УДК 711.1 БЫСТРОВА Т. Ю.
Реабилитация промышленных территорий городов: теоретические предпосылки, проектные направления
(Часть 1)
В статье рассматриваются теоретические предпосылки процессов по реабилитации промышленных и транспортных территорий городов и производится систематизация реализованных проектов. Вместе это обеспечивает возможность более адекватных ходов при выборе направления проектирования новых объектов, что актуально для современных российских городов разного масштаба.
Ключевые слова: промышленные территории городов, промышленные зоны, нарушенные территории, парк Madrid Rio, Дж. Джекобс, К. Александер, М. Шумпетер, Ж. Бодрийяр.
BYSTROVA T. Y.
REHABILITATION OF INDUSTRIAL AREAS OF CITIES: THEORETICAL BACKGROUND, DESIGN TRENDS (Part 1)
The article discusses the theoretical background processes for the rehabilitation of industrial and transportation areas of cities. The author made the systematization of completed projects. It provides more than adequate moves in choosing the direction of designing of new objects. It is actual for modern Russian cities of all sizes.
Keywords: industrial areas of cities, industrial zones, disturbed areas, Park Madrid Rio, J. Jacobs, K. Alexander, M. Schumpeter, J. Baudrillard.
Быстрова
Татьяна
Юрьевна
доктор философских наук, профессор УрФУ, Заслуженный работник высшей школы РФ, зав. лабораторией теории и истории архитектуры института «УралНИИпроект РААСН»
e-mail: [email protected]
По мере переноса промышленных предприятий и элементов транспортной инфраструктуры за границы постиндустриальных городов встает вопрос о путях изменения состояния нарушенных территорий. Промышленная территория не тождественна природному ландшафту, над ее формированием уже работали специалисты. Поэтому она содержит определенный ресурс, делающий возможным изменение эстетикофункциональных характеристик. Будучи заброшенной, она становится фактором риска, снижает качество городской среды, негативно влияет на уровень жизни. Поэтому в последние десятилетия архитекторы разрабатывают проекты новых городских зон (парков, скверов, площадок) с учетом свойств подобных территорий.
Экономический и имиджевый потенциал этих пространств очень высок, притом он вовсе не обязательно сводится к доходам от жилья, как это происходит в большинстве российских версий. Например, нью-йоркский парк The High Line, возникший на месте транспортных коммуникаций, включен в число наиболее популярных достопримечательностей мира [6] и любим самими жителями, принимавшими активное участие в преобразованиях. Парк
Madrid Rio (Иллюстрация 1) в испанской столице, созданный на месте шоссе М-30, проходившем по прибрежной зоне реки Мансанарес, включает в себя множество малых архитектурных и ландшафтных форм, выполненных в том числе архитекторами мировой величины (Иллюстрации 2—4). Для реализации этого масштабного проекта (694 га) высажено более 25 тыс. деревьев, создано 17 новых мостов,
17 детских игровых площадок, 42 км пешеходных дорожек и около 30 км велосипедных маршрутов, городской пляж, рокодром (скалолазание), 2 футбольных поля, 3 площадки для баскетбола и мини-футбола, скейт-парк и трек для роллеров и др. Важно, что парк изначально проектировался как «открытый», с максимальным учетом потребностей людей с ограниченными возможностями.
Список таких объектов, делающихся неотъемлемой составной частью новой городской среды, можно продолжать. Однако более насущным нам видится определение новых качественных характеристик проектного мышления, позволяющего предлагать и реализовывать подобные объекты, имеющие сложную экономику, структуру, эстетику и не менее сложные взаимоотношения с городским контекстом.
© Быстрова Т. Ю., 2013
21
Иллюстрация 1. Парк Madrid Rio. Общий вид. Фото с сайта http://buildipedia.com/aec-pros/ urban-planning /madrid-rio-by-west-8-and-mrio
Крупные реабилитационные проекты не могут быть произвольными, однако вопросы экологического, экономического, социокультурного обоснования разработаны недостаточно [см.: 14].
Кроме того, далеко не всегда достаточно средств1, нормативно-правовых документов, касающихся статуса территорий, а также социальной активности горожан.
Вместе с тем процессы трансформации городов заметно ускоряются. Если «классические» города существовали несколько столетий и даже тысячелетий, то актуальность индустриальных городов, связанных с тяжелым машиностроением и массовым производством, насчитывает несколько десятилетий. Нарождающаяся парадигма городского развития все чаще соотносится с проблемами ресурсосбережения, с одной стороны, и соучастия (партисипа-ции) жителей в городских процессах, с другой. Эта формирующаяся доктрина порой обозначается по аналогии с интернет-коммуникациями «город 2.0.» [19]. Очевидно, что проекты реабилитации промышленных и транспортных территорий, разрабатываемые на современном этапе, могут и должны стремиться к ее реализации.
