Научная статья на тему 'Виды электронной связи и их дидактические возмож- ности'

Виды электронной связи и их дидактические возмож- ности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
495
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ЭЛЕКТРОННОЙ СВЯЗИ / КОМПЬЮТЕРНО ОПОСРЕДОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERNET COMMUNICATION TOOLS / COMPUTER-ASSISTED LANGUAGE LEARNING / E-LEARNING / INTERACTIVITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Титова Светлана Владимировна

Статья посвящена различным видам электронной связи, которые достаточно часто используются преподавателями иностранных языков. Обсуждаются дидактические возможности различных видов интернет-связи от электронной почты до блогов, условия их успешной интеграции в процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of Internet Communicative Tools and Their Use in Education

The aim of the article is to contrast and compare didactic characteristics of different types of the Internet communicative tools from e-mail to blogs which enable teachers to integrate these means of communication successfully into language classroom.

Текст научной работы на тему «Виды электронной связи и их дидактические возмож- ности»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 3

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

С.В. Титова

ВИДЫ ЭЛЕКТРОННОЙ СВЯЗИ И ИХ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Статья посвящена различным видам электронной связи, которые достаточно часто используются преподавателями иностранных языков. Обсуждаются дидактические возможности различных видов интернет-связи - от электронной почты до блогов, условия их успешной интеграции в процесс обучения.

Ключевые слова: виды электронной связи, компьютерно опосредованная коммуникация, электронная образовательная среда, интерактивность.

The aim of the article is to contrast and compare didactic characteristics of different types of the Internet communicative tools from e-mail to blogs which enable teachers to integrate these means of communication successfully into language classroom.

Key words: Internet communication tools, computer-assisted language learning, e-learning, interactivity.

В эпоху глобализации с развитием информационных средств приоритетное значение приобретают коммуникативные умения студентов, умения ясно выразить свою мысль как письменно, так и устно. Современные коммуникативные технологии оказывают стимулирующее воздействие на развитие навыков письменной речи. Психологи используют термин "реверсия" для обозначения этого феномена, суть которого заключается в возрождении традиций письменного общения под влиянием использования различных видов электронной коммуникации. При электронной переписке пользователи не только усваивают новые формы общения и этикета, но и сталкиваются с операциями письменного знакомства, установления и поддержания контакта, обмена вежливыми фразами, демонстрации интереса к партнеру, они учатся сочетать личностное и деловое общение. Исследования в этой области показали, что в процессе компьютерно опосредованной коммуникации познается различие стилей письменной речи, приобретаются навыки письменного выражения эмоций, как вербальные, так и символичные.

Титова Светлана Владимировна - докт. пед. наук, проф. кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-915-053-98-34, e-mail: stitova3@gmail.com

Таким образом, при использовании различных видов электронной коммуникации возникает мотивация овладения письмом. Об отсутствии подобной мотивации, реального деятельностного контекста в традиционном (неинформатизированном) обучении писал Л.С. Выготский1. Коммуникация в эпоху Интернета является очередным этапом развития социальных коммуникаций и характеризуется следующими особенностями:

• развитием опосредованных форм человеческого общения, допускающих неоднозначную идентификацию субъектов общения;

• усилением порождающего характера коммуникации (самовоспроизводимость);

• расширением диапазона коммуникации на шкале "локальность акта - публичность акта";

• расширением диапазона коммуникации на шкале "партику-лярность мышления - глобальность мышления";

• расширением социокультурного фона коммуникации;

• ослаблением роли традиций в коммуникации;

• усилением самореферентности коммуникации;

• снижением авторитета объективного знания и повышением авторитета конвенциального знания переходом от диалога к полилогу в процессе выявления истины;

• повышением дискурсивности знания;

• расширением источников и способов получения и продуцирования информации;

• изменением роли образования в обществе.

В последнее время различные виды электронной связи все чаще используются в преподавании иностранных языков, потому что в их основе лежит коммутация (передача или получение) нужной информации, следовательно, интеграция различных видов электронной связи в учебный процесс развивает как языковые навыки, так и всевозможные речевые умения обучающихся: умение вести дискуссию в форме диалога или полилога, выдвигать аргументы и контраргументы, выстраивать логику ответа, делать четкие выводы по проблемам изучения, формулировать свою точку зрения, давать лаконичные ответы. В ходе дискуссии наиболее эффективно формируются и коммуникативная и прагматическая компетенции, выявляются противоречия социокультурного плана. Эти навыки позволяют, хотя и не сразу, сформировать определенную культуру речи, например выслушивать собеседника до конца, не перебивая, задавать ему вопросы, опровергать его суждения или, напротив, соглашаться с ним, развивая мысль.

