УДК 377.5
Ильиных Е.М.
студент-магистрант профессионально-педагогического института Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия)
ВИДЫ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ МЯГКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА «МИДИС»
Аннотация: настоящая статья рассматривает актуальную проблему развития мягких навыков (soft skills) у студентов колледжей. Анализируются основные виды мягких навыков, востребованные на современном рынке труда, и предлагаются эффективные способы их развития в рамках образовательного процесса и внеучебной деятельности. Особое внимание уделяется интеграции развития soft skills в учебные программы и использование инновационных методик обучения.
Ключевые слова: мягкие навыки, студенты колледжей, профессиональное образование, развитие личности, компетенции, инновационные методики.
Современный рынок труда предъявляет все более высокие требования к специалистам, не ограничиваясь только профессиональными знаниями и умениями (hard skills). Мягкие навыки (soft skills) - личные качества и межличностные компетенции - становятся критическими факторами успешной карьеры и самореализации. Студенты колледжей, будущие специалисты различных отраслей, нуждаются в целенаправленном развитии мягких навыков, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда [4].
Ассоциацией тренеров Российского Союза Молодёжи составлен список из 14 важных гибких навыков, которые помогут не потеряться в будущем — это коммуникация, критическое мышление, сервисность (клиентоориентированность), управление проектами, людьми и собой,
наставничество и менторинг, решение проблем, принятие решений, эмоциональный интеллект, ненасильственное общение, управление знаниями, работа в режиме неопределенности, бережливое производство, экологическое мышление, самоанализ и саморефлексия [5].
Мы выделили шесть навыков, которые необходимы студентам колледжа МИДИС по специальности «Промышленный дизайн»: коммуникации, критическом мышлении, проектном мышлении, наставничестве и менторинге, эмоциональном интеллекте, креативном сознании.
1. Коммуникация — это передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми. Например, приветствие, короткий разговор или покупка товаров в магазине. Коммуникация помогает налаживать контакты, чтобы удовлетворять человеческие потребности, выполнять жизненные и профессиональные задачи. В ближайшие десятилетия люди точно будут общаться друг с другом, поэтому навык будет актуальным независимо от изменений способов коммуникации.
В блок коммуникации входят два важных навыка:
а) деловое общение — умение вести переписку и переговоры с коллегами, клиентами и руководителями, чтобы решать задачи и добиваться поставленных целей.
б) презентация и ораторское искусство — умение понятно и четко говорить, доносить свои идеи до других людей, чтобы вас понимали и запоминали.
Для развития этого навыка предполагается общение с конкретной целью, например, проведение переговоров с клиентом, презентации или лекции. В колледже ежемесячно проводится клуб дебатов, устраиваются дискуссии по актуальным темам.
2. Критическое мышление — это способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. Мы постоянно находимся в информационном потоке. В нём легко потеряться, потерять фокус внимания или стать жертвой манипуляций. Навык помогает проверять информацию,
искать взаимосвязь между фактами, рационально мыслить, принимать верные решения и сформулировать сильные аргументы. Развитие критического мышления - это непрерывный процесс, требующий практики и самодисциплины. Чем больше студент занимается анализом информации, решением сложных задач и обсуждением различных точек зрения, тем более эффективно он развивает этот важный навык.
3. Проектное мышление - это способность системно анализировать задачи, выявлять ключевые проблемы и разрабатывать эффективные решения с учётом ограничений по ресурсам и времени. Этот навык становится все более востребованным в современном мире, независимо от возраста и профессии. Его суть - постоянное понимание текущей фазы работы над целью и фокусировка усилий на наиболее важных аспектах [3].
Проектный подход основан на простом алгоритме: определение проблемы, формулирование цели и планирование результата. Практически любая деятельность - от создания веб-сайта до организации масштабного мероприятия - представляет собой проект. Каждый проект объединяет различных участников: заказчиков, исполнителей, консультантов и внешних заинтересованных сторон. Менеджер проекта находится в центре этой системы, координируя действия всех участников и отвечая за конечный результат.
