Научная статья на тему 'ВНУТРИПОРТОВОЕ ЭКСПЕДИРОВАНИЕ КОНТЕЙНЕРНЫХ ГРУЗОВ'

ВНУТРИПОРТОВОЕ ЭКСПЕДИРОВАНИЕ КОНТЕЙНЕРНЫХ ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕДИРОВАНИЕ / ISO-КОНТЕЙНЕР / КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / КОНТЕЙНЕРНАЯ ЛИНИЯ / ТЕРМИНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербинин Н.В.

В статье рассматриваются основные составляющие внутрипортового экспедирования как при экспортных грузопотоках, так и при импортных. Автор рассматривает документооборот и ключевое программное обеспечение в этом сегменте транспортно-экспедиторской деятельности. Был разработан алгоритм действий для организации транспортных процессов в морском порту как при отправке контейнера, так и при его получении у морской контейнерной линии. Приведены особенности внутрипортового экспедирования на контейнерных терминалах Большого порта Санкт-Петербург.The article says the nature of intra-port forwarding for both export and import cargo flows. The author considers the document management and key software in this sphere of freight forwarding business. An algorithm for arrangement of transport processes in the seaport in case sending the container or obtaining it from the sea container line. The features of intra-port forwarding at container terminals of the Big Port of St. Petersburg are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНУТРИПОРТОВОЕ ЭКСПЕДИРОВАНИЕ КОНТЕЙНЕРНЫХ ГРУЗОВ»

требований к автоматизированным судам с целью контроля наступательных киберпреступлений.

6. В будущем предлагается разработать не только международно-правовой документ, регулирующий автономное судоходство, но и обеспечить нормативно-правовое регулирование эксплуатации данных судов на национальном уровне. С учетом этого предлагается разработать в рамках ИМО рекомендации по эффективному эксплуатированию беспилотных судов.

Данные предложения позволят государствам, внедряющим автономное судоходство на правовой международной основе обеспечить безопасность торгового мореплавания, осуществлять всесторонний контроль за деятельностью морского транспорта, снизить уровень преступности на море, установить ответственность сторон при столкновении судов и т.д.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что внедрение в эксплуатацию беспилотного судоходства с каждым годом развивается и совершенствуется [4]. Беспилотное судоходство позволит не только поднять экономику стран на новый уровень, но и решить основную проблему, связанную с безопасностью судовождения - уменьшить риск возникновения человеческого фактора при столкновении судов.

Пристатейный библиографический список:

1. Постановление Правительства РФ от 05.12.2020 N 2031 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом Российской Федерации»

2. Конвенция о международной морской организации от 6 марта 1948 г. (в редакции от 10 ноября 1984 г.)

3. ПортНьюс. Комитет по безопасности на море ИМО одобрил новые требования к швартовным операциям. URL: https://portnews.ru/news/278783/

4. Морские Вести. К чему приведет беспилотное судоходство? URL: http://www.morvesti.ru/analitika/1692/81230/

Для цитирования: Щербинин Н.В. Внутрипортовое экспедирование контейнерных грузов // Океанский менеджмент. 2021. № 2(11). С. 21-27.

Щербинин Н.В.

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, Кафедра Международного и морского права, бакалавр

ВНУТРИПОРТОВОЕ ЭКСПЕДИРОВАНИЕ КОНТЕЙНЕРНЫХ ГРУЗОВ

Аннотация. В статье рассматриваются основные составляющие внутрипортового экспедирования как при экспортных грузопотоках, так и при импортных. Автор рассматривает документооборот и ключевое программное обеспечение в этом сегменте транспортно-экспедиторской деятельности. Был разработан алгоритм действий для организации транспортных процессов в морском порту как при отправке контейнера, так и при его получении у морской контейнерной линии. Приведены особенности внутрипортового экспедирования на контейнерных терминалах Большого порта Санкт-Петербург.