1 См.: Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999.

В ряде исследований, посвященных вопросам компьютерной коммуникации, появился термин "учебная компьютерно опосредованная коммуникация" (КОК)2. Компьютерно опосредованная коммуникация - это научная область, в которой исследуется использование участниками образовательного процесса электронных сообщений для формирования понимания в электронной образовательной среде в соответствующих обучению контексте, информационной и коммуникативной культуре. Данная область практически ориентирована на цели эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и развития этики этого вида коммуникации в образовательной деятельности. Поэтому наиболее важно развивать и получать коммуникативные навыки, которые являются ключевыми среди профессиональных качеств. Так, в образовании такие навыки и умения, как грамотная письменная речь, эффективная работа по поиску информации, критическая оценка информационных ресурсов, координирование совместных действий в процессе коммуникации, презентация и самопрезентация, знание этикета, позволяют эффективно строить взаимодействие и взаимопонимание с участниками образовательного процесса, управлять коммуникативными процессами в образовательной среде.

К важным задачам коммуникации в электронной образовательной среде относят:

• выявление дидактических возможностей современных ИКТ, которые способствуют эффективной коммуникации;

• изучение процесса адаптации участников КОК.

Существующие виды электронной связи работают на различных

технологиях и протоколах и обладают соответственно различными дидактическими возможностями. Для характеристики того или иного вида связи, используемого в обучении, ключевыми являются следующие параметры:

• осуществляется связь в асинхронном режиме, когда процессы приема/передачи информации разнесены во времени, или в синхронном режиме, когда обмен информацией происходит в режиме реального времени;

• происходит процесс коммуникации с одним собеседником или со многими;

• происходит процесс коммуникации в одном или в разных виртуальных местонахождениях;

• на каких технологиях основывается данная служба или сервис: Веб 1.0 (классический Интернет) или Веб 2.0.

2 См.: Розина И.Н. Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития // Education Technology and Society. 2003. N 6.

В табл. 1 представлена классификация электронных видов связи по этим параметрам.

Таблица 1

Виды электронной связи и их характеристики

Вид связи Электронная почта Веблог Телеконференция Веб-форум Чат Видео -конференция Skype Видео-конференция

Синхронный вид * * *

Асинхронный вид * * * *

Сервис, основанный на технологиях Веб 2.0 * *

Сервис, основанный на технологиях Веб 1.0 * * * * *

Одно виртуальное месторасположение * * * *

Разные виртуальные месторасположения * * * *

Коммуникация с одним собеседником * * * *

Коммуникация с многими собеседниками * * * * *

Электронная почта играет важную роль в преподавании благодаря возможности непосредственного общения (помимо взаимодействия в аудитории) с преподавателями, носителями языка, сверстниками. Электронная почта - одна из первых электронных технологий, изобретенных и освоенных человеком. Этот вид связи появился задолго до Всемирной сети и рождения Интернета с его новыми видами электронно-мобильной связи (SMS, чат, ICQ, блоги, форумы, телеконференции). В России, как и во всем мире, электронная почта популярна ввиду сравнительной дешевизны и феноменальной скорости. Преимущества электронной почты, которые можно использовать в процессе обучения, состоят в том, что данный вид связи:

• дает возможность аутентичного общения, т.е. общения с носителями языка, а не только с преподавателем;

• расширяет круг общения: студенты переписываются со своими сверстниками, профессорами, специалистами в интересующей их сфере;

• является одним из источников пополнения знаний о культуре общества изучаемого языка;

• помогает "выйти за пределы" учебной программы, так как непосредственно в классе преподаватель не может уделять много времени какой-то одной проблеме;

• обеспечивает почти стопроцентное участие студентов в процессе обучения, т.е. повышается мотивация обучения;

• позволяет создать ситуацию, где роль преподавателя уже не является центральной, студенты сами выбирают темы для общения, меняют направление обсуждений, так как основной целью является приобретение навыков межличностного общения, а не воспроизведение письменной речи без ошибок.

Преимущества использования электронной почты в процессе обучения иностранным языкам неоспоримы, но актуальным сегодня остается вопрос о способах интеграции этого вида связи в процесс преподавания иностранных языков. Насколько интенсивно и серьезно будет использоваться электронная почта в процессе преподавания, зависит от следующих факторов:

• целей и задач курса;

• языкового уровня группы;

• уровня информационной компетенции студентов и преподавателей;

• психологической готовности проводить значительное количество времени за компьютером;

• наличия необходимых технических средств и доступа к ним.

