Научная статья на тему 'Виды договора комиссии'

Виды договора комиссии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4773
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИЛЕРСКИЙ / БРОКЕРСКИЙ И ДИСТРИБЬЮТОРСКИЙ ДОГОВОР / РОЗНИЧНАЯ КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ДОГОВОРА КОМИССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушнарев Михаил Семенович

В статье рассматриваются вопросы о необходимости классификации договора комиссии, выделение отдельных видов комиссионных договоров, таких как брокерский и дилерский, дистрибьюторский договор; консигнационные сделки, договор розничной комиссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the questions about the necessity of classification of a Commission agreement, the allocation of certain types of Commission agreements, such as brokerage and dealership, distributorship agreement; consignment deals, contract retail fee.

Текст научной работы на тему «Виды договора комиссии»

Ж^ллллшряЛ сАСишшл ^ежем&ёим оеоёо/ш, ясжшхми,

В статье рассматриваются вопросы о необходимости классификации договора комиссии, выделение отдельных видов комиссионных договоров, таких как брокерский и дилерский, дистрибьюторский договор; консигнационные сделки, договор розничной комиссии.

Дилерский, брокерский и дистрибьюторский договор, розничная комиссионная торговля, классификация договора комиссии

хозяйственной практике, в том числе стран с развитой правовой системой, сложились различные виды комиссионных договоров. Так, Е.А. Суханов предлагает выделять договоры комиссии по диспозитивным условиям гражданского кодекса [1], а именно:

- на определенный срок и без указания срока;

- с указанием или без указания территории его исполнения;

- с обязательством комитента не назначать иных комиссионеров по аналогичным сделкам или без такового;

- с определением ассортимента сбываемых комиссионером товаров или без такого определения.

Указанное выше позволяет заключать договоры комиссии по сбыту определенных товаров на согласованной территории в течение установленного срока или без такового, с сохранением за продавцом-комитентом права сбывать аналогичный товар самостоятельно или через других торговых посредников или без такового, устанавливать ограниченный перечень товаров, сбыт которых регулируют условия договора. Такого рода отношения давно известны как законодательству стран с развитой экономикой, так и во внешнеторговом обороте. Комиссионер-посредник может получить от комитента исключительное («эксклюзивное») право продажи его товаров на той или иной территории на определенный срок или бессрочно, причем перечень товаров может быть ограничен договором. Обычно в таких случаях комитент оговаривает также запрет комиссионеру быть посредником в реализации аналогичных товаров других изготовителей на данной территории, как бы блокируя соответствующий рынок. Возможно также условие об обязании комитента-изготовителя вначале предложить данный или иной товар для сбыта данному комиссионеру-посреднику и лишь при его отказе иным посредникам.

Другие авторы [2] предлагают выделять договоры комиссии исходя из сложившейся деловой практики и законодательства.

Законодательство о страховании, обороте ценных бумаг, таможенное законодательство для определения субъектов соответствующей деятельности прибегают к понятиям «брокер» и «дилер». В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. №39-Ф3 «О рынке цененных бумаг» [3] брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером. При этом до вступления в силу изменений от 28.12.2002 г. закон прямо регулировал отношения между клиентом и брокером на основании договора поручения или комиссии.

В Законе РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [4] содержится понятие страхового брокера: это постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в

16

интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров (далее - оказание услуг страхового брокера). При оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой брокер не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика. На основании легального определения страхового брокера можно сделать вывод о том, что страховой брокер может действовать с клиентом только на основании договора поручения или комиссии.

Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. №61 -ФЗ [5] определяет таможенного брокера как посредника, совершающего таможенные операции от имени и по поручению декларанта. Брокерская деятельность, предусмотренная российским законодательством, как правило, лицензируемая, поэтому брокер, действуя на рынке ценных бумаг, вправе передоверить поручение только брокеру. Кроме того, брокер вправе хранить денежные средства клиента, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги либо полученные в результате продажи ценных бумаг, но не вправе гарантировать или давать клиенту обещания в отношении доходов от инвестирования хранимых им денежных средств.

Деятельность дилера отличается от брокерской тем, что она осуществляется от имени и за счет дилера и, как правило, сводится к совершению сделок купли-продажи на основе публичного объявления цены. Тождественность дилерского договора с договором комиссии объясняется тем, что дилер, совершая сделки за свой счет, имеет заказ либо договор купли-продажи с потенциальным покупателем. Так, при покупке акций участник рынка ценных бумаг может заключить брокерский договор с клиентом, которого интересует приобретение крупного пакета акций. При этом клиенту придется довольствоваться тем пакетом, который брокер сможет ему приобрести. При использовании дилерского договора дилер за свой счет и от собственного имени будет приобретать пакет акций до достижения обусловленного с клиентом размера. После того как требование клиента будет исполнено, дилер реализует ему соответствующий пакет. Таким образом, дилерская деятельность отличается от традиционного договора комиссии только тем, что дилер для взаимоотношений с третьими лицами использует собственные средства.