Ключевые слова. Экспедирование, ISO-контейнер, контейнерный терминал, таможенное оформление, контейнерная линия, терминальная система.

INTRA-PORT FORWARDING OF CONTAINER CARGO

Abstract. The article says the nature of intra-port forwarding for both export and import cargo flows. The author considers the document management and key software in this sphere of freight forwarding business. An algorithm for arrangement of transport processes in the seaport in case sending the container or obtaining it from the sea container line. The features of intra-port forwarding at container terminals of the Big Port of St. Petersburg are given. Keywords. Forwarding service, ISO-container, container terminal, customs clearance, container line, terminal system.

Внутрипортовое экспедирование - это неотъемлемая часть транспортной экспедиции при морской перевозке контейнерных грузов. В Санкт-Петербурге

достаточно большое количество логистических компаний, которые оказывают подобные услуги, к ним относятся: независимые экспедиторы, аффилированные с контейнерной линией экспедиторы, аффилированные с терминалом экспедиторы. Конечно, основу их деятельности по внутрипортовому экспедированию составляют устойчивые экспортно-импортные грузопотоки. К примеру, импорт бананов из Эквадора, корм для животных из Малайзии, цитрусовые фрукты из ЮАР, запчасти и электроника из КНР, автомобили из США, лекарственные средства из Бельгии, мебель из Вьетнама, продукты неорганической химии из Германии, шины из Японии. Распространенными экспортными грузами в порту Санкт-Петербург являются: пиломатериалы хвойные, шпон, фанера, буровое оборудование, различные трубы, прокат из железа и стали, бумага, картон, целлюлоза, удобрения в биг-бэгах, замороженная рыба, торф в мешках, дрожжи в мешках, каучук в ящиках и другое.

Для обслуживания грузопотоков, которые проходят через морской порт, внутрипортовый экспедитор должен обладать не только компетенцией в этом вопросе, но и договорные отношения с терминалом [4, с. 249-257]. Таким образом, у логистической компании должны быть заключены с контейнерным терминалом следующие договоры: договор на присоединение к информационной корпоративной системе/договор на оказание информационных услуг, договор на организацию допуска на режимную территорию терминала. Возможны и другие вариации договорных отношений с контейнерным терминалом, например, договор на услуги, связанные с перевалкой и хранением грузов/ договор на оказание терминально-складских услуг. В любом случае -экспедитору необходимы доступ к информационной системе и право прохода на территорию терминала. Для получения пропуска в порт требуется в обязательном порядке подать заявку и получить одобрение пограничной и таможенной служб. Возвращаясь к информационным системам в порту Санкт-Петербург, можно отметить Solvo и Ролис, с их помощью можно отслеживать контейнер, процедуру его оформления, оформлять завоз и вывоз контейнера и прочее.

Также для внутрипортового экспедирования необходим аккредитованный на соответствующем контейнерном терминале автотранспорт. Следовательно, возможны два варианта: экспедитор имеет в собственности аккредитованные автомашины или у него есть договор с аккредитованным автоперевозчиком (привлеченный автотранспорт). В том случае, если завоз или вывоз контейнера осуществляется железной дорогой, необходимо наличие договора железнодорожной перевозки с ОАО «РЖД».

Итак, у внутрипортового экспедитора есть необходимая компетенция, договорные отношения с терминалом, доступ к информационной системе, право прохода на терминал, а также транспорт - собственный или привлеченный. ЭКСПОРТНАЯ ОПЕРАЦИЯ

Экспедитор должен выяснить (посредством информационной системы), прибыл ли контейнер на терминал (для этого оформляется автовизит на завоз контейнера), если ответ положительный, то это означает, что внутрипортовое экспедирование началось.

Далее - экспедитор обязан получить документы на контейнер в сервисном центре: CMR (автотранспортная накладная) или ж/д накладная, инвойсы, упаковочный лист (packing list) и другие транспортно-сопроводительные документы. Также по электронной почте (или в бумажном формате) требуется получить приёмный акт - расписка терминала о принятии контейнера.

