Научная статья на тему 'Виды и особенности использования образовательных блогов'

Виды и особенности использования образовательных блогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2707
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ / EDUCATIONAL BLOG / INFORMATION TECHNOLOGIES / EDUCATION / INTERACTION WITH THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстых А.А., Кузнецова Е.Д., Поддубный С.С.

В данной статье рассмотрена классификация и специфика функционирования образовательных блогов в современной образовательной среде, проведен анализ.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстых А.А., Кузнецова Е.Д., Поддубный С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, the classification and specific features of the functioning of educational blogs in the modern educational environment are considered, and an analysis is made.

Текст научной работы на тему «Виды и особенности использования образовательных блогов»

Conference on the History of Technical Societies 2009 IEEE Conference on the History of Technical Societies. Philadelphia, PA, 2009. С. 5337844.

3. Gryaznukhina T.V., Gryaznukhin A.G. Cultural dialogue development between russia and siberia at the turn of xix-xx centuries // European researcher. Series A. 2013. № 9-1 (58). С. 2269-2274.

4. Kay R., Kostenko M. Men in crisis or in critical need of support? Insights from Russia and the UK // East European Politics. 2006. Т. 22. № 1. С. 90-114.

5. Tomin V.V., Sakharova N.S., Eremina N.V., Kabanova O.V., Terekhova G.V.Intercultural adaptation of students in the information field of cross-cultural interaction // Global Media Journal. 2016. Т. 2016. С. 110.

6. Ushatikova I.I., Klyuchnikov D.A., Saenko N.R., Levitskaya I.A., Pristupa E.N., Lebedeva N.V. Psychological and economical aspects of the competency approach the paradigm of higher education // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № S1. С. 218-223.

Толстых А.А., Кузнецова Е.Д., Поддубный С.С.

ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ БЛОГОВ

Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I

Ключевые слова: образовательный блог, информационные технологии, образование, взаимодействие с преподавателем.

Аннотация: В данной статье рассмотрена классификация и специфика функционирования образовательных блогов в современной образовательной среде, проведен анализ.

Keywords: educational blog, information technologies, education, interaction with the teacher.

Abstract: In this article, the classification and specific features of the functioning of educational blogs in the modern educational environment are considered, and an analysis is made.

Новейшие информационные технологии в совокупности с повсеместным использованием возможностей глобальной сети Интернет требуют высокого уровня информационной культуры современного общества. В том числе и перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в постоянно развивающейся электронной информационной среде.

Особое место в этой среде занимают сетевые сообщества, проникающих во все сферы жизнедеятельности человека, в т.ч. в образовательную. Одним из наиболее популярных социальных сетевых сервисов, используемых в процессе обучения, являются образовательные блоги, которые выводят на новый уровень взаимодействие педагога и обучающегося.

В сфере Интернет принято следующее определение данного социального сетевого сервиса. Блог (англ. Ь^, от weblog) - это интернет-журнал событий, интернет-дневник, основное содержимым которого являются регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа [1].

Характерной особенностью блогов является короткие записи временной значимости, которые отсортированы в хронологическом порядке (последняя запись сверху). Иногда блоги сравнивают с дневниками, но блоги в отличие от последних публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи).

Совокупность всех блогов сети принято называть блогосферой , а людей, ведущих блог , - блогерами. Общие задачи и цели существующих на сегодняшний день блогов можно сгруппировать в нескольких направлениях:

- объединение ресурсов различного вида и формата, привлечение внимания единомышленников;

- сотрудничество на разных уровнях и форматах;

- профессиональное самоопределение и развитие, экспертная оценка и самооценка;

- обмен: идеями, информацией, методическими разработками, ресурсами и т.д.

Существует обширная классификация блогов:

1) по авторству (личные, коллективные и корпоративные);

2) по наличию мультимедиа (текстовый, фотоблог, артблог, музыкальный блог, подкаст, видеоблог);

3) по особенностям контента (контентный, мониторинговый, цитатный, тамбелог, сплог, Dofollow блог);

4) по тематической направленности (политика, быт, путешествия, мода, музыка, спорт, образование и т.д.) и др.

Последняя из представленных классификаций показывает, что блоги активно применяются и в образовании.

Официального и общепринятого определения образовательному блогу в официальной литературе и сети Интернет пока нет. Но под ним принято понимать разновидность блогов в области образования.

Другими словами, это блог, написанный человеком, имеющим отношение к образованию. Кратко такие блоги обозначают О-блогами. Соответственно, О-блоггерами называют педагога, имеющего блог или автора образовательного блога, или являющегося журналистом общего ресурса О-блога.

Образовательные блоги выполняют все перечисленные ранее функции и цели блогов, но имеют специфические черты использования в деятельности педагога:

- часто блог используются как общедоступный источник необходимой обучающемуся информации как для пользования в образовательном учреждении, так и в домашних условиях. Авторы образовательных блогов размещают гиперссылки на электронные версии учебного материала, методических рекомендаций и т.д. ;

- О-блоги способствуют более тесному контакту педагога и обучающегося, провоцируют записями (постами) к беседе и дискуссии в виде комментирования публикуемых сообщений и дальнейшего дискутирования/беседы;

- нередко блоги используются в качестве электронных версий школьных (студенческих) газет, расширяя возможности более качественного, разностороннего по форматам, содержанию и оформления какой-либо информации, так и активного участия в этой работе обучающихся, способствуя развитию их творческих способностей и уровня их информационной культуры, навыков владения современными информационными технологиями;