Крупные мировые производители товаров ушли от сбыта собственных товаров за свой счет и своими силами, поэтому в стране распространения они создают «дилерско-дистрибьюторскую сеть», привлекая для этого посредническое звено.

Дилер - это коммерческий посредник, занимающийся перепродажей товаров производителя за свой счет и от своего имени. Дилер - это самостоятельная сторона в сделке, и третьи лица вступают в юридические отношения только с ним, а не с производителем товара. Дилеров зачастую называют перекупщиками, однако с этим можно и не согласиться. Крупные дилерские сети создаются за свой счет и рассчитаны на продажу товаров одного производителя, соответственно, расходы на рекламу, содержание и оформление торговых площадей относятся на счет дилера, а не производителя. Необходимо отметить, что за счет дилера создаются, как правило, и дополнительные сервисы, такие как гарантийные и постгарантийные мастерские. За счет крупной сети у производителя значительно поднимается уровень продаж, а дилеры, соответственно, имеют дисконт на покупаемый товар от производителя. Именно на разнице между покупной и продажной ценой товара за вычетом расходов дилер и зарабатывает.

С дилерами мы сталкиваемся практически ежедневно: оплачивая услуги сотовой (подвижной) связи, мы оплачиваем их не непосредственно оператору сотовой связи, а его дилеру, который обязуется перевести денежные средства на счет оператора связи. При заключении договора об оказании услуг сотовой связи заключаем договор не с оператором, а с его дилером и т.д.

На международном коммерческом рынке могут действовать так называемые «официальные дилеры» какого-либо производителя товаров, действующие с ним на основании соглашения. Таким соглашением дилеру предоставляется право именовать себя на рынке как «официальный дилер» такого-то производителя товаров, но при этом дилер юридически действует от своего имени. Использование в этих случаях имени фирмы (или торгового знака, знака обслуживания) представляет собой франшизу, то есть льготу, которую производитель товара предоставляет дилеру на основе «франшизного соглашения».

Достаточно часто случается, что официальным дилерам предоставляются исключитель-

ные права, например, права на продажу товаров только данному дилеру на определенной территории и на определенный срок. Необходимо отметить, что исключительное дилерство не должно подпадать под антимонопольное законодательство.

Одним из разновидностей дилерского договора является дистрибьюторский договор. Дистрибьютор - это тоже коммерческий посредник, и в отличие от дилера дистрибьютор осуществляет в основном импортные операции и выступает как оптовый распределитель крупных партий товара, которые он закупил у производителя на основе заключенного с ним договора. Как и в случае с дилерами - дистрибьютор может иметь статус как официального, так и исключительного (то есть действовать на определенной территории).

Справедливости ради стоит отметить, что не все авторы склонны относить брокерские и дилерские договоры к разновидности договора комиссии. Так, М.Б.Васильев [6] считает, что брокерский договор вообще является разновидностью агентского договора и только в некоторых случаях он носит признаки смешанного договора: «... в тех случаях, когда он содержит условие о совершении маржинальных сделок, так как у отношений услуг и займа различная направленность. Условие об оказании брокером услуг иных, нежели совершение сделок с ценными бумагами, также является основанием для признания такого договора смешанным».

Законодательство предусматривает несколько подвидов договора брокерских услуг, отличающихся своей спецификой и субъектным составом. Так, в ст. 3 Закона «О рынке ценных бумаг» предусмотрены брокерские услуги по первичному размещению ценных бумаг клиента (в практике и литературе называемые также «услуги андеррайтинга»).

Отличительными чертами этих отношений являются:

- клиентом брокера может выступать только эмитент размещаемых ценных бумаг;

- брокер может действовать только от имени клиента;

- брокер имеет право на приобретение неразмещенной части ценных бумаг.

Стоит отметить, что ст. 6 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» предусматривает брокерские услуги по формированию и инвестированию накопления для жилищного обеспечения. Отличительными чертами этих отношений являются следующие:

- в качестве клиента брокера выступает только управляющая компания (ст. 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг»);

- к брокеру предъявляются повышенные требования (ст. 22 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Исходя из изложенного приходим к выводу о том, что «согласно п. 4 ст. 1005 ГК РФ договор с брокером должен в первую очередь регулироваться специальными нормами Закона "О рынке ценных бумаг", а в неурегулированной части соответствующими нормами ГК РФ, говорящими об агентском договоре, с учетом отсылочных норм к гл. 49 и 51 ГК РФ».