После выполнения этих действий возникает необходимость в таможенном оформлении груза, здесь возможны два варианта - привлечение лицензированного таможенного брокера (customs broker), который будет действовать на основании доверенности или выполнение таможенных формальностей своими силами (для осуществления такой деятельности необходимо иметь разрешительный документ и быть внесенным в реестр). Таможенный брокер определяет таможенный режим груза: экспорт, выпуск для внутреннего потребления (импорт), транзит, реэкспорт, временный ввоз и другие. После чего следует создание очень важного документа - таможенная декларация: ДТ (декларация товара/декларация на товары), ТД (транзитная декларация) и т.д.

Рис. 1. ДТ на экспортные пиломатериалы из сосны

Кроме создания определения таможенного режима и оформления декларации на товары, в функции таможенного брокера входит: расчет таможенной стоимости товаров, уплата таможенных платежей, организация таможенных досмотров и осмотров грузов, юридическая поддержка и защита интересов клиента в таможенных органах (например, обжалование задержания импортных товаров таможней).

Следующий шаг - это получение VGM-декларации на контейнер (Verified Gross Mass of a container). Есть два основных метода определения суммарной массы контейнера:

1) непосредственное взвешивание гружёного контейнера (weighting)

2) взвешивание груза и прибавление массы порожнего контейнера (calculation)

Примечание № 1. Масса порожнего контейнера указывается на дверях контейнера: надпись «Tare» и значение в английских фунтах и килограммах.

Получить эту декларацию можно у терминала (практически всегда на терминале есть сертифицированные весы) или она может быть приложена к транспортно-сопроводительным документам (к примеру, взвешивание было произведено на территории сухого порта по окончании затарки и опломбировки контейнера). Наличие VGM-декларации является обязательным ввиду поправки от 01.07.2016 к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море («SOLAS: International Convention for the Safety of Life at Sea») о требованиях проверки массы груженых контейнеров при перевозке на морском судне.

Требуемые сертификаты для экспортной операции при внутрипортовом экспедировании: сертификат происхождения товара (определяет величину таможенных платежей в стране-импортере российского товара), сертификат качества (подтверждает соответствие товара заявленным требованиям к качеству), фитосанитарный сертификат (необходим при экспорте пиломатериалов, цветов, овощей, фруктов и других товаров растительного происхождения), санитарный сертификат (необходим при экспорте мёда, дрожжей, мяса, рыбы и других товаров животного происхождения), IMO-декларация (необходима для экспорта опасных грузов, составляется на основе паспорта безопасности груза - safety material data sheet, MSDS).

По завершении вышеупомянутых операций можно приступить к организации морской перевозки контейнера, контейнерная линия является контрагентом экспедитора, как собственно и таможенный брокер, автотранспортное предприятие, оператор контейнерного терминала, сюрвейерская компания и другие.

Примечание № 2. Сюрвейер необходим экспедитору для фото- и видео-фиксации процесса затарки/растарки контейнера, укладки и крепления груза в контейнере, он также сопровождает таможенные досмотры и осмотры, ветеринарные и фитосанитарные инспекции, самостоятельно инспектирует состояние груза, контейнера и транспортного средства и т.п. Сюрвейер выдает экспедитору "сюрвейерский отчет" по результатам своей деятельности.

Примечание № 3. Ещё до завоза груженого контейнера на терминал, сотрудник логистической компании должен оформить букинг (это определенный слот под

контейнер на контейнеровозе, забронированное место). То есть букинг (booking note) эквивалентен официальному запросу на морскую линейную контейнерную перевозку, в ответ линия может либо принять букинг (booking confirmation), либо отклонить (к примеру, по причине отсутствия свободных мест на судне, или дефицита порожнего оборудования). После получения подтверждения букинга можно получать порожний контейнер у линии и в дальнейшим - производить затарку. Именно линия даёт разрешение (разнарядку) на выдачу конкретного контейнера экспедитору.

