Gasharova Aida Ruslanovna TYPES AND FEATURES ...
philological sciences
UDC 82-1/-9:398.381
ВИДЫ И ФУНКЦИИ ЛЕЗГИНСКИХ НАРОДНЫХ ЗАГАДОК
© 2019
Гашарова Аида Руслановна, кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела фольклора
Институт языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы
Дагестанского научного центра Российской академии наук (367032, Россия, Республика Дагестан, Махачкала, улица М. Гаджиева, 45, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются многообразные как по форме, так и по содержанию различные виды лезгинских народных загадок. Хотя жанр загадки является одним из самых древних жанров в фольклоре лезгин, она и по сей день не утратила своей значимости и требует дальнейшего исследования. Учеными-фольклористами были рассмотрены лишь отдельные стороны загадки, но не был произведен всесторонний анализ. Автором статьи выделяются следующие виды лезгинских загадок: загадки-описания, образные загадки, загадки-иносказания, загадки-вопросы, логические загадки, арифметические загадки, сюжетные загадки, загадки-сравнения, загадки-отрицания, шуточные загадки с подвохом и т.д. Отличительная особенность загадок как фольклорного жанра - исключительная сила эмоционального воздействия на слушателя. Загадки представляют собой один из действенных средств умственного формирования детей, развития их мышления, внимания и творческого воображения. Изначально она развивалась и была популярна среди взрослых, но постепенно стала жанром детского фольклора, поэтому особое внимание уделено воспитательной и познавательной ценности загадок, которая заключается в интеллектуальном развитии и обучающей функции. Афористические жанры лезгинского фольклора по своей природе миниатюрны, но в связи с произошедшими социокультурными переменами современная загадка претерпела существенные изменения.
Ключевые слова: лезгинский фольклор, жанры, загадки, разновидности, функции.
TYPES AND FEATURES OF LEZGIN FOLK RIDDLES
© 2019
Gasharova Aida Ruslanovna, candidate of philological sciences researcher at the department of folklore Institute of Language, Literature and Art, G. Tsadasa Dagestan Scientific Centre, Russian Academy of Sciences (367032, Russia, Republic of Dagestan, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 45, e-mail: [email protected])
Abstract. The article discusses various types of Lezgian folk mysteries, both in form and in content. Although the puzzle genre is one of the most ancient genres in Lezgins' folklore, it has not lost its significance to this day and requires further research. Folklore scholars examined only certain aspects of the riddle, but did not carry out a comprehensive analysis. The author of the article distinguishes the following types of Lezgi riddles: riddles-descriptions, figurative riddles, riddles-allegories, riddles-questions, logical riddles, arithmetic riddles, plot riddles, riddles-comparisons, riddles-negations, comic riddles with a trick, etc. A distinctive feature of puzzles as a folklore genre is the exceptional strength of the emotional impact on the listener. Riddles are one of the most effective means of mental formation of children, the development of their thinking, attention and creative imagination. Initially, it developed and was popular among adults, but gradually became a genre of children's folklore, therefore, special attention was paid to the educational and cognitive value of riddles, which is intellectual development and learning function. The aphoristic genres of Lezgian folklore are miniature in nature, but due to the sociocultural changes that have occurred, the modern puzzle has undergone significant changes.
Keywords: Lezgian folklore, genres, riddles, varieties, functions.
В настоящее время фольклорное наследие отходит на второй план, однако возросший интерес самых разных народов к своим этнокультурным истокам, к этнической идентичности актуализировали его роль. Это касается прежде всего малочисленных народов. «В судьбах фольклора, как, пожалуй, и всей этнокультуры XXI в., очевидно, будет играть амбивалентную роль: с одной стороны, появились новые, практически безграничные возможности фиксации фольклора во всём его многообразии, в синкретическом единстве вербальных, музыкальных, хореографических и других его составляющих, многократного воспроизведения и трансляции его в масштабах планеты (интернет, телевидение и т.п.), с другой стороны, эти же возможности зачастую приводят к искусственной унификации, «стандартизации» фольклорных явлений. Эта глобализация чревата опасностью нивелировки этноспецифического в искусстве, превращения того, чем особенно ценна культура человечества, в нечто безликое» [1, с. 47].
