УДК 336.717
ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ ПО ДОГОВОРАМ НА ОКАЗАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ УСЛУГ
INTERNATIONAL ACCOUNTS ON SHIPPING AGRREMENTS
А.М. Соловьева A.M. Solovyeva
Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»
Развитие международных транспортных перевозок в современных условиях связано с ростом производительных сил любой страны и внешними ее связями. В статье проанализировано использование различных видов перевозок в рамках исполнения договоров купли-продажи товаров. Представлены особенности организации расчетов и техники проведения транспортно-экспедиционных услуг. Даны рекомендации по составлению договоров на оказание услуг перевозки, которые позволят участникам расчетов избежать некоторых сложностей с банком при оплате за транспортные услуги.
With currently traffic development being dependent on country productive forces and its overseas links, the article considers various shipments in the context of purchase contract implemented. The author describes the accounts and shipping services specification, as well as gives some advice on shipping contract for the accounts parties to avoid payment troubles with bank.
Ключевые слова: транспортно-экспедиционные услуги, расчеты по договорам, договор купли-продажи, внешнеторговые связи.
Key words: shipping services, contract accounts, purchase contract, foreign trade agreements.
Экспортно-импортные операции участников внешнеторговой деятельности тесно связаны с международными транспортными перевозками. По своей сути международные перевозки начинают и завершают процесс совершения внешнеторговой сделки и тем самым обеспечивают практическую реализацию сделки купли-продажи товаров.
Е.В. Хамаза под международными перевозками понимает перевозку грузов и пассажиров с территории (акватории) одной страны на территорию (акваторию) другой [1]. Примерно так же трактует понятие «международные перевозки» Г.И. Бухало: это перевозки между двумя и более странами с пересечением национальных границ [2]. Особый интерес представляет определение внешнеторговой транспортной операции, данное Н.П. Терешиной, А.В. Шоба-новым. По их мнению, внешнеторговые транспортные операции - это комплекс экономических и финансовых воздействий, технических и технологических мер и юридических действий, связанных с перемещением товара с территории страны продавца на территорию страны покупателя [3]. Таким образом, международные перевозки можно определить как перевозки грузов из одной страны в другую на
согласованных и принятых на международном уровне экономических и правовых условиях.
Доля различных видов транспорта в осуществлении международных грузовых перевозок неодинакова. В России более 70 % общего объема перевозок грузов страны осуществляет железнодорожный транспорт: в 2009 г. грузооборот составил 2 400 000 млн тонно-километров. Для сравнения: грузооборот авиатранспортом составил 2399,593 млн тонно-километров, автомобильным - 199 000 млн тонно-километров [4].
В международной торговле России отечественный морской транспорт играет важную роль в доставке грузов, среди которых преобладают нефть и нефтепродукты (80 %), уголь, руда, металлы, лес, зерно. Кроме того, в последнее время все большее значение приобретают смешанные перевозки, выполняемые двумя и более видами транспорта. При анализе внешнеторговых контрактов на оказание услуг по перевозке грузов между Россией и другими странами было выявлено, что большинство грузов перевозится по железной дороге в комбинации с морским, речным или автомобильным транспортом. Общая тенденция использования различных видов перевозок представлена на рис. 1.
© А.М. Соловьева, 2011
Процент
Рис. 1. Доля международных перевозок, осуществляемых различными видами транспорта, %
(по данным ЗАО «Райффайзенбанк»)
Процент 100
80
60
40
20
0
13,71 13,02 13,83
33,39 30,97 34,21
43,62 45,03 41,40
2008
2009
2010
Год
□ ЕС □ АТЭС □ СНГ
Рис. 2. Доля импортируемых грузов в Россию, % (по данным Федеральной таможенной службы РФ [5])
Доля перевозок из стран Европейского союза в 2010 г. составила 41,4 %. Снижение на 3 % по сравнению с 2009 г. связано как с процессом переориентации импорта на Китай, так и переносом европейского производства в страны Юго-Восточной Азии, о чем свидетельствует рост отгрузок в Россию из стран участниц АТЭС. Доля стран СНГ по объему ввозимого груза составляет 13,83 % (рис. 2).
