УДК 711.554 БЫСТРОВА Т. Ю.
Виды и параметры архитектурной деятельности по реабилитации промышленных территорий
В статье на основе анализа практических примеров и теоретических источников дается определение понятия «реабилитация промышленных территорий». Систематизируются виды реабилитационной деятельности. Определяются параметры, присутствие которых в проекте дает основания оценивать его как реабилитационный.
Ключевые слова: реабилитация промышленных территорий средствами архитектуры, реновация, конверсия, девелопмент, параметры реабилитации, интеграция промышленной территории в городскую среду.
BYSTROVA T. Y.
TYPES AND PARAMETERS OF ARCHITECTURAL ACTIVITY REHABILITATION OF INDUSTRIAL AREAS
On the basis of analysis of practical examples and theoretical sources gives a definition of «rehabilitation of industrial areas». The author systematizes the types of rehabilitation activities, defines the parameters whose presence in the project gives reason to evaluate it as rehabilitationcenter.
Keywords: rehabilitation of industrial areas by means of architecture, renovation, conversion, development, rehabilitation options, the integration of the industrial area in an urban environment.
Быстрова
Татьяна
Юрьевна
доктор философских наук, профессор УрФУ, Заслуженный работник ВШ РФ, зав. лабораторией теории и истории архитектуры института «УралНИИпроект РААСН»
e-mail: taby27@yandex.ru
Знакомство с опытом возвращения городам бывших промышленных территорий показывает, что, несмотря на обилие проектов, выбор каждого нового решения, как в России, так и в других странах, происходит либо спонтанно, либо без учета интересов той или иной стороны процесса. Произвольные ходы далеко не всегда увенчиваются успешным результатом, которым можно считать физическое и смысловое «восстановление в правах» части города, на которой определенное время существовало производство. Примеры.
1 Архитектор и критик В. Рыбчинский, в прошлом профессор урбанистики Университета Пенсильвании, приводит в книге «Городской конструктор» историю района Пеннз-Лэндинг в Филадельфии [16, 154]. Участок земли имел, так сказать, вторичную промышленную природу: при строительстве автострады в 1970-х гг. грунт насыпали на берегу реки. Все амбициозные проекты типа строительства торгово-развлекательного центра, огромной ярмарочной площади, канатной дороги и т. п. на протяжении сорока лет заканчивались здесь почти ничем. Разница между количеством вложенных денег и осуществленными проектами оказалась чрезвычайно велика, а территория по-прежнему
не вызывает интереса у большинства людей. В. Рыбчинский объясняет этот факт отсутствием связи предлагаемых проектов с реальными интересами жителей Филадельфии: «Стройте то, что нужно, и люди придут сами». При этом он справедливо указывает на новые ценностные ориентиры, влияющие на выбор: здоровый образ жизни, разнообразный досуг, отдых в окружении природы или у воды.
2 Территория кондитерской фабрики «Красный Октябрь» в Москве в подавляющем большинстве текстов рекламного характера дается как пример успешной реконструкции, приведшей к появлению магазинов, ночных клубов, дизайн-студий, кафе и т. п. Личный опыт автора летом 2014 г. свидетельствует о большом нераскрытом потенциале этой территории, днем выглядящей прямо-таки пустынно (Иллюстрация 1). В свою очередь, объяснить такую неза-груженность достаточно легко: место (пусть даже обозначаемое как «досуговый кластер») будет живым, если люди живут или регулярно бывают в нем. Территория оформлена, но продолжает оставаться «особым местом» города, куда заходят далеко не всегда. Не случайно сегодня есть предложения о создании жилья на ней [см.: 17]. Но, как мы считаем, для ее реального оживле-
© Быстрова Т. Ю., 2014
23
Иллюстрация 1. Территория фабрики «Красный Октябрь». Москва. 2014 г. Фото Т. Ю. Быстровой
ния необходимо сменить основные проектные параметры. Иначе говоря, создать офисы и магазины недостаточно, нужно, чтобы они вызывали устойчивый интерес.