Однако с такой позицией нельзя согласиться: чтобы согласиться с позицией МБ. Васильева, надо принять утверждение, что договоры комиссии и поручения являются разновидностью агентского договора, в то время как Гражданский кодекс РФ выносит агентский договор за рамки договоров поручения и комиссии. Кроме того, согласно ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные гл. 49 (Поручение) или гл. 51 (Комиссия), в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени. В свою очередь п. 3 ст. 990 ГК РФ предусмотрено, что законом и иным правовым актом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов договора комиссии. То есть законодатель предусмотрел преимущество общих норм над специальными.

Следующим видом комиссионных договоров следует считать Консигнационные сделки. Консигнационные соглашения получили широкое распространение прежде всего в сфере таможенной деятельности, что связано с использованием таможенного склада. Консигнант (продавец) по договору передает товар на склад посредника (консигнатора). Консигнатор обязан реализовать товар от собственного имени за счет консигнанта. Такой подход позволяет расширить сеть продаж и произвести, например, оплату таможенных пошлин уже в момент, когда подобран покупатель. Дополнительным условием консигнации может быть приобретение части или всего нереализованного товара консигнатором. Однако гораздо чаще использу-

ется правило о том, что нереализованный товар в течение какого-либо срока подлежит возврату консигнанту.

Необходимо отметить, что этот вид договора комиссии не регулируется специальным законодательством. Консигнационный договор (consignment agreement) - это результат международной коммерческой практики [7].

Консигнационные склады еще называют, в США «бондовыми складами» (bonded warehouse). В Российской Федерации - это таможенные склады. На таких складах можно не только хранить товары до реализации, но также выполнять многие операции с ним, как, например, упаковка, обработка, розлив, переработка, маркировка и т.д.

Консигнационные склады, как правило, сдаются таможенными органами в аренду консигнатору под его гарантию о платежах за пользование складом и об оплате импортных пошлин. Такие гарантии именуются бондами - bonds. Бондовые склады располагаются в непосредственной близости от портов, железнодорожных станций или аэропортов и вне таможенной территории страны ввоза товара. Импортные пошлины оплачиваются консигнатором при вывозе товара на таможенную территорию страны ввоза, когда товар продан консигнатором покупателю. В международной коммерческой практике, в том числе в российской практике этот вид посреднической деятельности встречается достаточно часто. Удобство консигнационного соглашения состоит в том, что товар «приближается» к покупателю и консигнатор может в любой момент отгрузить товар со склада.

Представляется целесообразным также выделение договора розничной комиссионной торговли. Так, в настоящее время. Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. №569 «Об утверждении правил комиссионной торговли» [8] утверждены правила комиссионной торговли, которые регулируют отношения между комиссионером и комитентом по договору комиссии, а также между комиссионером и покупателем при продаже непродовольственных товаров, принятых на комиссию.

Под комиссионером понимаются организации независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, принимающие товары на комиссию и реализующие эти товары по договору розничной купли-продажи. Под комитентом понимается гражданин, сдающий товар на комиссию с целью продажи товара комиссионером за вознаграждение. Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно положениям раздела 2 Правил, по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию принимаются непродовольственные товары новые и бывшие в употреблении. От граждан товары принимаются по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

При приеме товара на комиссию к нему прикрепляется товарный ярлык, а на мелкие изделия (часы, бусы, броши и другие аналогичные изделия) - ценник с указанием номера документа, оформляемого при приеме товара, цены.

Прием товаров на комиссию оформляется путем составления документа (квитанции, накладной и т.д.), подписываемого комиссионером и комитентом. В этом документе должны содержаться следующие сведения:

- номер документа и дата его составления;

- наименование и реквизиты сторон (адрес, расчетный счет, телефон комиссионера, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность комитента);

- наименование товара;

- степень износа и недостатки бывшего в употреблении товара;

- цена товара;

- размер и порядок уплаты комиссионного вознаграждения;

- условия принятия товара на комиссию;

- порядок проведения и размер уценки товара;

- сроки реализации товара до и после его уценки;

- условия и порядок возврата комитенту не проданного комиссионером товара;

- условия и порядок расчетов между комиссионером и комитентом;

- размер оплаты расходов комиссионера по хранению товара, принятого на комиссию, если по соглашению сторон эти расходы подлежат возмещению.

Вид документа устанавливается комиссионером самостоятельно. В этот документ могут быть внесены и другие условия, не ущемляющие прав комиссионера. Если на комиссию сдается несколько товаров, их наименования и цены могут указываться в перечне товаров, являющихся неотъемлемой частью договора комиссии.

