Научная статья на тему 'ВИДЫ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕЖИМАМИ'

ВИДЫ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕЖИМАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КРИТЕРИЙ СУБЪЕКТНОСТИ / ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕЖИМАМИ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пароватов С.Н.

В статье проведен анализ видов и форм осуществления государственного финансового контроля на территориях с особыми экономическими режимами. Установлено, что в научной литературе не систематизированы подходы к выделению видов и форм государственного финансового контроля на территориях с особыми экономическими режимами, поэтому определено, что наиболее распространенным критерием выделения видов финансового контроля является субъектный. При этом в зависимости от хронологии использования финансовых ресурсов или управления государственным имуществом выделяется предварительная, текущая и последующая формы контроля, а формы государственного финансового контроля включают предыдущий, текущий, последующий контроль. На основе проведенных исследований предложена классификация видов государственного финансового контроля по критериям субъектности и этапам осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES AND FORMS OF STATE FINANCIAL CONTROL IN TERRITORIES WITH SPECIAL ECONOMIC REGIMES

The article analyzes the types and forms of state financial control in the territories with special economic regimes. It has been established that the scientific literature does not systematize approaches to the allocation of types and forms of state financial control in territories with special economic regimes, therefore it is determined that the most common criterion for the allocation of types of financial control is subjective. At the same time, depending on the chronology of the use of financial resources or the management of state property, preliminary, current and subsequent forms of control are distinguished, and forms of state financial control include previous, current, subsequent control. On the basis of the conducted studies, a classification of types of state financial control according to the criteria of subjectivity and stages of implementation is proposed.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕЖИМАМИ»

ВИДЫ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ

РЕЖИМАМИ

С.Н. Пароватов, студент

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-11-2-91-94

Аннотация. В статье проведен анализ видов и форм осуществления государственного финансового контроля на территориях с особыми экономическими режимами. Установлено, что в научной литературе не систематизированы подходы к выделению видов и форм государственного финансового контроля на территориях с особыми экономическими режимами, поэтому определено, что наиболее распространенным критерием выделения видов финансового контроля является субъектный. При этом в зависимости от хронологии использования финансовых ресурсов или управления государственным имуществом выделяется предварительная, текущая и последующая формы контроля, а формы государственного финансового контроля включают предыдущий, текущий, последующий контроль. На основе проведенных исследований предложена классификация видов государственного финансового контроля по критериям субъектности и этапам осуществления.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, критерий субъектности, территории с особыми экономическими режимами, финансовые ресурсы.

Эффективность реализации государством контрольной функции в сфере финансов на территориях с особыми экономическими режимами в значительной степени определяет уровень транспарентности бюджетной политики, доверия бизнеса, функционирующего на данных территориях, к органам государственной власти, согласованность отдельных составляющих бюджетной системы. Систематизация форм и видов государственного финансового контроля позволяет определить способность контролирующих органов оперативно реагировать на нарушения финансово-бюджетной дисциплины, отвечать за законность использования государственной собственности, создает основы для оптимизации контрольных и аудиторских полномочий между государственными институтами. Это обуславливает необходимость развития методического обеспечения, информационно-аналитических основ и правовой базы для систематизации видов и форм осуществления государственного финансового контроля на территориях с особыми экономическими режимами.

Результаты исследования. На основе системного подхода определено, что большинство ученых осуществляют классификацию государственного финансового контроля (далее - ГФК) по видам и формам. При этом используются разные критерии, что приводит к неоднозначной трактовке сущности различных экономических категорий. Анализ научных подходов к критериям выделения видов и форм ГФК позволил определить, что наиболее распространенными из них является фактор времени осуществления контрольных мероприятий, объекты и субъекты ГФК, способы реализации контрольных полномочий, источники входящей и исходящей информации.

Согласно Бюджетному кодексу РФ ГФК [1] подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. При этом в законодательном поле не определены понятия и совокупность видов и процедур ГФК, которые целесообразно применять в разных ситуациях именно на территориях с особыми экономическими режимами (далее - ТОЭР). В связи с этим при выделении видов ГФК

должен быть применен критерий субъекта ГФК, при определении форм - время проведения контрольных мероприятий.

При этом учитывая специфику организации ГФК на ТОЭР, предлагаем классифицировать ГФК по субъектам на законодательный, исполнительный и судебный, структурная схема которого отражена на рисунке.

В зависимости от условий проведения, ГФК может быть инициативным (осуществляется по решению наблюдательного совета территории) и обязательным (проводится в соответствии с требованиями законодательства).

В зависимости от сферы проведения выделяют бюджетный, налоговый, валютный, страховой и финансовый контроль.

Обобщив научные подходы, в зависимости от стадий (формы) проведения ГФК следует выделить предварительную, текущую и последующую форму финансового контроля [2]. Особенностью предварительного ГФК является проведение его до момента движения денежных средств с целью оптимизации негативных рисков для объекта контроля и наиболее полного использования целевых финансовых ресурсов.

Рисунок. Классификация видов государственного финансового контроля по критериям

субъектности и этапам осуществления

Спецификой предварительного контроля является изучение оснований принятия управленческих решений по соблюдению принципов законности и целенаправленности подлежащих осуществлению операций.

Экономический и практический характер предварительного ГФК имеет черты экономического и финансового планирования, экспертной оценки бюджетов, смет,

контрактов [3]. Целями предварительного ГФК являются:

- предупреждение и пресечение незаконных действий;

- обеспечение принципов ГФК - эффективного, рационального, экономического обоснования;

- предупреждение и пресечение нецелевого и неэффективного использования государственного имущества;

- предупреждение и пресечение причинения экономического, политического и социального вреда государству;

- предупреждение и пресечение нарушения законодательных актов.