Проектное мышление, способное справиться с масштабными задачами реабилитации промышленных территорий в городах, возникает в конце XX в. — как итог усвоения ряда теоретических идей, которые вычленены в начальной части статьи. Его реализация принимает все более
1 Так, расходы на охрану окружающей среды в бюджете Москвы составляют 2% [19].
внушительные формы, а значит, нужно систематически проанализировать существующий опыт. Эта работа составляет вторую часть статьи.
Теоретические источники, способствующие появлению процессов восстановления бывших промышленных и транспортных зон городов, достаточно многочисленны, но не представлены как равноправные элементы общего процесса трансформации отношения к городам со стороны властей, инвесторов и жителей, и этот вопрос требует в дальнейшем отдельной проработки. Обозначим наиболее значимые и не всегда известные, так сказать, «из первых уст», источники (распространенный в современной практике архитектуры случай, когда идея транслируется без упоминания ее автора — на уровне обыденного профессионального сознания).
Решающий вклад в изменение общественного сознания, безусловно, внесла Джейн Джекобс (1916-2006), еще в середине XX в. доказавшая необходимость учета самоорганизации городских процессов [4]. В вышедшей в 1961 г. книге «Смерть и жизнь больших американских городов», ставшей мировым бестселлером и учебником для поколений градостроителей, архитекторов и управленцев, Дж. Джекобс отталкивается от простой идеи города для пешеходов. Она указывает на такие характеристики пригодной для жизни городской среды, как наличие уличной активности в разное время суток, прозрачность городских кварталов, включение в среду зданий разных эпох и т. п. Еще важнее, что в методологическом отношении книга написана не с позиций классического знания («каким должен быть город»), а исходя из наблюде-
ний за городской повседневностью. Она не пытается создать универсальной идеальной модели, как это часто делали архитекторы-модернисты, а обращает внимание на процессы, происходящие с конкретными живыми людьми. Исходя из состояния тогдашних американских городов, Дж. Джекобс формулирует тезис о том, что «улицы и тротуары, основные общественные места города, являются его наиболее жизненно важными органами» [4]. Этим она возвращается «к корням», ведь недаром А. М. Пятигорский говорит о жителях первых, шумерских городов, что у них возникает «новый тип мышления — торгово-купеческий, уличный, публичный» [16].
Однако Дж. Джекобс возражает против поспешных изменений, настаивая на естественности роста городской среды.
Соответственно, при взгляде на город как нелинейную, самоорганизующуюся, живую систему имеющие самодовлеющее значение транспортные магистрали и тем более промышленные зоны как бы не являются собственно «городом». Под влиянием идей Дж. Джекобс началась трансформация городского пространства, притом не только в США. Наряду с пешеходными зонами создавались парки, общественные пространства, культурные центры, работа с которыми, в свою очередь, привела к переосмыслению роли жителей в процессах проектирования [см.: 13].
Этими аспектами, хотя порой и в меньших масштабах, занимался и занимается создатель «языка паттернов» британский архитектор Кристофер Александер [см.: 2], стремящийся найти инструменты проектирования, адекватные сложности решаемых задач. Адаптируя отчужденные городские территории для жителей, проектировщик не может принимать произвольные решения (так 9/ 10 публикаций о промышленных зонах Москвы сообщают о строительстве разных видов жилья, не объясняя, почему это должно быть именно жилье, а не что-то другое). Ему нужна гибкая комплексная методология, позволяющая координировать разные интересы и усилия разных специалистов.
К. Александер предложил создать «язык паттернов», вырастающий из сценариев поведения человека в архитектурном пространстве, а также привлекать потребителей к процессу архитектурного проектирования. В дальнейшем идеи К. Александера широкого распространились
в компьютерном проектировании, а сегодня «наблюдается резкое увеличение интереса» [21] к его теории со стороны представителей «нового урбанизма» и других течений, ставящих во главу угла максимальное приближение проектов к реальным нуждам городов и их жителей.
Нельзя не упомянуть об экономической составляющей теории и практики трансформации городской среды. Ее обеспечивает, к примеру, подход австрийского экономиста Йозефа Шумпетера (1883-1950), говорившего
о кризисе как стимуле распространения нововведений и первым использовавшего понятие «инновация» [18]. Согласно Й. Шумпетеру, предприниматель (не обязательно капиталист) активно ищет новые возможности, и этот процесс естественен для экономики. Без препятствий не может быть экономического роста, утверждает Й. Шумпетер, и такой подход сильно отличается от ин-фантилистского стремления к неизменности и рутине, господствующего по сей день в умах некоторых специалистов по городу.