Фольклористы должны учитывать всё это и в своей дальнейшей научной деятельности ориентироваться на требования времени. Способы сохранения и развития традиционного устно-поэтического творчества, при этом избегая искусственных «интернационализаций» и некомпетентных «реконструкций», должны стать предметом специального широкого обсуждения.
Изучение фольклора, составной частью которого являются загадки приводит к лучшему восприятию стремлений, дум и чаяний каждого народа. Исследовать за-90
гадки - значит рассматривать отдельные стороны быта народа, показать, как в нём отразились мировоззрение и труд простых людей в далеком прошлом и при советском строе; раскрыть художественное мастерство народа в создании малых форм словесных произведений.
Лезгинские народные загадки многообразны как по содержанию, так и по форме. Отличительная особенность загадок как фольклорного жанра - исключительная сила эмоционального воздействия на слушателя. «Дагестанский фольклорный материал позволяет сделать важные выводы, касающиеся не только особенностей функционирования фольклора в отдельно взятом регионе, как бы проецируясь на малую плоскость, но в отдельных случаях - и общей теории фольклористики» [2, с. 475].
Отдельные стороны загадки и попытка определения жанра в лезгинском фольклоре впервые были рассмотрены А. Гаджиевым [3], И. Вагабовым [4], М.М. Гасановым [5, 6, 7], А.М. Ганиевой [8] и другими.
По М.М. Гасанову «загадка - это миниатюрное народно-поэтическое произведение, выраженное в форме прямого вопроса или замысловатого иносказательного описания загадываемого предмета, сжатого рассказа-замещения и служащее целям обучения, испытания сообразительности и раскрытия поэтических сторон предметно-вещественного мира» [6, с. 50].
Воспитательная и познавательная ценность народных загадок заключается в интеллектуальном развитии, их часто используют в воспитательном процессе.
Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)
филологически науки
Гашарова Аида Руслановна ВИДЫ И ФУНКЦИИ ...
Поэтому «изучение загадок имеет научное и практически-педагогическое значение» [9, с. 35].
Предположим, что загадка изначально развивалась и была популярна среди взрослых, но постепенно стала жанром детского фольклора, тем самым выполняя функцию воспитательного характера. Если в традиционном бытовании загадка была связана с ритуалами и преимущественно существовала в обрядовых жанрах, «особенно в свадебной, где загадкой проверяли ум и находчивость жениха» [10, с. 242], то «современная загадка бытует вне обряда, как необрядовый жанр, выполняя больше развлекательную функцию и продолжает свое развитие в детской среде» [11, с. 73], прививая у них эстетический вкус, вырабатывая сообразительность, развивая память. Таким образом, «в современной культуре загадка сохраняет обучающую функцию, которая переплетается с функцией социодифференцирующей» [12, с. 15].
О необходимости использования загадок в воспитательно-педагогической работе справедливо высказался выдающийся педагог К.Д. Ушинский, который считал, что «живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая с собой и все объяснения, к ней привязанные... Какая живая и полезная беседа может быть закреплена в душе дитяти живописными загадками!» [13, с. 569].
Загадки приобщают к труду и дисциплинируют детей. Ценность загадок еще и в том, что на основе существующих текстов дети сами придумывают авторские загадки. Это приводит как к расширению кругозора, так и к обогащению словарного запаса.
«Педагогическая / дидактическая, регулирующая функции загадки также напрямую связаны с информативной и идентифицирующей и познавательной функциями. Поскольку система загадок представляет собой определенную форму информации о мире, обучение загадкам предполагает приобщение к этой информации, включение следующих поколений в круг «знающих», владеющих этой информацией, рассматриваемой как необходимой для члена данного социума» [14, с. 82].