- образовательные блоги практически повсеместно содержат «доску объявлений» от педагога, передавая оперативную информацию касательно процесса и содержимого обучения. Кроме этого в них нередко содержится информация о планах занятий, составе заданий для самостоятельной работы, примеры решения задач и т.д., позволяя сделать процесс обучения прозрачным, доступным и наделенным быстрой обратной связью в виде вопросов, обсуждений непосредственно после опубликования материалов;

- образовательные блоги дают возможность сделать процесс обучения более интересным, для чего используются средства мультимедиа (видео, презентации, гипертекст, аудиолекции), делая более наглядным просматриваемый материал с возможностью неоднократного его изучения;

- часто образовательные блоги используются для совместной работа над каким-либо общим проектом обучающихся разных классов, групп, и даже образовательных учреждений с возможность демонстрации лучших работ; их оценки, формируя

коммуникабельность, способность работать в коллективе и самообучаться и т.д.

Исходя из представленных возможностей для педагогической деятельности образовательных блогов, в настоящее время принято различать следующие виды О-блогов (Рисунок 1) [2].

ОБРАЗОВАТЕЛ ЬНЫЕ БЛОГИ

Блог учителя (преподавателя)- Блог учебного проекта

Блог сетевого сообщества Блог предметного объединения

Блог- «школьная/студенческая газета» Блог -«электронная тетрадь»

Блог класса (группы) Блог, посвященный определенной теме

Рисунок 1 - Классификация образовательных блогов

Использование образовательных блогов имеет определенные плюсы и минусы. К основным достоинства блогов относят:

- возможность оперативно и легко публиковать необходимый материал, в т.ч. используя ссылки на другие ресурсы Интернет;

- доступ к размещенной информации в любое удобное время и в любом удобном месте (при наличии доступа в сеть Интернет);

- высокая скорость обратной связи с аудиторией, в т.ч. в режиме реального времени, в особенности при использовании мобильных устройств;

- снижение психологического напряжения в цепочке «учитель -ученик» и формирование условий для общения и деятельности на паритетных началах, что способствует повышению активности обучающегося;

- возможность ненавязчивого воспитательного влияния посредством коллективной практической работы;

- непосредственное документирование деятельности участников, как педагога, так и его учеников (фиксируются даты всех обращений и действий в блоге), что позволяет открытую оценку деятельности

самими участниками и администрацией образовательного учреждения и др.

По наблюдениям педагогов, активно использующих образовательные блоги, возможность публикации письменных заданий изменяет отношение учащихся к их выполнению. С одной стороны, размещение комментария, ответа на задание, эссе в блоге или на сайте предполагает внешнюю оценку и, возможно, критику со стороны не только учителя, но и одноклассников и других читателей. Поэтому учащиеся более внимательно относятся к выбору слов и аргументов, к оформлению ответа, стремятся более качественно выполнить задание. С другой стороны, существует и противоположная тенденция: отдельные учащиеся с большой неохотой работают в блоге, не желая выносить результаты своей работы на всеобщее обозрение. При этом их нежелание далеко не всегда объясняется низким уровнем работы; иногда причина кроется в неуверенности в собственных силах и заниженной самооценке. Такие учащиеся выражают согласие вместо записи в блоге использовать более закрытую электронную почту [3].

Кроме этого к числу недостатков образовательных блогов относят:

- ограниченный функционал сервиса (отсутствие возможности приложения и пересылки файлов и т.д.);

- линейная структура записей в одной колонке, что затрудняет поиск нужной информации;

- для работы с блогами необходима определенная материально -техническая база (стабильный и, по возможности, скоростной Интернет);

- блоги по своей природе носят неформальный и личностный характер, поэтому трудно встроить блог в традиционную классно-урочную систему;

- учащиеся не всегда достаточно мотивированы, чтобы осваивать новый и непривычный для них вид работы;

- работу учащихся в блогах трудно оценивать по существующей бальной методике;

- работа с блогом занимает много учебного времени, иногда в ущерб основной программе;

- блоги требуют от учителя значительных дополнительных затрат времени и усилий на этапе его проектирования и создания [3].

Несмотря на перечисленные недостатки, образовательные блоги значительно повышают эффективность взаимодействия педагога и обучающихся, усиливают интерес к предмету за счет нестандартных средств информационно-коммуникационных технологий, развивают

информационную культуру обучающихся и делают осуществление образовательного процесса более удобным.

Список литературы

1. Материалы свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://ru.wikipedia.org/

2. Гаврыш С.В. Виды образовательных блогов [Электронный ресурс] - Режим доступа http://g-sv.m/content/sites/default/ffles/seti/vidi_obrazov_blog.pdf (дата обращения: 05.02.2018)

3. Белов С.А. Использование блогов в образовательном процессе высшей школы / С.А. Белов // Ползуновский альманах. - №1. - 2001. -с. 150-153

4. Митин А.Н. Облачные Технологии в образовании // Вестник НГИЭИ. 2016. № 8 (63). С. 41-47.

5. Бойкова О.И., Родионова О.В., Половецкая О.С. К вопросу об использовании среды электронного обучения lmc moodle при подготовке бакалавров химического профиля // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т. 1. № 11. С. 188-194.

6. Увалиева И.М., Тлебалдинова А.С., Солтан Г.Ж. Анализ казахстанских и российских информационных систем образовательной статистики // Вестник НГИЭИ. 2016. № 6 (61). С. 105-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.