Большое влияние на общественные настроения 19902000-х гг. оказали работы Ж. Бодрийяра (1929-2007). В статье «Город и ненависть» (1997) французский философ напрямую связывает нарастание социальной напряженности в городах с наличием в них отчужденных территорий: «Речь идет о всемирной проблеме отбросов, ибо, если насилие порождается угнетением, то ненависть зарождается, когда человека отправляют на помойку. Понятие отбросов следует модифицировать и расширить. Материальные, количественные отбросы, образующиеся вследствие концентрации промышленности и населения в больших городах — это всего лишь симптом качественных, человеческих, структурных отбросов, образующихся в результате предпринимаемой в глобальном масштабе попытки идеального программирования, искусственного моделирования мира... и распространения по всему миру этих искусственных построений» [1]. Ж. Бодрийяр критикует модернистское стремление к «образцовым городам, образцовым искусственным ансамблям», превращающим остальные составляющие города в «отбросы»: «Строя автостраду, супермаркет, супергород, вы автоматически превращаете все, что их окружает, в пустыню. Создавая автономные сети сверхскоростного, программируемого передвижения, вы тут же превращаете обычное, традиционное пространство взаимообщения в пустынную зону» [1]. Пространства и люди «становятся безработными», а вся культура в атмосфере «ненависти к себе» превращается в производство «отходов». Промышленные, транспортные и даже торговые территории играют первостепенную роль в этих процессах.
Даже современные ансамбли, получившие признание, типа Дефанса в Париже, Ж. Бодрийяр жестко характеризует как «псевдоцентры», поскольку они создаются ради каких-либо внешних целей (бизнес, туризм), а не для горожан. Основным выходом он видит создание мест, предотвращающих одиночество человека в городской среде.
Эти идеи получили широкое распространение не только в профессиональной среде. На их основе сформировался целый ряд концепций городского развития, способных определять выбор новых объектов, возникающих на бывших промышленных территориях. Из наиболее актуальных упомянем концепции «ресурсосберегающего города»2, «креативного города» (Ч. Лэндри [8]), «тактического урбанизма» [21, 22], «поэтапного урбанизма» (последние предлагают проектирование в условиях ограниченных ресурсов).
2 Концепция ресурсосберегающего постуглеродного города реализуется сегодня, к примеру, в Портленде, США [19].
Иллюстрация 2. Один из 17 мостов парка Madrid Rio. 2011 г. Фото Т. Ю. Быстровой
Иллюстрация 4. Парк Madrid Rio. Детская площадка рядом с жилым массивом. 2011 г. Фото Т. Ю. Быстровой
Как видим, большинство теорий, востребованных при реализации проектов, связанных с изменением статуса городских зон, возникли в XX в. как реакция на более простые линейные модели — фордизм, позитивизм, модернизм и т. п. Их усвоение происходит медленно и с достаточными трудностями, поскольку носители прежних типов мышления сопротивляются сложности новых представлений, в том числе неосознанно.
Тем не менее на практике реализовано уже очень многое. Даже когда оно совершается «по команде» или в соответствии с требованиями моды, как, к примеру, повсеместное приспособление старых заводских корпусов
к нуждам contemporary art или их переделка в лофты, — это не снижает позитивного значения процессов. Главной задачей здесь является систематический, многофакторный анализ, точный выбор критериев проекта, порой в условиях недостаточности информации.
Типологизируя материал, можно оттолкнуться от тенденции, бросающейся в глаза. Если на Западе промышленные территории формируются в дальнейшем как территории самого разного назначения, но с высокой долей общественных пространств (как этого требует Дж. Джексон), то в России в большинстве случаев речь идет о строительстве жилья, часто элитного. На втором месте по частоте — предложения о переделке старых заводских корпусов в офисные здания [3, 11, 18]. При этом авторы или комментаторы не аргументируют подобный выбор какими-либо данными и не приводят чьих-либо авторитетных позиций на сей счет. Доминанта типового над индивидуальным характерна для архитектурных решений периода модернизма, что хорошо иллюстрирует повсеместность и одинаковость «Арбатов» — пешеходных зон, появившихся в российских городах в постпере-строечное время. Однако сложность работы с промышленными территориями состоит как раз в том, чтобы в каждом отдельном случае находить наиболее актуальное и реализуемое решение. Поэтому в наших комментариях к проектам основное внимание уделено алгоритмам поиска и реализации индивидуальных решений, зависящих не только от прежнего назначения территории, но и от ее современного контекста, задач города и т. п.