В лезгинском фольклоре существует множество видов загадок. Это загадки-описания, образные загадки, загадки-иносказания, загадки-вопросы, логические загадки, арифметические загадки, сюжетные загадки, загадки-сравнения, загадки-отрицания, шуточные загадки с подвохом и т.д. Попытаемся охарактеризовать их, выделяя существенные признаки жанра.
Одна из разновидностей загадок имеет своеобразное словесное оформление и отображает определительный тип рассуждения. Это загадки, выступающие типичным средством, ведущим к наиболее полному освоению художественных образов и построенные на описании. При знакомстве с загадками подобного рода, дети чаще всего иллюстрируют содержание загадки рисунком. Например:
«Имуча-муча? Муч халича? Элкъвена чарх, чархун юкьва вир, вирин юкьва гъуьлягъ, гъуьлягъдин сиве гев-гьер (нафт1адин лампа)» - «Что это? Что? Что за ковер? Кругом колесо, в середине колеса пруд, в середине пруда змея, у змеи во рту жемчуг (керосиновая лампа)».
Таким образом, в загадках перед детьми раскрываются богатства родного языка (сила, правдивость, меткость). При загадывании дети узнают о различных значениях слов, анализируют их, рассуждают как один и тот же предмет или явление могут быть описаны разными словами и сочетаниями слов в зависимости от содержания того, что описывается или от отношения описывающего к данному предмету или явлению.
Тама далдам ядайди,
Таран къубух хадайди,
К1уфни К1еви йиге я
Т1варни вичин (к1ек1е я).
В лесу он барабанит, По дереву долбит, Клюв крепкий как напильник И зовут его? (дятел)
В большинстве своем загадки создаются в форме ритмизированной прозы. Загадка может иметь вопросительную внешнюю форму выражения, но вопрос этот чаще будет носить метафорически оформленный характер: «Экуьнахъ къвез, нянихъ хъфиз, им вуч я?(рагъ)» -«Утром приходит вечером уходит, что это? (солнце)».
«Миромоделирование в загадке осуществляется во многом посредством особого представления стереотипных образов предметов. Объекты, названные в загадке, высвечивают в основном свои функциональные и внешние особенности» [15, с. 20]: «Са цлал вадуст1ар (рука и пальцы)» - «На одной стене пять мастеров (рука и пальцы)».
По своей структуре загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется несложная картина с незамысловатым вопросом, тогда как сложные - содержат в себе определенную сюжетную канву и по форме больше напоминают небольшой описательный рассказ.
Довольно часто загадки имеют иносказательный характер, что ведет к затруднению в отгадывании. При загадывании сказитель придает обычным предметам и явлениям метафорическую оформленность. «Особенностью жанра загадки является одновременное соотнесение текста загадки с предметом-заменой (объектом, названным в тексте загадки и заменяющим отгадку) и загадываемой реалией (объектом, названным в отгадке)» [15, с. 20]. Поэтому, при ее разгадывании, во-первых, нужно произвести логические замещения метафорических образов на реальные объекты. Например:
Яру ярар - къизилгуьл, Нурлу ийиз дагъни чуьл. Тама-тара къекъвена, Жавагьирар к1вадарна. Вацраз акуна - лагьанач, Ракъиниз акуна - гахчуна (чиг)
Красное зарево - роза, Освещает горы и поля. По лесам-лугам прогулялась, Жемчуга рассыпала. Луна увидела - промолчала, Солнце увидело - забрало (роса)
«Символичность фольклорного слова, представлявшего некогда систему, код, знакомый каждому участнику дискурса, постепенно размывается, теряет свое значение, что связано с рядом социокультурных изменений» [16, 90-114]:
«Имуча-муча? Я гергер недайди туш, я къамчи ге-рекди туш, илигайт1а, вич цанал ирид куьтен яда санал (трактор)» - «Что это? что это? Овсом не кормят, кнутом не пашут, а пашет, семь плугов тащит (трактор)». Или другой пример: «Чан квач цавай физва, цав туш гъетер ала (самолет)» - «Не живой, в небесах летает, не небо, а звезды на нем (самолет)».