По понятным экономическим причинам любой процесс, происходящий с бывшей промышленной территорией, стараются сделать максимально упрощенным — так объединяющий «Красный Октябрь» терракотовый цвет не только стирает границу между историческими зданиями и «новоделом», но и не дает обратить внимание на ветхие или недоработанные участки. Это целесообразно, но не всегда соответствует ожиданиям потребителей. Попробуем определить, каким термином можно адекватно обозначить произошедшее с «Красным Октябрем» и аналогичными, ставшими почти типовыми, проектами1.
В первом приближении «реабилитация» понимается как «восстановление». Но если большая часть промышленной территории и ее ар-
1 Состав таких проектов примерно одинаков. Он давался как положительный пример на Втором Московском урбанистическом форуме в 2012 г.: «После того как в конце 1980-х гг. предприятие обанкротилось, и фабрика постепенно стала приходить в запустение, остаться значимым объектом для города ей помогли художники и дизайнеры, организовавшие здесь творческие мастерские и местные промыслы. Появлялись на территории фабрики и социальные учреждения, и небольшие организации, привлеченные доступной платой за аренду помещений. В 2000-е гг. был запущен проект “ExRotaprmt”, инициированный Даниэлой Брам и группой художников и архитекторов, которые отстаивали необходимость сохранить фабрику в неизменном историческом облике, не допустив ее превращения в элитный анклав, недоступный горожанам и жителям небогатого района Веддинг. В результате художники своими силами сумели создать новое культурное пространство, в котором появились музыкальные и живописные студии, школы и учебные центры, производственные мастерские и выставочные галереи. При этом сам комплекс смог сохранить свое лицо, и сегодня, по словам Даниэлы Брам, работает исключительно на интересы жителей» [14]. Но разве могут быть одинаковыми «интересы жителей» в разных районах и городах?
хитектурных объектов остались почти неизменными или подверглись косметическому ремонту, то техногенная среда остается самой собой. Ее главное свойство — мы опираемся в данном случае на великолепную пионерскую статью о технике, написанную великим русским философом Н. А. Бердяевым в 1930-х гг., — подчинять себе человека, превращая его в один из элементов технической системы [7]. Тогда происходящее с человеком на этой реконструированной, но не изменившейся по своему существу территории соответствует характеристикам «адаптации», приспособления к условиям. Это хорошо иллюстрируют некоторые дизайнерские решения, бесспорно, отвечающие общему духу пространства (Иллюстрация 2).
Так, в связи с рассуждением о границах и составе реабилитации промышленной территории появляется: а) необходимость уточнения субъекта реабилитации — им выступает сама территория или люди, которым она призвана служить; б) коррелятивные термины «реконструкция» (показывающий, что произошло с территорией) и «адаптация» (показывающий, что происходит с людьми на ней).
Вопрос субъекта реабилитации промышленной территории сложен настолько, что решать его можно только с опорой на авторитетные позиции. Он требует отдельного рассмотрения. Пока, без специальных доказательств, укажем на то, что последние десять лет в текстах по урбанистике набирает силы позиция
о городе для горожан.
Чересполосица терминов, произносимых по поводу хотя бы «Красного Октября», требует анализа хотя бы тех, что употребляются наиболее часто, а также приведения их в соответствие с основным понятием данной статьи — «реабилитация». Оставляя в стороне более узкие по содержанию термины (например, реконструкция как технико-экономический процесс
замены старых элементов архитектурных объектов более новыми), выберем те, содержание которых предполагает именно комплексную и разнообразную по характеру работу с промышленной территорией.