Примечание № 4. Таможенное оформление (затаможка) груза может быть произведена не только на терминале, но и на складе отправителя (если есть возможность пригласить инспектора ФТС) или в сухом порту (пример: ТП «Южный»).

Итак, экспедитор приступает к организации морской перевозки контейнерного груза, а именно к организации его погрузки на поименованное судно (в соответствии с букингом). Ему необходимо заполнить документ «поручение на погрузку экспортного груза» (сокращ. «погруз-поручение»), это делается либо с использованием коммерческой информационной системы, либо с использованием таких программ, как Word или Excel. Заполнение погруз-поручения производится на основе коммерческих инвойсов, транспортных накладных, декларации товара и других документов.

Далее - необходимо предоставить полный комплект документов в таможенные органы (соответствующий таможенный пост, для Большого порта Санкт-Петербург: ТП «Гавань», ТП «Бронка», ТП «Турухтанный» и прочие). Этот перечень включает в себя прежде всего погруз-поручение в четырёх экземплярах (для экспедитора, для таможни, для линии, для терминала - основание для погрузки), декларация товара, если необходимо - разрешительные сертификаты (фитосанитарный или санитарный).

После того, как документы были предоставлены, необходимо ожидать разрешения от таможни, это подразумевает получение печати ФТС и штампа «погрузка разрешена» на всех экземплярах поручений на погрузку экспортного груза, а также на декларации товара.

Рис. 2. Поручение на погрузку 12 стандартных контейнеров. Груз: бумага

После выполнения этих мероприятий внутрипортовому экспедитору требуется получить печать администрации судна, это является доказательством того, что контейнер принят на борт контейнеровоза. Таким образом, погруз-поручение приобретает юридическую силу штурманской расписки («штурманка»), именно этот документ служит основанием для выдачи коносамента экспедитору [2, с. 218-221].

Успешным завершением операций по внутрипортовому экспедированию является получение коносамента от морского линейного контейнерного перевозчика. После этого следует морская перевозка контейнера и, в том случае, если в запродажном контракте (sales contract) в условиях поставки делается ссылка на Инкотермс: CFR, CIF (очень часто

используются при экспорте), то и обязанности продавца-экспортера можно считать также исполненными [3, с 66-73].

Нюансы, которые могут возникнуть при внутрипортовом экспедировании:

- необходимость в проведении таможенного досмотра (влечет дополнительные расходы и в случае решения своими силами, и в случае привлечения таможенных брокеров и сюрвейеров), сюда также включаются такие мероприятия, как осмотры, таможенный контроль с помощью ИДК и пр.

- превышение нормы по хранению контейнера на терминале, превышение бесплатного периода демереджа (или комбинированного демереджа-детеншена), обычно такой период равен 7-14 дням.

- повреждение контейнера (к примеру, отверстия в торцевых стенках контейнера от вилочного погрузчика). Это не позволит получить чистый коносамент (clear B/L), а может и вообще вызвать отказ перевозчика принимать груз на борт.

- введение ложных данных в погруз-поручение или таможенную декларацию (к примеру, ошибки в весах, кодах ТН ВЭД, в № ДТ), отсутствие какого-либо из перечисленных документов может вызвать длительные задержки.

- нарушена целостность пломбы контейнера.

- некорректные данные в коносаменте

Перечисленные выше и другие возможные казусы снижают качество услуги по внутрипортовому экспедированию, вызывают дополнительные издержки и затруднения, угрожают выполнению транспортной составляющей запродажного контракта, а также понижают репутацию компании. ИМПОРТНАЯ ОПЕРАЦИЯ.

