слова в контексте для расшифровки текста или его перевода на другой язык.

- Семиотическая модель показывает значимость символа в объекте коммуникации, используемого для кодирования информации.

- Культурологическая модель подчеркивает диалогичность праздничной коммуникации, ее театральность, яркость, многовариантность.

- Психоаналитическая модель подчеркивает значение подсознательных процессов индивида, является основой для подпороговой коммуникации.

- Архетипическая модель используется в рекламе, при формировании имиджа известных личностей, обращая внимание на пласт древней культуры, ее национальные особенности.

- Психотерапевтическая модель подчеркивает особенности психики людей, их способности, и применяется для обучения языкам, в тренингах, (например, используя нейролингвистическое программирование).

- «Спираль молчания» - модель, используемая при формировании общественного мнения, когда люди из-за страха изоляции в обществе, сохраняют молчание, присоединяясь к большинству.

- Диффузная модель показывает коммуникацию инноваций, степень их распространения в обществе.

- Модель привратника подчеркивает значимость тех, кто работает с информацией, наделяя ее новыми смыслами.

- Мифологическая модель наиболее актуальна в современной социальной коммуникации, где создаются и внедряются в сознание граждан новые социально-политические мифы.

- Цветовая модель подчеркивает значение цвета в коммуникации (например, в геральдике государств, городов, логотипов товаров и др.).

Подчеркнем особенности цветовой модели коммуникации, предлагаемой авторами статьи. Человек воспринимает окружающую среду не только в виде картины, в которой имеются статические и динамические образы (контуры), но и в многоцветье радуги, включая смешение цветов, дающую широчайшую палитру для передачи и восприятия ее людьми. Цвет, как символ коммуникации несет огромную нагрузку и социальных организационных коммуникациях и в межличностных отношениях. Человека окружает цвет, люди краснеют от стыда и зеленеют от злости. Расы сформировались по цвету кожи. Цветовые гаммы стали использоваться как фирменные цвета, значительно упрощая идентификацию организаций и усиливая таким способом свои коммуникативные свойства.

Отличительные признаки и социальные задачи коммуникации

Люди - обитатели Галактики, дети Солнца, думающие создания Земли. Люди сотканы из вещества, существуют в различных измерениях полей и времени. Жизнь человека и всего человечества протекает в узелке двух бесконечностей - прошлого и будущего.

Люди - не просто живые существа, а индивидуумы и участники социума. В подсознании человека существует и низменное (борьба за власть, алчность, зависть, инстинкты), и возвышенное (любовь, сострадание, альтруизм). Эти чувства проявляются особенно ярко в межличностной, личностно- социальной коммуникации.

Любой человек всегда находится в текущем процессе коммуникации. Умение эффективно построить коммуникационный процесс создает предпосылки для успеха. Таким образом, основными социальными задачами социальной коммуникации являются:

1) создание и поддержание общей картины мира;

2) создание картины отдельной общности (страны, группы и не только);

3) передача ценности культуры из поколения в поколение (в темпоральном разрезе).

Отличительными признаками коммуникации являются:

1. Наличие не менее одного или двух и более субъектов или объектов (отдельный человек, группа людей, общество и природа в целом) и средство коммуникации (объект).

2. Наличие передаваемых сведений в виде информации, описывающей материальный или нематериальный объект.

3. Целесообразность или функциональность, свойственная коммуникации [Глинская, Трубникова, 2013, с. 15].

Исходя из сказанного, можно сделать вывод: коммуникация есть прямое или опосредованное целесообразное взаимодействие двух или более субъектов (структур) посредством определенных символов.

Разновидности коммуникации

В работе Ф.И. Шаркова [Шарков, 2003, с. 269-270] даны определения и разновидности коммуникации, выделенные по различным основаниям классификации:

дистанционная, локальная, уличная (по пространству); аксиальная (по направлению); активная, пассивная (по силе воздействия); аудиовизуальная, вербальная, визуальная, невербальная, семиотическая (по объекту коммуникации); внутригрупповая, межличностная, межгрупповая, групповая, множественная, социальная, массовая, международная (по участникам коммуникации); внутриличностная (автокоммуникация); деловая, манипулятивная, маркетинговая, научная, политическая, производственная, протестная, рекламная, учебная, эксклюзивная (по цели); конфликтная, кризисная, экспрессивная (по результату); культурно-духовная, межкультурная, художественная (по влиянию культуры); моментальная, длительная (по времени); непосредственная, опосредованная (по структуре коммуникации); публичная, непубличная, офисная (по месту).

Из приведенных примеров можно заключить, что участниками коммуникации (отправитель и получатель), которые порождают и интерпретируют сообщения, могут быть как индивиды, так и общественные институты, социальные структуры, социумы и цивилизации в целом.