В зарубежных и отечественных (главным образом, теоретических) текстах встречается слово «конверсия». Используя его в качестве основного понятия своей научной темы, Г. В. Миц дает пояснения о снижении техногенной нагрузки на окружающую среду; компенсации утраченных территорий городских парков за счет создания рекреационных пространств на реорганизуемых хозяйственнопромышленных территориях; сохранении образных характеристик постиндустриальной городской среды, способствующих сохранению «преемственных связей поколений» [13]. Если сравнить это словоупотребление с англо- и немецкоязычными текстами [4], то видно существенное смещение акцента: там речь идет именно о смене функций военного объекта или территории. У Г. В. Мица параметры конверсии можно обозначить как озеленение, экология;создание общественных зеленых пространств; формирование или совершенствование образа города. Они различны по масштабу, в том числе профессиональному. Так, озеленение можно выполнить, практически не учитывая промышленного прошлого территории, тогда как сохранение образа и обеспечение «связей поколений» требуют всесторонней комплексной проработки именно с учетом статуса и характеристик территории в ее текущем состоянии. Как видим, трактовка конверсии достаточно широка, необходимое и достаточное число аспектов или параметров процесса не определено, а сам термин не включен в существующую систему понятий, что затрудняет работу с ним. Он почти полностью совпадает с понятием «трансформация», используемым, к примеру, Е. В. Демидовой, указыва-
Иллюстрация 2. Территория фабрики «Красный Октябрь». Вход в офис. Москва. 2014 г Фото Т. Ю. Быстровой
Иллюстрация 3. Территория завода «Арма». Москва. 2014 г. Фото Т. Ю. Быстровой
ющей частичный вынос производств за пределы городской черты; полную модернизацию существующего производства; консервацию территории «в случае, когда она имеет историческую ценность» как пути трансформации промышленных территорий [9]. Совпадение шагов, равно как и некоторая абстрактность положений авторов, использующих разные термины, свидетельствует об их недостаточной проработанности. В любом случае дело выглядит так, как будто бы сторонникам этого подхода, проектирующим конкретную территорию, придется обращаться за аргументами к теории более высокого уровня. Иначе их решения будут выглядеть произвольными, а именно эта произвольность выступает основной проблемой статьи.
Еще один вариант — термин «реновация» [5, 6, 15], раскрываемый как «адаптивное использование зданий, сооружений, комплексов при изменении их функционального назначения» [5]. В найденных нами определениях и примерах реновация чаще связывается именно с объектом или комплексом, но не территорией в целом. Исключение составляет позиция Е. В. Асса и Н. В. Токарева, сразу указывающих на градостроительный потенциал промышленных территорий и сравнивающих их с другими анклавами внутри городской среды, имеющими иную структуру, организацию, параметры и оторванные от города [6]. Интеграция связана с преодолением подобной изолированности. Что касается промышленных функций, то они могут быть сохранены, частично или полностью изменены [11].
Недостаточность проектирования только в масштабах объекта показывает пример завода «Арма» в Москве. Газгольдеры конца XIX в. преобразованы в офисные и галерейные пространства высокого уровня и соответствующей арендной платы (Иллюстрация 3) — с явной отсылкой к проекту комплекса газгольдеров в Вене (Австрия). Невысокое качество предлагаемой фотографии объясняется тем, что охранники не дают фотографировать текущие работы (это к вопросу о реабилитации территории для людей). Возможно, в будущем эти работы сделают площадку «Арма» более актуальной для широкой публики.
Знаменитый комплекс газгольдеров в Вене создавали четыре команды архитекторов — Coop-Himmelb (l) au, Manfred Wehdorn, Wilhelm Holzbauer и Jean Nouvel, — каждая из которых делала уникальный проект, преодолевающий некоторую монотонность
промышленной архитектуры. В частности, Соор-Штте1Ь (1) аи предложили создать три новых формы в дополнение к объему газгольдера (Иллюстрация 4). Отмечаем это потому, что такого рода визуальные и конструктивные изменения влияют не только на восприятие объекта, но и облик всей территории. Офисные и жилые помещения, музыкальный центр и образовательные учреждения обеспечивают приток людей, занятых «обычными» городскими делами. В этом отношении удачная реновация вполне может привести к полноценной реабилитации всего пространства промышленного объекта.
Как видим, процесс «возвращения» городу территории, на которой расположены стандартные промышленные объекты, требует неслучай-
ных действий, объединенных общей стратегией. В ряде текстов попадается применимое не только к промышленной территории понятие «развитие» (development). В частности, его употребляет ведущий урбанист и социолог Р. Флорида.
