блемы современной экономики. - 2010. - № 3 (35). - Режим доступа: www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3226.
4. Виноградова З.И., Щербакова В.Е. Стратегический менеджмент: Матрица модулей, «дерево целей»: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. З.И. Виноградовой. - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004.
5. Классики менеджмента. Акофф Рассел Ackoff, Russel L [Электронный ресурс] // Статьи на HRM.RU. - Режим доступа: http://hrm.ru/klassiki-mene-dzhmenta-akoff-rassel-ackoff-russel-l.
6. Шуванов В.И. Организационное поведение руководителя в условиях рынка: новая парадигма управления и ролевая модель // Управление персоналом. - М., 2007. - № 3.
7. Ярченко В.М. Особенности стратегического менеджмента в России [Электронный ресурс] / Элитариум: Центр дистанционного образования. -Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2008/11/01/strategicheskij_menedzh-ment_rossii. html.
ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© Прохватаева Е.С.*
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
В статье представлена классификация видов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.
Ключевые слова финансовая поддержка, субъекты малого предпринимательства, кредитование, государственная поддержка, малый бизнес.
Малое предпринимательство в настоящее время является основой развитых экономик. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП таких стран как США около 50 %, в Китае более 60 %, в России данный показатель колеблется около 20-22 %. Одной из главных проблем развития малого предпринимательства в РФ является недостаток финансовых ресурсов у малых предприятий. Ниже приведена классификация видов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.
Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства по целям финансирования подразделяется:
- на открытие малого предприятия;
- на развитие бизнеса;
- на предупреждение банкротства малого предприятия.
* Магистрант кафедры Финансов и банковского дела.
Самой труднодоступной является финансовая поддержка при открытии бизнеса, т.к. риски очень высоки. В настоящее время источниками такой поддержки могут являться собственные средства самих предпринимателей, средства сторонних инвесторов, так называемых «бизнес-ангелов», средства венчурных фондов, реже банковские кредиты и средства фондов развития малого предпринимательства, бюджетные средства. Когда бизнес уже существует и показывает определенные результаты деятельности, источников финансовой поддержки становится больше: собственные средства предпринимателей, бюджетные средства, банковские кредиты, средства микрофинансовых организаций, государственные гарантии, лизинг, средства фондов развития малого предпринимательства, коммерческие кредиты, средства сторонних инвесторов. При предупреждении банкротства одним из самых эффективных источников финансовой поддержки является коммерческий кредит, в случае долговременных взаимоотношений с партнерами, которые готовы предоставить отсрочку платежа, также источниками являются собственные средства предпринимателей, средства сторонних инвесторов, которые таким образом приобретают долю в компании.
Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства подразделяется по источникам финансирования на:
- внутренние;
- внешние.
Под внутренними источниками понимаются собственные средства компании. Большинство российских предприятий малого бизнеса ориентируются на самофинансирование, которое является для них наименее рискованным способом приобретения финансовых средств. Самофинансирование осуществляется в основном за счет двух источников: собственный капитал или внутренние финансовые ресурсы предприятий, образовавшиеся в процессе их хозяйственной деятельности [1]. Одним из основных внутренних источников финансирования является прибыль, образовавшаяся в процессе хозяйственной деятельности организации. К недостаткам использования прибыли как источника финансирования можно отнести ее ограниченную и непостоянную величину, сложность прогнозирования денежных поступлений, а также зависимость от внешних факторов, среди которых можно выделить изменение спроса, цен, конъюнктуры рынка, появление конкурентов и т.п. Следующим источником самофинансирования компаний являются амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления - денежные средства, отчисленные для возмещения стоимости основных фондов. Амортизационные отчисления позволяют сократить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и использовать сэкономленные средства на развитие предприятия. В соответствии со ст. 259.3 гл. 25 Налогового Кодекса РФ предприятия вправе применять повышающие коэффициенты к норме амортизации в отношении основных средств при определенных условиях.