Ниже дана классификация видов коммуникации в зависимости от участников коммуникации, в системе человек - социум - фауна - флора -цивилизация.

Таблица 1. Участники и разновидности коммуникации в зависимости от участников коммуникации

Коммуникации Разновидности коммуникаций в зависимости от участников коммуникации

человек социум цивилизация растения животные

Авто- Автоличностная Авто- Авто- Авто-фито Авто-зоо

коммуникация социальная цивилизационная

Личностная Межличностная Личностно-социальная Личностно-цивилизационная Личностно -фито Личностно-зоо

Социальная Социально-личностная Межсоциальная Социально-цивилизационная Социально-фито Социально-зоо

Цивилизацион- Цивилизационно Цивилизаци Меж- Цивилизационно Цивилизацион

ная -личностнная онно- социальная цивилизационная -фито но-зоо

Фитоко- Фито- Фито- Фито- Межфитовая Фито-зоо

ммуникация личностная социальная цивилизационная

Зоо- Зоо-личностная Зоо- Зоо- Зоо-фито Межзоо

коммуникации социальная цивилизационная

Раскроем содержание типов коммуникаций, приводимых в таблице 1:

Автокоммуникация - субъект общается, взаимодействует с самим собой, трансформируя своё сознание.

Личностная коммуникация - коммуникация между отдельными личностями (межличностная) или между личностями в группе. Личностная коммуникация подразделяется на: (а) личностную однополую (мужчины с мужчинами, женщины с женщинами, мальчики с мальчиками или девочки с девочками); (б) личностно-разнополую (гендерную) - мужчины с женщинами или девочки с мальчиками), семейная (муж с женой, бабушка и дедушка с внуками, супруги с детьми), кровно-родственная (коммуникация между кровными родственниками); коллегиальная (коммуникация между коллегами); другие виды коммуникации на базе различных межличностных связей (однокурсники, соотечественники и др.).

Социальная коммуникация - коммуникация социума или других социумов с личностью, коммуникация отдельных структур социума между собой в пределах одного социума, между социумами или их структурами. А также коммуникация социума со структурами цивилизаций как часть её или с другими цивилизациями, с растениями и животными.

Цивилизационная коммуникация - коммуникация личности в рамках своей цивилизации или других цивилизаций; социума в рамках своей цивилизации или других цивилизаций; цивилизации в рамках своей цивилизации или других цивилизаций. Сюда же можно отнести коммуникации, в котрые вступает цивилизация с растениями и животными.

Фитокоммуникация - коммуникация между растениями или между растениями с человеком, социумом, цивилизацией и животными.

Зоокоммуникация - коммуникация между животными, животные с растениями, животные с человеком, животные с социумом и животные с цивилизацией.

В рассмотренных коммуникациях могут быть две разновидности результатов - гармоничные и конфликтные (коммуникационные конфликты или войны). Для большей наглядности сведем примеры в таблицу 2.

Таблица 2. Гармоничные и конфликтные коммуникации

Коммуникации Гармоничные взаимоотношения Конфликтные взаимоотношения

Автокомуникация Счастье, радость, расцвет, рост, развитие, гармония, стабильность, любовь к себе Угрызение совести, распад личности, раздвоение личности недовольство, переоценка ценностей, агрессия

Межличностная однополая коммуникация Взаимопомощь, взаимопонимание, дружба Споры, ссоры, конфликты, коммуникационные войны

Межличностная разнополая (гендерная) коммуникация Взаимопомощь, дружба, любовь Споры, ссоры, конфликты, коммуникационные войны

Социальная коммуникация Процветание, стабильность Недовольство, агрессия, демонстрации, революции, гражданская война

Цивилизационная Мирное сосуществование, взаимопомощь, историческая приемственность Экономические блокады, информационные и коммуникационные войны, вооруженные конфликты

Зоокоммуникация Взаимопонимание, взаимопомощь, забота, симбиоз Агрессия, нападения, эксплуатация, уничтожение

Фитокоммуникация Забота, симбиоз Уничтожение, варварство, загрязнение

Все виды коммуникации приводят к развитию или к разрушению внутренней структуры коммуникации. Например, в автокоммуникации человек размышляет и приходит к определенному решению. Таким образом, в структуре его коммуникации появилось дополнение в виде нового результата. Это дополнение становится его достоянием, приступая к реализации своего решения, он создает новый продукт: рисует картину, пишет стихотворение или песню, сажает дерево. В коммуникации Человек-Социум последнее воздействует на человека, меняя его, а человек также может повлиять на изменение социума.