В перечне товаров, принятых на комиссию, и товарном ярлыке указываются сведения, характеризующие состояние товара (новый, бывший в употреблении, степень износа, основные товарные признаки, недостатки товара).

Не могут приниматься на комиссию следующие товары:

- товары, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из оборота, или их розничная продажа запрещена или ограничена;

- товары, не подлежащие возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, габарита, фасона, расцветки или комплектации; товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; предметы личной гигиены; парфюмерно-косметические товары; изделия швейные и трикотажные бельевые, чулочно-носочные изделия; изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового пользования; товары бытовой химии; лекарственные средства.

Цена товара, принимаемого на комиссию, определяется по соглашению между комиссионером и комитентом.

Комиссионная торговля по отношению к покупателям (третьим лицам) существенно отличается от розничной купли-продажи, поскольку заключаемый договор относится к числу публичных договоров. Соответственно в качестве комиссионера выступает коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, на комиссионную продажу товаров гражданам распространяется ФЗ «О защите прав потребителей». К особенностям договора розничной комиссионной торговли можно отнести установление ответственности за продажу комиссионером товара ненадлежащего качества, которому противостоит право покупателя такого товара требовать от комиссионера безвозмездного устранения недостатков товара, либо возмещение расходов на их устранение, либо замены на товар аналогичной марки (артикула). Такие требования покупателя могут быть удовлетворены только в том случае, если на это имеется согласие продавца, то есть комиссионера. При отсутствии такого согласия покупатель вправе предъявить только те требования, которые не подпадают под вышеперечисленные требования.

Кроме того, комиссионер в своей деятельности обязан руководствоваться законом или иным правовым актом, предусматривающим особенности отдельных видов договора комиссии, специальными правилами, установленными для реализации различных предметов и изделий, а также перечнем видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. Подзаконные акты обычно устанавливают специальные правила розничной комиссионной торговли предметами потребления. Такие правила должны соответствовать не только общим положениям Гражданского кодекса о договоре комиссии, но и нормам ФЗ «О защите прав потребителей». При этом правовые акты, принятые до введения в действие Гражданского кодекса, действуют в части, ему не противоречащей.

В СССР, в условиях тотального дефицита, договор розничной комиссионной торговли был единственным способом приобретения гражданами товара, однако в современной России развитие информационных технологий и средств связи, по нашему мнению, в будущем сделают договор розничной комиссионной торговли все менее и менее востребованным, поскольку участники гражданского оборота через средства массовой информации, а также посредством сети Internet могут уже сейчас без посредников (а комиссионер таковым и является) продать или купить как новые, так и бывшие в употреблении товары. Об этом свидетельствует снизившееся в несколько раз количество комиссионных магазинов и магазинов, осуществляющих прием товара на комиссию. Единственным случаем применения договора розничной комиссионной торговли останется принятие товара на комиссию, реализация которого требует наличия специальной лицензии, например ювелирных изделий, а также антикварных ценностей.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что договор комиссии можно

классифицировать по различным основаниям:

- по периоду действия (срочный, бессрочный);

- по территориальному признаку (договор действует на определенной территории или без определения таковой);

- по ассортименту товара (с указанием или без указания ассортимента товара);

- по участию третьих лиц в совершении в интересах и за счет комитента сделок, совершение которых поручено комиссионеру (договор с участием третьих лиц или без участия).

Соответственно можно выделить следующие типы договора комиссии: брокерский договор (построенный по принципу комиссии), дилерский договор (в том числе дистрибьюторский), договор консигнации и договор розничной комиссионной торговли, а также договор субкомиссии.

Литература

[1] Гражданское право: В 2 т. Т. II. Полутом 2: Учебник/ Отв. ред. проф, Е.А, Суханов. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Издательство БЕК, 2002. - С. 106.

[2] Например, Гражданское право: Учебник. Т. 2,4 изд., доп. и перераб. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ООО «Велби», 2003. - С, 657. Капемина В.В. Все о договоре комисии: Практическое пособие. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2005. - С, 8.

[3] Собрание законодательства РФ, 22.04.1996. - Ст. 1918. - №17.

[4] Российская газета. 12.01.1993. - №6.

[5] Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. - №22. - Ст. 2066.

[6] Васильев МБ. О правовой природе договора брокерских услуг на рынке ценных бумаг II Журнал российского права. -2005.-№10.

[7] Белов А.П. Посредничество во внешней торговле II Право и экономика. 1998. №8.

[8] Собрание законодательства РФ, 15.06.1998. - N224. - Ст. 2733.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.