Довольно распространенным является способ построения загадок путем выключения (отрицания) какого-то признака или свойства предмета. В итоге получается своеобразное построение: предмет загадывания заменяется другим, но эта замена сразу же отрицается, сохраняется лишь признак, ведущее сходство предмета загадывания, по которому его и следует отгадывать: «Цяй экъеч1ай, цихъай кич1еди (кьел)» - «Из воды вышел, но воды боится (соль)».
Уподобление в лезгинской загадке часто бывает неожиданным, она строится по принципу поэтического парадокса. Таковы, например, сравнения в лезгинской
Gasharova Aida Ruslanovna philological
TYPES AND FEATURES ... sciences
загадке: «Мич1и цура бац1ияр къугъваз (калар)» - «В темном хлеву, ягнята пляшут (пшено, которое жарится на сковородке)».
Превалирующее большинство загадок в лезгинском фольклоре - это загадки-сравнения. Например: «Элкъвей чархарилай, шуьк1уьрекьер (рц1амар)» - «Над круглыми колесами, тоненькие дорожки (брови)».
В загадках могут быть использованы и отвлеченные сравнения, необоснованные на сходстве каких-либо предметов, явлений: «Гьуьляй экъеч1на са цуьк, т1вар алайди туш. Я терезеда ч1угваз жедач, я базарда гуз жедач (аял)» - «Из моря вырос цветок, без имени. Его не взвесишь и на базаре не купишь (ребенок)».
Сравнения в загадках могут быть на основе сходных признаков: «Вич вич хьтинди, вич тарцел алай ич хьтин-ди, кьил - шабалат, тум - мук1рат1 (чубарук)» - «Сама как сама, сама словно яблочко на деревце, голова - каштан, хвост - ножницы (ласточка)».
Особое место в загадочном фольклоре лезгин занимают замысловатые арифметические загадки-задачи, которые воспитывают в детях сообразительность, внимательность: «Хьана кьван, хьанач кьван са кьуьзуь къа-ри. Вичизни авай пуд хва. Гьар хциз ада чрана 2 кака. Ч1ехи хци суална: «Т1а на ваз чразвач?» Дидеди жаваб гана: «Я чан хва, зун кьуьзуь я, зи руфунни акьван еке туш, гьарда куьне са какадин пай заз гайит1а, зун тух жеда». Рухвайри гайи паярикай шумуд кака дидедал гьалтна? (пуд)» - «Жила-была одна старуха. Было у нее 3 сына. Каждому сыну она испекла по 2 яйца. Старший сын спрашивает, почему она себе не варит яйцо? Мать отвечает: «Я стара и живот у меня небольшой. Если каждый из вас мне даст по половинке, мне хватит». Сколько яиц получила мать из тех половинок, которые дали сыновья? (три)».
Для правильной разгадки в логических задачках присутствует анализ. Как известно, исходными логическими действиями как рассуждения, так и мышления являются анализ и синтез, поэтому разгадывание логической загадки можно считать за аналитико-синтетический процесс. В педагогической практике такой метод является наиболее ценным, потому что способствует развитию логического мышления учащегося. Для разгадывания загадки нужно, во-первых, «обладать довольно развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, и, во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть немалые, нарочито создаваемые загадкой трудности логического порядка» [17, с. 86]. С вопроса загадки начинаются рассуждения учащихся, построение цепи логических умозаключений, в каждой из которых содержатся более мелкие вопросы.
По силе своего влияния на развитие мышления синтез значительно уступает анализу. Синтез не привлекает внимания слушателя на вопросе загадки в той мере, как это делается при разгадывании логической загадки. Он фиксирует внимание, главным образом, на действиях, на числовых данных, указанных в загадке. Это приводит к отрыву содержания загадки от её вопроса. Рассмотрим ещё один пример лезгинской загадки-задачи, широко известной и в русском фольклоре: «Вац1ун са пата: ин-сан, ц1егь, жанавур, келем. Гьик1 инсанди абур вац1ун а патаз хкида, ц1егьре келем нен тийидайвал? (Сифте ц1егь а патаз акъудна, ахпа келем хутахда, ц1егь хкида, жанавур а патаз хутахда, ахпа ц1егьни а патаз хутах-да)» - На одном берегу реки: человек, коза, волк, капуста. Как их перевести на другой берег так, чтобы коза не съела капусту?» Опыт применения логических ребусов также имеет воспитательное значение. Отгадка к этой логической задаче такова: сначала надо перевезти козу, потом капусту, а козу возьмет обратно на другой берег; волка переправим на тот берег, потом и козу переправим туда, теперь человек сможет проследить за тем, чтобы коза не съела капусту.