Можно расширить классификацию видов коммуникации, рассматривая подсистемы указанных базовых оснований классификации. Классификация коммуникации между живой и неживой Природа является одновременно объединяющим и разъединяющим фактором между целым и её компонентами. Мембраны ощущения и восприятия, созданные Природой (глаза, уши, язык, нос и покров тела) и человеком (телескопы, микроскопы, солнечные очки,) расширяют возможности, эмоции человека, а иногда делают субъективным и иллюзорным его восприятие мира (например, с помощью алкоголя и наркотиков).

Люди постоянно взаимодействуют с окружающим их миром, обмениваясь информацией, веществом, энергией, приобретая все это у Природы. Взаимодействие между неживыми структурами природы - на основе закона всемирного тяготения, электромагнитных волн и других излучений. Красиво звучит поэтичное выражение этих процессов: «Звезда с звездою говорит» (Лермонтовым), «Земное эхо солнечных бурь» (Чижевским). Такие художественные приемы обогащают как содержание коммуникации, так и самих участников коммуникации, меняя определенным образом содержательные или формальные структуры коммуникаций.

Таблица 3. Коммуникация структур неживой и живой природы

Структуры Структуры воздействия

реципиентов Земля Солнечная система Звездные миры

люди терраличнстная гелиоличностная астроличностная

социум терасоциальная гелиосоциальная астросоциальная

человечество (цивилизации) террацивилизационн ая гелиоцивилизационная астроцивилизационная

растения террафито гелиофита астрофито

животные терразоо гелиозоо астрозоо

В каждой ячейке Таблицы 3 дано название коммуникаций без слова «коммуникация». Термин «терра» предложил студент ИМЭБ РУДН Михаил Смирнов. Метафорично можно было бы определить каждую ячейку первой строки - сознательные ростки на Земле, дети Солнца, обитатели звездного мира.

Примеров осуществления названных типов и видов коммуникаций описывается множество в художественных произведениях. Например, постоянно общаются между собой Герои сказок. Вспомним хотя бы такие сказки как «Колобок», «Красная шапочка», «Золотой петушок», «Серый волк», «Дедушкина рукавичка», «Баба Яга», «Золотая рыбка» и др. О разных видах коммуникации далее поговорим на примере сказки Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пётр Павлович Ершов (1815—1869) родился в Сибири. В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. Однако, вряд ли Пётр Павлович Ершов мог предположить, какое великое множество разновидностей коммуникации он использовал в сказке «Конёк-Горбунок». Это очевидно, несмотря на то, что термин «коммуникация» он вовсе не использовал. Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин отозвался о ней с большой похвалой. Она имеет огромный успех у читателей и зрителей уже третье столетие. В чем же секрет ее успеха? Возможно в использовании множества видов коммуникации.

Примеры их приводятся ниже:

Межличностная коммуникация: «Эй вы, сонные тетери! Отпирайте брату двери, Под дождём я весь промок С головы до самых ног». Братья двери отворили,

Астроличностная коммуникация: Звёзды на небе считает Да краюшку уплетает.

Автоличностная коммуникация: «Эхе-хе! так вот какой Наш воришка!.. Но, постой,

И теперь, примолвить снова, Нет препятства никакого Завтра утром, светик мой, Обвенчаться мне с тобой. Но не хочешь ли, дружочек, Свой увидеть перстенёчек? Он в дворце моём лежит». Царь-девица говорит: «Знаю, знаю! Но, признаться, Нам нельзя ещё венчаться». «Отчего же, светик мой? Я люблю тебя душой, Мне, прости ты мою смелость, Страх жениться захотелось.

Я шутить ведь не умею, Разом сяду те на шею. Вишь, какая саранча!»

Зооличностная коммуникация: На другой день утром рано, Разбудил конёк Ивана: «Гей! Хозяин! полно спать! Время дело исправлять!»

Социальная коммуникация: Вот он въехал в конный ряд. На колени все тут пали И «ура!» царю кричали.

Автокоммуникация: «Тьфу ты, дьявольская сила! Эк их, дряни, привалило! Чай, их тут с десятков с пять. Кабы всех переимать — То-то было бы поживы! Неча молвить, страх красивы! Ножки красные у всех; А хвосты-то - сущий смех! Чай, таких у куриц нету;

А уж сколько, парень, свету Словно батюшкина печь!»

Гендерная коммуникация: «Перстень твой, душа, найден, — Сладкогласно молвил он, —

Если ж ты..., то я умру Завтра ж с горя поутру. Сжалься, матушка царица!»

