Научная статья на тему 'ВИДЫ ДОГОВОРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВИДЫ ДОГОВОРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ПОСТАВКИ ТОВАРА / БРОКЕРСКИЙ ДОГОВОР / ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / КЛИЕНТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сысоенко Мария Вячеславовна, Беленкова Анастасия Игоревна

Статья посвящена изучению видов договоров, используемых в ходе осуществления транспортно-экспедиторской деятельности. В работе рассмотрены 4 вида договора, включая условия с учётом налога на добавленную стоимость и без него. Особое внимание обращено на нюансы заключения договоров, особенности включённой в них информации и её проверки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF CONTRACTS USED IN FREIGHT FORWARDING ACTIVITIES

The article is devoted to the study of the types of contracts used in the course of carrying out transport and forwarding activities. The paper considers 4 types of contract, including conditions with and without value added tax. Particular attention is paid to the nuances of concluding contracts, the features of the information included in them and its verification.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ДОГОВОРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Виды договоров, используемые в транспортно-экспедиторской деятельности Types of contracts used in freight forwarding activities

Сысоенко Мария Вячеславовна

Студент Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Россия, г. Владивосток sysoenko.m@yandex. ru

Sysoenko Maria Vyacheslavovna

Student of the Vladivostok State University of Economics and Service Russia, Vladivostok sysoenko.m@yandex.ru

Беленкова Анастасия Игоревна

Студент Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Россия, г. Владивосток

Belenkova Anastasia Igorevna

Student of the Vladivostok State University of Economics and Service Russia, Vladivostok

Аннотация.

Статья посвящена изучению видов договоров, используемых в ходе осуществления транспортно-экспедиторской деятельности. В работе рассмотрены 4 вида договора, включая условия с учётом налога на добавленную стоимость и без него. Особое внимание обращено на нюансы заключения договоров, особенности включённой в них информации и её проверки.

Annotation.

The article is devoted to the study of the types of contracts used in the course of carrying out transport and forwarding activities. The paper considers 4 types of contract, including conditions with and without value added tax. Particular attention is paid to the nuances of concluding contracts, the features of the information included in them and its verification.

Ключевые слова: договор поставки товара, брокерский договор, транспортно-экспедиторское обслуживание, клиент, взаимодействие.

Key words: contract for the supply of goods, brokerage agreement, transport and forwarding services, client, interaction.

Не секрет, что транспортно-экспедиторская деятельность в рамках взаимодействия экспедитора с клиентом регламентируется на основании договора, в котором прописываются обязанности и ответственность сторон, способы разрешения конфликтных и форс-мажорных ситуаций, а также другие нюансы, касающиеся организации перевозки. Это всё позволяет и экспедитору, и клиенту быть уверенным в юридической законности своих действий и своей защите, в случае чего, со стороны закона. Каждая из рассматриваемых сторон тщательно подходит к процессу составления и проверки договора, так как от этого зависит вся дальнейшая юридическая обоснованность перевозки. Именно поэтому крайне важно знать и понимать, какие бывают договоры, в чём заключаются их особенности и в каких случаях они заключаются.

В большинстве своём, каждая транспортно-экспедиторская компания имеет свои собственные инструкции, касающиеся непосредственного подписания договора с клиентом. На основании изученных данных, можно выделить практику обозначения следующих пунктов - правил заключения договора [1, с. 204].

В первом необходимо выяснить потребности клиента и степень соответствия им компании, чтобы ни

одной из сторон не пришлось тратить время на проверку договора в пустую. Сложилась практика обозначения во втором пункте нюансов согласования процесса подписания рассматриваемого документа в рамках экспедиторской компании. К ним относится отдельное согласование торговых компаний с финансовым отделом для обеспечения максимальной уверенности в возможности ведения денежных расчётов между друг другом. Наряду с этим, разделяют и время присвоения номера и даты договора между различными отделами. Так, чаще всего этим занимается юридический отдел компании и офис-менеджер, которые для соблюдения выполнения иного своего функционала разделяют время данного присвоения на «до обеда» и «после обеда». После того, как в рамках перевозчика договор согласован, третьим пунктом является отправка его клиенту на рассмотрение и изучение. На предпоследнем этапе, в случае получения разногласия от клиента по содержанию договора, он отправляется на доработку в юридический отдел экспедиторской компании до приведения его в вид, соответствующий требованиям двух сторон. Пятым пунктом является само подписание договора и получение двумя сторонами подписанных оригиналов.

Подобные договоры представляются с помощью четырёх видов:

1. Договор поставки товара с налогом на добавленную стоимость.