Неподчинение ходу мыслей при разгадывании, приводят к нерациональному и случайному в поисках вер-92
ных путей разгадывания загадки.
Имуча-муча? Са тарцел 12 хел, Гьар са хлел 30 пеш, Гьар са пешинин са пад ч1улав, муькуь пад - лацу (йис, варз, югъ, йиф)
Что это? Что это? На одном дереве 12 веток, На каждой ветке по 30 листьев, У каждого листочка одна сторона черная, другая -белая (год, месяц, день, ночь).
Загадки представляют собой один из действенных средств умственного формирования детей, развития их мышления, внимания и творческого воображения. Но не всякая загадка содействует складыванию логического мышления детей. Только «благодаря наличию обучающей функции тексты загадок могут включаться в педагогический дискурс» [12, с. 16]. Для достижения данных установок важны не только последствия разгадывания загадок, но и ход рассуждений, сопутствующие решению. Загадка носит синтаксический характер и, в основном, делает упор на причинно-следственную зависимость.
Имеются у лезгин загадки, часто встречающиеся исключительно в детском фольклоре. Приведем пример детской шуточной игры-загадки. Кто-нибудь из старших в семье загадывал загадку: «Буйнуз, буйнуз, цавай фидай яц буйнуз, я рехъ авач, я руг, вич фида? (балугъ)» - «Рога, рога, летающие бычьи рога, ни дороги нет, ни пыли, сам идет (рыба)».
Далее, кто из детей догадается, что рыба не может летать, те не поднимают руку, а если же необдуманно поднимут руку, значит тот и выходит из игры, а остальные продолжают участвовать в игре и дальше отвечают на загадки.
Шуточными загадками проверяли сообразительность детей дошкольного возраста, например, загадка с условным названием «сколько будет?» («гьикьван жеда?»): «Зи дидедиз вад хва ава, вирибур за гьисабзава, амма кьуд жезва, бес гьинва вад лагьайди? (зун)» - «У моей матери пятеро сыновей, всех я сосчитаю, но получается четыре, а где же пятый? (я)».
Можно с уверенностью сказать, что именно посредством фольклорных произведений ребенок начинает прогрессивно формироваться, активизировать свои способности, умения, принимать участие в разнообразных увлекательных играх. «В младшем возрасте ребенок воспринимает информацию через игру, так как народные игры по сути своей поучительны. Таким образом, детские игры, сопровождаемые песенками, носят не только развлекательную, эстетическую, но и воспитательную функцию» [18, с. 186]. В загадках некоторые предметы даются в движении, причём звучат они в форме своеобразной детской песенки-прибаутки: «Кысдин папа кап ягъиз, маса папа кьуьл ийиз, пелте-пелте жив къваз (регъвни гъуьр)» - «Баба-яга хлопает, другая женщина танцует, хлопьями снег падает (молотильные доски на мельничных жерновах и мука)».
Большое количество «словесных загадок может существовать только на письме (высокая степень абстрактности, большой объём образной части с условиями нахождения отгадки и т.п.), они относятся к современным литературным загадкам, далёким от древних народных загадок, истинных произведений устного народного творчества, отличительной чертой которых является краткость - один из основных жанровых признаков загадки» [19, с. 114]:
Имуча-муча? Муч халича?
Вич са к1вачел алайди,_
Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)
филологически науки
Гашарова Аида Руслановна ВИДЫ И ФУНКЦИИ ...
