Научная статья на тему 'ВИДЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ВИДЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные методы / неимитационные и имитационные технологии / современная педагогика / онлайн анкетирование / видеои аудиоматериалы. / interactive methods / non-imitation and simulation technologies / modern pedagogy / online questioning / video and audio materials.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова Ойдин Сапоевна

интерактивные методы очень сложно классифицировать, так как многие из них являются переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот, одни и те же методы встречаются под разными названиями: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, экскурсии, социальные проекты, соревнования, спектакли, интерактивная лекция, ученик в роли учителя, «каждый учит каждого», обсуждение сложных и дискуссионных проблем, проектный метод, шкала мнений, дискуссия, дебаты, симпозиум, «мозговой штурм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF INTERACTIVE METHODS AND TECHNOLOGIES OF LEARNING AND FEATURES OF THEIR APPLICATION IN PRIMARY SCHOOL

interactive methods are very difficult to classify, as many of them are a combination of several techniques. The use of certain methods depends on various reasons: the purpose of the lesson, the experience of the participants and the teacher, their taste. It is also necessary to stipulate the conventionality of the names of many methods. Often the same name is used to denote different content, and vice versa, the same methods are found under different names: creative tasks, work in small groups, educational games, excursions, social projects, competitions, performances, interactive lecture, student in the role of a teacher, “everyone teaches everyone”, discussion of complex and debatable problems, project method, scale of opinions, discussion, debates, symposium, brainstorming.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Садыкова O.C.

Садыкова Ойдин Сапоевна - преподаватель, кафедра английского языка начального образования № 2, факультет английского языка , Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: современное языковое образование в настоящее время рассматривается как процесс становления личности, приобретение ею определенных навыков, компетенций, которые она может использовать в повседневной жизни. Таким образом, в преподавании иностранных языков появляется необходимость использования таких систем, методов и технологий обучения, которые будут обеспечивать развитие познавательных, коммуникативных и многих других способностей учащихся. В условиях компетентностного подхода они направлены на развитие познавательных способностей учащихся и их активность в процессе обучения.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, методика обучения, пассивный тип, активный тип, интерактивное обучение, взаимообучение.

ASPECTS OF RESEARCH OF INTERACTIVE METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL Sadykova O.S.

Sadykova Oydin Sapoevna - Lecturer, DEPARTMENT OF ENGLISH LANGUAGE OF PRIMARY EDUCATION № 2, ENGLISH FACULTY, UZBEK STATE UNIVERSITY OF WORLD LANGUAGES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: modern language education is currently considered as a process of becoming a person, acquiring certain skills and competencies that he can use in everyday life. Thus, in the teaching of foreign languages, there is a need to use such systems, methods and teaching technologies that will ensure the development of cognitive, communicative and many other abilities of students. In the conditions of the competence-based approach, they are aimed at developing the cognitive abilities of students and their activity in the learning process. Keywords: communicative competence, teaching methodology, passive type, active type, interactive learning, mutual learning.

Источник активности в обучении может быть определен как личностное свойство, которое приобретается и развивается в организованном процессе познания. В качества источника активности также могут выступать формы и способы работы преподавателя, активизирующие процесс обучения. В теоретических обзорах литературы, представленных Т.С. Паниной, Г.К. Селевко [1] подчеркивается, что широкий ряд исследователей (Б.Ц. Бадмаев, С.М. Кашапов, А.М. Смолкин, Л.Г. Семушина, В.А. Скакун, С.Д. Смирнов, А.П. Панфилова и др.) выделяют в ряду активизирующих методов интерактивные методы обучения.

В методике обучения иностранным языкам существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует та, в основе которой отражена именно роль обучающегося. Это традиционная классификация, предложенная Я. Голмитом еще в 60-х годах XX столетия, была описана в работах Плаксиной [2], и она включает в себя 3 метода:

1. Пассивный (репродуктивный) тип обучения.

Учащийся выступает «объектом» обучения. Он должен усвоить и воссоздать материал, данный ему учителем, текстом учебника, т.е. источником правильных знаний. К соответствующим методам об учения относят методы, при которых учащиеся лишь слушают и смотрят (лекция-монолог, чтение, пояснение, демонстрация и воспроизводящий опрос учащихся). Ученики, как правило, не общаются один с другим и не выполняют никаких творческих заданий.

2. Активное обучение.

Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся.

Учащийся выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания (часто домашние), вопросы от учащихся к учителю и наоборот, что развивает творческое мышление.

3. Интерактивное обучение.

Учебный процесс осуществляется при условии активного постоянного взаимодействия всех учащихся. Это самообучение, взаимообучение (коллективное, групповое обучение в сотрудничестве), где учащийся и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. Педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы.

Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Оно эффективно способствует формированию умений, навыков и ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу легко решить многие задачи за счет одного лишь интерактивного метода.

В нашей системе образования основной структурной единицей образовательного процесса по иностранному языку в школе является урок. Он рассматривается как сложный акт общения. Общение в процессе обучения может быть «односторонним» и «многосторонним». При «одностороннем» общении организация учебного процесса осуществляется с преобладанием фронтальных форм работы, то есть когда учитель, спрашивая, побуждает ученика к речевой деятельности и тот отвечает. При «многостороннем» общении типичными формами работы на занятии будут являться групповые, коллективные виды взаимодействия, в котором учащийся имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности. Именно при организации «многостороннего общения» во время урока иностранного языка происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса, создаются возможности для раскрытия личности в каждом ученике.

Список литературы /References

1. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.

2. Плаксина И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. Пособие / И.В. Плаксина; Владим. гос. университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. 163 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.