Все вышеперечисленные факторы влияют на процесс интеграции любого вида электронной связи в преподавании иностранных языков.

Внедрение любого вида связи происходит постепенно, в несколько этапов. Первый этап может быть охарактеризован как технический, поскольку для успешной работы посредством этой формы электронного взаимодействия необходимо решить ряд организационно-технических моментов. Прежде всего, необходимо, например, попросить студентов завести ящик электронной почты на сервере вашего факультета или университета, создать группу обмена электронной почтой, ввести туда адреса студентов группы, так как чрезвычайно удобно посылать одно сообщение (например, с домашним заданием) всей группе сразу, нежели делать это поименно.

Далее необходимо познакомить студентов с основными правилами общения по электронной почте (Netiquette), с эмотиконами, или смайликами, специальными символьными образами для обозначения эмоций и передачи интонации пишущего, которые являются неотъемлемой частью электронной переписки. На следующем, собственно дидактическом этапе созданную группу обмена можно использовать для простейших заданий на развитие различных навыков - письма, грамматики, чтения. В этом простейшем случае общение будет происходить на уровне студент-^-компьютер-^-пре-подаватель, а также студент-^-компьютер-^-студент. Виды заданий с использованием электронной почты могут быть разнообразными - от самых элементарных, предполагающих их выполнение в течение короткого времени (домашнее задание, работа в классе), до чрезвычайно сложных, рассчитанных на целый семестр (выполнение групповых веб-проектов).

В отличие от электронной почты, где обмен сообщениями происходит между двумя людьми и называется персональным, в телеконференции, групповых подписных листах, списках рассылки обмен сообщениями происходит между группой людей и называется соответственно групповым. Эти технологии при правильном использовании чрезвычайно эффективны для решения ряда дидактических задач. Электронные конференции, созданные на основе подписных листов (mail lists) и работающие на основе программы listserv, могут рассматриваться как аналог телеконференций USENET с той разницей, что в случае с listserv осуществляет рассылку поступающих на него сообщений по определенному адресному листу (списку адресов - mailing list) и устанавливается на одном определенном телекоммуникационном узле. Для подписки на телеконференцию (т.е. для включения себя в список рассылки) пользователю следует обращаться исключительно по адресу этого листсервера, не пытаясь подписаться на нее у своего провайдера.

Модерируемые списки рассылки активно используются в профессиональных и учебных сообществах, позволяют оперативно обмениваться актуальной информацией и получать помощь в решении различных задач и т.д. Однако имеется сложность в использовании этого вида компьютерно опосредованной коммуникации, которая заключается не столько в выработке технических навыков общения, сколько в формировании мотивации к активному участию в групповых обсуждениях. Обратная связь в этих случаях обычно реализовывается автоматически через рассылку всем подписчикам списка или группы. Поэтому использование подписных листов в преподавании предполагает решение проблемы инициирования обратной связи в групповом общении: умение правильно построить вопрос, обращенный не к кому-то конкретно, а ко всем участникам;

правильно сформулировать проблему, которой бы заинтересовались участники дискуссии; корректно высказать несогласие/согласие по обсуждаемому вопросу и т.д.

Таким образом, очень важным моментом участия в этих обсуждениях являются так называемые "правила игры", или основные правила написания посланий, предназначенных для подобных телеконференций и подписных листов, поэтому, естественно, необходимо познакомить студентов с ними. Основные правила написания сообщений для групповых электронных обсуждений могут быть сформулированы следующим образом:

• послание должно начинаться с приветствия и представления и должно быть подписано (имя, университет);

• желательно использовать короткие, четкие предложения;

• посылая письмо в первый раз, необходимо включить вопрос, поскольку групповой обмен сообщениями предполагает дискуссию;

• необходимо помнить, что правила электронного этикета (Netiquette) применяются во всех видах компьютерной связи (например, если письмо напечатано заглавными буквами, это означает, что автор "кричит").

Таким образом, навыкам групповой коммуникации, методам повышения мотивации взаимодействия и корректному поведению в электронных дискуссиях необходимо обучать.