Лидером по числу осуществляемых Россией отгрузок являются страны ЕС. Тесные связи российских предприятий с ведущими промышленными предприятиями Китая, Южной
Кореи и стран Юго-Восточной Азии обусловили рост грузовых транспортных потоков в страны АТЭС. Доля стран СНГ по числу осуществляемых отгрузок составляет 13,74 % (см. рис. 3).
Соотношение импортных и экспортных отгрузок по-прежнему складывается не в пользу последних. Одна из важнейших причин - общая тенденция развития экономики России по импортозамещающему принципу, тогда как отрасли, ориентированные на экспорт, остаются сырьевыми. Исключение составляют отгрузки внутри СНГ, но они пока не являются ключевыми.
У 100
ц о Про П 80 60 40 20 0 4
2008
2009
14,90 15,50 13,74
12,90 15,05 17,20
56,87 53,27 53,94
2010
Год
□ ЕС
□ АТЭС
□ СНГ
Рис. 3. Доля экспортируемых грузов России, % (по данным Федеральной таможенной службы РФ [5])
В процессе внешнеэкономической деятельности необходимо осуществлять сложный и специфический комплекс транспортных операций, связанный с перемещением огромных масс разнообразных товаров на значительные расстояния из сферы производства в сферу потребления. При этом производители продукции, продавцы, покупатели товара, перевозчики груза вступают в определенные взаимоотношения, требующие их регламентации на основе соответствующих договоров, соглашений, других нормативных материалов, основанных на национальных и международных правовых нормах. Следовательно, транспортные операции в международном товародвижении нужно рассматривать в их взаимной связи и логичной последовательности в системе «производство -внешняя торговля - транспорт - потребление». При этом произведенный продукт на определенных стадиях превращается в товар, затем в груз, далее снова в товар, который реализуется заказчиком [1]. Таким образом, транспортные операции являются неотъемлемой частью внешнеторговых отношений, в связи с чем в договорах международной купли-продажи, помимо общих условий поставки товаров, предусматриваются и транспортные условия, которые определяют обязанности сторон, риски и расходы по доставке товаров от продавца (грузоотправителя) до покупателя (грузополучателя). Эти транспортные условия возлагают обязанности на продавца или покупателя в зависимости от принятых в договоре купли-продажи базисных условий поставки товара.
Базисные условия поставки товара представляют собой термины 1пео1егш8, разработанные Международной торговой палатой, являю-
щиеся ключевыми элементами международных торговых контрактов. Термины 1пео1егш8 регулируют обязанности сторон по вопросам транспортировки товаров, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, страхованию товара, выполнению обязанностей по его таможенной очистке и представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены в документе, признанном на международном уровне. Эти условия регламентируют момент передачи права собственности на товар и, следовательно, ответственность за испортившийся в пути товар, а также неправильное оформление документов на груз и т. п. Международная торговая палата разработала новые правила 1пео1егш8 2010, вступившие в действие с 1 января 2011 г.
Различают контракты отгрузки и контракты доставки. В первом случае продавец передает товар покупателю в обусловленном пункте страны отправления. Во втором случае продавец передает товар покупателю в согласованном порту или пункте страны назначения. До этого он несет риски порчи или утраты товара. Контракты отгрузки, как правило, отвечают интересам обоих участников сделки. Продавцу они позволяют получить контрактную цену товара задолго до его доставки в пункт назначения. Покупатель получает право выполнять финансовые операции (продать, заложить) с момента получения товарораспорядительного документа. Это особенно важно, если получателем является не потребитель, а торговая фирма [6].
Содержание транспортных условий зависит от вида транспорта общего пользования, участвующего в доставке груза, характера то-
вара и внешнеторговой сделки (экспорт, импорт), действия международных договоров, соглашений, конвенций, обычаев страны, регионов, портов.
Собственно перевозка проданных или купленных товаров осуществляется на основе договора перевозки и подтверждается в зависимости от использования видов транспорта накладной, чартером или коносаментом. Таким образом, заключая договор перевозки, продавец и покупатель товара указывают в нем все транспортные условия договора купли-продажи, согласованные с партнером.