Предварительный финансовый контроль носит фактический характер применения, то есть не применяется контролирующими субъектами в определенных полномочиях до момента нарушения финансовой дисциплины.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе реализации денежных отношений (движения бюджетных средств, использования имущества, реализации управленческих решений) и обеспечивает реализацию принципов целевого назначения и адресности использования денежных ресурсов [4, 5].

Целями текущего ГФК являются:

- определение фактических отклонений от утвержденных норм и нормативов, оперативное предупреждение их на стадии формирования финансовых операций;

- достижение принципов государственного финансового контроля: рациональности, целевого характера, экономической эффективности;

- определение дополнительных возможностей для формирования и использования финансовых ресурсов.

Данный вид контроля призван снизить уровень нарушений финансовой дисциплины в процессе реализации финансовых отношений [6].

Последующий ГФК проводится по завершению реализации финансовых отношений (использование бюджетных средств, использования государственного имущества, реализации управленческого решения) и должен обеспечить контроль результатов с оценкой законности, эффективности и целесообразности. В зависимости от потребностей, последующий ГФК можно классифицировать на периодический и оперативный.

Данный вид ГФК может носить внешний и внутренний характер. Он позволяет не только определить состояние соблюдения финансовой дисциплины, но и причины ее нарушения, а также определить меры, которые необходимо предпринять для

устранения данных причин в будущем [7]. Этот вид контроля позволяет определить недостатки предварительного и текущего ГФК.

Таким образом, проведя анализ современных особенностей классификации видов и форм ГФК, установлено, что основные проблемы его организации с методологической точки зрения заключаются в:

- несогласовании видов и форм государственного финансового контроля с организационным и нормативно-правовым обеспечением;

- отсутствия единого подхода к государственному финансовому контролю, что приводит к дальнейшему обжалованию результатов проверок контролирующих органов в судебном порядке;

- сосредоточении на последующем государственном финансовом контроле.

По нашему мнению, подобный способ организации ГФК недостаточно эффективный, что связано с отсутствием превентивного и прогностического характера контроля. Соответственно, при такой организации ГФК не дает возможности в полной мере обеспечить соблюдение финансовой дисциплины и законности действий в процессе формирования, распределения, перераспределения, применения и смены собственника ресурсов государства, использования государственных средств, предназначенных для развития проектов на ТОЭР.

Таким образом, в исследованиях ученых диалектически не раскрыт в полной мере механизм проведения государственного финансового контроля, основанный на методологической основе его видов, форм. При этом данная диалектика предоставляет субъектам государственного контроля методологические средства для организации контрольных мероприятий во всех сферах государственного управления.

Проведено исследование видов (законодательный, исполнительный, судебный) и форм (предыдущий, текущий, последующий) ГФК, на основе чего выявлено, что специфической особенностью ГФК на ТОЭР является то, что, независимо от стадии его реализации, он носит системный целевой характер, то есть направлен на ре-

ализацию своих целей и задач. хронологии использования финансовых

Заключение. Установлено, что в науч- ресурсов или управления государственным ной литературе не систематизированы имуществом выделяется предварительная, подходы к выделению видов и форм ГФК текущая и последующая формы контроля, на ТОЭР, поэтому определено, что наибо- а формы государственного финансового лее распространенным критерием выделе- контроля включают предыдущий, теку-ния видов финансового контроля является щий, последующий контроль. субъектный. При этом в зависимости от

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция) // СПС КонсультантПлюс.

2. Правовые основы финансового контроля на территории особых экономических зон в Российской Федерации // Юридическая наука. - 2019. - № 1. - С. 40-42.

3. Противоречия механизмов государственного финансового контроля в рамках территорий опережающего социально-экономического развития / В.Ю. Сипачева, В.Д. Краснопольская // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - №1-2 (27). - С. 139-141.

4. Кузубов А.А. Теоретические аспекты формирования рынка высокотехнологических услуг как ключевого фактора инновационного развития мирового хозяйства / А.А. Кузубов, Н.В. Шашло // Экономика: теория и практика. - 2017. - №1 (45). - С. 26-30.

5. Рабаданова Д.А. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики / Д.А. Рабаданова, М.М. Омаров // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2019. - №9 (107). - С. 102-112.

6. Vorozhbit O. Y. Integration Processes and a Common Agricultural Market under the Conditions of the Eurasian Economic Union / O.Y. Vorozhbit, N.V. Shashlo // International Business Management. - 2016. - Vol. 10. - №19. - P. 4635-4643.

7. Osipov V.A. Evaluation of economic sustainability of entrepreneurship on the basis of the valuebased efficiency theory / V.A. Osipov, N.V. Shashlo, A.A. Kuzubov // Espacios. - 2017. -Vol. 38. - № 62. - P. 30.

TYPES AND FORMS OF STATE FINANCIAL CONTROL IN TERRITORIES WITH

SPECIAL ECONOMIC REGIMES

S.N. Parovatov, Student Lomonosov Moscow State University (Russia, Moscow)

Abstract. The article analyzes the types and forms of state financial control in the territories with special economic regimes. It has been established that the scientific literature does not systematize approaches to the allocation of types and forms of state financial control in territories with special economic regimes, therefore it is determined that the most common criterion for the allocation of types offinancial control is subjective. At the same time, depending on the chronology of the use of financial resources or the management of state property, preliminary, current and subsequent forms of control are distinguished, and forms of state financial control include previous, current, subsequent control. On the basis of the conducted studies, a classification of types of state financial control according to the criteria of subjectivity and stages of implementation is proposed.

Keywords: state financial control, subjectivity criterion, territories with special economic regimes, financial resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.