Рассказывая в апреле 2014 г. о седьмом Всемирном форуме городов, он подчеркнул в интервью общность целей городов разного масштаба и статуса в XXI в. и необходимость «всеобъемлющего и совместного планирования» [1]. Ответственность за устойчивое развитие в XXI в. берут на себя города, а не нации, считает Р. Флорида. Именно города представляют собой сегодня «фундаментальные экономические, политические и социальные организационные единицы». Настоящий момент интенсив-
образия выступает частногосударственное партнерство. Р. Флорида предлагает создать более сильный механизм в виде программы ООН по развитию городов [1].
2 К масштабным долгосрочным проектам авторы подходят поэтапно, через пилотные проекты, позволяющие корректировать первоначальный замысел [например, 2, 3]. Наиболее часто встречающийся в общественном сознании вариант отведения мест под кафе и художественные галереи не универсален.
3 Во главу угла ставится включение преобразованной промышленной территории во все городские процессы, а не экономическая доходность сама по себе. Этим развитие кризисного периода отличается от более ранних этапов.
Иллюстрация 4. Газгольдер B, Вена, Австрия. Арх.: Coop-Himmelb (і) au. Фото с сайта: http://architecturelab.net/cities-built-affordable-housing-thats-also-appealing-can-nyc/ (дата обращения: 06.08.2014)
ной урбанизации он характеризует как «действия вслепую» из-за недостатка данных и, добавим от себя, — креативных подходов. Его мнение почти дословно совпадает с позицией Дж. Джекобс из предисловия к ее знаменитой «Смерти и жизни больших американских городов». «Большие города, — пишет Дж. Джекобс в конце 1950-х гг., — это гигантские лаборатории проб и ошибок... Однако практики и теоретики. не изучают опыта удач и неудач в реальной жизни» [10, 20]. Эта критика и призыв к тотальному эмпиризму, на котором всегда настаивала Дж. Джекобс, не прошли впустую, явившись одним из факторов формирования девелопмента — сначала как сугубо предпринимательской деятельности, а потом и как междисциплинарной проектной установки,нацеленной на преобразование и развитие объекта или территории.
Девелопмент как специфическая методологическая установка требует соответствующего инструментария. Чаще всего с ним коррелирует ландшафтная архитектура как наиболее синтетический и масштабный вид проектной деятельности в современных городах [2]. В этой сфере сегодня происходит качественный скачок. В ситуации смены антропоцентрического подхода идеями «устойчивого развития» ландшафтная архитектура превращается из проектно-художественной деятельности с использованием в композиции природных выразительных средств в проектный и методологический подход в архитектуре и градостроительстве, посредством которого осуществляется парадигмальное, мультисистемное осмысление проблем городов и территорий с позиций синтеза природного, урбанистического («вторая природа») и человеческого начал на основе принципов гео-и антропоэквивалентности [8, 6].
Не ставя задачи рассказа об идеях и методиках девелопмента, отметим три момента, значимых для раскрытия темы реабилитации промышленной территории средствами архитектуры, в частности, ландшафтной архитектуры.
1 Сегодня большинство специалистов солидарны в том, что полноценное существование города или его части возможны только через разнообразие. Это простое положение увенчивает дискуссию, продолжавшуюся около века, в которую были вовлечены Э. Говард и Ш. Ле Корбюзье, К. Линч и Ч. Дженкс и многие другие градостроители, архитекторы, социологи, урбанисты. Решающая позиция в дискуссии, бесспорно, принадлежит все той же Дж. Джекобс, которая в 1950-1960-х гг. обосновала идею города, удобного для жителей, т. е. для внутренней аудитории. Экономическим основанием такого разно-
Эти проектные установки реализуются непросто. К «ловушкам механизма развития» В. Рыбчинский относит:
• стремление к масштабным проектам без оценки их роли в жизни города в целом;
• стремление к созданию символических (чаще всего, обладающих туристической привлекательностью) объектов в духе «зданий-достопримечательностей» (Ч. Дженкс);
• недоучет экономической конъюнктуры, возможное резкое изменение состояния экономики в процессе реализации проекта [16].