К внешним источникам финансовой поддержки относятся:
- государственные средства;
- заемные средства;
- привлеченные средства.
В соответствии с Федеральным законом 24.07.07 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» среди форм государственной поддержки выделяют следующие: субсидии, бюджетные инвестиции, а также государственные и муниципальные гарантии по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и государственный заказ.
Понятие «субсидия» содержится в Бюджетном Кодексе РФ, согласно ст. 78 это денежные средства, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам для возмещения затрат или с целью возмещения недополученных доходов, связанных с их хозяйственной деятельностью. Субсидии могут выделяться как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ, а также из местных бюджетов и соответствующих государственных внебюджетных фондов. Выделение субсидий предполагает под собой долевое участие государства в финансировании мероприятий, при этом на финансируемый объект право собственности не изменяется. Предоставление субсидий должно быть предусмотрено соответствующими федеральными и региональными целевыми программами.
В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, которые направляются на создание или увеличение стоимости государственного имущества за счет средств бюджета. Они предоставляются юридическим лицам, которые не являются государственными предприятиями, при заключении двустороннего договора об участии государства в собственности субъекта инвестиций, т.е. государство, в лице Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, становится собственником эквивалентной части уставного капитала юридического лица.
Государственные гарантии можно определить, как обязательства со стороны государства покрыть риски по сделке в определенном объеме. Гарант дает письменное обязательство отвечать частично или полностью за исполнение обязательств перед третьими лицами лицом, которому выдана гарантия. Обычно гарантии выдается на конкурсной основе. Предоставление гарантий по кредитам также может сочетаться с субсидированием части процентных ставок, вследствие чего происходит удешевление кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства.
Государственный заказ - это тоже одна из форм государственного финансирования субъектов малого предпринимательства. Размещение государственных заказов, как правило, осуществляется на конкурсной основе. Участие на практике малых предприятий в качестве поставщиков в государственных заказах на условиях, установленных нормативными документами, затруднено по ряду причин. Во-первых, для предприятий малого предпри-
нимательства это несоблюдение установленных квот участие в государственных заказах. Т.к. главным критерием конкурсного отбора является предложение минимальной цены, а выдержать ценовую конкуренцию предприятиям малого бизнеса очень сложно. Вторая причина состоит в том, что малые предприятия зачастую не могут принять риск несвоевременной оплаты за поставленную по контрактам продукцию, что случается нередко из-за слабой финансовой дисциплины государственных заказчиков. Особенно при этом страдают поставщики в регионах, где в большей степени существует риск невыплаты за контрактные поставки, ввиду присутствия факторов дефицитности региональных и местных бюджетов [2].
Под привлеченным финансированием понимаются денежные средства сторонних инвесторов, бизнес-ангелов, венчурных фондов, которые вкладывают средства с дальнейшей перспективой получения прибыли.
Под заемным финансированием понимаются средства, которые подлежат возврату на определенных условиях - чаще всего это выплата процентов за возможность пользования деньгами. Самый распространенный вид такой финансовой поддержки - это банковское кредитование. В экономически развитых странах этот вид финансирования субъектов малого бизнеса является основным, в России ситуация несколько иная. В связи с тем, что предприятия имеют низкий уровень прозрачности, что не позволяет в полной мере подойти к его анализу и оценке; многие компании используют «серые» схемы ведения бизнеса, а их бухгалтерская отчетность направлена на минимизацию налоговых выплат; некоторые предприятия занимают неустойчивое положение на рынке и имеют нерегулярный доход, что вызывает сомнения в их платежеспособности со стороны кредитных инстанций; у многих российских компаний отсутствует залоговое обеспечение, т.к. оборудование, помещение, транспорт обычно арендуются, а производимый товар не обладает достаточной степенью ликвидности, кредитование субъектов малого предпринимательства сопряжено для банков со значительными рисками, вследствие чего предоставляются повышенные ставки, ограниченные суммы и сроки кредитования. Тем не менее перечень кредитных продуктов, предлагаемых банками субъектам малого предпринимательства достаточно широк, но пока что недостаточно востребован. Среди основных видов кредитов можно выделить: овердрафт (непрерывный, с обнулением), кредитная линия (возобновляемая, невозобновляемая), коммерческий кредит (аванс, предоплата, отсрочка или рассрочка платежа), проектное кредитование, кредит на открытие бизнеса, коммерческая ипотека, кредит на развитие бизнеса и др.
