АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Садыкова O.C.
Садыкова Ойдин Сапоевна - преподаватель, кафедра английского языка начального образования № 2, факультет английского языка , Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: современное языковое образование в настоящее время рассматривается как процесс становления личности, приобретение ею определенных навыков, компетенций, которые она может использовать в повседневной жизни. Таким образом, в преподавании иностранных языков появляется необходимость использования таких систем, методов и технологий обучения, которые будут обеспечивать развитие познавательных, коммуникативных и многих других способностей учащихся. В условиях компетентностного подхода они направлены на развитие познавательных способностей учащихся и их активность в процессе обучения.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, методика обучения, пассивный тип, активный тип, интерактивное обучение, взаимообучение.
ASPECTS OF RESEARCH OF INTERACTIVE METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL Sadykova O.S.
Sadykova Oydin Sapoevna - Lecturer, DEPARTMENT OF ENGLISH LANGUAGE OF PRIMARY EDUCATION № 2, ENGLISH FACULTY, UZBEK STATE UNIVERSITY OF WORLD LANGUAGES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: modern language education is currently considered as a process of becoming a person, acquiring certain skills and competencies that he can use in everyday life. Thus, in the teaching of foreign languages, there is a need to use such systems, methods and teaching technologies that will ensure the development of cognitive, communicative and many other abilities of students. In the conditions of the competence-based approach, they are aimed at developing the cognitive abilities of students and their activity in the learning process. Keywords: communicative competence, teaching methodology, passive type, active type, interactive learning, mutual learning.
Источник активности в обучении может быть определен как личностное свойство, которое приобретается и развивается в организованном процессе познания. В качества источника активности также могут выступать формы и способы работы преподавателя, активизирующие процесс обучения. В теоретических обзорах литературы, представленных Т.С. Паниной, Г.К. Селевко [1] подчеркивается, что широкий ряд исследователей (Б.Ц. Бадмаев, С.М. Кашапов, А.М. Смолкин, Л.Г. Семушина, В.А. Скакун, С.Д. Смирнов, А.П. Панфилова и др.) выделяют в ряду активизирующих методов интерактивные методы обучения.
В методике обучения иностранным языкам существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует та, в основе которой отражена именно роль обучающегося. Это традиционная классификация, предложенная Я. Голмитом еще в 60-х годах XX столетия, была описана в работах Плаксиной [2], и она включает в себя 3 метода:
1. Пассивный (репродуктивный) тип обучения.
Учащийся выступает «объектом» обучения. Он должен усвоить и воссоздать материал, данный ему учителем, текстом учебника, т.е. источником правильных знаний. К соответствующим методам об учения относят методы, при которых учащиеся лишь слушают и смотрят (лекция-монолог, чтение, пояснение, демонстрация и воспроизводящий опрос учащихся). Ученики, как правило, не общаются один с другим и не выполняют никаких творческих заданий.
2. Активное обучение.
Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся.
Учащийся выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания (часто домашние), вопросы от учащихся к учителю и наоборот, что развивает творческое мышление.
3. Интерактивное обучение.
Учебный процесс осуществляется при условии активного постоянного взаимодействия всех учащихся. Это самообучение, взаимообучение (коллективное, групповое обучение в сотрудничестве), где учащийся и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. Педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы.
Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Оно эффективно способствует формированию умений, навыков и ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу легко решить многие задачи за счет одного лишь интерактивного метода.
В нашей системе образования основной структурной единицей образовательного процесса по иностранному языку в школе является урок. Он рассматривается как сложный акт общения. Общение в процессе обучения может быть «односторонним» и «многосторонним». При «одностороннем» общении организация учебного процесса осуществляется с преобладанием фронтальных форм работы, то есть когда учитель, спрашивая, побуждает ученика к речевой деятельности и тот отвечает. При «многостороннем» общении типичными формами работы на занятии будут являться групповые, коллективные виды взаимодействия, в котором учащийся имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности. Именно при организации «многостороннего общения» во время урока иностранного языка происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса, создаются возможности для раскрытия личности в каждом ученике.
Список литературы /References
1. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.
2. Плаксина И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. Пособие / И.В. Плаксина; Владим. гос. университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. 163 с.