Следующий вид компьютерной коммуникации - веб-форумы, которые очень похожи по своей сути на телеконференции или списки рассылки, но с технической точки зрения, во-первых, они не являются самостоятельной службой классического Интернета, а основаны на программных средствах Веб 1.0; во-вторых, в ходе проведения форума реплики накапливаются на веб-странице форума, так что участники, опоздавшие даже на несколько дней к началу "разговора", могут ознакомиться с его полной предысторией. Кроме того, вновь появляющаяся реплика того или иного участника форума реально "доходит" до остальных участников тогда, когда они не только включат свои компьютеры с целью "погулять" по Интернету, но и зайдут по своей инициативе на страницу форума, в котором принимают участие. Подписной лист же в обязательном порядке размножает каждую вновь появляющуюся на его входе статью-реплику и направляет ее посредством электронной почты по персональному адресу каждого участника. Этим в известной степени объясняется тот удивительный на первый взгляд факт, что наиболее важную информацию, которую надо оперативно доставить, обычно предпочитают рассылать посредством листсервера (списка рассылки), а не посредством онлайнового форума. Именно поэтому данный асинхронный вид электронной связи не столь популярен для

использования в профессиональных дискуссиях. Однако достаточно часто форум применяется на больших образовательных порталах и сайтах как " место встречи" большого количества людей, желающих единовременно поделиться впечатлениями или задать вопрос.

Обмен мнениями в форме переписки в режиме реального времени (chat) проводится в особой виртуальной комнате (chat room) на определенной веб-странице, специально выделенной тем или иным сервером для этих целей. Договориться о времени и месте встречи необходимо заранее по электронной почте или посредством телеконференции. Интерфейс чата устроен таким образом, что все, что пользователь набирает на клавиатуре своего компьютера и отправляет на адрес виртуальной комнаты, тут же появляется на экранах мониторов собеседников. Как правило, для участия в чате пользователю никакого дополнительного оборудования и программ не требуется. Дидактический ресурс чата как любого мероприятия, проводимого в режиме реального времени, в большей мере, чем при использовании других видов электронной связи, зависит (не считая качества и скорости связи) от:

• уровня предварительной проработки тематики обсуждаемого материала;

• уровня подготовки ведущего;

• умений участников быстро мыслить и лаконично излагать мысли;

• знания особого языка общения в чате (акронимы, эмотиконы, эфемизмы);

• скорости работы на клавиатуре.

Отдельно следует остановиться на манере общения в реальном времени, особенности которой определяются законом экономии речевых усилий. Все, что может сократиться, любым способом сокращается и заменяется акронимами (цепочка трансформации слова пожалуйста выглядит следующим образом: please - pleez - plz), часто встречающиеся слова вообще заменяются символами: ~ или А обозначает "нет", эпитеты, выражения эмоций заменяются эмо-тиконами, или смайликами.

Для работы в чате студентам и преподавателям необходимо познакомиться с акронимами, т.е. сложносокращенными речевыми и этикетными оборотами, сжатыми в слово. По способу образования акронимы делятся на буквенные сокращения и звукоподражания. Буквенные сокращения образуются так же, как и аббревиатуры. Как правило, если оригинал содержит артикль или служебные слова, их первые буквы в сокращения не включаются. Записываются такие акронимы обычно одними заглавными буквами.

Как показывает практика, чат в руках профессионалов - это не бессмысленная болтовня, стимулированная анонимной вседозволен-44

ностью, а точный инструмент, объединяющий специалистов разных регионов. Тематический, строго модерируемый (управляемый) чат не только способствует развитию языковых навыков (письма, чтения), но и формирует логику мышления, умение быстро и четко реагировать на ситуацию, принимать решения и, что самое главное, формулировать их в письменном виде.

Видеоконференции - это сервис, позволяющий транслировать аудио- и видеоинформацию через Интернет, объединяя на двусторонней основе разные аудитории. Аудитории, находящиеся территориально далеко друг от друга, имеют возможность не только слышать, но и видеть друг друга в режиме реального времени, что само по себе значительно повышает взаимоотдачу в процессе обучения, на каком бы расстоянии они ни находились. Эта технология довольно успешно используется в дистантном образовании, создавая эффект живого общения с тьютером. Видеоконференции осуществляются посредством специальных программ. Программа Skype, представляющая собой сервис Веб 2.0, а также программа NetMeeting, входящая в состав Microsoft Word и относящаяся к Веб 1.0, позволяют пользователю:

• видеть с помощью видеоканала;

• слышать и говорить с помощью звукового канала;

• обмениваться приложениями и документами;

• совместно использовать общие приложения;

• передавать и получать файлы;

• рисовать на общей доске.