Среди видов заемного финансирования малых предприятий очень популярным становится микрофинансирование. С каждым годом все большее количество субъектов малого предпринимательства пользуются данным источником, в связи с тем, что условия получения займа намного проще, чем в банке, врем рассмотрения заявки минимально, заем можно получить на
небольшой срок, отсутствуют комиссии банка, даже несмотря на то, что процентная ставка выше, чем по обычным кредитам, данное кредитование может являться более выгодным. Объем кредитования с 2007 до 2012 гг. вырос в 3 раза с 12 млрд. руб. до 36 млрд. руб., причем около 60 % кредитов направляются на развитие бизнеса.
По субъекту финансирования финансовая поддержка малому предпринимательству может оказываться:
- предприятием в виде самофинансирования;
- банками в виде кредитов;
- государством в виде субсидий, гарантий, субвенций, государственных заказов;
- микрофинансовыми организациями в виде кредитов;
- венчурными фондами в виде инвестиций;
- партнерами в виде коммерческих кредитов;
- другими субъектами, например, лизинговыми компаниями, фран-чайзинговыми компаниями.
По способу финансирования субъектов малого предпринимательства финансовая поддержка может быть:
- прямая;
- косвенная.
Под прямой финансовой поддержкой понимается непосредственное получение денежных средств на определенные цели, например, банковский кредит, микрозаем. Под косвенным финансирование понимается способ финансовой помощи, избегающий непосредственных взаимодействий с денежными средствами напрямую, включающий определенных финансовых посредников, например, субсидирование процентной ставки.
По возвратности денежных средств финансовая поддержка может быть:
- возвратной;
- безвозмездной.
К возвратной финансовой поддержке можно отнести банковский кредит, лизинг, средства микрофинансовых организаций, коммерческий кредит; к безвозмездной государственные гарантии, субсидии, гранты, субвенции.
По периоду финансирования финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства подразделяется на:
- долгосрочную;
- краткосрочную.
Долгосрочная финансовая поддержка может быть направлена на проекты, занимающие много времени, например, разработка нового продукта, разработка инновационных технологий, краткосрочная финансовая поддержка может быть направлена на пополнение оборотных средств компании, проведение рекламной компании и т.п.
Анализ видов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства имеет большое значение для решения финансовых проблем малого бизнеса. Для оценки эффективности видов финансирования необходимо понимать, какие виды финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства существуют, что под каждым из них подразумевается, какие пользуются наибольшей популярностью.
Список литературы:
1. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты / Л.Т. Ибадова. - М.: Волтерс Клувер, 2006.
2. Экономика и организация малого предпринимательства: Учебное пособие / О.П. Савичев, Н.А. Зискель, С.В. Трифонов, А.И. Цапук. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОСТАВ
© Саржанов Р.Р.*
Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск
В статье рассматривается сущность организационно-экономического механизма антикризисного управления устойчивостью предприятия через системно-ориентированный подход. Определен организационно-экономический механизм управления в отдельных областях и функциях управления деятельностью предприятия, на предприятии в целом. Раскрыто понятие комплексного организационно-экономического механизма управления устойчивости, его состав и значение.
Ключевые слова антикризисное управление, институциональный подход, организационно-экономический механизм, устойчивость предприятия, теория систем, функции управления, внешняя и внутренняя среда предприятия.
В современной экономической науке не сформировался единый взгляд на понимание сущности организационно-экономического механизма управления. Наиболее распространенным является определение организационно-экономического механизма управления предприятием через понятия «система» и «совокупность».
* Аспирант кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».