Зоосоциальная коммуникация: Кит сердито закричал И усами закачал. Осетры тут поклонились, В земский суд бежать пустились

Социальная коммуникация: «Эко диво! - все кричали. — Мы и слыхом не слыхали, Чтобы льзя похорошеть!» Царь велел себя раздеть, Два раза перекрестился, — Бух в котёл - и там сварился! Царь-девица тут встаёт, Знак к молчанью подаёт, Покрывало поднимает И к прислужникам вещает: «Царь велел вам долго жить! Я хочу царицей быть. Люба ль я вам? Отвечайте! Если люба, то признайте Володетелем всего — И супруга моего!» Тут царица замолчала, На Ивана показала. «Люба, люба! - все кричат. — За тебя хоть в самый ад! Твоего ради талана Признаём царя Ивана!»

Коммуникация - это связь между участниками коммуникации. Участники воздействуют друг на друга, меняя, сближаясь, или удаляясь друг от друга. Эти связи очень сложные, удивительные, тонкие, невидимые, а иногда и опасные делают коммуникацию сложной, а её результаты не поддаются прогнозированию. Это поэтично выразил поэт Валерий Брюсов в стихотворении «Сонет к форме» Процитируем всего две кварты из этого замечательного стихотворения:

Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка. Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе.

В заключение можно сделать выводы о том, что классификация разновидностей коммуникации:

1. Улучшает взаимопонимание между специалистами в сфере коммуникации.

2. Осуществляется конкретизация и уточнение терминологии.

3. Формируется база данных для систематизации и прогнозирования развития коммуникации.

4. Намечается некий ориентир для создании новых разновидностей коммуникации и модификации существующих.

5. Возможность уточнять структуры планов, стандартов и программ, по которым проводится обучение студентов основам теории коммуникации.

6. Структурируются в целом знания проблем коммуникации.

7. Появляется ясность, четкость и однозначность формулировок при создании рекомендующих и регламентирующих документов.

Коммуникации между живой и неживой природой породили множество направлений в науке, такие как геология, география, естествознание, философия, математика, изучение Солнечной системы и космоса, космонавтика, астрономия, астрофизика и не только.

Особенности и сложности коммуникации состоят в индивидуальности и разнообразии участников коммуникации, но предвидеть результаты коммуникации практически невозможно.

Виды коммуникации имеют свойство трансформации. Они обновляются, модифицируются, создаются новые. Проблема классификация разновидностей коммуникации является перманентной. Составление новых классификаций помогает структурировать знания в той или иной области.

Источники

1. Владимирова Т. Призвание в общение. Русский дискурс в межкультурной коммуникации. М., 2007.

2. Глинская И. Человек в системе массовых коммуникаций. М: Проспект, 2009.

3. Глинская И., Трубникова Н. Основы теории коммуникации. М.: У Никитских ворот, 2013.

4. Стефанов С. Полиграфия от А до Я: энциклопедия. М., 2009.

5. Шарков Ф. Основы теории коммуникации. М., 2003.

THE COMMUNICATION OF ANIMATE AND INANIMATE NATURE AND THEIR CLASSIFICATION

For citation: Glinskaya I. Yu., Stefanov S. The communication of animate and inanimate nature and their classification. In: Communicology: the online scientific journal. Vol. 2. No. 2. 2017. P. 27-37.

Authors: GLINSKAYA Irina Yu., STEFANOV Stefan

GLINSKAYA Irina Yu., Dr. Sci. (Politology), Associate Professor of advertising and business communication department of the Institute of World Economics and Business (International School of Business), Peoples' Friendship University of Russia; e-mail: irina_glinskaya@mail.ru; STEFANOV Stefan, Cand. Sci. (Technical Sciences), Professor of advertising and business communications department, Institute of World Economics and Business (International School of Business), Peoples' Friendship University of Russia; email: stefanin@mail.ru.

Abstract. The paper is intended to demonstrate an unusual view on the famous problem of the interaction of nature (people, society, flora, fauna, and civilization) and inanimate (Earth, Sun and Space) live. The authors examine communication models of famous authors, based on the different objects of communication, and offer their unconventional view on the variety of subjects of communication. Selected communication options, and a classification of the types of communication are presented in the article. The article is addressed to those who study the processes of communication and its peculiarities in the modern world, its potential threat to humankind in a global context.

Keywords: communication, animate and inanimate nature, globalization, communicant, recipient, object and subject of communication, communication warfare

References:

1. Vladimirova T. Prizvanie v obshchenie. Russkij diskurs v mezhkul'turnoj kommunikacii. M., 2007.

2. Glinskaya I. Chelovek v sisteme massovyh kommunikacij. M.: Prospekt, 2009.

3. Glinskaya I., Trubnikova N. Osnovy teorii kommunikacii. M.: U Nikitskih vorot, 2013.

4. Stefanov S. Poligrafiya ot A do YA: ehnciklopediya. M., 2009.

5. Sharkov F. Osnovy teorii kommunikacii. M., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.