Заключение
Для первичной систематизации материала, на основе которой в дальнейшем можно сформулировать проектные или управленческие рекомендации, нами определены параметры, касающиеся разных сторон и элементов процесса реабилитации промышленных городских территорий [с опорой на: 12], от предпосылок проекта до типов и видов новых объектов, от принципов и подходов к проектированию до трудностей, на которые указывается в публикациях. Возможно, их ряд неполон. Но достаточен для того, чтобы сопоставить опыт разных стран и архитекторов. Сбор материала проводится в основном на основе публикаций в СМИ, информация по указанным параметрам иногда не приводится в текстах. Определение информационных «пустот» может быть полезным при более углубленной проработке темы. Такого рода типологизации посвящена вторая часть статьи.
Список использованной литературы
1 Бодрийяр Ж. Город и ненависть. URL: http://www. ruthenia.ru/logos/number/1997_09/06.htm (дата обращения: 28.08.2013).
2 Быстрова Т. Ю. От модернизма к неорационализму: творческие концепции архитекторов XX-XXI вв. Екатеринбург, 2013.
3 Воротников Э. В Хамовниках на месте фабрики вырастут особняки. URL: http://www.citytowers. ru/viewtopic.php?id=418 (дата обращения: 11.08.2013).
4 Джекобс Дж. Жизнь и смерть больших американских городов. М., 2011. URL: http://www.inliberty.ru/assets /files/books/Jacobs.pdf (дата обращения: 14.02.2013).
5 Иовлев В. И. Архитектурное пространство и экология. Екатеринбург, 2006.
6 Коробейников Е. Новая жизнь: подземный парк в Нью-Йорке // UrbanUrban. Идеи, люди, технологии, меняющие городское пространство. URL: Подземный парк Нью-Йорк http://urbanurban.ru/2012/03/05/the-low-line-nyc/ (дата обращения: 05.03.2012).
7 Линч К. Образ города. М., 1982. URL: http://www. glazychev.ru/books /translations/Linch/Linch.htm.
8 Лэндри Ч. Креативный город. М., 2011.
9 Максимов И. Madrid Rio: прогулочная зона вместо эстакады // UrbanUrban. Идеи, люди, технологии, меняющие городское пространство. URL: http:// urbanurban.ru/2013/02/28/madrid-rio/ (дата обращения: 28.02.2013).
10 Об Экологической доктрине города Москвы. Постановление Правительства Москвы от 4 октября 2005 г. № 760-ПП (с изменениями на 25 октября 2011 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/3661510 (дата обращения: 23.08.2013).
11 Оселко Н. Фабрика-офис // Проект классика. URL: http://www.projectclassica.ru/m_classik / 20_2006/20_ classik_03a.htm (дата обращения: 10.03.2007).
12 Панкина М. В., Захарова С. В. Экологический дизайн : учеб. пособие. Бийск, 2011.
13 Паперный В. Пешеходов нужно любить. Рецензия на книгу Дж. Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов // Отечественные записки. Журнал для медленного чтения. URL: http://www.strana-oz. ru/2012/3/peshehodov-nuzhno-lyubit- (дата обращения: 29.08.2013).
14 Попкова Ю. Б. Разработка экономического механизма управления экологической реабилитацией городских территорий : автореф. канд. дис. М., 2011.
15 Проект «Мадрид Рио». URL: http://www.esmadrid.com /ru/portaLdo?IDM=1151&NM=2&TR=C&IDR=1804
16 Пятигорский А. М. Выступление в УралГАХА. Сентябрь 2006 г. URL: http://www.renova-sg.ru/ press/analitika/ ?n=37 (дата обращения: 12.03.2013).
17 Романов С. На месте промзоны жилье и газоны // Дайджест недвижимости. 2011. № 5 (62). URL: http:// www.d-n.ru/ (дата обращения: 10.08.2013).
18 Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия/предисл. В. С. Автономова. М., 2007.
19 Щукин А. На пути к городу 2.0. // Эксперт. 26.11.2012. URL: http://archi.ru / press / russia / press_current.html? nid=44952 (дата обращения: 04.07.2013).
20 Jewell N. Madrid Rio by West 8 and MRIO // Buildipedia. com. 11/07/2011. URL: http://buildipedia.com/aec-pros/ urban-planning/ madrid-rio-by-west-8-and-mrio (дата обращения: 29.08.2013).
21 Mehaffy M. Tactical Urbanism Using «Pattern Language» Toolkits. URL: http://www.cnu.org/sites/www.cnu.
org/files/tactical_urbanism_with_pattern_language__
toolkits-mehaffy.pdf (дата обращения: 11.06.2013).
22 Sturm T. D. Incremental Urbanism and the Art of Revitalization || Buildipedia.com. 2.02.2012. URL: http:// buildipedia.com/aec-pros/urban-planning/incremental-urbanism-and-the-art-of-revitalization (дата обращения: 29.08.2013).