2. Договор поставки товара без налога на добавленную стоимость.

3. Договор на оказания брокерских услуг.

4. Договор на оказания транспортно-экспедиторского обслуживания.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Договор поставки товара возможен к заключению в виде с налогом на добавленную стоимость или без него. Основным отличием данных договоров является принцип работы бухгалтерии компании клиента. Рассматриваемый документ является стандартным, именно поэтому в большинстве своём по нему не возникает разногласий между сторонами подписания. В договоре поставки товара в обязательном порядке принято прописывать цену единицы товара, его количества и общей суммы, включая или не включая налог на добавленную стоимость [3, с. 4]. Сложилась практика заключения документа в случаях, когда клиент импортирует груз под контракт транспортно-экспедиторской компании. Отметим, что предметом договора является поставка товара, согласованная сторонами в дополнительной спецификации к нему, по также заранее одобренной номенклатуре.

По договору поставки товара сам груз доставляется до склада покупателя услуги, который, в свою очередь, во избежание выставления на свой счёт дополнительных расходов за простой автотранспорта, обязан обеспечить своевременную приёмку товара. Важно уточнить, что в рамках текущего состояния логистической сферы, когда ни один экспедитор не может в полной мере гарантировать клиенту точные сроки доставки, стало принято не прописывать в договоре сроки поставки. Подобное упущение позволяет экспедитору не брать обязательства за задержку груза в пути следования из-за непредвиденных обстоятельств, к которым, для примера, можно отнести таможенный досмотр, арест груза или закрытие порта в стране отправления из-за вспышки СОУГО-19. Наряду с этим, в договоре также не прописывается и стоимость поставки в связи обозначением её в спецификации. При этом важно отмечать, что стоимость товара, в данном случае услуги, не окончательная и может быть изменена в связи с дополнительными расходами в пути следования и повышением тарифов на перевозку в связи с ростом курса валют. Так как договор между резидентами на территории Российской Федерации заключается только в рублях, стоимость перевозки в рамках валютных расходов зависит именно от их курса [5, с. 48].

При работе с договором поставки товара клиент обязуется оплатить экспедитору все его затраты, включающие таможенные платежи, логистику и комиссию компании, до передачи контейнера под разгрузку на

склад получателя. В случае неоплаты груз ставится на «стоп» на станции назначения до получения оплаты. При этом, клиент берёт все расходы за его хранение. При запросе получателя направить оплату за груз от третьего лица до подтверждения подобной возможности необходимо уточнить у него причину подобной просьбы, реквизиты нового плательщика и назначение платежа.

Рассматривая организационные нюансы по работе с договором в транспортно-экспедиторской компании, отметим, что в пункте реквизитов договора необходимо обязательно прописывать электронный и почтовый адрес, а также контактный телефон директора и компании, так как чем большей информацией владеет клиент в рамках договора, тем большим доверием он располагает. Из более мелких моментов внутренней обработки документа можно выделить, что бухгалтерские документы бухгалтерия готовит самостоятельно, а счёт-фактуры на авансовые платежи выдаются, в большинстве своём, по истечение квартала.

Как принято, договор заключается в двух экземплярах. Наряду с оригиналами подписанные сканы договоров архивируются на электронном сервере во избежание их потери. Оригинал договора отправляется клиенту по почте на подпись, а после его возврата в экспедиторскую компанию, хранится там в юридическом отделе.

Следующим договором является брокерский. Он заключается в случаях, когда клиент везёт товар под свой контракт, а при этом таможенным представителем является компания экспедитор. Под данному договору также практически не бывает разногласий между сторонами. Важно уточнить, что услуги таможенного представителя оказываются без налога на добавленную стоимость, а счета и акты выполненных работ выставляются бухгалтерией. В рамках договора предоставления брокерских услуг оплата работы таможенного представителя осуществляется на условиях стопроцентной предоплаты в течение пяти банковских дней после выставления счёта [2, с. 10]. Любую просьбу об отсрочке платежа клиентом необходимо согласовывать с руководителями финансового и бухгалтерского отделов. Также, как и договоре поставки товара, оплата от третьих лиц принимается только после уточнения нюансов.

Важно уточнить, что во избежание административных правонарушений перед подачей груза в таможню, необходимо внимательно проверить все пункты каждого из используемых в этом процессе документов. Уточним, что существует опыт обращения клиента с просьбой оплаты таможенных платежей со стороны брокера с условием их дальнейшего возмещения. Удовлетворение данной просьбы возможно также с согласования с руководителем финансового отдела. Необходимо знать, что в рамках брокерского договора при возникновении дополнительных расходов у таможенного представителя без согласования их с клиентом, они выставляются на счёт брокера.