Наряду с названными им тупиковыми направлениями деятельности на основе анализа конкретных проектов могут быть выделены и другие. Об отрицательном опыте, который не менее эвристичен, пусть не часто, но все же сообщается в источниках. Его необходимо тщательно изучать во избежание повторения ошибок.
Обобщая сказанное, можно характеризовать реабилитацию промышленной территории средствами архитектуры как долгосрочный процесс, включающий комплексную работу по нескольким направлениям:
• развитие существующего потенциала промышленной территории как составной части конкретного города, включающее анализ исторической ретроспективы;
• полная или частичная функциональная трансформация промышленных объектов и пространств, связанная с требованием преодоления монотонности и монопро-фильности;
• экологическая реабилитация территории;
• гуманизация пространства как следствие учета образа жизни горожан;
• эстетическое и стилевое разнообразие пространства;
• формирование или интенсификация визуальных, транспортных и других коммуникаций и смысловых связей с городским окружением.
Подчеркнем, что только наличие всех этих направлений, пусть и в различных пропорциях, дает основания характеризовать деятельность по реабилитации промышленной территории средствами архитектуры. Абсолютизация одного из направлений нецелесообразна. Контекстом их реализации является конкретный город, и, конечно, у него могут быть свои ориентиры, свои стратегические цели. Если люди думают о перспективе, то эти цели задаются приоритетами развития городов. Здесь, в особенности в российских городах, спорят (и взаимодействуют) несколько подходов: брендинг территории, связанный с «достопримечательностями» и крупными событиями; развитие культуры сообществ, предполагающее включение горожан в проектные процессы; концепции неоинду-стриального и «открытого» города, обращенные к образу жизни горожан (схема 1).
Названные параметры реабилитации соотносятся с приоритетными задачами, зафиксированными в программах развития городов, и корректируются ими. Если город ставит задачу стать ресурсосберегающим, как, к примеру, Портленд в США или Фрайбург в Германии, то параметры будут одними, а если в центре внимания находится брендинг территории и развитие туристической сферы, как в крупных городах современной Бразилии, то совсем другими. Таким образом, проектный подход становится более гибким, адаптируемым к конкретному городу. Претендующие на универсализм рецепты в виде офисов и арт-галерей отпадут сами собой, поскольку далеко не во всех городах происходит интенсивное развитие современного искусства и т. п.
Параллельно либо на следующем этапе определения состава и функций реабилитируемой промышленной территории необходимо привести начальный замысел в соответствие с ее текущими объективными показателями. При наличии конкретных данных о показателях (размеры, топография, природные особенности, существующие здания, степень загрязненности и необходимость ревитализа-ции) и структурном потенциале промышленной территории (место территории в системе города; функциональные связи территории; транспортная и психологическая доступность территории; качество инженерных коммуникаций и др.) эти направления могут стать своеобразными осями при построении модели желаемого городского пространства. Вопрос о стратегическом направлении можно решить с использованием экономико-математических методов и процедуры моделирования функционального «профиля» реабилитируемой промышленной территории. На этом этапе проект можно представить как открытую систему параметров, включающую, наряду с названными, экономические показатели [см.: 12]. Подобное моделирование позволяет определить динамические показатели и детерминанты проекта, а значит, снижает риски при проектировании и делает предложения архитекторов обоснованными и перспективными.
Заключение
В статье проведен анализ основных терминов, которыми в теории и на практике характеризуется процесс трансформации промышленной территории. На основании анализа источников и практического опыта показано, что термин «конверсия» не обладает достаточной содержательной проработанностью. Сильной стороной термина «реновация» является связь с идеей последующей интеграции промышленной территории в городскую среду. Понятие «девелопмент» характеризует деятельность по развитию территории, в том числе промышленной, приближающей показатели этой территории к потребностям разных групп горожан.
Анализ понятий обеспечил выведение основных параметров процесса реабилитации промышленной территории средствами архитектуры. Это позволяет на следующем этапе проводимой исследовательской работы определить характеристики реабилитации конкретной промышленной территории с использованием математического моделирования.