Кьилихъ бармак галайди,
Бадеяр жеда къукъуриз, гуз
Т1варни вичин? (къарникъуз)
Что это? Что это? Что за ковер?
Сам на одно ноге,
На голове шапка,
Старушки их сушат, продают
И называется он? (гриб)
«Современные загадки (созданные после значительных перемен в социокультурной жизни, произошедших в середине XX в.) подробнее описывают реалию. С одной стороны, загадка оформляется в стихотворную форму, где на первый план выходит художественный образ, характеристики предмета теряют емкость и краткость, присущую описаниям традиционной загадки» [20, с. 29].
Таким образом, загадка относится к малым афористическим жанрам фольклора. Это метафорически оформленное, витиевато описание какого-либо предмета, явления, действия и т.д. Практическая ценность загадок в педагогической деятельности состоит в том, что они приобщают детей к искусству слова, развивают интерес к чтению подлинно народных произведений, дают возможность проявить свою творческую самостоятельность: индивидуально или коллективно составить загадку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Свод памятников фольклора народов Дагестана: в 20-ти томах. Т. 1. Сказки о животных / под ред. акад. Г.Г. Гамзатова; Институт языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы ДНЦРАН. М.: Наука, 2011. 378 с.
2. Adjiev A.M., Alieva F.A., Gasharova A.R., Murtuzaliev Yu.M., Mukhamedova F.H. Dagestan people folklore phenomenon as a unity in diversity. The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication, March, Special Edition, 2018, 475-481.
3. Лезгинский фольклор / сост. А. Гаджиев. Махачкала, 1941. 267 с. На лезг. яз.
4. Лезгинские пословицы и загадки. /Сост. И. Вагабов. Махачкала, 1961. — 74 с. На лезг. яз.
5. Гасанов М.М. Афористические жанры дагестанского фольклора (пословицы, поговорки, загадки) : дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 1968. 174 с.
6. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала: Дагучпедгиз, 1971. 80 с.
7. Гасанов М.М. Загадки // Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. С. 446-457.
8. Ганиева А.М. Очерки устно-поэтического творчества лезгин / отв. ред. Г.Г. Гашаров. М.: Наука, 2004. 239 с.
9. Гашарова А.Р. К вопросу о лексических и стилистических особенностях лезгинских загадок. В сборнике: Вопросы кавказского языкознания и тюркологии. Материалы Республиканской научно-практической конференции. Махачкала: ДГУ, 2018. С. 35—38.
10.Абакарова Ф.О., Алиева Ф.А. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев. Махачкала: Издательство ДНЦ РАН, 1999. 260 с.
11. Гашарова А.Р. Лезгинские народные загадки // Вестник Калмыцкого университета. Элиста, 2018. № 4. С. 72—78.
12. Абдурашитова М.О. Своеобразие загадки как жанра фольклорного дискурса. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013 № 4 (22): в 2-х ч. Ч. I. C. 15-18.
13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 томах: Т. 2: Вопросы обучения / Под ред. проф. В.Я. Струминского. М.: Учпедгиз, 1954. 735 с.
14. Перевалова Д.А. Жанр загадки в дискурсе дошкольного образования: особенности реализации миромоделирующей функции. диссертация ... кандидата филологических наук /Национальный исследовательский Томский государственный университет. Томск, 2015. 246 с.
15. Смоляр М.О. Миромоделирующая функция жанра загадки в фольклорном дискурсе// Вестник Томского государственного университета. 2007. № 304. С. 18—21.
16. Эмер Ю.А. Миромоделирование в современном песенном фольклоре: когнитивно-дискурсивный анализ : дис. ... д-ра филол. наук. Томск, 2011. 458 с.
17. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 1977. 375 с.
18. Гашарова А.Р. О жанровых особенностях детского фольклора лезгин // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. № 8, 2015. С. 183—187.
19. Мельникова Е.В. Виды немецких загадок. Альманах современной науки и образования. 2014. № 8 (86). С. 111-114.
20. Перевалова ДА. Стереотип «Дом» в разных типах дискурса // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 384. С. 27—31.