Для проведения внутрипортового экспедирования по обслуживанию импортного грузопотока необходимо наличие: договорных отношений с контейнерной линией (в коносаменте экспедитор должен быть прописан в боксе «notify address»), терминалом и автотранспортным предприятием. Экспедитор может отслеживать движение контейнера посредством использования официального сайта линии, а также терминальной системы (прибыл ли контейнер на терминал или нет). Ключевые данные для трекинга контейнеров: номер коносамента, букинг или номер контейнера, также можно ориентироваться на номер рейса (voyage number). Если экспедитором было получено уведомление от контейнерной линии, что контейнер был доставлен на терминал, то с этого момента начинается комплекс услуг по внутрипортовому экспедированию.

Примечание № 5. Контейнерная линия зачастую работает с экспедиторами через своих агентов (пример портов с такой схемой: Санкт-Петербург, Рига, Клайпеда).

Итак, импортный контейнер прибыл на терминал, а линия в свою очередь предоставила информацию о всех импортных контейнерах (импортный манифест) оператору терминала и таможенным органам. Устанавливается соответствующий таможенный режим для вновь прибывших грузов, в стандартном варианте это «выпуск для внутреннего потребления», однако встречаются и другие - таможенный транзит, временный ввоз, переработка и прочее.

На данном этапе перед экспедитором встают два вопроса:

- Как получить разрешение на вывоз груза от линии?

- Как организовать процедуру "растаможки" импортных товаров?

Для того, чтобы получить груз у морского линейного контейнерного перевозчика необходимо, чтобы в линию был предоставлен оригинал коносамента, также должны быть уплачены платежи: фрахт, демередж и детеншн (при их наличии). Экспедитор является уполномоченным лицом грузовладельца на получение груза у линии (по доверенности от получателя). Таким образом, после выполнения вышенаписанных действий необходимо ожидать «релиза» со стороны линии.

В тоже время возникает необходимость «выпуска» импортных товаров таможней, для этого требуется предоставить: коммерческие инвойсы, оригинал коносамента с отметкой «выгрузка (название терминала)», разрешительные документа (сертификат происхождения, сертификат качества, фитосанитарный сертификат и т.п.), упаковочный лист, скан запродажного контракта, скан технического описания товаров, фото маркировки, при Инкотермс CIF и CIP - сведения о страховке груза, и другие документы по запросу таможенных органов. При предоставлении всего перечня документов в

таможню начинается процедура «растаможки». Есть шанс, что может возникнуть требование ФТС о проведении досмотра, осмотра, применении ИДК. В этом случае, можно воспользоваться услугами контрагента - таможенного брокера или выполнять эти операции самостоятельно.

В итоге, экспедитор получает «выпущенный» импортный товар и «релиз» от линии (или от линейного агента). Далее - следует выдача контейнера терминалом. Для этого необходимо обладать аккредитованным автотранспортом - собственным или привлеченным. Сотрудник контейнерной линии выполняет номининацию экспедитора (к примеру, в порту Бронка это делается через терминальную систему Solvo). То есть, происходит выдача поручения терминалу (так называемая - разнарядка терминалу), с целью вывоза контейнера. Экспедитор должен при этом организовать подачу автомашины на терминал, оформить автовизит и дать необходимые инструкции водителю (так как именно он должен осмотреть состояние контейнера, проверить целостность пломбы). Выдача импортного контейнера документально закрепляется приёмо-сдаточным актом. Далее - экспедитору остаётся организовать выполнение транспортных услуг, а конкретнее - доставку до склада получателя, комплекс услуг по внутрипортовому экспедированию импортного контейнера можно считать завершенным.

Рис. 3. Оригинал коносамента линии СМА СОМ, подписанный агентом. Груз: сушеные

анчоусы, 20 реф-контейнеров

Можно отметить следующие особенности внутрипортового экспедирования в порту Санкт-Петербург:

- У некоторых контейнерных линий есть портовые офисы (экспедиторы, аффилированные с линией), таким образом некоторые независимые экспедиторы передают полномочия по внутрипортовому экспедированию именно им.

- Зачастую у контейнерных линий существует дефицит мест на экспортном направлении и порожних контейнеров (это не позволяет оформить букинг).