В отличие от других видов электронной связи для видеоконференции требуется установка дополнительного оборудования: каждый компьютер должен иметь веб-камеру, наушники, микрофон для осуществления визуального контакта. Работа с программами NetMeeting и Skype достаточно проста, не требует особых технических навыков.

Особо следует выделить новый сервис - блог, основанный на технологиях Веб 2.0. Блоги носят личностный характер, им свойственна социальность, они образуют особую коммуникативную среду, характеризующуюся полилогом. Некоторые технологии Веб 1.0. (форумы, листы рассылки) тоже позволяют большому числу пользователей общаться между собой в асинхронном режиме. Однако по отношению к форумам и листам рассылки блоги представляют собой особый вид компьютерного асинхронного общения. Отличие блогов от форумов и листов рассылки по таким ключевым критериям, как фокус, локус контроля, авторство начальных публикаций, цель, реакция, инструменты, хронология, личные связи, тематика, права участников, контроль за соблюдением правил публикаций, хранение контента, представлено в табл. 2. Электронная почта не включена

Таблица 2

Сравнение блогов с форумами и листами рассылки

Критерии Блоги Форумы Листы рассылки

Фокус На авторе На определенной теме На определенной тематике, инструмент маркетинга и рекламы, метод распространения средства массовой информации

Локус контроля Централизованный, личный Децентрализованный, групповой Децентрализованный, групповой

Авторство начальных публикаций Централизованное: все новые темы инициируются индивидуумом или группой индивидуумов Децентрализованное: все члены группы имеют равные права начать тему Децентрализованное: все члены группы имеют равные права начать тему

Цель Онлайн-дневник: размышления о жизни, новости, рассказы о себе Онлайн-дискуссия: групповые обсуждения, принятие решений, сотрудничество Информирование группы, объединенной общими интересами

Реакция Комментарии желательны, но не являются необходимостью Ответы необходимы для поддержания дискуссии Комментарии желательны, но не являются необходимостью

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инструменты ЛЗв-аггрегация, 1;гаскЬаск, постоянные ССЫЛКИ Использование веб-приложений на определенном веб-сайте - сервисе веб-форумов. Обычно форум имеет возможность поиска по своей базе сообщений Штатная возможность многих серверов электронной почты, а также функция специализированных программ для рассылки

Хронология Сообщения располагаются в обратном хронологическом порядке на первой странице Обычно сообщения несут информацию "автор - тема - содержание -дата/время". Сообщение и все ответы на него образуют ветку (тред) Рассылка производится в режиме реального времени

Личные связи Внимание уделяется в основном личности и взглядам одного человека или группы Более широкий взгляд на позицию более обширного круга участников дискуссии Внимание сосредоточено на обсуждении тем, релевантных для конкретного круга подписчиков

Тематика Отражает интересы владельца блога Отражает интересы группы Отражает интересы группы

Права участников Владелец блога контролирует содержание, доступ к публикациям и комментариям Гибкое разграничение доступа к сообщениям: на одних форумах чтение и создание новых сообщений доступны любым случайным посетителям, на других необходима предварительная регистрация (наиболее распространенный вариант) - те и другие форумы называют открытыми Публикации контролируются модераторами на предмет соответствия теме и соблюдению общепринятых правил организации рассылок электронной почты

Контроль за соблюдением правил публикаций Может быть защищен от спама (нерелевантных сообщений) и флейма (оскорблений) Обсуждение должно соответствовать теме. Отклонение от начальной темы обсуждения часто запрещено правилами проведения форума. За соблюдением правил следят модераторы и администраторы - участники, наделенные возможностью редактировать, перемещать и удалять чужие сообщения в определенном разделе или теме, а также контролировать доступ к ним отдельных участников Контроль осуществляется администраторами листа рассылки

Хранение контента Темы сообщений перечислены на первой странице блога, а затем архивируются и располагаются по категориям через теги Те или иные темы поднимаются на разных дискуссионных площадках, поэтому архивируются независимо друг от друга Существуют в виде отдельных записей в личных архивах подписчиков

в таблицу в силу того, что коммуникация посредством этого вида связи, как правило, носит немассовый, адресный характер.

Представляется также важным подчеркнуть главное отличие блога от форумов и листов рассылки, а именно особую схему интерактивности (схема 1), при которой автор блога обращается ко всем потенциальным читателям из своего личного пространства. При этом он может получить, а может и не получить обратную связь от других пользователей.