Международная перевозка оформляется договором на оказание транспортно-экспедиционных услуг, заключенным между грузовладельцем и перевозчиком. Последний обязуется доставить груз в указанное место и время за определенное вознаграждение, а первый - предоставить груз и произвести соответствующие расчеты за перевозку товара и другие услуги. Договор перевозки должен быть заключен непосредственно ради самого процесса перевозки [7].
Расчеты за международные перевозки носят документарный характер, т. е. осуществляются на основе коммерческих документов, перечень и характеристика которых определяются прежде всего условиями договора перевозки.
Выбор конкретных условий расчетов между экспортером и импортером достигается в процессе согласования и с учетом обеспечения гарантий для каждой из сторон и фиксируется в контракте. Для обоих участников внешнеэкономической деятельности (экспортера и импортера) важно правильно выбрать и оговорить в контракте валютно-финансовые и платежные условия расчетов. От выбранных форм и условий расчетов зависят скорость и гарантия получения платежа, сумма расходов, связанных с проведением операций через банки.
При составлении валютно-финансовых и платежных условий контрактов обычно проявляется противоположность интересов экспортера, стремящегося получить максимальную сумму валюты в кратчайший срок, и импортера, заинтересованного в выплате наименьшей суммы валюты, ускорении получения товара и отсрочки платежа до момента его реализации.
Принципиальным отличием международных расчетов от внутренних является их связь с обменом национальных валют через валютные операции. Поскольку национальная валюта, являясь платежным средством внутри страны, утрачивает эти функции за ее пределами,
при заключении внешнеторговых сделок между контрагентами возникает необходимость согласовать вопрос о выборе валюты, в которой будет производиться платеж.
Как показывает практика, российские фирмы предпочитают рассчитываться за международные перевозки в иностранной валюте, преимущественно в евро или долларах. По данным ЗАО «Райффайзенбанк», международные расчеты с европейскими странами выражены преимущественно в евро. В расчетах с Китаем доминирующую роль занимает доллар США. Российский рубль тоже используется в расчетах, но значительно реже, с контрагентами из стран Финляндии и Кипра. Во внешнеторговом обороте между экономически развитыми странами и развивающимися государствами преобладают валюты развитых или третьих стран. Даже если контрагентом по договору не являются ни США, ни европейские страны, все равно валютой третьей страны становится доллар или евро. Они выступают валютными посредниками, поскольку прямых котировок между национальными валютами стран с формирующимся рынком не существует. Доля российского рубля в международных расчетах с перевозчиками из стран СНГ значительна (64,6 %), чаще всего он используется в расчетах с Узбекистаном, Арменией, Казахстаном.
Рассмотрим на конкретном примере процесс взаимодействия участника внешнеэкономической деятельности с коммерческим банком по осуществлению платежей за оказание транспортно-экспедиционных услуг. Схема организации таких услуг разработана на базе реальной сделки между ЗАО «Нефтетранссервис» (экспедитор), являющимся оператором железнодорожных грузоперевозок, и фирмой «Каз-ОйлГрупп-2009» (клиент), зарегистрированной в Республике Казахстан (рис. 4). По договору экспедитор обязуется по заявке клиента выполнить и/или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов клиента железнодорожным транспортом.
Схема включает в себя следующие операции:
1. ЗАО «Нефтетранссервис» и фирма «Каз-ОйлГрупп-2009» провели переговоры и заключили контракт на организацию транспортноэкспедиторских услуг железнодорожным транспортом. Перевозка груза осуществляется в вагонах общего парка ОАО «РЖД» или в собственных, арендованных, привлеченных, принадлежащих экспедитору на законном основании вагонах.
РОССИЯ
КАЗАХСТАН
Рис. 4. Схема организации транспортно-экспедиционных услуг
2. ЗАО «Нефтетранссервис» оформляет паспорт экспортной сделки и регистрирует его в ЗАО «Райффайзенбанк».
3. Фирма «КазОйлГрупп-2009» направляет заявку на выполнение/организацию услуг в пользу ЗАО «Нефтетранссервис», в которой указывается номенклатура перевозимого груза, станции его отправлениями и назначения.
4. ЗАО «Нефтетранссервис» выставляет счет на оплату с указанием стоимости услуг, которая определяется путем умножения ставки экспедитора на объем груза, планируемого к перевозке.