Список использованной литературы
1 Florida R. 11 Reasons the UN Should Make Cities the Focus of Its Forthcoming Sustainable Development Goals // The Athlantic. Citylab. URL: http://www.citylab. com / work /2014/04/11-reasons-un-should-make-cities-focus-its-new-sustainable-development-goals/8896/ (дата обращения: 02.05.2014).
2 Yang C. Addressing Infrastructure Problems With Landscape Architecture // Epoch Times. April 18.2014. URL: http://
www.theepochtimes.com / n3 / б27159-addгessing-infrastructure-problems-with-landscape-architecture (дата обращения: 23.07.2014).
3 Rehberg M., Hoffmann A. Methoden raumlicher Planung und partizipative Technologievorausschau — Chancen einer interdisziplinaren Anknupfung? // Raumentwicklung 3.0 — Gemeinsam die Zukunft der raumlichen Planung gestalten. URL: http://shop.arl-net.de/media/direc t/pdf/ab/ab_008/ab_008_19.pdf (дата обращения:
05.05.2014).
4 Ubersetzungsbeispiele aus fremden Quellen fur ,urban revitalisation‘. URL: http://www.linguee.de/englisch-deutsch/uebersetzung/urban+revitalisation.html (дата обращения: 05.03.2014).
5 Андреев М. Реновация промышленных территорий // Архитектурная графика. URL: http://arch-grafika. ru / publ / renovacija_promyshlennykh_territorij_i_ obe^^/LM^^ (дата обращения: 24.07.2014).
6 Асс Е. В., Токарев Н. В. Трансформация городской промышленной территории. 2008. URL: http://archclass. ru/programme/transformatsiya-gorodskoi-promyshlennoi-territorii (дата обращения: 22.07.2014).
7 Бердяев Н. А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники). URL: http://krotov.info/li brary/02_b/berdyaev/1933_384.html (дата обращения:
07.08.2014).
8 Быстрова Т. Ю. Методика реабилитации промышленных территорий и транспортных зон городов средствами ландшафтной архитектуры. Отчет по НИР. Екатеринбург : УралНИИпроект РААСН, 2013.
9 Демидова Е. В. Понятие и опыт трансформации промышленных пространств в российских и зарубежных городах // Мультимедиа журнал «Проект Ахей». 19.09.2010. URL: http://mmj.ru/index. php?id=45&article=999 (дата обращения: 15.07.2014).
10 Джекобс Дж. Смерть и жизнь больших американских городов. М., 2011.
11 Лазарев К. В. Методы архитектурно-ландшафтной реабилитации нарушенных территорий : авто-реф. канд. дис. М., 2003. URL: http://www.dissercat. com/content/metody-arkhitekturno-landshaftnoi-reabilitatsii-narushennykh-territorii#ixzz38HA8kgut (дата обращения: 04.05.2014).
12 Ларионова В. А. Экономико-математическая модель сбалансированных показателей эффективности девелоперского проекта // Третьи Ельцинские чтения. Электронное текстовое издание : материалы между-нар. науч.-практ. конф. по строительству и архитектуре. 23-24.04.2014 г. Екатеринбург, 2014.
13 Миц Г. В. Архитектурно-ландшафтная конверсия хозяйственно-промышленных территорий : авто-реф. канд. дис. М., 200б. URL: http://www.dissercat. com/content/arkhitekturno-landshaftnaya-konversiya-khozyaistvenno-promyshlennykh-territorii (дата обращения: 23.07.2014).
14 Павликова А. Промышленные зоны — перспективы развития. URL: http://www.archi.
гu/гussia/4524б/pгomyshlennye-zony-peгspektivy-razvitiya (дата обращения: 13.11.2013).
15 Реновация промышленных объектов и территорий. URL: http://ik-architects.com / renovaciya-promyshlennyx-obektov-i-territorij/ (дата обращения: 24.07.2014).
16 Рыбчинский В. Городской конструктор. Идеи и города. М., 2014.
17 Столичные власти утвердили проект застройки территории завода «Красный Октябрь» // Большой портал недвижимости. 23.05.2013. URL: http://www.bpn. ru/publications/70441/ (дата обращения: 05.08.2014).