Помимо регулирования взаимоотношений клиента и брокера, рассматриваемый договор регламентирует деятельность между декларантом и таможенным представителем. Так, в случае привлечения таможенного представителя к административной ответственности в результате представления ему декларантом либо недостоверных сведений о товарах, либо недействительных документов, декларант уплачивает сумму назначенного штрафа [4, с. 8]. Данная схема действует и наоборот, когда, в случае привлечения декларанта к административной ответственности по вине таможенного представителя, он возмещает Декларанту сумму штрафа. Уточним, что возмещение убытков осуществляется на основании письменного требования, которое необходимо направлять клиенту и дублировать на электронные адреса, прописанные в договоре, чтобы затем, при продвижении вопроса в суд, приложить как доказательства.

В брокерском договоре обязательно прописывается точная дата его окончания. Отметим, что он бывает как двухсторонний, так и трёхсторонний. Для осуществления последнего необходим к заключению агентский договор между декларантом и клиентом, на основании которого декларант просит агента найти ему таможенного

представителя для заключения договора от его имени. Все остальные нюансы, касающиеся экземпляров договора, осуществляются в соответствие с договором поставки товара.

Крайним рассмотренным договором является договор на транспортно-экспедиторское обслуживание (или ТЭО), заключающийся с экспедитором на экспедирование груза. Данный документ курируется начальником транспортного отдела компании, поэтому, при возникновении разногласий по договору, помимо одобрения их юристом, необходимо также приглашать к обсуждению куратора. Договор ТЭО с резидентами на территории Российской Федерации заключается в рублях, а с иностранными клиентами возможно подписание контракта в рублях, долларах или евро. При этом, валютный контракт согласовывается с финансовым отделом и регистрируется в валютном.

Работа по данному договору осуществляется исключительно по стопроцентной предоплате, а любая отсрочка платежа согласовывается с финансовым отделом. Оплата от третьих лиц также возможна с соблюдением необходимых нюансов. Важно уточнить, ни договоры цессии, ни переводы долгов до получения предоплаты не подписываются, так как сначала на расчётный счёт получаются денежные средства, а затем клиенту одобряются нужные ему документы [6, с. 144]. Также, в качестве назначения компании экспедитором груза по договору, она обязана без промедления информировать клиента по электронной почте и всех вынужденных задержках груза, во избежание отказа клиента оплачивать итоговые счета. Остальные моменты, касающиеся копий договора, выполняются также, как в рассмотренных ранее.

Таким образом, можно сделать вывод, что четыре рассмотренных договора в рамках регламентирования транспортно-экспедиторской деятельности, в полной мере регулируют взаимодействие между клиентом и экспедитором. Они не только разграничивают права и обязанности сторон, но и утверждают порядок осуществления расчётов за услуги. Договоры имеют нюансы, нарушение которых влечет для какой-то из сторон дополнительные расходы, поэтому их знание и соблюдение крайне важно. Разнообразие рассмотренных документов позволяет подобрать под конкретную перевозку именно тот, который бы в полной мере не только удовлетворял клиента и защищал его права, но и с юридической точки зрения помогал экспедитору не получить дополнительных расходов и судебных исковых заявлений.

Список используемой литературы:

1. Бакеева А.С. Договор перевозки грузов / А.С. Бакеева, А.В. Лошкарев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - №5. - Новосибирск: 2020. - С. 202-206

2. Беликова К.М. Понятие, правовая природа, виды и содержание договоров, на основе которых возможна деятельность брокеров в странах ЕАЭС / К.М. Беликова, Р.К. Канатов // Юридические исследования. - №8. - Москва: 2019 - С. 1-14

3. Казакова Е.Б. Договор поставки: основные проблемы его применения / Е.Б. Казакова, А. А. Чеботаева // Наука. Общество. Государство. - №1. - Пенза: 2019. - С. 1-6

4. Канатов Р.К. Права и обязанности брокера и клиента по договору об оказании брокерских услуг на рынке ценных бумаг (брокерскому договору) в странах Евразийского экономического союза: доктрины, правовое регулирование, законодательство и практика применения / Р.К. Канатов // Международное право. - №2. -Москва: 2020. - С. 1-23

5. Корчагина А.П. Договор поставки / А.П. Корчагина // Символ науки. - №8. - Уфа: 2018. - С. 47-49

6. Страхова В.А. Договор транспортной экспедиции: проблема определения предмета / В.А. Страхова // Вестник магистратуры. - №5. - Йошкар-Ола: 2018. - С. 143-145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.