В случае с форумами (схема 2) мы ведем речь об общем пространстве, где все пользователи уравнены в правах, т.е. каждый пользователь форума может инициировать обсуждение того или иного вопроса.

Пользователи листов рассылки, в отличие от форума, не имеют общего пространства. Каждый индивидуальный пользователь мо-

Схема 1

Модель интерактивности в блогах

Схема 2

Модель интерактивности на форуме Пользователь 1

Схема 3

Модель интерактивности листа рассылки

жет разместить информацию для всех пользователей, но сообщения фильтруются модератором. В то же время, когда пользователи оставляют комментарии на конкретный вопрос индивидуального пользователя, его получают все подписчики листа рассылки (схема 3).

Таким образом, интерактивность на блоге существенно отличается от интерактивности групп рассылок и форумов. В случае с блогами автор имеет никем не ограниченные права на выражение и публикацию своего мнения, ответы на комментарии читателей или полное их игнорирование, наложение запретов на комментарии и т.д. Автор является полноправным владельцем своего сегмента в Интернете - блога.

Все описанные выше средства электронной коммуникации накладывают ограничения на способ передачи изображения, т.е. все эти ИКТ представляют двухмерный способ передачи пространства. В последнее время в преподавании стали применять особую технологию, позволяющую моделировать трехмерное пространство, или так называемый "виртуальный мир". Необходимость дальнейшего усовершенствования интерактивных интерфейсов для лучшего восприятия человеком послужила толчком к разработке и появлению в 1994 г. первой версии этого языка. Технология 3Б пространства представляет новую концепцию использования Сети, которая становится более похожей на реальный мир - трехмерный, протяженный, динамично изменяющийся, интерактивный. Основные функции этой новейшей ИКТ, которые могут быть использованы для дидактических целей, состоят в:

• оптимизации навигации в Интернете;

• оптимизации процесса передачи информации (трехмерная визуализация);

• интеграции ресурсов и служб Сети;

• моделировании трехмерных миров;

• моделировании и анимации поведения персонажей.

Способность осуществлять поиск информации - основное дидактическое свойство ИКТ. 3Б-технология создает объемную картину

4 ВМУ, лингвистика, № 3

мира, которая позволяет в свою очередь не только находить информацию, но также пространственно ее организовывать. Вспомните список закладок, который образуется после просмотра полезных сайтов в Сети. Конечно, браузеры очень помогают в классификации и хранении нужных адресов, но, когда количество папок увеличивается, найти необходимый адрес по "двухмерному дереву" очень непросто. Здесь на помощь приходит трехмерная модель виртуальной реальности, благодаря которой рабочее пространство на экране компьютера увеличивается, позволяя размещать и хранить большое количество папок.

3Б-технология - это мощное средство визуализации информации. Это свойство сейчас широко применяется не только в компьютерных играх, но и на обучающих сайтах. Имеются в виду сайты виртуальных музеев, зоопарков, максимально приближенных к реальности. Применение моделирования и анимации трехмерного пространства в электронных языковых учебниках и на сайтах приведет к качественному скачку в преподавании и изучении иностранных языков.

Сегодня технология трехмерного пространства успешно приме -няется как особый вид электронной синхронной связи, позволяющий в ходе общения не только слышать, но и видеть своего собеседника. Причем, в отличие от видеоконференции, которая снимает с общения всякую анонимность, в трехмерном пространстве это общение носит характер ролевой игры, где каждый виртуальный персонаж (аватар) играет свою роль. Полноценная трехмерная графика дает возможность обучающимся передавать жесты и мимику. Следует отметить, что данный метод, основанный на применении различных коммуникационных технологий, способствует развитию не только речевых умений студентов, но также:

• взаимообучению;

• развитию личностных способностей;

• развитию личности и ее творческого потенциала;

• развитию навыков работы в группе и формированию положительной эмоциональной атмосферы;

• взаимообмену ценностями и приобретению социокультурного опыта общения.

Таким образом, несмотря на то что различные виды электронной связи изначально не предназначались для использования в преподавании, функционально практически все они могут и должны быть использованы для дидактических целей, так как по своей сути они поддерживают необходимые коммуникативные, познавательные и воспитательные процессы, которые сопровождают процесс обучения. Кроме того, использование различных видов электронной 50

связи в преподавании способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, их самостоятельности и автономии, формирует культуру творческого оперативного мышления и умение ориентироваться в быстро меняющихся информационных потоках современного общества.

Список литературы

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999.

РозинаИ.Н. Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития // Educational Technology and Society. 2003. N 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.