В условиях перехода российских организаций, включая бизнес, некоммерческие структуры и государственные органы, к проектному управлению, владение навыками управления проектами становится ключевым фактором успеха. В колледже МИДИС этому уделяется особое внимание: специально выделенные часы учебного времени посвящены проектной деятельности, где студенты получают практический опыт в разработке новых и улучшении существующих проектов, учатся определять цели, сроки и этапы реализации.
4. Наставничество и менторинг — Наставничество — это неформальный процесс обмена знаниями, социальным опытом и психологическая поддержка, получаемая обучаемым в работе, карьере и
профессиональном развитии. Менторинг — это самая эффективная форма поддержки коучей, один из методов обучения, при котором более опытный коуч (ментор) делится имеющимися знаниями со своими подопечными на протяжении определенного времени с целью помочь им более эффективно выполнять работу и строить карьеру.
Традиционное обучение часто не учитывает все нюансы современного рынка труда. Существует разрыв между компетенциями, которые мы получаем в университете и тем, что требуется на реальной работе. Чтобы быстрее вырасти профессионально и адаптироваться к требованиям рынка, нужен наставник или ментор. Наставник поможет составить план обучения и следить за результатами. С ним работают регулярно, чтобы видеть прогресс и корректировать свое обучение. Если человек становится наставником, он может делиться умениями и знаниями с другими людьми, которым нужна эта компетенция, адаптировать команду к задаче, проекту или рабочему месту [1].
5. Эмоциональный интеллект - это умение распознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих, а также использовать эти знания для эффективного взаимодействия и принятия решений. Он помогает справляться с трудностями, строить крепкие отношения и достигать целей. Например, заметив усталость аудитории во время презентации, человек с развитым эмоциональным интеллектом сделает перерыв, чтобы сохранить внимание слушателей.
Развивать эмоциональный интеллект можно, тренируя эмпатию -способность сопереживать себе и другим. Обращайте внимание на свои эмоции и эмоции окружающих, анализируйте их причины и влияние на других. Учитесь контролировать свои реакции и принимать решения, основанные на понимании эмоционального контекста ситуации. Это способствует более эффективному общению и лучшему взаимодействию с людьми [2].
6. Креативность, или креативное мышление, — это способность генерировать оригинальные и при этом ценные идеи. Главное свойство идеи, придуманной с использованием креативного мышления, — это возможность
воплотить её в жизнь и польза, которую она принесёт. Это отличает её от идеи, созданной в результате фантазирования. Креативность важна не только в работе, но и при решении повседневных жизненных задач. Например, творческий подход часто спасает, когда делаешь ремонт или путешествуешь.
Развитие мягких навыков у студентов колледжей является важной задачей для повышения их конкурентоспособности на рынке труда и успешной самореализации. Комплексный подход, включающий интеграцию развития мягких навыков в учебные программы, использование инновационных методик обучения и активную внеучебную деятельность, позволяет эффективно формировать необходимые компетенции и способствует гармоничному развитию личности будущего специалиста. Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку более эффективных методик и инструментов для оценки и развития мягких навыков в контексте профессионального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беркович М.А., Кофанова Т.В., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования. -Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление, 2018. - №4. - С. 64-68;
2. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник РУДН. Серия "Психология и педагогика". - 2018. - Т.15, № 3. - С. 350-363;
3. Шрайбер А.Н. Методика формирования soft skills (мягких навыков) у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2018. №2. С. 145-152;
4. Будущее удаленной работы [Электронный ресурс]. URL: https://usefyi.com/future-of-remote-work/ (дата обращения 9.11.2024);
5. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. [Электронный ресурс]. URL: https:// w.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 5.12.2024)
Ilyinykh E.M.
South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia)
TYPES AND WAYS OF DEVELOPING SOFT SKILLS IN STUDENTS OF THE COLLEGE "MIDIS"
Abstract: this article examines the actual problem of the development of soft skills among college students. The main types of soft skills in demand in the modern labor market are analyzed, and effective ways of their development within the framework of the educational process and extracurricular activities are proposed. Special attention is paid to the integration of soft skills development into educational programs and the use of innovative teaching methods.
Keywords: soft skills, college students, vocational education, personality development, competencies, innovative teaching.