- Некоторые терминалы могут выставить условия для начала договорных отношений с ними, к примеру, наличие реального грузопотока.

- Распространена терминальная услуга по подработке контейнеров ввиду их частого повреждения: отверстия в стенках, вмятины и царапины, неисправность дверей, поэтому надо внимательно следить за состоянием контейнера.

- Оповещение о приёме контейнера может быть доставлено в формате документа учёта от контейнерного терминала (это значит, что импортный контейнер принят на терминал).

- Приём груза от контейнерного терминала и сдача его на склад получателя документально оформляются ТТН (товарно-транспортной накладной).

- Ношение светоотражающего жилета, каски и пропуска обязательно на всех терминалах порта Санкт-Петербург.

- Вблизи контейнерных терминалов находятся представительства Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, где можно оформить сертификат на соответствующий груз.

- За просроченный автовизит полагаются штрафные санкции.

- Активно внедряется электронный документооборот.

- Перевозка контейнера из Санкт-Петербурга в другую часть света подразумевает перевалку в Европейских портах: Роттердам, Антверпен, Гамбург и другие. С Европой существует прямое сообщение.

В последнее время сфера морских линейных контейнерных перевозок динамично развивается. Если в 1980 году доля контейнеровозов в структуре мирового флота по совокупному дедвейту составляла 1,6 %, то на данный момент этот показатель находится выше 13 % [5]. К этому аргументу можно добавить перспективы по автоматизации перегрузочных процессов на контейнерных терминалах, а также появление прототипов беспилотных судов-контейнеровозов. Сфера внутрипортового экспедирования контейнерных грузов достаточно важна для всей отрасли контейнерных перевозок, ведь таким способом перевозится большой перечень товаров народного потребления и товаров производственного назначения [1].

Пристатейный библиографический список:

1. Белозерцева Н.П., Ярайкина М.С. Структура и особенности современного рынка грузоперевозок // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. №1(14). С. 64-73.

2. Лимонов Э.Л., Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. СПб: ООО «Модуль», 2006. 379 с.

3. Передерий М.В., Романенко В.Е. Транспортно-экспедиторская деятельность. Новочеркасск, Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова, 2015. 112 с.

4. Плужников К. И., Чунтомова Ю.А. Транспортное экспедирование. М.: Транслит, 2006. 525 с.

5. Review of Maritime Transport 2017, UNCTAD, Расчеты секретариата ЮНКТАД на основе данных, представленных компанией «Кларксонс рисерч» и Обзора морского транспорта, различные выпуски // Официальный сайт ЮНКТАД. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/rmt2017_en.pdf (дата обращения 27. 05. 2021)

6. Приказ Министерства транспорта РФ от 9 июля 2014 г. № 182 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту» // Официальный сайт справочно-правовой системы Гарант. URL: https://base.garant.ru/70843274/ (дата обращения 26.05.2021)

7. Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554) // Официальный сайт справочно-правовой системы Гарант. URL: https://base.garant.ru/12149210/ (дата обращения 26.05.2021)

8. Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ // Официальный сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72388/ (дата обращения 26.05.2021)

9. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ // Официальный сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43006/ (дата обращения 26.05.2021)

Для цитирования: Гречаная С.С. Морской порт Мурманска, как арктический хаб (нормативно-правовое регулирование) // Океанский менеджмент. 2021. № 2(11). С. 27-32.

Гречаная С.С.

Юрисконсульт, Морской терминал Тулома, Мурманск

МОРСКОЙ ПОРТ МУРМАНСКА, КАК АРКТИЧЕСКИЙ ХАБ (НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ)

Аннотация. В настоящее время происходит исторический этап развития Арктического региона нашей страны. Такое развитие обусловлено географическими особенностями региона, климатическими изменениями, а также основано на геополитических и коммерческих целях. Автор статьи делает обзор реализации проектов, являющихся составной частью комплексного развития Арктической зоны. Особое внимание, в соответствии с темой исследования, уделено нормативным правовым актам, регламентирующим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.