5. Оплата услуг экспедитора осуществляется фирмой «КазОйлГрупп-2009» по 100 %-й предоплате.
6. После получения предоплаты ЗАО «Нефтетранссервис» обеспечивает погрузку вагонов на станции отправления в течение 48 часов.
7. По прибытии товара в пункт назначения фирма «КазОйлГрупп-2009» разгружает вагоны на станции назначения в течение 48 часов, которые отсчитываются начиная с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия цистерн на станцию назначения по ж/д накладной.
Среди особенностей организации и техники проведения транспортно-экспедиционных услуг можно выделить следующие:
1) договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг не имеет никакого отношения к договору поставки товара, а лишь рас-
крывает суть транспортных условий договора купли-продажи товара;
2) для оформления сделок на оказание транспортно-экспедиционных услуг в большинстве случаев заключаются договора на длительный срок (от двух до пяти лет). Это связано с желанием компании-заказчика транспортных услуг иметь надежным партнером компанию-перевозчика в течение всего срока работы с иностранным партнером в рамках договора купли-продажи товара;
3) контракты на оказание транспортно-экспедиционных услуг составляются без указания определенной суммы договора, так как заказчик заранее не имеет возможности точно определить, сколько товара ему понадобится перевезти в рамках договоров купли-продажи из конкретной страны поставщика;
4) оплата по договорам на оказание услуг транспортировки в большинстве случаев осуществляется авансовым платежом против выставления счета, в котором либо точно определена стоимость перевозки, либо указывается ориентировочная стоимость, подлежащая корректировке уже по факту осуществления перевозки путем подписания акта сверки между контрагентами.
Для оплаты авансом за услуги перевозки выставление счета не является обязательным, так как в международной практике это не принято, а основанием для платежа является сам договор, а иногда и устная договоренность ме-
жду контрагентами, обусловленная долгосрочными трудовыми отношениями. В связи с этим, требование по предоставлению счета при переводе денежных средств за услуги не является правомерным со стороны банка.
Оплата по договорам на оказание транспортных услуг осуществляется в форме банковского перевода. Практика показала, что участники международных расчетов, занимающиеся международной транспортировкой грузов, часто забывают прописывать в договорах перевозки, кто именно будет нести банковские расходы за перевод денежных средств. Если в контракте не прописано, кто несет расходы, связанные с переводом денежных средств, а выручка поступит на счет перевозчика-российс-кой компании не в полном объеме, предусмотренном договором или стоимостью отдельной перевозки (за минусом банковской комиссии), то это будет являться недопоступлением экспортной выручки в Россию. Банк как агент валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством России, будет обязан сообщить в Центральный банк РФ о нарушении валютного законодательства, в частности ст. 19 Закона РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В этой связи рекомендуем не забывать участникам сделки подробно прописывать не только условия, касающиеся непосредственно перевозки, но и финансовые условия, составляющие взаимоотношения российской фирмы с банком.
Их выполнение поможет участникам расчетов за международные перевозки избежать противоречий между торговыми партнерами, а также возникающих коллизий с банком в валютно-финансовой сфере.
1. Хамаза Е. В. Транспорт во внешнеэкономической деятельности : учебное пособие. -Владивосток : Дальрыбвтуз, 2006. - 23 с.
2. Бухало Г. И. Международные перевозки и организация работы таможни : учебное пособие. - М. : МИИТ, 2009. - 112 с.
3. Терешина Н. П., Шобанов А. В. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности : учебное пособие. - М. : МИИТ, 2002. - 134 с.
4. World Development Indicators & Global Development Finance. - URL : http://databank. worldbank.org/ddp/home.do?Step=2&id=4&h ActiveDimensionId=WDI_Series.
5. URL : http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/popup.p hp?id286=714.
6. Лимонов Э. Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки : учебник для высших учебных заведений по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте». - СПб. : Модуль, 2009.
7. Международная унифицированная транспортная документация. - URL : http:// www. aviaplace.ru/aviauslugi/mezhdunarodnaya-unifitsi-rovannaya-transportnaya-dokumentatsiya.html.